10 современных композиторов, которых необходимо послушать

Современные композиторы классической музыки

Чтобы позволить себе соловьем разливаться на заявленную тему, хочу сразу немного определиться с терминологией: что мы будем называть классической музыкой и кто такие современные композиторы классической музыки? И в этих вопросах я, пожалуй, полностью положусь на мнение Стивена Фрая, книгой которого об истории классической музыки я буквально зачитывалась. Так что если кто со мной не согласится: вопросы, пожалуйста, не ко мне — к Стивену Фраю:). Итак,

  • Классическая музыка. Строго говоря, этот термин относится только к довольно короткому периоду классицизма (примерно 1750-1830 годы). Но если мы только слушатели, скажите: нужны ли нам эти строгости? Поэтому у широкой массы людей вошло в устойчивую привычку классической называть любую серьезную музыку, требующую определенных эмоциональных усилий и внимания для прослушивания.
  • Современные композиторы. Традиционно считается, что классическая — это музыка, прошедшая испытание временем, музыка прошлого. О каких тогда современных композиторах можно говорить? Получается, что классическая музыка современной быть не может? Нет, все-таки, когда мы перевалили в 21 век и век 20 стал уже прошлым, то и произошла некая метаморфоза. С одной стороны: прошлый век позволяет к его музыке уже относиться как к классической. А с другой стороны: вот же он, мы жили в нем совсем недавно! Следовательно, эта музыка и современна.

Топ-список: современные композиторы классической музыки

Вот исходя из изложенных выше тезисов, я и готова представить вам свой весьма короткий топ. Он не претендует на перечисление всех заслуженных имен, в нем сказываются только мои личные взгляды. Ни хронологию, ни ранжирование произведений современной классической музыки я не соблюдаю. Итак, вот этот список:

Морис Равель

Самое его известное произведение — Болеро. Отношение к нему самые противоречивые: кто-то вообще не считает это классической музыкой, кто-то в восторге. Слушала несколько раз в живом исполнении, нравится.

Сергей Рахманинов

Рапсодия на тему Паганини. Паганини — классический композитор, который подарил современным композиторам практически вечную тему!

Дмитрий Шостакович

Если не ошибаюсь, еще при жизни был назван классиком. Уважаю, но пока еще надо открывать его музыку для себя.

Сергей Прокофьев

Мой любимый Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульета». Это произведение для меня является как раз эталоном: и современное, и классическое.

Карл Орф

Я не знаю как называется форма того произведения, которое сделало его знаменитым. Это Кармина Бурана, в нашем оперном театре она значится как «Музыкально-хореографическое действо для хора, солистов, балета, оркестра». В общем, Орф взял стихи средневековых поэтов-вагантов и положил их на музыку. Говорят, что композитор после окончания этой работы, распорядился, чтоб его издатель уничтожил все, что было написано раннее.

Современные композиторы классической музыки кино 20-го века

Теперь хочу процитировать Фрая:

Киномузыка — не есть ли она новая классическая музыка?

Так вот, из кино-композиторов 20-го века, то есть современных классических композиторов список у меня и вовсе короткий. Может вы, читатели, дополните его своей любимой музыкой кино?

Леонард Бернстайн

Это не та классическая музыка, которую я могла бы назвать любимой, но уж очень она известна. Я говорю о мюзикле «Вестсайдская история» — современная вариация на тему Ромео и Джульета.

Нино Рота

Итальянский композитор, написавший музыку ко многим культовым фильмам 20-го века. Его версия «Ромео и Джульета» — восхитительна! Я долго считала, что это какая-то старинная, средневековая музыка. Была немало удивлена, когда узнала, что она весьма современная.

Альфред Шнитке

Наверно из всех перечисленных — самый современный композитор. Это было настоящее открытие для меня, во всяком случае то, что слушала и что сейчас выложу.

Есть и еще целый отряд современных композиторов, пишущих классическую музыку — авангард. Но ее я не понимаю вовсе и в этом направлении список у меня отсутствует начисто! Опять цитирую Фрая:

Конечно, перемены происходили всегда: появлялись пугающие — шокирующие даже — новые сочинения, от которых публика просто немела и проникалась желанием поскорее убраться домой. Вспомните Вагнера, Бетховена, Баха — все они приводили публику в ужас. Может быть, не так же часто, как в восторг, но приводили непременно. Композиторы же авангардной волны проделывают следующее: они говорят на языке, который не столько ужасает публику, сколько оставляет ее в неведении того обстоятельства, что перед ней — музыка и, стало быть, имеется причина ужасаться.

И тему на этом закрываю.

Да нет, конечно, как можно так быстро исчерпать эту тему! Добавила свое мнение и о классическом кроссовере, и об исполнителях классической музыки, и о лучшем в моей жизни музыкальном представлении!

И вот еще без кого не получается мой список современных классиков!

Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно.

10 современных композиторов, которых стоит послушать

Людовико Эйнауди


twitter.com/ludovicoeinaud
Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.

Филип Гласс


themagger.net
Гласс — одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку более чем к 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора‑минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.

Народные музыканты и традиции

Из первых упоминаний (8 век) о музыке в Японии мы узнаем, что правительство ориентировалось на изучение традиций Китая и Кореи. Были проведены специальные реформы, определявшие репертуар придворного оркестра гагаку. Музыка же японских композиторов не была популярной и исполнялась в менее почетных концертных залах.

В 9-12 веках китайские традиции претерпевают изменения, в музыке появляются первые национальные особенности. Так, японская традиционная музыка неразрывна с литературой и театром. Синкретизм в искусстве – основное отличие японской культуры. Поэтому народные музыканты чаще всего не ограничиваются одной специальностью. Например, исполнитель на кото является еще и певцом.

В середине 19 века начинается освоение европейских музыкальных тенденций. Однако Япония не использует западную музыку как основу для развития своей традиции. Два течения развиваются параллельно, не смешиваясь. Сохранение культурного наследия – одна из главнейших задач японского народа.

На прощание хотим порадовать вас ещё одним замечательным видео.

Японские поющие колодцы

Макс Рихтер


latimes.com
Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент‑композиций, Макс аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.

Японские музыкальные инструменты: кото

Кото – общее название различных длинных японских цитр. Конструкция кото такова. Толстая передняя доска-дека (186 см длиной и 48 см шириной) изготавливается из особо мягкой породы дерева (павлония). Задняя дека имеет два резонаторных отверстия. Тринадцать струн одинаковой толщины натянуты между двумя тонкими, низкими мостиками, установленными ближе к концам корпуса инструмента. Высота звучания каждой струны меняется при помощи передвижных колков-кобылок. Звук извлекается при помощи надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки «когтей» из слоновой кости.

Музыка для кото носит название сокёку по имени старейшей разновидности кото, входящей в состав оркестра гагаку (со или гаку-со). Инструменты этого типа известны с давнейших времен, о чем говорят, в частности, глиняные фигурки музыкантов, датируемые III в до н.э., а также упоминание о «Говорящем Небесном Кото» в «Кодзики»). Тип длинной цитры занимает особое место в дальневосточных музыкальных культурах, являясь важнейшим репрезентантом высокой классической музыкальной традиции. Такое положение является уникальным именно для Дальнего Востока, поскольку ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. По-видимому, это обусловлено соответствием природы музыкального мышления, базирующемся на 5-ступенном структурном архетипе, в его различных проявлениях, природе и техническим возможностям длинных цитр.

Читайте также  Тебе, Друг: Глеб Нарв про тебя, мечту, пути и средства

Когда партии кото стал аккомпанировать сямисэн, в моду вошел упоминаемый ниже инструментальный стиль тэгото-моно. Особой популярностью пользовались ансамбли, состоящие из кото и сямисэна или двух кото. Первый раздел партии кото в этом стиле назывался хон-тэ, второй, в котором чаще всего использовалась более сложная и изысканная мелодическая линия – каэ-дэ. Если к композиции для двух кото добавляется третий раздел, то для него характерен прием бурдонирущего или остинатного звучания. С конца периода Эдо вертикальная бамбуковая флейта сякухати стала третьим инструментом, добавляемым к ансамблю кото и сямисэна. Этот стиль камерной инструментальной музыки назвали санкёку (дословно – “композиция трех”), что в этом случае означало звучание трех инструментов.

Музыка гагаку принадлежит к одной из самых сложно организованных музыкальных систем в мировой культуре, и именно она имела основополагающее значение для развития японской музыки и, в частности, для традиции игры на кото.

Джованни Марради

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать творчество Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его сочинения и каверы понравятся тем, кто любит ретроклассику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.

Ханс Циммер


twitter.com/coslive
Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл‑Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король Лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и перечисленные фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.

Джо Хисаиси


musicaludi.fr
Хисаиси — один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Джо прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров». Если вы поклонник творений Studio Ghibli или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.

Йоко Канно

Йоко Канно – громкое имя для японской медиаиндустрии в целом. Она использовала свой талант в аниме фильмах, шоу с живыми выступлениями, видеоиграх, писала музыку для японских певцов и даже для рекламы. Трудно воздать ей должное в одном абзаце или около того, поэтому в будущем мы поговорим про нее отдельно. Просто скажу, что она работала над саундтреком для Escaflowne, Cowboy Bebop, Wolf’s Rain, Ghost in a Shell: Stand Alone Complex и CardCaptor Sakura: The Movie.

Да-да, эта она является той, кто написала опенинг к «Ковбою Бибопу». Когда дело доходит до саундтреков к аниме и композиторов, она обычно первая, кто приходит в голову. Людям нравится говорить, что она Джон Уильямс от мира аниме, иные же сходятся во мнении, что это на самом деле Джон Уильямс — Йоко Канно с запада. И автор этого текста согласен с данным утверждением. Работы Канно охватывают множество жанров, от эпического оркестрового до J-pop и стильного джаза. Когда вы слушаете ее работы, вы чувствуете, что переноситесь в мир произведения.

Олафур Арнальдс


twitter.com/theipaper
Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.

Yiruma


yiruma.manifo.com
Самые известные произведения Ли Рума — Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью‑эйдж‑композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.

Дастин О’Хэллоран


fracturedair.com
Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».

Легенды японской музыки

Японские композиторы — это не просто композиторы. Это люди, которые отдают часть своей души создавая свои шедевры. Это те люди, которые готовы хоть в самом аду писать свою музыку, и сам Дьявол скажет, что она прекрасна. Это те люди, которым даже слух не нужен, чтобы создавать свои шедевры. Японские композиторы — это целая легенда, которая никогда не уйдет в пустоту, а будет жить вечно — пока живет сама вечность.

Акира Ямаока. Яп. 山岡 晃

Акира Ямаока — человек, который отдал часть своей души в такое творение как Silent Hill, музыка, который была столь прекрасна, что не нужна в представлении, её просто надо слушать — обо всём забыв. К его жанру можно отнести: дарк-эмбиент, индастриал, трип-хоп, нойз и рок. Ещё у него были вокальные композиции, голоса которым принадлежат: Мэри Элизабет МакГлинн и Джо Ромерсой, голоса которых столь прекрасны как и музыка. Хоть и не все части Silent Hill были хорошими, но музыка была у них великой.

Нобуо Уэмацу. Яп. 植松 伸夫

Нобуо Уэмацу — человек, который известен благодаря написанию музыки для Final Fantasy. Используя такие инструменты как: орган скрипку, банджо — он создаёт настоящие шедевры. Ведь без его музыки Final Fantasy очень трудно представить. Это как одно целое, которое не может существовать друг без друга. Ещё один композитор, которого никогда не забудут. Ещё одна легенда, которая будет самой вечностью.

Ко Отани — человек, который написал прекрасный саундтрек к игре Shadow of the Colossus, к одной из лучших игр созданных на Playstation. Его музыка так и заставляет взять в руки меч и сражаться с Колоссами, о смерти которых — мы не раз погрустим.

Окабэ Кэйити. Яп. 岡部啓

Окабэ Кэйити — композитор, который написал саундтрек к NieR и NieR: Automata. Хотя конечно к данному творению притронулся не один японский композитор, но поговорим только о нём. Первая часть NieR запомнилась не обычным вокалом Эми Эванс, которая сочинила и исполнила песни на выдуманном диалекте, который напоминал разнообразные языки. Прекрасный голос, которой запомнился очень многим, который погружал нас в мир всего чуда. И конечно же не без прекрасной NieR: Automata, саундтреком, которым занимались огромное количество человек, но основные — это Окабэ Кэйити и Кэиго Хоаси. Саундтрек игры, которой мы никогда не забудем.

Юдзо Косиро. Яп. 古代 祐三

Дубликаты не найдены

Лига Геймеров

27.1K постов 71.7K подписчиков

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб

Лучшие композиторы современности

Даже в XXI веке важно уметь наслаждаться и той музыкой, которая способна увлекать слушателя без помощи слов и модных битов. При этом необязательно с ходу погружаться в длительные симфонии Бетховена, Моцарта и Баха – можно обратить внимание на более простую для восприятия, привычную по хронометражу и по-своему прекрасную музыку, которую пишут современные композиторы. О некоторых из этих талантливых и знаменитых на весь мир современников мы поговорим далее.

Брайан Крэйн

Этот пианист с детства любил сочинять музыку: еще будучи маленьким мальчиком он постоянно насвистывал разные мелодии, которые на поверку оказывались им же и придуманными. Однако игра на фортепиано вводила его в скуку, парнишке больше нравилось импровизировать, а также играть в бейсбол. Но позже, в возрасте 15-ти лет Брайан окончательно предпочел музыку занятиям бейсболом и стал осмысленно изучать фортепиано и даже открыл собственную студию. С тех пор он выпустил более дюжины альбомов, до сих пор дает туры по всему миру, а его работы используются во многих фильмах, телесериалах и рекламных роликах.

Читайте также  Ноты для бас-гитары

Многие современные композиторы кажутся искушенной публике вторичными, а у противников академической музыки вызывают точно такую же зевоту, как и классики прошлых эпох. Однако творчество Брайана Крэйна пробивает на эмоции даже тех, кто считает фортепианную музыку чем-то скучным и бессмысленным. Кто знает, возможно, такая современная классическая музыка и на вас произведет неизгладимое впечатление! Особенно поклонники отмечают его альбом «Piano Opus» (2009).

Луиджи Рубино

Любители современной академической музыки хорошо знают имя молодого и талантливого итальянского композитора Луиджи Рубино. Он научился играть на фортепиано, когда ему было десять лет, и тогда же освоил литургический орган под руководством итальянских и иностранных преподавателей. Примером для подражания для Луиджи стали многие современные композиторы XX столетия, в частности, Франсис Пуленк и Клод Дебюсси. А помимо сольного творчества, в качестве пианиста молодой автор принимает участие и в квартете Ashram, основным музыкальным направлением которого является неоклассика, и коллективе Corde Oblique, работающем в жанре этериал.

Большинство работ Луиджи Рубино – это инструментальные композиции, но некоторые включают в себя и женский вокал. Поклонники отмечают, что современная классическая музыка в исполнении Луиджи заслуживает аплодисментов и признательности хотя бы за то, что способна словно бы проникнуть слушателю в подкорку головного мозга, тревожа давно забытые чувства и воспоминания. Особенного внимания стоит альбом Рубино под названием «A Theme for the Moon» (2009).

Более известен под именем Yiruma. С пяти лет занимался игрой на фортепиано, а будучи 11-летним мальчиком, попал в английскую школу для музыкально одаренных детей. Карьера Ли Румы складывалась очень успешно, и уже его первые альбомы хорошо продавались как в Азии, так и в Европе.

Даже если современные композиторы вам никогда не были интересны, вы наверняка могли слышать хотя бы одну из самых популярных работ этого южнокорейского пианиста: «River Flows in You», «May Be» или «Kiss the Rain». А если вы когда-нибудь смотрели экранизации подростковой саги «Сумерки», то точно знакомы с его творчеством – эти фильмы, кстати, вывели композитора на новый виток популярности, из-за чего некоторые предвзятые слушатели отказываются рассматривать его всерьез.

Другие же слушатели, в частности, те же подростки, благодаря появлению композиций Ли Румы в популярных фильмах, смогли узнать о том, что современные композиторы пишут не скучную музыку, которую их заставляли слушать на уроках музыки в школе, а приятные музыкальные альбомы, которыми можно наслаждаться не меньше, чем поп-песнями или электроникой.

Олафур Арнальдс

Исландский композитор, мультиинструменталист и продюсер Оулавюр Арнальдс (или Олафур, как его имя привыкли транскрибировать русскоязычные медиа) уже к тридцати годам добился такого признания, о котором многие современные композиторы только мечтают. В юности он вовсю увлекался хардкором и металлом, участвуя в соответствующих музыкальных коллективах, но вскоре его заинтересовала неоклассика. Новое увлечение оказалось плодотворным: в 2007 году он выпустил свой первый сольный альбом «Eulogy for Evolution» (2007), продолжил мини-альбомом «Variations of Static»(2008) и сборником «Found Songs» (2009), а следующие полноформатные студийники вышли в 2010 и 2013 году.

В перерывах Арнальдс ездил в турне с популярной во всем мире исландской группой Sigur Rós, а также участвовал в создании музыкального сопровождения к балету Dyad 1909.

Слушатели отмечают удивительную глубину его произведений, прекрасные мелодии, порой меланхоличные и спокойные, а порой неуемные, как шторм. Сложно поверить, что такие потрясающие вещи этот скромный исландец писал уже в возрасте 21 года.

Ханс Циммер

Имя, перед которым готовы склонить голову многие современные композиторы. Еще в тинейджерские годы Ханс перебрался из родной Германии в Великобританию, где посвятил все свое время музыке. Он играл в разных музыкальных коллективах, освоил клавишные и гитару, позже научился создавать и электронную музыку, удачно объединяя ее с традиционной оркестровой, что привело его к написанию саундтреков к кинофильмам.

И по сей день он остается одним из самых востребованных авторов в Голливуде: его работы узнаваемы, но не одинаковы, они идеально вписываются в канву повествования и удачно подчеркивают происходящее на экране, расставляя правильные акценты.

Сложно перечислить все те фильмы, неотъемлемой частью которых стала музыка Циммера: это «Человек дождя», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря», трилогия о «Темном рыцаре», «Интерстеллар», «Перл-Харбор», «Король Лев» и многие-многие другие.

Рамин Джавади

Неудивительно, что творчеством Циммера вдохновляются разные современные композиторы – одним из них стал и ирано-немецкий композитор Рамин Джавади. Более того, Циммер является в некоторой степени его наставником – Джавади даже ассистировал ему при создании саундтрека к первому фильму трилогии о Темном рыцаре «Бэтмен: Начало» и первой части саги «Пираты Карибского моря».

Однако впоследствии и ему удалось достигнуть высот в карьере композитора музыки к фильмам и сериалам: Джавади является автором фонового сопровождения к таким популярным блокбастерам, как «Железный человек», «Тихоокеанский рубеж», «Дракула», и телесериалам «Побег», «Мир Дикого Запада» и, конечно, к признанному самым популярным и просматриваемым сериалом за последние годы – «Игра престолов».

Несмотря на то, что в целом работы Джавади обладают собственным характером и при этом не отвлекают от происходящего на экране, как и полагает саундтреку в кино, некоторые его композиции просто врезаются в память и пробирают до мурашек при первом же прослушивании. Слушатели рассказывают, что у этого автора есть такие саундтреки, услышав которые, хочется поставить фильм/сериал на паузу и срочно послушать мелодию еще раз.

Джо Хисаиси

Такие современные композиторы как Джо Хисаиси (настоящее имя – Мамору Фудзисава) просто обязаны войти в историю мировой музыки. Он является одним из немногих известных на весь мир японских композиторов. С детства он занимался игрой на скрипке, а в музыкальном колледже освоил клавишные. Первый альбом ««Information» (1982) вышел, когда Хисаиси было 32 года.

Но особенную славу ему принесла работа над музыкой к мультфильмам знаменитого японского мультипликатора Хаяо Миядзаки («Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Мой сосед Тоторо» и др.), а также над многими японскими кинолентами, в частности, к фильмам известного режиссера Такеши Китано. Хотя, конечно, Хисаиси пишет не только саундтреки, и выпустил уже немало сольных альбомов и сборников.

Творчество Джо Хисаиси очень сложно описать словами. Его мелодии настолько светлы, чисты и возвышенны, что от многих композиций просто захватывает дух.

Людовико Эйнауди

И, наконец, последний в нашем списке – это итальянский пианист, об успехе которого мечтают многие современные композиторы. Любовь к музыке ему привила мать, которая с детства играла с ним на пианино, а позже Эйнауди получал образование в Милане, в консерватории им. Джузеппе Верди, а затем обучался у самого Лучано Берио. Сегодня современный композитор собирает аншлаги повсюду, где дает концерты.

Иногда его музыка кажется простой и наивной, однако на самом деле за ней стоит нечто большее. Удивительно, но каким-то образом современная классическая музыка авторства Эйнауди умудряется преодолеть пропасть между старомодными мелодиями эпохи классицизма и практически полным отсутствием правил в музыке XXI века. И именно поэтому его работами наслаждаются слушатели самых разных поколений.

Начиная новый проект, я стараюсь писать по-другому, пытаюсь увидеть, осталась ли еще какая-нибудь сторона, которую я не изучил. Я нахожу идею повторения успешной формулы очень скучной. Мне нужно чувствовать, будто каждый проект – это новая жизнь. (Людовико Эйнауди)

Поворотным альбомом в его карьере стал «Le Onde» (1996), затем были «Eden Roc» (1999), «I Giorni» (2001) и многие другие. А одной из самых известных, запоминающихся и берущих за душу композиций пианиста является «The Crane Dance» из альбома «Nightbook» (2009).

Евграфов, Рихтер, Мищенко и другие: 9 современных российских композиторов, которых стоит услышать Статьи редакции

Продолжаем исследовать мир неоклассики.

Читайте также  Пластинка Gremlins: Original Motion Picture Soundtrack выйдет на виниле

В прошлой подборке мы рассказывали в основном о зарубежных современных композиторах, а теперь поговорим об отечественных.

Герои этого текста — преимущественно молодые ребята, часто без музыкального образования. Но это нисколько не мешает им сочинять, записываться с оркестрами, собирать полные залы и даже создавать музыкальные приложения.

Видимо, фамилия Рихтер уже предполагает, что её носитель будет заниматься музыкой (см. пианист Святослав Рихтер, композитор Макс Рихтер из предыдущей подборки). Кирилл Рихтер — суперзвезда современной российской неоклассики: в разное время его музыка звучала и в саундтреке к фантастическому фильму «Черновик», и в заставке FIFA 2018 американского FOX Sports, и в двухактном балете «Распутин» с Сергеем Полуниным.

При этом сам он никакого специального образования не получал и добился всего исключительно благодаря таланту, чувству фортепиано и безупречному музыкальному вкусу.

Свой стиль Кирилл характеризует как «экспрессивный минимализм», и это меткое определение. Посмотрите его интервью для проекта «ещёнепознер»: это час увлекательной беседы о самом разном и пробирающее исполнение пьесы «Механизмы» под занавес.

Если кратко, то экспрессивный минимализм — это музыка, которая использует достаточно минимальные средства музыкальной выразительности, но в то же время в ней очень важна экспрессия повествования и яркая история.

Ещё один самоучка, ставший звездой неоклассической музыки. Евграфов начинал с упражнений в Garage Band, а теперь его релизы выходят на престижном британском лейбле FatCat Records, где выпускаются, к примеру, Макс Рихтер и Hauschka.

А ещё он один из создателей приложения Endel, генерирующего звуковой ряд для разных ситуаций. Одна из пользовательниц этого приложения — певица Граймс, создавшая с помощью Endel нейроколыбельную для их с Илоном Маском сына по имени X Æ A-Xii.

В Endel мы используем знания о том, как работает музыка и как она может менять состояние человека. В приложении можно выбрать три режима: «Фокусирование», «Расслабление», «Сон». Например, в режиме «Сон» мы маскируем посторонние шумы, полагаясь на свои знания и исследования в психоакустике. Вообще, то, что мы делаем в Endel, не музыка. Если человек отвлекается на наш звуковой фон, то мы считаем свою работу проваленной.

Стилистический диапазон треков композитора — от нежной фортепианной игры до оркестровых переливов и электроники. На прошлогоднем альбоме Surrender Евграфов двинулся куда-то в сторону академического IDM с живой перкуссией: тяга к экспериментам и неожиданным звуковым текстурам отличает его от других отечественных неоклассиков, делающих упор на мягкое фортепиано.

Самый работоспособный композитор современной России: с 2011 года он выпустил 25 сольных альбомов, и это не считая EP, синглов и саундтреков.

Мищенко официально представляет японского изготовителя инструментов Roland и заведует лейблом Roomtone Records. Он писал музыку для Цирка дю Солей и VR-экскурсий по Эрмитажу, давал концерты в Храме Христа Спасителя. А недавняя беседа о неоклассике ИМИ.Конференции началась с вопроса о том, как он благодаря музыке заработал на квартиру в центре Москвы.

Вдохновение — для слабаков. Когда творческие люди говорят, что для создания чего-то им нужна Муза, записываю их в халтурщики. Чем сидеть два часа в позе йога и ждать визита богини, лучше просто начать работать. По себе знаю — как аппетит приходит во время еды, так же и новые идеи посещают тебя во время труда.

Ко внушительной дискографии Мищенко можно подступиться с любого пункта: например, с альбомов Kokkoro и Neopolyscassa. Первый сыгран на небольшом препарированном пианино с немецкой подводной лодки и записан при помощи бинауральных технологий. Получился такой ASMR-эмбиент, очень тихая музыка для вдумчивого прослушивания.

Второй альбом — полная противоположность: на Neopolyscassa царят космические синты и оживленная перкуссия, за которую отвечает экс-драммер инди-героев нулевых Bajinda Behind the Enemy Lines и Cheese People Илья Суслиников. Музыку ощутимо клонит в сторону современного джаза, и в целом она звучит довольно свободно даже по расплывчатым неоклассическим меркам.

В отличие от Миши Мищенко, Никола Мельников записал всего один полноформатный альбом «#22», да и тот сейчас не сыщешь на стримингах. Зато он делал саунд-дизайны для церемонии открытия финала чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке, Недели моды в Париже, гала-ужина Захи Хадид в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и мероприятий мировых брендов. А ещё он написал музыку для веселого рэп-мюзикла «Копы в огне». В общем, фигура.

От неоклассики Никола движется в сторону сдержанного нордического техно — в таком ключе выдержаны его последние релизы.

Профессионально я играю на рояле. Я не ограничиваю себя каким-то определенным жанром: классика, кроссовер, контемпорари и занимаюсь электронной музыкой. В этом я тоже разбираюсь: семплы, программы, секвенсеры, всякие железки. В XXI веке — за этим будущее. Самое сложное совместить эти два мира – академической и электронной музыки. Что, на самом деле, я всегда мечтал сделать. Это ведь очень тонкая работа! Такое произведение может получиться «загруженным», понятным только лишь одному композитору, либо «свалиться» в кич.

В конце 2010-го в сети появилось видео: небритый парень с сигаретой во рту сидит за фортепиано в поле и играет щемящий вальс — в духе Яна Тирсена, но исполненный и русской тоски. На последних тактах к нему присоединяется девушка с аккордеоном, взлетает стая птиц, закатное солнце бликует на камеру.

Парня зовут Евгений Гринько: раньше он играл на барабанах в угарной психоделической группе «Солнцецветы», но затем переключился на минимализм и очень в нём преуспел.

Благодаря загадочным алгоритмам Youtube его лёгкие пьесы стали особенно популярны в Турции — там он не раз собирал залы-тысячники. В России он тоже играет не в последних местах: вот, например, недавнее видео, снятое в 70-м павильоне ВДНХ. А характер его музыки хорошо описывают названия композиций: «Человек в старой помятой шляпе», «Серенада», «Однажды».

Как показали наши гастроли по Турции, люди там музыкально неплохо образованны. Они помимо своей культуры знают европейскую, американскую и русскую. Периодически спрашивают меня про какие-то русские группы, о которых я ничего не знаю, а они знают. У нас была такая история: мы играем кавер на песню «Полюшко-поле» композитора Книппера, и я рассказываю аудитории, что это не русская народная песня, а часть симфонии Книппера. Мы были с концертом в Конье — это религиозный город, где на концерт приходили смуглые девушки в платках, а организаторы говорили «иншалла». Я начал рассказывать эту историю, а они говорят: да мы знаем, знаем. Да как же вы знаете? Я сам недавно узнал об этом. Очень странно.

из интервью Colta

Композитор, пианистка, музыковед, драматург и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг неё» — аналитического исследования академической музыки и мемов.

Её недавний альбом «Русские тупики» — цикл из 36 пьес длительностью от 20 секунд до одной минуты — это удачная попытка воссоздать дух салонной музыки. К записи прилагается перечень сопряжённых с этой музыкой понятий, среди которых — «русская зима», «русская тоска» и даже «дед мороз во гневе».

«Русские тупики» — это суперкороткие фортепианные пьесы. Назвать их репетитивными в полной мере нельзя: в одной пьесе, допустим, три строчки, внутри них ничего не повторяется, зато потом повторяется все вместе. Для меня важен сам материал, который я беру: при отсутствии прямых цитат из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова здесь есть воспроизведение теней, их модуса. «Русские тупики» — это экстракт русской музыки XIX века и попытка её осмысления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: