Разновидности музыкальных ключей

Музыкальный ключ

Музыкальный ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) — знак в музыкальной нотации, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой ноты, рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.

Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.

Содержание

Использование ключей

На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).

Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.

Ключ «соль»

Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую линейку нотного стана.

В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Старофранцузский ключ

Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.

Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.

Ключ «фа»

Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».

Басовый ключ

Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.

Баритоновый ключ

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.

Басопрофундовый ключ

Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.

Ключ «до»

Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.

Альтовый ключ

Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.

Теноровый ключ

Помещает «до» первой октавы на четвёртую линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).

Меццо-сопрановый ключ

Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;

Сопрановый (дискантовый) ключ

Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;

Баритоновый ключ

Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».

Октавное перемещение ключей


При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.

Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов

Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка.

Табулатура

В основном используется для гитар. Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. Существуют табулатуры и для других музыкальных инструментов (например, губной гармоники).

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Музыкальный интервал
  • Музыкальный критик

Полезное

Смотреть что такое «Музыкальный ключ» в других словарях:

Ключ — Ключ: В Викисловаре есть статья «ключ» Ключ, родник место, где подземные воды вытекают на поверхность земли … Википедия

КЛЮЧ — муж. начально клюка, крюк, напр. которым запирается крестьянский дверной замок, засов, зубчатая задвижка. Журавли летят ключем, крюком, изломом. Вообще снаряд для запирки и отпиркн замка, состоящий из головки (кольца), трубки и бородки.… … Толковый словарь Даля

ключ — КЛЮЧ, а, муж. 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Запереть на к. Подобрать ключи (найти подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому н.; разг.). 2. Приспособление для… … Толковый словарь Ожегова

Музыкальный жанр — Музыкальный жанр многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Понятие музыкального жанра отображает основную… … Википедия

Ключ (фильм — Ключ (фильм, 1980) Ключ Жанр Комедия Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Елена Цыплакова Владимир Изотов Кинокомпания … Википедия

Музыкальный коллектив — Музыкальный коллектив коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые так или иначе связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры,… … Википедия

Ключ (гитарный) — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия

КЛЮЧ — Много разных значений имеет это слово. Ключ родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного… … Музыкальный словарь

Читайте также  Документальный сериал ReMastered компании Netflix отдаст дань памяти легендарным музыкантам

Ключ (фильм, 1980) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ключ. Ключ Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев … Википедия

Музыкальный продюсер — Основная статья: Продюсер Музыкальный продюсер лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.… … Википедия

Разновидности музыкальных ключей

В дополнение к статье «Ключ» (читать) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

  1. Ключи, указывающие расположение ноты «Соль» первой октавы. В группу входит Скрипичный ключ и Старофранцузский. Ключи этой группы выглядят так:
  2. Ключи, указывающие расположение ноты «Фа» малой октавы. Это Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Все они обозначаются вот так:
  3. Ключи, указывающие расположение ноты «До» первой октавы. Это самая большая группа, включающая в себя: Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (это не ошибка — Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы «Фа», но и ключом группы «До» — объяснение в конце статьи). Обозначаются ключи данной группы следующим образом:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура — см. статью «Табулатура» [читать]).

Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» — ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (читать), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

iframe doesn’t supported

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи»

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» (читать).

Ключ (музыка)

Ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) в музыкальной нотации — знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце.

Различают три основных типа ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до», символ каждого из которых представляет собой несколько изменённое изображение рукописных латинских букв G, F и C соответственно.

Содержание

  • 1 Использование ключей
  • 2 Ключ «соль»
    • 2.1 Скрипичный ключ
    • 2.2 Старофранцузский ключ
  • 3 Ключ «фа»
    • 3.1 Басовый ключ
    • 3.2 Баритоновый ключ
    • 3.3 Басопрофундовый ключ
  • 4 Ключ «до»
    • 4.1 Альтовый ключ
    • 4.2 Теноровый ключ
    • 4.3 Меццо-сопрановый ключ
    • 4.4 Сопрановый (дискантовый) ключ
    • 4.5 Баритоновый ключ
  • 5 Октавное перемещение ключей
  • 6 Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов
  • 7 Табулатура

Использование ключей

На пяти линейках нотного стана (и между ними) можно разместить 11 различных по высоте нот. Используя добавочные линейки, количество записываемых нот можно довести до 20 и более. С другой стороны, общий диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав (например, на фортепиано — 52 ноты), но диапазон каждого из голосов или инструментов, как правило, гораздо у́же, и ноты удобнее располагать так, чтобы середина диапазона соответствовала центру нотного стана. Следовательно, необходим знак, показывающий используемый диапазон нот для данного голоса (тесситуру).

Центральный элемент ключа указывает на расположение его основной ноты на линейке. В некоторых случаях над или под ключом размещается цифра 8, обозначающая сдвиг вверх или вниз на октаву.

Ключ «соль»

Произошёл от латинской буквы G, обозначающей ноту «соль». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ является самым распространённым ключом. Скрипичный ключ помещает «соль» первой октавы на вторую снизу линейку нотного стана.

В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора записываются также в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что обозначается восьмёркой под ключом.

Старофранцузский ключ

Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Помещает «соль» первой октавы на первую строку нотоносца.

Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.

Ключ «фа»

Произошёл от латинской буквы F, обозначающей ноту «фа». Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы. Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».

Басовый ключ

Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.

Партия контрабаса, записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.

Баритоновый ключ

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.

Басопрофундовый ключ

Басопрофундовый, или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает «фа» малой октавы на верхнюю линейку. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из использования.

Ключ «до»

Произошёл от латинской буквы C, обозначающей ноту «до». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение «до» первой октавы.

Альтовый ключ

Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.

Теноровый ключ

Помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве).

Меццо-сопрановый ключ

Меццо-сопрановый ключ помещает «до» первой октавы на вторую линейку;

Сопрановый (дискантовый) ключ

Сопрановый , или дискантовый ключ — на первую линейку;

Читайте также  Качества хорошего музыканта

Баритоновый ключ

Баритоновый «до» — на пятую линейку. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».

Октавное перемещение ключей

80px 80px 80px 80px 80px
При прибавлении сверху или снизу индексов 8 — октавное перемещение и 15 — двухоктавное перемещение, автоматически вся записываемая музыка переносится на октаву (или две) вверх/вниз.

Нейтральный ключ — Ключ для ударных инструментов

Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка.

Табулатура

В основном используется для гитар. Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары; ноты обозначены цифрами ладов и расположены последовательно по долям. Существуют табулатуры и для других музыкальных инструментов

Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.

Кто придумал ноты

В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.

Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Почему всего 7 нот

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

Почему ноты так обозначаются

Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.

Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.

Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.

Что такое скрипичный ключ

Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.

С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.

Откуда появились символы других ключей

В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.

Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.

Сколько всего октав в музыке

Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.

Сколько всего тональностей

В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.

Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: