Рок-музыка в Китае

Яогунь, или Рок в Китае

Лидер заслуженной китайской рок-группы P.K. 14 Ян Хайсонг рассказал о том, как трудно было рокеру в Нанкине и чем он обязан Виктору Цою

Рок в Китае называют «яогунь» — yaogun, и появился он не так давно — в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь, местный Боб Дилан и Джон Леннон в одном лице, исполнил знаменитую песню «Ничего нет», ставшую гимном студенческих волнений конца восьмидесятых. Кстати, Цуй Цзяня можно назвать и китайским Цоем, потому что по отцу он — кореец.

Заслуженная китайская группа P.K. 14, собравшаяся в 1987-м, играет рок, похожий на русский и чем-то обязанный Виктору Цою. Несмотря на то что молодые китайские музыканты почти поголовно переключились на английский, для участников P.K. 14 по-прежнему важно в песнях послание — тексты, которые лидер и вокалист группы Ян Хайсонг, в жизни похожий на тихого учителя географии, кричит на мандаринском языке. Для его поколения, нынешних 30-летних и 40-летних, рок был верой, которую они не могут предать. Познакомившись с Яном Хайсонгом во время фестиваля Vladivostok Rocks, ДЕНИС БОЯРИНОВ записал его рассказ о новом альбоме «1984», записанном P.K. 14 со знаменитым саунд-продюсером Стивом Альбини, и о прошлом и настоящем яогуня. Судя по его рассказу, у китайского рока и русского времен его расцвета в 1980-х очень много общего.

Первая волна рок-музыки поднялась в Пекине и Шанхае в начале 1980-х. Стали появляться китайские группы, которые были преимущественно хеви-металлические. Я начал слушать китайский рок где-то в 1983-м — тогда мне было 20 лет. Я ловил эти группы на радио. Тогда же стали появляться кассеты, на которых записывались западные группы. Кассеты были дешевы, и на них можно было найти любую музыку. Они расходились из рук в руки. Мы многому научились благодаря этим кассетам.

Когда я начал играть на гитаре, я стал играть шестидесятнический рок — музыку хиппи, потом перешел к панку — Clash и Ramones. Группу P.K. 14 я основал, чтобы играть только постпанк — в стиле Joy Division, Cure, Siouxsie and the Banshees и Bauhaus.

Мой партнер по группе — басист А Донг переехал в Нанкин в 1986-м и основал там свою группу Shit Dog — они играли злой хардкор. P.K. 14 и Shit Dog были самые большие рок-группы в Нанкине, хотя мы, конечно, были и остаемся в андеграунде. Когда группа А Донга распалась, мы стали играть вместе.

P.K. 14 — «Behind All Ruptures»

Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Но для моего поколения рок был как религия. Рок-музыка — это была возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире. Они сидели целыми днями, запершись дома, и играли на гитарах. Пропускали мимо ушей то, что им твердили учителя и родители. Все мои друзья, которые слушали рок, в свои 20 и 30 жили без работы. Они не смогли бы никуда устроиться, да и не хотели. Зарабатывали от случая к случаю. Жили впроголодь. Копили деньги на кассеты и CD. Это была трудная жизнь.

Когда мы начинали играть — в конце 1980-х — никаких рок-клубов в Нанкине не было. Мы играли в случайных барах. Всю аппаратуру приносили сами — инструменты, усилители, колонки, абсолютно все. Это был полный DIY (do-it-yourself. — Ред.). Бывали такие истории, что мы успешно выступали и договаривались с владельцем выступить в следующую субботу. Приходили через неделю, а он нам говорил: нет, я передумал, мы не хотим тут никакого шума. Люди не покупают пиво из-за вашей музыки. Врал нам в лицо. Мы говорили — хорошо, разворачивались, нагруженные оборудованием, и уходили искать другой бар. Таких случаев было много. Выступали мы бесплатно — за вход денег не брали. Нам было трудно — поскольку в Нанкине музыкальная сцена не так развита, как в Пекине или Шанхае. Мы не могли найти человека, который бы стал нашим промоутером или директором. К тому же Нанкин — маленький город по китайским меркам, там живет около 8 миллионов человек.

Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире.

Сейчас дела в Китае с рок-музыкой стали намного лучше. Намного-намного. Сейчас в Пекине есть уже где-то около десятка площадок, которые специализируются только на рок-музыке: это бары, клубы или залы. В 2004-м P.K. 14 поехали в свой первый тур по Китаю; мы дали 21 концерт в разных городах — самых маленьких, даже не столицах провинций. В некоторых городах мы были первой рок-группой, которая приезжала с гастролью. С тех пор мы уже четырежды ездили с турами по Китаю, и с каждым разом городов в нашем расписании становится все больше. Скоро мы поедем в очередной тур с новым альбомом «1984» — в нем уже 32 города, в некоторых мы никогда прежде не были. Ситуация улучшается — появляются новые площадки, люди, которые ими занимаются, становятся более профессиональными. Все развивается, и очень быстро.

Стиву Альбини мы просто написали письмо. Потому что мы давно мечтали о том, чтобы нас записал Альбини. Мы большие поклонники его групп Shellac и Big Black.

Все наши предыдущие пластинки мы записали со шведским продюсером Хенриком Ойей, и эта тоже не исключение — мы доводили ее до ума в Швеции. Но нам очень хотелось поехать в Чикаго и реализовать мечту. Нас поддержал наш лейбл Maybe Mars, один из двух китайских рок-лейблов, — дал бюджет. Мы написали письмо, представились, узнали расценки — на ваши деньги это примерно 50 тысяч рублей за один день сессии. Согласовали график — это было самым трудным. Мы записались у Альбини за 5 дней. До этого он писал сольный альбом Ким Дил из Pixies. А после поехал в тур с Shellac. Это было счастьем — работать с одним из лучших саунд-инженеров мира.

Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать — и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

В Китае большинство групп, особенно молодые, предпочитают английский. Их можно понять — это международный язык для рок-музыки. Я пишу и пою тексты на мандаринском. Так сложилось с самого начала — и это для нас естественный путь. Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать — и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

К тому же то, что мы поем на родном языке, совершенно не означает, что мы не будем поняты жителями других стран. Например, два моих любимых русских исполнителя — это группа «Кино» и Владимир Высоцкий, которые пели на русском. Может быть, я не понимаю все, о чем они поют, но я очень хорошо это чувствую.

Читайте также  Ноты для пианино зарубежной популярной музыки

Кроме того, у большинства китайских рок-групп плохой английский, просто ужасный. Они поют на Chinglish. Ни о чем. Отстой.

Многие люди в Китае считают, что мы исполняем политизированные песни. Но мы не выступаем в песнях с критикой коммунистической партии, мы поем о том, что нас окружает, — о повседневной реальности. Для нас все — политика.

Одна из наших самых известных песен, «This Red Bus», была вдохновлена группой «Кино». Мой друг показал мне перевод песни «Электричка» — о том, что поезд везет меня туда, куда я не хочу. Я был невероятно восхищен этим образом — и написал свою песню примерно о том же.

Наш новый альбом называется «1984». Как книга Джорджа Оруэлла — и уже по названию можно понять, о чем этот альбом. Оруэлл нарисовал в своей книге мрачную картину будущего, но для нас в Китае «1984» — это самое настоящее.

Послушать альбомы P.K. 14 можно здесь.

5 лучших новых китайских рок-групп по версии Яна Хайсонга

Skip Skip Ben Ben
Шугейз из Пекина.

Китайский рок: что такое и с чем его едят

Китай – это не только поднебесная страна. Для многих остается неизведанным, что там же зародился и китайский рок-н-ролл, впитав в себя дух американской культуры. Насытившись западными музыкальными творениями, на востоке взялись за современные, (не без включения традиционных китайских), инструменты и «вдарили рок в этой дыре».

Откуда дует ветер?

Такое явление, как «китайский рок» берет свое начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер». Праотцами жанрового течения стали две композиции — «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). Они соединили в себе традиционные китайские мотивы, приправив их быстротой западного темпа, усилив ритм и включив агрессивные басовые партии.

Новое течение быстро приковало к себе внимание громким и напористым исполнением, которое сильно контрастировало с предшествующим ему стилем кантопоп. Также китайский рок стал музыкальным воплощением культового движения «поиск корней».

Композиции «северо-западного ветра» стали ярким отражением растущего в то время недовольства среди молодежи. Политический подтекст песен демонстрировал западную идеологию, направленную на самовыражение, к которому стремилось современное поколение.

В противовес «северо-западному ветру» в китайской культуре появляется новое направление – «тюремные песни». Причиной популярности этого течения послужила, накопленная усталость от чрезмерно официального стиля жизни и идеологизированной эстрады.

«Тюремные песни» в отличие от «северо-западного ветра» характеризуются более мелодичными и в какой-то степени жалобными композициями, пропитанные цинизмом и отчаянием, в которых во главе тематики стоит отрицание своей социальной роли.

Основными слушателями китайского рока, сочетавшего в себе «северо-восточные ветра» и «тюремные песни», были студенты и богемное общество.

Всему миру открыл этот музыкальный жанр — Цуй Цзянь, который выступил с The Rolling Stones в 2003 году.

Обратная сторона медали.

Течение китайского рока не ознаменовано ярко выраженными недостатками, ведь жанр напротив, стал гимном и основным вдохновителем молодежи. Поэтому основным минусом можно назвать угасание данного направления, на котором значительно сказалась цензура со стороны коммунистических партий, а также ограничение выступлений и запрет передачи такой музыки на телевидении.

«Перекрытый кислород» этому жанру послужил толчком к стремительному возвращению на сцену кантопопа, под который стали подстраиваться многие популярные рок-исполнители, дабы удовлетворить свои потребности в повышении дохода и уровня жизни.

Во главе жанра.

Одни из самых успешных исполнителей рок-индустрии, которым удалось продержаться на музыкальной сцене вплоть до 2014 года — Brain Failure. Их композиции содержали в себе примесь ска и панка, а тексты писались на английском языке, чтобы была возможность выразить то, что китайскому языку неподвластно.

Настоящим гимном китайского рока стала песня — «Ничего за душой», которую исполнил Цуй Цзянь, за счет чего музыкант и приобрел широкую известность. Трек стал «глотком свежего воздуха» для слушателей, ему удалось соединить воедино индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре он же стал символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями. Цуй Цзяня нередко называли «отцом» данного жанра.

Tang Dynasty — этническая арт-рок и прог-метал группа, которую часто относят к первой волне хэви-метала в Китае.

Слушатели не раз отмечали, что музыка Tang Dynasty позволяет вернуться к древней китайской цивилизации. В творчестве коллектива преобладает сочетание прогрессивного рока, арт-рока и традиционных китайских вокальных техник с лирической поэзией.

Стоит отметить, что коллектив очень быстро получил звание главных представителей тяжелой музыки. В таком достижении немало важную роль сыграл их молниеносный гитарист Liu Yijun, известный как «Lao Wu».

И, наконец, Twisted Machine – пекинская группа, состоящая из четырех человек. Музыканты вдохновились творчеством Rage Against The Machine, поэтому дали себе созвучное имя — Twisted Machine и стали позиционировать себя как хардкор-команду.

Коллектив добился больших успехов у себя на родине, после чего лидер группы Ван Сяо принял решение покинуть коллектив по личным причинам. Ему на замену пришел Лян Лян, который стал новым «маяком» группы и повел Twisted Machine к новому стилю с чертами ню-метала и рэпкора.

Напоследок стоит отметить, Китай может славиться не только высокими горами, но и качественной и вполне развитой рок-музыкой, за плечами которой тернистый путь к существованию. Несмотря на все попытки «прижать» это течение и «перекрыть ему кислород», на сегодняшний день есть примеры коллективов, которые не поддались натиску своих противников.

Рок-музыка в Китае

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.

Читайте также  Лучшие программы для создания музыки

Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил Роман Воронин, Eatmusic.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Китайский рок

Из истории развития китайской музыки

В 1919 году в китайскую музыку начали проникать европейские элементы. В 30 — 40 гг. китайские музыканты пишут народные произведения, например, сочиненное композитором Не Эром «Марш добровольцев» на слова Тянь Ханя сейчас является государственным гимном Китайской Народной Республики.

Появление оперы «Седая девушка» открыло новую эпоху в творчестве и развитии китайской оперы.

Поскольку для китайцев очень важна гармония, правильность и равновесие.

Современная китайская музыка

Цуй Цзянь считается «отцом» китайского рока.

Китайский рок – это смесь традиционных китайских инструментов с драйвом современных. Как и во многих странах, рок пришел с Запада.

Дополнительное влияние оказал еще в начале 20 века — джаз, блюз.

Прорывом стало в 80-е появление металла (рок) Ozzy Osbourne, Rage Against the Machine и т. д.

Его популярность все больше росла на материке, и играло важную роль во время протестов Tiananmen 1989г. и борьбе с политикой правительства относительно цензуры, продаж и записи дисков.

На радиостанциях, контролируемых государством, рок музыкантов мало любили.

Северо-западный ветер (1980-е годы)

В отличие от мягкого кантопопа (поп музыка на кантонском наречии) эти песни прозвучали как гром. Многие песни стиля «северо-западный ветер» были идеалистичны, резко политическими, пародиями на революционные коммунистические песни, как например, «Nanniwan» и «The Internationale». Они отразили недовольство молодежи существующей ситуацией в стране, а заодно и растущее влияние западногых идей индивидуализма, эгоцентризма.

Тюремные песни (1988—1989 гг.)

Рождение китайского рока (1984)

Место рождения китайского рока было в Пекине, так как столица была больше всех политизирована и подвержена иностранному влиянию. Большинство в 80е годы выступало в маленьких барах и отелях. Музыка была исключительно среди университетской молодежи и богемы.

В конце 1989 и начале 1990 китайский рок стал мэнстримом, объединив тюремные песни и стиль «северо-западный ветер».
Весной 1989, песня «I Have Nothing» де-факто стала гимном студенческого протеста на площади Tiananmen.

Кроме того, в мае и июле того же года, выступили 3 известные китайские рок группы: Breathing (Huxi), Cobra, и Zang Tianshuo. Первые рок группы включали «Infallible» (Budaoweng), созданная Zang Tianshuo и Tang Dynasty (Tang Chao), вокалистом и ртм гитаристом Ding Wu, и возможно самые известные: «Black Panther» (Hei Bao), и изначально лидер китайской альтернативной музыки Dou Wei.

Расцвет китайского рока (1990—1993 гг.)

Китайский рок достиг пика творческого потенциала и популярности между 1990 и 1993. Появились сотни рок групп, многие выступали постоянно. Но так как государство по-прежнему вычеркивало их из мероприятий и не показывало по центральным каналам, большинство выступлений проходило на андеграундных вечеринках.

Закат китайского рока (1994)

Возрождение китайского рока (2000 г. — наши дни)

В 2000—2004 на рок-сцене появились пост-панк и экстрим-метал, определённую популярность также приобрели Visual kei и готик-рок.

В 2004—2005 гг. группа «Beijing’s Joyside» провела свой первый концертный тур по городам Китая. В поездке их сопровождал американский режиссёр Кевин Фриц, проводивший съёмки своего фильма «Wasted Orient».

Сегодня, рок музыка встречается только в самом центре Пекина и имеет ограниченное влияние в обществе. Развитие китайского рока отличалось от западного, он так и не стал мэйнстримом. И его маргинальность скорее указывает на фундаментальные культурные, политические и социальные различия между Западом и Китаем.

Пекинская музыкальная школа «Миди» и музыкальный фестиваль «Миди»

Другим важным шагом в развитии китайского рока стала Пекинская музыкальная школа «Миди».

Будучи основана в 1993 году Чжан Фанем, она стала первым учебным заведением в Китае, предлагающим программы обучения для исполнителей джаза и рок-музыки.

Фестиваль современной музыки «Миди», впервые проведённый в 1999 году, первоначально ограничивался рамками школы, но со временем развился в крупнейший рок-фестиваль Китая. Фестиваль проводится ежегодно, собирая до 80 тыс. зрителей и более 100 исполнителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: