Наш мозг кодирует музыкальные предсказания, даже когда музыка не звучит

Подсказка от подсознания: о чем говорит песня, «застрявшая» в голове

Наверное, каждый из нас испытывал странное ощущение, когда в голове звучит надоедливая мелодия, от которой невозможно избавиться. Большинство людей даже не предполагает, что таким образом подсознание подает нам знак. Иногда мелодия ничего не значит, но чаще это важный знак, который не стоит игнорировать.

Научившись прислушиваться к себе, вы сможете справляться с трудностями и привлечете в свою жизнь долгожданные перемены.

Почему в вашей голове звучит мелодия?

Песню, постоянно звучащую в вашей голове, называют «ушным червем». В редких случаях она может свидетельствовать о неврологических расстройствах, но значительно чаще навязчивая композиция – это подсказка, которую подает нам подсознание.

Значения навязчивых мелодий

Считается, что, когда в вашей голове засела какая-то песня, следует обратить внимание на ряд факторов:

  • Спонтанно возникающая музыкальная композиция, когда человек расслаблен, является важным сигналом. Прислушайтесь к ней: медленная или грустная композиция может говорить вам, что еще не наступило время для воплощения в жизнь своей смелой задумки, а если мелодия веселая, то задуманное дело обязательно приведет к успеху.
  • Запомните: если в песне повторяются слова, они помогут дать ответ на интересующий вас вопрос или станут знаком, который укажет вам верный путь к достижению поставленной цели.
  • Не секрет, что звучащая в голове мелодия во время работы может отвлекать, и возникает огромное желание отключить ее на пару минут. Этот сигнал может вам очень помочь в решении вопросов в деловой сфере и убережет от завистников и манипуляторов.
  • Если в вашей голове звучит мелодия о любви, вспомните ее слова. Они помогут вам получить ответ на вопрос, что ждет вас в ближайшем будущем: предательство, романтическое свидание, встреча с человеком, который недавно произвел на вас впечатление, конфликт с супругом или партнером.

Можно ли избавиться от надоевшей мелодии?

Специалисты уверены, что мелодии, которые долгое время звучат в голове, помогают сохранять баланс между аналитической и творческой деятельностью. Кроме того, они поддерживают или повышают уровень производительности мозга. Однако даже самая красивая мелодия за несколько часов может надоесть настолько, что неизбежно возникает раздражение и хочется от нее избавиться.

В этом случае следует вспомнить финал композиции или продолжить тот отрезок, что в данный момент звучит в голове. Мозг тут же переключится на поиск необходимой информации, и навязчивая мелодия перестанет вас преследовать.

Музыка, звучащая у нас «в голове», не менее реальна, чем настоящая, – для мозга

Когда мы слышим музыку, слуховая кора и некоторые другие области мозга анализируют поступающую информацию, например, по-разному реагируя на высокие или низкие частоты звучания. Современный технический уровень позволяет относительно легко изучить (например, с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии, фМРТ), как при этом меняется активность мозга у человека. Но гораздо труднее понять, какие процессы происходят в мозге, когда музыка «звучит» у нас в голове.

Исследователи из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне (EPFL) в сотрудничестве с группой ученых из Калифорнийского университета в Беркли (США) исследовали, что происходит в мозге, когда в голове у нас «крутится» какая-нибудь мелодия, хотя на самом деле никаких звуков нет. Для этого использовали технику электрокортикографии – инвазивную методику, при которой электроды вживляются непосредственно в ткани мозга.

В данном случае электроды были вживлены не с экспериментальной целью: испытуемому, страдавшему эпилепсией, не помогали обычные способы лечения, а эта процедура позволяет проводить лечебную стимуляцию структур мозга электрическим током. Заодно с помощью таких вживленных электродов можно исследовать активность мозга с очень высоким пространственным и временным разрешением, т.е. с большой точностью определить, где, в какой момент и с какой активностью работали нейроны.

Человек, участвующий в этих экспериментах, являлся профессиональным пианистом. Сначала он исполнял музыкальную пьесу на цифровом пианино, при этом записывалась активность мозга, соответствующая тем или иным звукам, а также спектрограмма звука. Затем пианист сыграл то же произведение на инструменте с выключенным динамиком, представляя ее звучание мысленно. Когда исследователи сравнили данные, полученные в этих двух экспериментах, выяснилось, что когда музыка «звучит» только в нашем воображении, мозг воспринимает ее практически как реальную, которую мы слышим ушами.

Отдаленная цель этих экспериментов, по словам ученых, – научиться помогать людям с расстройствами речи. Например, чтобы человек проговаривал слова мысленно, а некий прибор считывал бы соответствующую «произносимым» словам активность мозга и затем реконструировал и воспроизводил речь. Однако до этого пока далеко: сначала нужно научиться дешифровать отвечающие за речь «тонкие» сигналы мозга, не говоря уже о том, чтобы просто различать их в фоновом шуме активности мозга, не прибегая к столь травмирующей и опасной процедуре, как вживление электродов.

Кроме того, как мысленное воспроизведение речи, так и ее «обработка» мозгом – это гораздо более сложный и многоуровневый процесс, чем воспроизведение и восприятие музыки. Тем не менее, в следующих запланированных экспериментах испытуемый будет уже не играть музыку, а говорить – и вслух, и «про себя».

Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке

Игра на музыкальных инструментах – это своеобразный спорт для головного мозга, она задействует практически все его области. Это связано с тем, что во время игры на музыкальных инструментах используют слух, а также зрительную и моторную кору. В последнее время относительно нейромузыки было проведено множество исследований, которые позволяют увидеть музыку с неожиданной стороны.

Происходящее в голове у музыкантов

Когда компания музыкантов собирается для совместной игры, они поддаются влиянию друг друга, оказываясь в «клетке», и у них синхронизируется ритм головного мозга. Для того чтобы проверить, как действует музыка на мозг человека, ученые провели небольшой тест, собрав 24 музыканта. Когда они начали совместно исполнять определенную композицию, было обнаружено сходство мозговой активности. Наукой доказано, что наличие музыкального умения имеет связь со слуховым восприятием человека и памятью. Кроме того, мозговая активность музыканта зависит и видоизменяется в зависимости от того, на каком инструменте он играет.

Для духовых приборов используются рот и язык, для клавишных и струнных обычно требуется работа ног и рук. Ученым из лондонского колледжа удалось выяснить, что подобный эффект может сохраняться даже при прослушивании треков.

Стоит отметить, что функции мозга у музыкантов удивляют даже ученых. Так, у джазового исполнителя Пэта Мартино было удалено более 50% лобной доли мозга, что свидетельствовало о невозможности игры на гитаре и частичной потере памяти. Также он стал достаточно медлительным. Тем не менее, уже через несколько лет Пэт продолжил играть на музыкальном инструменте, завоевывая новые награды. Удивительно, но при помощи музыки можно восстанавливать физическое состояние.

Игра по памяти

Музыкальные способности тесно связаны с языковыми. Если говорить о маленьких детях, то стоит отметить, что они четко различают ритм, что позволяет им научиться собственному родному языку. Множество исследований показывают, что чем раньше начать обучать ребенка музыке, тем проще ему будет «угнаться» за языками. Кроме того, музыка помогает улучшить вербальную память и увеличить словарный запас. При помощи музыки можно улучшить состояние пожилого человека после перенесенного инсульта.

Читайте также  Чикагский блюз жанр музыки

Нулевой слух — понятие ангедонии в музыке

Люди устроены таким образом, что при прослушивании какого-либо музыкального инструмента они испытывают удовольствие. Однако совсем недавно во время исследования стало известно, что существует небольшой процент людей, которые к музыке абсолютно не испытывают никаких эмоций и являются безразличными. Именно это состояние и относится к понятию ангедония.

Несмотря на то, что такие люди безразличны к музыке, в ходе одного исследования выяснилось, что на другие стимулы они реагируют так же, как и другие люди, любящие музыку. Безусловно, тяжело представить человека, который абсолютно безразличен к музыке, ведь многие без нее просто не представляют свою жизнь. Тем не менее, такие люди есть среди нас, и живут они привычной жизнью, в которой нет места музыкальным произведениям.Музыке следует отдать должное, ведь используя звук, можно активизировать мышление, улучшить эмоциональное состояние и развить слух. Если перед вашими глазами уже появилась картинка, как вы лихо размахиваете руками, играя на скрипке или гитаре, никогда не поздно развивать в себе способности игры на музыкальных инструментах. Как и тренажеры Викиум, это даст полезную нагрузку мозгу и позволит держать его в тонусе.

Наш мозг кодирует музыкальные предсказания, даже когда музыка не звучит

Почему вашему мозгу нравятся новые песни?

Когда легенда джаза Джон Колтрейн впервые услышал, как Чарли Паркер играет на саксофоне, музыка, как он выразился, ударила ему «прямо между глаз». По словам неврологов, Колтрейн был совершенно прав.

Новое исследование показало, что когда мы слышим музыку, которая нам нравится, даже впервые, активируется часть той системы мозга, что ответственна за вознаграждение. Область, называемая прилежащим ядром, определяет, как мы оцениваем музыку — и даже предсказывает, сколько человек готов заплатить за новый трек.

«Это удивительное, прекрасное исследование,» — говорит музыкальный психолог Дэвид Хьюрон из университета штата Огайо, который не принимал участия в этой работе. Результаты помогут учёным понять, почему люди придают столько значения абстрактной последовательности звуковых волн. «Музыка — странная вещь. Не совсем ясно, имеет ли она какое-нибудь значение для выживания».

Любимая музыка, является ли она тяжелым роком или мягкой инструментальной балладой, вызывает глубокий эмоциональный отклик. Невролог Валори Салимпур вспоминает, как однажды слушала «Венгерский танец №5» Иоганна Брамса, когда сидела за рулём. Музыка так сильно впечатлила её, что та была вынуждена остановиться. Заинтригованная своим опытом, Салимпур присоединилась к Роберту Заторре в монреальском неврологическом институте при Университете МакГилл в Канаде, чтобы изучить, как музыка воздействует на мозг.

В 2011 году она и Заторре подтвердили, что дофамин, нейромедиатор поощрения, является источником интенсивных переживаний (например, «мурашки»), связанных с любимым музыкальным произведением. Они показали, что в центрах удовольствия у слушателей уровень дофамина быстро повышается во время ключевых отрывков любимой музыки, а также за мгновение до их наступления, словно мозг предсказывал их наступление.

Салимпур, работая сейчас в Ротмановском исследовательском институте в Торонто, хотела узнать, происходит ли реакция благодаря самой музыке или на основе эмоциональной привязанности к ней. Она выбрала 19 добровольцев, 10 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 37, которые рассказали о своих музыкальных вкусах. «Инди» и электронная музыка оказались самыми популярными направлениями. Салимпур проигрывала 30-секундные отрывки из 60 песен, которые испытуемые никогда не слышали ранее. Затем добровольцы оценивали, как много они были готовы заплатить за каждый трек (до 2$). Для того, чтобы сделать эксперимент более реалистичным, участники тратили свои собственные деньги, а в конце исследования получали CD с купленными треками.

Салимпур наблюдала с помощью МРТ, как мозг добровольцев реагировал на музыку. Множество областей мозга возбуждались, когда они слушали новую песню, но только активность прилежащего ядра хорошо коррелировала с тем, сколько участники готовы были заплатить за неё.

Прилежащее ядро, как считается, отвечает за приятные сюрпризы или «положительные ошибки прогноза», как называют их нейрофизиологи. Наш мозг хорошо приспособлен для использования таких шаблонов, как музыкальные последовательности, в целях предсказывания будущего. «Мы постоянно делаем предсказания, даже если незнакомы с музыкой», — утверждает Салимпур. — «Мы предсказываем, какой она будет».

Эти прогнозы основаны на прошлом музыкальном опыте, так что у любителей классической музыки будут другие ожидания, чем у фанатов панк-музыки. Но когда музыка звучит «лучше», чем ожидает наш мозг, прилежащее ядро буквально взрывается восторгом. Салимпур пришла к выводу, что музыке придаётся значение благодаря взаимодействию прилежащего ядра с центрами высшего мышления и распознавания образов.

Винод Менон, когнитивный нейрофизиолог из Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния, думает, что присутствие лиричных текстов в некоторых треках является «запутывающим фактором». «Мы не знаем, сама мелодия или языковые фрагменты обуславливают некоторые из этих эффектов», — говорит он. Салимпур отвечает, что предыдущие исследования показали, что эти эффекты наблюдались при прослушивании инструментальной музыки. Тексты, говорит она, кажется, не влияют на решение приобрести музыку.

В будущем Салимпур намеревается исследовать ещё одну область мозга — верхнюю височную извилину. Она хочет узнать, как эта область, в которой хранится память о звуках, которые мы когда-либо слышали, участвует в формировании наших музыкальных предпочтений.

Почему вашему мозгу нравятся новые песни?

Когда легенда джаза Джон Колтрейн впервые услышал, как Чарли Паркер играет на саксофоне, музыка, как он выразился, ударила ему «прямо между глаз». По словам неврологов, Колтрейн был совершенно прав.

Новое исследование показало, что когда мы слышим музыку, которая нам нравится, даже впервые, активируется часть той системы мозга, что ответственна за вознаграждение. Область, называемая прилежащим ядром, определяет, как мы оцениваем музыку — и даже предсказывает, сколько человек готов заплатить за новый трек.

«Это удивительное, прекрасное исследование,» — говорит музыкальный психолог Дэвид Хьюрон из университета штата Огайо, который не принимал участия в этой работе. Результаты помогут учёным понять, почему люди придают столько значения абстрактной последовательности звуковых волн. «Музыка — странная вещь. Не совсем ясно, имеет ли она какое-нибудь значение для выживания».

Любимая музыка, является ли она тяжелым роком или мягкой инструментальной балладой, вызывает глубокий эмоциональный отклик. Невролог Валори Салимпур вспоминает, как однажды слушала «Венгерский танец №5» Иоганна Брамса, когда сидела за рулём. Музыка так сильно впечатлила её, что та была вынуждена остановиться. Заинтригованная своим опытом, Салимпур присоединилась к Роберту Заторре в монреальском неврологическом институте при Университете МакГилл в Канаде, чтобы изучить, как музыка воздействует на мозг.

В 2011 году она и Заторре подтвердили, что дофамин, нейромедиатор поощрения, является источником интенсивных переживаний (например, «мурашки»), связанных с любимым музыкальным произведением. Они показали, что в центрах удовольствия у слушателей уровень дофамина быстро повышается во время ключевых отрывков любимой музыки, а также за мгновение до их наступления, словно мозг предсказывал их наступление.

Читайте также  Лучшие фильмы о музыке и музыкантах

Салимпур, работая сейчас в Ротмановском исследовательском институте в Торонто, хотела узнать, происходит ли реакция благодаря самой музыке или на основе эмоциональной привязанности к ней. Она выбрала 19 добровольцев, 10 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 37, которые рассказали о своих музыкальных вкусах. «Инди» и электронная музыка оказались самыми популярными направлениями. Салимпур проигрывала 30-секундные отрывки из 60 песен, которые испытуемые никогда не слышали ранее. Затем добровольцы оценивали, как много они были готовы заплатить за каждый трек (до 2$). Для того, чтобы сделать эксперимент более реалистичным, участники тратили свои собственные деньги, а в конце исследования получали CD с купленными треками.

Салимпур наблюдала с помощью МРТ, как мозг добровольцев реагировал на музыку. Множество областей мозга возбуждались, когда они слушали новую песню, но только активность прилежащего ядра хорошо коррелировала с тем, сколько участники готовы были заплатить за неё.

Прилежащее ядро, как считается, отвечает за приятные сюрпризы или «положительные ошибки прогноза», как называют их нейрофизиологи. Наш мозг хорошо приспособлен для использования таких шаблонов, как музыкальные последовательности, в целях предсказывания будущего. «Мы постоянно делаем предсказания, даже если незнакомы с музыкой», — утверждает Салимпур. — «Мы предсказываем, какой она будет».

Эти прогнозы основаны на прошлом музыкальном опыте, так что у любителей классической музыки будут другие ожидания, чем у фанатов панк-музыки. Но когда музыка звучит «лучше», чем ожидает наш мозг, прилежащее ядро буквально взрывается восторгом. Салимпур пришла к выводу, что музыке придаётся значение благодаря взаимодействию прилежащего ядра с центрами высшего мышления и распознавания образов.

Винод Менон, когнитивный нейрофизиолог из Стэнфордского университета в Пало-Альто, Калифорния, думает, что присутствие лиричных текстов в некоторых треках является «запутывающим фактором». «Мы не знаем, сама мелодия или языковые фрагменты обуславливают некоторые из этих эффектов», — говорит он. Салимпур отвечает, что предыдущие исследования показали, что эти эффекты наблюдались при прослушивании инструментальной музыки. Тексты, говорит она, кажется, не влияют на решение приобрести музыку.

В будущем Салимпур намеревается исследовать ещё одну область мозга — верхнюю височную извилину. Она хочет узнать, как эта область, в которой хранится память о звуках, которые мы когда-либо слышали, участвует в формировании наших музыкальных предпочтений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: