10 крутых фраз по пентатонике

Уроки guitar.ru

Пентатоника – потрясающий музыкальный инструментарий, как для импровизации, так и для построения своих собственных соло. С одной стороны, она лишена следующих друг за другом малых секунд, что позволяет двум гитаристам играть одновременно, не боясь создать диссонанс. С другой стороны, ее бокс крайне удобно расположился на грифе электрогитары. По две ноты на каждой струне – вот и все, что необходимо выучить для того, чтобы начать осваивать пентатонику. Именно поэтому эта гамма так привлекательна для новичков.

К сожалению, многие застревают на данном этапе развития. Они не знают, что еще они могут сделать для того, чтобы улучшить свое владение пентатоникой. А иные и вообще не ищут путей развития, им нравится тот этап «однобоксового» шредера, на котором они застопорились. Но как бы не была проста пентатоника с первого взгляда, на самом деле она гораздо сложнее и интереснее.

Во-первых, ни для кого не секрет, что если добавить в пентатонику пятую пониженную ступень, то получится блюзовая гамма. Пентатонику также можно разбавлять второй и шестой минорными ступенями, чтобы сделать более мелодичной. Кроме того ее можно разбавлять ступенями из других гамм – дорийской и фригийской – для придания соответствующей атмосферы. В конце концов, можно использовать и вовсе хроматические ходы, звучат они довольно мощно. А можно и саму пентатонику (а точнее, фразу, сыгранную в ней) хроматически сдвигать вниз либо вверх по грифу. Так же не забывайте о том, что пентатоника – это ПЯТЬ боксов, расположенных на грифе следующим образом:

Не зная их, вы вряд ли сможете применить тэппинг в своем пентатоническом стиле. К чему я вел все это время? Все просто – вам нужно изучать как можно больше ликов, пассажей, паттернов, ходов и всевозможных музыкальных идей в пентатонике, чтобы изучать ее возможности и использовать их в своей дальнейшей игре.

Итак. Лик №1. Простой для изучения и довольно распространенный. Сыграй его в темпе 160-170 ударов в минуту.

Лик №2. Еще одна идея со смещением акцентов. Темп тот же.

Лик №3. А вот кардинально иной подход к пентатонике, о котором я говорил выше. Хроматический сдвиг. Его можно использовать, например, в конце скоростного соло, начав четырьмя ладами ниже и быстро вернувшись в основную пентатонику. Эффект будет потрясающий.

Лик №4. А вот уже диатонический сдвиг вдоль грифа. Т.е. здесь использованы ноты исключительно пентатоники.

Лик №5. Ну и, конечно же, в разговоре о пентатонике нельзя было обойтись без тэппинга. Ниже вы видите довольно экспрессивный лик со сдвигом акцентов во втором такте. Попробуйте сыграть его в темпе 120 ударов в минуту.

Надеюсь, мне удалось натолкнуть вас на мысли относительно того, как можно использовать пентатонику при игре на электрогитаре. Разумеется, в рамках пяти ликов невозможно раскрыть все ее возможности. Играйте и рано или поздно вы приблизитесь к тому, чтобы постигнуть эту удивительную гамму. Удачи!

Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

Для чего нужна пентатоника

Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

Немного истории

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

Использование в разных стилях музыки

Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.

Пентатоника 5 позиций на гитаре

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

Читайте также  Посмотреть вечером: документальный фильм Duran Duran: There’s Something You Should Know

Аппликатура

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

Как играется пентатоника на гитаре?

Даже если бы вы очень не хотели изучать пентатонику, но при этом фатальном нежелании, очень бы даже хотели придумывать крутые соляки на акустике или электрогитаре, рано или поздно вы бы с ней всё равно познакомились. Это неизбежно. Почему?

Пентатоника на гитаре — была, есть и будет, ибо…

Сложно сказать, кто из знаменитых гитаристов, да что там знаменитых, всех гитаристов, а также клавишников, басистов и прочей музыкальной братии (кроме барабанщиков конечно) не использует пентатонику; импровизация без пентатоники в таких стилях как блюз и рок — сложно представляемая вещь в принципе.

В частности, для шестиструнной гитары пентатонический лад открывает неограниченные возможности. Опять же, великие струнные маэстро — тому доказательство. Эрику Клэптону, например, удаётся на протяжении –надцати тактов в одном боксе выдавать бесчисленное количество мелодических фраз, причём одна на другую не похожих. Ингви Мальмстин: какие бы скоростные пассажи «не выстреливал», а все равно отводит место и для канонического пятиступенного звукоряда (его композиция Magic Mirror — один из многочисленных ярких примеров). А Ричи Блекмор, Джими Хендрикс, Джимми Пейдж? Ну, об этих гуру, вообще, как говорится, без комментариев.

Если вы не знаете, как играется пентатоника на гитаре, но хотите стать крутым гитаристом, в обязательном порядке приступайте к её изучению. Она есть мощный, несокрушимый фундамент музыкального храма, именуемого «Основы импровизации».

Мотивы познания озвучены, экскурс закончен. Берите в руки гитару — пора начинать!

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника — это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь… 🙂

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) — до (III) — ре (IV) — ми (V) — G (bVII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре — как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) — II (ре) — III (ми) — V (соль) — VI (ля).

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе.

  • До мажор — Ля минор
  • Соль мажор — Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор — Си минор (фа, до диез) и т.д.

Получается, что боксы пентатоники на гитаре касательно этого свойства универсальны. Другими словами, До мажорная и Ля минорная пентатоника имеют одну и ту же аппликатуру на грифе. Однако расположение тонального центра и других ступеней у них отличные друг от друга.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора ( С ) — шестая (6), неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) — это I ступень, тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно — ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am — тонального центра A (ля).

Практические занятия

Играть ниже приведённые упражнения можно и под метроном, и под минусовку, звучащую в аудиопримерах. Это уже кому как нравится, хотя проигрывание пентатоники под аккомпанемент более интересней — в занятиях появляется больше музыкальности, но и в то же время развивается исполнительская техника.

Скачать минусовки в темпе 50 BPM:

— для ознакомления с примерами;

Боксы пентатоники

Вариантов аппликатур пентатонического лада достаточно много, но наибольшее распространение получили 5 позиций в четырёх- и пятиладовых аппликатурах. Также их ещё называют стандартные боксы. Подробно разберём, где они расположены на грифе и как играть их.

Если вы плохо знаете ноты, не переживайте, в упражнениях, в помощь, указаны табы. Также, вы можете скачать нотные записи примеров в формате gtp (Guitar Pro); редактор поможет быстрей разобраться с материалом.

II позиция (от VII ступени)

Проигрывание пентатоники во II позиции начинается от ноты G (шестая струна, 3 лад).

Этот и все последующие примеры играются переменным медиаторным штрихом (вверх/вниз) в темпе 50 ударов в минуту — по два звука на струне. Возле каждой ноты стоит цифра — она указывает каким пальцем нужно прижимать струну.

Пентатоника на гитаре может играться и в другой «пальцовке».

В аккомпанементе звучит один единственный аккорд — Am7 (ля минор септаккорд). Послушайте как играется Ex.1:

А теперь разберите табы/ноты Ex.1 и постарайтесь синхронно сыграть с записью, а затем и под минус.

Читайте также  Новый альбом Morrissey выйдет на лейбле BMG в ноябре

В процессе проигрывания осмысливайте каждый извлечённый звук, т.е. какая нота и какая ступень лада звучит в данный момент. Вслушивайтесь в звучание ступеней по отношению к аккорду (в данном случае к Am): I (ля — тоника), III (до — малая терция), V (ми — квинта) — устойчивые тона; а вот IV (ре — кварта) и VII (септима) звучат более напряжённо. Приобретайте навык слухового восприятия, без него в импровизации никуда.

Возможно, поначалу вам покажется неимоверно трудным синхронно играть и вдумываться, вслушиваться в каждый звук. Но, поверьте, эти усилия окупятся сторицей. Вы изучаете расположение нот на грифе, тренируетесь на слух определять тональное тяготение ступеней, и, конечно же, развиваете беглость пальцев. Эффективность занятия возрастает в разы.

Не спешите браться за разбор нового бокса, не освоив предыдущий. Изучая боксы пентатоники на гитаре по принципу «галопом по европам», по существу, вы останетесь ни с чем — как результат, «корявое» звукоизвлечение и смутное представление об аппликатурах.

Используйте эту последовательность разбора упражнения , также и при освоении последующих позиций.

V позиция (бокс от тоники минорного аккорда, I ступени)

Очень и очень любимая аппликатура всеми гитаристами мира. Возможно, вам уже не раз и не два попадалась на глаза табулатура с задействованием этого бокса.

Разбираем, слушаем, играем:

VII позиция (от bIII ступени)

В пределах первых трёх струн данной аппликатуры построено неимоверное количество красивейших блюзовых клише. (На всякий случай ещё один момент мотивации, если вы к пентатонике на гитаре по непонятным причинам начнёте охладевать. 🙂 )

Аппликатура (играется от ноты До):

IX позиция (от IV ступени)

Аппликатура (построена от Ре):

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура (построена от Ми):

Далее, по грифу, боксы повторяются, но звучат они уже на октаву выше.

Освоив все боксы пентатоники, или выборочно, какой-то из боксов, сыграйте их на мажорный аккорд — С (скачать минусовку для занятия — ). Таким же образом проанализируйте расположение ступеней на аппликатуре (см. схему в начале статьи). Строение мажорной пентатоники: I — II — III — V — VI (если в До мажоре, это ноты — до — ре — ми — соль — ля). Не забывайте, не путайте с минорной.

10 крутых фраз по пентатонике

Школа игры на гитаре от профессионала

Профессиональное руководство по игре на гитаре

Видео уроки игры на гитаре

Пентатоника для начинающих, мелодические фразы

Опять разберём очень важный вопрос, как начать играть пентатонику, да чтобы это было не бессмыслица, а получалась при этом музыка, почему слушая группу » Pink Floyd » мы испытываем настоящий кайф, а у нас на первых шагах ничего не звучит ? Для этого стоит просто проанализировать любую песню, в ней есть куплет, есть припев. Мелодия строится таким образом — берётся мелодия из нескольких нот, в тональности ля минор допустим от ноты ля. Следующая фраза будет строится от ноты соль, мы будем повторять эту мелодию, зная гамму, в нашем случае в рамках пентатоники ля минор, сместив все ноты ниже, начиная от ноты соль, следующая фраза — от ноты ми и так далее. Это развитие мелодии называется » секвенция «. Для нас в этом случае важен ритм — ноты будут другие в каждой новой фразе, мы будем придерживаться лишь ритма первоначальной фразы. Можем играть короткую фразу, а каждую следующую будем разнообразить разными приёмами — глиссандо, бэнды и т.д. Фраза может состоять всего из одной ноты, группы нот. Как в песне стихи строятся в куплет, также строим из фраз мелодический куплет, затем строим припев и т.д. В импровизации, на будущее, есть пролог, развитие, кульминация и эпилог, всё, как в литературном жанре. Пока учимся на небольших фразах в медленном темпе.

Другие обзоры рубрики «Видео уроки игры на гитаре»

Пентатоника Ам ( ля минор ). Побробуем сыграть пентатонику техникой легато, используя только ноты пе…

  • Предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Следующая

Популярное за неделю

Пентатоника на гитаре для продвинутых

Пентатоника Ам ( ля минор ). Побробуем сыграть пентатонику техникой легато, используя только ноты пентатоники, начинаем в позиции 12-го лада, будем при этом все время использовать межструнные скачки, растяжки в две позиции, некоторые ноты будут повторятьс…

Техника свипового штриха ( speed picking )

На примере Cmajor строим длинные линии, используя 2-ух струнный свип, 3-х, 4-х, 5-и, 6-и струнный свип, соединяя их, играя на одной струне либо чётное, либо нечётное количество нот, при переходе на смежные струны применяем свиповый штрих…

Техника свипового штриха — как играть длинные линии

Frank Gambale — человек, за которым запатентован этот стиль, назвал её альтернативной техникой для правой руки. Это не только игра арпеджио, а совершенно полноценная игра, и не как в рок-музыке, где пассажи обычно гаммаобразные, а этому стилю игры характ…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: