Первый музыкальный инструмент

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Школа (3)
  • Интересные пограмки (2)
  • Мои любимые ленточки! (1)
  • Котики и кошечки (0)
  • В дневник (6)
  • Фоны (1)
  • Музыка (5)
  • Народная мудрость (1)
  • Фотошоп (1)
  • Уроки фотошоп (1)
  • Юмор (4)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Самые первые музыкальные инструменты

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, ко­торые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию .

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон — древний ударный инструмент — возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка — это прежде всего ритм.

Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон — инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты ( tigtigi ) и гобой ( abub ). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжеРЅии существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры ( algar ) и арфы ( zagsal ), которые имели еще очень небольшие размеры

Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, ба­рельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и соР·дан прообраз первой лютни ( pantur ).

Как возникла музыка? Инструменты древнего мира

Есть теория, что люди научились воспринимать и сочинять музыку даже раньше, чем говорить. Древний человек уже мог различать звуковые тональности и даже их упорядочивать. Конечно, первыми звуками было имитирование природных: пения птиц, журчания воды. Затем люди научились делать примитивные инструменты…

История музыкальных инструментов началась с погремушек из черепов, наполненных семенами и камнями, костяных ребер, при помощи которых воспроизводился звук, напоминающий скрежет. Но конечно, самыми популярными инструментами были ударные.

На заре веков

Первыми инструментами, возникшими на заре человечества, ученые считают идиофоны. Это разнообразные стучалки и колотушки.

Вслед за ударными пришли духовые. В Астурисе найден древний инструмент, напоминающий флейту, созданный за 20 тысяч лет до нашей эры!

Не заставили себя долго ждать и струнные — древний прототип лиры: по натянутым жилам ударяли куском кости или дерева, получая звук.

Появился первый аэрофон — камешек, напоминающий наконечник копья, издававший звук, напоминающий гул.

В древнем мире примитивные инструменты стали использовать во время обрядов — например, радуясь удачной охоте.

Колыбелью музыкальной цивилизации исследователи считают территории, омываемые Тигром и Евфратом, южную часть Месопотамии. С развитием речи и письменности стали появляться и более сложные инструменты, такие как флейта и пищик, «выросший» впоследствии до гобоя, а также небольшие лиры.
Девушка играет на гобое
Фото: Depositphotos

Инструменты и сами песни передавались по наследству, их клали в гробницы. Большой вклад в развитие музыки на этом этапе внесли жители Вавилона. Анализ находок свидетельствует о том, что сначала музыка основывалась на пентатонике — гамме из пяти звуков, а затем была преобразована в диатонику, гамму из семи нот. Вавилоняне связывали эти ноты с планетами.

Музыка Древнего Египта, античной Греции и Рима

Египтяне называли музыку «радостью», и она сопровождала их во всех сферах жизни. Из числа всех инструментов можно выделить арфу. Расцвет музыкальной культуры в Египте пришелся на правление Нефертити и Тутанхамона.

В Древней Греции музыка стала развиваться во втором тысячелетии до нашей эры. У греков были такие музыкальные инструменты, как кифара, барбитон, форминга, тимпан, кимвала. Музыка была тесно связана с философией. Знаменитый Пифагор открыл связь музыки с математическими величинами и участвовал в создании учения о пропорциях звуков. Этику в музыке проповедовали Аристотель, Платон и другие философы. Музыка античной Греции была также тесно связана с поэзией и театром. Музыкальной эмблемой классической Греции стали такие инструменты, как цитра и лира. Аполлон с лирой, ок. 460 до н. э. Археологический музей в Дельфах
Фото: Fingalo, ru.wikipedia.org

Поэтическое пение было распространено и в Риме. Произведения Вергилия, Овидия, Горация, исполненные в сопровождении тибий и кифар, были горячо любимы народом. Известными римскими музыкантами были Анаксенор, Месомед, Диодор и другие.

Музыка радовала и поддерживала людей во все времена, она — часть их наследия. Она сопровождает нашу жизнь и сегодня.

Первые электромузыкальные инструменты: денидор Прокопа Дивиша, электрический клавесин де Лаборда, мелодром Поленова

Мы не знаем, кому и когда впервые пришла в голову мысль использовать электричество в музыкальных целях. Мы не знаем, кто был автором первой электромузыкальной конструкции. Известно лишь, что как только ученые и инженеры получили в свои руки новый вид энергии — электричество, они начали задумываться над возможными путями ее применения: в технике, в научных исследованиях, в искусстве.

Читайте также  Качества хорошего музыканта

Сегодня нельзя представить себе музыкальную жизнь без электрогитары, электрооргана, без электронного синтезатора и сочетание слов электричество и музыка давно уже стало естественным и привычным, но так было не всегда.

Электрический клавесин в Национальной библиотеке Франции в Париже — сичтается первым электроинструментом в мире

Первый в мире электронный инструмент — с 1753 года

Чешского изобретателя, священнослужителя и музыканта Прокопа Дивиша (1698 — 1765) называют европейским Франклином. Главный труд его жизни посвящен изучению атмосферного электричества.

Прокоп Дивиш родился в 1698 году в с. Хелвиковице у Жамберка, недалеко от Градец-Кралова в семье барщинника (крепостного), следовательно, находился на низшей ступени социального происхождения. В 18 лет он ушел в монастырь, а в 1726-м году принял сан священника. Прокоп — его монашеское имя.

После посвящения в священники он преподавал философию в монастырской школе в Лоуке. Три года спустя стал профессором философии, от своих предшественников отличался главным образом тем, что сопровождал свои лекции по физике показом различных опытов.

Главным образом, Прокоп Дивиш известен тем, что в 1754 году построил первый в Европе молниеотвод сконструированный им, по всей видимости, совершенно независимо от Б. Франклина (смотрите — История создания молниеотвода).

Дивиш предвидел практическое значение электричества и старался найти способ применять его для пользы людей. Он обратился к медицине и занялся электротерапией. У себя дома он устроил бесплатную клинику, лечил (и как утверждают современники ученого, не без успеха) людей, страдавших ревматическими болями.

Работы исследователя из небольшого моравского города Пржиметице принесли их автору европейскую известность. Он состоял в переписке с крупнейшими учеными своего времени.

Прославился Дивиш также своим оригинальным музыкальным инструментом, названным «денидор». Самое первое сообщение об этом инструменте относится к 27 февраля 1753 года и содержится в письме евангелийского теолога Этингера Дивишу, которое является ответом на неизвестное письмо Дивиша этому священнику из вюртембергского г. Вайнсберга. Следовательно, работа над инструментом была закончена в начале 1753 года.

Сконструированный Дивишем электрический музыкальный инструмент «денидор» (Denis d’or) также называемый по-чешски «Златый Дивиш», что в переводе с французского означает «золотой Дионис»,— отличался красотой и многообразием звучания.

«Денидор» представлял собой ящиковый струйный инструмент длиной 160 см, шириной 92 см и высотой 128 см с педалью и выступающей клавиатурой.

Все его части скреплялись вращающимися болтами. В нем имелось 790 металлических струн, 14 большей частью сдвоенных регистров, причем во время игры первый регистр звучал полностью, второй — приглушенно, с продолжительным резонансом.

Механика инструмента остроумна, но и проста. Он настраивался легко и быстро (за 45 минут). Из него можно было извлечь звуки арфы, лютни, клавира, курантов, горна (валторны), фагота и кларнета. Электризацией струн у него достигался более полный и чистый звук.

Электрическую машину трения Дивиш изготовил сам и назвал ее «электрум». Он научился измельчать стекло и изготавливать полые стеклянные шары диаметром 20 см. На них он надевал гладкие железные кружочки — коллекторы. Особенностью устройства прибора была подушка трения — деревянная дощечка, обтянутая телячьей кожей.

Электрическая машина трения для электризации тел Прокопа Дивиша

Электрический заряд он получал таким образом: одной рукой с помощью ручки вращал стеклянный шар, а другую в кожаной рукавице прикладывал ладонью к его поверхности. Когда чувствовал на поверхности электрический заряд, то вводил в действие подушечку.

Электрический заряд отводил с помощью железной цепочки в лейденскую банку, причем первоначально конденсатором ему служила дощечка из медной жести, края которой были изолированы воском.

Лейденская банка Дивиша представляла собой цилиндрический стеклянный сосуд высотой 32 см, а объемом около 4 л. Диаметр верхней части цилиндра равнялся 13,2 см, а нижней — 11 см. Через центр цилиндра проходит стержень, у дна скрученный в спираль, а верхней частью выступающий за край цилиндра на 11,5 см.

Нижняя часть цилиндра банки заполнялась уплотненными железными опилками, залитыми канифолью, верхняя цепочкой соединялась с электрической машиной трения.

Если учесть факт электризации струн «денидора», то можно определить, что с электричеством Дивиш экспериментировал, когда этот музыкальный инструмент был уже изготовлен. Не исключено, что его давний интерес к музыке привел Дивиша через «денидор» к опытам с электричеством.

Известно, что Прокоп Дивиш научился в совершенстве играть на своем инструменте и обучил этому искусству нескольких органистов.

Сведения о «денидоре» дошли до прусского принца Генриха, он захотел купить инструмент. Но этому помешала смерть Дивиша. Как он сам писал в 1762 году, Дивиш работал над созданием второго «денидора».

Мемориальная доска Прокопа Дивиша работы Яна Томаша Фишера (1912 – 1957) в бывшей иезуитской гимназии на Езуитской площади в Зноймо

После смерти Дивиша «денидор» попал в Луокское аббатство, где умели играть на нем. С закрытием монастыря в 1784 г. «золотой Дивиш» был перевезен в Вену и долго хранился без употребления в императорском дворце.

Наконец в Вене появляется бывший органист Луокского собора Норберт Визер. Он хорошо владел инструментом и часто играл на нем, принимая участие в дворцовых концертах. В награду за мастерство император Иосиф II подарил Визеру «денидор».

Затем он стал его владельцем, путешествовал с ним по Австро-Венгрии и хорошо зарабатывал игрой на нем. В последнее время Визер концертировал в Прешпурке (ныне Братислава), где теряются следы денидора и его хозяина. С тех пор судьба «денидора» неизвестна.

Электрический клавесин

Одним из ученых, с чьими именами связано создание первых электрических музыкальных инструментов, был француз Жан-Батист де Лаборд (Делаборде, Jean-Baptiste Thillaye Delaborde) (1730 — 1777), обладавший глубокими и обширными для своего времени познаниями в области математики и физики.

В ту пору научный мир Франции, как и других европейских стран, был увлечен изучением электричества. Жан-Батист де Лаборд мечтал создать теорию, объясняющую электрические явления.

Этой цели он подчинил все свои опыты и в том числе работы над конструкцией необычного клавесина, действовавшего с помощью электростатических сил. Конструкцию инструмента де Лаборд описал в своем основном труде 1759 года: «Электрический клавесин с новой теорией механизма и феномена электричества».

Основу конструкции клавесина составляли подвешенные в ряд колокольчики. Каждой паре колокольчиков с висевшим между ними молоточком соответствовала определенная высота тона. На колокольчики подавался получаемый с помощью трения электрический заряд.

Нажатие на соответствующую клавишу заземляло один из колокольчиков и отключало его от источника заряда. Так что молоточек приходил в движение, притягивался к заряженному колокольчику, бил по нему, заряжался, бил затем по второму колокольчику, отдавая ему заряд, и так до тех пор пока нажата клавиша. Эффект звучания усиливался благодаря использованию органных трубок.

По утверждению де Лаборда на его инструменте можно было играть как на обычном клавесине или органе. Особое впечатление инструмент производил в темноте — красочным фейерверком сыпались из него искры.

Читайте также  Выбор музыкантов: Alina Os о любимых поэтах

Множество людей приходило к де Лаборду послушать звучание необычного клавесина. В прессе печатались благосклонные и даже восторженные отзывы об изобретении.

Не обошлось, впрочем, и без недоброжелателей. Де Лаборда обвинили в том, что он позаимствовал идею конструкции у умершего незадолго до этого времени Луи-Бертрана Кастеля, ученого тридцать лет своей жизни посвятившего занятиям цветомузыкой. Были ли у Кастеля на самом деле идеи использования электричества для создания музыкальных инструментов неизвестно, во всяком случае, на практике ничего подобного он не осуществил.

Итак, уже более двухсот лет назад, когда наука об электричестве еще только делала первые робкие шаги, любители музыки имели возможность наслаждаться диковинным звучанием инструментов далекого будущего.

Магнитный клавесин

Clavecin Magnetique был одним из первых акустических инструментов, работавших на магнитном притяжении. Этот инструмент стал результатом экспериментального исследования природы магнетизма и электричества — очень модного в то время — аббатом Бертолоном де Сен-Лазаром (1741–1800), священником-иезуитом, математиком и естествоиспытателем из Монпелье во Франции.

Магнитный клавесин аббата Бертолона — около 1780 г

Изобретение Бертолона было простым инструментом, который издавал звуки, привлекая металлические колокола для ударов настроенных колокольчиков, поднимая и опуская магниты, управляемые клавиатурой.

Бертолон написал и опубликовал множество книг, посвященных явлениям электричества и магнетизма и их потенциальному медицинскому применению.

В «Du Clavecin magnetique» (Париж, 1789) Бертолон сослался и хвалил два других клавишных инструмента, оказавших влияние на его дизайн — «Электрический клавесин» Жан-Батиста де Лаборда (Франция, 1759 г.) и «Цветной орган» Луи Бертрана Кастеля (Париж, Франция, 1725 г.)

Музыкальный аппарат инженера Поленова

Многие ученые, высоко ценившие работы выдающегося русского металлурга Константина Поленова (1835 — 1908), лишь неодобрительно пожимали плечами, узнав о том, что исследователь серьезно занимается каким-то там «мелодромом».

К. П. Поленов руководил Нижнесалдинским горным заводом на Урале, где ввел множество замечательнейших усовершенствований. Ученый работал и над практическим применением электричества.

Возможно, что роль К. П. Поленова в исследованиях электричества недооценивалась. Так, существовало предположение, что еще до Яблочкова он придумал электрическое освещение, и на Салдинской конторе в Пермской губернии еще в семидесятых годах по вечерам зажигался электрический фонарь,— тогда их не было ни в одном из европейских городов. Об этом упоминалось в брошюре, посвященной памяти Поленова, изданной в 1908 г.

Из этой же брошюры мы узнаем, что «Много лет работал К. П. Поленов над применением электричества к музыкальным инструментам, и изобретенный им прибор мелодром дает возможность каждому, с помощью особых нот, играть на фисгармонии, без всякого предварительного обучения. Мелодром был любимым изобретением Константина Павловича и он не переставал его усовершенствовать до конца жизни».

Однако «мелодром» Поленова — эта своеобразная электрическая фисгармония XIX века, прибор, о котором, кстати сказать, мы почти ничего не знаем, кроме беглых архивных упоминаний, остался для современников ученого не более, чем забавой, курьезом. Так же, как когда-то «денидор» чешского ученого Прокопа Дивиша.

В отличии от легендарного изобретения Дивиша, дошедшедшего до нас только в описаниях из старых документов, рабочая модель электрического клавесина де Лаборда 1759 года находится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Возможно именно поэтому э лектрический клавесин де Лаборда считается первым электромузыкальным инструментом в истории.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Какими были первые музыкальные инструменты?

Удивительно, но первым музыкальным инструментом считается сам человек, а звук, который он издает, – это его собственный голос. Первобытные люди при помощи своего голоса сообщали своим соплеменникам о своих эмоциях и передавали информацию. При этом, дабы прибавить яркости своему рассказу, они хлопали в ладоши, топали ногами, стучали камнями или палками. Постепенно обычные предметы, окружавшие человека, стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

По способу извлечения звуков музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Как и когда впервые человек стал использовать предметы для создания музыки, неизвестно. Но историки предполагают следующее развитие событий.

Ударные инструменты изготавливались из тщательно высушенных шкур животных и разнообразных полых предметов: скорлуп крупных плодов, больших деревянных колод. По ним люди били палками, ладонями, пальцами. Извлекаемые мелодии использовались в ритуальных обрядах и военных действиях.

Духовые инструменты изготавливали из рога животных, бамбуковой и камышовой тростины, полых костей животных. Подобные предметы стали музыкальным инструментом, когда человек додумался сделать в них специальные отверстия. На юго-западе Германии были найдены остатки древней флейты, возраст которой превышает 35 тысяч лет! Более того, упоминания о подобных инструментах имеются на древних наскальных рисунках.

Первым струнным инструментом считают охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что от щипка она начинает «петь». А если провести по натянутой жиле животно пальцами, она «поет» еще лучше. Звук будет долгим, если жилу потереть волосом животного. Так человек придумал смычек и палку с натянутым на нее пучком волоса, которым водили по струне из жил животных.

Самыми древними, с возрастом более 4500 лет, являются лира и арфа, которыми пользовались многие народы того времени. Конечно, точно сказать, как выглядели те старинные инструменты, невозможно. Одно понятно, что музыкальные инструменты, пусть и достаточно примитивные, были частью культуры первобытных людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: