Гаммы для фортепиано

Гаммы для фортепиано

Эти гаммы, аккорды и арпеджио для фортепиано — упражнения на каждый день. Как зарядка или медитация. И в то же время, разминка перед занятиями.
Для видения трезвучий, их обращений в своих тональностях, А также тоники, субдоминанты, доминаты.

Таблица гамм для фортепиано

Тональность Параллельная
тональность
(вниз на
мал.терцию)
Кол-во
знаков
1 До мажор Ля минор
2 Соль мажор Ми минор 1 фа#
3 Ре мажор Си минор 2 фа#, до#
4 Ля мажор Фа# минор 3 фа#, до#, соль#
5 Ми мажор До# минор 4 фа#, до#, соль#, ре#
6 Си мажор Соль# минор 5 фа#, до#, соль#, ре#, ля#
7 Фа# мажор Ре# минор 6 фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#
8 Ре♭ мажор Си♭ минор 5 си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭
9 Ля♭ мажор Фа минор 4 си♭, ми♭, ля♭, ре♭
10 Ми♭ мажор До минор 3 си♭, ми♭, ля♭
11 Си♭ мажор Соль минор 2 си♭, ми♭
12 Фа мажор Ре минор 1 си♭

Кому эти длинные и скучные занятия не нужны

Если цель занятий игра выученных произведений или по нотам с листа, то эти упражнения не нужны.

Зачем эти увлекательные и эффективные занятия пригодятся

Если цель занятий сочинять музыку, импровизировать, играть аккомпанемент на слух, то в тональностях следует освоиться в совершенстве.

Делая эти упражнения каждый день как зарядку с утра, начинаешь видеть тональность, аккорды в ней, получается играть всё что угодно не задумываясь, руки сами делают что необходимо.

Есть много разных сложных аккордов. Все они строятся от трезвучий. Более того, большинство произведений состоит в основном из трезвучий и их обращений.

Поэтому это фундаментальная система занятий. Самое важное упражнение какое могло бы быть.

Структура упражнений

Первая строка — гамма в опеделённой тональности.
Вторая строка — обращение тонического трезвучия аккордами и обращение полного тонического трезвучия арпеджио.
Третья строка — аккорды от тоники, субдоминанты и доминанты (tsd). Сначала трезвучиями с первой нотой от тоники, субдоминанты, доминанты. Затем в виде обращений, так чтобы аккорды располагались максимально близко к друг другу.

Как заниматься

Сначала учим гамму. Привыкаем к ней одной рукой, затем другой. Когда доведено до автоматизма, начинаем медленно играть двумя руками. Доводим до автоматизма. Торопиться не стоит скорость приходит сама. От спешки появляются ошибки, от которых потом не сразу получается избавиться. Не забегайте учить гаммы для фортепино вперёд. Будет путанина. Одна гамма учится неделю, каждый день.

Когда выученна гамма, играем остальные упражнения. Мы как бы пробуем гамму на вкус. Не стоит их учить наизусть для перехода к следующей гамме. Приступаем к изучению гаммы в следующей тональности, а пройденное повторяется каждый день.

Для занятий достаточно 40-ка минут в день. Поначалу больше разбора, со временем занятия превращаются в игру гамм и их обыгрывание.

Из чего скомпанована система упражнений

Лады, грубо говоря — это ноты подряд.

От того с какой клавиши начинаем играть по белым, складывается определённое звучание.

Привычное До Ре Ми Фа Соль Ля Си Доионийский лад, он же До мажор. Если хотим начать не с До и оставаться в том же ионийском ладу, придётся задействовать чёрные клавиши.

Начиная от Ля по белым получим эолийский лад, он же Ля минор.

Это два лада, в которых написана почти вся европейская музыка.

Жми на картинку, листай кликами или стрелками клавиатуры

Ноты Н. Ширинская — Гаммы и арпеджио для фортепиано

Содержание:

Автор Н. Ширинская
Инструмент Фортепиано
Жанр Академическая музыка

Юрий Весняк — Очарование (Джаз- вальс)

Дмитрий Шостакович — Избранные детские пьесы

Сергей Баневич — Прощание

Анатолий Кос-Анатольский — Ой ти дівчино, з горіха зерня

Комментарии

Для добавления комментария Войдите или Зарегистрируйтесь.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, напишите нам через Форму обратной связи.

Top5 популярных нот за неделю

ноты Galibri & Mavik — Федерико Феллини

ноты Порнофильмы — Я так соскучился (mm cover)

ноты Yugo Kanno — Giorno’s theme

ноты William Gillock — Moonlight mood

ноты Ling Tosite Sigure — Unravel

Франтишек Винценц Крамарж (Франц Кроммер) (чеш. František Vincenc Kramář; 27 ноября 1759,

Артур Эскейп, известный под псевдонимом escape — певец, артист лейбла Atlantic Record

Эдгар Туниянц — российский композитор.

Свяжитесь с нами

Мы отвечаем в течении одного рабочего дня

Копирование материалов сайта запрещено.

Ноты для фортепиано (пианино) в крупном нотном архиве. Подробнее

Вы используете расширение для браузера, блокирующие рекламу. Очень жаль :(

Пожалуйста, рассмотрите возможность ОТКЛЮЧЕНИЯ блокираторов рекламы для нашего сайта. Каждое расширение данного типа, например, Adblock для браузера Firefox, имеет возможность отключать блокировку рекламы на определенных сайтах.

Это абсолютно безопасно! Если у Вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, отправьте нам сообщение или напишите на наш email — info@pianokafe.com

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! Наслаждайтесь игрой на фортепиано и спасибо за внимание :)

Зачем играть гаммы

Скачать гаммы ноты

Немного поговорим о гаммах. А внизу страницы вы найдете ссылки, по которым можно гаммы скачать.

Наверное, у многих людей слово «гамма» вызывает не самые приятные ощущения. Интересно, почему?

Скачать гаммы можно по ссылке внизу страницы

Причины для этого могут быть самые разнообразные: кто-то, учась в музыкальной школе, разучивал специальные гаммы для фортепиано, кто-то слышал об этом от друзей и знакомых, а кому-то это слово просто пришлось не по душе. Как же быть, если хочется сразу играть сонаты и прелюдии, а приходится разучивать гаммы?

Ответ прост! Нужно срочно разобраться и понять, зачем их играть. Многие скажут: «Да и без этих гамм можно прекрасно обойтись!». Да, можно. Но стоит ли усложнять себе задачу, обучаясь игре на фортепиано?

Все знают: для того, чтобы достичь чего-то большего, нужно начинать с наименьшего. Так вот, гаммы – это отличная тренировка пальцев и рук, когда нарабатывается и оттачивается техника игры на фортепиано, ровность, четкая последовательность пальцев, их беглость. Разучивая гаммы, вы овладеваете основными формулами игры на фортепиано. Такая своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Самое важное в освоении гамм – ежедневные тренировки. Не спешите играть сразу двумя руками. Попробуйте вначале каждой рукой отдельно, потом пробуйте соединить. Не забывайте про пальцы. Ведь если нажать клавишу не тем пальцем, которого требует гамма, то играя дальше, вы собьетесь, пытаясь подобрать нужный палец, и тем самым потеряете ритм.

Если вдруг у вас дома не оказалось таких нот, не спешите расстраиваться и бежать их покупать. На нашем сайте вы без труда можете скачать гаммы для фортепиано и постепенно оттачивать свое мастерство.

Как только освоили прямые гаммы, переходите к более сложным упражнениям – расходящимся гаммам. То есть играете двумя руками одни и те же ноты, но ноты уходят в разные тональности.

Читайте также  Новый альбом ABBA все-таки будет записан?! Свежие комментарии Бьорна Ульвеуса

Если тренироваться каждый день, то будьте уверенны, что ваши пальцы не будут путаться в нотах, и вы без труда освоите и сонаты в быстром темпе и прелюдии. А кроме того, гаммы развивают слух и чувство ритма. Не правда ли, это неплохой бонус за ваши труды и старания?

Урок 1

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Читайте также  Основные этапы сведения трека

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: