Что такое тритоновая замена. Джазовая гитара.

Уроки джаза >Тритоновая замена

Запаситесь терпением и усидчивостью. Если Вы учитесь играть на электрогитаре в стиле джаз, этот урок Вам просто необходим к изучению.

Тритоновая замена — одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента. Но не всегда ясно, что именно имеется в виду под тритоновой заменой.

Давайте разберемся с этим важным и так здорово звучащим приемом. В рамках этого урока мы займемся разбором различных аккордов, гамм и арпеджио, чтобы вы смогли успешно применять принцип аккордовой замены на практике.

Сегодня вы научитесь использовать арпеджио септаккордов и аккордов 7#11 для построения тритоновой замены в аккордовой прогрессии ii V I. Так вы сможете значительно повысить свой уровень игры и поймете, как легко и быстро можно создавать такие же интересные и захватывающие соло, как это делает ваш любимый джазовый гитарист.

Что же подразумевается под тритоновой заменой?

Для начала разберемся в теории тритоновой замены. После этого мы будем готовы к переносу этой информации на гитарный гриф . Проще говоря, тритоновая замена представляет из себя вот что: у нас есть септаккорд V7, например, D7 в примере ниже. Мы замещаем его аккордом bII7. В нашем примере это Ab7.

Это работает, потому что третья и седьмая ступени одинаковы для обоих аккордов. То есть, третья и седьмая ступени аккорда D7 (F# и C) одновременно являются седьмой и третьей ступенями аккорда Ab7 (Gb(F#) и C). Именно благодаря этому, эти аккорды могут так легко заменять друг друга при игре аккомпанемента и соло.

Проработайте следующий пример. Обратите внимание на то, что звучание обеих аккордовых прогрессий — ii V I и ii bII I — очень схоже, но ощущаются они по-разному. Причина этому — особое движение басовых нот в каждой прогрессии.

Тритоновая замена в арпеджио септаккорда

Мы разобрались в сущности тритоновой замены. Теперь давайте перенесем эту идею на гитарный гриф, чтобы вы смогли применить ее в игре соло и импровизаций. Для начала стоит выучить арпеджио аккорда bII7, чтобы впоследствии применять его в соло на фоне аккорда V7 в рамках аккордовой прогрессии ii V I, как показано в первом примере.

По возможности, разберите аппликатуры этих арпеджио во всех 12 тональностях по всему грифу. Затем попробуйте сыграть соло на фоне аккордовой прогрессии ii V I (например, под соответствующий минус). Используйте арпеджио ii bII I из примера ниже.

Когда вы сможете уверенно играть эти арпеджио, попробуйте применить к данной аккордовой прогрессии любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете. Так вы сможете использовать эту идею для игры в любой позиции на грифе и будете без проблем пользоваться ей на практике.

Чтобы помочь вам, мы записали пример фразы на фоне прогрессии ii V I в тональности G мажор. Здесь арпеджио bII7 играется поверх аккорда V7 (такт 2). Разберитесь с этой фразой в тональности G мажор. Затем перенесите ее в другие знакомые вам тональности, чтобы понять, как она будет звучать в разных позициях по всему грифу.

После этого вы можете придумать 4-5 собственных фраз на основе той же идеи — арпеджио bII7 поверх аккорда V7. Ну и конечно, приступайте к игре соло на фоне прогрессии ii V I, отрабатывая только что придуманные фразы и сочиняя новые на базе тех же арпеджио.

Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11

Этот подход можно развивать дальше. Например, можно применить его при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I (см. пример ниже).

Арпеджио bII7#11 отлично сочетается с гармонией V7, так как ступень #11 аккорда bII — это та же нота, что и тоника аккорда V7. Это видно на примере ниже — нота D одновременно является #11 ступенью аккорда Ab7 и тоникой аккорда D7. Разберите аппликатуры арпеджио в примере ниже и начинайте играть соло с их применением на фоне прогрессии ii V I. Так вы услышите, как звучит аккорд 7#11 поверх аккорда V7 в данной прогрессии.

Чтобы успешно пользоваться этими приемами на практике, можете взять любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете (на любых струнах) и просто понизить третью ноту (пятую ступень), чтобы превратить это арпеджио в арпеджио 7#11.

Это поможет вам лучше понять и почувствовать звучание арпеджио 7#11 без необходимости изучения кучи новых аппликатур. Вы сможете создавать новые фразы и ходы, основываясь на том, что вам уже знакомо, ведь вы трансформируете арпеджио септаккордов в арпеджио 7#11, изменив всего одну ноту.

Вот пример того, как фраза, основанная на арпеджио bII7#11, ложится на аккорд V7 в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I в тональности G мажор. Как только вы сможете играть эту фразу уверенно, перенесите ее в другие тональности, а затем начинайте импровизировать и сочинять собственные фразы на основе тритонового арпеджио bII7#11 в том же контексте.

Очевидно, что арпеджио септаккордов и 7#11 позволят вам легко применять тритоновую замену в прогрессии ii V I. Этот прием значительно разнообразит ваши джазовые импровизации.

Испробуйте его уже на следующей репетиции! Ну и конечно, изучая тритоновые арпеджио, не забывайте о собственных идеях! Удачных вам экспериментов!

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он преподает предмет «Исполнение популярной музыки» (Popular Music Performance) в Университете г. Честера (University of Chester). Также Мэтт — член экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Замена аккордов — это, пожалуй, самый необходимый прием для гитариста. Чтобы все песни не были похожи друг на друга, обязательно нужно заменять аккорды.

Тритоновая замена

Тритоновая замена

Философская сторона тритоновой замены

Давайте сначала выясним, для чего вообще применяется какая-либо замена аккорда. Зачем вообще что-либо менять, если и так все классно?

  • Делают это для разных целей, но основное применение — это изменение аранжировки, для достижения определенных целей в звучании.
  • Второе назначение — это изменение оригинальной аккордовой последовательности в реальном времени, т.е. во время исполнения какой-либо композиции, и делается это тоже для достижения определенного результата в звучании.

Очень похожие пункты, но с практической точки зрения стоит их разделять.

  • Ещё одно назначение — развитие голосоведения. Регармонизация предоставляет намного больше вариантов в движении голосов и этим часто пользуются.
  • Связанный с предыдущим, но тем не менее важный сам по себе — изменение линии баса

Есть и другие случаи, но это в принципе основные, для чего вообще делать тритоновую замену.

И здесь, я хочу сделать важную ремарку. Регармонизация — это такая импровизация гармонией, манипулирование оригинальными аккордами и построение своей собственной аккордовой линии. Но это совсем не задача импровизатора! Т.е. так делать можно, но совсем не обязательно, и более того, если вы не уверены в том, что вашу замену подхватят и услышат другие музыканты, то лучше ограничиться оригинальной гармонией (имеется в виду регармонизация в реальном времени).

Хотя, надо сказать, знание и практика аккордовых замен, это хороший инструмент для обучения, особенно такая эффектная и простая регармонизация, как тритоновая замена.

Читайте также  Инстаграм Агузарова Жанна

Перейдём к технической стороне

В первую очередь, тритоновая замена — это чисто джазовый приём. Не применяйте ее, если не хотите «джазового» звучания.

Тритоновая замена работает только для малых мажорных септаккордов (доминантсептаккордов), для других аккордов не работает. Или работает, но с предварительным превращением оригинального аккорда в малый мажорный. Т.е. здесь, как минимум две техники имеют место быть: изменение структуры аккорда на доминантовую и затем тритоновая замена.

Любой малый мажорный септаккорд содержит большую терцию и малую септиму. Это два главных звука септаккорда.

Давайте возьмем пример от До и пока уберем из него квинту.

А вот и суть тритоновой замены: меняем басовую ноту на ноту, отстоящую на тритон. Тогда, мы получаем новый малый мажорный септаккорд, в котором есть те же самые терция и септима, но в другом порядке. Тот звук, который был терцией, стал септимой, а тот, который был септимой, стал терцией. Как вы понимаете, энгармонизм не имеет значения в данном случае, и этим можно свободно пользоваться.

Отсюда можно сделать вывод, что это влияет в первую очередь на линию баса. Гармонический инструмент играет, как он и играл, главные звуки септаккорда. А бас получает дополнительную возможность. И басисты взяли на вооружение эту технику.

Это также создаёт очень красивое плавное соединение голосов в кадансовых оборотах. Например в II V I.

Но самое прекрасное не в этом. Самое прекрасное в том, какими ладами это все обыгрывать.

Предположим, пианист не стал убирать квинту из аккорда и сыграл его целиком: C E G Bb. Но басист сыграл тритоновую замену. Тогда звуки пианиста по отношению к басу получились следующими:

И получился новый аккорд: F#7b9#11. Какая красота (:

Всего есть 2 популярных варианта ладов на такую гармонию: альтерированный (суперлокрийский) и уменьшенный полутон-тон.

Но мы пойдём дальше и предположим, что пианист сыграл нонаккорд, а не простой септаккорд: C E G Bb D.

И вот тогда варианты ладов стали более ограничены. F#7b9#11b13 и это есть F#7alt, т.к. квинта и нона у него расщеплены. Об этом можно прочитать здесь.

И если пианист сыграет в конце концов малый мажорный терцдецимаккорд: C E G Bb D A, то получается все тот же F#7alt.

Вырисовывается некоторая взаимосвязь. Что, если мы сделаем обратную тритоновую замену F#7alt?

Тогда мы получим C13#11. А вот и взаимосвязь, тритоновая замена лидийской доминанты даёт альтерированную доминанту и наоборот!

Получается, что если поверх C7 вы играете C альтерированный, то вы будто делаете тритоновую замену в вашем соло.

Кстати, обратите внимание, что это так же одна из причин, почему ундецима в чистом виде редко применяется (чаще повышенная). Это помимо того, что звучит она не очень хорошо. Хотя это тоже очень спорно.

То же самое происходит и с уменьшенной гармонией, можете проверить сами или дождаться статьи про уменьшенные гармонии))

Поэтому я упомянул, что нужно быть уверенным в себе и в других музыкантах, с кем вы и играете, чтобы пользоваться всеми этими заменами.

Подведём итог. Тритоновая замена — это преимущественно замена для басистов. Для соло это работает, как замена миксолидийского или лидийского доминантового ладов на альтерированный и наоборот. В аранжировке используется повсеместно.

Замена аккордов часть вторая — отклонение, тритоновая замена

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта. Это вторая статья о том как можно заменить какую-нибудь последовательность аккордов, созданную нами посредством имеющихся знаний из статьи про гармонию, а также из статей о ладах народной музыки. В прошлой статье о заменах мы освежили всё в памяти, создав последовательность аккордов и заменили в ней «обычные» известные всем аккорды на не совсем обычные и не всем известные джазовые аккорды. Перечисленные манипуляции позволили вот этот вариант гармонии:

рис.1

превратить вот в такой:

рис.2

Сегодня мы доработаем его еще немного, совершив отклонение в другую тональность и разучим еще один вид замен, который называется тритоновая замена. Кстати если вы не читали эту статью про гармонию в теоретическом разделе и не знаете что такое отклонение. отклонение — это переход из одной тональности в другую, на непродолжительное время и возвращение в исходную тональность.

Итак, надо подумать, куда бы совершить отклонение? Нужно выбрать для этого ноту гаммы тональности, в которой мы находимся и взять от неё любой аккорд (мажор или минор), который и будет тоникой новой тональности. Я выберу ноту си-бемоль — седьмую ступень в тональности Cm, аккорд же от этой ноты выберем минорный (то есть переходим в тональность Си-бемоль минор). Совершить же отклонение сразу в тонику без доминанты мы не можем, ибо звучать не будет, поэтому нам нужна доминанта новой тональности, заодно и субдоминанту «прихватим»(её может и не быть). Итак, субдоминанту возьмем «традиционно» от 4-ой ступени — за неё в си-бемоль миноре(Bbm) «отвечает» аккорд ми-бемоль минор (Ebm). Но мы его конечно возьмем не обычно, а «по-джазовому», то есть Ebm7. За субдоминантой следует доминанта и её мы построим от 7-ой ступени. Доминанта от 7-ой ступени в случае минорной тоники — малый мажорный септаккорд, и поэтому нужный аккорд Ab7 (ля-бемоль семь). Ну и, наконец, заканчиваем уже «отклоняться» и приходим в тонику новой тональности, то есть куда мы и хотели в аккорд Bbm7.

Получается мы в связке использовали аккорды Ebm и Ab7 (субдоминанта и доминанта) и «перешли», благодаря им туда куда нам нужно — в новую тональность Bbm:

рис.3

Обратите внимание на аккорд Ab7 — мы сохранили в нём одну ноту из предыдущего аккорда — звук соль-бемоль (у нас получилось две таких ноты в составе доминантового аккорда), это добавляет плавности в переход от одного аккорда в другой, особенно в нашем случае — такой ход вы можете встретить очень часто в джазовой музыке. Сыграв последовательности на рисунке 3 вы услышите, что следующий за аккордом Ab7 Bbm7 звучит достаточно резко, поэтому мы возьмем вместо него его медианту — Ре-бемоль-мажор(Db). В такой замене нет ничего особенного — просто проанализируйте звуковые составы аккордов Bbm и Db — разница между ними только в одной ноте (которая в басу), поэтому они взаимозаменяемы. Но мы используем конечно же аккорд Dbmaj а не простой мажорный Db:

рис.4

Таким образом, отклонение в новую тональность у нас получилось сглаженным и неплохо звучит.

Дальше, так как у нас всего лишь отклонение мы возвращаемся в исходную тональность Cm и делаем мы это снова через субдоминанту и доминанту, но эти связующие аккорды нам уже знакомы . возвращение наше будет выглядеть так:

рис.5

Вот у нас, благодаря несложным манипуляциям получилась целая гармония. Возможно вас озадачило слово медианта, которым мы «обозвали» аккорд Ре-бемоль мажор. Медианты — это аккорды которыми можно заменить тонику — это аккорды от третьей и шестой ступеней. то есть по-идее доминанта(3-я) и субдоминанта(6-ая), но по звуковому составу они очень похожи на тонику поэтому мы легко можем заменить тот самый Bbm на аккорды Db (что уже сделали) или Gb(соль бемоль мажор).

Читайте также  Новый альбом Леонарда Коэна будет называться You Want it Darker

Но к полученной нами в течении целых двух статей гармонии нужно еще мелодию и я вам скажу по секрету, что к ней мелодия давно написана — она относится к джазовым стандартам и называется Blue bossa. Вот как наши три кусочка (тональность Cm — отклонение — возвращение в Cm) выглядят вместе с темой:

рис.6

Тритоновая замена

Напоследок мы поговорим о том как делать тритоновую замену. Она так называется потому что тоника заменяемого аккорда отстоит от тоники аккорда, которым мы будем заменять на три тона (и вверх и вниз). Заменяются таким образом только доминантсептаккорды:

рис.7

На рисунке 7 обведены общие звуки в двух аккордах, следовательно они могут заменить друг друга. А где же в гармонии, рассмотренной нами выше (Blue Bossa) тритоновая замена может быть использована? Например, в субдоминанте (втором аккорде после тоники) мы можем аккорд Fm заменить на F7 (почему это можно сделать смотрите здесь), ну а затем уже вместо F7 играем аккорд B7 (Си-семь).

Вот так можно использовать замены аккордов в своей практике. Также теперь вы понимаете как можно преобразовать джазовые темы используя тритоновую замену и другие, о которых мы говорили.

Если вам интересна информация представленная на этом ресурсе то вы всегда можете подписаться на обновления данного сайта и информация о новых статьях будет приходить к вам прямо на e-mail.

BassLife — Все для бас гитариста

Форум бас гитаристов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

Тритоновая замена

  • Автор
  • Сообщение

Тритоновая замена

Сообщение P.B. » Пт ноя 18, 2005 6:16 pm

Сообщение Rootsman » Вт ноя 22, 2005 12:53 pm

Сообщение Cmaj » Пн дек 08, 2008 12:25 pm

Пользуя аккорды в разных обращениях и альтерируя различные их ступени мы зачастую получаем другие аккорды, как правило, так же в альтерированном и обращенном виде.
На этом основаны гармонические замены. В общем случае применимость замены зависит от функции аккорда в гарм. прогрессии.

Пример. Берем аккорд-трезвучие до-мажор: до-ми-соль. Часто используется прием повышения 5й ступени (квинты) на полтона — придает окраску аккорду своеобразную.
Аккорд приобретает вид до-ми-соль#
Однако присмотревшись, можно обнаружить, что это всего лишь обращение 6/4, т.е. квартсекстаккорд от ми-мажора, который есть ми-соль#-си — если у ми-мажора повысить квинту си->до.

Пример не самый удачный, что в голову пришло — но алгоритм примерно такой.

Тритоновая замена хитрее по альтерациям, но принцип тот же. между нотами «в басу» при 3т-замене три тона целых — отсюда и название.
Тритоновой замене подвергаются только септаккорды, кстати.

Re: Тритоновая замена

Сообщение PaVliQ » Пн ноя 22, 2010 1:16 am

А достаточно ли подобных очень кратких объяснений по методе Чака Шера для более-менее приличного понимания тритоновой замены ? (нижеуказанные определения — то что осилил понять (т.е. въехал полностью) по части тритон-замен из книги Чака Шера). Этого знать достаточно?


Re: Тритоновая замена

Сообщение Cmaj » Пн ноя 22, 2010 3:05 am

Re: Тритоновая замена

Сообщение PaVliQ » Пн ноя 22, 2010 2:04 pm

Re: Тритоновая замена

Сообщение Cmaj » Пн ноя 22, 2010 3:22 pm

зубрежка в ряде случаев необходима в музыке, да.
но в данном случае — непродуктивна.
вот к примеру, в доминанте аккорд (возьмем к примеру, ре-септ) можно заменить на ре-диез. что дает очень сочное звучание )))
КАК?
да просто. надо знать виды аккордов и их строение.
ре-септ: ре-фа#-ля-до
«убираем» собственно тонику, которая ре, в остатке получаем фа#-ля-до — это уже уменьшенное трезвучие фа#
слышаться будет по звуку как ре-септ почти.
продолжаем измываться над аккордом.
делаем его «полным», добавив еще одну малую терцию — фа#-ля-до-ре#
получаем своеобразный «симметричный» аккорд — между двумя соседними нотами у него по малой терции. Записывается как D#dim (или F#dim, Adim, Cdim)
и он по факту «содержит» в себе четыре аккорда — фа#, ля, до, ре#
и любым из этих аккордов, в зависимости от необходимости, можно заменить вон тот самый ре-септ.
надо бы боле «строго» пояснить что к чему, но покопавшись в этом направлении можно самому (так быстрее и лучше запомнится) найти и объяснения заменам из таблицы.

приложит эту схему к табличке, попробовав, к примеру, подставить вместо ре-септ — приведенный в тексте соль-септ и увидите, что никакого шаманства, никакого шайтана нет, и тритоновая оттуда «вылезет» замена. и таблица, пока будете разбираться, что к чему, запомнится влегкую. потому как станет понятной

Re: Тритоновая замена

Сообщение PaVliQ » Пн ноя 22, 2010 4:21 pm

Знание строения аккорда, и вычисления всех возможных замен с применением в любой тональности (по аналогии с данной табличкой) все-таки понятно без зубрежки, этим даже не занимался, т.е. сначала логически вычислялся по указанным правилам (а вот они зазубрились) вариант заменяющего V7 аккорда и проверялся по табличке, тут вопросов не осталось. (Все как говорится сошлось по аксиоме).

Вопрос скорее остался такой: а почему так можно делать?, например расширять 1-е обращение септаккорда до уменьшенного (dim) аккорда (по теме делаем его «полным» добавив еще одну малую терцию)? Ведь на примере тогда ре# становится уже неаккордовой нотой исходного V7. Или в этом и есть вся фишка замены? Чувствую что возможно задал дурацкий вопрос.

Re: Тритоновая замена

Сообщение Cmaj » Пн ноя 22, 2010 5:21 pm

нет-нет. вопрос очень даже не дурацкий, скорее наоборот.
вот два примера.
правда же второй звучит «приятнее», как-то музыкальнее?

пример:
счет, 4 такта C | F | G7 | C | (примитив), счет, 4 такта C | F | G7 | C | — плавное голосоведение

натренированное ухо сможет и обращения аккордов услышать. кто в музыкальной школе учился, тому это не в новинку, конечно.

вся суть в том, что в первом случае на клавишах сыграно (не сыграно, конечно, набрал наскоро в Encore) «тупо в лоб», как обычно играют начинающие (да и не очень — тоже бывает), а во втором случае аккорды те же, но используя разные обращения, соблюдено т.н. «плавное голосоведение».
Вот в этом плавном голосоведении и тесно связанном с ним «тяготением» ступеней, на котором основаны главные ступени, аккорды и еще черт знает сколько всего и собака зарыта.

Чем отличаются D7 и Ddim?
да одним полутоном, остальное все то же самое.
это реально очень важная и серьезная тема, кстати, плавное голосоведение.

Возможно, поначалу покажется первый вариант правильнее, но вот из таких мелочей складывается «фирменный саунд» у групп.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: