10 советов для бас-гитаристов

Советы начинающим бас гитаристам

Несколько советов, следуя которым, можно значительно повысить свой уровень игры на бас гитаре.

  • Во время занятий всегда подключайте инструмент. Только так можно понять, как Вы звучите на самом деле.
  • Разучивайте сразу два-три упражнения или табулатуры, чередуя их, (как в спортзале) иначе играть одно и тоже станет скучно.
  • Ежедневно повторяйте что-нибудь из пройденного.
  • Песня считается выученной, если Вы легко и без помарок исполняете ее немного быстрее оригинала.
  • Слушайте больше самой разной музыки, снимайте партии на слух. Попробуйте придумать свои варианты на их основе.
  • В любом случае, полезно визуально знать основные гитарные аккорды. Чтобы легче ориентироваться на гитаристов.
  • Установите программу Guitar Pro. В сети есть огромное количество табов, плюс партии ударных.
  • Метроном, метроном, и метроном!
  • В составе группы барабанщик ваш лучший друг! Учитесь взаимодействовать. Больше барабанов, меньше баса, и наоборот (совет для тяжелых стилей). Не перегружайте партии.Например,на фоне бласт- бита можно играть среднетемповый галоп. Можно пробивать между двумя ударами бочки, в среднетемповых композициях (как пример).
  • Скорость — не самоцель. Развивайте технику. Скорость со временем появится.
  • Если во время занятий чувствуете болевые ощущения, остановитесь, это серьезно!

В качестве бонуса, список басистов, обязательных к прослушиванию, и к просмотру, даже, если они Вам не нравятся. Список, конечно, можно расширять до бесконечности, я не претендую на истину, но несомненно, неоценимо полезные музыканты.

  • Les Claypool (Primus). Нигде и ни у кого не учился, играет так, как ему нравится.
  • Stuart Нamm. Лунная соната теппингом, очень хорошая видеошкола.
  • Tal Wilkenfeld. Девушка с Jazz bass от Садовски. Поразила всех тем, что с нуля стала виртуозом за три года, в возрасте двадцати лет.
  • Cliff Williams (AC/DC). Незаметен .Как сказал в интервью Ангус Янг, а вы попробуйте качать ровно! три часа подряд.
  • Geezer Butler (Black Sabbat).
  • John Paul Jones (Led Zeppelin). На мой вкус — инструментал Moby Dick
  • Gary Thain (Гери Тейн). Очень мелодичные басовые ходы. Самые независимые и романтичные бас партии Uriah Heep.
  • Philip Lynott (Thin Lizzy). Ничего особо техничного, но какой подклад!
  • Billy Sheehan. Фантастические соло без комментариев. На его Yamaha, два выхода. Отдельный перегруженный сигнал в отдельный усилитель, чистый в другой. Смешение сигналов создает узнаваемый звук.
  • Gene Simmons (KISS). Играет очень скупо, но самобытно, и «в кассу».
  • David Ellefson (Megadeth). Просто, убедительно. Мелодичные решения, редкие в Трэш-метал.
  • Филди (KoЯn). Все дело в слеповом, перкуссивном звуке. Очень интересен.
  • Steve Harris (Iron Maiden). Нравится не всем, басовые линии, ставшие классикой, уважающий себя басист играет на завтрак, особенно из двух первых альбома «мейденов».
  • Конрад Mr.Cronos Лант (Venom).
  • Lemmy (Motor Head). Повторить этот звук пока не у кого не получилось, при внешней простоте партий.
  • Ron Royse — Рон Бредерик (Coroner)
  • Rob (не убивайте меня сразу) Trujilio (Metallica). Сумасшедшая отдача, но это дело вкуса.
  • Alex Webster (Cannibal Corpse). Death пальцами с убедительной скоростью, лучшие басовые соло в истории дэта.

Виталий Мякотин © 2014 г.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

10 советов для бас-гитаристов

Иногда кажется, что никто кроме вас не хочет играть на бас гитаре. Среди обывателей бытует мнение, будто бы бассисты — это несложившиеся гитаристы. Распространению такой точки зрения способствует множество полупрофессиональных коллективов, где на должность басиста назначается лишний гитарист. Такого «басиста» сразу видно и по его монере держаться на сцене и по отношению к инструменту. Группы с таким составом вряд ли добьются успеха, поскольку посредственный бас может испортить самую генеальную композицию.

Итак, каким же должен быть настоящий басист? Прежде всего от него требуется способность хорошо чувствовать музыку и адекватно понимать свою роль в группе. Басист закладывает фундамент всей композиции, он связывает ритм и мелодию.

Бас гитарист очень важная фигура. Недаром достаточно часто встречаются группы с двумя вокалистами, гитаристами, клавишниками и даже барабанщиками и только единицы — с двумя басистами.

Итак, приступим

В книжных магазинах можно найти немало книг, посвященных бас гитаре. К сожалению, на изучение большинства из них уходит много времени, а результат оставляет желать лучшего. Часто после окончания таких курсов музыканты не способны составить и сыграть в группе более-менее сложное басовое сопровождение, не говоря уже о скоростных риффах и пассажах. Я тешу себя надеждой, что после изучения моего курса вы сможете реально поднять свой профессиональный уровень и стать ключевой фигурой в своей группе.

Вот мой первый совет начинающим бас гитаристам: слушайте как можно больше музыки. Во время прослушивания выделяйте басовые линии, а затем попытайтесь воспроизвести их в своей голове. Можно попробовать мысленно изменить тональность воображаемой линии.

Играть на басу сложнее, чем на простой гитаре, поэтому не торопитесь и не стремитесь играть быстро. Скорость придет со временем. Начинайте с простых мелодий, где одновременно звучит не более одной ноты.

Полезно поиграть вместе с ритм-гитаристом и/или барабанщиком. Играя вместе вы быстрее запоминаете песню.

Бас — это не обрубок шестиструнной гитары

Бас гитара — самобытный и независимый инструмент, не смотря на то, что многие ее узлы позаимствованы у электрогитары. При игре на гитаре используются пальцевые формы и позиции, основанные на гаммах и тональностях. Для бас гитары требуется больше внимания уделять паттернам и отношениям между нотами. Это связано с тем, что в настройке бас гитары нет аномалии, подобной имеющей место в настройке шестиструнной гитары. Таким образом, один раз запомнив расположение пальцев, бас гитарист может легко менять тональность просто двигая руку вверх и вниз по грифу. Некоторые проблемы возникают при игре открытых нот, но они преодолимы. Существует целый ряд песен, которые можно сыграть не меняя расположения пальцев, а просто перемещая руку и начиная играть паттерн с нового лада.

Приведем пример. Предположим, звучит аккорд C и нам надо сыграть сопровождение. Какие ноты использовать? Ну прежде всего основную(басовую) ноту C (третий лад струны А). Затем, ее кварту вниз и квинту вверх (третий лад струны E и пятый лад струны D соответственно); а также ее октаву (пятый лад струны G). (Если сыграть эти ноты одновременно на шестиструнной гитаре, получится аккорд C.)

Таким образом, мы получили следующий шаблон(паттерн), который можно использовать для любых акордов на любых струнах. (N — номер лада основной ноты)

Например при обыгрывании Eb (шестой лад на струне A, т.е N=6), мы получим:

Разумеется, у вас возникнут затруднения при применении этого шаблона для G (третий лад струны E), поскольку нельзя сыграть квинту вниз и G (пятый лад струны D), поскольку нельзя сыграть октаву. Простейшим выходом из этой ситуации является использование только доступных нот, играя G на струне E, если следующий аккорд выше чем G; и G на струне D — если ниже. Теперь Вы можете сами составить простейшее басовое сопровождение.

Читайте также  Джон Ледженд станет Христом в новой постановке Jesus Christ Superstar

Бас (наряду с ритм-гитарой и барабанами) является частью ритм-секции. Ритм-секция должна «удерживать» время и задавать стиль песни. Часто ритм-гитара или барабаны немного уходят от намеченного ритма, чтобы добавить разнообразия песне. В таких случаях бас гитарист должен четко следовать заданному ритму, чтобы дать им возможность не потеряться а благополучно вернуться «на прежние рельсы». Несколько слов хочется сказать о скорости. Быстрая басовая линия — не значит лучшая. Существует огромное количество мощных песен с медленным басом.

Советы бас-гитаристу!

Над басистами и барабанщиками принято подшучивать, хотя именно барабаны и бас гитара создают основу ритм-секции. При чем у бас гитары удивительная функция в коллективе. От басового рисунка зависит то, как будет играть барабанщик, а от того на какие ноты жмет басист — зависит вся основа композиционной гармонии.

Таким образом, бас выполняет и функции гармонии и ритма. Сейчас при создании компьютерной музыки можно запросто обойтись vst-инструментом, но игру на сцене, на концерте никакой плагин не заменит.

Вот несколько советов бас-гитаристу!

  • Совет без номера, и самый главный. Не забывай, бас — главный инструмент в любой группе, кто бы, чтобы ни говорил. Может не быть чего угодно, гитар, вокалиста, барабанов, но бас есть всегда.

Выбирая инструмент, не ставь перед собой цель: сейчас удивлю окружающих! Попробуй как можно больше гитар. Не трать свои деньги на первый попавшийся под руки инструмент, даже если он действительно хорош.

Постарайся убедить продавца магазина в своей честности, и возьми бас на репетицию,попробуй,как он звучит в команде. То, что звучит в магазине, не факт, что также звучит на сцене.

Не обращай внимание на критику своих «коллег» в свой адрес, хороший музыкант всегда даст совет, а не станет обсуждать тебя за спиной.

Занимайся! Уделяя хотя бы полчаса в день занятиям на инструменте. Пройдет пол года и ты не только удивишься сам, но и приятно удивишь друзей. Практика, практика, практика!

  • Компрессор — крутой эффект для басиста, но им же легко можно испортить звук. Регулируй компрессор его так, чтобы было,как можно меньше искажений и перегрузов.
    • Перед тем, как будешь играть, мой, или вытирай насухо руки. Струны любят чистые руки.

    Когда играешь на сцене, не останавливайся, двигайся вперед. Лучше сыграть не по тем нотам, чем вообще не играть и оставить группу без баса.

    Развивай слух и чувство гармонии. Импровизируй! Играй на слух, попадай в ноты. Возьми незнакомый тебе диск или включи радио, и играй вместе с музыкой. Изучай гриф!

    Как научиться играть на бас-гитаре

    Многим современным басистам пришлось пройти длинный и тяжелый путь, чтобы освоить инструмент. Сейчас же, узнать как играть на бас-гитаре можно легко. Можно записаться на курсы игры на бас гитаре с нуля или овладеть навыком самостоятельно.

    1. Что такое бас-гитара и в чем ее особенность
    2. Выбор бас-гитары
      • Количество струн
      • Длина мензуры
      • Наличие ладов
      • Материал
      • Дополнительное оборудование
        • Комбоусилитель
        • Медиатор
        • Ремень
    3. Учимся играть самостоятельно
      • Положение гитары и гитариста
      • Настройка
      • Метод звукоизвлечения
      • Глушение неиспользуемых струн
      • Октавы
      • Чередование квинтами
      • Ритм
      • Регулярная практика
      • Табулатуры
      • Гаммы
      • Продвинутые техники
        • Слэппинг
        • Pull-off
        • Hammer-on
        • Bend
        • Slide
        • Sweep
        • Тэппинг
        • Рейк
        • Флажолеты
    4. Обучение у профессионалов

    Что такое бас-гитара и в чем ее особенность

    Бас-гитара — это щипковый струнный инструмент, сделанный в стиле электрогитары, но производящий звуки на более низких частотах. Она издает звук, когда ее металлические басовые струны вибрируют над одним или несколькими звукоснимателями. Затем звукосниматели передают сигнал через кабель в усилитель, что позволяет слышать басы в широком диапазоне громкости.

    Выбор бас-гитары

    При покупке первой бас-гитары начинающему басисту стоит обратить внимание на важные параметры:

    Количество струн

    Большинство бас-гитар имеют 4 струны, но некоторые басисты предпочитают 5-ти, 6-ти струнные, и т.д. Тем не менее, большинство партий можно исполнить на 4-струнной гитаре, поэтому начинать играть проще всего именно на ней.

    Длина мензуры

    Мензура – это рабочая длина струны от бриджа до верхнего порожка грифа. От длины мензуры зависит глубина звучания гитары. Длину мензур обычно обозначают в дюймах, наиболее распространенные гитары со стандартной мензурой (34 дюйма). При выборе гитары стоит обратить внимание, как инструмент чувствуется в руках, не вызывает ли дискомфорт и напряжение.

    Наличие ладов

    Лады – это промежуток между металлическими порожками на грифе гитары, служит для обозначения нот. Существуют ладовые и безладовые бас-гитары. Особенность безладовой гитары в том, что она обладает характерным дребезжащим звуком, напоминающим звук контрабаса. Играть на таком инструменте новичку будет крайне сложно, так как воспроизводить ноты придется на слух. Неопытному музыканту лучше остановить свой выбор на ладовой гитаре. Обучение игре на бас гитаре такого вида будет даваться легче и вы быстрее почувствуете уверенность в своих силах.

    Материал

    Корпус бас гитары обычно изготавливают из дерева, хотя нередко могут использовать графит или другие легкие материалы. Определенный материал придает гитаре характерное звучание: например, гитара их твердых сортов дерева – резкий и напористый звук, а из мягких сортов – более глубокий и теплый звук.

    Дополнительное оборудование

    Кроме основных параметров, нельзя игнорировать дополнительные детали и оборудование:

    Комбоусилитель

    «Комбик» – это звукоусилитель, который подключается к гитаре с помощью специального кабеля. Без него невозможно услышать «реальный» звук, который издает бас-гитара.

    Медиатор

    Многие задаются вопросом – играть с помощью медиатора или пальцами? Однозначно, нужно развивать обе техники, так как они позволяют добиться отличительного звучания. С помощью пальцев звук выходит более мягкий, а с помощью медиатора – резкий и точный.

    Ремень

    Служит поддержкой в игре на бас-гитаре стоя. Идеальный ремень не должен мешать и отвлекать от игры, так что следует серьезно подойти к выбору этого аксессуара.

    Учимся играть самостоятельно

    Может показаться, что научиться играть на басу не так уж и сложно. Правда в том, что на освоение игры на любом музыкальном инструменте требуются годы напряженной работы и учебы. Важно набраться терпения и регулярно выделять хотя бы пару часов в неделю на игру и обучение.

    Положение гитары и гитариста

    Чтобы добиться качественного исполнения обязательно нужно правильно удерживать гитару. С помощью ремня нужно надежно зафиксировать инструмент на уровне между бедрами и кистью, обязательно под углом 30 градусов. Играть можно сидя или стоя, при этом руки нужно располагать так, чтобы кисти не сильно сгибались.

    Настройка

    Базовый строй 4-струнной гитары обозначается E-A-D-G (ми-ля-ре-соль), для 5-струнной B-E-A-D-G (си-ми-ля-ре-соль), пятая струна настраивается на си. Настраивать гитару можно полагаясь на музыкальный слух, либо используя тюнер или специальную компьютерную программу. Последний вариант идеален для новичка до тех пор, пока он не натренируется настраивать инструмент без дополнительных устройств.

    Метод звукоизвлечения

    На бас-гитаре звук извлекают чаще всего щипками, реже – боем. В зависимости от музыкальных предпочтений, также можно освоить игру перебором и медиатором. Для лучшего контроля рекомендуется сначала научиться играть пальцами. Перебирать струны нужно подушечками пальцев очень аккуратно, не нужно тянуть и дергать их, это помешает добиться чистого звука.

    Читайте также  Новый клип Элиса Купера Don’t give up: рок против коронавируса

    Глушение неиспользуемых струн

    Чтобы добиться чистого звучания без смешивания нот необходимо заглушать струны, что не используются. Во время глушения нескольких струн удобно использовать несколько пальцев, плавным движением.

    Октавы

    Октава – это интервал между одной и той же нотой, звучащий ниже или выше. Чтобы сыграть ноту на октаву выше нужно сдвинуться на 2 лада вперед и 2 струны вверх. Аналогично, если нужно сыграть ноту на октаву ниже, нужно сдвинуться на 2 лада назад и 2 струны вниз. Ноту нужно играть указательным пальцем, а ее октаву безымянным или мизинцем.

    Чередование квинтами

    Квинта – это пятая ступень звучания ноты, найти ее достаточно просто. Чтобы перейти на квинту вверх нужно сдвинуться на 2 лада вперед и на 1 струну вверх, если нужно перейти на квинту вниз – нужно оставаться на том же ладу и сдвинуться на струну ниже.

    Задача басиста — обеспечивать гармоническую и ритмическую стабильность. Для тренировки этого навыка можно использовать метроном – это устройство, которое издает интервальные щелчки. Его можно настроить на нужный темп и с его помощью научиться попадать в ритм.

    Регулярная практика

    Как и любой другой навык, игру на гитаре можно развить только при регулярных занятиях. Чтобы быстрее приобрести техничность, желательно заниматься не менее часа в день. Но не стоит переусердствовать, иначе новое занятие быстро надоест. При обучении важно проявить усидчивость и терпение.

    Табулатуры

    Табулатура – это простой способ записи басовой партии, который не требует знания нотной грамоты. Для каждой струны выделяется отдельная строка, соответственно, для 4 струнной их будет 4, 5 струнной – 5, и т.д. Читаются табулатуры слева направо, ноты воспроизводятся в прямой последовательности.

    Табулатура с прописанным ритмом

    Гаммы

    Играя гаммы можно постепенно оттачивать игру на басу. Если играть гаммы медленно и вдумчиво, это поможет развить координацию, улучшить растяжку пальцев и продвинуть чувство ритма и слух.

    Продвинутые техники

    Когда все базовые техники освоены, при желании можно переходить на более продвинутый уровень. Сложные техники не всегда могут быть понятны новичку, поэтому стоит взять несколько уроков с преподавателем бас гитары.

    Слэппинг

    Слэп – техника, при которой звук извлекается быстрым ударом и подцеплением струны снизу в направлении от корпуса гитары. Играя слэпом на бас-гитаре, большой палец нужно расположить параллельно струнам, средний и указательный цепляют струны вверх.

    Pull-off

    Техника, при которой звук извлекается резким дерганьем струны левой рукой. Чтобы сыграть этот приём от одной ноты к другой, нужно первую ноту сыграть щипком, затем резко сорвать палец левой руки, чтобы воспроизвести нижний звук.

    Hammer-on

    Прием, при котором нота воспроизводится сильным прижатием струны левой рукой. Когда на одной струне необходимо сыграть 2 ноты, первую можно извлечь щипком, а вторую сильным прижатием пальцем левой руки.

    Техника, при которой высота ноты регулируется скольжением пальца прижимающего струну на грифе.

    Slide

    Прием, при котором после извлечения ноты правой рукой, левая рука скользит по грифу, не отпуская струны.

    Sweep

    Способ игры, при котором скользящее движение по струнам сочетается с соответствующим ладом.

    Тэппинг

    Техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе. Играть тэппинг можно как одной, так и двумя руками.

    Рейк – это игра одним пальцем в переходах, где использование двух и более пальцев отвлекает басиста.

    Флажолеты

    Прием, в котором извлекается звук-обертон. Получить его можно путем легкого прижатия струны в ее точке деления.

    Обучение у профессионалов

    Освоить игру на бас-гитаре с нуля без посторонней помощи задача не из легких. Не все могут себе позволить платные уроки игры на бас гитаре для начинающих с частным репетитором, тем не менее, гораздо эффективнее учиться вместе с преподавателем. Можно найти множество школ игры на бас гитаре для начинающих, опираясь на отзывы музыкантов или знакомых.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: