Период госпелов: архивная музыка Боба Дилана будет переиздана

Universal Music заполучила песни Боба Дилана

Почему музыкант принял решение продавать права на все песни компании

Сделка Боба Дилана и Universal Music Group стала рекордной для музыкального рынка в 2020 году и, возможно, в истории. Музыкант продал права на все свои песни за несколько сотен миллионов долларов. Теперь доход за их использование где-либо будет получать компания Universal. А с чем останется Боб Дилан? И кому эта сделка была нужнее? Подробности — в материале Ивана Корякина.

Фото: Chris Pizzello / AP

Фото: Chris Pizzello / AP

Американские журналисты пишут, что Дилан несколько лет обсуждал детали сделки с топ-менеджерами Universal. Когда она в итоге состоялась, традиционно немногословный музыкант комментировать ничего не стал, а вот в самой компании заявили, что тексты и музыку Боба Дилана «продолжат петь, играть и почитать через десятки и даже сотни лет». И деньги за это будут поступать на счета компании.

Какие финансовые инструменты используют певцы и лейблы для привлечения средств

Соглашение выгодно всем. Поклонники все равно ничего не почувствуют, а Боб Дилан и Universal, в свою очередь, останутся в выигрыше, уверен музыкальный критик “Ъ” Борис Барабанов: «Сколько еще альбомов выпустит Боб Дилан? Неизвестно. Сможет ли он ездить в затяжные турне в возрасте 80 лет? Сможет ли он зарабатывать на этих концертах так, как он зарабатывал раньше? Вопрос. Поэтому тут интересы и сходятся. Publishing получает возможность зарабатывать на использовании этих песен, а артист получает деньги, и, в общем, теперь у него уже нет такой необходимости годами путешествовать с концертами по всему миру».

Любопытно, что Боб Дилан, заключив сделку, фактически оставил детей без потенциально основного источника дохода. Все как в песне Like a Rolling Stone. Правда, наследникам все равно пришлось бы рано или поздно эти права продать, говорит управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев: «В буквальном смысле человек при жизни распорядился своим имуществом по своему усмотрению. Если бы не было сделки и была бы наследственная схема, права распространялись в течение 70 лет после смерти автора на наследников. Он, возможно, поэтому и сделал так, что это бы фиксировало только на ближайшие 70 лет права его наследников, поэтому было принято решение, что он именно продаст эти песни».

Как BTS запустила хит продаж на биржу

Точная сумма сделки неизвестна, но это девятизначная сумма. Скорее всего, $300 млн, что для рынка рекорд. Но взамен Universal получит большее — теперь каждый раз, когда какая-нибудь песня Дилана будет звучать по радио, в кино, сериале, записываться другими исполнителями, компания будет получать авторские выплаты. И от прослушиваний в стриминговых сервисах тоже — здесь, кстати, Universal выбрала удачный момент для подписания контракта, ведь Spotify с этого года увеличил объем авторских выплат, продолжает Борис Барабанов: «Речь идет о цифровых сервисах, прежде всего о Spotify, но я думаю, другие тоже подтянутся. Увеличивают авторские отчисления со стриминга, то есть в стоимости каждого стрима зашито отчисление авторам песни. У Spotify они могут составлять 15%.

То есть эти 5%, с одной стороны, вроде не так много, но, когда речь идет о глобальной кампании, это уже в принципе заметно».

Более того, на этот год у Universal Music Group запланировано IPO, и такой актив, как 600 песен Боба Дилана, наверняка усилит ее потенциал в глазах инвесторов. А за самого музыканта едва ли стоит переживать. Соглашение не касается песен, которые он запишет в будущем. И кто знает, сколько их будет. Но миллионы поклонников Боба Дилана будут только рады.

Боб Дилан продал права на все свои песни. Контракт оценивают в сотни миллионов долларов

Автор фото, Press Association

Обший тираж записей Дилана по всему миру превышает 120 миллионов копий

Компания Universal Music приобрела права на более чем 600 композиций Боба Дилана — полный архив за почти 60 лет. В их числе и самые известные хиты исполнителя, в том числе «The Times They Are A-Changin'» и «Like a Rolling Stone».

О сделке в понедельник было объявлено на сайте звукозаписывающей корпорации. Договор охватывает все песни музыканта, от песни 1962 года «Blowin’ In The Wind» до вышедшего этим летом альбома «Rough and Rowdy Ways,» но не затрагивает права на записи — только на песни. Заключенное соглашение означает, что теперь Universal Music будет получать авторские выплаты, которые ранее перечислялись Дилану, компания также сможет распоряжаться правами на его песни.

Председатель Universal Music Publishing Group Джоди Герсон сказала, что представлять корпус произведений Дилана — одновременно честь и ответственность.

«Не секрет, что искусство сочинения песен — это основа всей великой музыки, всем также известно, что Боб — один из самых великих мастеров этого искусства, — заявил глава Universal Music Group Люсьен Грейндж. — Его песни — замечательные и трогательные, вдохновляющие и прекрасные, вдумчивые и дерзкие — находятся вне времени. И неважно, когда они были написаны — вчера или полвека назад».

Дилан не комментирует эту новость.

Финансовые условия не раскрываются, но американская газета New York Times приводит оценку в 300 млн долларов и предполагает, что сделка может быть рекордной единоразовой покупкой прав на музыку.

  • Великие множества Боба Дилана. Почему нужно слушать его новый альбом Rough and Rowdy Ways
  • Боб Дилан о Нобелевской премии: этого не передать словами
  • Боб Дилан: магия и простота рок-Мафусаила

Британская газета Telegraph пишет, что права были куплены у самого музыканта.

Песни Дилана — последнее приобретение Universal Music, которая ранее уже купила права на произведения таких музыкантов, как Брюс Спрингстин, Билли Айлиш, Кендрик Ламар и Post Malone. Ранее правами на песни Боб Дилана за пределами США распоряжалась компания Sony/ATV, а на американской территории их контролировал сам музыкант.

Нобелевский лауреат

79-летний Боб Дилан (настоящее имя Роберт Циммерман) продолжает гастролировать, выступая до 100 раз в год, и записывать новые пластинки. Его песни исполняли звезды нескольких поколений — от Джимми Хендрикса и группы The Byrds до Боба Марли, Стиви Уандера и Адель. Он считается одним из главных авторов в истории современной популярной музыки, значительно повлиявшим на развитие всего жанра.

Автор фото, Getty Images

В 2016 году исполнитель, который начал выступать в нью-йоркских кофейнях в начале 1960-х, стал первым музыкантом в истории, удостоенным Нобелевской премии по литературе.

«Не сомневаюсь, что десятилетия и даже столетия спустя, слова и музыка Боба Дилана будут любить и петь повсюду», — сказал исполнительный директор корпорации Universal.

Как пишет агентство Блумберг, права на песни и записи стремительно растут в цене в последние годы благодаря появлению стриминговых сервисов.

Читайте также  Музыка Eurobeat танцевальный вариант Eurodisco с британскими корнями

В то же время сами музыканты жалуются на резкое падение доходов, поскольку аудитория намного реже покупает диски и пластинки, предпочитая слушать музыку в онлайне. При этом авторские отчисления от таких компаний, как Apple и Spotify, намного ниже, чем от продажи физических носителей. В течение последнего года большинство музыкантов также лишились возможности гастролировать из-за пандемии коронавируса.

Что это меняет? Анализ

Марк Сэведж, корреспондент Би-би-си

Для поклонников творчества Боба Дилана не поменяется ровным счетом ничего: его музыка все так же будет доступна на стриминовых платформах, компакт-дисках и пластинках. Но за кулисами денежные потоки будут направлены в другую сторону.

Отныне именно Universal Music будет получать доход от обширного каталога песен Дилана. То есть каждый раз, когда по радио будет звучать «Just Like A Woman» или «Make You Feel My Love», или же эти песни будут использоваться в кино и записываться другими исполнителями, этой компании будут начисляться авторские выплаты. Корпорация также сможет решать, какие фильмы или рекламные ролики могут сопровождаться произведениями Дилана.

В обмен Боб Дилан получит одноразовую выплату, размер которой оценивается в промежутке от 200 до 450 млн долларов. Ни сам музыкант, ни Universal не оглашают стоимость контракта, но даже самая высокая оценка суммы вполне реалистична.

Например, Стиви Никс (вокалистка и автор песен группы Fleetwood Mac) на прошлой неделе продала каталог своих песен за 80 млн долларов. Понятно, что наследие Дилана — 600 песен, определивших всю историю современной музыки, — будут оценены намного выше.

Во время пандемии продажа прав на песни стала происходить особенно активно, поскольку инвесторы считают музыку относительно стабильным активом на очень быстро меняющемся рынке массового искусства. Впрочем, немало таких сделок было проведено и незадолго до коронавируса: в последние годы свои песни продали многие музыканты, в том числе группа Blondie, Барри Манилов, а также наследники Джона Леннона и Курта Кобейна.

Только один из инвестиционных фондов — расположенный в Лондоне Hipgnosis SongsFund — потратил на музыкальные права более 1 млрд долларов, купив песни таких исполнителей, как Рианна, Бейонсе и Джастин Тимберлейк. В числе инвесторов этого фонда, получающих долю от авторских выплат, есть и Церковь Англии.

О чем поет Боб Дилан

Сегодня Боб Дилан стал обладателем Нобелевской премии в области литературы. Это хороший повод перечитать архивный материал об одном из главных поэтов в истории рок-музыки и его альбоме «Tempest».

Автор

Если коротко — величайший певец прошлого и настоящего. Если чуть длиннее — один из самых влиятельных поэтов и музыкантов всех времен (это не считая писательских, художественных и актерских достижений — Дилан успел выступить, кажется, во всех возможных творческих дисциплинах), прижизненный классик, за пятьдесят с лишним лет немыслимой музыкальной карьеры записавший 35 номерных пластинок, как минимум треть из которых — безусловные шедевры. Одно из наиболее точных и лаконичных описаний Дилана дал почти тридцать лет назад Д.Бун, вокалист группы Minutemen, назвавший учителя Мистером Повествователем, а себя — его юным солдатом, и также сообщивший, что его собственная жизнь легко могла бы быть песнями Дилана («Mr. Narrator/This is Bob Dylan to me,/My story could be his songs,/Iʼm his soldier child»). Что называется, берите выше: песнями Дилана стала история всего человечества последних 50 лет, а сопоставимых с ним по масштабу фигур в популярной музыке, в сущности, не существует.

Сюжет

За полвека Боб Дилан пережил не одно творческое перерождение и сменил массу амплуа: в прошлом остались подросток-поэт с губной гармошкой, одинокий романтичный пастух, добродушный семьянин, одержимый христианин, певец разбитого сердца, еще более одержимый христианин и так далее. Примерно с 1997 года Дилан сохраняет относительную стабильность: его нынешний поэтический и сценический образ существует вне контекста и вне времени. Он исполняет коренной блюз и фолк, музыку первой половины прошлого века; он носит шляпу с галстуком-веревкой; он поет сиплым голосом человека, который все и всех видел и все давно понял; он играет в аптечного ковбоя, путешествующего по волнам памяти, — и по праву великого чаще всего обращается не к собственному, а к общему прошлому (справедливо полагая, что в его личном случае это примерно одно и то же). Вышедший в 2012 году альбом «Tempest» — едва ли не наиболее показательная запись Дилана за последние пятнадцать лет: пыльная, тяжеловесная, изматывающая до сонливости американа; песни, через которые буквально приходится продираться, но у которых при этом есть свой собственный самостийный грув и которые, если уделить им достаточно времени, способны сполна отблагодарить своего слушателя.

Стиль

«Tempest» — самая обсуждаемая и противоречивая пластинка Дилана из всех, записанных им в последние годы; очевидный претендент на будущее попадание в корпус дилановской классики. Альбом поначалу кажется нарочито, почти раздражающе усложненным: ретроградство, гигантомания и графомания Дилана здесь как будто бы достигают своего пика. Все семьдесят минут, что длится запись, на пределе возможностей находится не только исполнитель, но и слушатель, решившийся подступиться к этому фолианту. Например, здесь имеется изнурительная заглавная песня длиной 14 минут, подробно повествующая о том, как впередсмотрящий «Титаника» во сне увидел гибель своего судна (среди прочего упоминается и Леонардо Ди Каприо: «Leo took his sketchbook»); состоит она из 45 куплетов (!) без единого припева, которые положены на ирландскую народную мелодию и исполнены при участии аккордеона и скрипки.

Еще имеется довольно неожиданное посвящение Джону Леннону «Roll on John», напичканное цитатами из The Beatles: «Из доков Ливерпуля к красным фонарям Гамбурга,/В каменоломне с камнеломами (ссылка на The Quarrymen, одну из групп, в которой участники The Beatles играли, перед тем как собрать собственно The Beates)/Играл для стадионов, играл и для галерки,/Еще один день в жизни на пути к концу маршрута» («From the Liverpool docks to the red light Hamburg streets/Down in the quarry with the Quarrymen/Playing to the big crowds, playing to the cheap seats/Another day in the life on your way to your journeyʼs end»). Ну и так далее: здесь масса моментов, которые, кажется, только Дилан и может себе позволить. И это оправданный риск: «Tempest» — громкий альбом, в котором никто ни разу не повышает голоса.

Примеры

«Pay in Blood»

Самый динамичный, доступный и привычный для гипотетического стороннего слушателя номер альбома; безжалостная инвектива в адрес противника, самая настоящая песня протеста, каких у Дилана не было уже давно. «Еще один политик, выкачивающий мочу,/Еще один злобный попрошайка шлет воздушный поцелуй,/У тебя глаза, как у матери,/Еще б ты точно знал, кто твой отец,/Кто-то подсыпал тебе наркотик в вино,/Ты его проглотил и перешел черту,/Одним хлебом сыт не будешь,/Я плачу кровью, но не своей» («Another politician pomping out the piss,/Another angry beggar blowing you a kiss,/You got the same eyes that your mother does,/If only you could prove who your father was,/Someone must have slipped a drug in your wine,/You gulped it down and you cross the line,/Man canʼt live by bread alone,/I pay in blood, but not my own»). Дилан сравнивает политиков с бродягами, сыпет библейскими аллюзиями (упоминающиеся в одном контексте вино, хлеб и кровь, а также игра на двух смыслах слова «cross») и даже, кажется, впрямую намекает на Обаму, который рос с одной матерью, потом отправился на поиски второго родителя и даже написал книгу под заголовком «Мечты, унаследованные от отца». Дилан зол, он хрипит, сипит и плюется словами. Он цитирует Шекспира («Не восхвалять я [Цезаря] пришел, а хоронить» — «I came to bury, not to praise»), он явно недоволен происходящим в мире и в стране, а в последнем куплете совсем уж расходится и прямым текстом заявляет: «Наша нация должна быть спасена и освобождена» («Our nation must be saved and freed»). Если как следует вслушаться, на фоне «Pay in Blood» меркнут любые политизированные песни последнего времени.

Читайте также  Как исторически и динамически развивалась классическая музыка?

«Early Roman Kings»

Очередной экскурс в историю, которые Дилану вообще всегда были свойственны. На сей раз идет речь о цветной банде с тем же, что у песни, названием, орудовавшей в Южном Бронксе в 60–70-х годах ХХ века. Дилан в деталях описывает внешний вид бандитов: «Древние римские короли/В акульих костюмах,/Бабочках, запонках/И высоких ботинках» («All the early Roman kings/In their sharkskin suits,/Bow ties and buttons,/High top boots»). Дальше рассказывается непосредственно о деятельности: «Спустились с гор,/Развозили кукурузу,/Гнали сквозь лес,/Гоняли по трассе» («Coming down the mountain,/Distributing the corn,/Speeding through the forest,/Racing down the track») — скорее всего, имеется в виду бутлегерский бизнес; «Короли» развозили паленый виски и участвовали в подпольных гонках. «Короли» купаются в роскоши, женщины без ума от гангстеров («Sluggers and muggers/Wearing fancy gold rings,/All the women goin» crazy/For the early Roman kings»), однако всему приходит конец — и участников банды отправляют под суд («Gonna put you on trial in a Sicilian court»). Абсолютно классическая по драматургии вещь — про Дилана часто говорили и писали, что он умеет сочинять песни так, как будто снимает большое кино, и «Early Roman Kings» — еще одно убедительное тому подтверждение.

«Tin Angel»

Одна из трех заключительных композиций «Tempest», десятиминутная традиционалистская баллада о вечной трагедии — любовном треугольнике, выход из которого видится один: ногами вперед. Когда герой по имени Босс возвращается домой, слуга сообщает ему, что его жена убежала вместе с «предводителем клана» по имени Генри Ли (тут стоит заметить, что в американской юриспруденции имя Генри Ли — нарицательное, им обозначают женщину, пошедшую на убийство, после того как ей не удалось мирно расстаться с мужем). Босс пускается в погоню и скачет день и ночь, пока не достигает пункта назначения. «Он пришел туда, где светил слабый свет,/Его лоб пульсировал, череп распирало,/Потяжелевшее сердце было наполнено болью,/Бессонница одолевала мозг» («He came to a place where the light was dull,/His forehead pounding in his skull,/Heavy heart was racked with pain,/Insomnia raging in his brain»). Генри Ли и жена чувствуют неладное и обсуждают свои подозрения: «Такое странное чувство, будто рядом кто-то есть» — «Не беспокойся, он не обидит и мухи» («Got a strange premonition thereʼs a man close by» — «Donʼt worry about him, he wouldnʼt harm a fly»). Столкнувшись с Боссом лицом к лицу, жена обвиняет его в том, что его экспедиция бессмысленна: «Ты беспечный дурак, я и раньше могла бы догадаться,/Заявиться сюда было верхом безумства» («Youʼre a reckless fool, I could see it in your eyes/To come this way was by no means wise»). Перепалка между супругами длится без малого шесть куплетов до тех пор, пока Генри Ли не стреляет в Босса и не убивает его наповал. Жена реагирует резко: «И сказала она, дыша тяжело:/«И ты тоже увидишь дьявола чело,/Я была той самой, кто вдохнул в тебя жизнь»/Задрала одеяние и вытащила нож» («This she said with angry breath,/«You too shall meet the lord of death,/It was I who brought your soul to life»/ Then she raised her robe and she drew out a knife»). Убив Генри Ли, жена решает покончить жизнь самоубийством, поскольку оба ее возлюбленных уже мертвы: «Вы умерли за меня, я умру за вас» («You died for me, now Iʼll die for you»/She put the blade to her heart and she ran it through»). «Tin Angel» символизирует окончательный переход Дилана с территории Вуди Гатри (композиция начинается со строчки «It was late last night when the boss came home» — точно так же, как и народная фолк-песня «Gypsy Davy», которую Гатри неоднократно исполнял) в зону, подведомственную уже скорее Шекспиру. Можно, конечно, сказать, что переход этот случился еще сорок лет назад, и вряд ли это будет преувеличением, но «Tempest» все же — особый случай: эта запись с первого аккорда существует как будто бы сразу в вечности. Этот альбом буквально высечен из камня, из мрамора самой драгоценной породы, — как статуя, украшающая здание парламента Австрии, которая изображена на его обложке.

Боб Дилан продал авторские права на все свои песни Universal Music

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. /ТАСС/. Крупнейшая в мире звукозаписывающая корпорация Universal Music Group приобрела авторские права на весь каталог песен американского певца Боба Дилана. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба корпорации.

«Это знаковое соглашение охватывает более чем 600 авторских прав [на произведения Дилана] за 60 лет, от культурной вехи 1962 года Blowin’ in the Wind до эпичного произведения этого года Murder Most Foul», — говорится в сообщении.

«Не будет преувеличением сказать, что его (Дилана — прим. ТАСС) огромный объем работы завоевал любовь и восхищение миллиардов людей по всему миру. У меня нет никаких сомнений, что через десятки и даже сотни лет тексты и музыку Боба Дилана продолжат петь, играть и почитать повсюду», — приводит пресс-служба слова Universal Music Group главы компании Люсиана Грэнджа.

Боб Дилан — один из самых известных музыкантов, карьера которого продолжается почти пять десятилетий. По версии журнала Rolling Stone, Дилан является «вторым по значимости» после The Beatles исполнителем в истории музыки. Его песни Blowin’ in the Wind и The Times They Are a-Changin стали гимнами движения за гражданские права и антивоенного движения в США. В 2008 году музыкант получил Пулитцеровскую премию, в мае 2012 года ему была вручена высшая награда США — Президентская медаль Свободы, по решению Национальной академии искусства и техники грамзаписи в 2015 году он был назван «Человеком года».

В 2016 году Дилан был удостоен Нобелевской премии по литературе «за создание поэтических образов в великой американской песенной традиции». 12 раз его творчество было отмечено премией Grammy, в 2001 году он получил «Оскар» в номинации «Лучшая песня» в фильме «Вундеркинды» (Wonder Boys, 2000), его имя включено в Зал славы рок-н-ролла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: