Фильм Круглосуточные тусовщики: история звукозаписывающего лейбла Factory Records

Рецензия на VHS «Круглосуточные тусовщики»

Режиссер: Майкл Уинтерботтом
В ролях: Стив Куган, Ширли Хендерсон, Джон Симм, Кейт Аллен
Жанр: ироничная киноповесть
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 4

Для большинства наших соотечественников Великобритания — это Лондон, Биг Бен, королева (непременно мать), да Дэвид Бэкхем. Но, позвольте, это ведь несправедливо по отношению к старушке Англии! Именно на британских островах увидели свет многие актуальные веяния в современной литературе, кино и, прежде всего, музыке. Дабы восстановить попранные права на место на культурном Олимпе и показать кто здесь who, режиссер Майкл Уинтерботтом снял своеобразный кинематографический курс ликбеза в области музыкальной грамотности — «Круглосуточные тусовщики». Время действия фильма Уинтерботтома — конец 70-80-х годов, по словам героев «один из самых ох…тельных моментов человеческой истории». И, черт нас всех подери, если это не так — свобода, разрушение границ в повседневной жизни и творчестве, революционные преобразования системы ценностей и общепринятых образцов поведения — угар, алкоголь, наркотики, секс. Место действия — Манчестер, несомненно культурная столица Британии, город ставший на время центром Вселенной Продвинутых, Madchesterом, город, в котором вершится самое главное, делается история. Вот, например, 4 июня 1976 года первый концерт группы Sex Pistols, зрители — человек 40, не больше….

Уинтерботтом, используя ретроспективный метод, отматывает пленку прошлого назад, выступая гидом по местам боевой славы британской музыки. Повествование ведется от имени Тони Уилсона, респектабельного журналиста, выпускника Кембриджа, между прочим, интеллектуала (слово «постмодернизм» звучит из его уст едва ли не чаще, чем ненормативная лексика в песнях Сергея Шнурова) в свободное от основной работы время занимающегося продюсированием музыкальных групп. Через его руки прошли Joy Division, после смерти солиста ставшие New Order, Happy Mondays и другие. Именно он был владельцем знаменитого звукозаписывающего лейбла Factory Records и суперпопулярного клуба с дурной репутацией (всему виной триада рэйв-наркотики- разборки) Hacienda. Тони Уилсон всегда в водовороте событий и вместе с ним попадают в него и зрители «Круглосуточных тусовщиков», машина времени Майкла Уинтерботтома работает безотказно.

«Круглосуточные тусовщики» — синтез репортажной манеры съемки, популярных приемов наркокинематографа (вроде тех, что использовал Дэни Бойла в фильме «На игле» или Оливер Стоун в близком по духу к «… тусовщикам» «The Doors»)) и клиповой эстетики времен 80-х. Большой плюс в том, что создателям «Круглосуточных тусовщиков» нельзя отказать в иронии, что спасает их творение от занудной повествовательности. При всех своих достоинствах в целом фильм более всего напоминает хорошо сделанную телепрограмму, посвященную истории современной музыки, в которой используются широко популярные на Западе реконструкции событий — эпизоды «из жизни» различных музыкальных групп, объединены центральным персонажем, Тони Уилсоном.

Одна из глав истории культуры ХХ века — история супружеских отношений, вступивших в брак по расчету искусства из бизнеса. А началось-то все с «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», кто бы мог подумать, что со временем останется только рукопись. И Тони Уилсон, который был ужасно неудачливым бизнесменом, один из последних динозавров работавших не корысти ради, а ради любви. К искусству, конечно.

Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на Filmz.ru и сохранении авторства.

Главный редактор онлайн-журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редакторы Анатолий Ющенко и Сергей Горбачев.

Журнал «про Настоящее кино» зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.

Фильм ‘Круглосуточные тусовщики’

Зачем смотреть фильм ‘Круглосуточные тусовщики’ и почему он понравится поклонникам панка и инди?

‘24 Hour Party People

Дата выхода: Великобритания, 2002

Режиссер: Michael Winterbottom

В главных ролях: Steve Coogan, Shirley Henderson

О чем фильм?

Фильм о музыкальной жизни Манчестера 70-90 годов. Начиная с Sex Pistols и заканчивая рейвами и Мэдчестером – жанром рок-музыки второй половины 80-х с психоделическим звучанием и элементами хауса.

Рассказ ведется от лица Тони Уилсона, амбициозного телерепортёра. Он любит музыку и большую часть времени проводит в клубах и на вечеринках.

Однажды он приходит на концерт тогда еще малоизвестных Sex Pistols (в зале всего 42 человека). После этого Тони начинает искать малоизвестные, но перспективные панк-группы, рассказывать о них на телевидении, организовывать концерты. Уилсон и его друзья создают легендарную студию ‘Factory Records’ и клуб ‘Hacienda Club’. На лейбле Тони записываются группы Joy Division, New Order и Happy Mondays.

Мемуары Тони Уилсона

Сценарий фильма написан по одноимённым мемуарам самого Уилсона. Кроме ‘Factory Records’ Тони был совладельцем знаменитого манчестерского клуба ‘Hacienda’, на сцене которого выступали Oasis, The Smiths и The Stone Roses.

Во многом благодаря Уилсону, Манчестер был одним из крупнейших центров музыкальной жизни Великобритании 80-90-х годов.

‘Круглосуточные тусовщики’ – своеобразная экскурсия по британской музыке, кино-энциклопедия по биографии Уилсона и клубной жизни того времени.

Режиссер Майкл Уинтерботтом

У него получился забавный и захватывающий рассказ о музыке, сексе, наркотиках и рождении одного из самых известных ночных клубов в мире. Изображая музыкальное и танцевальное наследие Манчестера с конца 70-х до начала 90-х, эта комедия показывает Madchester именно тем местом, где тебе непременно захочется побывать.

Уинтерботтом смешивает реальные кадры кинохроники с вымышленными персонажами – и все они убедительно сосуществуют в одном и том же кадре.

В фильме хорошо прописаны сильные персонажи, которым симпатизируешь. Но они, как и все, совершают ошибки. В фильме хватает юмора, иронии и драмы.

Актер Стив Куган

Комедийный актер Стив Куган прекрасно воплотил Тони Уилсона. У него получился настоящий образованный идеалист, который любит песни Sex Pistols, продвигает их музыку в своем телешоу и со временем открывает всемирно известный клуб.

Как и Уилсон, Куган напрямую обращается к камере, комментирует свои действия и рассказывает истории о том, что мы только что увидели и что случится дальше. Уилсон не гоняется за деньгами – он действительно хочет нести искусство людям и продвигать новые группы. Музыканты, которых он встречает на своем пути, хороши по-своему – от молодого Мика Хакналла из Simple Red до Иена Кёртиса из Joy Division.

Перед просмотром фильма будет неплохо посмотреть одно из интервью Тони Уилсона и лайвы Joy Division. Тогда сразу станет понятно, насколько качественно сыграли актеры.

Музыка

Конечно, фильм понравится в первую очередь поклонникам творчества групп Sex Pistols, Joy Division, New Order и Happy Mondays. Здесь много их музыки. А также песен групп Buzzcocks, The Clash, 808 State.

Но даже для тех, кто не знает предыстории фильма, лента тоже станет интересной и познавательной. А отличный саундтрек, возможно, побудит послушать альбомы групп целиком и заинтересоваться ими, даже если это пока кажется ‘не твоей музыкой’.

Читайте также  Мюзикл о Майкле Джексоне представят в 2020 году

Картина «Культовые тусовщики»: секреты музыкального продюсера

В прокате «Культовые тусовщики» — картина об Алане Макги, продюсере, открывшем миру Oasis, да и в целом важном герое британской инди-сцены. Вера Гиренко попыталась разобраться в кинематографических флешбэках, слухах и тусовщиках.

«Я создал самый большой независимый лейбл из воздуха. Я нашёл лучшую группу в мире и воскресил умирающую музыкальную индустрию. Благодаря моей работе с 1989 по 1999 год продажи компакт-дисков выросли на 89%. А международные продажи записей принесли Великобритании больше доходов, чем автомобильная промышленность», — таков далеко не полный перечень достижений легендарного продюсера Алана Макги, озвученный им самим в картине «Культовые тусовщики».

Назвать фильм в российском прокате по аналогии с «Круглосуточными тусовщиками», снятыми Майклом Уинтерботтомом в 2002 году, было вдвойне удачным решением. Во-первых, оно указывает на концептуальную «вторичность» фильма и избавляет от напрасных ожиданий. Во-вторых, сообщает об уже известной жанровой схеме. Если в «Круглосуточных тусовщиках» рассказывалась история манчестерского альтернативного рока так, как её увидел основатель клуба Hacienda Тони Уилсон, то в «Культовых. » речь идёт о британской инди-сцене — от первых выступлений дерзких шотландцев The Jesus and Mary Chain до массового помешательства на «королях брит-попа» из группы Oasis, замеченной основателем крупнейшего независимого музыкального лейбла Creation Records Аланом Макги. В обоих фильмах в центре закулисный серый кардинал, который, предполагается, знает всю правду о рок-сцене и все секреты шоу-бизнеса.

Такие сверхспособности приписывались Алану Макги с самого начала его продюсерской карьеры. Бросив школу в родном Глазго и перебравшись в Лондон, потерпев неудачу в качестве музыканта, в 1983 году Макги начал записывать демо молодых исполнителей, чья музыка отличалась от мейнстримного синти-попа и была похожа на подлинное бунтарство в духе Sex Pistols (любимой группы Макги). Рассказывали, что он обладал поразительным даром замечать таланты и видеть в них коммерческий потенциал. Говорили также, что бизнес-стратегия лейбла выстраивалась в зависимости от того, что его директор употреблял накануне. Слухов было много.

Чтобы развеять их и/или подтвердить, Алан Макги в 2001 году написал автобиографию Creation Stories — Riots, Raves and Running a Record Label («Креативные истории — бунты, рейвы и управление звукозаписывающей компанией»), которая и стала основой для сценария «Культовых тусовщиков».

В фильме экзальтированный и энергичный Макги в исполнении удивительно на него похожего Юэна Бремнера рассказывает историю своей жизни в интервью американской журналистке. Этот исповедальный приём, очевидно, необходим исключительно для того, чтобы у главного героя был повод для манифестации своих идей. Иначе без него можно было бы обойтись и таким образом значительно облегчить жизнь зрителям, которые из-за «перерывов» на интервью вынуждены «прыгать» во флешбэки из разных временных отрезков, мгновенно узнавать ключевых персон британской инди-сцены конца прошлого века. Погружённые в контекст знатоки справятся с этой задачей без труда и будут вознаграждены пониманием едких шуточек. А вот не знакомые с материалом неофиты либо потеряют время, либо будут вынуждены (разумеется, тщетно!) сёрфить «Википедию» прямо во время сеанса. Всё это создаёт для «Культовых тусовщиков» риск стать маргинальным кино.

«Круглосуточные тусовщики» (24 Hour Party People)

Фильм надежды британского кино Майкла Уинтерботтома предназначен для ветеранов панк-рока и прочих меломанов. Слоганом рекламной кампании «Тусовщиков» стала фраза «Гений. Поэт. Мудозвон». Все эти сочные определения относятся к главному герою — знаменитому телеведущему Тони Уилсону, прославившемуся после показа по манчестерскому ТВ концерта группы Sex Pistols. В 1976 году иначе как производственным хулиганством назвать это было невозможно. Неожиданный успех вскружил голову Тони и нескольким его приятелем, которые основали новую звукозаписывающую компанию Factory Records. Именно на этом лейбле были впоследствии записаны первые альбомы Joy Division (позже переименованных в New Order), The Happy Mondays и других. В главных ролях заняты Стив Куган («Гарри Поттер и тайная комната», «Дневник Бриджет Джонс», «На игле») и Кейт Аллен («Другие», «Эскорт»).

«Круглосуточные тусовщики», участвовавшие в 2002 году в конкурсе Каннского кинофестиваля и награжденные призом British Independent Film Award за «лучшие достижения в производстве», выделяются сразу в нескольких областях. Во-первых — качественная операторская работа. Над «Тусовщиками» трудился сам Робби Мюллер, любимец Вима Вендерса, Ларса фон Триера и Джима Джармуша. Во-вторых (для упомянутых в начале ветеранов и юных панк-рокеров даже «в-главных»), это реалистичное изображение музыкальной культуры Англии конца 1970-х снабжено на редкость крепко сколоченным саундтреком. Восемнадцать композиций из жизни «безумного Честера», среди которых сплошные культовые имена вроде The Sex Pistols, The Clash, New Order, The Happy Mondays, The Chemical Brothers и других, превращают «Круглосуточных тусовщиков» в компактную антологию панк-рока.

«Грязные делишки» (Dirty Deeds)

Детективная комедия Дэвида Сизара, как и сериал «Клан Сопрано», посвящена нелегким будням мафиози. Неплохо устроиться они могут не только на Сицилии или в США — это австралийский гангстер Барри Райан знает на собственном опыте. Особенно хорошо дела пошли в 1969 году, когда на континент кенгуру толпами повалили желающие отдохнуть после Вьетнама американские солдаты. В Сиднее возможностей повеселиться для них было хоть отбавляй: подпольные ночные клубы, казино с молоденькими крупье и бордели с лучшими австралийскими проститутками не успевали принимать клиентов и отстегивать «пасущему» их Барри свою долю. Препятствовать незаконному бизнесу не смеет ни подкупленный инспектор полиции Рэй, ни местные бандиты. Сладкая жизнь Райана кончилась совершенно неожиданно — чикагские мафиози решили, что их младший австралийский брат совсем зажрался, и отправили за океан пару своих парней на разборки. Но что такое настоящее австралийское гостеприимство, самоуверенным янки только предстоит узнать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: