New wave жанр музыки

Новая волна (музыка)

конец 1970-х,США и Британия

Новая волна (англ. New Wave ) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Термин «Новая Волна» был достаточно противоречив. Сначала понятие классифицировало жанр рок-музыки начала 1970-х таких групп, как Velvet Underground и New York Dolls. В статье в Melody Maker ноября 1976 г. Кэролайн Кун использовала термин Малкольма Макларена «Новая Волна», чтобы описать музыку групп, играющих не панк, но связанных с этой музыкальной сценой. К концу 1977 г. «Новая Волна» заменила «Панк» в качестве определения для новой независимой музыки в Великобритании.

Содержание

Происхождение и развитие

Сам термин появился в британской музыкальной прессе в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки, начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: от постпанка и синти-попа до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жёсткого звучания гитар. Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий. Большое влияние на «новую волну» оказала ямайская музыка. Как следствие, в общую категорию «новой волны» можно отнести таких непохожих друг на друга исполнителей, как Devo, The Police, Talking Heads, Duran Duran, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, Oingo Boingo, The Jam, Ultravox, Blondie, The Clash. Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х годов, сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.

Общий обзор

Определение «новая волна» — очень противоречивое и неодназначное — впервые стало циркулировать в cтатьях музыкальных критиков Ника Кента и Дэйва Марша для определения музыкального жанра, в котором работали такие нью-йоркские группы, как Velvet Underground и New York Dolls. Более употребительным стало в 1976 году в некоторых панк-фэнзинах. В ноябре 1976 года Кэролин Кун в своей статье использовала этот термин с подачи Малкольма Макларена, чтобы классифицировать группы играющие уже не совсем панк-рок, но вышедшие из панк-среды. Термин был использован в этом же смысле музыкальным журналистом Чарльзом Шааром Мюрреем в его коментариях по поводу группы The Boomtown Rats. В период с 1976 по 1977 определения «панк» и «новая волна» были взаимозаменяемыми. К концу 1977 г. возобладал термин «новая волна» для описания новой андерграундной музыки в Великобритании.

В Соединенных Штатах звукозаписывающей фирме Sire Records нужно было как-то обозначить стиль групп, которые часто выступали в клубе CBGB и недавно подписали с ней контракт. Так как консультанты посоветовали не использовать слово «панк», не считая его серьезным, остановились на термине «новая волна». Следует все же заметить, что первоначально этим термином в США обозначались британские панк-группы. Начиная с декабря 1976 г. журналисты The New York Rocker, которые недолюбливали панк-рок, с энтузиазмом ухватились за новый термин, применяя его к стилю групп The Ramones и Talking Heads. Историк музыки Вернон Джойнсон утверждает, что «новая волна» «накатила» на Великобританию в конце 1976 г., когда многие группы начали отстраняться от панка. Музыка, которая последовала за анархическим этосом гаражных групп типа Sex Pistols, cтановилась более экспериментальной и разнообразной. Чтобы было лучше понятно, что собой представляла британская «новая волна» в самом начале, достаточно упомянуть таких музыкантов паб-рок-сцены, как Ian Dury, Nick Lowe, Eddie and the Hot Rods и Dr. Feelgood, а также — согласно Allmusic — «рассерженных интелегентных» поэтов-исполнителей, таких как Elvis Costello, Joe Jackson и Graham Parker. В США к первым «нововолновым» группам относятся Talking Heads, Mink DeVille и Blondie. В сборнике 1977 г. под названием New Wave, вышедшем на фирме Phonogram Records, были представленны Dead Boys , Ramones, Talking Heads и The Runaways. «Пауэр-поп» — жанр, который возник ещё до появления панка, в конце 70-х стал ассоциироваться с «новой волной», так как короткие запоминающиеся песни пауэр-поп-групп хорошо соответствовали духу времени. The Romantics, The Records, The Motors, Cheap Trick, 20/20 и The Knack были самыми успешными представителями этого жанра. Оживление ска усилиями The Specials, Madness и The Beat/English Beat добавило юмора и танцевального бита.

Влияние «новой волны» на музыку в СССР

В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения, и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющуюся «новой волной» в западном понимании этого термина, то, по крайней мере, очень насыщенную её элементами. Огромный вклад и значительный толчок первоначальному развитию «новой волны» в СССР внесла московская рок-группа Карнавал, затем — образовавшийся от неё Динамик, после чего эстафету «новой волны» подхватили группы Альянс, Центр, Рондо (с Михаилом Литвиным). Основными центрами популяризации «новой волны» в СССР были Ленинград, а позже — Свердловск. Самые известные группы, представлявшие это направление: Кино, Аквариум, Центр, Телевизор, Nautilus Pompilius (периода 1982—1988), Алиса (первый альбом «Энергия»), Оберманекен, Николай Коперник, а также композитор Юрий Чернавский.

После периода расцвета

К концу 1980-х годов большинство групп «новой волны» конца 1970-х либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и hi energy): Alphaville, Camouflage, a-ha, Mecano и др.

На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 1980-х, «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш (группы Ladytron, Client, альбомы Мадонны).

New Wave

Новая волна (англ. new wave) – музыкальное направление, возникшее во второй половине семидесятых годов одновременно в Великобритании и США. Первоначально представителей новой волны относили к панк-року, господствовавшему в те годы на Британских островах, но вскоре музыкальные критики, а именно они зачастую являются «вешателями ярлыков», обнаружили немало отличий между этими двумя стилями музыки и выделили new wave в отдельное направление, взяв за название уже известный термин из бурно развивающегося европейского кинематографа. Основными отличиями исполнителей, работавших в жанре new wave, от того же панк-рока было более мягкое звучание, несравнимая сложность аранжировок и текстовое разнообразие.

Мягкость в музыке достигалась в основном за счет синтезаторов, входивших в то время в моду, электронных барабанов и абсолютно неагрессивной манеры пения. Группы и исполнители, пробовавшие свои силы в новом направлении, как правило, имели несравнимо больший коммерческий успех, чем несметное количество панк-рокеров. Удивительно то, что коллективы, которые сейчас принято называть представителями и даже классиками новой волны, в своем звучании весьма отличались друг от друга. Стремясь к музыкальному и текстовому разнообразию, музыканты-волновики много экспериментировали, зачастую создавая свое неповторимое, уникальное звучание. Например, Japan, Talking Heads, The Cure, Blondie, Adam and the Ants и даже Duran Duran выросли из, так сказать, одной «клумбы», но в своем творчестве оставались абсолютно непохожими, во многом повлияв на формирование поп-музыки уже последующих 90-х.

Читайте также  Викторина по теории музыки

В США огромнейшее влияние на зарождение новой волны оказали такие исполнители, как Velvet Underground и New York Dolls – группы более тяготеющие к року, как таковому. В Великобритании же прародителями new wave считают Дэвида Боуи (David Bowie) и Roxy Music – коллективы, исполнявшие музыку гораздо более сложную, чем их заокеанские визави. Это и определило те два направления, в которых стали двигаться появившиеся представители новой волны. Особо стоит упомянуть и немецкую группу Kraftwerk, чье специфическое электронное звучание стало основой для многих коллективов, исповедующих new wave. В первой половине 80-х «синтезаторная волна» а-ля Kraftwerk просто с головой накрыла «старушку» Европу. Как разновидность новой волны, появилось и такое направление в музыке, как synthpop. В те же годы из смеси new wave и панк-рока возникло и другое, весьма интересный и значимый жанр музыки, как пост-панк (англ. post-punk).

Собственно, в середине 80-х «новая волна» прекратила свое существование, а ее верные представители либо распались, либо пустились в дальнейшее плавание по бескрайним просторам музыки, продолжая экспериментировать с различными стилями и направлениями. Через new wave прошли такие звезды мировой сцены, до сих пор очаровывающие слушателей, как Sting, Morrissey, Elvis Costello, David Byrne и, конечно же, Depeche Mode.

Музыкальное явление «новая волна» (new wave) — история

Музыке, пришедшей на смену панку, критики дали многообещающее название «новая волна». Её поклонники считают, что она оправдала это определение, став возрождением рок-культуры. Но приверженцы «прогрессивного» рока отказывают «волне» в новизне и полагают, что это и не рок вовсе.

Музыкалное явление «новая волна» (new wave) возникло во второй половине 70-х гг. и получило наибольшее развитие в Великобритании и США. Этот термин обозначает не конкретное музыкальное на правление, а скорее совокупность различных течений.

В «новой волне» можно условно выделить постпанк, экспериментальные течения (синт-поп, панк-джаз, «никакая волна»), ретротечения (нео-мод-рок, неорокабилли, пауэр-поп) и развлекательную музыку («новая романтика», электро- и техно-поп).

Однако часто однозначно определить принадлежность исполнителей к тому или иному течению невозможно. Музыканты могли играть в одном стиле, а затем перейти к другому; иногда разные стили сочетались в одном альбоме.

Основой «новой волны» стал панк, который включил элементы многих других направлений рок- и поп-музыки, а также джаза , фанка, рэг-гея и пр. Композиции, как и в панке, обычно были построены на двух-трёх аккордах, но их структура усложнилась, длительность увеличилась, появились инструментальные соло. Энергия панка соединилась с чётким ритмом и простыми мелодиями. С «новой волной» в рок вернулась танцевальная музыка.

Музыканты «новой волны» отошли от традиционного для рок-музыки состава инструментов (гитара, бас-гита ра и ударные). Они начали использовать народные инструменты, главным образом африканские и латиноамери канские. Важнейшую роль в становлении «новой волны» сыграло применение синтезаторов и компьютеров.

Что касается общего мироощущения и тематики песен, то «новая волна» во многом похожа на панк. Её представителям присущи ирония, критический взгляд на современное общество и шоу-бизнес (несмотря на коммерческий успех большинства из них), внимание к социальным проблемам.

Среди первых исполнителей музыки «новой волны» была британская группа «Полис» (The Police — «Полиция»), образованная в 1977 г.

В этом коллективе в качестве певца, бас-гитариста и автора песен начинал музыкальную деятельность Гордон Самнер (Gordon Sumner, родился в 1951 г.), более известный как Стинг (Sling). До своего распада в 1984 г. группа выпустила пять альбомов и имела большой успех. Композиции «Полис» представляют собой смесь панка и других музыкальных направлений (рэггея, джаза), а также латиноамериканских ритмов. Творчество группы обычно относят к постпанку.

Горячая волна

В Великобритании постпанк объединил несколько течений. «Горячая волна» (hot wave; группы «Полис»; ранние «Ю-Ту», U2; «Смите», The Smiths, и др.) отличалась более позитивным содержанием текс тов; музыканты использовали традиционный набор рок-инструмен тов. Для «холодной волны» (cold wave) характерны мрачная лирика и монотонная музыка; представители этого течения применяли синтезаторы, сочетания их звучания с различными шумами и индустри альными звуками (группы «Кьюр», Cure; «Джой Аивижн», Joy Division; «Эко Энд Баннимен», Echo And The Bunnymen, илр.). С ростом популярности «новой волны» к постпанку причислили группы, игравшие обычный панк («Стрэнглерз», Stranglers; «Бумтаун Рэтс», The Boomtown Rats; «Клэш», «Претендерз», Pretenders, идр.).

Синт-поп

Другое течение «новой волны» — синт-поп (synth pop) изначально представлял собой не что иное, как панк, исполняемый на электронных инструментах. Это течение получило развитие в музыке ряда британских групп («Хьюман Лиг», The Human League; «Оу-Эм-Аи», OMD, аббревиатура от Orchestral Manoeuvres In The Dark; «Софт Селл», Soft Cell, идр.). Со временем в синт-попе усилились черты развлекательной музыки.

Электро-поп

В середине 80-х гг. он послужил основой для откровенно коммерческих электро-попа (electro-pop) и техно-попа, у истоков которых стояли такие группы, как «Алтравокс» (Ultravox) и «Депеш Мод» (Depeche Mode). Увлечение синтезаторами привело к появлению дуэтов, состоявших из вокалиста и инструменталиста («Язу», Yazoo; «Пет Шоп Бойз», Pet Shop Boys; «Уэм», Wham, идр.).

В «новой волне» представлены и преобразованные старые течения. Исполнители неомод-рока обратились к британской музыке и моде середины 60-х гт. Яркий пример такой музыки — творчество группы «джэм» (The Jam). Группа была образована в 1975 г. и распалась в 1983 г. «Лжэм» придали мол-року более жёсткое звучание и привнесли в тексты общественную тематику. К неомодам относят ещё несколько коллективов: «Пёпл Хартс» (Purple Hearts), «Ламб-реттас» (Lambrettas), «Мёртон Паркас» (Merton Parkas) и др.

Новая романтика

В начале 80-х гг. в Великобритании возникло течение «новая романтика» (new romantic). На музыку «новых романтиков» повлияли арт- и глэм-рок, диско и панк. Для неё характерны ритмичность и мелодичность, использование синтезаторов. Свои концерты «новые романтики» превратили в театрализованные представления.

Огромную роль в популяризации этого течения сыграло открытие в начале 80-х гг. музыкального телевизионного канала — Эм-ти-ви (MTV, сокращённое от music television — «музыкальное телевидение») и изобретение видеоклипов. Многие группы («Аюран Дюран»; «Шпандау Балет», Spandau Ballet; «Кал-чер Клаб» идр.) стали звёздами Эм-ти-ви. Течение приобрело коммерческий характер и к середине 80-х гг. исчезло с музыкальной сцены.

Американская «новая волна» зародилась в Нью-Йорке. В начале 70-х гг. многие из будущих её представителей группировались вокруг нью-йоркского клуба «Си-Би-Ажи-Би-3» (CBGB’S), который стал своеобразной колыбелью панка и «новой волны» в США.

Американский постпанк соединил в себе рок-н-ролл, кантри, бит, «гаражный рок» и диско. Его исполняли группы «Блонди», «Телевижн» (Television), «Токинг Хедз», «Карз» (Cars), «Би-Фифти Ту-3» (B-52’S) и др. Он представлял собой более мелодичную и танцевальную музыку, чем британский вариант, а тексты «Токинг Хедз» и «Телевижн» можно назвать настоящей поэзией.

Никакая волна

Америка дала «новой волне» и экспериментальные течения. Возникли они также в клубах Нью-Йорка. Во второй половине 70-х гг. на основе панка и авангарда сложилась «никакая волна» (no wave). Её представители отвергали все традиции рок-музыки, даже панк казался им безнадёжно устаревшим. Аля этого течения (группы «Ди-Эн-Эй», DNA; «Марз», Mars, идр.) харак терны короткие (до половины минуты), дисгармоничные композиции, лишённые мелодии, с неустойчивым ритмом и шумовыми эффектами. К началу 80-х гг. основные группы «никакой волны» распались. В экспериментальной «новой волне» возобладало стремление к усложнению музыки. Под влиянием фри-джаза и фанка появился панк-джаз (группы «Кон-торшнз», Contortions, Defunkt, и др.).

Читайте также  Reading comprehension: музыкальные англицизмы в русском языке

Пауэр-поп

Развлекательная музыка «новой волны» в США была представлена пауэр-попом (power-pop, от power — «сила»,«мощь» и «поп-музыка»). Ещё в первой половине 70-х гг. некоторые коллективы (например, «Разберриз», Raspberries) вернулись к музыке начала 60-х гг. и стали играть бит. Это течение развили группы «Нэк» (The Knack), «Вейпорз» (Vapors), «Рекордз» (The Records) идр. Они попытались воссоздать не только музыку, но и сценический образ музыкантов того времени. Пауэр-поп достаточно быстро приобрёл коммерческую направленность и к середине 80-х гг. сошёл на пет.

Таким образом, «новая волна» созлала целое поколение музыкантов с мощным творческим потенциалом. Многообразие музыкальных форм и образов «новой волны» продолжает оказывать воздействие на современную музыку — от коммерческих исполнителей из хит-пара дов глянцевых журналов и Эм-ти-ви до независимых групп «подпольной» сцены.

ТУ-ТОУН-БИТ

Освоению «новой волной» рэггея предшествовало появление британских групп, сочетавших панк со стилями карибской музыки — ска и рок-стеди. Эти коллективы («Спешелз», Specials; «Бит», Beat; «Селектер», Selecter, и др.) группировались вокруг независимой фирмы звукозаписи «Ту Тоун» (Two Tone — «двутоновая», «двухцветная»; название подчёркивало сотрудничество белых и чёрных музыкантов), созданной лидером «Спешелз» Джерри Дэммерзом (Jerry Dammers). Они пели о проблемах молодёжи, безработице, выступали против расизма, а их музыка получила название ту-тоун-бит. Наибольшей популярностью пользовалась лондонская группа «Мэднесс» (Madness — «Сумасшествие»). В своих композициях музыканты создали образ «маленького человека» — современного жителя Лондона. Концерты группы напоминали представления средневековых бродячих актёров.

Музыкальный стиль new wave: новая волна английской и американской культуры

New wave – жанр музыки, который получил популярность и распространенность в 80-х годах. Эксперты связывают музыкальное направление с панк-роком середины 70-х, но с течением времени музыка стала отдельным жанром и имела специфические черты. Появление стиля соотносится с блюзом и рок-н-роллом, а после с поп-музыкой и диско. Synthpop является поджанром новой волны. Общими характеристиками считается использование синтезаторов, электронных постановок.

New wave основополагающий жанр 80-х, став таковым после трансляции по MTV видеоклипа Video Killed the Radio Star от группы The Buggles. В начале 90-х музыкальное направление переродилось из-за ностальгии меломанов. Появление в современности связывается с рядом исполнителей, такими как Franz Ferdinand, Strokes и The Killers.

Происхождение термина New wave

Происхождение термина является вопросом споров критикой и меломанов. Точно неизвестно откуда пошло наименование. Некоторые отмечают, что причиной стало издание дискографии Who’s New Wave in Music, на которой отмечено 130 артистов со схожим звучанием. Имеется и другое мнение, что новая волна пришла из США, где жанр возник в качестве отдельного направления.

Творчество отличалось от современного понимания, но плотно вошло в обиход музыкальных терминов. Первое упоминание возникло с изречением Кэролайн Кун (Caroline Coon), которая решила отделить классический панк от более мягкого стиля. Для поддержания лояльности слушателей студии звукозаписи указывали на особенности новой волны от панк-рока. Группы Talking Heads и Ramones стали первыми, кто связали собственное творчество с new wave.

Появление и рост популярности new wave

Историк музыковед Вернон Джойнсон (Vernon Joynson) отмечал, что жанр new wave появился в Великобритании в 1976. В этот период многие творцы старались отдалиться от панка, не следовать анархическому, гастрономическому духу Sex Pistols. Музыкальное направление обретало большое количество экспериментов, лирическую сложность и разнообразие инструментов.

Первым клубом, начавший поддерживать идеи new wave стал CBGB. Здесь всегда выступали уникальные группы, включая Talking Heads, DeVille или Blondie. Первое шоу в таком формате стало выступление Television, после которого началась классификация и разделение панка от новой волны.

Основные различия между новой волной в США и Великобритании

Основным отличием стало отношение музыкального стиля к другим направлениям. Для Великобритании характерно объединение золотой эпохи панка с new wave, тогда как в США старались обособить стилистику. Некоторые критики отмечают, что жанр является пост-панк разработкой, которая быстро набрала популярность. Иногда в Великобритании стилистику соотносят с появлением отдельных поджанров, к примеру, с synthpop. У ряда исполнителей тяжело находились различия, ярким представителями стали Duran Duran, Devo.

Связанные поджанры и стили

Музыка новой волны появилась благодаря сочетанию стилей и жанров прошлого. Сюда включается рок-н-ролл, блюз. Для пионеров использование ритмичных гитар и мелодичной лирики являлось обычным делом. Со временем стилистика дополнялась электронной музыкой, что породило новые стили и поджанры. Сильное влияние new wave сцены оказало на музыкальный стиль ска. Это прослеживается в творчестве Madness и The Specials. Многие популярные акты использовали наработки классического рока и применялись для достижения уникальности. Необычно смотрятся группы B-52, Devo и Blondie.

К ранним 80-м началось повальное движение рок композиций в сторону африканской культуры. Некоторые альбомы Adam and The ants или Talking Heads связывались с подобными изменениями. Еще одним жанром в котором проявил себя стал power pop. Впервые о нем услышали на концерте The Jam, где музыка плотно соотносилась с около панк-культурой. В стиле отлично проявили XTC, The Romantics и другие.

Отдельного разговора требует post-punk. Термин придумали специально для описания творчества Wire, The Cure, Joy Division и других. Группы первоначально относились к новой волне, но обладали более сложными и амбициозными темами лирики. Отдельные проекты впоследствии перешли на синтипоп.

Современность и стилистика новой волны

В течение 2000-х годов появилось несколько проектов, соотносившиеся с панком и новой волной. Среди них выделяется Franz Ferdinand, Interpol, Bravery, Rapture и прочие. Эксперты музыкального мира считали это возрождением культуры, а другие утверждали продолжение традиций прошлого. К концу 2000-х появляется поджанр, который именуется chillwave с артистами Toro Y Moi, Neon Indian.

В середине рассматриваемого периода появился новая рейв культура, куда входили элементы new wave. Критичное отношение и совмещение ряда жанров не позволяло определить естественную роль этого явления. В 2010 ностальгия по-старому звучанию взяло верх, что выразилось в форме synthwave. Звуковые эффекты, ретрофутуристика и визуальная эстетика быстро обрела узнаваемость и популярность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: