Продвижение музыкальных групп в Интернете: правила успешного старта

Музыкальный маркетинг: 22 важных совета музыкантам от руководителя лейбла

Label Cantroll подсказывает, как стать лучше.

Помимо творческих задач, музыканту или группе нужно уметь выстраивать коммуникации и заниматься маркетингом. Тут даже крутой лейбл бессилен – вопрос сугубо личный и стратегический. Наши советы помогут работать эффективнее и чувствовать себя увереннее во внешней среде.

В этой статье нет ни слова о продакшене, записи и всём остальном, что связано с написанием музыки и песен. Поговорим о внешней стороне — имидже, знаниях и продвижении. О главном и конкретно.

За 12 лет Label Cantroll контактировал с сотнями музыкантов — кто-то стал резидентом, кто-то участвовал в ежегодных сборниках, кто-то играл на наших концертах или просто «писал в личку». Это 100% андерграунд, музыка не имеющая шансов стать популярной и коммерчески успешной (это, кстати, неплохо). Смотря на многих со стороны, лейбл видит одни и те же ошибки в подаче материала, имиджевой составляющей и коммуникациях.

22 совета о музыкальном маркетинге, чтобы стать лучше

1. Делайте или заказывайте крутой дизайн. Это «одежда» вашей музыки в интернете

У вас есть всего несколько секунд, чтобы убедить случайного пользователя послушать ваши треки. Поэтому отнеситесь серьёзно к тому, что в первую очередь видит слушатель — обложке.

2. Заполните описание ваших социальных сетей

Поставьте себя на место человека, который ничего не знает о вас. Он хочет понять, в каком жанре вы творите, чем отличаетесь от других исполнителей или, наоборот, на кого похожи.

Напишите про участие в фестивалях, коллаборациях с другими артистами, интересные факты или несколько главных цитат. Будьте убедительны, но лаконичны — объёмный трактат вряд ли кто-то будет читать.

3. Придумайте хорошее описание своему альбому

Это важно как минимум по двум причинам. Вам нужно рассказать немного о себе и про релиз — о чём он, как был записан и кто вы такой.

Познакомьтесь со слушателем. Небольшой текст из 10 предложений — это то, что в дальнейшем будут копировать или цитировать администраторы пабликов и Телеграм-каналов. Дайте им пищу для размышлений или готовый текст. Публикаций будет больше — это проверено!

4. Необязательно иметь собственный сайт

В 90% случаев он будет иметь низкую посещаемость и иметь слабый интерес от аудитории. В конечном итоге, вы можете пожалеть то время, которое потратили на создание сайта. Для музыкантов важно наращивать количество постоянной аудитории в социальных сетях — иметь близкий контакт с ними, обратную связь и органическое распространение нового творчества.

Для публикации дискографии (даже в wav) советую зарегистрировать страничку на Bandcamp и использовать её как «архив собственной музыки» — ограничений на дисковое пространство нет, а биллинг и надежная инфраструктура есть.

5. Изучите работу сторонних сервисов для музыкантов

Например, SubmitHub. Это сервис питчинга музыки блогерам и независимым кураторам на популярных платформах — YouTube, Instagram, Twitch, SoundCloud и Spotify.

6. Выпускайте контент регулярно (ну, или старайтесь делать это более-менее часто)

Написание треков и альбомов — процесс не быстрый. Но и возвращаться в сообщество раз в полгода — тоже не дело. Так вы теряете как старых, так и новых подписчиков. Публикуйте посты хотя бы два раза в неделю.

Что можно публиковать? Вот несколько идей: видеозаписи с репетиций; ролики или тексты из жизни участников группы; интересные факты о группе; воспоминания о создании песен или их тексты; анонсы встреч новых выступлений; музыкальные подборки; бытовые или концертные фотографии.

Один из резидентов Labell Cantroll спросил у поддержки «ВКонтакте» про ведение группы. В частности, поинтересовался, почему с недавнего времени посты в группе потеряли охват. Вот, что они рассказали:

7. Изучайте особенности социальных сетей и сервисов

Нюансов множество. Вот некоторые из них:

  • Facebook блокирует укороченные ссылки вида vk.cc.
  • ВКонтакте плохо ранжирует посты с ссылками на сайты-конкуренты (например, YouTube, Яндекс.Музыка или Apple Music).
  • Используйте редактор статей для больших текстов — такие записи привлекают больше внимания, есть возможность сохранить статью.
  • Используйте хэштеги, но не злоупотребляйте ими — если тегов будет больше десяти, запись не отобразится в поиске ВКонтакте.
  • А вы знали, что сокращённые ссылки от популярного clck.ru не открываются у пользователей с Украины?

В общем, изучайте технические особенности сервисов, которыми пользуетесь!

8. Снимите хотя бы один хороший видеоклип или live-видео

Атмосфера, которую создают музыканты на сцене, для поклонников не менее важна, чем сами композиции. Добавьте на страницу видеозаписи ваших выступлений — и новые слушатели из других городов ощутят часть эмоций, которые рождались в зале.

Полноценный художественный видеоклип — это ещё один способ заявить о себе на популярном YouTube. Кроме того не у всех СМИ на сайте есть плагины для встраивания аудио, поэтому они прикрепляют только видеоконтент.

9. Публикуйте только полностью готовые треки

Интернет помнит всё. Возможно, через несколько лет вам не понравится версия трека, а изъять с некоторых ресурсов его будет невозможно или очень трудоёмко.

10. Запишите хотя бы одну совместку для предстоящего альбома

Работа в команде даёт интересный опыт (это полезно вообще в любой сфере). Плюс новые имена украсят и разнообразят ваш альбом.

Также вы можете появиться в клипах своих друзей, тем самым обратив на себя внимание их аудитории. Или можно выйти во время их выступления на сцену, чтобы исполнить что-то совместно. Это ещё один способ получения новых слушателей.

11. Выступайте на хороших мероприятиях

Больших и маленьких, локальных или в соседних городах. Любой организатор тратит деньги на продвижение мероприятия, распространяя анонс и афишу. Чем круче мероприятие — тем больше бюджет.

Кроме того, для вас это всегда новая аудитория слушателей — они послушают треки перед концертом или, возможно, оценят выступление.

12. Отправляйте заявки на участие в плейлистах

Такие плейлисты больше всего распространены в Spotify и Apple Music и объединены по какой-то теме. Своим подборки есть у крупных музыкальных сообществ, сайтов про новую музыку и блогеров. Существуют и редакционные плейлисты (типа «главные новинки месяца»), которые иногда делают открытыми — заявку на включение может отправить любой желающий.

Такого очень много, нужно искать! Два примера: Инструментальный хип-хоп и чиллхоп.

13. Чаще сохраняйте проект и имейте мультитрек в WAV

Это очень банальный совет. Однако, общаясь с нашими музыкантами, мы поняли, что около 70% альбомов, которые записаны всего 7-8 лет назад, не имеют исходников или версии в WAV.

Разместить альбом, например в Apple Music или Deezer, имея только mp3 — практически нереально. А сделать ремикс — тем более.

14. Хороший трек — запоминающийся и выразительный

Подчёркивайте в треке те элементы, которые кажутся вам важными и крутыми. Не забывайте, что сейчас мир перенасыщен музыкой — многие слушают неизвестных авторов с перемоткой или только по 20-30 секунд от трека.

Важно зацепить слушателя сразу. Это не относится, например, к эмбиенту, но думаю суть понятна — «главную фишку» трека нужно показать с первых тактов или акцентировать на этом внимание в композиции трека.

15. Подпишитесь на важные email-рассылки, музыкальные паблики и каналы

Следите не только за новой музыкой в жанровых пабликах, но и за общим состоянием индустрии. Полезно знать, что происходит вокруг: кто и где проводит большие фестивали, когда будут городские праздники, что пишут в блогах музыкальных корпораций, какие творческие конкурсы устраиваются. Общайтесь и пишите письма людям, которые кажутся вам интересными.

СПРАВКА

Label Cantroll — это музыкальный лейбл, занимающийся выпуском trip-hop, downtempo, ambient и abstract hip-hop релизов. Лейбл продюсирует самый интересный присланный материал, как от молодых, так и от зрелых музыкантов. В состав входит более 60 коллективов и исполнителей со всех континентов мира.

16. Просите друзей слушать вашу музыку на стриминговых сервисах

Или хотя бы поставить лайк вашему профилю исполнителя. Это не принесёт денег (только если у вас не 100 тысяч друзей), но так алгоритмы поймут, что музыку стоит показывать кому-то ещё с подобными интересами.

17. Опубликуйте свой альбом в базах данных и стриминговых сервисах

Например, можно выложить информацию о релизе на Discogs, крупнейшем текстовом каталоге музыки с пятью миллионами страниц.

Вносите правки на страницах своих релизов на Last.FM. Да, в 2021 году этот сайт гораздо менее популярен, чем в былые времена, но у него хорошая цитируемость — многие блоги берут информацию именно там.

Про стриминговые сервисы много говорить не нужно. Уже сейчас тенденция очевидна: даже в России люди начинают (ура!) слушать музыку по подписке. Важно отметить, что в поисковой выдаче Гугла или Яндекса подобные сервисы очень хорошо ранжируются — сразу на первых строчках.

18. Нужно вести одну социальную сеть с околомузыкальным контентом

Самый жёсткий совет. Сами это не делаем, но осознаём, что надо.

Покажите частично свою жизнь. Что ты за человек? Чем живут участники группы? Что вас вдохновляет и что не нравится. Людей вокруг, поездки, увлечения, истории, бекстейдж, юмор, быт. Для этого подойдёт, например, фотоконтент в Инстаграме. Или короткие видео в ТикТоке.

19. Предлагайте запись с новостью про новую песню или альбом в разные сообщества и социальные сети

Чем лучше предложенная публикация будет соответствовать формату сообщества, тем выше шансы, что её опубликуют. Добавьте описание, ссылку на паблик, правильные теги, прикрепите свои аудиозаписи и обложку. Не стоит ограничиваться только ВКонтакте.

20. Изучите, какую поддержку музыкантам оказывают социальные сети и музыкальные сервисы

Крупные музыкальные сервисы и социальные сети поддерживают авторов оригинального контента. И если раньше это было доступно только самым известным артистам с миллионами прослушиваний (коллаборация социальной сети и суперизвестного артиста), то теперь некоторые возможности доступны всем. Например:

  • Огонь «Прометея» — алгоритм ВКонтакте, который даёт дополнительный охват сообществам или отдельным постам.
  • «Гранты ВКонтакте» — программа индивидуальной помощи и получение денег на баланс рекламного кабинета для тех, кто стал победителем проекта VK Talents.
  • Spotify for Artists — система, которая поможет улучшать и обновлять свой профиль на Спотифай. Можно сделать тематические плейлисты, посмотреть статистику и добавить анонсы концертов.
  • Repost by SoundCloud — система поддержка премиум-пользователей сервиса. Могут сделать репост вашего трека в свои плейлисты, поставить монетизацию на уже опубликованных треках или стать вашим дистрибьютором (выложить музыку на стриминговых платформах).
Читайте также  Балалайка музыкальный инструмент

21. Привлекайте к работе сессионных музыкантов

Сессионный музыкант – это музыкант, которого задействуют на время записи песни или альбома, а также для концертных выступлений и гастролей. Как правило, он официально не числится в основном составе группы, а играет временно.

Обычно к их услугами прибегают в случаях, когда участники группы не имеют достаточного опыта или каких-либо ресурсов, чтобы сыграть партию самостоятельно в студии или на концерте. Также, их приглашают, когда хочется привнести новую манеру или характер игры.

Вы видели, сколько людей участвует в записях у Massive Attack? А сколько бендов украсил своим присутствием клавишник Дон Эйри? Ищите сессионников в своём городе, а также удалённо. Через социальные сети, форумы, биржи фриланса, или на специальных сервисах (пример: mixluv.com или soundbetter.com).

22. Заранее подготовьте план рекламной кампании

Если ваш альбом будет продвигать лейбл – уточните у него план по продвижению. Какие ресурсы он будет задействовать? К каким ресурсам вам стоит подключиться?

Сделайте план по продвижению, договоритесь о публикациях. Потратьте немного денег на целевой таргетинг и платные посты. Выберете несколько площадок и протестируйте несколько активностей, которые вам ближе всего. У вас есть всего три дня, пока новость с релизом «горячая».

Соревнуйтесь только с самим собой. Прогресс — это не приблизиться к кому-то, а превзойти свои прошлые достижения.

Маркетинг в музыке: как продвигать музыканта и его творчество

Музыка — точно такой же вид бизнеса, как и любой другой, и ей тоже нужен маркетинг. Но в этом деле есть своя специфика: музыку нельзя потрогать или пользоваться ей в привычном смысле слова. Польза для клиента от музыки — в эмоциях и впечатлениях, поэтому продвижение музыкантов строится на особенных принципах. В этой статье разберем, как продвигать музыку в интернете и за его пределами.

Подготовить материал нам помогла Юлия Шрамкова, концертный директор Invisible Management, работающая с Anacondaz, RAM, S3xtape, Космонавтов нет, Лигалайз, 7000$, Карандаш. Также она работает менеджером полного цикла группы LASCALA.

Основы

Если говорить о музыкальном проекте как продукте, главная цель — продвигать музыканта для слушателей. В этой статье будем рассматривать продвижение музыки в интернете именно в аспекте продвижения собственной музыки, не затрагивая работу продюсеров, которые пишут музыку под заказ или продают через сервисы вроде Audiojungle — об этом мы рассказывали в другом нашем материале.

Стратегия и бренд

Любая музыка найдет своих слушателей — вопрос в том, сколько их будет. Здесь важен стиль. Он во многом определяется стандартными маркетинговыми вещами: целевой аудиторией, каналами продвижения, географией. Рэп и поп-музыка больше востребованы у молодежи, поэтому такой материал нужно продвигать на одних площадках, для джаза с его более возрастной аудиторией каналы будут другими. Другой пример: в США больше востребован EDM на грани попсы, в Европе присутствует сильные техно- и хаус-сцены. Плюс имеет значение язык, на котором поют в песне. Так определяется общая стратегия: где, каким образом и как продвигать свою музыку.

Группа или исполнитель — это бренд. Соответственно, у них есть такие же составляющие бренда, как и в любом бизнесе. Бренд музыканта точно так же нужно развивать, повышать узнаваемость и авторитетность. К примеру, визуальная айдентика должна соответствовать стилю и отзываться у аудитории, поэтому у металлистов обычно мрачные логотипы, а у поп-артистов — яркие и приятные. Сюда же входит и внешний вид: будет странно увидеть, как группа на сцене рубит хардкор, но при этом участники одеты в строгие костюмы.

В качестве торговой марки выступает имя исполнителя или название коллектива. Иногда на концерт группы фанаты идут даже после того, как полностью сменился состав — это и есть сила бренда. Всему этому можно научиться на общих курсах по брендингу: например, такой есть у Нетологии.

Инструменты и каналы

После разработки бренда и стратегии настает очередь выбора каналов продвижения. При этом инструментов и каналов очень много: радио, стриминговые сервисы, специальные сайты для продвижения музыкантов, соцсети и многое другое.

Социальные сети

Если бизнес сейчас не присутствует в соцсетях, можно считать, что его не существует, и музыка — не исключение. При этом нужно очень серьезно заботиться о контенте. Выкладывать только посты о новых треках не получится, потому что они выходят далеко не каждый день, но можно постить фото и видео с гастролей, бэкстейджи с выступлений и съемок клипов, работу на студии. Имея музыкальный материал и качественный контент, можно успешно продвигать проект: как рекламировать музыку через контекстную и таргетированную рекламу, так и договариваться о размещениях в тематических сообществах, где присутствует нужная аудитория. Все то же самое работает и для YouTube (и даже для TikTok), где можно размещаться на тематических каналах или у блогеров с нужной аудиторией.

Стриминговые сервисы

В 2020 году прямая покупка музыки практически мертва: компакт-диски в прошлом, многие пользуются стриминговыми сервисами, платя за подписку, а не за трек. Spotify, SoundCloud, Apple Music, VK.Music, Я.Музыка — самые «хлебные» места для музыкантов. Там есть опции для продвижения: например, на Spotify присутствует такая фишка, как хостинг подборок. В популярном плейлисте хаус-музыки можно разместить плейлист диджея на некий период — так о нем узнают новые слушатели из той аудитории, в которую целится проект. Это просто и эффективно, но достаточно дорого: размещение стоит тысячи, а иногда и десятки тысяч долларов. Сделать это можно через специальный сервис Spotify for Artists.

Есть и другой путь: при достижении определённого уровня качества и количества прослушиваний сам Спотифай начинает обращать на артиста внимание. Тогда его треки начинают появляться в тематических плейлистах самого сервиса, и это приносит прослушивания вместе с новыми подписчиками. Истории об артистах, на которых можно ориентироваться, есть на том же сайте Spotify для артистов. Да и просто размещаться на стриминговых сервисах важно, потому что сейчас большинство меломанов слушают музыку именно там.

Bandcamp, Patreon

На Bandcamp пользователь может установить свою цену или скачать музыку, которую исполнитель предоставляет бесплатно. Взамен он дает свою электронную почту, которую можно использовать для рассылок и дальнейшего продвижения.

Для покупки альбома можно установить свою цену, у дискографии стоит фиксированная цена — 11.57 фунтов

На Patreon можно разместить кампанию по сбору средств на запись альбома или серии подкастов. Например, так делает голландский коллектив Noisia для своего проекта Noisia Radio: в обмен на подписку они предлагают слушателям дополнительные преимущества в виде голосований за трек, который повторится в следующем выпуске, материалы для продакшена и возможность попасть в выпуск со своей композицией. Таким образом можно обеспечить себе дополнительные продажи или доход от сайд-проектов.

Важный нюанс: к артисту на Patreon или Bandcamp пойдут только те, кто его уже слушает. Поэтому там круто строить коммуникацию с существующей аудиторией, но привлекать новую оттуда не выйдет.

Z1.fm, ProtonRadio

Существуют сервисы, где можно разместить музыку, а они в свою очередь сами разошлют ее по подходящим площадкам и лейблам. Условие одно: пройти модерацию, которая следит за уровнем качества материала. Если музыка крутая, её включают в рассылку по базе лейблов, которые потенциально могут её подписать. Это достаточно простой способ, но с платформами придется делиться частью дохода. Обычно это 10-20%.

Радио

Попасть на радио сложнее. Для продвижения песни через радио нужен материал высокого качества, который точно попадает в аудиторию станции.

Юлия Шрамкова, концертный директор Invisible Management:

«Вопреки стереотипу, знакомства — далеко не гарантия того, что трек попадает по настроению в общий плейлист радиостанции и будет популярным у целевой аудитории данной радиостанции. В интернете можно найти все: практически все контакты находятся в открытом доступе или же их можно написать в личку контактным лицам на официальных ресурсах радиостанции или другого СМИ. Можно позвонить или написать на электронную почту. Вам нужны программные директора или редакторы конкретных программ и шоу. Здесь важно понимать, кому ты пишешь, какой контент и передачи существуют на данной радиостанции, не перегружать сообщение и соблюдать нормы этикета. Лучше избегать полных биографий артистов или восхваляющих фраз. Сообщение с темой “мой трекан — пушка” сразу отправится в корзину или архив. Лучше всего найти толкового копирайтера или PR-менеджера и заказать краткий пресс-релиз с основными достижениями, особенностями проекта и отправить его вместе с 1-2 треками.

Это все бесплатно. Есть варианты увеличить вероятность попадания на радио: например, сервис TopHit. А для оценки своего уровня существуют сервисы с анонимными тестированиями треков разной аудитории по типу OK / NOT OK. Главное — искать возможности и не бояться отказов».

Часто для продвижения артист платит радиостанции, чтобы попасть на радиошоу с гостевым миксом или стать резидентом на некоторое время. Резидент — это артист-ведущий, который становится диджеем в цикле передач. Передачу могут создать конкретно под артиста либо это может быть уже существующее шоу, которое изначально было создано для размещения подобных резидентов. Это гарантированно дает тысячные и миллионные охваты.

Правда, с резидентством бывает наоборот, когда станция платит популярному исполнителю за резидентство, обеспечивая себя уникальным контентом. Яркий пример такого сотрудничества — BBC Radio 1 Residency. Туда приглашают известных артистов электронной сцены, чтобы они вели цикл передач. Обычно это 4 еженедельных эфира. Резидентами BBC Radio 1 в разное время были Martin Garrix, Tiesto, Deadmau5, Steve Angello, Charlotte de Witte. Но на такие передачи можно попасть, только имея ощутимую популярность минимум в нескольких странах и награды уровня Грэмми.

Мероприятия

Попасть на известный фестиваль — почти 100% гарантия быть услышанным. Даже если артиста ставят не на главную сцену, его услышат и увидят тысячи человек из потенциальной аудитории. Тут нужно только попадать под формат фестиваля и, опять же, иметь определенный уровень профессионализма и известности. Крупные фестивали почти всегда проводят конкурсы талантов, победители которых получают слот на одной из сцен. Об этом всегда можно найти информацию на официальных сайтах и в соцсетях мероприятия. Например, о конкурсе талантов Glastonbury пишут здесь.

Помимо работы над музыкой можно заниматься организацией собственных мероприятий. Иногие коллективы и артисты организуют концерты других групп, небольшие фестивали и даже конференции. Расходы зависят от масштаба. Небольшую тусовку на 150-200 человек можно организовать за 30-50 тысяч рублей, а иногда и вовсе за 10, если удачно договориться с площадкой. Расходы могут расти до бесконечности в зависимости от локации, приглашённых артистов, затрат на рекламу. Это приносит дополнительный доход и помогает находить новых слушателей. Размещая рекламу фестиваля или вечеринки, можно привлечь туда новых людей, которые узнают об артисте и впоследствии могут стать его поклонниками.

Читайте также  Калейдоскопы стилей: образы музыкантов и мода в Японии

Но важно понимать, что ивенты — скорее сайд-проект, который не связан напрямую с созданием музыки, хотя и может быть полезен с ее продвижением. Чтобы заниматься организацией событий, можно нанять event-менеджера, а можно научиться этому. Например, хорошие курсы есть у Нетологии и Skillbox.

Менеджер

Менеджер или агент — это человек, который профессионально занимается всей «закулисной» работой проекта. Он знает, как продвинуть песню, организовать гастроли, провести переговоры с лейблом.

Обычно менеджеры работают за процент от гонораров за выступления и продаж. Процент варьируется в зависимости от функционала: менеджеры берут за организацию концертов в среднем 10%, а за полный цикл — 20-40%. При этом последний обычно собирает и содержит за свой счет команду, которая обеспечивает таргетинг, дизайн, фотографии, видео, ведение соцсетей. Если за проектом нет мощного лейбла, ему также нужен будет тур-менеджер, который будет сопровождать команду на выездах и помогать с организацией. Иногда эту функцию на себя берут концертные менеджеры, иногда нанимают отдельного человека.

Искать менеджера стоит, когда у артиста есть уровень популярности, обеспечивающий хотя бы 10-20 концертов в год. Менеджер вряд ли возьмётся за работу с совсем «зелёным» исполнителем, поэтому сначала придётся добиваться признания своими силами.

Найти агента можно в тематических сообществах, на форумах, конференциях или просто разместив вакансию. Либо можно обратиться в промоагентство, которое занимается продвижением артистов. Почти всегда они специализируются на определенных нишах: классическая музыка, поп, рок, электроника, молодые исполнители. В России продвижением музыкантов занимаются Invisible Management и некоммерческий проект RUSH.

Лейбл

Лейбл — это организация, которая берет на себя всю работу, не связанную непосредственно с написанием музыки. Они выпускают треки, зачастую предоставляют агентские услуги, сами занимаются распространением, организуют мероприятия. Искать подходящие лейблы проще всего через те же Bandcamp, Soundcloud. Но не всегда с ними легко связаться: крупные лейблы как правило не публикуют e-mail и слушают новых артистов только по рекомендациям. В остальных случаях можно просто написать им в личные сообщения в соцсети или отправить письмо на электронную почту.

Из плюсов — это просто и удобно, а аудитория будет на сто процентов целевой. Из минусов — порой нужно работать годами, чтобы дорасти до нужного уровня качества для получения контракта. Чем крупнее лейбл, тем сложнее выделиться среди потока демо-материалов, которые получает организация каждый день. К тому же, лейблы забирают себе существенную часть дохода, иногда до 50-60%.

Иногда артисты предпочитают работать с собственными командами, в которые берут даже людей с небольшим опытом, чем подписывать контракты с организациями, где они не будут в приоритете.

Итог: как продвигать свою музыку

Просуммируем всё сказанное:

  • В первую очередь продумайте продукт. Выберите стиль, целевую аудиторию, начните строить бренд. На этом будет основана стратегия продвижения музыки в интернете и за её пределами: площадки, каналы, лейблы.
  • Первое время придётся работать над продвижением самостоятельно. После достижения определённого уровня популярности можно (и нужно) формировать команду: менеджера, SMM-специалиста, дизайнера.
  • Занимайтесь сайд-проектами: подкастами, мероприятиями. Это принесёт дополнительный доход и поможет с раскруткой.

И самое главное: пишите крутую музыку. Чем лучше материал, тем проще его продавать. Просто писать музыку недостаточно, но это фундамент, без которого попытки раскрутить проект не будут иметь смысла.

Практика продвижения музыкальной группы ВКонтакте — полностью рабочая схема

Продвижение рок-группы в социальной сети ВКонтакте при отсутствии бюджета или его минимальном наличии на примере группы LaScala.

Вступление.

Зовут меня Бигильдин Алексей, мне 23 года. По специальности, которую я получил в ГМК им. Гнесиных, я артист оркестра и преподаватель игры на кларнете. Однако работаю я заместителем директора по маркетингу в консалтинговой компании и… PR-менеджером в рок-группе LaScala. Хотя LaScala назвать работой язык не поворачивается и дело абсолютно не в деньгах, а в том, что это стало моей идеей на ближайшее будущее.

Сразу скажу, опыта в продвижении музыкальной группы у меня не было ни малейшего, да и понимания тоже. Так что то, что вы прочтете далее — самый что ни на есть практической опыт, хоть и не такой огромный, но я считаю, что он поможет таким же начинающим пиарщикам.

Для начала скажу пару вещей, без которых лучше этим делом не заниматься:

1 . Если вам не нравится та музыка, которую вы продвигаете, а также коллектив группы — поищите тогда что-то по душе. Не мучайте ни себя, ни группу.

2. Лезть в некоммерческую музыку, не имея стабильного заработка — затея авантюрная, грозящаяся обернуться долговой ямой и прочими нехорошими вещами.

Рок-музыка — дело у нас в стране не сильно прибыльное, особенно на первых порах. Это тяжелый путь как для менеджмента, так и для музыкантов. На этом пути вы встретитесь обязательно с жестким троллингом, поливанием группы грязью, отказами в ротации на радиостанциях и каналах, запросом денег за интервью у группы.

Страшно?

Тогда закройте страницу и забудьте навсегда о своих мечтах стать PR-менеджером рок-группы.

Ну а для тех, у кого энтузиазма только прибавилось — WELCOME!

С чего начать.

Итак, вы договорились с директором коллектива о том, что на ваши плечи возложены функции пиарщика, новость об этом уже висит на стене официального сообщества ВКонтакте.

Что же делать дальше?

Таким вот вопросом я задался в свой же первый вечер после договоренности о совместной работе с директором группы LaScala — Юлей Пономаренко.

Для начала советую создать аккаунт группы на google.com, начать там вести табличку под названием «Общение с группами в ВК».

Далее определитесь со своей целевой аудиторией (далее ЦА) и, исходя из этого, найдите на просторах ВКонтакте сообщества, на которые данная ЦА подписана. Таких сообществ должно быть не менее 50-ти, численностью от 500 человек и выше.

Результаты вбиваем в табличку. Далее начинается самое интересное, а именно — общение с лидерами сообществ.

Чем больше подписчиков в группе — тем чаще ее лидеру приходит спам с просьбами о раскрутке той или иной рок-группы, будь то «Потные свиньи» или «Кровавый октябрь».

Чем же выделиться среди этих величайших групп современности? Да человеческим подходом, вот чем!

Ни в коем случае не нужно писать многобуквенные тексты о своей группе и отправлять сразу же, создавая ассоциации со спамом.

Для начала просто добавьтесь в друзья и напишите элементарные слова: «Добрый день!» и ждите ответа. После того, как человек вам ответил — представьтесь, скажите, что вы PR-менеджер группы «Рога и Копыта» (создайте важность беседы, ведь не зря о вас пост написали в сообществе). Далее постепенно рассказывайте о своей группе собеседнику (только самые яркие факты о группе) и, наконец, скажите, что вам интересна аудитория его сообщества, и вы хотите стать инфопартнерами.

Вариантов ответа здесь не так много:

1. Собеседник вам скажет, сколько стоит реклама в сообществе и точка.

2. Лидер сообщества спросит, что он от этого получит.

3. Охотно согласится.

Теперь давайте разберем дальнейшие действия при получении того или иного ответа:

1. Говорите спасибо за информацию и заносите информацию по стоимости в свою табличку и помечаете ячейку, например, желтым цветом (ну или любым другим, которым вы будете помечать коммерческие сообщества).

2. Как пример: предложите сделать о вашей группе пост, в свою очередь вы делаете репост на него с комментариями для своих поклонников, мол, вот наши друзья и вступайте к ним и слушайте нас. Также вы можете добавить в ссылки вашей группы данное сообщество (вещь эта для них бесполезная, но 80-90%, к нашей радости, лидеров считают иначе).

3. Бинго! Вы нашли своего союзника. Заносим инфо о нем в табличку и помечаем зеленым цветом.

Также не забывайте добавлять в таблицу те сообщества, с которыми договориться не удалось, и помечайте красным цветом. Заходите к ним раз в месяц и мониторьте административный состав, возможно, он сменился и есть вероятность договориться с новым наследником паблика.

Что ж, теперь перед вами красно-зелено-желтая таблица. Что делать дальше?

Самое простое: придумываете пост с краткой (даже очень) информацией о группе, фотографией коллектива (и вообще забудьте о постах без картинок — они бесполезны), 2-3 аудиозаписями и призывом вступать в ваше сообщество. Далее пост размещаем на странице и закрепляем наверху сообщества.

Но этого нам мало, нам нужна новая аудитория! Составляем краткое сообщение для лидеров сообществ, с которыми удалось договориться. Контекст сообщения: «Привет! Насколько ты помнишь, я PR-менеджер группы «Рога и Копыта» и мы договорились с тобой об инфопартнерстве! Так сделай же репост на эту новость: (ссылка на новость)! Заранее огромное спасибо!»

Если человек прочитал письмо и ничего не ответил — не стесняйтесь, спросите, сделает он репост или нет. Тем самым он поймет, что за слова придется отвечать!

Если уж вам таки выделили рублей 200-300 на рекламу — используйте деньги эти на самые достойные сообщества (средняя цена одного рекламного поста 100-300 рублей).

Таким вот образом вашу группу уже начнут узнавать, лидеры сообществ будут отвечать, что слышали о вас или даже активно слушают. Бывает и такое. В моей практике точно было.

Такую глобальную рассылку делайте раз в 10-15 дней, будете делать чаще — вызовете негатив у ваших партнеров, что крайне нежелательно. Я с этим сам столкнулся.

Попутно выкладывайте аудиозаписи в различных сообществах на стенах, где стена закрыта — предлагайте новость, где совсем закрыта — оставляйте в комментариях. Также вы можете еще найти самые животрепещущие темы, которые активно комментируют — кидайте аудио и туда, это иногда работает.

Что это может дать?

Во-первых, большой охват аудитории (у меня в среднем при раскрутке по «бесплатным» сообществам охват выходит около 15 000 человек).

Во-вторых, новых участников. При таком охвате можно получить 30-50 новых подписчиков. Вся прелесть их в том, что сначала эти люди послушали прикрепленные к посту аудиозаписи, а потом уже вступили к вам в сообщество. Тем самым вы получаете качественную аудиторию слушателей, а не статичных подписчиков. Даже при небольшом количестве подписчиков, у вас будет неплохая статистика по перепостам и лайкам.

Читайте также  Джон Дикон: тишайший музыкант и гений элекроники

Выход на СМИ:

Через ВКонтакте также можно искать контакты программных директоров радио, ТВ, организаторов фестивалей, других массовых проектов. Проверьте — они там часто указаны в разделе контактов соответствующего сообщества. С ними разговор стройте примерно так же, как и с лидерами сообществ. Только делайте акцент на интервью с группой. Идеальный вариант — часовое интервью с включением в этот час трансляции треков группы. Ротация на радио тоже интересна, но не так сильно. Как правило, сразу ротировать ваши песни по 30 раз за день никто не будет, а так название вашей группы будет звучать много раз за час эфира да еще и с музыкой.

Также полезная штука — участие в различных конкурсах. Заявиться туда не так сложно, сложнее агитировать людей голосовать за вас. Это потребует определенного времени.

Из последних фишек, приносящих результат, которые стоит внедрять сразу (я не внедрял их по своему незнанию), это аккаунт группы и VKBOT.

В аккаунт добавляется абсолютно та же информация, что и в сообщество, все новости репостятся.

VKBOT — специальный бот, выполняющий все функции ВКонтакте автоматически. Его нужно использовать для существенной экономии вашего времени. С помощью него можно добавлять друзей, приглашать в группу, на встречи, делать массовые рассылки и т.д. Функционал там не сложный, разобраться — дело 10 минут (прим ред. — используйте этот инструмент с осторожностью, а по возможности и вовсе откажитесь от него ).

Зачем нужен аккаунт? А затем, что с помощью него вы можете добавлять до 50 друзей в день, которые увидят информацию о вашей группе, а также, возможно, послушают ее и по вашему призыву вступят в официальное сообщество.

Как поступаю я — ежедневно добавляю в друзья людей, которые состоят в сообществах музыкальных коллективов, схожих по направлению, потом раз в три дня я всех неприглашенных приглашаю в официальное сообщество. Инструмент действительно работает и его стоит применять с первых же дней!

Подготовка к концертам вне родного города

Данная схема работы внедрилась в нашей группе недавно, но она уже начала приносить неплохие плоды. Ее автором стала вокалистка LaScala — Аня Грин, за что ей огромный респект, ведь параллельно писать новый материал и еще влезать головой в PR не так-то и просто.

Для начала определяете пул городов, до которых вы сможете добраться на автомобиле максимум за 4-5 часов. Затем определяете последовательность захвата городов в любом удобном для вас порядке и действуете!

Каждый день запускаете VKBOT на добавление друзей из данного города (не забудьте проставлять в параметрах отбора отсев людей по интересам или нахождению в определенных сообществ). Далее этих людей каждый день приглашаем в основное сообщество.

Затем определяем пул сообществ этого города, которым будет интересна ваша группа (для этого достаточно в поиске по сообществам выбрать город и написать ключевое слово: например «рок», «музыка» и т.д.). Главный недостаток работы с этими сообществами — их численность (от 50 до 1000) человек. И тратить время на долгое общение с их лидером нецелесообразно. Да и сообщества эти в основном уже умерли, но все-таки пользователи то в них есть. Я теперь делаю так: просто пишу лидеру сообщества просьбу о том, чтобы он сделал меня администратором группы, чтобы добавлять посты от имени сообщества. Т.к. сообщества в основном покинуты — люди охотно соглашаются. Бывает, что спрашивают: «А зачем тебе это?». Ответ у меня всегда один: «я PR-менеджер московской группы LaScala и мы скоро приедем на концерт в ваш город. Вот хочу рассказать о ней населению с помощью твоего сообщества». В принципе, после этого сообщения никто особо не сопротивляется. Далее в «захваченных» пабликах размещайте посты о вашей группе.

С помощью этой схемы за 2 недели у вас может появиться около 100 слушателей из определенного города, что уже неплохо.

Что ж, в этой небольшой статье я рассказал о своем пока не великом опыте продвижения рок-группы. Все инструменты и фишки, описанные здесь — выжимка из практики, а не из книжек и догадок. Если у вас остались какие-то вопросы, идеи статей или вы хотите пообщаться подробнее о каких-то аспектах — пишите!

Продвижение музыкальных групп в Интернете: правила успешного старта

Итак, вы записали со своей группой отличный сингл, напечатали сотню футболок, выпросили у мамы денег на поездку в тур и может быть даже создали группу ВКонтакте, пригласив туда весь френдлист – осталось лишь дождаться того момента, когда все о вас заговорят, и вы будете купаться в лучах славы! Но время идет, популярность все не приходит, ВКонтакте или на Facebook по-прежнему двадцать друзей, не успевших вовремя отключить возможность приглашать их в сообщества, да и на концерты звать никто не торопится. В чем же дело? Тут-то и выясняется, что значительной доле успеха любого музыкального продукта способствует грамотное продвижение музыкальных групп в Интернете.

Для раскрутки своего музыкального проекта в соц. сетях необходимо понимание нескольких базовых принципов этой отрасли. Во-первых, продвижение музыкальных групп в Интернете – очень сложный и трудоемкий процесс, осваиваемый специалистами годами. Поэтому самым лучшим решением станет доверить профессионалу нести ваше творчество в интернет-массы. Не стоит недооценивать значимость соц. сетей, ведь мир знает огромное количество успешных звезд, которых вырастил Интернет – от поп-певца Джастина Бибера, разъезжающего с концертами по всему миру, до одиозного исполнителя кавер-версий метал-песен Drewsif Stalin, выступающего на различных музыкальных конференциях.

Во-вторых, чтобы успешно раскрутить музыкальный проект, в него необходимо вложить деньги. Подумайте вместе, какую сумму в месяц вы готовы выделять на продвижение вашей музыки. «Но разве я должен платить, чтобы мою музыку услышали? За что?» – спросите вы. Ответ прост: для наиболее эффективного продвижения в соц. сетях необходимо использовать инструменты, предоставляемые как самими соц. сетями (таргетированная реклама ВК, FB и пр.), так и внешними ресурсами (Bandcamp, iTunes, Google Play etc.). Эти сервисы предоставляют обширные возможности для музыканта быть услышанным широкой аудиторией, однако эти услуги в большинстве своём оплачиваемы. Сейчас мы попробуем рассмотреть несколько начальных шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы продвижение музыкальных групп в Интернете принесло свои плоды.

Продвижение музыкальных групп в Интернете: 5 важных правил

1. Создайте аккаунты во всех актуальных на данный момент соц. сетях. Не стоит бросать все силы только на ВКонтакте или Facebook – таким образом вы потеряете значительное количество аудитории в других социальных сетях. Также не стоит распыляться на умирающие или бессмысленные для вас ресурсы, вроде MySpace или Одноклассников: в первом случае нет никаких перспектив из-за стремительно сокращающейся аудитории, во втором – ваше творчество, за редким случаем, вряд ли будет по-настоящему интересно взрослой аудитории.

2. Детально рассмотрите, что необходимо для подачи заявки на участие в серьезных фестивалях, где это возможно, даже если не планируете выступать. Таким образом можно выявить, какие ресурсы и соц. сети интересуют организаторов в первую очередь и сделать упор на них. Примером может послужить musicmama.ru, где любой музыкант может представить себя широкому кругу промоутеров, менеджеров и организаторов и наоборот.

3. Разработайте собственный уникальный стиль оформления ваших сетей и подачи материала. Многие ресурсы (вроде YouTube, Bandcamp или того же Facebook) позволяют создать своё уникальное оформление, загрузив соответствующие обои. Немаловажно также составить план выдачи контента подписчикам и слушателям: например, снимать небольшие студийные апдейты, когда вы работаете над новым материалом, и делать об этом пост или рассылку раз в неделю; публиковать фото- и видео-отчеты с концертов с определенной периодичностью. Чем лучше будет составлен контент-план, тем эффективнее будут заполняться ваши профили в соц. сетях и быстрее появляться новые фанаты.

4. Общайтесь с вашими подписчиками. Не стоит строить из себя рок-звезду, не успев заработать музыкой ни рубля. Ваши подписчики (читай, фанаты) должны составить основу фан-базы, которая будет значительно возрастать за счёт концертов. Начинайте дискуссии в комментариях, отвечайте на вопросы, продемонстрируйте, что, подписавшись на паблик вашей группы, слушатель становится частью своеобразного «элитного клуба», в котором каждый может задать вопрос своему кумиру.

Изучайте статистику. Практически каждый сайт позволяет отслеживать посещаемость, географию пользователей и прочее. Это поможет скорректировать ваши действия по привлечению фанатов в той или иной сети и точнее настраивать инструменты для вашей раскрутки – так, например, подробное изучение географии посещений поможет выявить регион, где у вас больше всего потенциальных слушателей и настроить геотаргетинг.

Чего НЕ стоит делать на начальном этапе

В заключение рассмотрим несколько ключевых ошибок, совершаемых новичками, начинающими осваивать продвижение музыкальных групп в Интернете.

1. Многие моментально начинают заваливать комментарии тематических (зачастую и не только) сообществ многократными просьбами послушать их новый сингл/альбом/демо. Это неминуемо ведёт к бану модераторами сообщества и зачистке всего спама, к тому же сильно раздражает посетителей подобных сообществ. Гораздо проще и правильнее будет связаться с руководителем сообщества и попросить его о посте: если материал действительно хороший, вам не откажут, либо предложат вполне приемлемый ценник.

2. Ещё одной распространённой ошибкой является накрутка подписчиков. Это часто затрудняет работу некоторых служб сети и, кроме того, не делает вам чести.

3. Наконец, почти роковой ошибкой многих групп становится сокращение количества постов и отсутствие регулярных обновлений, что неминуемо ведёт за собой массовые отписки от ваших соц. сетей. Ведь никто не хочет быть частью «мертвого» сообщества, не так ли?

Пишите интересную музыку, выступайте на концертах и не забывайте работать над своим имиджем в соц. сетях. Число ваших фанатов будет увеличиваться ещё стремительнее! Удачи!

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: