Джими Хендрикс: как начать лучше разбираться в его творчестве?

Джими Хендрикс: как начать лучше разбираться в его творчестве?

Сегодня – 27 ноября – день рождения у величайшего гитариста всех времен, Джими Хендрикса. Если вы мало знакомы с его творчеством, редакция Eatmusic готова поделиться с вами подборкой книг, фильмов и песен, которые вам подробно о нём расскажут. Ну а в том случае, если вы и так фанат виртуозного музыканта, просто переслушайте его невообразимую музыку вместе с нами.

Джими Хендрикс: где узнать о нем больше?

Что почитать?

Джими Хендрикс, «Начать с нуля. Моя собственная история»

Эта книга – возможность услышать о гитаристе всех времен из первых уст. Он сам расскажет обо всем, что происходило в его недолгой, но насыщенной жизни: о бедном детстве, армии, барах американского юга, лондонских клубах и невероятной любви к музыке.

Чарльз Кросс, «Комната, полная зеркал»

В своей книге Чарльз Кросса развивает идею о гомосексуальности великого гитариста. Точнее он предполагает, что Хендрикс имитировал свои гомосексуальные наклонности, чтобы скоротать срок службы в армии и быть отпущенным досрочно. Кросс утверждает, что Хендрикс сбежал из армии играть музыку, прибегнув к традиционной уловке с психиатром.

Что посмотреть?

«Хендрикс», 2000 год

Леон Ичасо снял биографический фильм об одном из самых ярких рок-музыкантов ХХ века. Посмотрите – фильм того стоит!

«Всё на моей стороне», 2013 год

Фильм Джона Ридли, названный в нашем прокате просто «Джими Хендрикс», правдиво рассказывает о терниях, которые ожидали известного гитариста на пути к звездам. В основе сюжета – конец 1960-х годов, период, когда личность Хендрикса была еще никому не известна.

Что послушать?

Jimi Hendrix – Foxy Lady

Jimi Hendrix – If 6 Was 9

Jimi Hendrix – All Along the Watchtower

Jimi Hendrix – Red House

Jimi Hendrix – The Wind Cries Mary

Jimi Hendrix – Castles Made Of Sand

Альбом Jimi Hendrix – People, Hell and Angels

Несколько интересных фактов о Джими

Ну и напоследок расскажем вам несколько интересных фактов о Джими:

  • Одна из легенд о Хендриксе гласит: бандана, в которой выступал музыкант, служила не только для того, чтобы поддерживать волосы. Там он, якобы, хранил марку с ЛСД, которая медленно проникала сквозь кожу и трип плавно начинался во время выступления.
  • Джими Хендрикс был левшой, хотя играл на гитаре не только левой рукой. Гитарист Kiss Боб Кулик говорил о нём: «Он играл зубами такие партии, которые никто не мог бы сыграть и руками». Джими Хендрикс был ещё неизвестным музыкантом, но сенсация распространилась мгновенно.
  • Гитарист всех времен, одевавшийся в разноцветные рубашки и широкие брюки, не менее круто выглядел в военной форме.
  • В одной из песен Хендрикса есть строчка: «Excuse me while I kiss the sky» (Англ. «Прости меня, когда я целую небеса»). Но многим фанатам казалось, что Джими поёт: «Excuse me while I kiss this guy» (Англ. «Прости меня, когда я целую этого парня»). Рассказывали, что музыкант знал об этой ослышке и, бывало, указывал во время исполнения «Purple Haze» на своего басиста Ноэля Реддинга.
  • Музыкант не любил свой голос и стеснялся его, хотя вокальные данные у него были неплохие, пусть и не такие масштабные, как его гитарные способности.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Джими Хендрикс: как начать лучше разбираться в его творчестве?

Страна: США, Великобритания
Стиль: классический рок, психоделический рок, блюз, хард-рок
Годы: 1967 — 1970 (на самом деле, Хендрикс выступал и до 67-го, но полноценных записей до этого периода у него не было)
Профессия: гитарист, вокалист, композитор
Коллективы: Jimmy James and Blue Flames, The Jimi Hendrix Experience, Band of Gypsys, Gypsy Sun and Rainbows

Состав The Jimi Hendrix Experience (именно с этим коллективом музыканта и принято ассоциировать):
Джими Хендрикс — гитара, вокал
Ноэль Реддинг — бас-гитара
Митч Митчелл — ударные

Дискография Experience:

Are You Experienced (?) — 1967 год, вопросительный знак в конце названия стоит на части изданий диска.
Axis: Bold as Love — 1967 год
Electric Ladyland — 1968 год
Band of Gypsys — 1970 год

Джеймс Маршалл «Джими» Хендрикс (James Marshall «Jimi» Hendrix; 27 ноября 1942, Сиэтл, Вашингтон — 18 сентября 1970, Лондон, Англия) — американский гитарист, певец и композитор. Широко признанный как один из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока, Джими стал пионером электрогитары, открыв в ней бесконечный источник возможностей нового звучания. И хотя он пробыл на сцене в качестве сольного исполнителя менее пяти лет, Хендрикс оказал огромное влияние на развитие музыки.

Как это еще нет темы о Хендриксе? Странно, странно. Это, на мой не слишком опытный взгляд, едва ли не величайший музыкант в истории музыки. Его записи я могу слушать бесконечно.
Что забавно, поначалу мне он не слишком нравился, и я считал Джими эдаким «технарем от шестидесятых», который ну никак не может конкурировать с Клэптоном или, скажем, гениальным Джефом Беком. Со временем до меня дошло насколько я не прав, и наступила эра почета и обожания. Примерно в ней я сейчас и нахожусь.
Помимо этого, этот парень прославил Стратокастер по-настоящему! Именно с его подачи тот же Клэптон начал играть на этом замечательном инструменте.

Как Джими Хендрикс изменил мир

Рок-н-ролл и ритм-н-блюз. Конечно, рок-н-ролл и его близкий родственник — ритм-н-блюз — успешно существовали задолго до появления Хендрикса на сценах Британии и США. Но именно шестидесятые стали периодом, когда рок-музыка обретала современную форму и давала ростки многих новых течений в искусстве. Джими Хендрикс — наряду с The Beatles, The Rolling Stones, The Doors и другими выдающимися музыкантами — сделали рок-культуру культом.

Блюз-рок. Любовь Хендркса к блюзу, соулу и фанку вполне понятна — и в излишних описаниях не нуждается. Он за свою довольно недолгую, но крайне бурную творческую жизнь (его посмертная дискография насчитывает сотни записей) успел поиграть со многими выдающимися музыкантами, среди которых многие были знаменитыми блюзменами. Stevie Wonder, Taj Mahal, Curtis Knight, Lonnie Youngblood, The Isley Brothers, Johnny Winte, Buddy Miles — вот краткий список тех, кому посчастливилось сыграть с Хендриксом. Появившийся вскоре блюз-рок, конечно, во многом обязан и сольным его работам, и результатам сотрудничества с передовыми блюзменами.

Психоделический рок. Усилия тех же «битлов» и «роллингов» привели к тому, что ритм-н-блюз в конце концов направился в сторону психоделии, и к концу шестидесятых эта тенденция стала тотальной. Психоделику стали играть даже те, кто сначала интересом в ней не отличался — даже The Beach Boys. Такова была магия 1967 года, когда The Jimi Hendrix Experience выпустили свой первый альбом Are You Experienced?, открывший глаза современникам на возможности электрогитары в этой сфере. Звуки, извлекавшиеся Хендриксом из электрической гитары посредством различных частей собственного тела, перевели психоделический рок, бывший в массе своей акустическим, на новый уровень. На некоторых выдающихся музыкантов это оказало такое впечатление, что они тут же забросили акустику и начали играть совсем другие вещи — как это сделал впоследствии сотрудничавший с Хендриксом Артур Ли из Love.

Читайте также  Полезные советы для всех

Прогрессивный рок. Отцы находившегося тогда в стадии зарождения прога очень чутко реагировали на все, происходившее вокруг них. И электронные эксперименты психоделических гениев стали тем, от чего они отталкивались (сравните, к примеру, первые два альбома знаменитых Yes, чей гитарист Стив Хау, кстати, играл в свое время в легендарной психоделической группе Tomorrow). Виртуозная техника — одна из главных (а нередко — главная) составляющих прогрессив-рока. И здесь у Джими Хендрикса мог поучиться — и учился — каждый.

Хард-рок и хеви-метал. Параллельно с массой поджанров прогрессивной музыки развивался и самый радикальный из них, получивший название хард-прог. Он получил окончательную форму благодаря таким авторитетам в «тяжелой музыке» как Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Jethro Tull. Стоит ли говорить о том, что знаменитый саунд всех этих коллективов был бы невозможен без их знакомства с творчеством Хендрикса?

Правила жизни Джими Хендрикса

Жаль, что в старые добрые деньки на хлопковых плантациях не было электрогитар. Очень многое пошло бы по‑другому.

В школьные годы я был по‑настоящему счастлив: сочинял стихи о цветах, природе, о людях в свободных одеждах… Я любил нарисовать красками, к примеру, красивую гору и написать к ней четверостишие. Теперь мне редко удается писать картины. Девушка из офиса принесла мне коробку с красками, а я не смог найти бумагу.

Однажды папин друг накурился и продал мне гитару за пять долларов. Я переставил струны под себя — ведь я левша, но понятия не имел, как ее настроить. Тогда я пошел в ближайший музыкальный магазин и стал водить пальцами по гитарам, которые там продавались, — и слушать. Так я и разобрался.

Одно время я охладел к гитаре, но Чак Берри возродил мой интерес: я выучил все риффы, какие возможно, собрал группу с еще несколькими парнями, но они меня выдавили. Сперва я не понимал, в чем дело, а затем до меня дошло, что нужна электрогитара. Первой была Danelectro, отец сильно влез в долги из-за нее.

Я рано бросил школу — все же это не для меня. А раз так, то я должен был работать. У отца была контора по строительным подрядам, не сильно успешная, и он видел во мне дешевую рабочую силу. Я с утра до ночи таскал камни и цемент, а он прикарманивал мои деньги. В итоге я удрал после жесткой ссоры, и отец дал мне по морде напоследок.

Я не наследник старых блюзменов — я ведь даже петь не умею. Я начал играть на гитаре в Сиэтле, штат Вашингтон, — и там не очень-то много блюзовых певцов. Потом я попал в армию, а через девять месяцев нашел, как из нее выбраться, и оказался на Юге. Там уже много кто играет блюз — и там я по-настоящему стал учиться.

Я написал около 100 песен, они все остались в нью-йоркских отелях, откуда меня вышвырнули. Когда я вернусь (в Нью-Йорк; в середине 1960-х Хендрикс переехал в Лондон. — Esquire), я обойду эти отели и соберу песни. Меня вышвыривали за неуплату — мне не стыдно это сказать.

Я не могу писать веселых песен. Foxy Lady — единственная. Я не очень-то счастлив, когда пишу.

Этот мой мундир — времен Крымской войны. Королевские ветеринарные войска, если не ошибаюсь. Пятна крови я вывел.

Я так долго угождал людскому мнению о том, что мне носить, что сейчас я просто ношу все, что мне в радость.

До чего же я ненавижу мохеровые костюмы.

У меня не было ни цента, я зашел в первый подвернувшийся центр рекрутинга и попал в армию. Армия — это отвратительно. Полный отстой. Нас заставляли отжиматься в грязи на холоде. Единственное, что мне нравилось, — это прыжки с парашютом, но это у меня как раз хуже всего получалось. В один прекрасный день я неудачно прыгнул, сломал локоть и повредил спину.

Я пять лет бродяжничал, спал где попало и воровал еду. Когда становилось совсем тошно, мы с друзьями избивали полицейского. Иногда оказывались в тюрьме — но там отличная еда, так что не так уж плохо.

Копы — ублюдки, но попадаются и неплохие парни.

Ключ к моей поэзии — воображение. И немного научной фантастики.

Однажды я сказал: «А не сжечь ли мне гитару сегодня…» И все такие: «Да, да! Будет круто!» И я взрастил в себе гнев, чтобы суметь сделать это. Я не знал, что это гнев, пока они мне не сказали. Думаю, каждому нужно пространство, чтобы дать себе волю. Моим пространством стала сцена.

Я очень много могу дать поп-индустрии. Я записываю музыку, которая кажется мне потрясающей. А поп-индустрия мало что может мне предложить: ею управляют люди, которые обо всем судят с точки зрения коммерции. У тебя хитовая пластинка — и они тебя любят. Но стоит случиться провалу — и они тебя убьют.

Перед концертами я нервничаю и люблю побыть один. Менеджер старается не пускать никого в гримерку. Если кто-то заходит — я нахожу себе другой уголок и настраиваю себя на шоу. Я не могу просто взять и включиться.

Меня так старательно копируют, что я слышу даже имитацию моих ошибок.

Мне плевать на деньги. Пока у меня есть еда и я могу играть что хочу, я доволен. Я мечтаю лишь накопить денег, чтобы построить дом отцу.

Единственная вещь, которую я никогда не делаю, — я не чищу зубы спреем для волос.

Я думал, что в Великобритании много чуваков, которые умеют играть, но не чувствовать. Но я очень удивился, что это не так, — особенно когда услышал Эрика Клэптона. Это было так странно, я подумал: «Боже!» И каждый раз, как мы с тех пор встречаемся, мы говорим только о музицировании.

«Битлз» — группа, которую нельзя не брать в расчет. Они слишком большие. И так стыдно, что Америка отправляет к ним (в Англию) The Monkees — боже, это убивает меня. Стыдно, что Америка такая глупая, что породила нечто подобное. В Штатах есть стоящие коллективы, которые голодают и из последних сил пытаются пробиться — а тут появляются эти феи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: