Что такое синкопа и как ее играть

Что такое синкопа

Уважаемые читатели, что-то давно мы с Вами не разговаривали о теории музыки, и сегодня я решил восстановить справедливость. Хочу отметить, что знание основ музыкальной теории является важным для каждого музыканта (будь то любитель, а уж тем более профессионал). В статье про ритм и размер мы затронули тему сильных и слабых долей. Сегодняшняя тема напрямую связана с этим.
У каждого музыкального произведения есть свой ритм и метр. На протяжении его звучания чередуются ноты различной длительности, а также чередуются сильные и слабые доли. Присутствие сильных и слабых долей создает определённую пульсацию музыки. Слушатель внутренне чувствует это и ощущает на слух. Музыканты при игре выделяют сильные доли, делают на них акценты.

Постараюсь на простом примере объяснить, как же делается синкопа.
Представим, что у нас песня с размером 4/4. Мы играем её под метроном и он отсчитывает ритм восьмыми нотами: раз-и, два-и, три-и, четыре-и. В обычном ритмическом рисунке сильные доли – это раз, два, три, четыре и мы делаем на них акценты. Чтобы сделать синкопу, мы будем расставлять акценты , например, на «и». Варианты расставления акцентов могут быть совершенно разные.

Существует несколько видов синкоп в музыке: внутритактовая, внутридолевая и межтактовая. На изображении Вы как раз можете увидеть межтактовую синкопу.

Межтактовая синкопа

В таких музыкальных стилях, как рэгги, джаз, блюз, фанк синкопа применяется очень часто. Для наглядного примера предлагаю песню в стиле рэгги, где можно послушать примеры синкопы. Гитара в таких песнях практически всё время играет на слабую долю. В данном виде уличные музыканты играют простую в музыкальном плане, но очень мелодичную песню. Обращайте внимание на партию гитары. Акценты смещены на слабую долю.

Музыка рэгги с синкопами

Синкопа в музыке и ее разновидности

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.

В музыке есть своя мера времени – это равномерное биение пульса, каждый удар – это доля такта. Доли бывают сильными и слабыми (как ударные и безударные слоги в словах), они чередуются в определенном порядке, называемом метром. Музыкальное ударение, то есть акцент обычно приходится на сильные доли.

Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.

Когда возникают синкопы?

Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.

СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.

Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.

Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.

СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.

Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».

СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.

Какие бывают виды синкоп?

В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.

Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).

Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.

Выразительные свойства синкоп

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Что такое синкопа

Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня мне хотелось бы поговорить об использовании синкоп для того чтобы можно было самим интересно импровизировать в какой-нибудь тональности. Например, в тональности ре-минор.

На самом деле — вот как вообще импровизацию воспринимать? Как начать это делать? Мы это пытались объяснять уже, например в этой статье и еще в этой. Упоминали о чувстве ритма его важности для музыки. Вообще, правильно держать ритм нам очень понадобиться сегодня для игры синкопами. Великие музыканты — такие как Джон Маклаффлин или Майлс Дэвис говорили о ритме, как о главной музыкальной составляющей. «Если можешь играть в ритме, то уже звучит нормально, даже если не знаешь гармонии» — что-то вроде этого говорил Майлс.

Итак, давайте сначала разберемся, что такое синкопа. Синкопа — это по-другому смещение ударения на слабую долю. Допустим, мы считаем четвертными длительностями, играя, например ритм в размере четыре четверти вот так.

рис. 1

На рисунке 1 вы видите что отмечена галочкой сильная, ударная доля — она самая первая в такте и знаменует начало такта. Вот обычно если мы играем ровно, то на каждую четвертную ноту играем, например аккорд — это называется метр — самая стандартная схема игры ритма на инструменте. Метр — это равномерное чередование долей во времени — пульсация, то есть основной ритмический костяк, который для нас то, от чего можно отталкиваться, то, что можно как-то усложнить, переиначить.

Синкопа делает равномерный метр неравномерным, как бы ломает его.

рис. 2

На рисунке 2 изображена запаздывающая синкопа — мы сместили ударение на слабую долю и она звучит так, как будто мы опоздали вовремя ударить на стандартную первую сильную долю.

Читайте также  История одной пластинки: дебютный альбом Led Zeppelin

рис. 3

На рисунке 3 изображена опережающая синкопа, то есть здесь мы как будто слишком рано использовали сильную долю, в отличие от рисунка 1, к примеру.

Однако, синкопой считается не только показанные выше примеры, а вообще любая игра не в метре, то есть когда мы не играем ровно четвертными, одинаково все время. Поэтому синкопа может звучать и в середине такта вот так

рис. 4

На рисунке 4 тоже будет звучать синкопа, потому что отклоняется от стандартной пульсации четвертными, можно сказать здесь она тоже опережающая как и на рисунке 3, только если там она опережала сильную долю в начале такта, то здесь она опережает третью долю, мы её можно сказать тоже взяли раньше положенного.

Есть еще третий вид синкоп — свободная, в этом случае ударение можно ставить где угодно.

На самом деле то, о чем мы сегодня рассказали можно очень хорошо использовать, допустим для импровизации в какой-то тональности — все что нам нужно это пульсация. Отбивайте длительность четвертной ноты ногой и берите ноты из выбранной тональности, например ре-минор. Для начала можно взять арпеджио (о том что такое арпеджио читайте здесь http://gorstorehov.com/index.php?id=razdel3-arpejio) этой тональности и играть нотами из него, потом добавлять ноты из гаммы как проходящие. Потом для интереса попробуйте разбивать каждую четвертную ноту на две восьмые и играть на вторую восьмую — это будет синкопа и опять возвращаться в исходную пульсацию. К этому можно еще иногда добавить аккорд или его обращение — о минорных вариантах, которого мы упомянули, например в статье аккорд ля минор и его интересные варианты на гитаре.

В общем-то делать можно что угодно и еще важно связывать фразы или отдельные ноты, развивая какую-то мелодию — это намного интереснее нежели играть механически.

Ритм-гитара >Простые ритмы с синкопами

Игра на слабую долю

Хороший рок — гитарист должен уметь играть ритмы со слабыми долями, одновременно отстукивая ногой сильную долю. Даже если вначале Ваша нога движется нескоординированно, то после некоторого количества упражнений все станет на свои места! Есть люди с врожденным чувством ритма, но в любом случае его можно развить при помощи занятий. Если с этими упражнениями (и со следующими тоже) у Вас возникнут проблемы, то Вам следует обратиться к хорошему преподавателю. Очень важно, чтобы кто-то указывал на Ваши ошибки и давал упражнения, с помощью которых Вы можете их исправить.

Прежде чем играть каждое из упражнений, отсчитайте четыре доли (такт). Во время пауз глушите струны кистью правой руки.

Играйте упражнения в медленном темпе!

Обратите внимание, что в в следующем упражнении аккорд, выпадающий на слабую долю, распо­лагается в точности между 2-й и 3-й долями. На слабую долю носок Вашей ноги должен быть вверху (в воздухе).

В следующем упражнении обратите внимание на 3-ю долю: Ваша правая рука и нога должны попасть в нее одновременно.

В следующем — аккорды играются только на сильную долю; на слабую долю глушите струны левой рукой.

Заметьте, что в упражнении второй аккорд расположен строго между 2-й и 3-й долями. Чтобы Ваша нога четко попадала в 3-ю долю и не торопила ее, занимайтесь в медленном темпе.

Синкопы

Синкопы также играются на слабую долю, но немного иначе, чем в предыду­щем разделе. Синкопированный ритм — это рисунок, который начинается со слабой доли, продолжающей звучать на следующую сильную долю. Ноты при этом соединяются так называемой «лигой». Чтобы сыграть две ноты, соеди­ненные лигой, возьмите первую ноту медиатором и пусть она звучит до появления следующей незалигованной ноты.

Так как восьмая нота длится половину доли, то две залигованные восьмые составляют одну четверть.

Аналогично, три залигованные восьмые ноты равны по длительности 1/2 долям и их можно заменить

а) залигованными восьмой и четвертью или

б) четвертью с точкой; (точка рядом с нотой удлиняет ее длительность ровно на половину).

На этом мы заканчиваем урок, следите за обновлениями или подписывайтесь на рассылку. Всего доброго!

Гитара дома есть, но времени посещать музыкальную школу нет, только благодаря урокам с Вашего сайта и учусь, в кругу друзей уже играю.

Потрясающий урок. Теперь брат сам сможет учиться играть в Ритм… Интересно, можно ли на сайте купить Рок-Гитару, и учиться в этом уроке?…

На каком-то этапе все эти синкопы были для меня темным лесом. Хорошо, когда под руку попадаются достойные уроки, тем более вместе с аудио-дорожкой.

простые рифы на гитаре — респект.

Всегда своим ученикам сначала показываю простые ритмы на электрогитаре, а уже позже изучаем мелодии и соло.

Это из Ритм гитара в стиле «Heavy metal»? Главное и ноты и аудио запись! Очень просто разбирать и разучивать

Да, если не ошибаюсь, этот урок из книжки «Heavy metal». Скачать ее полностью + аудиоприложение можно здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: