35 лет норвежским романтикам: вспоминаем лучшие песни a-ha

Обратная сторона: 10 треков a-ha, которые вы могли не слышать

В рубрике «Обратная сторона» мы рассказываем о хороших песнях значимых музыкантов, обделенных массовым вниманием. В новом выпуске рубрики — норвежцы a-ha, которые в Москве и Петербурге сыграют дебютный альбом «Hunting High & Low» от начала до конца.

«Lesson One»

Демо 1982-го, переиздание «Hunting High & Low» к 30-летию альбома, 2015

Сначала эту песню попробовали записать Bridges, ранняя группа Магне Фурухольмена и Пола Воктора. Потом появилась первая версия a-ha. Затем ее снова переписали и переиздали — сейчас ее знают вообще все.

Так звучит история песни «Take on Me». Любопытно послушать самую первую ее полнометражную версию 1982 года. Она тогда называлась «Lesson One», и на ней слышно, как группа ищет себя: еще нет хитового припева, Фурухольмен настраивает синтезатор, а Харкет еще не овладел своим голосом (хайлайт: на 0:43 срывается на скулящее «уу-уу-уу» — в просторечии такое называют «дать петуха»). Признаков всемирного хита пока нет, но мелодия-то уже прилипчива.

«Sa blaser det pa jorden»

Демо 1982-го, переиздание альбома «Hunting High & Low» к 30-летию, 2015

Единственный раз, когда a-ha запели на родном норвежском, — эта песня. Она, с одной стороны, резко непохожа на ранних a-ha, с другой — объясняет, как Фурухольмен и Воктор перешли от неторопливой прог-роковой пасторали своей прежней группы Bridges к бодрой поп-синтетике a-ha.

«The Sphinx»

Демо 1982-го, переиздание альбома «Hunting High & Low» к 30-летию альбома, 2015

Хороший пример того, как песня может пролежать в столе кучу лет, попутно превратиться в другую песню, а потом вдруг пригодиться в нужный момент. Сначала была демка «The Sphinx» — гитарный проигрыш в итоге заменили синтетикой и машинерией, и получилась «Train of Thought». Но о проигрыше a-ha не забыла — и построила вокруг него песню «Cold River», когда уже в 90-х решили поиграть в настоящую рок-группу. Что демки — она отчасти и объясняет, почему группа вдруг переключилась от поп-синтетики на живой звук. Потому что с него и начинала.

«Stop! And Make Your Mind Up»

Би-сайд сингла «Take on Me», 1984

Альбом «Hunting High & Low» оставил после себя столько сильных би-сайдов, что из них бы вышел отдельный хитовый диск. Если б так случилось, среди этих треков точно бы выделилась «Stop! And Make Your Mind Up» — вроде дурашливая и необязательная, но обаятельная и приставучая песня, которой, наверное, не хватило романтично-пылкого настроения дебютника, чтобы попасть в его треклист.

«Driftwood»

Би-сайд сингла «The Sun Always Shine on T.V.», 1985

По признанию Пола Воктора, первый альбом писался долго и проблемно — не в последнюю очередь из‑за творческих метаний участников. Другой вопрос, что по итогу этих метаний осталось несколько десятков песен, которые в итоге не попали в треклист. За некоторые по-слушательски обидно: например, «Driftwood» — образцовый нью-вейв с переливом клавиш, чеканкой драм-машины и красивой мелодией, которую бы с радостью забрала себе половина сезонных групп жанра. Но в том и отличие выдающейся группы от просто хорошей — a-ha просто так позволили себе расстаться с этой песней.

«Days on End»

Переиздание альбома «Scoundrel Days», 2016

С первых же секунд ощущение: это a-ha нулевых, а не восьмидесятых — мерная меланхолия, одинокие клавиши, Харкет не прыгает по регистрам. Стоит ли ждать подвоха? Однозначно — в финале вдруг вступают в дело духовые. Надо сказать, зрелищно. Один из лучших ауттейков группы.

«Shapes That Go Together»

Внеальбомный сингл, 1994

Специально к Паралимпийским играм 1994 года a-ha написали песню с названием «Фигуры, которые двигаются вместе». По грустной иронии судьбы, после ее релиза движение прекратилось, и группа в первый раз распалась. Накануне группа выпустила кризисный альбом «Memorial Beach»: вместо синтезаторов и сказочной Скандинавии, мрачный живой звук с фанковым оттенком. Очень тревожная пластинка получилась. А «Shapes That Go Together» — фантазия на тему «Если бы «Memorial Beach» не был таким мрачным»: фанковый бас на месте, а вот вместо всепоглощающей тревоги — светлая грусть.

«Sole Survivor»

Переиздание альбома «Lifelines», 2019, ранее не издавалась

Пол Воктор в недавнем интервью признался, что вместе с женой в составе группы Savoy перепридумал себя как сонграйтера и научился писать совсем другие песни. Песня «Sole Survivor» — в некотором смысле квинтэссенция поздних a-ha: нерасторопная клавишная баллада с пронзительным фальцетом Харкета и струнным квартетом, разумеется, расцветающая к финалу. Непонятно только одно: почему она пролежала в столе 17 лет?

«Butterfly, Butterfly»

Внеальбомный сингл, 2010

В 2010-м a-ha снова задумали уходить со сцены и обставили это событие финальным туром и как бы итоговой песней. «Butterfly, Butterfly» — вроде бы и очевидный прыжок (в том числе в буквальном смысле — см. конец клипа) в пошлость с риторикой «как молоды мы были» и реверансами к клипу на главный хит. Но все вопросы постепенно пропадают: оказалось, что и слезы по расчету в их случае тоже работают.

«The End of the Affair»

делюкс-издание альбома «Cast in Steel», 2015

Слушать сильно позднее творчество групп типа a-ha по обычаю считается необязательным мероприятием. Но тут другой случай: в конце концов, будучи уже сорокалетними в начале нулевых, вместо удобных ностальгических спекуляций они взяли и эффектно перепридумали себя и остались востребованными. «The End of the Affair» — вроде бы и просто красивая песня с пылким припевом (к тому же вполне типичная для поздних a-ha), а кажется, что программное заявление о бодрой сонграйтерской форме: да, мы можем оставить даже такую песню вне основного треклиста.

a-ha выступят в Москве 22 ноября в Crocus City Hall. Все билеты на концерт проданы.

35 лет норвежским романтикам: вспоминаем лучшие песни a-ha

Главной проблемой Харкета всегда было то, что он слишком сексуален для разносторонне одаренного человека, который хотел быть прежде всего музыкантом и артистом. Причем его сексуальность всегда носила естественный, а отнюдь не вульгарный или агрессивный характер, как это заведено у многих современных поп и рок-звезд (включая Джаггера, Хатчинса, Мадонну и многих других). Совсем недавно британская пресса отметила, что внешние данные и сложение, как у бога, помешали тому, чтобы Харкет был признан одним из самых выдающихся вокалистов всех времен и народов. Как могло случиться, что настолько талантливый и в общем–то популярный человек, обладающий уникальным голосом диапазоном в пять октав (подобный диапазон является большой редкостью, голос в три с половиной –четыре октавы уже принято считать уникальным) и владеющий различными вокальными техниками и умением посредством голоса выразить все чувства, что заложены в песне, не получил должного признания? Да, Харкета признавали лучшим вокалистом Европы в 80-е годы, но даже об этом мало кто знает. Подобным голосовым диапазоном среди мужчин в наше время обладал также Фредди Меркюри (которого, к сожалению, давно нет в живых), а среди женщин – Мэрайя Кэри.
Чем ближе узнаешь Харкета, тем больше удивляешься, как столько достоинств может сочетаться в одном человеке. Один из самых привлекательных мужчин настоящего времени, обладатель одного из самых узнаваемых голосов в мире, любящий отец троих детей, человек, глубоко верующий в бога, интеллигентный, сохранивший почти детскую непосредственность и, по свидетельству людей, сталкивавшихся с ним в жизни, в глубине души застенчивый. Естественно, как и любой другой человек, Харкет отнюдь не лишен недостатков. Мортен Харкет родился, рос и воспитывался в интеллигентной, религиозной семье. В юности он мечтал стать священником и, пройдя обязательную службу в армии, поступил в университет на факультет теологии. Возможно, он стал бы известным проповедником или религиозным философом, если бы не любовь к музыке. Мортен мечтал быть ярким и самобытным артистом и музыкантом.
С самого начала звездных времен в составе А-ha Мортену было тяжело с журналистами, которые постоянно задавали стандартные вопросы о будущих планах и о совершенно несущественных вещах. Им было трудно представить, что Харкет – чрезвычайно интересный собеседник, с которым часами можно говорить о философии, проблемах религии и политики. И тогда Мортен стал “профессиональным обманщиком средств массовой информации”. С тех пор его лаконичные ответы на подобные тривиальные вопросы полны сарказма и иронии. Первые попытки записать что-то вне А-ха были предприняты Харкетом еще в 1992-93 годах. Именно тогда он записывает с норвежской певицей Силье Наргард дуэт “Where You Are”, кавер-версию песни “Can’t Take My Eyes Off You” для комедии “Яйцеголовые” c участием Дэна Экройда. На протяжении девяностых Мортен записал три альбома и несколько синглов, успел засветиться в желтой прессе своим быстротечным романом с вокалисткой скандинавской группы Aqua и совершенно нескандальным разводом с женой Камиллой Мальмквист. Все эти годы он постоянно гастролировал. Порой его концерты проходили в небольших клубах, где его мощному голосу было тесно, но для Харкета это не имело большого значения. Он участвовал в различных благотворительных акциях и, конечно же, писал новые песни. И всегда вместе с ним была его реликвия – акустическая гитара – подарок Фила Эверли из легендарных “Everly Brothers”. В 1999 год планировался выход второго международного альбома Харкета, но он был отложен в связи с работой над шестым альбомом А-ha, в который вошли две песни, написанные им (“To Let You Win” и ”Thought That It Was You”).

Читайте также  Новая песня Питера Гэбриэла памяти Мохаммеда Али

Те, кто хоть раз побывал на концертах А-ha, задавались вопросом, почему на альбомах А-ha фактически отсутствуют те изумительные гитарные соло, которыми Воктор так блистает на концертах. Ответ прост. Ведь в отличие от Мортена Харкета, считающего, что самое интересное в профессии музыканта – это присутствовать в студии при рождении новых песен, Воктор предпочитает наслаждаться живыми выступлениями на концертных площадках. Одинокий волк, угрюмый и порой болезненно самолюбивый интеллектуал, и в то же время чувствительный и немного эксцентричный человек – все это Пол Воктор, справедливо названный мозгом группы. Прежде всего, он — поэт, огромное влияние на которого оказало творчество Кафки, что особо чувствуется в таких композициях как “Sycamore Leaves” и “Scoundrel Days”. Вчитайтесь в строки его песен, и вы поймете, насколько этот человек талантлив.
У каждого поэта есть своя муза. Воктор не исключение, поэтому совсем неудивительно, что речь сейчас пойдет о женщине, являющейся его музой уже более 16 лет. Пол познакомился с Лорен Савой в Лондоне еще в начале 80-х годов, и именно думая о ней, он писал такие песни как “Hunting High And Low” или “Swing Of Things”. Пол и Лорен поженились в декабре 1991 года. Интересный факт: у них была самая настоящая еврейская свадьба. Ведь Лорен — польская еврейка, родители которой эмигрировали в свое время в Америку, а Пол никогда не связывал себя ни с одной религией мира, кроме атеизма. Пол очень не любит, когда его жену сравнивают с Йоко Оно или Линдой Маккартни. Именно по его инициативе Лорен запела. Впервые слушатели услышали ее неуверенные попытки спеть на втором альбоме группы — «Lackluster me». Со временем ее вокал заметно улучшился и уже в последней работе «Savoy» голос Лорен естественно вписывается в общий замысел и более того, ее «диалог с Харкетом» можно услышать в песне А-ha «You’ll Never Get Over Me». Безусловно, и сама Лорен оказывает огромное влияние на своего мужа. Именно благодаря ей в последнее время в его поэзии стали отчетливо проступать черты минимализма. Созданная ими группа «Savoy» имеет в Норвегии репутацию стильной независимой группы. В начале 90-х именно Воктор больше остальных мечтал о такой репутации для A-ha, что было причиной некоторых разногласий в группе.
Приобретенный с “Savoy” опыт дал один немаловажный плюс — Пол, наконец, оставил все свои попытки превратить А-ha в инди-группу. Он понял, что А-ha – группа, созданная для того, чтобы собирать многотысячные аудитории на своих концертах. Одно из немаловажных препятствий к воссоединению А-ha было устранено. Магне и Мортен с энтузиазмом восприняли возможность нового сотрудничества с Полом Воктором. В этом нет ничего удивительного, ведь при всей его эксцентричности и некоторой вздорности характера, слушая такие песни как “Rain”, внезапно осознаешь, что их автор – гений.

Никогда А-ha не были бы собой, если бы в их составе не было Магне Фурухольмена, одного из самых талантливых и самобытных музыкантов в современной музыке. Это он – автор тех изумительных бэкграундов, придающих песням группы неповторимую атмосферу, это его филигранная, чувственная игра и инструментальные находки поражают даже давних поклонников. Это он все годы является тем буфером, который сглаживает противоречия между антагонистами Харкетом и Воктором, в то же самое время являясь личностью уникальной, в которой сочетаются юношеский романтизм и крайне пессимистический взгляд на мир. Присущее Магне искрометное чувство юмора не покидает его ни на минуту. На его недавней аудиенции с далай-ламой, во время которой он подарил лидеру буддистов одну из своих картин, Фурухольмен с присущими ему лаконичностью и чувством юмора заявил: “Для меня большая честь встретиться с человеком, у которого отличное от моего мнение на устройство мира и которому приходится ходить в пижаме на работу”.
Магне Фурухольмен родился в семье джазового музыканта и учительницы. Коре Фурухольмен погиб в авиакатастрофе вместе со своей группой в 1967 году, когда Магне не было и пяти лет. Это трагическое событие оставило заметный след в душе мальчика. В юные годы А-ha Фурухольмен казался просто несерьезным озорным парнем с немного нахальной усмешкой. Однако под этой маской скрывался совсем другой человек. Время показало, что он серьезный интеллектуал с пылким сердцем и сильная неординарная личность, полная внутренних противоречий, человек, остро нуждающийся в самовыражении, но, выражая себя, оказавшийся в еще большем плену, испытывая смешанные чувства любви/ненависти к тому, что желал больше всего. Человек, в итоге осознавший, что цена славы слишком высока. Когда пришел оглушительный успех, Фурухольмену не было еще и 22 лет, но уже тогда он выделялся в группе своим чувством юмора, превращая концерты в незабываемые шоу.
После нескольких лет бесконечных концертов и промо-туров наступило опустошение, и Магне, по существу натура тонкая и ранимая, полностью разочаровался в шоу-бизнесе. “A-ha были тогда чем-то вроде закрытого клуба, основанного на успехе. Это было похоже на жизнь в коконе, — вспоминает он. — В те времена меня преследовали приступы агорафобии и клаустрофобии одновременно, следствием чего были сердечные приступы, от которых, я думал, что умру. ” Именно в те годы он подумывал о наркотиках, но ему удалось устоять перед соблазном. Тогда Магне решил отобразить все свои мысли и чувства в живописи. Еще в самом начале 80-х, когда А-ha пытали счастья в Лондоне, Магне зарабатывал деньги на запись альбома, продавая свои картины. Живопись была его первой страстью еще с детства. Так что совсем не удивительно, что в 1989 году открывается его первая персональная выставка.
В начале 90-х, когда противоречия внутри группы нарастали, именно он относился к будущему группы довольно пессимистично. ”Главной причиной разногласий была вера в то, что новый хит будет спасением. Я в это не верил уже давно, так что подобная мотивация существовала только для Пола и Мортена” — рассказывал Фурухольмен в одном из интервью норвежской прессе в мае 1995 года.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что Магне Фурухольмен отличается более чем трепетным отношением к своей семье. Он познакомился со своей будущей женой – Хайди Редьорд — еще в раннем детстве, а с 1980 года они живут вместе, не давая никаких поводов для сплетен. В их семье двое сыновей, которых Магне очень любит и всеми способами оберегает от контактов со средствами массовой информации и от всех стрессов, связанных со спецификой его деятельности. Его жена – адвокат. Отвечая в апреле этого года на вопрос журналистов о том, почему при его внешних данных и огромной популярности у женщин, он ни разу так и не появился в колонках со светской хроникой и в бульварной прессе, хотя бы для того, чтобы популярность А-ha еще больше возросла, Магне удивленно ответил: “А разве стоит подобная слава того, чтобы я причинял боль человеку, который для меня дороже всех на свете?” Cейчас Магне выглядит счастливым. Вновь работая с А-ha, он ощущает себя на своем месте и оптимистично смотрит в будущее. Хотя совсем недавно у него дважды за три месяца останавливалось сердце — Фурухольмен страдает серьезной формой аритмии. К счастью, лечение, отказ от курения и растительная диета сделали свое дело: состояние его здоровья улучшилось. Сам Магне так комментирует произошедшее с ним: “Я расцениваю все случившееся со мной как дружеское напоминание о том, что мы не вечны, и не стоит тратить отпущенные нам драгоценные мгновения в пустую”.

Читайте также  Песни для гитары на одной струне

После 2-летнего молчания норвежские романтики выпустили новый альбом Analogue

A-ha: еще немного ненужной информации под конец лета

Это последние летние выходные, поэтому мне пришло в голову сделать продолжение первого поста про a-ha, который я делала ближе к началу уходящего лета этого очень странного года, ибо с тех пор я могу поделиться еще дополнительной необязательной информацией (ну а почему бы и нет, если про Меган Маркл я знаю уже кажется все, включая эпичный поход в кусты))) Тут постараюсь обойтись без таких подробностей)

Мортен Харкет, голос, внешность и харизма которого с 1985 года свели с ума сотни тысяч поклонниц и который замучился в каждом интервью отвечать вежливо на вопросы, как ему с этим живется, в школе несколько лет был жертвой буллинга. Мортен всегда был несколько странноватым и не от мира сего, и если в дальнейшем это стало частью его обаяния, то в школьные годы это превратило его в жертву издевательств.

В 2015 году Мортен участвовал в саммите, посвященном проблеме буллинга в школах Норвегии, где общался с жертвами этого жуткого явления и поделился своим неприятным опытом: «Я был аутсайдером большую часть времени. Это главное, что буллинг делает с тобой, и это сильно вредит твоей самореализации. Буллинг – это культура, и ты должен воспитывать в себе другую культуру, которая будет как можно дальше от этого». К счастью, у Мортена всегда были прекрасные отношения с родителями, братьями и сестрой, наверное, во многом это помогло ему не обрасти комплексами на всю оставшуюся жизнь и успешно реализовать свои амбиции. Как тут не вспомнить сказку про гадкого утенка) Уверена, что большинство тех, кто гнобил юного Мортена в школе, не добились и сотой доли его успехов.

Когда в середине 1980-х годов представители рекорд-лейбла увидели молодых норвежцев, как рассказывал Магне: «красивого вокалиста и двух вполне приличного вида парней», которых они до этого только слышали на демо-записях, они приняли решение в продвижении группы делать упор на их внешность. Особенно, конечно, на Мортена. Ребята очень хотели раскрутиться, чтобы иметь возможность записывать и играть свою музыку, поэтому первое время они безропотно участвовали в фотосессиях поп-журналов для подростков, легкомысленных ТВ-шоу, раздавали соответствующие интервью в стиле «ваш любимый цветок», «какие девушки вам нравятся» и т.п.

Медиа же писали про них всякую ерунду – например, что Мортен собирался стать священником (на самом деле он просто интересовался теологией и год проучился на соответствующем факультете). Все это неплохо сработало на раскрутку, но, по единодушному мнению a-ha, это закрепило за ними имидж поп-группы для девочек, который потом начал им вредить.

Да, девочки падали в обморок толпами при одном виде a-ha и ждали их после концертов часами, но серьезные музыкальные журналы и влиятельные рецензенты воспринимали их «через губу» — ну эти, которые в драных джинсах поют всякую фигню для малолетних девиц. Позднее они все признавали эту стратегию ошибочной и дружно сказали «нет» такому продвижению, но им потребовался не один год, чтобы доказать, что a-ha больше все же про музыку, чем про красивые глаза.

Феноменальный успех норвежцев в Южной Америке с рекордным для платного концерта количеством человек на концерте — 198 000 в Рио-де-Жанейро, стал неожиданностью даже для них. Их до сих пор спрашивают, каково играть для такой толпы и Магне как-то ответил, что все, что он помнит из того концерта, это велосипедки Мортена))

По их словам, в Южной Америке их сразу начали воспринимать как нормальных музыкантов, а не детскую попсу, и они высоко это ценят.

В целом же именно возможность сыграть на юбилейном фестивале «Rock in Rio» в 2015 году стала поводом к воссоединению группы.

В 1989 году на пике популярности Мортен Харкет неожиданно женился. К тому времени он, как и другие участники группы, сполна хлебнул негативных моментов своей славы в виде назойливого внимания желтых медиа и безумных фанаток, которые готовы были ночевать под окнами отеля, где жила группа, заявлялись к его родителям домой и все такое прочее, поэтому подготовка свадьбы держалась в строжайшем секрете и стала настоящим ударом для влюбленных в него поклонниц. К сожалению, у нескольких из них горе по поводу того, что мужчина их мечты женился не на них, оказалось таким серьезным, что они покончили жизнь самоубийством. Страшно, что иногда подростковый максимализм иногда принимает вот такие формы….

В отличие от Мортена, которого однолюбом при всем желании не назовешь, автор многих лучших песен a-ha Пол Воктор живет со своей женой Лорен Савой еще со времен первого громкого успеха группы, а поженились они в 1991 году. Именно Лорен вдохновила его на написание многих их шедевров. Песню Angel on the Snow он вообще написал вместо свадебной клятвы, т.к. застенчивому норвежцу проще было написать песню, чем речь. Однако, та же Лорен чуть не стала своеобразной Йоко Оно для a-ha. В 1990-х годах Пол настолько хотел все разделить с Лорен, что настойчиво предлагал сделать ее четвертым членом группы, что привело к конфликтам и обострению и так непростой ситуации в a-ha, ибо Магне и Мортен были категорически против. К счастью, Полу не удалось продавить эту идею и вместо этого он просто создал с женой отдельную группу Savoy, которая была довольно популярна в Норвегии.

Несмотря на сложные отношения внутри группы, Пол был против распада a-ha в 2010 году. Эту идею поддерживали Магс и Мортен, а Полу пришлось подчиниться. Он считал, что вместе они еще не сделали все, что могли, кроме того, как композитору ему нравилось писать песни под широкий диапазон Мортена. Для себя он такой материал писать не мог. Поэтому всего через 2 года после распада a-ha Пол связался с Мортеном и предложил ему поработать вместе над несколькими песнями. Некоторое время они даже думали сделать совместный проект на двоих, но потом решили, что новый материал слишком похож на a-ha и обратились к Магне с вопросом — готов ли он отречься от своих громких заявлений «больше никогда», которые помнили все СМИ, и присоединиться к ним или они делают все вдвоем. Магне подумал и решил, что лучше будет выглядеть дураком для СМИ, чем пропустит что-то интересное))) Изначально речь шла о воссоединении на пару лет, но потом возник один альбом, потом прекрасный акустический двойной альбом, потом турне, часть которого из-за пандемии перенеслась на следующий год. В общем, покой им только снится. В недавнем интервью Магне аккуратно намекнул, что может и новые песни напишет и, может быть, даже не только для себя. Ну-ну, посмотрим.

Читайте также  Metallica исполнила песню в супермаркете

В одном старом интервью на вопрос о целях на будущее Мортен сказал, что его цель — делать хорошую музыку и не останавливаться, а Магне — чтобы голос Мортена не скоро забыли. Ну Магне свою цель выполнил)))) Всем отличных последних выходных лета!

35 лет норвежским романтикам: вспоминаем лучшие песни a-ha

После своего выхода Hunting High and Low достиг 15-го места в чарте лучших альбомов Billboard 200. Получил 3-кратный платиновый статус в Великобритании и платиновый статус в США и Германии. Альбом занял 11-е место в европейском чарте продаж топ-100 альбомов.

Дебютный студийный альбом норвежской группы A-ha. Выпущен 28 октября 1985 года звукозаписывающей фирмой Уорнер Бразерс. Альбом имел огромный коммерческий успех, достигнув высоких позиций в чартах по всему миру, в конечном итоге был продан в количестве более 11 миллионов экземпляров по всему миру.

Альбом записан в студии Eel Pie Studios в Твикенхэме, Лондон и спродюсирован Тони Мэнсфилдом, Джоном Рэтклиффом и Аланом Тарни.

Всего было выпущено пять синглов с альбома: «Take On Me», «Love Is Reason», «the Sun Always Shines on T. V.», «Train of Thought» и «Hunting High and Low». В 1986 году группа была номинирована на премию «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель», что сделало A-ha первой норвежской группой, номинированной на премию «Грэмми».

«Take On Me» был первым синглом, выпущенным группой. Первая версия была записана и выпущена в конце 1984 года с соответствующим видео. Песня стала хитом №3 в родной Норвегии, но не попала в чарты Великобритании. Группа вернулась в студию, чтобы перезаписать песню для альбома Hunting High and Low, но и вторая попытка в Британии в начале 1985 года снова была проигнорирована.

Прежде чем выпустить свой сингл в Соединенных Штатах, группа взялась за производство нового музыкального клипа на эту песню, работая с режиссером Стивом Барроном. Баррон ранее создавал хитовые видео для Toto, Thomas Dolby, Culture Club и Michael Jackson, но видео A-ha не было похоже ни на одну из его ранних работ. Сюжетное слияние живого действия и анимации в стиле ротоскопа черпало вдохновение из анимационного фильма Паттерсона Commuter и фильма Altered States.

Инновационный клип на песню «Take On Me» впервые был показан на Бостонском музыкальном видеоканале V-66, а вскоре после этого получил интенсивную ротацию на MTV.
17 февраля 2020 года клип на песню «Take On Me» набрал 1 миллиард просмотров на YouTube. Только четыре песни 20 века достигли этой отметки — «November Rain» и «Sweet Child o’ Mine» от Guns N’ Roses, «Smells Like Teen Spirit» от Nirvana и «Bohemian Rhapsody» от Queen, что сделало «Take on Me» пятым видео за обозримый период.

Сингл дебютировал в Billboard 13 июля 1985 года и попал в первую двадцатку США и на первое место в Billboard Hot 100 в Соединенных Штатах, проведя 27 недель в чартах и став десятым синглом 1985 года. На этот раз он занял второе место в Великобритании и первое место в Норвегии. В общей сложности песня достигла первого места в 36 странах, став одним из самых продаваемых синглов всех времен в мире с почти 9 миллионами проданных копий.

Вторым синглом для большей части мира стал «The Sun Always Shines on TV «. «The Sun Always Shines on T. V.» усилил успех первого сингла в Великобритании, достигнув первого места и оставаясь там в течение двух недель в январе 1986 года. Это был хит в топ-10 почти везде, где был выпущен, за исключением Соединенных Штатов, где достиг только 20-го места и стал последним крупным хитом группы на сегодняшний день в этой стране. Сингл разошелся тиражом в 5 миллионов экземпляров по всему миру. Трек был ремикширован как танцевальная версия, которая вошла в топ-5 хитов американского танцевального чарта.

Клип «Take On Me» был номинирован на восемь премий MTV Video Music Awards 1986 года, а на третьей ежегодной церемонии 5 сентября 1986 года клип получил шесть наград, включая «Лучший новый исполнитель» и «Выбор зрителя».
«The Sun Always Shines on T. V.» была номинирована еще на три премии, выиграв две, в общей сложности восемь побед. Несмотря на то, что общее число номинаций почти удвоилось, только один другой артист на сегодняшний день выиграл столько наград MTV за один год. (Питер Гэбриэл выиграл девять в следующем году за «Кувалду » и» Большое время»).

Фотография на обложке была сделана Джастом Лумисом и в 1986 году была номинирована на премию «Грэмми» как «обложка альбома года»

Hunting High and Low удерживал титул самого высокого чартового альбома норвежского исполнителя, пока это снова не сделал норвежский дуэт Röyksopp.
Осенью 1986 года «Take On Me «и» The Sun Always Shines on TV » были номинированы на 11 премий MTV Video Awards вместе взятых и A-ha выиграла восемь из них.

JDo, Джон Доран, британский судебный репортер, журналист и редактор пишет об альбоме в альманах «1001»:

«Это норвежское трио оказалось как раз в нужном месте в нужное время, чтобы воспользоваться революцией «MTV» середины восьмидесятых. В 1985 группа «А-ha» достигла феноменальных продаж альбома благодаря передовому видеоклипу на первый сингл из альбома «Hunting High And Low» — «Take On Me». Высокохудожественный ролик, в котором рисованный Мортен Харкет выпрыгивает из страниц комикса, чтобы ухаживать за удивленной молодой женщиной, переместил их на вершину чартов «Биллборда». В песне тихое напевание Харкета без усилий превращается в страстный фальцет, несущийся по безумной волне синтезаторной нео-романтики.

Стиль оформления обложки очень характерен для того времени (художественно смазанные черно-белые фотографии, обтягивающие футболки, прически в стиле принцессы Дианы), но внутри скрыты гении поп-искусства.

Союз гитариста и основного сонг-райтера Пола «Пала» Ваактаара с классическим пианистом Магне «Магсом» Фурухолменом, а также голос и приятная внешность фронтмена, гарантировали масштабность их потенциала, не связанного лишь с одним хитом.

Альбом представил несколько хитов, включая безумный, квази-оперный поп в «The Sun Always Shines On TV» — настоящий триумф, который начался как прочувствованные стенания и выстроился в стену гармонично звенящих гитар и струнных инструментов в стиле Фила Спектора.

Другими заметными вехами были меланхоличный титульный трек и интроспективный «Train Of Thought». Несмотря на то, что к альбому «Hunting High And Low» относились с презрением ретро-роковые представители девяностых, он остается ярким, живым, выдающимся примером классики электронной поп-музыки. «

Лэйбл Warner Bros. Продюсер -несколько .
Арт-директор Jeri McManus
Страна Норвегия Продолжительность 36:39

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: