Песни Леонарда Коэна снова в чартах

«Он будет жить вечно»: о прощальном альбоме Леонарда Коэна, его текстах и голосе

Известный во всем мире канадский композитор Леонард Коэн умер в возрасте 82 лет, о чем сообщили на его его официальной странице в Facebook. Незадолго до этого он издал свой четырнадцатый альбом You Want It Darker, который мгновенно получил самую высокую оценку критиков. О музыке Коэна, его текстах, женщинах и аллюзиях с Бобом Диланом – в материале сетевого издания m24.ru.

«До наступления темноты»

Певец любви и смерти, Леонард Коэн по логике вещей должен был давно уйти в иные измерения – не буквально, упаси Бог, но ментально уж точно. Недаром в 1990-е он пять лет провел в дзенском центре неподалеку от Лос-Анджелеса, где стал буддийским монахом. Впрочем, в 2000 году он спустился с горы Сан-Антонио, где этот центр находится, чтобы записать, возможно, свой прощальный альбом и затем вернуться к тишине и покою, но судьба решила иначе: Келли Линч, менеджер и близкий друг Коэна и его семьи, как выяснилось, много лет запускала руку в его пенсионные накопления, в результате чего писатель, поэт и бард потерял примерно пять миллионов долларов. Черновики к альбому были обработаны и вышли в свет под бесхитростным названием Ten New Songs (и оказались достаточно законченными), а Коэн выпустил еще три студийных альбома (плюс три концертных и альбом песен для его соавтора и бэк-вокалистки Анжани Томас) и с 2008 по 2013 год активно гастролировал. Побывал он и в Москве – Кремль восторженно ахнул не только знакомым песням, исполненным безукоризненно, но и изяществу и артистизму старого джентльмена песни, с невероятной галантностью становившегося на одно колено после почти что трехчасового концерта. В декабре 2013 года Коэн отправил последний поцелуй публике после концерта в новозеландском Окленде и смолк вплоть до нынешней осени. До того, как вышел в свет альбом You Want It Darker.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Песни и женщины

Как принято считать, запел Коэн достаточно случайно. К 1967 году он был автором четырех сборников стихов и двух романов. Они были в той или иной степени замечены и высоко оценены критиками, но материального успеха не приносили. Тогда Леонард, в студенческой юности любивший петь под гитару, отправился в США, чтобы попробовать себя в качестве фолк-певца, на которых в те годы был большой спрос. Его песня «Сюзанна», которая и по сей день является лидером по части перепевок, стала хитом в исполнении тогдашней звезды Джуди Коллинз – она-то и вытащила Леонарда на сцену, сунув ему в руки гитару (во всяком случае так гласит популярная легенда). Так или иначе, он выступил на нескольких фолк-фестивалях, после чего его заметил великий искатель талантов Джон Хэммонд-старший (давший, в частности, старт карьерам Билли Холидэй, Каунта Бейси, Боба Дилана и Брюса Спрингстина) и заключил с ним контракт, результатом которого стал первый альбом.

Видео: youTube/пользователь: Jan Hammer

Канадский еврей с проникновенным взглядом, Коэн пел о любви и о смерти, как уже было сказано выше, и вторая обходила его стороной, в то время как первая была постоянной спутницей. Вернее сказать, она персонализировалась в героинях его романов, имена которых становились названиями песен или, наоборот, имена из названий воплощались в живых женщинах. Так было, к примеру, с Марианной Илен (So Long, Marianne) и Сюзанной Вердаль (Suzanne), так было с другими, чьи имена не упоминались (в том числе Джони Митчелл и Джанис Джоплин – это к ней он обращается в песне Chelsea Hotel Nо.2), но всякий, слушая песни Коэна, может почувствовать, что за той или иной строкой стоит конкретная женщина. Что же до смерти, то с ней у Коэна свои непростые отношения: мне кажется, за одну только строчку из песни Take This Waltz («плечо, на котором так любит поплакаться Смерть») можно получить право жить вечно.

Видео: youTube/пользователь: rberezin1

Да, женщины любили Коэна, и он отвечал им взаимностью, которая оборачивалась еще и невероятно трепетным отношением даже к бывшим. Некогда Леонард бросил фразу: «Я никогда не обсуждаю своих портных и женщин», – броско, немножко на публику, но зато честно. И женщины никогда не бросали своего кавалера (именно так он значился на обложке альбома Death A Lady’s Man, буквально похороненного продюсированием грядущего убийцы, автора технологии «стены звука» Фила Спектора). Женщины Коэна – не только те, кто дарил ему сердце, среди них его бэк-вокалистки, соавторы, продюсеры – Шэрон Робинсон, Дженнифер Уорнз, Анжани Томас, Перла Баталья, Леанна Унгар.

Тембры и слова

Леанна Унгар, кстати, появившись в роли продюсера альбома Recent Songs, фактически придумала Коэну его фирменный голос последних тридцати с лишним лет – тот самый нижайшего тембра баритон на грани шепота (на более ранних записях голос Леонарда звучит иначе, чуть выше). Но слова, которым этот голос придавал убедительности, были и раньше, даже до песен. Стихи Коэна – это отнюдь не тексты его песен: если поискать и найти изданный на русском сборник «Цветы для Гитлера», за 12 лет ставший библиографической редкостью, легко в этом убедиться. Вот, к примеру:

Я не верю радиостанциям
России и Америки
но мне нравится музыка и
мрачные европейские голоса, объявляющие джаз
Я не верю опиуму или деньгам
хоть их и трудно достать
и за них карают долгими сроками
Я не верю любви
посреди своего рабства я
не верю
(из стихотворения «Стиль»)

Кстати говоря, и оба романа – «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники» (в честь последнего, к слову, юный Крис Ри в свое время назвал свою первую группу) – тоже не исполнялись. Впрочем, до тех пор, пока Коэн не стал тем, кем он стал, эти книги, непросто придуманные и причудливо написанные, кроме спецов-филологов и читать-то никто не хотел. Сам Коэн пронзительно и самоиронично писал о последнем в предисловии к китайскому изданию: «Этот роман был написан за столом посреди скал, сорняков и маргариток, что росли возле моего дома на острове Гидра. Тогда стояло очень жаркое лето, а я ходил с непокрытой головой. Поэтому то, что вы держите в руках, скорее, результат солнечного удара, нежели книга».

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Когда б вы знали, из какого сора

Неисповедимы пути, которыми ходят известность и популярность. До 1994 года песни Леонарда Коэна были все же достоянием достаточно узкого круга меломанов и любителей изящной словесности. Но вышел в свет фильм «Прирожденные убийцы», снятый по сценарию Квентина Тарантино Оливером Стоуном, и в нем прозвучала песня Коэна The Future с одноименного альбома, вышедшего за пару лет до того, и мир буквально сошел с ума по Леонарду. Широкие массы с энтузиазмом стали постигать его дискографию, рок-группы стали делать кавер-версии его песен, ненофиты стали погружаться в смыслы и, как полагается, делать из них свои выводы. Это не хорошо и не плохо, но это как минимум объясняет совершенно необъяснимые цены на его концерт в Кремле (впрочем, там всегда необъяснимое ценообразование), хотя легче от этого не становится. Но главное, именно после того фильма Коэн стал полноценной частью культурного кода человечества (это обычное дело, с Игги Попом тоже самое произошло после «Аризонской мечты»). Пиратские тиражи CD c альбомом The Future превзошли все мыслимые пределы – он красовался в каждом ларьке в пределах Садового кольца, да и за его пределами. Культуртрегерство – штука двусмысленная, если происходит сознательно, но как стихийная сила неумолимо. С Коэном, кстати говоря, эта история повторилась второй раз как гротеск: прозвучавшая в саундтреке к мультфильму про Шрека Hallelujah, спетая даже не автором, а Джоном Кейлом, породила новую истерию и внедрила песню-исповедь, песню-откровение в репертуар шоу типа «Голос». Но хотя бы за то, что песня Waiting For The Miracle прозвучала и была услышана, Оливеру Стоуну и Квентину Тарантино большое человеческое спасибо.

Читайте также  Альбом Браво − Greatest Hits (1984-2017) будет включать две неизданные песни

Видео: youTube/пользователь: Bine P

«Ты хочешь, чтобы стало темнее»

Но пора вернуться в нынешний день. Уже в сентябре все знали о грядущем альбоме: меломаны в соцсетях шептали друг другу о том, что «Коэн написал музыкальное завещание». Великий старик подлил масла в огонь: в середине октября в The New York Times появилась большая статья-профайл Дэвида Ремника, в которой автор привел услышанные им из уст Коэна слова: «Я готов умереть. Надеюсь, что это будет не слишком неуютно». Впрочем, неделю спустя бард успокоил занервничавшую было общественность (все-таки 82 года!) во время публичного предварительного прослушивания альбома: «Я тут недавно сказал, что готов умереть. Но, думаю, я преувеличивал. Вечно я все драматизирую. Вообще-то я намерен жить вечно». Общественность выдохнула: она не готова терять еще одного гуру. В рок-н-ролле, к которому волей-неволей мистер Коэн имеет отношение, их и так немного было, а осталось и того меньше.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

При всем при том, слушая новый альбом, спродюсированный сыном Коэна Адамом, невозможно отделаться от мысли, что Леонард подводит очень и очень серьезные итоги. Первое впечатление: он куда мощнее и серьезнее, чем как минимум два предыдущих – Dear Heather и Popular Problems. Он традиционно лаконичен и при этом разнообразен, что называется, кропотлив в изготовлении. Нарратив на фоне колышущихся звуковых волн, редкие вкрапления гитар, неяркая скрипка, которая не тянет на себя одеяло, как некогда в так любимой российским композитором Матецким песне Dance Me To The End Of Love, немного оркестра и хор Монреальской синагоги, той самой, в которую ходили родители Коэна. Второе впечатление: Коэн получил новое, невесть какое по счету дыхание. Третье: это какой-то новый, незнакомый Коэн. Он глубже самого себя и без того не самого поверхностного автора, чище, концентрированнее. И слова – они все так же парадоксальны и неожиданны, даже больше того: образы сложнее, метафоры прихотливее. Но темы остались те же: любовь, смерть и жизнь. Сексуальность осталась за кадром в силу логических причин, лишь слабый отголосок ее можно услышать в строке «несчастный зверь наконец-то приручен». Если вспомнить слова Пушкина о покое и воле как альтернативе счастья, то You Want It Darker – это буквально концентрированный Пушкин.

Видео: youTube/пользователь: LeonardCohenVEVO

Вместо эпилога

. Когда-то писатель Луи Де Берньер достаточно иронично описал Коэна в «Мандолине капитана Корелли»: «На остров прибыл печальный канадский поэт – он специализировался на стихах о попытках самоубийства и метафизических похоронных плачах». Нынешнего Коэна в это остроумное лекало никак не втиснешь. Он больше любых лекал. Он свешивает руку с сигаретой с обложки нового альбома (в виниловой версии это выглядит особенно эффектно) и, кажется, вот-вот стряхнет пепел прямо на стол, где лежит пластинка. Да нет, какое завещание. Так, временная передышка. Он будет жить вечно.

Продажи музыки Леонарда Коэна подскочили на 400%

Смерть Леонарда Коэна повлекла небывалый интерес к его творчеству. Так, объем продаж его альбомов и песен и количество стриминговых прослушиваний увеличились на 407% за неделю после сообщения о кончине музыканта.

Как передает NME, нетленный хит Коэна «Hallelujah» вернулся в американский чарт синглов, а сборник «The Essential Leonard Cohen» – в чарт Billboard 200, обосновавшись на 13 месте. Последний альбом музыканта «You Want It Darker» поднялся на седьмое место (продажи выросли на 197%).

Новости партнеров

«Зарядье» отменяет все концерты до конца локдауна и вводит QR-коды

МКЗ «Зарядье» прекращает проведение концертов и других мероприятий с 28 октября по 7 ноября 2021 года включительно. Такое решение было принято на основании указа Мэра Москвы №62-УМ от 21.10.2021г. «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020г.», сообщили агентству InterMedia в пресс-службе площадки.

— Принятое решение об отмене культурных, спортивных и других массовых мероприятий, при посещении которых высок риск инфицирования зрителей – необходимая в данный момент мера, — говорит гендиректор МКЗ «Зарядье» Ольга Жукова. — Этот шаг позволит предотвратить несколько пиков заражений и снизить количество заболевающих ежедневно.

С 8 ноября 2021г. посещение концертов в «Зарядье» возможно только при наличии QR-кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (срок действия – 72 часа), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС). Для зрителей, не достигших возраста 18 лет, посещение зала «Зарядье» возможно только при наличии средств защиты органов дыхания (масок и/или респираторов).

— Мы все – сотрудники учреждений культуры – последние два года живём в режиме оперативного планирования, – отметила Ольга Жукова. — Ежедневно в концертном графике зала что-то меняется из-за болезни артистов, ограничений въезда и выезда музыкантов, красных зон и карантинов в европейских странах. Мы уверены, что принятые меры о нерабочих днях с 28 октября по 7 ноября снизят рост заболеваемости, а введение QR кодов при посещении концертных залов, театров и музеев позволит работать нам с большей загрузкой зала.

Олег Газманов и Полина Гагарина названы лучшими эстрадными исполнителями года

Олег Газманов и Полина Гагарина стали лучшими эстрадными исполнителями 2021 года по данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы на сайте Центра 26 октября 2021 года. Газманов получил 19% голосов респондентов, а Гагарина — 17%.

Второе место среди певцов занял Баста (10%), третье место делят Григорий Лепс и Сергей Лазарев (по 9%), за ними следуют Леонид Агутин и Валерий Меладзе (по 8%).

На втором месте в рейтинге лучших певиц на российской эстраде 2021 года оказалась Пелагея (13%). По 7% опрошенных назвали лучшей певицей года Елену Ваенгу, Зиверт, Софию Ротару и Валерию.

— Вкусы наших сограждан существенно различаются в зависимости от возраста и места проживания, — отмечают составители рейтинга.

В частности, Полина Гагарина пользуется наибольшей популярностью у молодежи (26-34%) и среди жителей городов-миллионников (19%), Пелагея — среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (19%) и у старшего поколения (17%), а Зиверт — среди молодежи (11-15%) и жителей городов от 500 до 950 тыс. жителей (13%).

Лидер опроса Олег Газманов особенно популярен у граждан в возрасте 60+ (30%), среди жителей сел (24%) и городов с населением до 100 тыс. (22%), Баста — среди 25-34-летних (19%) и мужчин (13%), а Сергей Лазарев — среди женщин, 18-24-летних и в городах с населением до 100 тыс. (по 13%). Леонид Агутин лидирует в ответах жителей Москвы и Санкт-Петербурга (12%).

Уходя — погоди: последний альбом Леонарда Коэна

Сегодня не стало Леонарда Коэна, ему было 82. В октябре вышла его 14-я пластинка «You Want It Darker». Сергей Степанов — о том, с кого надо брать пример, подводя итоги.

Будучи сертифицированным кладезем мудрости, Леонард Коэн, разумеется, знал, на что напрашивался накануне выхода своего нового альбома. Нашумевший профайл в The New Yorker (ключевые слова: «Я готов к смерти»), пронзительное письмо умершей музе (ключевые слова: «Скоро увидимся»), название «You Want It Darker» (без вопросительного знака) и текст одноименной песни (ключевые слова: «Вот он я, Господи») — все это настолько недвусмысленно, насколько в принципе возможно, когда речь идет об одном из величайших поэтов в истории популярной музыки. Да, охватившая поклонников Коэна паника заставила его назвать слухи о собственной смерти преувеличенными («Я намерен жить вечно», — пошутил он на презентации альбома в Лос-Анджелесе). И да, это штамп: более или менее каждая запись мэтра, выпущенная в этом веке, звучала как завещание. Но это был тяжелый год, и не нужно заглядывать в медицинскую карту или паспорт 82-летнего Коэна, чтобы обоснованно заподозрить неладное — в смысле неминуемое.

Читайте также  Объявлен топ самых популярных рождественских песен

Еще одно, самое красивое из клише, которым любят злоупотреблять музыкальные критики, — про общение с богом без посредников — вполне могло быть выдумано именно в связи с творчеством Коэна, и первая же песня нового альбома в который уж раз доказывает, что не зря. Посвященный в буддийские монахи, но по-прежнему чтущий Шаббат канадский еврей сделал половину карьеры на высказываниях о Боге и религии, но начинающаяся с пения хора из монреальской синагоги «You Want It Darker» выделяется даже на их фоне — и элегантностью, и окончательностью.

Вторая половина коэновского канона — это, понятно, песни о любви и сексе, и их вызывающее отсутствие, пожалуй, единственное, что тут может расстроить. Но, к чести автора, он не забыл сочинить эффектный дисклеймер: строчки «I donʼt need a lover/The wretched beast is tame» уже успели стать самыми цитируемыми на альбоме. (Это, наверное, так себе наблюдение, но титульная песня и «Leaving the Table» звучат не только как драматическое подведение итогов, но и как прикладное поэтическое упражнение на тему, сколько удачных рифм есть у слова game.)

В остальном 14-я пластинка Коэна вряд ли удивит или озадачит тех, кому знакомы предыдущие тринадцать. Окончательно превратившись из крунера в мелодекламатора, он не разбрасывается ни словами, ни нотами — оказавшись на полминуты длиннее позапрошлогоднего альбома «Popular Problems», «You Want It Darker» звучит на порядок компактнее и собраннее, демонстрируя при этом лучший стилистический диапазон на свете: от Коэна раннего до Коэна позднего. Помогает ему в этом сын Адам — судя по посвящению в буклете, сыгравший здесь роль, аналогичную вкладу Берти МакИнтоша в сценическое возвращение Кейт Буш: главного катализатора творческого процесса.

Умеренно известный сольный артист, Адам Коэн на «You Want It Darker» единоличный продюсер. И надо сказать, что в этом амплуа он преуспел гораздо больше, чем Фил Спектор на «Death of a Ladies’ Man». Сведя к прожиточному минимуму любимые отцом клавишные переливы и девичий бэк-вокал (цыганщина «Traveling Light» работает именно благодаря тому, что она тут в меньшинстве), Коэн-младший сделал акцент на ненавязчивые струнные и акустическую гитару, благодаря которым патентованные коэновские блюзы звучат яснее и доходчивее, местами уходя на территорию чуть ли не блюграсса («Steer Your Way» с обладательницей 27 «Грэмми» Элисон Краусс на подпевках).

С обманчивой легкостью преодолев получасовую дистанцию от заявления «Hineni, hineni/Iʼm ready, my Lord» до просьбы «Please donʼt make me go there/Tho’ there be a God or not», к струнной репризе, с которой начинается последний трек, укороченная версия программной «Treaty», Коэн-старший успевает сказать если не все, что хотел, то как минимум все, что необходимо. Стараниями песен вроде титульной, «Steer Your Way» и «It Seemed the Better Way» новый альбом выходит на уровень, куда точно не замахивался предыдущий и нечасто забирался «Old Ideas»; при всем уважении к этим — отличным — пластинкам целое поколение своих поклонников (вроде меня) Коэн осчастливил не столько ими, сколько возможностью увидеть его живьем.

Судя по недавним признаниям Коэна, другой такой возможности не будет, и если «You Want It Darker» — это и впрямь его лебединая песня, то все точки над i она расставляет лучше тысячи жалобных кавер-версий «Hallelujah». По-своему симптоматично, что вышла пластинка в разгар дискуссий о том, достоин ли литературной нобелевки Боб Дилан (через запятую с которым Коэна принято упоминать вот уже почти полвека). Сам Леонард, как известно, сравнил оказанную Бобу почесть с «медалью, повешенной на гору Эверест за то, что она самая высокая». И то правда: из двух прижизненных памятников двум колоссам «You Want It Darker» не в пример ценнее.

Текст был опубликован на «Афише Daily» 25 октября 2016 г.

5 песен Леонарда Коэна, которые сделали его легендой

Лайф выбрал пять песен, которые помогут одним попрощаться с канадским композитором и поэтом, а другим — впервые открыть для себя его творчество.

Фото: © Awais, PacificCoastNews.com/EAST NEWS

Сегодня скончался Леонард Коэн, автор величайших песен о любви, прощении и о том, как продолжать жить, несмотря ни на что. Лайф публикует пять самых известных, самых личных и самых важных для понимания личности Коэна песен, которые помогут понять, каким человеком был Коэн, кого любил и как страдал.

Halleluja

Фото: © picture alliance / dpa/EAST NEWS

По рассказам Коэна, песню «Аллилуйя» было настолько тяжело писать, что на восьмидесятом куплете он просто лежал на полу отеля Royalton в Нью-Йорке и бился головой о пол. Когда запись всё-таки получилась, компания звукозаписи отказала Коэну в печати, заявив, что песня получилась не очень-то и хорошая. Коэн давил на начальство студии до последнего. Как оказалось, не зря. «Аллилуйю» перепело около 300 разных певцов и групп, а суммарные продажи коэновского хита достигли 5 миллионов копий.

«Аллилуйя» — гимн сломленным и раздавленным, наполненный отсылками к Библии, в котором герой песни ищет всепрощение и покой. Эту песню перепело несколько сотен музыкантов, но никто из них не звучит настолько опустошённым, как Коэн.

Suzanne

Фото: © picture alliance / Fryderyk Gabo/EAST NEWS

Самая сдержанная песня о любви не только в творчестве Коэна, но и, наверное, в истории музыки. Леонард обращается к Сюзанн Вердал, своей музе и близкой подруге, сначала в стихах, которые Коэн издал в 1966 году, а уже потом в тихой балладе под спокойный гитарный наигрыш. В песне рассказана история их совершенно чистых, платонических отношений. Вердал всё это время встречалась с другим, а Коэн то ли не решался навязаться, то ли не хотел разрушать сказку их прогулок по Нотр-Дам-де-Бон-Секур.

So Long, Marianne

Фото: © picture-alliance / KPA Copyright/EAST NEWS

Песню «Прощай, Марианн» Коэн посвятил Марианн Дженсен, с которой провстречался около 10 лет. В основе песни — внутренний конфликт Коэна, который безумно любит Марианн, но, с другой стороны, хочет продолжить свои поэтические скитания в поисках новых впечатлений, знаний и, возможно, партнёров.

I’m Your Man

Фото: © imago/United Archives/EAST NEWS

Если бы из-за временной дыры фильм «Пятьдесят оттенков серого» вышел в 1988 году, то именно эта песня стала бы его главным саундтреком. Коэн хрипло поёт про цепи, маски и «я сделаю всё, что ты захочешь», пока на фоне пробивается синтезаторный наигрыш, как будто из фантастического фильма восьмидесятых.

Bird on the Wire

Фото: © AFP/EAST NEWS

Ключевая песня Коэна, продолжающая тему «Прощай, Марианн». Коэн как человек искусства был склонен к частым переменам настроения, которые время от времени погружали его в глубокую апатию, граничащую с депрессией. По легенде, в один из таких моментов Марианн Дженсен просто дала ему гитару, ручку и листок бумаги и заставила писать новую песню до тех пор, пока грусть не отступит. Грусть отступила, а в результате на свет появилась композиция о воскрешении духа и полном искуплении грехов. Самый смелый песенный манифест Коэна. Если девушки и женщины находят в себе новые силы сражаться со сложностями под Селин Дион, то мужчины по всему миру выбирают «Птичку на проводе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: