Триоль в музыке

основы нотной грамоты. триоли. урок 5. Kelly Paletta

В рамках этого урока мы попытаемся исследовать мир триолей. Для начала оглянемся немного назад. Помните таблицу с основными длительностями нот из урока №1? Таблица показывает соотношения длительностей шестнадцатых, восьмых, четвертных, половинных и целых нот. Мы разобрались с тем, что на одну четверть могут приходиться две восьмые ноты, а время звучания половинной ноты равняется времени звучания двух четвертей и т.д. Посмотрим на эту таблицу еще раз:

Но что если вам захочется разделить на нечетную группу нот? К примеру, надо сыграть три ноты в течение времени, занимаемого двумя восьмыми? Сыграть это, например, шестнадцатыми не удастся. Данная концепция соотношения длительностей не подразумевает деления ноты на группу, состоящую из трех, пяти, шести или семи нот. Для того, чтобы записать нечётные группы на нотном стане, нужна другая система группировки, искусственно созданная.

Группа из трех нот равной длительности, равных по общей длительности двум нотам такой же длительности называется триолью. Накладываемая по времени на две восьмые группа из трех восьмых нот — восьмые триоли. На рисунке № 2 показано как записывается такая группа длительностей.

Цифра «3» над группой нот означает, что это триоль, то есть данные три ноты играются в промежуток времени, занимаемый двумя нотами того же написания (в нашем случае восьмушки). Как звучат триоли? Помните первое барабанное заполнение в хите группы The Clash “London Calling” или в конце песни Peter Gabriel “The Rhythm of the Heat”? Это и есть триоли.

Для счёта триолями наш счет шестнадцатыми (1 e & a, уан и энд а, или в русском варианте раз та и та) не подходит. Удобно пропевать про себя ритм вальса. Мы будем использовать такой счёт:

Иногда группа восьмых триолей содержит паузу. Например так:

Теперь коснемся триолей длительностью в четверть. По аналогии – группа из трех нот (триоль) занимает время звучания двух четвертей. Самая последняя фраза в песне «Twist and Shout» в варианте The Beatles сыграна именно этими длительностями. На рисунке показано, как соотносятся четвертные триоли с используемым нами счетом:

Иногда четверти и восьмые группируются в одну триоль. Выглядит это следующим образом:

А теперь попробуйте сыграть небольшое упражнение для малого барабана, включающее четвертные и восьмые триоли.

Несколько грувов разных стилей, содержащие восьмые триоли.

И на десерт небольшое соло для ударной установки.

Что такое триольные ноты, и как их играть

Прежде чем приступать к изучению нот для фортепиано, а в частности, триолей, необходимо понять закономерную последовательность соотношений между звуками разных длительностей. По железным правилам нотной грамоты целая нота делится (состоит) из двух половинных нот, то есть, длительность их звучания равное по времени одной целой. Здесь просматривается некоторая тенденция: любая нота, не важно, четвертная или целая, будет делиться на четное количество более коротких по звучанию нот. Например, целая может также делиться на четыре четвертных или одну половинную и две четверных – это не важно, главное, чтобы в сумме все эти звуки давали ее длительность.

Что такое триоль

Но иногда появляется необходимость поделить их на группу, состоящую из нечётного количества звуков? Как сделать так, чтобы за время звучания двух восьмых сыграть три ноты? Шестнадцатыми сыграть не получится. Для подобных целей и придуманы альтернативные деления, такие как: триоли, септоли, квартоли и т.д. Сегодня рассмотрим самый распространенный вид нестандартного деления – триоли.

Триоли – группа, состоящая из трех звуков. Целью этого соединения, является создания группы из трех нот, равную по звучанию двум нотам той же длительности. Союз трех звуков равных по длительности звучания двух четверных, называются четвертными триолями. Обозначаются триольные ноты квадратной скобкой и цифрой «3».

Как их играть

Группа из восьмых триолей будет занимать одну долю в такте размера 4/4 (четыре четверти), а если таких групп в такте четыре, то каждый удар метронома будет припадать на первый звук каждой триольной группы. Удобней всего считать триоли, напевая ритм вальса.

Если разбить такт на четвертные триоли (то есть два триольных соединения на такт), тогда ритм немного смещается. В этом случае стуки метронома будут приходиться не только на первую ноту, но и между второй и третьей.

Тренировать нестандартные деления лучше всего под метроном, особенно, если вы новичок. Во время игры старайтесь акцентировать первый звук каждого соединения, выделяя его более громким извлечением.

Как мы видим, в случае восьмых триолей удар только на каждый первый звук в группе, а четвертных – на первый и между вторым и третьим.

Возможные виды триольных соединений

С паузами. В этом случае, вместо одной из нот в соединении может встретиться пауза.

С разными длительностями звуков.

Возможны также смешанные виды, когда в одной группе присутствуют сразу, к примеру, четвертная и восьмая или ноты с точкой.

Изучить триоли обязательно каждому музыканту, так как они встречаются довольно часто и играют немалую роль в написании сложных замысловатых композиций.

Значение слова «триоль»

ТРИО́ЛЬ, -и, ж. Муз. Особая ритмическая фигура из трех нот, равная по длительности двум обычным нотам того же написания.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Трио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Возникает в случае, когда временно́й интервал, в текущем размере занимаемый двумя нотами, необходимо разделить на три равные части. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности, или две ноты вдвое меньшей длительности, и т. п.

В нотной записи над триолью ставится цифра 3 над (или под) группой нот, объединённых общей чертой либо квадратной скобкой за неимением общей черты (пример: четверть + восьмая в контексте триоли).

В классико-романтической музыке триольное деление — наиболее распространённый способ особого («иррационального») деления ритмических длительностей.

ТРИО’ЛЬ, и, ж. [от фр. triolet] (муз.). Ритмическая фигура из трех нот, вместе равных под длительности двум нотам той же долготы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

трио́ль

1. муз. трёхдольная ритмическая музыкальная фигура в музыке двухдольного размера; группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности ◆ Триоли иногда применяются в праздничных звонах, они разнообразят и украшают ритмический поток музыки. Александр Ярешко, «Возрождаем искусство звонарей», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)

Читайте также  Музыка для релаксации

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мотаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Триоль в музыке

Переход в новый темп в середине произведения — довольно смелый ход. Тем не менее он часто употребляется в музыке. Чаще всего это делается через фермату, в местах без определенного темпа, после расслабляющего затишья. Однако я искал способ перейти в новый темп во время активной и ритмичной части произведения, причем желательно было сохранить плавность перехода. И мне кажется, что это у меня получилось. Точнее я нашел не способ перейти в новый темп, а нашел сам темп, в который можно перейти весьма плавно. Как показала практика, если сразу начать объяснять его суть без должной подготовки понятийной почвы, то можно с большой вероятностью столкнуться с непониманием. Поэтому, для начала, вспомним кое что из музыкальной теории и немного поразмышляем.

С первого класса музыкальной школы мы знаем, что длительности нот «размножаются делением». Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на две восьмые. Восьмая нота в два раза короче четвертной. Восьмыми нотами можно играть в два раза чаще, чем четвертными. В два раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в два раза быстрее — значит в два раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в два раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы восьмая . Было бы забавно, если бы вместо деления нот на более мелкие, мы ускоряли бы или замедляли темп в несколько раз. Тогда все ноты были бы четвертными, но в разных темпах. Хорошо, что нам не пришлось привыкать к такому восприятию ритмов! Однако, немного пофантазировав таким образом, будет значительно легче понять то, что я хочу рассказать. Но перед этим нужно разобраться с некоторыми определениями.

Триоль — группа из трёх нот равной длительности, в сумме равная двум обычным нотам. Обратите внимание, что в данном определении триоль — это группа нот. Но как тогда назвать одну ноту из этой группы? Допустим, что дана триоль из трёх восьмых нот. Каждую восьмую ноту в отдельности я буду называть «триольная восьмая нота». Если триоль состоит из трех четвертных нот, то я буду называть каждую из них «триольной четвертной нотой».

Помните, в начале рассуждений мы делили четверть на две части? Попробуем же теперь разделить на три. Происходит это совершенно аналогично. Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на три триольных восьмых ноты. Триольная восьмая нота в три раза короче четвертной ноты. Триольными восьмыми нотами можно играть в три раза чаще, чем четвертными. В три раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в три раза быстрее — значит в три раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в три раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая .

Что-то мне не нравится в этой фразе. Почему вдруг четверть длится столько, сколько триольная восьмая? Почему не триольная четверть? Вопрос : как нам изменить темп, чтобы «триольная восьмая» в этой фразе заменилось на «триольная четверть».

Как всегда, всё очень просто. Снова возвратимся знакомому шаблону рассуждений лишь с небольшими изменениями. Триольная четвертная нота в два раза длиннее триольной восьмой. Триольными четвертными нотами можно играть в два раза реже, чем триольными восьмыми. В два раза медленнее. Что значит медленнее? В более низком темпе? Да, в два раза медленнее — значит в два раза меньшем темпе. Теперь нам ясно, как ответить на поставленный выше вопрос . Ответ : нужно уменьшить темп в 2 раза.

Теперь наша фраза звучит приятнее: четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть . Между прочим, если заменить в этой фразе слово «четверть» на название любой другой длительности, фраза останется верной! Попробуем это сделать:

Четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Восьмая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Шестнадцатая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная шестнадцатая.

Да это же закономерность! Вот как это записать в общем виде:

Обычная нота будет длиться столько, сколько длилась бы одноименная триольная нота .

Вспомним, что мы для этого сделали?

1. Сначала был увеличен темп в 3 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

2. Затем был уменьшен темп в 2 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Умножить на три, разделить на два. То есть умножить на полтора! Наконец, мы можем перейти к главному определению:

Триольный темп — это такой темп, при переходе в который любая обычная нота станет длиться столько, сколько длилась бы в исходном темпе одноименная триольная нота. Триольный темп всегда в полтора раза больше исходного.

ПРИМЕР ПЕРЕХОДА В ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП

На рисунке приведен простейший пример перехода в триольный темп. Исходный темп равен 120 четвертям в минуту. Вычислим триольный (по отношению к исходному) темп:

ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП = ИСХОДНЫЙ ТЕМП * 1.5 = 120 * 1.5 = 180 четвертей/минуту.

Первые условные два такта обычных четвертей показывают, что произведение идёт в своём обычном темпе, обычном ритме. Далее, в ритмическом рисунке появляются триоли. Так продолжается два такта. Прямоугольниками очерчены группы по 4 триоли. Тем самым показано, что этот ритмический рисунок можно воспринимать двояко:

1. В первом случае это просто два такта триолей в исходном темпе , которые без каких либо нестыковок вписываются в привычное восприятие музыки слушателем.

2. С другой стороны, это три такта четвертей в триольном темпе !

Эта двойственность является как бы мостом между двумя темпами, и обеспечивает плавный переход! Далее, 5 и 6 такты условно показывают, что мы изменяем темп на триольный и произведение продолжается в нём. Обратный переход в исходный темп осуществляется в обратном порядке с использованием той же двойственности.

В заключении, предлагаю послушать аудиопример — небольшую композицию, которую я написал для демонстрации перехода в триольный темп. На мой взгляд, переход напоминает шаг, переходящий в бег.

Эта запись была опубликована 14.06.2010 в 23:02. В рубриках: Музыкантам. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: