Длительность нот и пауз

Нотное письмо, длительности нот, паузы

Нотное письмо — это система записи звуков особыми знаками — нотами. Звук характеризуется высотой, длительностью, громкостью. Высота звука задаётся положением ноты на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных параллельных линий. Чем выше звук, тем выше расположение ноты на нотном стане. В начале нотного стана ставится ключ, закрепляющий за линиями и промежутками между ними определенную высоту. На рис. 1 показан ключ соль, который закрепляет за второй снизу линией звук соль первой октавы.

Рис. 1. Основные ступени в пределах первой октавы.

Основные длительности нот и пауз показаны на рис. 2.

Рис. 2. Длительности нот и пауз.

Для запоминания названий длительностей можно представить их как части целого круга.

Рис. 3. Длительности нот и пауз в виде частей круга.

Каждая следующая длительность ноты по продолжительности звучания равна половине звучания предыдущей, например:

целая = половинная + половинная (1=1/2+1/2)
половинная = четвертная + четвертная (1/2=1/4+1/4)
четвертная = восьмая +восьмая (1/4=1/8+1/8)

Наглядно длительности можно представить в виде прямоугольников разной длины.

Рис. 4. Длительности в виде прямоугольников.

Изображение отпечатков нот в виде прямоугольников используется в компьютерных музыкальных редакторах — Cubase, Сakewalk и др.

Длительности — относительные величины. Если, например, целая звучит в течение одной секунды, то половинная должна звучать в течение 0,5 сек. Если целая звучит в течение 0,5 сек., то половинная должна звучать в течение 0,25 сек. Как узнать, какими длительностями нужно играть то или иное музыкальное произведение? Скорость исполнения указывается при помощи темпа, например:

Adagio (Адажио) — медленно
Allegro (Аллегро) — быстро
Andante (Анданте) — умеренно

Для большей точности над нотным станом указывается числовое указание темпа. На рис. 5 мелодия играется со скоростью 120 четвертей в минуту.

Рис. 5. Простая мелодия.

Громкость звука обозначается различными терминами и знаками, например, forte (f) — громко, piano (p) — тихо.

Можно ли обойтись без изучения нотной грамоты? Можно. Среди импровизаторов, виртуозов-исполнителей авторских композиций и песен встречаются те, кто практически ничего не знает о нотной грамоте. Они освоили игру на музыкальном инструменте благодаря огромной практике, слушанию и анализу услышанного, развитию мышечной памями, слуха, чувства ритма, гармонии, квадрата и мн. др. Музыка у них звучит в голове, они могут её сыграть и спеть, но записать её в нотах не могут.

Нотная запись является одним из способов записи музыки. Ноты являются видимыми объектами и позволяют зрительно увидеть и проанализировать построения в музыке. Нотное письмо позволяет наиболее точным образом записать музыку, но во многих случаях более наглядно музыкальные построения можно выполнить без использования нот непосредственно на клавиатуре или грифе инструмента. Для этого развивайте навык мысленного представления построений на клавиатуре или грифе, что в какой-то мере компенсирует слабое знание нотной грамоты. Держать в голове все построения в музыке невозможно, но это и не требуется. Для начала запомните в голове то, как расположены клавиши одной октавы от ноты до. Между клавишами ми и фа, а также си и до нет чёрных клавиш. Если вы запомнили расположение клавиш, то, очевидно, можете её нарисовать Нарисуйте одну полную октаву. Готово. Из нарисованного несложно увидеть интервальное строение мажорной гаммы, трезвучий и прочего.

Хорошее знание нотной грамоты необходимо тем, кто в дальнейшем планирует разучивать песни и произведения по нотам, а также тем, кто серьёзно настроен на дальнейшее изучение музыки. Учиться играть на музыкальных инструментах, сочинять музыку и песни, импровизиовать можно и без знания нотной грамоты. Но основы её я рекомендую изучить, так как в противном случае будет совершенно непонятно то, что демонстрируется на нотном стане даже в простых примерах. Для более эффективного изучения нотной грамоты воспользуйтесь компьютерным нотным редактором, который позволит прослушать то, что написано в нотах.

Попробуйте проанализировать на слух фрагмент мелодии, представленный в примере 1, характер мелодии, диапазон, направление и характер движения, ассоциации, которые вызывает данный фрагмент.

А теперь посмотрим, какую информацию может предоставить нотная запись данного фрагмента (рис. 6).

Рис. 6. Анализ мелодии.

Мелодия расположена в пределах первой октавы. Она начинается и заканчивается на одной и той же ступени до. Соединим ноты линиями для того, чтобы увидеть график (характер) движения мелодии — области горизонтального движения, движения вверх или вниз, плавность движения, скачки. Из графика видно, что данная мелодия имеет общее восходяще-нисходящее движение без больших скачков. В первых двух тактах мы забираемся на горку, немного отдыхаем и в последних двух тактах скатываемся с горы. Скорость движения мелодии задается длительностями. Если последовательность образована одинаковыми длительностями, то получается равномерное движение, если разными, то будет либо ускорение, либо замедление. В данном фрагменте нет ни резких ускорений, ни резких замедлений. В начале третьего и четвертого тактов можно увидеть одинаковую последовательность длительностей (одинаковую ритмическую фигуру).

Данную мелодию можно представить в виде предложения, в котором половинная нота в конце второго такта является запятой (ощущается как пауза в движении и недосказанность), а последняя нота мелодии — точка (конец повествовательного предложения). Пауза в данном случае означает не перерыв в звучании, как это происходит в случае появления знака паузы, а остановку в движении мелодии.

Ноты позволяют увидеть музыку, паузы — услышать её, а ощутить движение музыки помогает ритм и метр, о которых речь пойдёт далее.

Длительности нот и пауз в музыке. Как считать длительность нот

Длительности нот. Общая информация

Современный исполнитель вполне может не уметь читать ноты с листа, однако он обязан знать, как обозначаются и считаются их длительности. На данный момент это единственный способ понять ритмический рисунок любого музыкального отрезка, а также его пульсацию и маленькие детали. В данной статье мы подробно расскажем о длительности нот – как они обозначаются и как их считать.

Все длительности нот и пауз

Вся музыка делится на такты. Это отдельные кусочки композиции, внутри которых содержится какое-то количество нот, а также обозначаются слабые и сильные доли. Длительность такта зависит от музыкального размера – обозначения, сколько нот должно находиться внутри него, и которое определяет количество сильных и слабых долей.

Ноты делятся на целые, половинные, четверти, восьмые, и так далее – разделять их надвое можно бесконечно много, важно только то, чтобы их разделение всегда было кратно двум. Чем меньше нота – тем меньше она звучит внутри одного такта. Размер обозначает, сколько нот одной или разных длительностей может быть внутри – так, например, в размере 4/4 может быть одна полная нота, две половинные, четыре четверти, восемь восьмых и так далее. При этом если размер простой, то есть, кратен двум, нота с одной и той же длительностью может по-разному заполнять такт. Например, полная нота может существовать в единственном экземпляре как в такте размером 4/4, так и в 8/8 – разница только в относительности скорости – во втором случае полная нота будет звучать как половинная относительно первого.

Читайте также  Топ-10 актеров, которые классно поют

Паузы обозначаются точно так же – только в этом случае мы понимаем, сколько по времени инструмент звучать не должен.

Стоит отметить, что длительности нот не имеют ничего общего с реальной временной длительностью, и не конвертируются в секунды, минуты или миллисекунды.

Как считать длительность нот

Стандартная длина

В первую очередь, вам надо понять емкость такта – музыкальный размер. Это определит счет, количество сильных и слабых долей и счет. Найдите в композиции место, где партия получает какую-то сильную опору, например, барабанщик бьет в бочку и тарелку, а гитара возвращается в первый аккорд своей партии. Если композиция написана в простом размере – а скорее всего это так — то вы нашли сильную долю.

После этого начните отсчет – каждый раз, когда вы слышите сильную или слабую доли – они обычно обозначаются ударами бочки и малого барабана – считайте «Раз – два – три – четыре», либо «Раз – и – два – и – раз – и – два». На каждый «и» должен быть малый, а на каждый счет – бочка. Обратите внимание на движение композиции, и на то, где начинается и заканчивается партия, играющая основные аккорды текстуры, и продолжайте считать до тех пор, пока она не вернется в тонику – а после этого снова возвращайтесь в позицию «Раз». Таким образом, вы найдете размер композиции, и можете приступать к счету длительности нот.

После этого выделите ту партию, которую вы хотите снять, и послушайте, сколько нот содержится в отрезке между долями. Обычно барабанщик отсчитывает четверти – соответственно, если в ритме на гитаре, или любой другой партии между этими четвертями вмещается восемь нот, то значит все ноты восьмые. Зачастую длительности нот разнятся, тогда обратите внимание на их длительность относительно друг друга – затяжные ноты всегда больше быстрых.

Разумеется, начать тренироваться стоит с самых простых композиций – например, с песен группы AC/DC, в которых, как правило, барабанная партия довольно простая, с легко вычленяемыми долями и читаемыми тактами.

Ноты с точкой

Когда вы будете тренироваться считать обычные ноты, то наверняка заметите, что в некоторых композициях некоторые из них как бы выбиваются из общего метра. Если вы определили размер правильно, то в этом случае это почти наверняка нота с точкой.

Они очень часто пугают начинающих музыкантов, однако на самом деле нота с точкой обозначает увеличение на половину ее продолжительности. Точек может быть несколько, и в этом случае каждая увеличивает длительность на половину от предыдущей. Например:

— Половинная нота с точкой равна половинной плюс четверти.

— Половинная нота с двумя точками длится столько же, сколько половинная, четверть и восьмая.

— Половинная нота с тремя равна половинной, четверти, восьмой и шестнадцатой.

Эту длительность нот считать несколько сложнее, однако при должной практике, у вас получится отделять их от всех остальных рисунков.

Ноты с лигой

Если вы посмотрите на некоторые табулатуры, где кроме цифр есть показ нот на гитаре, то можете увидеть дугу под некоторыми нотами. Эта дуга называется лигой. В современной музыке это объединяющий символ, который используется в нескольких случаях:

1. Для обозначения непрерывного звука между двумя пограничными нотами тактов.

2. Для обозначения длины, которой не существует в обычном формате записи нот.

3. Когда ноты с точками искажают общую метрическую структуру.

4. Для обозначения приема легато, которым должны играться ноты разной высоты.

Чаще всего ноты с лигой считаются точно так же, как и обычные.

Обозначение длительности нот на письме

Полные ноты обозначаются на нотном стане кружочком, расположенном на строке, обозначающей соответствующий звук.

Половинная нота обозначается штилем – вертикальной палочкой, которая рисуется направленной вверх или вниз, в зависимости от высоты самого звука. У четвертных нот точно так же есть кружок и штиль, однако сам круг закрашен черным.

Все остальное деление определяется по количеству флагов на штиле. У восьмых нот он один, у шестнадцатых два, и так далее. Если две и более ноты с флажками расположены рядом и находятся внутри одной доли такта, они объединяются ребрами – линиями между ними. Количество ребер так же определяется длительностью нот.

Необычные длительности

Кроме этого, существуют особые обозначения длительности нот, которые, по сути, образуют полиритм. Самые распространенные – это дуоли и триоли. Дуоли очень часто обозначаются при помощи ноты с точкой. Все остальные нестандартные длительности горизонтальной квадратной скобкой над группой нот и цифрой.

Все особые длительности обозначают схожий прием – когда в длительность определенного числа нот нужно уместить их больше.

  1. Триоли считаются как три ноты, по длительности равные двум
  2. Квартоли – четыре ноты, по длительности равные трем
  3. Квинтоли – пять нот, равные по длительности четырем
  4. Секстоли – шесть нот, равные по длительности пяти.

Чаще всего это означает, что в один удар метра вам надо уместить три, четыре, пять и шесть нот соответственно.

В целом, количество звуков может быть любым – все исходит из того, что нужно композитору.

Музыкальная теория для чайников. Нотная запись

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно — о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо — устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков — нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан — пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Читайте также  Первый комикс Slayer выйдет в январе

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности — тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота — это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль — его «завитушка» своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов — альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы — басовый ключ, клавишники — скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация — понижение или повышение основной ступени — обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке — у головы ноты.

Лига — выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

Фермата — это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот — каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

Длительность нот и пауз

Область ритма, метра, темпа — важнейшая сторона музыки — находится в прямой зависимости от ее временной природы. Всякое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Между частями музыкального целого образуются определенные временные соотношения.

Ритмом в музыке называется организация звуков и пауз по их длительностям.

В музыке всегда ощущается определенная пульсация. Она образуется из чередования так называемых «долей» — сильных и слабых. Метр – это чередование сильных и слабых долей. Расстояние от одной сильной доли до другой называется такт. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей.

Количество длительностей в такте определяется размером. Размер – это числовое выражение метра. Размер указывается в начале музыкального произведения, после ключа в виде дроби. Верхняя цифра дроби (числитель) показывает сколько долей в такте, нижняя (знаменатель) длительность каждой доли.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

Двухдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным относятся размеры: 2/2, 2/4, 2/8 и т.д.

Трехдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной и двух слабых). К трехдольным размерам относятся: 3/2, 3/4, 3/8 т.д.

Сложные метры. Сложный (комбинированный, составной) метр в музыке – получаемый при слиянии двух и более простых метров. Могут включать в себя несколько сильных долей, общее количество которых равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре первая сильная доля так и называется сильной, а вторая сильная доля – относительно сильная. Акцент сильных долей выше, нежели относительно сильных.

Какими бывают сложные размеры.

Пятидольный – 5/4, 5/8

Шестидольный – 6/4, 6/8 и т.д.

Темп – скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: