Запись музыки: какие ошибки совершают музыканты в студии?

Как записаться в студии?

Текст твоей гениальной песни плотно лег на бумагу, минус находится в стадии боевой готовности – время создавать хит. Рассказываем, как записать трек в студии и не потерпеть фиаско.

1. Ты непременно будешь волноваться. Мандраж, возникающий при пересечении порога студии, может сыграть с тобой весьма злую шутку: дыхание будет сбиваться, будут дрожать ноги, руки и голос. Не переживай, в первый раз так происходит со всеми – это нужно просто пережить. В будущем волнение пропадет, ты начнешь ловить кайф от процесса, а в студии тебя будет накрывать «микрофонная болезнь»: состояние, в котором хочется записываться снова и снова.

2. Обязательно скажи о том, что это твой первый опыт записи на студии: попроси звукорежиссера «по полочкам» разложить процесс записи.

3. «Не надо стесняться». Не бойся попросить о чем-либо звукаря: поднять голос в наушниках, перезаписать непонравившуюся часть, переделать определенный эффект и дать парочку советом по поводу «внутренностей» трека. Это нормально: это рабочий процесс, за который ты отдаешь свои деньги.

4. Составь свое видение трека. Продумай бэки, ямы, «атмосферную дорожку» и прочие фишки заранее: это сэкономит большой кусок времени и сыграет тебе на руку. Услуга записи платная и в некоторых студиях зависит от времени, проведенного в комнате для записи.

5. Если ты на 100% уверен(-а) в хитовости своего трека, то в первый раз лучше просто записать демоверсию: прийти домой, прослушать ее, проанализировать хорошие и плохие моменты и в следующий раз сделать все безупречно.

6. Запись трека – вершина пирамиды, домашние репетиции – ее основа. Привыкни к минусу своего трека, читай текст вслух, оттачивай подачу, научись свободно двигаться во время репетиций – без базовой подготовки не нужно появляться на территории студии.

7. Понятно, что текст песни должен быть выучен, однако, когда ты идешь записываться в первый раз, захвати с собой текст на носителе. Практика показывает, что в 99 случаях из 100 музыкант «стопорится» именно на тексте – в таких случаях на помощь приходят распечатки и заметки в телефоне.

8. Не уподобляйся рок-звездам 80-х, не записывайся пьяным. Не нужно думать, что бутылочка пенного поможет тебе расслабиться. Алкоголь искажает звуковое восприятие, следовательно ты будешь совершать ошибку за ошибкой. Также не жуй перед записью семечки, орехи и шоколад – эти продукты раздражают горло.

9. Задача звукорежиссера – отрегулировать микрофонную стойку, твоя задача – воспроизводить текст прямо в микрофон: не сбоку, не справа, не слева, а четко по центру, не отходя ни вперед, ни назад. Придерживайся этого правила – и звук не будет «скакать», создавая проблемы звукорежиссеру.

10. Так как ты пришел(-ла) записываться впервые, не пытайся записать трек в одну дорожку, без повторных дублей. Лучше склепать трек из нескольких фрагментов, чем ублажать свое эго, стремясь записать песню с одного дубля, попутно тратя время, деньги и нервы звукорежиссера.

11. Не рви жилы, устраивай небольшие тайм-ауты во время записи – так ты не устанешь от собственного творчества и не перегрузишь голову бесконечными повторами своего же трека.

12. Если ты отправляешься записывать инструментальный трек – замени запчасти на своем инструменте. Поставь новые струны, замени пластик на барабанах, приобрети новые медиаторы, гитарные кабели и барабанные палочки. Недостатки, кроющиеся в деталях, мгновенно проявляются в записи.

13. Профессионалы записываются вживую, играя одновременно. Новички записываются поэтапно: сначала записывается подложка трека, затем – партия барабанщика, бас-гитариста, соло-гитариста и лишь в конце – вокалиста. Такой алгоритм позволит выжать из игры каждого музыканта максимум, не смешивая общий звук в неаппетитную кашу.

14. Не опирайся на известность студии – самостоятельно рассмотри несколько вариантов и выбери лучший. Послушай треки, которые были записаны на выбранной студии, пообщайся со здешним звукорежиссером, оцени оборудование и само помещение. Помни, что в доскональной проверке нет ничего зазорного.

15. Запись трека и его сведение – это разные вещи. За сведение тебе придется платить отдельно. Поэтому заранее определись с материалом для записи. Какой смысл записывать вещи, которые не будут переработаны в полноценный трек?

Благодарим Антона Акимова (Nestanda Records), Алексея Мысливца (Bangabongoffice) и Павла Юшина (Platinum) за помощь в составлении материала.

5 ошибок, которые делают музыканты перед записью первого альбома

Вы собираетесь сделать первую запись, наконец-то всё сложилось: песни готовы, есть время, есть деньги, вы нашли студию и саунд-продюсера, с которым хотите работать. Что же может пойти не так? Много всего. Убедитесь, что единственные неприятности, с которыми вы можете столкнуться, — это простые рабочие моменты, связанные со спецификой студии и персонажа, с которым вы работаете. И чтобы не было сюрпризов, связанных с вами самими, постарайтесь избежать следующих ошибок:

1. Отсутствие концертов перед записью

Незамедлительное перемещение в студию сразу после того, как была сочинена последняя нота последней партии — не очень хорошая идея. Необходимо обязательно хотя бы несколько раз сыграть все песни, которые вы хотите записать, перед людьми. Это не значит, что нужно устраивать опрос среди публики, какая песня им понравилась, а какая нет, и что нужно поменять — дело не в этом. Но если вы достаточно чувствительны и восприимчивы к вибрациям людей, вы поймете, что «работает», а что нет, и у вас будет время на корректировки. Прыжок из репетиционной комнаты в студию звукозаписи — это как перемещение из одного мыльного пузыря в другой, а вам необходимо дать немного воздуха и простора для ваших песен посредством исполнения их вживую перед публикой.

2. Излишняя торопливость

Если вы мастер спонтанных соло и почти все сочиняете во время репетиций, то записывать вчера сочиненную песню на студии все же не стоит. Это как вливать в себя только что приготовленный кипящий суп, в то время как ему нужно немного остыть и вернуться к своему настоящему вкусу. В 99% случаев то, что было сочинено вчера и от чего вы в восторге, через две недели воспринимается совершенно иначе. Дайте песням «настояться», записывайте разные демо. Не забывайте, что альбом, помимо всех его прелестей, это определенная точка, символ пройденного этапа, итог. Вы вкладываете в это немало денег и времени, так пусть все звучит максимально приближенно к тому, как вы это хотите слышать.

3. Недостаточное количество репетиций

Каждый из участников группы должен быть максимально хорошо подготовлен. Если кто-то один во время записи упорно не может сыграть то, что должен, это очень сильно затягивает процесс. Такое иногда случается и с самыми опытными музыкантами, но чаще всего — попросту с теми, кто недостаточно хорошо проработал свои партии. Представьте, какой дискомфорт царит на студии, когда все всё отлично сыграли и вынуждены корчиться за спиной звукорежиссера в то время, как дубль за дублем один из участников не может сыграть то, что ему полагается. Если вы поровну вкладываете деньги в оплату работы студии и звукорежиссера, будьте любезны одинаково круто выучить свои партии.

Читайте также  Музыкальный стиль new wave новая волна английской и американской культуры

4. Отсутствие командной работы

Вы играете вместе концерты и вместе репетируете, и за процессом записи должны следить тоже все вместе. Представьте, что гитарист, записав две идеальных лид-партии к двум песням, идет расслабляться и просто попивает пивко в стороне, пока все остальные работают. На студии работа каждого не ограничивается ответственностью только за собственную игру — каждый должен комментировать действия каждого другого, и стараться видеть общую картину. Как только вы записали собственную партию, на время вы должны превратиться в подмастерье звукорежиссера — концентрация только на одном инструменте еще никогда не помогала песне стать лучше.

5. Слишком четкое видение финального результата

Процесс записи напряженный и захватывающий, и вы хотите получить от него самый лучший результат. Но зачастую после окончания записи у многих исполнителей возникает вопрос: «И что? Это оно и есть?!». Пост-студийная депрессия — очень распространенное явление, потому что долгое время у вас в голове звучало все кристально четко, а сейчас вы получаете немного другой результат. Это нормально. Например, все великие режиссеры в интервью рассказывают о том, что финальный результат был очень далек от первоначального замысла. Не забывайте, что песни сочиняли вы втроем (вчетвером, впятером, вдесятером), и теперь к ним добавилось видение вашего саундпродюсера. Даже если он с вами не сильно спорил, он все равно внес свое. Кстати, именно поэтому многие, возвращаясь после записи в репетиционную комнату, стараются поскорее выбросить все из головы и начинают сочинять что-то совершенно новое.

Распространённые ошибки сведения

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённые и типичные ошибки, которые допускаются при создании и сведении музыки. Естественно, всегда хочется сделать свой микс как можно лучше, подчеркнуть ту или иную партию, тем не менее, если вы не знаете общих правил и возможных типичных ошибок, вы наступите на те же грабли, на которые наступали и многие другие до вас. Похвально учиться на своих ошибках, однако воспользоваться проверенными советами — в этом мудрость. Итак, какие же наиболее распространённые ошибки при работе над музыкальной композицией:

Излишнее усердие в подавлении шума

Шумы в композиции присутствуют тогда, когда есть аналоговая запись: партии с микрофона или запись гитары в «живую». Тогда естественно, в звуковом файле будет присутствовать фон или гул. Большой или малый — зависит от карты и её характеристик, от шнуров, которыми пользовались при записи и от других факторов. Конечно, такой шум нужно вычистить, подавить.

Для этого используют те или иные модули: шумоподавители, гейты. И вот здесь, главное не переусердствовать, иначе шумов действительно не окажется, а вот первоначальные характеристики звука, скажем, тембр вокальной партии, сильно может измениться, потеряет свою глубину, насыщенность. Поэтому, здесь нужно искать компромисс. Если вокал помещается в плотную фактуру, музыкальная аранжировка насыщенная, тогда нет необходимости до основания вычищать шум. Его не будет слышно в общем миксе, а вокальная партия, поддаваемая чистке, сохранит свою тембральность.

Слишком низкий уровень солирующего голоса.

Это очень часто допускаемая ошибка звукорежиссёрами, особенно если автор, исполнитель и звукорежиссёр — одно и то же лицо. Что происходит в процессе работы над материалом?

Человек, и так хорошо знающий слова песни, или во время работы с ней — выучивает слова и начинает слышать их на подсознательном уровне. Если не учитывать этот фактор, то при сведении звукорежиссёр, знающий уже этот материал, будет понижать уровень громкости вокала. В результате — посторонний человек скажет, что не слышно слов, а тот, кто знает песню, скажет всё очень хорошо слышно. Что делать? Надо ориентироваться на слух постороннего слушателя или дать себе отдых от этой фонограммы на несколько дней, а то и неделю и затем, свежим ухом прослушать её ещё раз. Тогда ваша оценка будет объективной.

Ещё одна причина низкого уровня солирующего голоса — это стилистическая ошибка. В такой музыке, как рок предполагается посадить голос внутрь микса. А вот в поп-музыке, в песнях-балладах, наоборот — голос должен быть чуть сверху. Если не учитывать эти нюансы, можно допустить ошибку.

Слишком высокий уровень солирующего голоса

Здесь всё наоборот, в погоне за хорошей артикуляцией можно допустить противоположную ошибку — вывести солирующий голос слишком сильно. Результат — аккомпанемент будет где-то сзади, и песня будет разваливаться. Причина, может быть в неправильном стилистическом сведении или требование вокалиста — «сделайте меня погромче». В таком случае, нужно объяснить ему, что и к чему: спокойно и понятным языком.

Переизбыток эффектов.

В погоне за украшением своей композиции можно увлечься всевозможными эффектами: реверберацией, задержкой, фленджером, хорусом и в результате, микс может оказаться размытым, неясным. Один эффект будет перекрывать другой, смешиваться и не более. Здесь нужно помнить, что эффекты — это всего лишь эффекты. Что основа композиции — это текст песни, гармония, которая должна прослушиваться, мелодическая линия и ритм. Применение эффектов должно способствовать правильному размещению инструментов в пространстве. Эффекты не самоцель, они должны подчиниться общему представлению о миксе.

Неправильный уровень громкости педали

Без педали ( длинных протяжных нот) микс всегда будет пустым. Это всё равно, что насыпать в посуду всевозможных твёрдых, сыпучих, вязких, предметов, но не налить воды. Без неё посуда заполнена, но, тем не менее, пустоты ещё есть. Роль педали — замазать эти «дыры», при этом функционально, педаль — это часть гармонии. Низкий уровень педали — это нехорошо. Композиция звучит пусто.

Плохо, когда педаль звучит громко, тогда фактура становиться вязкой. Если микс сводить клавишник, который хочет подчеркнуть в композиции свои партии, то, скорее всего он вытянет наверх все свои партии, в том числе и педаль. Если клавишник с опытом и думает об общей картине, а не о себе, такой ошибки не будет.
Как же определить, какой должна быть педаль? Подобрать её уровень поначалу бывает трудно, но нужно исходить из того, что громкость её должна находиться на уровне слышимости. Если прислушаться — её слышно. Если не обращать внимания — её как будто и нет. Убери её — чего-то не хватает. Включи — сразу слышно, что она дополняет микс.

Применение слишком контрастных тембров.

Общее правило: в аранжировке должны быть подобраны тембры единого характера. Хорошо, когда изначально используется одна библиотека звуков, потому что достаточно трудно тембрально соединить звуки разных семплеров и библиотек. Для этого нужно будет обязательно заниматься их эквализацией. Поэтому, когда звуки неправильно подобраны, нет эквализации — все партии звучат, всё слышно хорошо, но всё вместе не звучит, на смешивается, как будто нет между звуками родства.

Подбирайте звуки для своей музыки.

Например, композиция, которую я представляю вам ниже, написана с помощью библиотеки семплера PSO. Только из-за того, что весь микс сделан звуками «одной природы», я сэкономил много времени при его сведении.

Читайте также  Лучшие музыкальные сервисы

Ошибки сведения глазами мастеринг инженера

Большинство музыкантов, саунд инженеров и продюсеров хорошо знают, какое значение имеет мастеринг при производстве музыкальной продукции. Как мы уже обсуждалось в предыдущих статьях, мастеринг — само по себе искусство, и лучше, если оно будет в руках специалиста.

Инженеры мастеринга могут помочь усовершенствовать проект, придать ему отполированного блеска и красоты, а вот насколько качественный будет результат в большой степени зависит от предоставленного материала. Учитывая всё это, давайте взглянем на некоторые ошибки, которые допускают музыканты, которые присылают свои записи на мастеринг.

Слишком много низких частот

Ни для кого кого не секрет, что большинство музыки делается в прожект студиях. Громкие низы, возможно, одна из самых распространённых проблем фонограмм, поступающих из домашних студий. Обычно это напрямую связано с помещением, где производится запись. Большинство таких студий не имеет хорошей акустической подготовки помещения, в них много звукоотражающих или, наоборот, звукопоглощающих поверхностей. Не всегда прожект студии используют качественные дорогостоящие мониторные колонки. В результате низкочастотный диапазон имеет неравномерную характеристику – басс грохочет или гудит. А поскольку некоторые низкие частоты в таких записях имеют очень высокую громкость, то других частот за ними становится не слышно. К тому же это приводит общему к частотному дисбалансу в фонограмме. В наших статьях Вы найдёте информацию о том, как правильно сбалансировать акустику в Вашей студии и расположить правильно мониторные колонки.

Ужасно задранные верхние частоты

В другой части спектра находятся высокие частоты, которые также значительно влияют на результат. Нормально звучащие у вас дома высокие частоты, могут совсем по-другому проявить себя в процессе прослушивания на других колонках, на большом звуке или в клубе. Самый простой совет избежать этого — умеренно и благоразумно использовать эквалайзер. Не стоит задирать на бешеное количество децибел высокие частоты – это неправильно и значительно усложняет процесс мастеринга. Постарайтесь добиться более сбалансированного звучания. Если это будет необходимо, то на этапе мастеринга, баланс высоких частот можно будет скорректировать, и поверьте, хороший мастеринг инженер сделает это корректнее и правильнее.

Свистящие звуки в вокале

Отсутствие динамического диапазона

Возможно, это одна из наиболее обсуждаемых тем в современных звукозаписывающих кругах. Приблизительно в прошлом десятилетии развернулась нешуточная борьба за максимальную громкость. Музыка становится все громче и громче. Порой эта война губит даже очень хорошие записи. Ряд звуко-инженеров из организации Audio Engineering Society (AES), а так же такие знаменитости как Боб Кац ведут активную борьбу с этим, предлагая новые стандарты измерения громкости звука . Но это уже другая история.

Если вкратце, то если сильно увеличивать громкость аудиозаписи, то обязательно возникает проблема, которая заключается в том, что происходит сжатие динамического диапазона Ваших треков. Динамический диапазон — это разница между самым громким и самым тихим участком звуковой дорожки. Послушайте, например, классическую музыку, где в некоторых моментах оркестр еле-еле слышно, а в некоторых происходит взрыв и барабан и медные духовые инструменты звучат ощутимо громко. Такую запись слушать приятно и интересно. А теперь представьте, что она будет звучать все время с одинаковой громкостью, все удовольствие от прослушивания сразу же пропадает — это и есть суженый динамический диапазон. В идеале все треки, которые Вы приносите на мастеринг, должны иметь максимум -3 db для самых громких звуков (например, барабан), в то время как остальная часть трека должна находиться в приблизительно диапазоне от -6 db до -10 db в зависимости от музыкального стиля.

Проблема же заключается в том, что присланная на мастеринг, с сильно cжатым динамического диапазоном, запись, отнимет много времени и сил у инженера по мастерингу. Ведь хороший инженер использует многополосную компрессию — улучшает басы, добавляет чистоты и ясности звучания инструментам, с использованием различных алгоритмов компрессии для различных диапазонов частот, а когда у него нету пространства для маневра, то есть достаточного динамического диапазона, то и работу свою сделать качественно он просто не сможет.

Сильно лимитированные треки

Часто многие неопытные режиссёры звукозаписи и продюсеры используют на мастер-шине плагины “все в одном” какой-нибудь “Ultra Mega Mastering Finalizer”. Используя при этом стандартные презеты, которые создают громкие, перегруженные и мутные низкие частоты, а также ядовито яркие и агрессивные верхние частоты, не оставляя никаких шансов, инженеру по мастерингу что-либо исправить в таком миксе. Такие записи приходится возвращать клиенту. Постарайтесь проконтролировать чтобы лимитеры , компрессоры или финалайзеры были отключены на мастер шине.

Вот наглядный пример, как выглядит нелимитированный трек с нормальной динамикой (есть участки тихие и громкие):

и как выглядит тот же трек сильно сжатым динамическим диапазоном (везде звучит громко из-за того что сильно лимитирован), который никак не годится для мастеринга – его просто не примут, уважающие себя студии:

Пережатая дорожка в миксе

Иногда заказчики хотят получить «очень громкий» звук, но чтобы при этом в треке сохранилась динамика. Чтобы этого добиться, надо еще на этапе сведения (до того как посылать фонограмму на мастеринг) проконтролировать динамику отдельных дорожек своей фонограммы. Бывает так, что к инженеру по мастерингу поступают в распоряжение треки с хорошим динамическим диапазоном, но, например, вокальная часть зажата настолько, что доведена почти до искажений, то в таком миксе тоже будет весьма затруднительно будет что либо сделать. Поэтому всячески старайтесь избегать чрезмерной компрессии отдельных дорожек. Лучше вообще не использовать компрессию, чем использовать ее неразумно, слишком сильно ужимая дорожки.

Нехватка панорамирования

Панорамирование — это очень простой и эффективный способ придать Вашей фонограмме немного объёмности. Если у Вас несколько гитар, синтезаторы, бэк-вокал и вы их разведете по панораме, то они уже не будут все одновременно звучать в одном пространстве строго по центру, в результате станет меньше “каши” и вы сможете более отчётливо услышать каждый инструмент. Кроме того, Вам не придётся деструктивно использовать эквалайзер или другие эффекты, чтобы выделить эти дорожки в Вашей фонограмме.

Цены на мастеринг:

Цифровой мастеринг Аналоговый мастеринг
Старая цена 1500 руб. за 1 трек 1900 руб. за 1 трек
АКЦИЯ 1000 руб. за 1 трек 1500 руб. за 1 трек

Но излишне увлекаться не стоит. Многие продюсеры склонны панорамировать все звуки подряд и даже те, которые должны находиться по центру. В результате получается беспорядочный набор звуков в фонограмме, в которой абсолютно отсутствует собранность. Ведь мы привыкли к тому, что некоторые инструменты должны звучать по центру, допустим, удары барабанов, вокал или бас, поэтому лучше их там и оставить.

Проблемы с фазой

Большинство цифровых аудиоредакторов (DAW) работают с неограниченным количеством звуковых дорожек, а компьютеры настолько мощные, что возникает стойкое желание все записывать в стерео. Да, хорошо записанная в стерео акустическая гитара, может добавить Вашей записи глубину и характерное звучание. Однако, после этого внимательно проверьте фонограмма моно-совместимость, чтобы избежать фазовых ошибок из-за плохо расположенных микрофонов. Причиной таких фазовых ошибок могут и стерео-микрофоны. Только проверив запись на моно-совместимость, вы сможете услышать, исчезают ли при этом какие-либо определённые частоты или даже целые инструменты. Бывает так, что струнная партия, бэк-вокал, широкие пэды (да все что угодно!) может полностью исчезнуть в моно звучании. Даже если Вы и в мыслях не допускали использование вашей записи в моно проигрывателях (кто сейчас слушает моно музыку?), всегда есть сотовые телефоны, ноутбуки, потолочные громкоговорители в торговых центрах и телевизоры, которые играют моно звук. Уделите минутку тому, чтобы проверить и скорректировать фазу и это избавит Вас от дальнейших проблем. Просто нажмите кнопку Мono, и посмотрите, что будет. Эти принципы также применимы относительно реверберации. Очень часто эффект холла при записи вокала полностью исчезает, если переключиться в режим моно звучания.

Читайте также  Чикагский блюз жанр музыки

Смещённые по времени дорожки

А это уже совсем никуда не годится. Если Вы присылаете на по-канальный мастеринг (или сведение) набор отдельных звуковых дорожек (барабаны, бас, гитара, синтезатор, бэк-вокал), следите, чтобы они начинались в одно и то же время с нулевой точки по шкале. Поскольку отнимает очень много времени понять, как и где у вас должен вступать определенный инструмент, иногда надо потратить несколько часов, послать несколько емайлов и сделать несколько звонков по скайпу, чтобы выяснить это. Ведь все это время работа простаивает.

Как Вы могли заметить, существует бесконечное число камней преткновения, которые портят Вашу фонограмму и задают работу инженерам по мастерингу. На самом деле их гораздо больше, чем мы могли перечислить в этой статье. Главное, как всегда, используйте Ваши уши, слушайте внимательно, и изучитетехнические требования, учитесь на ошибках, о которых мы рассказали выше, и Вы достигнете лучших результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: