Джазовые фразы для гитары

Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — введение

Цель уроков — научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре, основное внимание сконцентрировано на технике левой руки. Осмысленная игра требует умения анализировать гармоническую схему пьесы, расчленять текст на гармонические комплексы, понимая их взаимодействие, зная типичные формы такого взаимодействия — уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных аккордовых формах. Главный акцент сделан на аппликатурных особенностях джазовой гармонии.

Закономерности джазовой гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах

В гармонии под классом понимают группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности взаимодействия аккордов.

Таблица септаккордов

Прогрессивная аппликатура аккордов

Изложение аккордов минимальным количеством звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.

Аккорды в открытой позиции

Основные аппликатуры септаккордов пяти классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние — с тоникой на пятой струне

Очень важно освоить аппликатуры аккордов, добиться чистого их звучания при игре, как пальцами, так и медиатором. Изучение материала бесполезно, если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно подобрать положения пальцев.

Септаккорды на ступенях мажорного ряда

В джазе часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой

Нетрудно заметить, что в мажорной гамме встречаются септаккорды четырех различных классов.

Способы игры мажорной гаммы септаккордами

Игра гамм септаккордами — одна из самых важных форм развития гитариста.

Способ игры гаммы фа мажор, движение тоники идет по шестой струне. Черточка — V лад грифа

Способ игры гаммы си бемоль мажор, движение тоники идет по пятой струне.

Учить надо в медленном темпе отдельными отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано ниже

Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах

В джазовом аккомпанементе часто встречаются типичные последовательности — гармонические модели. Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой, применимой в любой тональности. Различают три типа моделей — 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.

Диатонические модели строятся на основных ступенях лада

Предлагаемые модели встречаются наиболее часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях. Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком, запоминая аппликатурную связь аккордов — это придает игре осмысленность.

Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах

В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором — наоборот, вначале происходит на пятой, а потом — на шестой.

Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно, в постоянном темпе и различных тональностях.

Существуют также модели, основанные на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам, можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей, основанных на квинтовом круге.

Джазовые фразы для гитары

Хотите знать, как играть джазовые гаммы? Мы собираемся показать вам все, что вам нужно знать о джазовых гаммах.

В этом бесплатном уроке игры на гитаре вы выучите:

  • 6 основных джазовых гамм, которые заставят вас звучать потрясающе.
  • 7 простых и быстрых секретов, которые помогут вам освоить джазовые гаммы.
  • 2 джазовых приема, которые превратят вас в мастера джаза.
  • 6 обязательных к изучению джазовые фразы, которые выведут вашу игру на новый уровень.

Более 100 000 изучающих игру на гитаре получают наши советы и руководства мирового класса прямо на свой почтовый ящик: Нажмите здесь, чтобы присоединиться их

Что такое джазовая гамма?

Шкала — это группа музыкальных нот, которые работают вместе. Весы используются для создания мелодий и соло.

Джазовая гамма — это просто гамма, которую можно использовать над произведением джазовой музыки. Джазовые гаммы часто сравнивают с «блюзовыми». «Блюзовая» гамма — это особая гамма, которая используется в блюзовой музыке.

Многие гитаристы ошибаются, полагая, что есть специальная «джазовая гамма», которую они могут использовать в любом виде джазовой прогрессии.

Однако джаз немного сложнее блюзовой музыки. На самом деле, чтобы выучить джазовые гаммы, вам нужно выучить более одной гаммы.

Как и любой другой тип гаммы, джазовые гаммы делятся на две категории: мажор и минор.

Let’s learn to play some jazz scales.

Major Jazz Scales

Есть ТАКОЕ много разных джазовых гамм. Тем не менее, мы собираемся выучить 2 из наиболее распространенных мажорных джазовых гамм.

  • Ионная гамма, также известная как мажорная гамма.
  • лидиановая шкала.

Любая из этих гамм может использоваться для мажорного аккорда или последовательности мажорного аккорда.

Если вы хотите узнать больше о музыкальных тональностях, перейдите сюда: Изучите гитарные гаммы за 8 простых шагов

Для всех этих примеров мы собираемся оставить их в тональности C. Это означает, что вы можете используйте их поверх аккорда до мажор или прогрессии в тональности C.

Major Jazz Scales — The Ionian Scale

Ионическая гамма, также известная как мажорная гамма, является одной из наиболее часто используемые гаммы в джазовой музыке.

Эта гамма использовалась бесчисленным количеством великих музыкантов. Это отличный вариант для начала, если вы новичок в джазе.

Ионный режим состоит из следующих интервалов:

  • Корень.
  • Основная секунда.
  • Основная третья.
  • Идеальная четвертая.
  • Идеальная пятая.
  • Мажорная шестая.
  • Мажорная седьмая.

Мажорные джазовые гаммы — лидийская гамма

Лидийская мода очень похожа на ионную шкалу. Только одна нота отличается.

Четвертая нота в этой гамме заострена, что придает гамме восточное ощущение. Это фантастическая альтернатива мажорной гамме, так как у нее уникальный цвет и звук.

The lydian scale is made up of the following intervals:

  • Корень.
  • Большая секунда.
  • Большая третья.
  • Sharpened fourth
  • Идеальная квинта.
  • Мажорная шестая.
  • Мажорная седьмая.
Читайте также  Electric Youth ждут конца в клипе ARAWA

Вы видите, как четвертая нота в масштаб увеличивается, а не остается естественным? Это то, что придает лидиевой гамме такой крутой звук.

Доминантные джазовые гаммы — миксолидийская шкала

Другой тип аккорда, который обычно используется в джазовой музыке, — это доминантный аккорд, также известный как аккорд «7». Часто вы видите эти аккорды в блюзе из 12 тактов.

Джаз считается более продвинутой версией блюза. Таким образом, уменьшение масштаба важно, если вы хотите привнести в свою игру звук джазового блюза.

Вот табуляция и обозначения, мы все еще используем тональность C для этого! Таким образом, вы можете использовать эту гамму поверх аккорда C7 или C-блюза.

Миксолидийская шкала очень тесно связана с мажорной шкалой, отличается только одним интервалом. Это 7-й интервал. Вот интервалы для миксолидийской шкалы:

  • Корень.
  • Большой второй.
  • Главный третий.
  • Совершенный четвертый.
  • Идеальный пятый.
  • Мажорная шестая.
  • Сглаженная седьмая.

В мажорной гамме у нас есть мажорная седьмая.

В миксолидийской шкале у нас есть сглаженная седьмой. Это то, что придает миксолидийской шкале ее блюзовый звук.

Minor Jazz Scales

Три наиболее распространенных джазовых гаммы:

  • Дорийская гамма.
  • Эоловая гамма.
  • Гармоническая минорная гамма.

Все эти примеры могут использоваться поверх аккорда Cm или любой другой тональности Cm.

Минорные гаммы джаза — Дорианская гамма

Эта гамма — одна из наиболее часто используемых минорных гамм. Великий латинский и джазовый Карлос Сантана, как известно, использовал эту гамму в своей игре.

The dorian scale consists of the following intervals:

  • Корень.
  • Большая секунда.
  • Малая третья.
  • Идеальная четвертая.
  • Идеальная пятая.
  • Большая шестая.
  • Незначительная седьмая.

Минорные джазовые гаммы — Эолийская шкала

Эоловая гамма, также известная как «естественный минор», — еще одна распространенная гамма, используемая музыкантами. Эта шкала идеально подходит, если вы хотите создать мрачный загадочный звук.

The aeolian scale is made up of these intervals:

  • Корень.
  • Большая секунда.
  • Малая треть.
  • Совершенная четверть.
  • Идеальная пятая.
  • Незначительная шестая.
  • Незначительная седьмая.

Это очень похоже на дорийскую шкалу, однако на этот раз мы иметь минорную шестую ноту, а не мажорную шестую.

Minor Jazz Scales — The Harmonic Minor Scale

Эта гамма добавляет отличную латинскую / испанскую нотку вашим гитарным соло. Если вы хотите разнообразить свои соло, выучите эту гамму!

https: //national-guitar-academy.ru/wp-content/uploads/2016/12/C-Harmonic-Minor.mp3

  • Root.
  • Большой второй.
  • Второстепенный третий.
  • Совершенный четвертый.
  • Идеальный пятый.
  • Минорная шестая
  • Большая седьмая

Обратите внимание, как изменилась седьмая нота, теперь у нас есть мажорная седьмая, а не минорная седьмая. Этот интервал придает звукоряду испанский звук.

Хотите купить джаз-гитару? Ознакомьтесь с этой статьей от Dawsons, которая покажет вам ВСЕ лучшие джазовые гитары: Пять лучших джазовых гитар | Dawsons Music

Загрузите нашу шпаргалку по соло-гитаре, чтобы упростить задачу

Гитаристы могут дезориентировать, понимая, какие гаммы работают с какими клавишами.

С Имея это в виду, мы создали шпаргалку; тональность и искатель шкалы, которые можно использовать снова и снова.

Воспроизведение джазовых гамм в других тональностях

You don’t have to play these scales in C. You can play them in other keys too.

Если вы гитарист, это так же просто, как изменить корневую ноту на нижней струне E.

Например, чтобы сыграть гамму в тональности A, вам нужно просто начать с 5-го лада нижней струны E (6-я струна).

Или, если вы хотите сыграть любую из этих гамм в тональности Eb, вы переместите формы гаммы на 11-й лад.

Вот список всех нот на нижнем E струны, попробуйте сыграть следующие гаммы во всех 12 тональностях:

  • Основная гамма.
  • Лидийская гамма.
  • Доминантная гамма 7.
  • Дорическая шкала.
  • Эолова шкала.
  • Гармоническая минорная шкала.

Если вы не играете на гитаре, это немного сложнее!

Чтобы выяснить, какие гаммы находятся в других тональностях.

  • Вам нужно подумать об отношениях интервалов в гамме.

Например, если вы играете на мажорной гамме, интервалы будут :

  • Корень.
  • Майор 2-й.
  • Major 3rd.
  • Идеальная четвертая.
  • Идеальная пятая.
  • Майор шестой.
  • Мажорная седьмая.

Эта формула работает для ВСЕХ мажорных гамм, все, что вам нужно сделать, это изменить основную ноту, затем вы можете играть гамму в любой тональности.

Сложность здесь заключается в том, чтобы подумать о том, каковы другие интервалы в гамме по отношению к основной ноте.

Это действительно работает для других гамм, вам просто нужно знать, в каких интервалах находятся каждая гамма.

Зачем мне нужно знать джазовые гаммы?

Джазовые гаммы невероятно полезны по многим причинам. Основная причина, по которой вы должны изучать джазовые гаммы:

  • Станьте лучшим импровизатором.
  • Улучшите свои теоретические знания.

Джазовая импровизация

Практически ВСЯ джазовая музыка содержит импровизацию. Невозможно импровизировать, не зная джазовых гамм.

Теория джаза

Еще одна причина, по которой вам нужно знать, — это джазовые гаммы, чтобы помочь в вашей теории. Когда дело доходит до теории, джаз может быть довольно сложным предметом. Однако весы могут быть забавными и практичными.

Если вы узнаете о весах больше, они помогут вам в теоретических знаниях. Это сделает вас лучшим джазовым музыкантом.

10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

| iim7 | V7 | Imaj7 | %

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7

| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I’ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

Читайте также  AWOLNATION призывают не забывать калифорнийские пожары в сингле California Halo Blue

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

Cheek to Cheek George Van Eps

Mean to Me Barney Kessel

Isn’t It Romantic Tal Farlow

Long Ago and Far Away Earl Klugh

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

How High the Moon Joe Pass

Tune Up Wes Montgomery

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

One Note Sambe Charlie Byrd

Solar Pat Metheny

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия — это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

Далее приведены два примера того, как ты можешь отрабатывать эту прогрессию.

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7

| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7

Cherokee Tal Farlow

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

Joy Spring Joe Pass

But Beautiful Lenny Breau

Ain’t Misbehavin’ Django Reinhardt

Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

5. Прогрессия «Take the A Train»

| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Take the ‘A’ Train George Benson

The Girl from Ipanema Charlie Byrd

Desafinado Charlie Byrd

Mood Indigo Kenny Burrell

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

6. Прогрессия от I к IV

| Imaj 7 | ( iim 7 V 7) | IVmaj 7

| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7

Satin Doll Tal Farlow

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

There Will Never Be Another You George Benson

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

7. Прогрессия от IV к iv

| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

All of Me George Benson

All the Things You Are Pat Metheny

There Will Never Be Another You George Benson

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» — это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

9. Минорная прогрессия ii V I

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Как обычно, два примера.

Для тех из вас, кто хочет знать больше о джазовых прогрессиях аккордов и музыкальной теории, я настоятельно рекомендую книгу «The Jazz Theory Book» авторства Mark Levine.

Zauberer and his harmonica magic

Страницы

  • Главная страница
  • In English
  • Обучение игре на губной гармонике в Туле
  • HarperClub.com
  • Harmonica.ru

среда, 15 февраля 2012 г.

Некоторые джазовые фразы для импровизации на мажорный аккорд

Итак, прежде всего в личных корыстных целях провел небольшую работу по оцифровке нескольких ликов из 24 тома сборника Эберсолда. Сначала расскажу, в чём выгода и как ей пользоваться.

При желании играть джаз возникает необходимость для каждого лада играть различные упражнения, запоминать фразы, ритмы, последовательности аккордов и пр. Ситуация осложняется тем, что всё это надо делать во всех мажорных и минорных тональностях. Это значит, что когда вы научились играть упражнения в «до» мажоре, выучили некоторые фразы, желательно (читай — нужно) всё то же самое повторить в оставшихся 11 мажорных тональностях. Та же история и с минором.

Читайте также  Новый альбом Louna получил название в честь книги Олдоса Хаксли

Это само по себе трудно, но ещё больше не хочется каждый раз при переходе к изучению, например, мажорного лада в новой тональности переписывать все упражнения в ручную. Поэтому было бы неплохо оцифровать эти упражнения, чтобы создание упражнений в новой тональности делалось бы простой транспозицией нот в каком-нибудь нотном редакторе.

Идея, наверное, не нова, не особо оригинальна, но я нигде не видел её исполнения, поэтому начал делать сам. Пока только перевёл в электронную форму некоторые мажорные лики, заучивая и анализируя которые можно получить представление о том, как можно строить фразы. И ещё если в этих фразах сделать терции и септимы уменьшенными, то получатся уже фразы в дорийском миноре.

На бумаге для «до мажора» это выглядит примерно так:

Собственно оцифрованные упражнения в формате Finale 2010 тут: http://dl.dropbox.com/u/9391896/Music/Typical%20Major%20Scale%20Licks%20%28Aebersold%20-%2024%29/Typical%20Major%20Scale%20Licks%20%28Aebersold%20-%2024%29.mus.
Каждая новая фраза начинается с комментария «LickXXX», где XXX — номер лика. Кроме того, фразы отделены друг от друга двойными чертами. В общем, все выглядит примерно так, как показано выше в документе.

Теперь при изучении каждого нового мажорного лада можно взять эти фразы (в формате Finale или midi), открыть в любом нотном редакторе и транспонировать в нужную тональность. В ближайшее время планирую подготовить в подобном формате и упражнения для усвоения мажорных ладов.

PS. Если вы заметили какие-то ошибки, то, пожалуйста, пишите в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: