Вячеслав Бутусов станет автором музыки к проекту Александринки

Вячеслав Бутусов напишет музыку к «Двум царям» по пьесе Бориса Акунина

Вячеслав Бутусов станет автором музыки к спектаклю по пьесе Бориса Акунина. Постановка будет идти в Александринском театре, сообщает «Наше радио». Проект под рабочим названием «Два царя» расскажет о двух императорах — Александре II и Александре III, сообщил руководитель Александринского театра Валерий Фокин на пресс-конференции.

— Это история про двух императоров, про двух разных довольно людей, хотя это отец и сын. Но [это два] человека, которые безумно любили Россию, были ей преданы, искали путь для развития этой страны в определенное время и в определенном контексте, — сказал Фокин.

Для Вячеслава Бутусова это будет один из первых опытов работы с драматическим театром.

Новости партнеров

Олег Газманов и Полина Гагарина названы лучшими эстрадными исполнителями года

Олег Газманов и Полина Гагарина стали лучшими эстрадными исполнителями 2021 года по данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы на сайте Центра 26 октября 2021 года. Газманов получил 19% голосов респондентов, а Гагарина — 17%.

Второе место среди певцов занял Баста (10%), третье место делят Григорий Лепс и Сергей Лазарев (по 9%), за ними следуют Леонид Агутин и Валерий Меладзе (по 8%).

На втором месте в рейтинге лучших певиц на российской эстраде 2021 года оказалась Пелагея (13%). По 7% опрошенных назвали лучшей певицей года Елену Ваенгу, Зиверт, Софию Ротару и Валерию.

— Вкусы наших сограждан существенно различаются в зависимости от возраста и места проживания, — отмечают составители рейтинга.

В частности, Полина Гагарина пользуется наибольшей популярностью у молодежи (26-34%) и среди жителей городов-миллионников (19%), Пелагея — среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (19%) и у старшего поколения (17%), а Зиверт — среди молодежи (11-15%) и жителей городов от 500 до 950 тыс. жителей (13%).

Лидер опроса Олег Газманов особенно популярен у граждан в возрасте 60+ (30%), среди жителей сел (24%) и городов с населением до 100 тыс. (22%), Баста — среди 25-34-летних (19%) и мужчин (13%), а Сергей Лазарев — среди женщин, 18-24-летних и в городах с населением до 100 тыс. (по 13%). Леонид Агутин лидирует в ответах жителей Москвы и Санкт-Петербурга (12%).

«Я хочу быть с тобой». Как Вячеслав Бутусов развелся из-за юной девушки, бросил пить и обрел веру

В конце 80-х лидер Nautilus Pompilius получил все, о чем может мечтать рок-звезда: славу, деньги, любовь публики. Однако Вячеслав Бутусов утратил способность радоваться жизни и даже хотел покончить с собой, пока не встретил 17-летнюю помощницу режиссера «Ленфильма».

Артист заключил, что Бог послал ему во спасение ангела. Девушку даже звали соответственно — Анжеликой. Вот только воссоединению с юной возлюбленной мешало одно обстоятельство: Вячеслав Бутусов был женат и воспитывал дочку…

Из каких передряг Анжелике пришлось вытаскивать Бутусова, находившегося одновременно на пике популярности и на грани суицида? И легко ли первой супруге Марине было отпустить избранника? 15 октября музыканту исполняется 60, и самое время рассказать о его борьбе с внутренними демонами, приходе к религии и семейном счастье, построенном со второй попытки.

«Скованные одной цепью»

Папа Вячеслава был строителем, поэтому в детстве семье приходилось часто переезжать из одного сибирского города в другой. Школу Бутусов заканчивал в Свердловске, там же поступил и в архитектурный вуз. Парень успел поработать по профессии и даже участвовал в проектировании станции местного метрополитена «Проспект Космонавтов». Почему же он резко сменил сферу деятельности?

«Я думаю, все из-за некого смятения, свойственного моей натуре. Мне не хватало устойчивости, и когда в нашем офисе произошел бум рок-музыки, она меня очень сильно захватила. В этом заключалась моя слабость: я полностью отдался музыке. Беседовал с папой, он отговаривал меня от ухода из архитектурной деятельности, но я не послушал. И до сих пор не уверен, правильно ли я тогда поступил»,— признавался артист.

Ситуация усугублялась тем, что еще в стенах вуза Вячеслав встретил возлюбленную Марину Добровольскую, которая тоже стала архитектором. Супруги растили дочь Анну, и вряд ли Марина воодушевилась, узнав, что муж хочет променять надежную профессию на творчество. «Такой суматошный образ жизни мало кому из близких мог принести радость, в основном это были проблемы», — отмечал музыкант.

Предпосылки к уходу в рок-н-рольную жизнь назревали давно, ведь в студенчестве Бутусов занимался самодеятельностью вместе с Дмитрием Умецким. Просто первые проекты парни не воспринимали всерьез, о чем свидетельствовали и их названия: «Али-баба и 40 разбойников», «Медный таз». Важной вехой в развитии творчества стало знакомство с поэтом Ильей Кормильцевым. С ним Вячеслав записал альбом «Разлука», сделавший Nautilus Pompilius популярным.

Группа пережила период, когда рок запрещали, а в 1989-м даже получила государственную премию. Главной наградой для музыкантов оставалась народная любовь, недостатка в которой они точно не испытывали: композиции «Скованные одной цепью», «Ален Делон», «Гуд бай, Америка!» слушатели приняли с восторгом.

Особое место в дискографии занимала баллада «Я хочу быть с тобой» — трагизм в тексте и мелодии зашкаливал, и поклонники полагали, что произведение повествовало о некой избраннице Бутусова, покончившей с собой, или же о сгоревшей в пожаре жене Кормильцева. На самом деле трек родился в период депрессии Ильи, страдавшего из-за неразделенной любви. Впрочем, самого Вячеслава суицидальные настроения все же настигли.

«Где твои крылья, которые так нравились мне?»

Популярности группы в конце 80-х — начале 90-х можно было позавидовать, но в какой-то момент успех перестал приносить Бутусову удовлетворение. Основной причиной экзистенциального кризиса стала алкогольная зависимость. Выпить артист любил еще со студенческих времен: тогда парни глушили дешевый портвейн на вечеринках, полагая, что так поступают все крутые рокеры. Потом денег и возможностей прибавилось…

«Со стороны кажется, что мы на пике славы, нам все дозволено и доступно. Но вдруг ты понимаешь, что лукавый увел тебя в темный лес, где ты будешь бродить до конца дней и пропадешь», — рассуждал Бутусов.

Музыканты ездили на гастроли, проводя в каждом городе неделю. Шесть дней они пили, а один — играли. В пьяном угаре в голову Бутусова стали закрадываться страшные мысли о суициде. К 24 годам успешный женатый артист и отец дочери дважды пытался покончить с собой. «Потому что не было наивысшей цели, понимания того, зачем человеку дана жизнь. Плюс — вся эта атмосфера, пропитанная алкоголем и наркотиками», — пояснял Вячеслав.

Артист признавался, что дошел до практически полубомжевого образа жизни, и в итоге только религия спасла его от духовной и физической смерти. Ангел-хранитель явился музыканту наяву: именно так он называл возлюбленную Анжелику Эстоеву. Девушке было всего 17, когда она познакомилась с Бутусовым в Петербурге.

Немаловажно, что за месяц до судьбоносной встречи музыкант оказался на грани гибели: после бурной вечеринки, где ему проломили череп, было непонятно, как жить дальше. «Мы встретились случайно на улице, я был в ужасном виде, прохожие шарахались. По тому, как снисходительно ко мне отнеслась Анжелика, я понял, что она точно ангел, — уточнял певец. — Супруга и дочка тогда могли стать для меня опорой, если бы я вышел из зоны мракобесия. Но мной тогда управляли другие силы, я жил не по своей воле».

«Я пытался уйти от любви…»

Союз с Мариной стремительно рассыпался. «Студенческий брак был малоосознанным, чувственным, страстным, но это не было семьей в полной мере, ведь настоящие браки свершаются на небесах, как известно», — рассуждал артист в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».

Читайте также  Музыкальный жанр House зарождение электронной танцевальной музыки

По словам Бутусова, на момент знакомства с Анжеликой они с Мариной уже были «в свободном полете»: не имели обязательств по отношению друг к другу, хотя еще не оформили развод. Сама Добровольская говорила, что их окончательно разлучил Петербург — там крутилась вся рок-тусовка, и последние три года семейной жизни Вячеслав безвылазно торчал в Северной столице. Жена бывала здесь наездами, ведь в Свердловске училась дочка.

В начале брака от крупных ссор супругов спасали откровенные беседы, но расстояние лишило пару этой возможности, а потом они утратили умение находить нужные слова и при встречах. В какой-то момент Марина поняла, что в Петербурге мужа держит не только творчество, но и муза. К примеру, однажды зазвонил телефон, и Вячеслав бросил в трубку раздраженное «Не могу, жена приехала». Добровольская промолчала, не решившись выяснить отношения напрямую.

«Понять не могла: как меня — такую красивую, умную — и променяли на другую? В последний раз Бутусов приехал домой в Свердловск, и мы общались ровно. А месяц перед расставанием вообще был как медовый. Когда же Слава уехал, я нашла в прихожей на полке от него письмо. Опять же сейчас понимаю, что в нем были правильные слова: «Марина, не хочу, чтоб ты плакала, расстраивалась и переживала зря, а хочу, чтобы ты жила своей жизнью. Я подам на развод». Развели нас очень быстро — мы и опомниться не успели: сотрудники загса увидели Бутусова и в один день все оформили. Дети даже не упоминались, хотя с ребенком только через суд можно разойтись. Славе разрешили просто написать отказную. Так 13 лет совместной жизни окончились одним равнодушным росчерком», — делилась Марина.

Со временем Добровольская простила бывшего супруга, тем более что с разницей в год и у нее, и у музыканта в их новых семьях появилось по второй дочке. Объединила с экс-мужем Марину и ситуация с Аней: подростком девочка слегла с редким недугом, поразившим иммунную систему. К счастью, врачи сумели вылечить наследницу артиста.

Благодаря Ане, подружившейся со второй семьей отца, Добровольская познакомилась с Анжеликой. На праздновании 50-летия Бутусова Эстоева подошла к Марине и призналась: она очень переживала, что из-за нее распалась первая семья музыканта. В ответ «разлучница» услышала только благодарность. «Ведь если бы Слава тогда не ушел, моя жизнь сложилась бы иначе, — рассудила Марина. — Самое главное — научиться прощать. Даже за то, от чего было мучительно больно… Строчка из песни «Наутилуса»: «Первая любовь была слепа, первая любовь была как зверь… » — прямо-таки про нас с Бутусовым. Без этого чувства не состоялось бы наше первое, наивное и дикое счастье».

«Гулять по воде»

Вторая жена спасла музыканта от алкоголизма и подарила ему троих детей. Во многом благодаря Анжелике артист пришел к вере, а музыку на знаменитую песню «Прогулки по воде» написал вскоре после рождения наследницы Ксюши — в момент, когда мужчину переполняло счастье.

В 1997-м легендарный Nautilus Pompilius распался. « Уход музыкантов из коллектива и смена составов — произошло недоразумение между людьми, — объяснял Бутусов причины произошедшего. — Мы, по большому счету, находились в растерянности на определенном этапе. И это отразилось на том, что мы прекратили существование в том виде, в котором оно было на тот момент».

Вскоре Бутусов начал сольную карьеру, выпустил новый альбом, а затем еще и снялся в эпизоде «Брата» Балабанова и написал саундтрек к фильму. В течение года артист сотрудничал с коллективом «Плато», пока не собрал собственную группу «Ю-Питер», просуществовавшую до 2017-го.

Сейчас певец выступает вместе с группой «Орден Славы», исполняя как хиты «Наутилуса», так и новые треки, и композиции на стихи великих поэтов.

Только музыкой Бутусов не ограничился: выпускал книги, устраивал выставки авторских художественных работ. И если в молодости Вячеслав не понимал, для чего существует и творит, теперь он обрел смысл жизни. «Стал читать определенную литературу, воцерковляться, так как твердо убедился в том, что чудеса есть, — резюмировал мужчина. — Пришел к выводу, что все надо делать во славу Божию, но для близких людей».

Жизнь под музыку «Нау»: легендарному рок-музыканту Вячеславу Бутусову – 60 лет

15 октября легендарному рок-музыканту, вокалисту, композитору, лидеру рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», суперзвезде 90-х Вячеславу Бутусову исполняется 60 лет. Знаменитый фронтмен второй половины 80-х и 90-х, прославившийся исполнением песен «Я хочу быть с тобой», «Гудбай, Америка», «Прогулки по воде», «Эта музыка будет вечной», «Скажи мне, птица» и многих других, Вячеслав Бутусов – это безусловно явление в отечественном роке. В честь дня рождения музыканта рассказываем о его творчестве, жизни, семье и об отношении к миру.

Сейчас Вячеслав Бутусов живет в городе Пушкине Ленинградской области. Он производит впечатление человека основательного, невозмутимого, почти флегматичного, избегающего светских мероприятий. В его прошлом – миллионные залы, всей живой массой колышущиеся в такт его песням, невероятный всесоюзный успех, восхищенные лица поклонников. А начиналось все в Свердловске (сейчас Екатеринбург), где Вячеслав Бутусов учился в Архитектурном институте.

23 ноября 2017. Музыкант Вячеслав Бутусов во время выступления на юбилейном концерте Nautilus Pompilius – 35 лет! в концертном зале Крокус Сити Холл. Артем Геодакян/ТАСС

От студенческой группы до легенды отечественного рока

Родители рок-звезды встретились под Красноярском, куда они приехали по комсомольской путевке – возводить гидроэлектростанцию. Это было время невероятного народного подъема, и Бутусов вспоминал, что жили они хоть и бедно, но словно на одном дыхании – в мечтах о светлом будущем, которое строили своими руками. На фотографиях из детства именно такие лица родителей и их друзей – одухотворенные, счастливые.

Семья много переезжала, Бутусов-младший успел поучиться в Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске. Школу он окончил уже в Свердловске. В детстве он увлекался хоккеем и ходил в художественную школу, куда определила его мама. Она же поспособствовала и увлечению музыкой: Надежда Константиновна работала в филармонии, и Юрий бывал на концертах всех популярных советских исполнителей того времени. Первыми отечественными рокерами, которых Бутусов услышал вживую, была группа Александра Градского «Скоморохи». Он рассказывал впоследствии, что музыканты вызвали настоящий шок у публики, выйдя на сцену со взъерошенными волосами и в странной одежде. В старших классах родители подарили сыну гитару, он понемногу стал сочинять свою собственную музыку и даже сколотил школьную группу «BIGVIRUS».

Поступив в Архитектурный институт, Вячеслав встретил там родственную душу: его сокурсник Дмитрий Умецкий всерьез увлекался роком, почти в совершенстве владел английским языком, а его коллекция зарубежных пластинок открыла Бутусову целый мир. Молодые люди, вооружившись гитарами, стали играть по вечерам, подбирая то, что им было под силу. Предпочитали The Rolling Stones, The Beatles и Led Zeppelin. Из отечественных групп – «Машину времени» и «Воскресенье». Затем стали записывать собственные песни. Третьим в группе стал барабанщик Игорь Гончаров, которому уже случалось выступать на танцевальных площадках в Челябинске.

В 1982 году Вячеслав Бутусов вместе с Дмитрием Умецким основал группу «Наутилус Помпилиус». Точнее, изначально группа называлась «Али-Баба и сорок разбойников», но это имя не прижилось. Название «Наутилус» появилось благодаря звукорежиссеру, подкинувшему эту идею. Правда, в 1984-м стало известно, что существует московский коллектив под тем же названием. Поэтому во избежание недоразумений свердловские музыканты добавили к своему названию уточнение «Помпилиус».

Выступление группы Наутилиус помпилиус. Солист – Вячеслав Бутусов. Фото Александра Шогина и Александра Чумичева Фотохроника ТАСС

Автор текстов группы, поэт и переводчик Илья Кормильцев назвал эту находку «прекрасной в своей абсурдности». В сопроводительной записке, приложенной ко второму альбому группы «Наутилус Помпилиус», музыканты написали: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Позже поклонники группы стали сокращать ее название до «Нау».

Состав коллектива неоднократно менялся. Молодые люди приглашали играть профессиональных музыкантов, экспериментировали с включением разных музыкальных инструментов. Широкую известность коллектив получил после выпуска пластинки «Разлука» в 1987 году.

Читайте также  Музыкальные лейблы для начинающих: необходимые знания

Изменениям подвергался также и музыкальный стиль группы. В самом начале «Наутилус» играл хард-рок, а потом в творчестве группы проявилось влияние многих других направлений рок-музыки. Таких, как альтернативный рок, постпанк, готик-рок, арт-рок, симф-рок, глэм-рок, фолк-рок и другие направления.

Специалисты считают, что русский рок в целом и группа «Наутилус Помпилиус» в частности стали заметным явлением в отечественной культуре 1970-1990-х годов в первую очередь за счет своей текстоцентричности. Именно тексты привлекали к русскому року многочисленную публику, увидевшую в словах лидеров большинства широко известных групп – и в том числе «Наутилуса Помпилиуса» – выражение собственных мыслей и чувств. Кстати, как ни удивительно, по той же самой причине интерес к русскому року был утрачен. Нынешняя молодая аудитория гораздо менее ориентирована на текст, особенно сложный, стихотворный, которым песни многих отцов-основателей отличаются до сих пор.

На фоне современных ему групп «Наутилус» обладал, пожалуй, одними из самых непростых с точки зрения стихосложения тексами песен. И это неудивительно: до распада группы в 1997 году «текстовиком», то есть автором слов практически всех песен был замечательный поэт Илья Кормильцев. Именно тексты Кормильцева сыграли основную роль в том, что «Наутилус Помпилиус» быстро набрал популярность у поклонников русского рока. Об этой роли свидетельствует и тот факт, что группы, создаваемые лидером «Нау» Вячеславом Бутусовым после 1997 года, уже не могли похвастаться столь качественными текстами, а потому проигрывали и в популярности.

Нью-Йорк. Вячеслав Бутусов, солист уже распавшейся популярной группы Наутилус-Помпилиус, приехал на гастроли в США. Он дал два концерта в Нью-Йорке, которые состоялись в клубе Ирвинг. На снимке: Вячеслав Бутусов во время концерта. Фото Илоны Колесниченко ИТАР-ТАСС

Вся дискография «Наутилуса» насчитывала 16 номерных альбомов и шесть концертных изданий. Альбомы группы были невероятно популярны вплоть до 1997 года, когда группа после концерта «Последнее плавание» в концертном зале «Россия» и прощального гастрольного тура по стране прекратила свое существование.

История группы – это настоящая жизнь, со своими сложностями и переменами, романтикой и страстями. Десятки записанных хитов, любимых тысячами людей по всему миру, эмоции и воспоминания, которые навсегда остаются в сердцах тех, кто жил в то время под музыку «Нау».

«Ю-Питер» и поиски нового звучания

Ко времени распада группы Вячеслав Бутусов уже давно переехал в город Пушкин Ленинградской области, где он живет и по сей день.

Он расстался с первой женой, в браке с которой прожил целых 13 лет, и женился во второй раз. В одном из своих интервью его первая жена Марина вспоминала: «Тогда я понять не могла: как меня – такую красивую, такую умную – и променяли на другую? В последний раз Бутусов приехал домой в Свердловск, и мы общались ровно. А месяц перед расставанием вообще был как медовый. Когда же Слава уехал, я нашла в прихожей на полке от него письмо. «Марина, не хочу, чтоб ты плакала, чтобы расстраивалась и переживала зря, а хочу, чтобы ты жила своей жизнью. Я подам на развод». Развели нас очень быстро – мы и опомниться не успели: сотрудники загса увидели Бутусова и в один день все оформили». О своей второй жене Анжелике, которой было всего 18 лет, когда они встретились, Бутусов рассказывал так:

«Я пребывал в каком-то газообразном состоянии и материализовался только тогда, когда произошла эта встреча. И вся моя жизнь, оказывается, была предуготована для того, чтобы я материализовался в тот момент, когда мы с ней встретились».

После роспуска группы Вячеслав Бутусов несколько лет занимался сольной карьерой, записал альбом «Овалы». Также он принял участие в нескольких проектах, в которых тесно общался с музыкантами группы «Кино», распавшейся после смерти ее лидера Виктора Цоя, в особенности с экс-гитаристом группы Юрием Каспаряном. В этом общении родилось столько креативных идей, что предложение о создании новой группы было логичным и естественным. Так появилась группа, которую назвали «Ю-Питер».

Тверская область. 8 июля. Лидер группы Ю-Питер Вячеслав Бутусов во время выступления на первом ежегодном рок-фестивале Эммаус-2007. Фото ИТАР-ТАСС Антон Тушин

Официальная дата создания группы – 11 октября 2001 года. В этот день коллектив был представлен, и весь 2002 год группа гастролировала по стране и ближнему зарубежью, исполняя песни из репертуара «Кино» и сольных проектов Бутусова.

Объединение традиций двух легенд русского рока – «Кино» и «Наутилуса» – было очень интригующим. Может быть, поэтому ожидания от творчества новой группы были завышенными. Новую группу все время сравнивали с ее предшественниками, критиковали и снова сравнивали, называя «Ю-Питер» «25%-м раствором «Наутилуса».

Музыканты осознанно уходили от старого звучания, вплели в жанровую рок-стилистику много живых инструментов, ввели тонкую аранжировку, наполнили мелодикой и иносказательным смыслом. В первом альбоме группы было много электронной музыки, а некоторые треки вообще звучат в ритме поп-рока. Бутусова стали критиковать за уход от концептуальности. А коллеги по цеху и вовсе назвали творчество «Ю-Питера» «откровенной попсой».

Следующий альбом «ю-питерцы» выпустили только через четыре года, в 2008-м, намеренно сделав его мрачновато-лаконичным. Он назывался «Богомол» и вызвал больше благосклонных отзывов. Затем группа обратилась к культуре хиппи и вытащила на поверхность новые песни, написанные Бутусовым и Каспаряном на неизвестные до того стихи Виктора Цоя. Альбом назывался «Цветы и тернии». Всего за 15 лет существования группы «Ю-Питер» было выпущено пять альбомов. В 2017 году музыканты «Ю-Питера» завершили свою совместную деятельность.

Москва. 9 декабря. Лидер группы Ю-Питер Вячеслав Бутусов (справа) на презентации нового альбома Цветы и Тернии в клубе Arena Moscow. Фото ИТАР-ТАСС Александра Мудрац

Сейчас Бутусов так говорит о своем творчестве: «Мне бы хотелось, чтобы мои тексты были наполнены символами, как, например, фламандская живопись. В ней нет ни одного объекта, который нарисован просто так – каждая метла в углу символизирует определенный сценарий. Желаю, чтобы и мои тексты были так же символичны и полезны».

Кстати, что касается изобразительного творчества, Бутусов никогда не оставлял и его. Рисунки рок-музыканта стали частью концертного видеоряда группы «Ю-Питер», он открыл виртуальную галерею художественных работ, в Екатеринбурге состоялась его персональная выставка.

В 2000-х Вячеслав Бутусов взялся и за литературное творчество. Он написал книги «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания» (совместно с Николаем Якимчуком) и «Архия», которую сам же и иллюстрировал.

Сейчас в дискографии артиста 25 альбомов. Помимо множества песенных хитов, Бутусов написал также музыку к кинофильмам «Брат», «Жмурки» и «Игла Remix». Вячеслав Бутусов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Россия. Москва. 18 декабря 2008 г.. Солист группы Наутилус Помпилиус Вячеслав Бутусов во время выступления на концерте, посвященном 25-летию группы, в СК Олимпийский. Фото ИТАР-ТАСС Максим Шеметов

Когда-то Илья Кормильцев сказал о группе «Нау»: «Эта музыка будет вечной», и эти слова стали пророческими. В честь своего юбилея в ноябре легендарный рок-музыкант вновь выйдет на сцену, презентует свой новый альбом «Аллилуйя» и сыграет песни группы «Наутилус Помпилиус» в новой аранжировке.

Вячеслав Бутусов: в любой момент я могу объявить себя группой Nautilus Pompilius

Рок-музыкант — о подготовке к 35-летию музыкального коллектива

На фестивале «Нашествие» состоится премьера новой концертной программы Вячеслава Бутусова , посвященной 35-летию группы Nautilus Pompilius. Борис Барабанов поговорил с экс-лидером Nautilus Pompilius и «Ю-Питера» о том, кто выйдет с ним на сцену в новой программе и как будут звучать всем знакомые песни.

Читайте также  Почему людям нравится электронная музыка?

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ / купить фото

— Слава, в марте ты распустил группу «Ю-Питер». Она для этой программы не подходила?

— 15 — мистическая цифра в моей жизни. 15 лет с «Наутилусом», 15 лет с «Ю-Питером». Дело не в том, что группа «Ю-Питер» не подходит для этой программы. Ситуация с распадом «Ю-Питера» назрела довольно давно. Вопрос был только в том, стоит ли мне какое-то время пожить одному или нужно набирать новый коллектив.

— « Пожить одному» — это значит выступать в формате творческих вечеров, одному с гитарой?

— Я был на одном из таких твоих вечеров недавно. На сцене было место для второго музыканта и вторая гитара. Ими так никто и не воспользовался.

— Вторая гитара — это гитара ангела-хранителя. А если серьезно, то иногда из зала выходят люди, чтобы подыграть, подпеть или же даже спеть самим. Ну и запасная гитара под рукой никогда не помешает. В последнее время такие концерты были для меня своего рода отдушиной, на время, пока мы репетируем новую программу. Мои основные планы связаны с созданием новой музыки, записью новых альбомов. Да, 35-летие — круглая дата. Но тот новый коллектив, который сейчас сложился, в большей степени призван реализовывать мои текущие идеи. В нашей группе сейчас три относительно молодых музыканта. Это московский барабанщик Денис Маринкин, который играл с Земфирой, это бас-гитарист Руслан Гаджиев, тоже москвич, и питерский сессионный гитарист Слава Суори. Я жду того момента, когда мы наконец уже засядем в студию и будем записывать новые песни. А пока нас ждет первое серьезное испытание для этой группы — фестиваль «Нашествие». Мы очень волнуемся.

— Классический «Наутилус Помпилиус», как мы помним,— это нередко аранжировки с клавишными, с саксофоном. Судя по составу музыкантов, которых ты перечислил, для программы, посвященной 35-летию группы, будут сделаны новые аранжировки.

— Техника сейчас позволяет расширить палитру как угодно, не привлекая для этого отдельных музыкантов. Те, кого я перечислил,— это костяк. Но наутилусовские песни в этой программе, безусловно, будут звучать не так, как на альбомах. Для того чтобы песня прозвучала так, как на пластинке, записанной в студии Аллы Борисовны Пугачевой, нужно вернуться в те времена, в то же место и с теми же музыкантами. Мы не преследуем цели в точности воспроизвести этот звук. На начальном этапе работы с новой группой мы позволили себе осуществить кардинальную переработку некоторых песен. Когда огонь немного угас, мы посмотрели на них более трезво и благоразумно. Кроме того, мы включили в программу песни, которые не звучали со сцены очень давно, лет двадцать. Например, такие песни, как «Казанова», «Синоптики» или песня «Доктор твоего тела», которая вообще очень редко исполнялась на концертах.

— Осенью планируется твой большой сольный концерт, посвященный 35-летию «Наутилуса». Его ты тоже будешь играть таким скромным составом? Или же можно предположить, что, например, для песни «Казанова» ты пригласишь саксофониста Алексея Могилевского?

— Последние несколько лет я стараюсь сотрудничать только с теми людьми, с которыми нахожусь в контакте. Попытки воссоздать «Наутилус Помпилиус» в какой-то форме, близкой к классической, уже имели место, в том числе и когда-то на «Нашествии». Это был полезный опыт. Это тяжелый процесс. Он требует больше времени, нежели просто неделя репетиций перед концертом. Мы разобщены, все эти соединения давно расклеились. При всем моем уважении к музыкантам группы «Ю-Питер», с которыми мы работали 15 лет, в том числе к гитаристу Георгию Каспаряну, которого я считаю одним из самых выдающихся гитаристов, по крайней мере нашей страны, но даже внутри этого коллектива связи расклеились, то, что нас соединяло, ослабело. Что уж говорить о «Наутилусе Помпилиусе».

— Хорошо, но хотя бы в качестве гостей на такой концерт ты можешь пригласить Дмитрия Умецкого, Алика Потапкина, Игоря Копылова, тех, кого поклонники группы отлично помнят.

— В качестве гостей в зале? Ради бога! Мы же помимо концертов готовим выпуск коллекционных изданий виниловых пластинок и компакт-дисков. Это будут дополненные и усовершенствованные издания. Над ними работают художник Александр Коротич и коллекционер Евгений Гапеев. Так вот мы надеемся, что эти издания мы подарим всем многочисленным участникам группы, которые играли в ней в течение всей ее истории. Если же говорить о концерте, в котором все бывшие участники, способные к сценической деятельности, вышли бы на сцену, то пока нам это не под силу. Его нужно готовить не меньше года. Хотя его можно было бы представить себе, скажем, на какое-нибудь 50-летие группы.

— Ты представляешь себе ситуацию, когда ты звонишь Дмитрию Умецкому и приглашаешь его на концерт, посвященный 35-летию «Наутилуса Помпилиуса»?

— Я вполне могу это сделать.

— Ты можешь вести концертную деятельность под названием Nautilus Pompilius?

— Этот вопрос неоднократно поднимался. Этот бренд никому не принадлежит. В любой момент я могу объявить себя группой Nautilus Pompilius. Я этого не делаю по этическим или по внутренним, человеческим соображениям.

— Кто зарабатывает сейчас на авторских правах на песни «Наутилуса»? В большинстве случаев это, вероятно, ты и наследники Ильи Кормильцева?

— Если мы говорим об авторах музыки и стихов, то это так. Но основной заработок — это не авторские отчисления, а концерты.

— Ты можешь представить себе ситуацию, когда ты живешь только на доходы от авторских отчислений, как это происходит с рок-музыкантами твоего уровня в других странах?

— Нет. В нашем случае я воспринимаю это со смирением и кротостью. Как я понимаю, этот процесс в нашей стране — это такой масштабный аферизм. Мы даже не представляем себе, какого масштаба там распределяются авторские средства. Я могу это только предполагать.

— В этой сфере сейчас происходят реформы. Ты это чувствуешь?

— Пока нет. Хотя какая-то информация периодически до меня доходит и я очень надеюсь, что эти изменения произойдут в здоровую сторону.

— Все концерты «Наутилуса Помпилиуса», на которых я был, проходили на Украине. Правильно ли я понимаю, что сейчас у тебя нет возможности туда ездить?

— Видимо, так. Судя по всему, въезд на Украину мне закрыт из-за того, что я приезжал в Симферополь в составе делегации Санкт-Петербурга. Симферополь и Санкт-Петербург — города-побратимы. В Крым с концертами я езжу без малого 30 лет. Для меня в отношениях с Симферополем ничего не изменилось. Это такие основательные вещи в моей жизни, ну, как природа, например. Что может изменить мои отношения с природой или с конкретным деревом по имени дуб, если сложится новая политическая ситуация? Ничего. К Симферополю я отношусь с юношеской любовью и не вижу ничего противоестественного в том, что я туда съездил и сыграл концерт. Крым — это воспоминания детства и юности, все остальное — это политика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: