Дэвид Боуи может стать лучшим артистом Великобритании 2016

Дэвид Боуи: 69 фактов о британском музыканте

Количество арт-объектов, на которых людей по всему миру вдохновила смерть Боуи, не поддаётся исчислению

Согласно голосованию 13-летней давности, Дэвид Боуи оказался выше всех других живых на тот момент музыкантов в списке «100 величайших британцев». Теперь, когда «хамелеон» от мира музыки покинул нас после полуторагодичной борьбы с раком, корреспондент Би-би-си Михаил Поплавский вспоминает самое удивительное из жизни артиста.

1) Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года — ровно через 12 лет после рождения «короля рок-н-ролла» Элвиса Пресли. В период увлечения астрологией взрослый Джонс (конечно, Боуи) не раз будет сравнивать себя с ним — согласно китайским эзотерическим учениям, оба певца родились в год Кабана.

2) В 12 лет юный Дэйв научился играть на саксофоне: за карьеру этот инструмент не раз ему пригодился.

3) Впоследствии Джонс освоит такие инструменты, как электрогитара, двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор и ряд ударных.

4) Разноцветные глаза Боуи «достались» в драке с одноклассником Джорджем Андервудом в возрасте 15 лет — так его левый глаз из-за деформации сетчатки стал зелёным, а правый остался голубым. Вопреки популярной городской легенде, Дэвид никогда не терял зрение, однако повреждённый глаз испытывал проблемы с передачей цветов. Примечательно, что Боуи и Андервуд остались друзьями и после инцидента.

5) Дэвид Джонс взял себе псевдоним в честь разновидности охотничьих ножей «боуи», когда ему было 19 лет.

6) Танцам Боуи в конце 1960-х обучал Линдсей Кемп — хореограф, который впоследствии поставит движения Кейт Буш в прославившем её клипе 1978 года Wuthering Heights («Грозовой перевал»).

7) Рост музыканта во взрослом возрасте составлял 1 метр 78 сантиметров — ровно столько же, сколько у его второй жены Иман Абдулмаджид.

8) На заре карьеры Дэвид записал нарочито комедийную песенку The Laughing Gnome («Смеющийся гном»), которую ждала удивительная судьба — в 1967 году она не произвела никакого впечатления на публику, но шесть лет спустя, когда Боуи уже был суперзвездой, внезапно взлетела на шестое место британского чарта. По-настоящему злую шутку с артистом эта песня сыграла в 1990 году: тогда любитель инноваций устроил телефонное голосование среди фанатов за песни, которые те хотели бы услышать в его туре лучших хитов Sound+Vision. Благодаря флешмобу, запущенному музыкальным изданием NME, «Гном» оказался на первом месте. В нарушение обещаний Дэвид не стал петь её в том туре — чего нельзя сказать о других хитах-лидерах голосования.

9) Первая жена Боуи Энджи, состоявшая с музыкантом в браке с 1970 по 1980 годы, называла его Намой — что бы это ни значило.

10) Боуи и его первая жена приняли решение назвать их первенца Зоуи Боуи — где имя означало бы отсылку к слову «жизнь («зоо»). Выросший мальчик решил убавить долю эксцентричности в своих анкетных данных и стал известен как Дункан Джонс — уже в зрелом возрасте он прославится как режиссёр фильмов «Луна 2112» и «Исходный код». Отец ни разу не появлялся в фильмах сына.

11) После огромного успеха альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи многократно давал уклончивые комментарии о своей сексуальности: в 1970-е он регулярно говорил о своей бисексуальности, однако в 2002 году отметил, что часть его тогдашних признаний имела целью шокировать консервативную публику.

12) У Дэвида сложились интересные отношения с иностранными языками — так, едва дождавшись прорыва на родине с песней 1969 года Space Oddity, молодой музыкант записал её итальянскую версию Ragazzo solo, ragazza sola, чей текст не имел никакого отношения к драме с выходом майора Тома в открытый космос. Впоследствии Дэвид записал французскую и немецкую версию своего хита Heroes — Héros и Helden соответственно. Последнюю в 2007 году перепел вокалист Rammstein Тиль Линдеманн под аккомпанемент финских виолончелистов из Apocalyptica.

13) Увлечение Боуи Востоком также нашло своё отражение в лингвистической плоскости — его песня Seven Years in Tibet получила неожиданный дублет на мандаринском диалекте китайского языка. Кроме того, существует запись Дэвида на индонезийском языке.

14) Актёрская карьера Боуи была вполне многоликой: он снялся более чем в 20 картинах. При этом его игра получала самые разные оценки: так, «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» удостоился виртуальных помидоров от массы критиков — Дэвид впоследствии говорил, что в этой роли он вобрал все «32 фильма Элвиса» (Пресли и вправду неудачно снимался в кино). Более того, сыгравшая в «Жиголо» свою последнюю роль Марлен Дитрих из принципа не приехала в ФРГ, где шли съёмки, поэтому сцену с ней пришлось снимать в Париже. С другой стороны, роли Боуи в фантастической драме «Человек, который упал на Землю», вампирском эротическом хорроре «Голод» и в военной драме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» удостоились от киносообщества высоких оценок.

15) В случае с фильмом «Лабиринт» 1986 года, где Боуи предстал перед публикой королём гоблинов, он же сам и записал саундтрек — одну из наиболее порицаемых критиками своих работ.

16) Помимо того, Дэвиду не раз случалось исполнять роли исторических и других известных персонажей: в «Последнем искушении Христа» он сыграл Понтия Пилата, в фильме «Баския» — Энди Уорхола, а в «Престиже» — Николу Теслу.

Автор фото, Getty

На подиумы, помимо песни Боуи Fashion, выходили и модели с посвящениями усопшему музыканту

17) Не остановившись на киноиндустрии, Боуи блеснул и в театре: в начале 1980-х он сыграл в пьесе Бертольта Брехта «Ваал». Не обошлась без его участия и театральная постановка книги Фредерика Тривза «Человек-слон».

18) За свою карьеру Дэвид продал более 140 млн экземпляров альбомов — без учёта синглов.

19) Этих студийных альбомов у Боуи насчитывается 28 — если включать в это число саундтрек к фильму «Будда из пригорода» и два альбома в составе группы Tin Machine.

20) У только что упомянутой группы Tin Machine век был недолог: она просуществовала с 1989 по 1992 год и попала под шквальный огонь критики. Оба её альбома не нашли понимания у музыкальных экспертов, публика же не приняла Боуи в образе «солиста рок-ансамбля»; кроме того, модные журналы не преминули отметить, как мало внимания — на контрасте с Дэвидом — уделяли своему внешнему виду остальные участники группы. Впрочем, после её распада гитарист Ривс Гэбрелс работал с Боуи до альбома 1999 года ‘Hours. ‘ включительно.

21) Персонаж майора Тома, выросший из Space Oddity, упоминался ещё в двух песнях мультижанрового музыканта — его мегахите 1980 года Ashes to Ashes и радикально переработанном дуэтом Pet Shop Boys сингле 1996 года Hallo Spaceboy.

22) Пожалуй, самая поразительная версия Space Oddity появилась три года назад: на борту МКС «Космическую непонятность» исполнил канадский астронавт Крис Хэдфилд.

23) Космос и одиночество — темы, которые музыкант пронёс через всю карьеру: от упомянутого выше хита и одноимённого альбома 1969 года до его последнего релиза Blackstar, вышедшего за три дня до смерти.

24) Музыкант дал своё имя первым в истории банковского дела музыкальным финансовым облигациям — Bowie Bonds («бонды Боуи»). Сразу после выпуска в 1997 году эти финансовые бумаги имели доходность 7,9% годовых, что на 1,5% больше, чем у американского казначейства в конце 90-х. К 2004 году, впрочем, рейтинговое агентство Moody’s понизило их статус с «очень стабильного» до почти «мусорного». Однако запуск iTunes и онлайн-продаж песен смог вернуть интерес инвесторов к подобным облигациям.

25) Самым верным продюсером Боуи стал бруклинский американец итальянского происхождения Тони Висконти: он участвовал в записи как прорывной пластинки Space Oddity 1969 года, так и последних двух опусов — The Next Day и Blackstar, не исключая и знаменитую «берлинскую трилогию» в конце 1970-х.

Читайте также  Эд Ширан появится в Симпсонах

26) Первый американский хит №1 у Боуи — Fame — появился в 1975 году. Соавтором песни, помимо самого Дэвида и гитариста Карлоса Аломара, числится и бывший участник Beatles Джон Леннон.

27) Первый британский хит №1 музыкант записал за пару лет до того — им оказалось переиздание всё той же Space Oddity.

28) По собственному признанию, в «берлинский период» 1977-78 годов диета музыканта во многом состояла из молока, кайенского перца и кокаина. Впрочем, Боуи не раз случалось лукавить в беседах с журналистами.

29) Боуи был на территории нынешней России трижды: в конце 70-х он проехал по Транссибу на поезде от Хабаровска до Москвы, через год прогулялся с Игги Попом по Красной площади, а в 1996 году, наконец, добрался до Москвы с концертом — впрочем, музыкант оценил своё выступление в Большом Кремлёвском дворце как «катастрофу» и решил воздержаться от повторных российских гастролей.

30) В том же туре в поддержку индастриал-рок-альбома Outside Боуи принял неожиданное решение: играть все песни на концертах вместе с корифеями жанра американской «группой одного человека» — Nine Inch Nails, деля репертуар «на двоих». Такой демарш вызвал смятение в рядах поклонников обоих артистов, однако Трент Резнор — единственный постоянный участник Nine Inch Nails — остался в очень хороших отношениях с Дэвидом и впоследствии сыграл мистического преследователя Боуи в клипе I’m Afraid of Americans.

31) Сам музыкант в интервью британскому ведущему Джонатану Россу сказал, что из всех записанных им альбомов только два были изданы «на потребу» — Tonight 1984 года и Never Let me Down 1987 года; на этих записях, как утверждал артист, он пытался повторить коммерческий успех диско-блокбастера Let’s Dance 1983 года. Never Let me Down получил крайне недоброжелательные отзывы критиков и, откатав турне Glass Spiders («Стеклянные пауки») в поддержку этой пластинки, Дэвид никогда более не возвращался к исполнению песен оттуда вживую.

32) Боуи женился на сомалийской супермодели Иман Абдулмаджид в 1992 году через несколько дней после того как спел на концерте памяти Фредди Меркьюри; партию покойного в совместном хите Дэвида и группы Queen — Under Pressure — исполнила тогда вокалистка шотландского дуэта Eurythmics Энни Леннокс. Сама Иман незадолго до свадьбы снялась в роли египетской правительницы Нефертити в клипе Майкла Джексона Remember the Time.

33) В 1985 году единоутробный брат Боуи Терри, страдавший шизофренией, покончил с собой, прыгнув под поезд. Музыкант переживал смерть брата, поскольку тот сильно повлиял на его музыкальные вкусы. Спустя восемь лет Дэвид посвятил ему выдержанный в синих тонах клип Jump They Say («Они говорят: «Прыгай»), где сыграл затравленного бизнесмена-параноика.

34) Вышедший в 1996 году сингл Telling Lies («Говоря неправду») стал первым резонансным музыкальным интернет-релизом. Чтобы отметить выход песни, Боуи устроил сессию с вопросами и ответами в форме онлайн-чата, на которой он писал только правду, а два его помощника давали фанатам заведомо ложные ответы («were telling lies»). Когда поклонников, принявших участие в интерактивной сессии, попросили оценить, кто из трёх отвечавших — сам Дэвид, настоящий музыкант набрал наименьшее число голосов.

35) В 1996 году имя Боуи внесли в «Американский зал славы рок-н-ролла», а спустя 10 лет он получил премию «Грэмми» за вклад в искусство.

36) На 50-й день рождения музыкант устроил себе подарок в виде концерта-посвящения в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден с огромным количеством приглашённых звёзд — от Лу Рида до группы Smashing Pumpkins, от Foo Fighters до Cure. Многие из артистов тогда специально разучили партии свежайшего на тот момент альбома Дэвида — Earthling — на котором перекрасивший волосы в рыжий цвет музыкант скрестил драм-н-бейс с жёстким индастриал-роком.

Как Дэвид Боуи повлиял на мировую поп-музыку

10 января 2016 года в возрасте 69 лет скончался Дэвид Боуи. «Афиша» вспоминает его заслуги перед мировой культурой: поклонников, двойников, подопечных и творческих потомков с 1970-х до наших дней, от Лу Рида до Arcade Fire.

1969–1973: прото-метал, Ramones и готический рок

«Space Oddity» и десятки перепевок

Первая знаковая песня Боуи, написанная в 1969 году. К тому моменту он уже семь лет играл в разных группах. «Space Oddity» не породила новых музыкальных направлений, но моментально стала классикой британского психофолка, и все последующие песни про космос появлялись в тени баллады про майора Тома. Телеканал BBC включал «Space Oddity» в репортажи о запуске «Аполлона-11» и высадке Нила Армстронга на Луну, что только укрепило ее величественный статус. «Space Oddity» перепевали все подряд — от The Smashing Pumpkins и Cat Power до Ди Анджело, Belle and Sebastian и школьного хора Лэнгли.

Готический рок

«The Man Who Sold the World» 1970-го — не самая популярная, но первая влиятельная пластинка Боуи: на ней звучит тяжелый, мрачный и искривленный гитарный рок, в котором можно усмотреть даже зачатки металлической музыки. Параноидальные тексты, разлаженный звук и тревожный дух пластинки явно произвели большое впечатление на тех, кто пришел после. Все знают «The Man Who Sold the World» по заглавной песне, перепетой Куртом Кобейном на акустическом концерте Nirvana для MTV, но больше всего наследство альбома чувствуется в возникшем десять лет спустя готическом роке, в Siouxsie and the Banshees и The Cure. Особенно важны две песни — «After All» и «All the Madmen».

Панк-рок

Боуи часто называют прародителем панка: мол, своей откровенностью в текстах песен и игрой против мейнстрима он проложил дорогу панк-року второй половины 1970-х. С этим, конечно, сложно согласиться — все-таки позиция панка была гораздо радикальнее, чем у Боуи, но в смысле звука он действительно проложил мост между глэм-роком и панком: лучше всего это слышно по песне «Hang On to Yourself», из которой будто бы вышла вся группа Ramones. Короткий хронометраж, стремительные и хлесткие бас и барабаны — в общем, грязная и распущенная версия рок-н-ролла.

«Aladdin Sane» и бритпоп 1990-х

В начале 1970-х Боуи придумал инопланетного рокера Зигги Стардаста и записал про него два классических глэмовых альбома, «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» и «Aladdin Sane». Из «Aladdin Sane» с его упругим и сексуальным ритм-энд-блюзом, из одного только «ла-ла-ла», которое Боуи выводит в песне «Time», кажется, выросли весь гедонизм и изысканность Pulp и Suede — да и вообще бритпоп 1990-х.

Игги Поп и Лу Рид

Влияния Боуи нередко работали в обе стороны: люди, которыми он вдохновлялся, впоследствии вдохновлялись им — и наоборот. Ключевым моментом для Боуи в начале 1970-х было его знакомство с Лу Ридом и Игги Попом: оба стали прообразами Зигги Стардаста, идеальной рок-звезды. Через некоторое время Боуи спродюсировал по важному альбому для Рида и Попа — «Transformer» и «The Idiot» (на которых к тому же сам сыграл и спел).

1974–1976: белый соул, Мадонна и постпанк

Белый соул

Боуи не придумал пресловутый голубоглазый соул (то есть соул, сыгранный и спетый белыми), но его неожиданное выступление с альбомом «Young Americans» оказало действие на дальнейшую судьбу жанра: теперь его могли играть не только коммерческие артисты, но и худощавые британские интеллектуалы вроде Пола Уэллера.

Мадонна

В 1974 году пятнадцатилетняя Мадонна Луиза Чикконе отправилась на концерт Дэвида Боуи в Детройте — родители были против, но она ждала этого концерта несколько месяцев, и, по ее собственным словам, ее жизнь изменилась навсегда. Некоторые творческие методы у Боуи и Мадонны и правда совпадают — она так же стала менять костюмы и, что важно, петь на откровенные темы.

«Station to Station» и постпанк

В 1976 году Боуи плотно сидел на кокаине — и записал один из главных своих альбомов, «Station to Station». Это был переход от соула и фанка «Young Americans» к немецкой волне, закончившейся переездом в Берлин. Боуи так много нюхал, что до сих пор не может толком вспомнить процесс записи: «Дело было в Лос-Анджелесе». «Station to Station» — сложный альбом с жестким, ритмичным звуком, вдохновленным краутроком. Из него черпали вдохновение постпанковые группы вроде Bauhaus.

Читайте также  Пластинка Gremlins: Original Motion Picture Soundtrack выйдет на виниле

1977–1979: индастриал, LCD Soundsystem и бритпоп

Joy Division

Когда Ян Кертис, Питер Хук и Бернард Самнер собрали группу, они назвали ее Warsaw в честь песни Боуи с альбома «Low», и лишь через полтора года превратились в Joy Division; и даже под этим именем записали песню «Warsaw». Хотя прямых цитат из Боуи у Joy Division нет, его берлинский период с беспокойным, злым звуком явно вдохновил Кертиса и группу.

«Heroes» и последователи

Пожалуй, самая известная песня Боуи из второй половины 1970-х, записанная при участии Роберта Фриппа и Брайана Ино. «Heroes» вдохновила бесчисленное количество рок-гимнов и даже угодила в рекламу Microsoft. Дэйв Гаан попал в Depeche Mode после того, как их менеджер услышал, как он поет «Heroes» (и в конце концов группа пыталась эмулировать ее звук), а LCD Soundsystem записали «Heroes» прямой оммаж — прекрасную «All I Want».

Nine Inch Nails

Боуи мало чего придумывал единолично, но зато гениально транслировал и перерабатывал чужие идеи: альбом «Low», вдохновленный электронным холодом Kraftwerk и механическим ритмом Neu!, сумел передать их идеи новой аудитории. Неудивительно, что именно «Low» всплывал как источник вдохновения многих мрачных электронных музыкантов и групп вроде Nine Inch Nails. Песню «Always Crashing in the Same Car» с ее ощущением клаустрофобии и холодным ледяным звуком Трент Резнор всегда называл в интервью среди любимых.

«Yassassin» и восточные мотивы

В песне «Yassassin» с последнего берлинского альбома «Lodger» Боуи диковинным образом мешает рэгги и арабские мотивы. У него получилось тоньше, чем у всех, кто впоследствии играл с world music. Интерес Боуи к восточным мотивам разделили и другие музыканты — скажем, Echo and the Bunnymen, пять лет спустя написавшие песню «The Cutter» с эзотерическим, туманным текстом — и тоже вроде как про опасного убийцу.

Бритпоп

На бритпоп 1990-х Боуи оказал влияние не только своими глэмовыми записями начала 1970-х, но и гитарной частью берлинской трилогии, рок-песнями с альбомов «Heroes» и «Lodger». Влияние последнего особенно заметно: песню «Boys Keep Swinging» Blur через двадцать лет переделали в свою «M.O.R.» и указали авторов так: Blur, Боуи, Ино.

1980–1989: новая романтика, MTV и русский рок

Новая романтика

Возникшее в начале 1980-х британское движение новых романтиков переняло у Боуи практически все: манеру одеваться, любовь к кабаре и театру, налет андрогинности — ну и музыку, конечно. Боуи подшучивал над безыдейностью новой субкультуры в песне «Fashion», но популярнее стала «Ashes to Ashes» — которая в итоге стала своеобразным гимном новых романтиков — Spandau Ballet и прочих.

Выпустив несколько громких хитов в середине 1980-х, Боуи наконец превратился в мейнстримовую поп-звезду: но сам тому не обрадовался и говорил потом, что не знал, как петь для людей, которые никогда не слышали The Velvet Underground. Может, и не знал — но все-таки делал вполне обычную (хоть и не без приемов) восьмидесятническую поп-музыку, а попутно увлекся видеоклипами и стал иконой раннего MTV.

Борис Гребенщиков

Боуи был важен не только в Англии и Америке, но и за ее пределами: он повлиял на русских в 1980-е. Ранняя «Алиса», «Наутилус Помпилиус» (все они красились на сцене, что важно) — но самым большим фанатом был, наверное, Борис Гребенщиков. С Гребенщиковым Боуи даже встречался, когда тот приехал в Нью-Йорк в 1989 году. Он подарил БГ гитару и провел его по клубам.

1990–1999: Placebo и Pet Shop Boys

Placebo

В 1990-е годы сам Боуи увлекся новомодными течениями — хип-хопом, новой электроникой и гранжем. Между тем новые группы продолжали вдохновляться его старыми альбомами. Вместе с одной из них — Placebo, докрутившей утонченную лирику Боуи почти до пошлости, — артист даже записал совместную песню «Without You I’m Nothing».

Pet Shop Boys

В 1994-м Боуи вместе с Брайаном Ино записал новую песню про майора Тома, «Hallo Spaceboy», внушительный индастриал-рок. А Pet Shop Boys сделали на нее облегченный ремикс.

1999–2016: Arcade Fire, TV on the Radio и Леди Гага

Arcade Fire

В нулевые Боуи почти не записывался и не выступал, но вышел на сцену вместе с Arcade Fire — которые уже шагали к успеху. Подпрыгивающие барабаны и беспокойная акустическая гитара у Arcade Fire — как раз от Боуи.

TV on the Radio

Кроме Arcade Fire Боуи поучаствовал в песне интеллектуалов TV on the Radio, которым сам позвонил по телефону и с третьего раза сумел убедить, что он действительно Дэвид Боуи.

Леди Гага и Бейонсе

Боуи принес в поп-музыку любовь к переодеваниям и альтер эго — и сейчас это популярно как никогда. Бейонсе записала альбом от лица Саши Фирс, Леди Гага все время придумывает новые образы, при этом нередко цитируя Боуи разными нехитрыми приемами — например рисуя молнию на лице.

Продал мир и улетел на Марс: каким был этот странный Боуи

Sobesednik.ru вспоминает Дэвида Боуи — певца, художника и актера, который был музыкальной иконой на протяжении десятилетий

Дэвид Боуи – один из самых гениальных музыкантов. Он создавал новую музыку и создавал себя. Он был певцом, автором песен, музыкантом, художником, продюсером и актером. И являлся музыкальной иконой на протяжении пяти десятилетий.

Двуполая звезда Зигги

Имидж Боуи менялся постоянно. Эпатажная внешность была краеугольным камнем его образа (не зря же Элвис Пресли был кумиром его юности, как и Сид Барретт из «Пинк Флойд»).

Первой трансформацией Боуи был Зигги Стардаст (Ziggy Stardust). Собственно говоря, это концептуальный образ для глэм-рока, родоначальником которого считается Боуи. Более того, Зигги Звездная Пыль – ключевая фигура для всей музыкальной культуры 70-х. Зигги был андрогинной бисексуальной звездой с другой планеты. И именно Зигги принес Дэвиду Боуи статус звезды и славу в Америке, куда он к тому времени переехал. «Мне было комфортно выходить на сцену в образе кого-то другого, – говорил позже Боуи, – я был увлечен идеей создавать один персонаж за другим, и мне это казалось рациональным». Тут есть нюанс. Наверное, Боуи было комфортно прятать за аватаром свои страхи – он всю жизнь боялся наследственного сумасшествия, поскольку его брат действительно сошел с ума.

У «рождения» Зигги есть предыстория. В 1969 году Боуи написал гениальный сингл, который назывался Space Oddity. Удивительно, что эта композиция вышла одновременно с высадкой астронавтов на Луну. Ну а в самой песне были отсылки на фильм Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея» и в общем-то личный психоделический подтекст – Space Oddity тут можно перевести и как «космическая странность», «космический чудик» и как, извините, «космический трип». Да, в то время накокаиненный Боуи запросто позирует в образе травести, томно развалившись на диване в трогательно невинном платье.

Ну а Зигги родился в 1972-м с выходом сингла Starman и альбома с длинным названием, где упоминается планета Марс. Боуи от природы блондин, а Зигги был огненно-рыжим андрогином с преувеличенным макияжем в обтягивающем блестящем комбинезоне, туфлях на платформе. Накануне своего первого концерта он появляется на обложках журналов в этом виде и рассказывает о своей бисексуальности и гомосексуальном опыте. В мире, поклонявшемся рокерам-мачо, это имело адский эффект. Боуи оказал на семидесятые годы примерно такое же влияние, как «Битлз» на шестидесятые.

Великий трансформер

Подарив жизнь целому поколению андрогинных клонов-мутантов с дикой раскраской на лицах, в гиперсекси атласных одеяниях с блестками, в боа из перьев, Боуи отправил своего Зигги на тот свет ровно через год – в 1973-м. Он ужасно злился, если его спрашивали о Зигги Стардасте, он вообще запрещал журналистам говорить с ним о Зигги.

Читайте также  Что добавить в плеер: Electric Wizard

Поскольку карнавал был у него в крови, то Боуи продолжал выдумывать себя и свою музыку. Цыганские рубашки, безумные брюки клеш, осиная талия, огромные каблуки и платформы, шляпы-фламенко – он отжигал круглосуточно.

Одновременно с альбомом «Даймонд догз» и под влиянием Оруэлла появляется еще один образ – инфернальный Хеллоуин Джек. Обложка нового альбома, где гигантский питбуль (гибрид собаки и самого Боуи) выставляет напоказ клыки и детородный орган, была запрещена цензурой. Тогда ее немного переделали, разделив все же Боуи и пса.

Неутомимый и все время кайфовавший гений смешивал все: рок, арт, поп, глэм, панк, электронику, блестки Бродвея, голливудские легенды, шик, теории Уорхолла и Ницше, адский китч берлинских кабаков, кабаре, стилистику гей-андерграунда, декадентство, космическую оперу и театральный авангард. Чтобы делать все это, да еще на таком уровне, как это делал Боуи, разумеется, надо быть таким же интеллектуалом, как он. Дэвид Боуи был умнейшим и образованнейшим человеком – просто он при этом не был скучным.

Боуи, что называется, «давал стране угля». Очередное превращение не заставило себя ждать. Пришло время трансформироваться в Изможденного Белого Герцога. Как-то начитавшись Ницше и нашпиговавшись веществами, он заявил, что Гитлер мог бы принести пользу Британии, и вообще Адольф Алоизыч, мол, рок-звезда. Он вообще такого наговорил о Гитлере тогда, что лучше мы это повторять не будем. Слава Богу, что на следующий день Боуи сказал, что был пьян и не прав. От заявлений о своей бисексуальности он – правда, много позже – тоже отрекся. Но тут ему подпортила картину его первая жена Анджела. Она рассказывала, а потом и выпускала мемуары, где приписывала экс-мужу связь с Джаггером, например. Впрочем, 70-е и 80-е были такой эпохой, когда грезы, скандалы, явь и пиар смешивались очень причудливо.

Так или иначе, но «Бриллиантовые псы» закончили эпоху глэм-рока в жизни Боуи.

Улетел на Марс

Дэвид Боуи в 1976-м уезжает в Германию, где работает с молодыми продвинутыми музыкантами, исповедует белый соул, краут-рок и минималистскую эстетику. В Западном Берлине он снимает квартиру вместе с Игги Попом.

Именно к тому периоду относится знаменитейший альбом Боуи Heroes, одноименную песню из которого перепели, кажется, все звезды.

В 80-м эра Белого Герцога заканчивается. Боуи завязывает с наркотиками. Окончательно завязать было от чего. В это время убивают его друга Леннона, и, как признавался его убийца, Боуи был вторым в его списке.

В 90-х Боуи уже мегазвезда. Если говорить только об имидже, то он, избавившись от трэшевой моды восьмидесятых, выглядел очень аристократично. Он был просто красавец. Но при этом в кино – а Боуи много снимался – он играл в основном каких-то бесноватых, пришельцев, трансвеститов и марсиан. «Мне часто предлагают роли в плохих фильмах», – жаловался он. Хотя вот фильм «Голод», где Боуи играл вампира с Катрин Денев и Сьюзан Сарандон – очень хорош. Да и его Понтий Пилат у Скорсезе тоже отличный.

Боуи вел какую-то фантастически интересную жизнь. Разъезжая по разным странам, он был и в России – даже три раза. В самый первый – в 1973 году – Боуи, возвращаясь из Японии в Европу, проехал всю Россию на поезде (он боялся летать тогда) – от Находки до Москвы. Из купе он практически не выходил и не отрываясь смотрел в окно. Эта поездка была для него шоком: «Это был вообще другой мир, другая планета, особенно после Японии». 70-е – время махрового застоя. Только представьте, как на экзотического красавца Боуи смотрели пассажиры. Плюс советские агенты в штатском, конечно, ехали за ним следом. Ну а в Москве в тот раз Боуи сподобился попасть на первомайскую демонстрацию.

Поездку к нам в 1996-м Боуи вспоминал с досадой. Тогда у него был концерт в Кремлевском дворце с дорогущими билетами, и, по его же словам, «такой ужасной публики» он не видел больше никогда. Ну так нашел, где выступать. Зато потом он дал телеинтервью Троицкому («Кафе Обломов») – и полстраны записали его себе на видеокассеты.

Боуи продал какое-то невообразимое число пластинок и вошел в десятку самых успешных артистов Великобритании. В общем, чтобы не утомлять, скажу, что слово «величайший» официально ему присваивалось много раз по разным поводам.

Скончался Дэвид Боуи 10 января 2016 года в 69 лет. От рака. Так же как и его друг Фредди Меркьюри, он решил, что не хочет ни могилы, ни памятника. Он считал, что самая главная память о нем – это его музыка. Боуи оставил огромное наследство своим детям и жене, темнокожей модели Иман. Интересно, что он завещал еще и миллион долларов бывшей няне своей старшей дочери.

Фанаты Боуи предпочитают думать, что он улетел на Марс. В общем, так оно и есть. Его туда отправил Илон Маск. Два года назад компания Маска запустила ракету с грузом – личным электрокаром Маска «Тесла». В машине сидит самый первый персонаж Боуи Starman и звучит знаменитый трек Space Oddity. Ракета с Боуи летит в пояс астероидов между Марсом и Юпитером.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №3-2020 под заголовком «Этот странный, странный Боуи».

Последний альбом Боуи Blackstar может стать самым продаваемым за всю карьеру музыканта

НЬЮ-ЙОРК, 13 января. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Последний альбом британского музыканта Дэвида Боуи Blackstar, выпущенный за два дня до его смерти, пользуется огромным спросом у меломанов и может оказаться самым популярным за всю карьеру исполнителя.

По оценкам специалистов, с 8 по 14 января в США будет продано свыше 130 тыс. дисков с записью нового альбома, в результате чего Blackstar займет верхние позиции престижного хит-парада Billboard 200 — списка самых продаваемых за неделю музыкальных альбомов по версии журнала Billboard. Более того, не исключается, что последний — 27-й сборник музыкальных композиций Боуи сможет вытеснить с первой позиции хит-парада Billboard 200 нашумевший альбом «25» британской певицы Адель, который занимает верхнюю строчку списка уже семь недель подряд.

Альбомы Дэвида Боуи семь раз попадали в десятку самых продаваемых по версии журнала Billboard. Его предпоследний диск The next day, выпущенный в 2013 году, поднялся до второго места в этом хит-параде. Однако Боуи еще ни разу не удавалось попасть в лидеры Billboard 200. Между тем новость о смерти артиста, которая шокировала всех поклонников британского исполнителя и просто любителей музыки, стала причиной того, что резко увеличилось количество скачиваний его произведений в интернете и способствовало успеху альбома Blackstar.

Диск был выпущен в день рождения певца, 8 января 2016 года, когда Боуи исполнилось 69 лет. Записывать альбом музыкант начал в январе 2015 года. «Он пел очень страстно, с огромной энергией», — вспоминает джазовый музыкант Донни МакКаслин, с которым Боуи записывал альбом. Работа над записью продолжалась несколько месяцев, в альбом включены семь песен. Спустя два дня после выхода диска Blackstar, 10 января 2016 года музыкант умер в кругу семьи.

На протяжении своей карьеры Дэвид Боуи продал более 136 млн пластинок и вошел в десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании. Он является обладателем многочисленных музыкальных наград, в том числе, премии «Грэмми». В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39 место в рейтинге «100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен» и на 23-е — в рейтинге «100 величайших вокалистов всех времен».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: