Борис Борисович Гребенщиков в поисках выразительности

Борис Гребенщиков

Хиты продаж

Все книги автора

  • Электронные и aудиокниги

Поэзия (Подарочные издания)

Народная поэзия

Золотая серия поэзии (Эксмо)

Аэростат

Мудрая книга

Это гений нашего времени. Нам повезло, он еще с нами( как не печально это звучит)! Он никогда не кричит, не бьет в грудь пяткой, что он особенный и чего-то загубил, чтобы я и ты услышали его музыку. Но он просто БГ. БОГ. Я знаю, он просто бы посмеялся этому определению, но до его космической музыки надо дорасти, дотянуться, это не для всех. Я выросла рядом с его «Аквариумом», долгие годы ничего не понимая, а потом торкнуло. Спасибо, Борис Борисович! Просто, спасибо.

Это гений нашего времени. Нам повезло, он еще с нами( как не печально это звучит)! Он никогда не кричит, не бьет в грудь пяткой, что он особенный и чего-то загубил, чтобы я и ты услышали его музыку. Но он просто БГ. БОГ. Я знаю, он просто бы посмеялся этому определению, но до его космической музыки надо дорасти, дотянуться, это не для всех. Я выросла рядом с его «Аквариумом», долгие годы ничего не понимая, а потом торкнуло. Спасибо, Борис Борисович! Просто, спасибо.

У Борис Борисовича что ни произведение – шедевр. Это относится и к песням, и к стихам, и к программе «Аэростат». Из литературы хочу выделить именно «Аэростат» – транскрибация его радио-передач. Волшебнейшие книги, несут просветительскую функцию и открывают целый мир, о котором я раньше и не помышлял.

Просто фантастическая глубина раскрывается в его сказаниях, притчах, размышлениях, юморе. Это то, что мы иногда ищем всю жизнь, а получив – достаточно быстро забываем.Так вот если Вы еще этого не получили, но любите музыку, у Вас есть внутри дух меломана – эти книги для Вас. Они ждут именно Вас – осталось только взять и открыть их.

Ну и отдельным столпом стоит поэзия БГ, так что песни тоже рекомендую. Но это уже совсем другая история – личная, интересная, глубокая, как бездонная река.

Молитвенное правило Бориса Гребенщикова

У Бориса Гребенщикова сложился имидж «мудрого гуру русского рока», без сомнений, не намеренно, а из-за интеллектуально сложных, философски нагруженных, с огромным словарным запасом текстов песен, в которых порой проглядывает легкая ирония.

Неудивительно, что именно песни Гребенщикова вдохновили одну из первых попыток культурного синтеза — таким образом в соавторстве с современным классическим композитором Андреем Микитой была создана оратория «Семь песен о Боге».

Настоящая музыка

Большой зал Московской консерватории забит до отказа. Первое отделение — византийские песнопения в исполнении знаменитого афонского хора «Филофонитэ» — было выбрано прелюдией к «Песням о Боге».

Симфоническим оркестром (Российский национальный), тремя хорами (Патриарший хор храма Христа Спасителя, Московский Синодальный и «Филофонитэ» и двумя солистами руководил дирижер Алексей Пузаков.

Мастерство соавтора «Оратории» Андрея Микиты — бесспорно.

-Благодаря Андрею Миките, мы услышали, что это музыка очень высокого уровня. Борис Борисович открылся нам как один из самых великолепных мелодистов нашего времени, — отзывается о соавторстве Гребенщикова и Микиты протоиерей Алексей Уминский. — Исполнено великолепно — даже вставки из греческого хора оказались к месту.

Олег Ефимов, координатор общественного совета межфракционной группы Госдумы в защиту христианских ценностей, не скрывает восторга:

-Я поздравляю автора, который отважился взять за основу стихи Гребенщикова, музыкальные ноты, мотивы. Вышло нечто новое, возможно, и не имеющее отношения к Гребенщикову, и в какой-то момент перестаешь задумываться, кто из них автор. Песня «Сокол» вызвала слезы на глазах! Это самое настоящее музыкальное произведение. Это хорошо и прежде всего красиво!

Пусть растут все цветы!

Священник Виталий Шинкарь (Молдавская Православная Церковь) считает исполнение оратории в Консерватории при участии православных хоров — делом церковным:

-Мне понравился выход такого творчества в то поле, где его могут услышать люди близкие к Церкви и пытающиеся думать около Церкви. Если мы соединяем церковные и светские усилия — т. е. включаем профессиональных композиторов — мы выходим на рубеж пересечения Церкви и общества и, самое важное, находим смысловые точки пересечения.

Критика

По мнению многих слушателей, солисты Наира Асятрян и Станислав Мостовой выбивались из исполнения.

-Какие-то вещи резали ухо, — делится впечатлениями отец Алексей Уминский. — Сопрано и тенор — два, лишних человека на сцене, они не помогали музыке, хотя оба голоса — прекрасные. Может, если бы был какой-нибудь бас или баритон, вместо тенора, мне было бы легче и понятнее воспринимать.

Отец Виталий Шинкарь, впрочем, считает, что настолько хороший материал испортить невозможно:

-Можно простить все огрехи, в том числе и тенора. Это был первый блин, и в достаточной степени не комом. Хороший текст вытащит половину плохого театра — здесь же собралось много хороших вещей — при всех огрехах они будут работать.

Кроме Бога, здесь никого нет

По форме произведение оказалось ближе к кантате (она меньше оратории) и к оратории отнесено, видимо, из-за высокой темы (в прошлом оратории писали только на библейские сюжеты). Впрочем, для Гребенщикова она является чуть ли не самой важной — вопросы веры его волновали еще в конце 70-х годов, религиозные мотивы много раз мигрировали от буддизма к православию и обратно…

Отец Виталий Шинкарь убежден в том, что вера — основная тема творчества БГ:

-Музыка Гребенщикова предполагает толкование. За текстом к ней стоит его личное понимание жизни, и кроме Бога никакого другого слова там нет. Все, что он поет — обращено к Богу.

К нынешнему моменту очевидно одно: из песен о вере Бориса Гребенщикова можно составить не семипесенную ораторию, а целый молитвослов.

Впрочем, любое творчество, если оно настоящее, в конечном итоге выходит к молитве и Богу.

-Путь любого художника — это написание его благой вести, его Евангелия. Это путь любого творческого человека к Богу, к Творцу, к свету. Сегодня это прозвучало, — считает Олег Ефимов.

Вера как поэзия

-Очень важно, чтобы христианское понимание жизни было поэтическим, — убежден Виталий Шинкарь. — По сути, человек, который не понимает поэзии, и Христа до конца тоже не понимает. Это взгляд, в котором звучит в первую очередь не прямое слово, а слово, которое возбуждает ум и сердце вернуться к своему личному опыту и что-то переслышать в себе, что-то узнать. Если я узнал, что поет мне Борис Борисович — значит, я встретился с чем-то общим.

Поделюсь личным: одну песню Гребенщикова я и использую как общую молитву. И уверена, так он ее и писал. Это первая песня из «Русского альбома» — «Никита Рязанский». Во время бедствия или нападения врагов, как пишут в молитвословах, я напеваю:

Крепость и от крепости — страх.

Мы, Господи, дети у тебя в руках!

Научи нас видеть Тебя за каждой бедой.

Прими, Господи, эти хлеб и вино.

Вот мы уходим на дно.

Научи нас дышать под водой.

Странно, что в ораторию она не вошла.

Молитвы БГ

«Семь песен о Боге» — это своеобразное авторское молитвенное правило. Экзегетическими упражнениями над поэзией БГ не занимался, наверное, только абсолютно равнодушный к его творчеству человек (а таковых не так много), и по каждой песне можно написать философский, богословский или хотя бы литературоведческий трактат. Поэтому постараюсь указать на самые общие черты, которые и позволяют трактовать эти семь песен именно как молитвы.

Основная тема первой песни «Господу видней» — «Да будет воля Твоя». Основное настроение — отречение от суеты мира и предание себя Господу:

-Можно гордиться тем,
что познал до конца пустоту,
гарантировать перерождение
с серебряной ложкой во рту.
Пусть ангелы несут тебя
дорогой небесных огней,
но не забывай:
Господу видней.

Вторая песня — «Обещанный день» — передает тоску по Господу: это почти пересказ 14 псалма (Имже образом желает елень на источники водные: сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2)) и обращение из псалма 117 (Твой есмь аз, спаси мя):

-Господи, я Твой, я ничей другой.
Кроме Тебя здесь никого нет.
Пусть они берут всё, что хотят,
А я хочу к Тебе, туда, где свет.

Старая и горячо любимая поклонниками творчества «Аквариума» песня «Серебро Господа моего» — прямое исповедание веры в Бога-Слово («слово — серебро»).

Четвертая песня «Еще один раз» — с ярко выраженным покаянным смыслом:

-Я много лет был в долгу —
Мне забыли сказать,
Что долг заплачен сполна…
Над скудной землей бешено кричит воронье
Над ними синева, но они никуда не взлетят
У каждого судьба, у каждого что-то свое,
Они не выйдут из клетки, потому что они не хотят

Интересно, что эта песня совсем не отсылает к покаянному 50 псалму. «Помилуй мя, Боже» — это молитва споткнувшегося и поднимающегося. «Еще один раз» — молитва из глубины падения, молитва человека, который всю жизнь провел без Бога и, наконец, Его — даже не встретил еще, а возжаждал встретить. Это вопль блудного сына и вошедшего в храм мытаря.

На мой взгляд, присутствие этой песни в оратории — неудача. Ее нельзя петь в хоре — она слишком индивидуалистична. Ее нельзя петь хорошо поставленным голосом, потому что она не должна производить впечатление хорошо отрепетированной — иначе — фальшь. Ее вообще, кажется, может петь только автор…

Но она необходима по сюжету.

«Сокол» — песня об исцелении и об услышанной предыдущей молитве:

-Если долго плакать
Возле мутных стекол,
Высоко в небе
Появится сокол.

Увидеть его крылья,
Увидеть его перья
И вдруг удивиться —
А кто это теперь я?
Почему внизу туча,
А надо мной ясно?
Видимо, я плакал
Совсем не напрасно…»

Песню «Дубровский» еще лет пятнадцать мы, совсем нецерковные подростки, слушали как молитву о просвещении ближних. Сейчас часто говорят о миссионерском эффекте того или иного произведения. Так вот, «Дубровский» — это самая удачная песня-проповедь. После нее интуитивно хотелось пойти в храм — хотя бы для того, чтобы увидеть тот иконостас, на который похож аэроплан героя…

«День радости» — это почти прямое ожидание апокалипсиса: павшая звезда, вопиющие о правде камни, «звериная» луна, бесконечная зима… Но ожидание не испуганное, а радостное: «Ей гряди, Господи Иисусе!», потому что (поется в последние секунды): «Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы!»

А сам Борис Гребенщиков, прослушав «Ораторию» до конца, сказал, что авторы «во мне очень много мыслей побудили насчет развития собственного творчества».
ФОТО АННЫ ГАЛЬПЕРИНОЙ

Творчество Бориса Гребенщикова: краткое содержание

Перед традиционным рождественским концертом, который пройдет 19 декабря в Петербурге в концертно-спортивном комплексе «Сибур Арена», пробежимся по творчеству живой легенды русского рока в формате краткого изложения.

Когда-нибудь о жизни и творчестве Бориса Борисовича Гребенщикова будут рассказывать в школе на уроках литературы. Чтобы вы могли уже сейчас подготовиться или подготовить своих детей, мы составили краткое содержание творческого пути мессии русского рока.

Охватить весь его в одной публикации возможно только в таком формате, по которому многие в свое время изучали знаменитую эпопею Льва Николаевича Толстого. Заниматься гитарой Борис начал еще школьником – в 1968 году. Первыми заученными аккордами стала песня «Ticket to Ride» The Beatles. Да и собственные песни будущий герой русского рока сначала писал на английском.

Творчество БГ давно плотно изучено и поделено на этапы. Все или почти все они связаны с группой «Аквариум», которую сам Борис Борисыч однажды сравнивал с Wailers Боба Марли, мол кто играет со мной эту музыку – тот и есть «Аквариум». Основал его Борис с другом Анатолием Гуницким летом 1972 года.

До середины восьмидесятых группа оставалась полуподпольной, делая домашние записи и изредка выезжая в другие города. Два года поэтическо-музыкальный проект занимался «ребячеством»: дальше репетиций почти не заходило, первый концерт дали в 1973 в Зеленогорске, пили портвейн, по признанию самого мэтра, и играли на свадьбах.

Доисторический «Аквариум»

В 1974 году у коллектива появляются первые «студийные» записи. В начале года записали на бытовую аппаратуру «Искушение святого Аквариума», затем «Менуэт земледельцу», утерянный в веках. Третий альбом «Притчи графа Диффузора» записали годом позже.

Всё больше играли по паркам и скверам, да на ступенях Инженерного замка. В 1976 году начинаются регулярные концерты – на первом празднике музыки The Beatles, в Таллинне на фестивале популярной музыки. Здесь, кстати, знакомятся с Андреем Макаревичем, а годом позже добрую половину группы забирают в армию – Дюшу Романова и едва появившегося Александра «Фагота» Александрова.

По этому случаю Гребенщиков пишет сольный «С той стороны зеркального стекла», а ещё через год – совместный с Майком Науменко «Все братья — сёстры», который, по-сути, и можно считать первым полноценным альбомом коллектива, а не неких ноунеймов.

Весна 1980 — после выступления на Тбилисском рок-фестивале, где «Аквариум» впервые громко заявил о себе в рок-тусовке. БГ исключают из комсомола, снимают с должности младшего научного сотрудника, увольняют с работы. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма, инцеста и в непристойном поведении. Что еще нужно, чтобы с размаху взлететь на иконостас перестроечных рок-бунтарей?

Исторический «Аквариум»

В 1981 выходит первый «Синий альбом» «Аквариума». Группа входит в только что образованный Ленинградский рок-клуб и участвует в его фестивалях. Тут же записывают «Треугольник», «Акустика (История Аквариума — Том 1)» и «Электричество. История Аквариума — Том 2». Причем первый том выходит позже второго. С 1982 группа выходит на сцену с электрическими концертами. Так появился live-альбом «Арокс и Штёр».

К этому же периоду относится «Радио Африка», в который вошел знаменитый гимн эпохи – «Рок-н-ролл мёртв», трек ставший одним из главных хитов коллектива. Затем была «Ихтиология», вобравшая записи концертных выступлений в акустике за пару лет и «День Серебра» – первый альбом «Аквариума», записанный на профессиональной студии.

Последним самиздатовским альбомом стал «Десять стрел» 1986 года выпуска. К коллективу давно пришла «широкая известность в узких кругах», но из подполья «Аквариум так и не вышел, о группе молчали СМИ, хотя по результатам опросов «Московского комсомольца» он и вошел в тройку лучших рок-коллективов страны, наряду с «Динамиком» и «Машиной времени».

И вот, в 1987 году на «Мелодии» выходит выходит первая официальная пластинка группы в СССР – «Белый Альбом», куда вошли песни из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Спустя год, там же выходит «Равноденствие», которым сам мэтр остался недоволен.

«Смутное время»

3 июня 1988 года группа впервые выступила за границей — в канадском Монреале, после которого Борис Гребенщиков начинает «светиться» в прессе, ездить в США и выступать с сольными концертами. Так в 1989 году появляется Radio Silence — зарубежный альбом, фильм о работе над которым «Долгая дорога домой» тут же выходит на MTV.

Гребенщиков пишет второй сольный альбом на английском — Radio London, который увидит свет лишь спустя шесть лет.

14 марта 1991 года группа «Аквариум» выступила на десятилетии Ленинградского рок-клуба и прекратила свое существование.

В 1991-1992 Гребенщиков собирает БГ-Бэнд. В него вошли сам Борис Борисыч, Олег Сакмаров , Сергей Щураков, Андрей Решетин и Сергей Березовой. Группа дала 171 концерт, один концертный альбом, который вышел в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке», и «Русский альбом» на виниле, который символизирует окончательное возвращение БГ на Родину – и этим «народничеством» пронизан каждый трек пластинки.

«Аквариум» 2.0

Новый «Аквариум» БГ собрал в сентябре 1992 года. Первым альбомом, согласно обложке, стали «Любимые песни Рамзеса IV». Следующий – «Пески Петербурга» составили из песен, ранее не выходивших на студийных альбомах. Единственной новой стал «Юрьев день». К «русской традиции» БГ вернулся на альбоме «Кострома mon amour».

В это время Борис Борисыч открыл для себя дзен и тибетский буддизм. И Волга стала «буддийской рекой», и выходят сразу два сольных альбома — «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни». В этот момент во Франции появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991—1994», приуроченный к большому концерту БГ в Theatre de la Ville.

Затем в Лондоне группа записывает альбом «Навигатор» с вальсами и буддизмом, замешанными на русском фолке. Выходят отчетный за 95 год «Центр циклона», студийный «Снежный лев», а затем… грянули перемены.

В 1997 году «Аквариум» под названием «Русско-Абиссинского оркестра» выпускает инструментальный сборник Bardo, затем сотрясла слушателя эпически-мифологическая «Гиперборея».

Гребенщиков отметил 25-летие коллектива и объявил о роспуске второго состава.

И снова время перемен…

В 1997 году Гребенщиков при помощи знаменитой американской группы The Band записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).

В 1998 году Борис Гребенщиков поехал по городам России и ближнего зарубежья с программой «Нового электрического пса». Так артист заявил о «возвращении к истокам». Запись одного из выступлений выпустили в 2009 году как концертный альбом БГ «Зомбияйц». Сольная дискография Гребенщикова пополняется сразу тремя альбомами: «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, «Борис Гребенщиков и Deadушки» с техноверсиями старых песен «Аквариума» и концертный «Молитва и пост», который до 2001 года был доступен только в сети.

«Аквариум» 3.0 (1999—2015)

В 1998-1999 «Аквариум» снова был реинкарнирован. Первым делом новый созыв выпустил студийник «Ψ» («Пси»), который, номинально стал пятнадцатым альбомом коллектива. На рубеже веков — 25 мая 2000 года — группа с гостевыми музыкантами, а потому под именем «Террариум» выпустила альбом «Пятиугольный грех». 1 ноября в России и Германии выходит альбом-сборник «Территория», а в 2002 в Америке, Европе и России выходит 13-й сольный альбом БГ «Переправа» (Bardo).

Первый за три года полностью новый альбом «Сестра Хаос» появился только в 2002 году. Здесь, к примеру, появились те самые «Растаманы из глубинки», которые ныне скрашивают досуг любой тусовки «кому за тридцать». В 2003 вышли «Песни рыбака», частично записанные в Индии с местными музыкантами. Песня «Человек из Кемерова» увидела свет именно на нем.

Всего за этот период «Аквариум» выпустил около 35 сборников, альбомов и компиляций. В это же число входят два сборника, изданный студией «Союз» с разрешения группы.

«Аквариум» 4.0

«Новая история» коллектива начинается с возвращения Алексея Зубарева, ухода из группы Олега Шавкунова и смерти Рубекина. За все гитары теперь отвечает Зубарев, а с 2014 года на перкуссии играет Глеб — сын Бориса Гребенщикова.

В 2015 году маэстро менее чем за сутки собрал 1,3 миллиона рублей на запись нового альбома. В 2016 году «Аквариум» выпустил мини-альбом «Песни Нелюбимых». В 2017 вышел EP «Двери Травы», а БГ стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

В последние годы Гребенщиков часто играет на улицах, причем не редко песни исполняет саркастические, а реальные граждане, которые служили, вероятно, прообразами к лирическим героям некоторых, сами обращают на это внимание. В результате, Борис Борисыч продолжает радовать слушателя остроумными текстами и привычно экспериментальным творчеством.

19 декабря великий БГ выступит на «Сибур Арене». Рождественский концерт станет настоящим подарком для поклонников творчества Бориса Борисовича и группы Аквариум. Равно, как сам концерт станет новой вехой для гуру: на «Сибур Ареневместимостью 5000 человек БГ даст концерт впервые.

Концерт БГ и группы «Аквариум» состоится 19 декабря на «Сибур Арене». Сбор гостей в 19.00, начало — в 20.00

Борис Борисович Гребенщиков в поисках выразительности

Борис Борисович Гребенщиков, человек талантливый во всех смыслах этого слова, оказывается, еще и живописец! Культовый российский музыкант Борис Борисович Гребенщиков начал заниматься живописью еще в 1980-х, однако он сам не придавал этому большого значения и творил исключительно для себя, изредка демонстрируя свои работы для широкой публики.

Однако к собственному 60-летию в 2013 году Борис Борисович организовал выставку своих картин в Санкт-Петербурге в арт-центре «Пушкинская-10», а затем и в Москве в Музее современного искусства. На выставке было представлено 39 полотен маэстро, а также несколько его сюрреалистичных фотографий.

Вождь мирового пролетариата метится в Царя-Батюшку

Творчество Бориса Гребенщикова перетерпело немало изменений за 35-летний период. Все начиналось с незатейливых изображений забавных человечков, этот стиль в творчестве Гребенщикова культурные критики называют живописью а-ля Митьки. За незамысловатыми карикатурными изображениями последовали более реалистичные пейзажи, но в последнее время Борис Борисович Гребенщиков все же вернулся к абстракции. Если брать все работы музыканта в целом, то можно сказать, что они выполнены в духе примитивизма, но в них есть и сюрреалистические акценты, и даже экспрессионизм.

Парламент

Такой стиль в живописи неудивителен и вполне ожидаем от представителя культурного андеграунда. В работах Гребенщикова так и плещут яркие краски и резкие переходы, подобный настрой мы видим не только в живописи, но и в остальном его творчестве. Можно даже сказать, что картины Бориса Борисовича – это иллюстрации к его музыкальному творчеству.

Вождь мирового пролетариата поучает Адама о пользе яблок Белая Церковь

Также весьма интересны не только сами картины Гребенщикова, но и названия, к их созданию художник подошел с особой ответственностью и вложил в них все свое вдохновение. Поэтому названия работ вышли довольно любопытными и замысловатыми. Ярким примером может послужить название одного из пейзажей Гребенщикова – «Лес, в котором сорок минут назад произошло что-то необыкновенно хорошее».

Пленение И.В.Сталина ирландским народным героем Фер-Диадом

Картины Гребенщикова – это совокупность мыслей и посылов художника. Поэтому трудно сказать, что именно он хотел выразить каждой работой, поскольку все воспринимают для себя их совершенно по-разному. К сожалению, в ближайшее время Борис Борисович Гребенщиков не собирается организовывать подобных выставок, поэтому нам остается созерцать его работы в электронном виде. Надеемся, что это был не последний его творческий эксперимент и ждем его новых работ и экспозиций.

Борис Борис Гребенщиков в Интернете

Группа Аквариум в Интернете

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: