Фильм о Пи Джей Харви A Dog Called Money будет представлен на Берлинском кинофестивале

Военный фотограф Шеймус Мерфи — о снятом им фильме с Пи Джей Харви, России и Америке

На фестивале Beat Weekend снова покажут фильм «A Dog Called Money» о том, как Пи Джей Харви ездила в Косово и Афганистан, а потом записала альбом «The Hope Six Demolition Project». Накануне показа Николай Овчинников поговорил с режиссером фильма, военным фотографом Шеймусом Мерфи, о сходстве третьего и первого мира, России и молчаливом большинстве.

Шеймус Мерфи вырос в Ирландии. С 1994 года работает военным фотографом: он побывал в Афганистане, Ливане, Косово, Секторе Газа и других горячих точках. У него семь наград World Press Photo, он был номинирован на «Эмми». В 2011 году он начал работать с Пи Джей Харви: сперва они сделали видео для песен с ее альбома «Let England Shake», а потом — сняли фильм «A Dog Called Money» о том, как исполнительница сперва ищет истории в Афганистане и Косово, а потом трансформирует их в музыку на альбоме «The Hope Six Demolition Project».

— Я знаю, что вы работали с Пи Джей Харви до «A Dog Called Money», вы делали видео к песням с прошлого диска «Let England Shake». Как вы вообще познакомились?

— Я работал в Афганистане с 1994 года, выпустил книгу «Darkness Visible». Она увидела выставку с моими фотографиями в Лондоне, как раз когда начала писать альбом «Let England Shake», посвященный истории, войнам, Британской империи. В итоге она связалась со мной — так, собственно, все и началось.

— Какая была основная идея вокруг «A Dog Called Money»?

— «Let England Shake» Пи Джей закончила к моменту, когда мы начали делать видео для него (они сделали ролики ко всем песням с альбома — Прим. ред.). И мы подумали, что в следующий раз было бы интересно начать что‑то делать вместе одновременно. Я много куда ездил по работе, ей было интересно посмотреть на мир. При этом мы никогда изначально не говорили про поездку в Афганистан.

Нам как раз в 2011 году предложили представить видео к «Let England Shake» на фестивале в Косово. Мы решили, что это хороший повод попробовать поработать вместе еще раз. Ни я, ни Полли не понимали, во что это в итоге выльется. Все в итоге прошло отлично. Мы недолго пробыли в Косово, но у нас накопилась куча материала по итогам поездки.

Спустя год я делал проект в Афганистане и предложил ей приехать сюда. Я ей сразу сказал: «Если хочешь, приезжай, но я пойму, если ты не сможешь — это серьезный вызов».

— И серьезный риск.

— Да. Я сказал: «Ты можешь и не ездить. Ты можешь посмотреть на фото, посмотреть телевидение. Ты сонграйтер, а не фотограф — тебе не обязательно приезжать сюда». Она согласилась. Ей все говорили: «Не надо ехать!» Но она поехала, и у нас тут все отлично получилось.

— А какая у нее была мотивация?

— Мне кажется, она хотела получить информацию из первых рук, посмотреть на все самостоятельно.

— А какое было ваше первое впечатление, когда вы впервые побывали в Афганистане?

— Это был 1994 год. Это была первая горячая точка, где я был — и в самый опасный момент: тогда в Афганистане не было иностранных войск. По всей стране была гражданская война. Русские ушли оттуда в 1989 году — и все. Я видел реально ужасные вещи, но полюбил эту страну.

Я недавно был в России и делал фильм про ветеранов Афганистана. И все, с кем мне довелось говорить, вспоминали горы, красоты, природу, а не войну. Это были их главные впечатления.

— Я знаю, что, будучи военным фотографом, вы должны быть таким сторонним наблюдателем. А Пи Джей Харви?

— Да. Определенно. К счастью, когда мы были в Афганистане и Косово, не было войны. Она пыталась зафиксировать свои реакции на увиденное и услышанное. Она вела репортаж, но не в СМИ, а в поэзии, в песнях. Я не назову это журналистикой, но метод тот же самый: ты спрашиваешь, ты пытаешься реконструировать события, узнать истории.

— А вы сами были наблюдателем не только по отношению к Афганистану и Косово, но и к самой Пи Джей Харви.

— Да. Я работал как обычно: собирал информацию, говорил с людьми, пытался понять, что происходит. Я пытался выразить это через фотографию и видео.

После того как появилась возможность снять запись альбома Пи Джей Харви, я вел себя абсолютно так же. Это было занятно: я делал видео о записи альбома, который был вдохновлен путешествиями с ней, которые я снимал. Это новый уровень, новый слой. Мы смотрели, как английские, американские, итальянские музыканты интерпретировали наши впечатления от путешествия. Фильм стал таким исследованием творческого процесса.

Основой, хребтом фильма, безусловно, стал альбом. Альбом — это своеобразная икона определенного времени, определенного артиста. Но у него есть соавторы: люди, чьи истории мы слушали, чьими историями мы вдохновлялись. Главной задачей для Пи Джей Харви было превратить это в искусство, попытаться это понять через призму не ТВ или газет, а через призму искусства. Истории — это другое ядро фильма: те связи, которые я наработал годами и которые принес в фильм, люди, которых я познакомил с Пи Джей.

— Интересно, что вы ведь снимали еще в Вашингтоне, и, когда смотришь фильм, возникает впечатление, что он очень похож и на Косово, и на Афганистан.

— Это та реальность, которую мы нашли. Мы могли провести все время в центре Вашингтона с его деньгами и привилегиями. Но мы решили, что интереснее следующее: вот центр западного мира, место, где решаются судьбы жителей Косово и Афганистана, а в трех станциях метро от этого места люди умирают от наркотиков, убивают друг друга из огнестрельного оружия. И ты сравниваешь это с ситуациями в Косово и Афганистане и понимаешь, что там и образование, и возможности, и семейные связи лучше.

Что готовит Beat Film Festival 2019?

Краткий дайджест о главных фильмах 10-го по счету фестиваля документального кино.

«Сонграйтер»

Дожили. Документальное кино про Эда Ширана. Снял показанную на Берлинском кинофестивале ленту двоюродный брат исполнителя Мюррей Каммингс. Показ на Beat Festival, с одной стороны, – уникальная воможность встретиться с автором, который обсудит картину со зрителями, а с другой – хороший способ подготовиться к летнему московскому концерту самого Ширана. Если вы, конечно, успели взять на него билеты, разлетевшиеся в считанные часы.

Читайте также  В Лос-Анджелесе подвели итоги iHeart Music Awards 2018

A Dog Called Money

А эту документальную работу саму сравнивают с живым концертом – настолько там продумана связь видеоряда с музыкальным сопровождением. Фильм ирландского фотографа Шеймуса Мерфи о певице Пи Джей Харви представляет собой совместное путешествие режиссера и исполнительницы по горячим точкам, некий синтез страшных по содержанию кадров и удивительной красоты самобытной музыки.

«Фри-соло»

Здесь лишних слов не нужно – премия «Оскар» за лучший документальный фильм в этом году. Помимо статуэтки, на счету картины огромная американская касса и рекомендация продюсера Александра Роднянского. Так что нет никаких препятствий к просмотру на большом экране истории покорения вершины Эль-Капитан скалолазом Алексом Хоннольдом. Истории о выносливости, мужестве и некоторой безбашенности, ведь риску подвергался не только Хоннольд, но и съемочная группа.

«Три одинаковых незнакомца»

Попытка дебютанта Тима Уордола переосмыслить довольно странный случай из 1980-х. Три разлученных в младенчестве близнеца спустя 20 лет по некоторому стечению обстоятельств встречаются. Братья дают интервью, участвуют в ток-шоу и буквально становятся суперзвездами, счастью которых нет предела. Правда, ровно до того момента, пока не выясняется, что их судьбу спланировал ученик Фрейда Питер Нойбауэр.

«Студия 54»

Практически любой историк музыки подтвердит, что Нью-Йоркский клуб Studio 54 – это не только одно из самых известных мест ночной жизни 70-х, но и «инкубатор» музыкального жанра «диско». В фильме Мэтта Тирнаура о заведении расскажет один из двух его основателей Ян Шрагер. По всей видимости, нас ждет еще одна история о головокружительном взлете и громком падении, ведь в этот клуб в свое время американцы ходили толпами, а закрытие сопровождалось силовыми действиями, которые были похлеще полицейского рейда в московской «Рабице».

Промышленный дизайнер Дитер Рамс известен всему миру не только умелыми концептуальными работами, но и разработкой знаменитых «10 правил хорошего дизайна». Картина Гари Хаствита рассказывает о пути Рамса к его дизайн-концепции, а также попутно рисует портрет самого художника. Музыкальное сопровождение от Брайана Ино, видимо, тоже в качестве не уступает.

Celebration

Очередной фильм про великого модельера Ива Сен-Лорана, на этот раз – документальный. К слову, самый удачный художественный, на наш взгляд, сделал Бертран Бонелло (в роли мастера там блистал Гаспар Ульель). Здесь кино не менее любопытное, хотя бы потому, что а) охватывает поздние годы работы Сен-Лорана и б) оказался столь провокационным и ломающим привычный образ художника, что был запрещен для показа во Франции на целых семь лет.

Вероятно, вам также будет интересно:

14 самых ожидаемых фильмов этой весны

10 сериалов, которые стоит смотреть этой весной

Если нравятся эти тексты и вы не хотите пропускать ничего нового, то подписывайтесь на канал «Тайный Санта Луи Гарреля», который ведет автор материала Дмитрий Барченков.

Фото: Кадр из фильма «Студия 54»

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Фильм о Пи Джей Харви A Dog Called Money будет представлен на Берлинском кинофестивале

Правила посещения доступны по ссылке. Для посещения выставок необходимо заранее купить билет онлайн.

Обращаем ваше внимание, что выставка «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» имеет возрастное ограничение 18+. Для подтверждения совершеннолетия необходим оригинал документа, удостоверяющего личность.

Garage Screen: Beat Film Festival

ОПИСАНИЕ

Фильм — путешествие на край света в компании Пи Джей Харви, самой чуткой певицы своего поколения.

Полли Джин Харви всегда внимательно выбирала соратников, будь то Том Йорк или Ник Кейв… Шеймус Мерфи, вдохновивший ее на последний (и лучший за долгое время) альбом The Hope Six Demolition Project, — не исключение. Ирландский военный фотограф, эдакий Роберт Капа своего времени, Шеймус привлек внимание певицы пронзительно-поэтичными фотографиями из горячих точек; в следующий раз в Афганистан, Косово и Вашингтон Харви инкогнито отправилась вместе с ним, «проникая в кадры и вытягивая из них сюжеты для будущих песен». Ее и без того мощный песенный материал буквально вырастает из кадров кабульского кинотеатра, пол которого усыпан пулями, или группировки подростков с золотыми цепями и собакой по имени Деньги — точно так же, как песни с ее альбома Stories from the City, Stories from the Sea выглядывали из-за небоскребов Нью-Йорка.

Живущая в Дорсете на юге Англии, не слишком многословная и не дающая в последние годы интервью Пи Джей Харви предстает здесь максимально живой и открытой. Она хохочет с музыкантами в студии, построенной в Соммерсет-хаусе как инсталляция, позволяющая каждому взглянуть на процесс записи альбома, преспокойно ездит в лондонском метро и размышляет о стоимости свои босоножек, поднимаясь на второй этаж разрушенного войной дома в Косово. Британская компания Pulse когда-то сняла фильм «20 000 дней на Земле», в котором Ник Кейв играл воображаемый день из своей жизни, — и символично, что за первый (и вероятно, последний) документальный фильм о Пи Джей Харви взялись именно они: этот удивительный коллаж личного с политическим, музыкального с визуальным превращается в уникальное переживание, сравнимое с концертом.

PJ Harvey: A Dog Called Money
Режиссер Шеймус Мерфи
Ирландия, Великобритания, 2019. 90 мин. 16+

О BEAT FILM FESTIVAL

Beat Film Festival — международный фестиваль документального кино о новой культуре, существующий с 2010 года. За это время он превратился в событие городского масштаба, которое знакомит зрителей с самым актуальным из мира музыки, современного искусства, медиа, уличной культуры, моды, спорта и новых технологий.

В его программе — российские премьеры наиболее заметных фильмов-участников крупных мировых кинофестивалей, вечеринки и специальные мероприятия с режиссерами, музыкантами и другими представителями современной культуры. В 2017 году фестиваль посетило более 21 000 человек.

БИЛЕТЫ

Стоимость билета — 450 рублей

Билет для пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, детей до 18, посетителей с инвалидностью, одного сопровождающего посетителя с инвалидностью — 225 рублей**

Бронь билетов для владельцев карт GARAGE по телефону +7 (499) 345-10-00 или по адресу members@garagemca.org.
Забронированные билеты необходимо оплатить не позднее чем за 30 минут до начала сеанса.

Фильм демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.
Фильм доступен для глухих и слабослышащих.

* Студенты в возрасте от 18 до 25 лет при предъявлении соответствующих документов
** При предъявлении соответствующих документов

Фильм о Пи Джей Харви A Dog Called Money будет представлен на Берлинском кинофестивале

Афиша февраля 1.02.-28.02.

Третий день фестиваля ознаменовали: российская военная драма от ученика Александра Сокурова, красивая и бесконечно долгая скандинавская медитация, психологическая драма Мари Кройцер о том, как тяжело не стать психопатом, отличная документалка об источниках вдохновения PJ Harvey и новый фильм Агнешки Холланд.

Земля под моими ногами / The Ground Beneath My Feet / Der Boden unter den Füßen
Competition, реж. Мари Кройцер, в ролях: Валери Пахнер, Пиа Хирцегер, Мави Хербигер

Лола — успешная бизнес-консультантка; она живет в Вене, но работает в Германии (временно), состоит в романе со своей начальницей (постоянно), ходит в спортзал и дорогие рестораны в дорогих вещах (регулярно). А еще скрывает, что ее старшая сестра Конни много лет страдает параноидальной шизофренией, практически не выходит из дома, только что совершила попытку суицида и лежит в психиатрической клинике. Лола начинает получать от Конни пугающие звонки: сестра утверждает, что врачи мучают ее и хотят убить; в больнице же заверяют, что женщина вообще не совершала никаких звонков.

Читайте также  Мечтаем пройти кастинг: новые клипы Rammstein будут сняты в январе

«Земля под моими ногами» работает сразу в нескольких направлениях. Это рассуждение о том, как тонка грань между здравомыслием и безумием, о степени важности или неважности родственных отношений, и — не в последнюю очередь! — напоминание о том, как важно разделять личные и профессиональные отношения (т.е. не спать со своими начальниками). В общем и целом, если выражаться грубо, это фильм о том, как тяжело не сойти с ума и не стать психопатом — и что еще тяжелее приходится тем, кто уже сошел и стал. Это точно выверенная психологическая драма, которая постоянно держит в напряжении — в том числе за счет того, что местами удачно притворяется мистическим триллером. Кроме того, картина мягко напоминает, что иногда паранойя — это всего лишь паранойя (но иногда и нет).

Мальчик русский
Panorama, реж. Александр Золотухин, в ролях: Андрей Павлютин, Сергей Двойников, Данил Тябин

На дворе 1916-й год. Молодой деревенский парень уходит на фронт, чтобы сражаться с немцами за родину и в первой же серьезной битве теряет зрение. Домой он возвращаться на спешит, ведь это удел трусов, поэтому сослуживцы превращают его в «слухача» — так в Первую мировую войну называли слепых солдат, которые «прослушивали» небо с помощью огромных акустических раструбов. «Слухач», тем не менее, остается самым уязвимым бойцом в армии, когда враг уже стоит у ворот.

Сцены военных действий в картине Золотухина сменяются кадрами из репетиций концерта Рахманинова, музыка которого не сколько подчеркивает, сколько оголяет нерв каждого отдельного момента. Звук вообще играет большое значение в фильме, что логично, ведь главный герой слепой. Визуальная составляющая картины стилизована под старую пленку, и этот прием помогает создать ощущение исторической достоверности.

Out Stealing Horses / Угоняя лошадей
Competition, реж. Ханс Петтер Муланд, в ролях: Стеллан Скарсгард, Тобиас Зантельман, Даница Чурчич

Норвежец Ханс Петтер Муланд привез на фестиваль экранизацию скандинавского романа «Угоняя лошадей» о пожилом отшельнике по имени Тронд, который после смерти жены уехал из Осло в глухую заснеженную деревушку. В канун Нового года судьба сводит Тронда с Ларсом, призраком из его прошлого. Неожиданная встреча пробуждает в Тронде воспоминания, которые долгие годы скрывались на задворках его сознания.

«Угоняя лошадей» собрал в себе все лучшее, что есть в современном скандинавском кинематографе. Это стильная, визуально пленительная картина с величественными пейзажами Норвегии, красивыми голыми мужчинами и пронизывающей инструментальной музыкой. Как и заведено в подобных фильмах, персонажи много думают, смотрят в окно и периодически страдают.

A Dog Called Money
Panorama, документальный, реж. Симус Мерфи, в ролях: PJ Harvey (в роли PJ Harvey)

За музыку на этом Берлинале несут ответственность Полли Джин Харви и ее давний коллаборатор Симус Мерфи — фотограф, журналист, автор многих клипов певицы. Назвать фильм «документалкой о PJ Harvey» — значит сбить с толку потенциального зрителя: это документалка об источниках вдохновения певицы, о том, как она видит мир, о самом мире вокруг нее, в конце концов. В поисках вдохновения для альбома The Hope Six Demolition Project Харви отправилась в Косово, Афганистан и Вашингтон, Мерфи последовал за ней с камерой. Получилась одна из лучших музыкальных документалок последних n лет.

A Dog Called Money на 100% удается то, чего обычно ждут от всех фильмов такого типа — поймать магию того, как творческие люди превращают жизнь в искусство. Сделано это без изобретения велосипеда, самым простым способом: Мерфи просто проводит параллели «впечатление — песня». Но какая это уникальная возможность — наблюдать за тем, как Пи Джей наблюдает мир, а потом трансформирует это в музыку. И несмотря на то, что эта близкая к успеху попытка «залезть в голову» певицы довольно интимна, в картине не опускается и громкий политический посыл — но и он представлен не как очевидный манифест, а вновь глазами Харви, очень лично и искренне.

Чертова дыра / Hellhole
реж. Бас Девос, в ролях: Альба Рорвахер, Лубна Азабаль, Хамза Беларби, Вилли Томас

2016 год. В Брюсселе только что прогремели теракты в аэропорту и метро. С экранов телевизоров город называют «европейской столицей джихадистов», люди подавлены и потеряны. В центре сюжета — три истории: работающая в Европарламенте переводчица из Италии Альба; арабский подросток Меди, страдающий от головных болей; врач Ваннес, только что переживший потерю отца. Объединяет их по большей части одно: бескрайнее одиночество.

«Это очень темный фильм, но, я надеюсь, вы найдете немного света — я его хорошо спрятал», — пошутил перед премьерой фильма режиссер, но точнее не скажешь. Hellhole не расскажет, как спастись от одиночества и даже рассуждать об этом не будет (и этого на самом деле не хватает), но хотя бы может констатировать факт: да, мы очень одиноки, но это нормально, и иногда будет чуть получше. Важную роль в фильме играет экспериментальная работа оператора: с помощью круговых медленных движений камеры Николас Каракацанис связывает персонажей друг с другом и городом, а также пытается создать портрет Брюсселя, рассматривая каждый дом, каждый угол со всех ракурсов.

Mr. Jones / Гарет Джонс
Competition, реж. Агнешка Холланд, в ролях: Джеймс Нортон, Питер Сарсгаард, Ванесса Кирби, Джозеф Моул

Агнешка Холланд привезла на фестиваль картину о жизни уэльского журналиста и советника британского министра Гарета Джонса. Не получив интервью у вождя Советского союза, Джонс отправляется на Украину и узнает страшную правду о реалиях сталинского коммунизма. В итоге журналист выпускает компрометирующую статью, где раскрывает факт голода в СССР. Впоследствии эта статья становится достоянием общественности, а Гарет, как заведено, не доживает и до 30-летнего юбилея.

«Гарета Джонса» отчаянно хочется сравнить со старым советским комодом — гигантским, тяжеловесным и абсолютно безвкусным. Он занимает слишком много места и совершенно не вписывается в общий интерьер, но родители оставили его в квартире, потому что «так надо». Вот и жюри добавили этот фильм в программу просто для того, чтобы он там был. Социальную повестку «Гарет Джонс» отрабатывает идеально, только делает это слишком надрывно и прямо в лоб, а к концу и вовсе скатывается в какую-то звенящую пошлость.

Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: