Музыкальный рынок на самоизоляции или в *опе?

Музыкальный рынок: драматическое падение и умеренные темпы восстановления

В 2020 году выручка от живых концертов упала более чем на 70%. Музыкальная индустрия надеется преодолеть кризис нововведениями в законодательство, которые позволят получать авторам музыки дополнительное вознаграждение с цифровых платформ.

Пандемия повлияла на все стороны жизни, и, конечно, вирус «поработал» и с музыкальным рынком. Эксперт практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PricewaterhouseCoopers (PwC) в России Кирилл Тихонов говорит «Культуре», что основной удар в 2020 году ожидаемо пришелся на сегмент концертных и фестивальных мероприятий.

— Выручка в этом секторе снизилась более чем на 70%. При этом в России доля данного сегмента в общем объеме музыкального рынка является одной из самых высоких в мире (78% в 2019 году), — делится он.

По данным PwC, в 2019 году общий объем рынка музыки в России составил 694 млн долл. В 2020 году он сократился на 47,7% и составил уже 363 млн долл. Объем же выручки от концертных и фестивальных мероприятий рухнул до отметки 129 млн долл.

В конце февраля корреспондент газеты «Культура» присутствовала на конференции Creative Global Talks, и там председатель правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев рассказал, что авторские сборы от «живых» концертов, за использование музыки в общественных местах, кафе, барах и ресторанах сократились в три раза.

Интересно, что падение сборов авторского вознаграждения в Белоруссии оказалось не таким драматичным, как в России, и составило всего 18% при прогнозах в 40%. По словам и.о. председателя Авторского совета Национального центра интеллектуальной собственности ( НЦИС) Ирины Видовой-Молчан, также участвовавшей в конференции Creative Global Talks, этот результат связан с тем, что при сборах авторского вознаграждения обратили внимание на цифровые платформы.

— Падение в три раза сборов авторского вознаграждения в России — удручающее. В НЦИС удалось сдержать падение сборов на оптимистичной цифре 18%. Это произошло потому, что обратили внимание на цифровые площадки, с которых удалось собрать в два раза больше денег по сравнению с 2019 годом, — говорит она. — Коль скоро мы уходим в цифру, нужно наводить порядок и принимать законодательные меры, которые будут регулировать выплаты авторских вознаграждений цифровыми сервисами.

Г-жа Видова-Молчан говорит, что это тенденция общемировая — так, в Германии готовится закон, который переносит ответственность за соблюдение авторских прав с пользователей на владельцев цифровых сервисов.

— Это очень правильно, потому что сейчас очень сложно, например, на YouТube, будучи правообладателем, доказывать свои права, — полагает она.

Неудивительно, что и в нашей стране предпринимались попытки достучаться до законодателей. Так, Российский музыкальный союз два раза обращался к правительству Российской Федерации, предлагая в том числе создать алгоритм начисления вознаграждения авторам со стороны цифровых платформ и сервисов. Также разрешить музыкальным организациям не платить НДС, а компаниям по управлению авторскими и смежными правами — страховые взносы. Кстати, высвобожденные средства планировалось направить авторам. Однако эти предложения не были приняты.

По волнам стриминга

Несмотря на то, что сегмент «живой» музыки беспрецедентно пострадал, по словам Максима Дмитриева, доход от использования музыки в интернете в 2020 году вырос на 40%.

Связано это в первую очередь с ростом стриминга. Во время локдауна пользователи с большей охотой стали проводить время в Сети. Подтверждают такой тренд и данные исследования компании Deloitte «Медиапотребление в России — 2020». Музыку с помощью цифровых сервисов слушали 87% респондентов в 2020 году и 73% — в 2019-м.

Рост музыкального стриминга — явление мировое. Кирилл Тихонов полагает, что Россия не является исключением, кроме того, именно отечественный рынок стриминга имеет потенциал роста.

— С учетом все еще достаточно низкого уровня проникновения платного потребления музыки, российский рынок имеет серьезный потенциал к дальнейшему росту. Стоит отметить, что в нашей стране сложилась довольно уникальная ситуация, когда лидерами рынка по количеству подписчиков являются сразу два местных музыкальных стриминговых сервиса — BOOM/VK Music и «Яндекс.Музыка», — говорит он. — При этом общий уровень конкуренции растет: прошедший год отметился выходом на наш рынок крупнейшего в мире стримингового сервиса Spotify и сделкой по приобретению Сбербанком местного сервиса «Звук» с целью дальнейшего развития в рамках экосистемы.

По данным PwC, к концу 2019 года размер аудитории «Яндекс.Музыка» сравнялся с аудиторией BOOM/VK Music. На них приходилось 76% подписчиков музыкальных стриминговых сервисов на российском рынке. За ними следовали Apple Music и «Звук» с равными долями по 10%. Сам же объем рынка музыкального стриминга по итогам 2020 года составил около 57,3% от общего объема отечественного музыкального рынка.

В пресс-службе «ВКонтакте» «Культуре» подтвердили, что за 2020 год количество подписчиков выросло.

— Все больше пользователей переходят на стриминговые сервисы. Сегодня доступ к музыке есть везде, где есть интернет. И главная тенденция сейчас — уникальность сервиса, то, что выделяет его среди других, — говорят в пресс-службе. — Сейчас в единой музыкальной экосистеме «ВКонтакте», BOOM и ОК (все эти сервисы принадлежат Mail.ru Group) свыше 4 млн пользователей с премиум-доступом. Самые же популярные музыкальные направления в 2020 году — это хип-хоп, поп и рок.

Но не стримингом единым была жива музыка в период режима самоизоляции. Онлайн-концерты попробовали заменить стадионы и площадки. Так, 20 марта прошлого года на платформе Okko состоялось выступление группы «Би-2». Оно собрало 2,5 млн зрителей. А первый музыкальный онлайн-фестиваль в России VK Fest 2020 за неделю собрал 41 млн зрителей. Онлайн-концерты Travis Scott в видеоигре Fortnite услышали и увидели 12,3 млн пользователей. Необычным опытом стал и концерт российского неоклассического музыканта Кирилла Рихтера в Minecraft.

И хотя эти онлайн-события украсили жизнь запертых на карантине пользователей, всерьез повлиять на рынок они не смогли. Его драйверами остались стриминговые музыкальные сервисы. 2020 год продемонстрировал тенденцию к интеграции сервисов в рамках одной экосистемы. Так, соцсеть «ВКонтакте» в прошлом году запустила единую подписку VK Combo: помимо музыки, туда входят скидки и бонусы в сервисах MRG — на еду, такси, каршеринг и т.д.

Максим Дмитриев полагает, что тенденции на музыкальном рынке, в общем, положительные и так или иначе ситуация выправляется.

— В ближайшее время рост цифровых продаж будет умеренным и составит 10-15%.

А вот организации по коллективному управлению правами в краткосрочной перспективе не смогут выйти на уровень докризисного периода 2019 года, — говорит он. — Это прежде всего касается публичного исполнения музыкальных произведений и фонограмм. Но по другим секторам рынка можно рассчитывать на сравнительно быстрое восстановление.

В PwC прогнозируют, что до 2024 года среднегодовые темпы роста отечественного музыкального рынка составят 6,9%, а его объем к этому сроку — 968 млн долл. Сегмент же рынка живой музыки сократится с 77,5% в 2019 году до 57,5% в 2024-м, а стриминг практически поглотит рынок музыкальных записей, только 7% от его объема будут приходиться на другие источники выручки рынка музыкальных записей.

Читайте также  Список жанров кантри-музыки

Новости

Эксперты рассказали какую музыку слушать и что есть в период самоизоляции

Раскрыты музыкальные предпочтения россиян во время самоизоляции. За последние три недели жители страны стали чаще слушать плейлист «Останьтесь дома», в то время как популярность подборки треков для вечеринок заметно снизилась. При этом им по-прежнему нравятся энергичные поп-треки для занятий спортом и работы. Кроме того, слушатели отдают предпочтение легким композициям, предназначенным для медитаций. Частота прослушивания эмбиента и даунтемпо выросла на 30 процентов.

Отмечается, что также возросла популярность шансона — россияне начали активнее добавлять его в свои коллекции. Среди пользующихся спросом жанра оказались и соул с фанком.

Композиции, в текстах которых упоминаются вирусы и карантин, тоже стали более прослушиваемыми. Речь идет, например, о таких песнях, как «Пандемия» Бьянки или «Давай останемся дома» Ольги Бузовой.

А Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи опубликовал примерную схему питания в условиях самоизоляции.

На завтрак эксперты советуют есть кашу, омлет, яйца, творог или творожные изделия или просто творог. Перекусывать стоит орехами, фруктами и сыром. В обед рекомендуется есть супы и блюды из мяса, птицы или рыбы, гарнир должен включать свежие овощи. Полдник может состоять из фруктов или сухофруктов. Ужинать следует блюдами из мяса, птицы или рыбы с гарниром.

Суточная норма калорий на самоизоляции не должна превышать 1500–1800. В дневном рационе должно быть не меньше 400 г овощей и фруктов, вместо белого хлеба лучше есть цельнозерновой, а также выбирать диетическое мясо и отказаться от мучного, газировок и соков, жирных продуктов.

«Никаких больше вечеринок»: как выжить в кризис музыкантам

У многих команд концерты, туры и выступления на фестивалях распланированы на год-полтора вперед. Что делать со всеми запланированными мероприятиями – вопрос, точного ответа на который не знает никто. Практика показывает, что российские артисты переносят мероприятия поэтапно, небольшими шагами: сначала на июнь, потом на конец лета или осень. Зарубежные коллеги часто сдвигают даты сразу на год.

Люди не покупают билеты, и это понятно: многие потеряли заработок частично или полностью, ни у кого нет чёткого понимания, что нас ждёт в ближайшем будущем. Продажи упали сразу с первыми ограничениями, а уровень возврата билетов, наоборот, возрос. И это действительно большая проблема для промоутеров и музыкантов, потому что деньгами, полученными с продаж, они давно уже покрыли текущие расходы: аренду площадки, рекламу, дизайн, полиграфию. Логичный вопрос: почему не запросить у клуба арендную плату назад? Потому что клубы эти деньги тоже уже раздали: выплатили зарплаты сотрудникам и покрыли свои расходы.

Группа теряет часть денег и на билетном сервисе. Вы покупаете билет, билетный сервис берёт комиссию – группа получает меньшую сумму, чем вы оплатили. А когда вы оформляете возврат, артист возвращает вам полную стоимость.

Очень важно объяснять ситуацию слушателям и доносить до них, что возврат билетов – это огромные убытки. Для людей, не занятых в индустрии, это совсем не очевидно. Напоминайте, что все купленные билеты можно будет использовать на будущих концертах, поощряйте и благодарите тех, кто не сдает билеты, если есть возможность. Отличный пример такого разъяснения – пост Веры Мусаелян, солистки группы «АлоэВера». Просто, по-человечески и очень понятно: https://www.instagram.com/p/B-caiepAabk/?igshid=epzbn8x3woeb

Используйте вынужденное затишье на благо: займитесь контент-планированием и раскачкой сообществ в социальных сетях. Цена привлечения подписчиков сейчас немного снизилась, музыкального трафика стало в разы меньше из-за отсутствия инфоповодов – идеальное время.

Вот что делает SoldoutMafia и рекомендует клиентам:
1. Измерить текущие показатели активности подписчиков сообщества.
2. Проанализировать, какие посты сообщества наиболее популярны: собирают больше лайков/репостов/комментариев, проранжировать их по этим признакам и выявить тенденции. Церебро всем в помощь!
3. На основании пункта 2 спланировать контент-стратегию.
4. Привлекать новых подписчиков, чтобы к моменту, когда концерты вернутся в нашу жизнь, быть в полной готовности.

Можно встроить в контент и рекламную стратегию работу с подпиской пользователей на рассылку. Эта база очень пригодится в дальнейшем: она позволит быстро оповестить большое количество подписчиков. ВАЖНО: такую рекламу можно запускать только на самую тёплую фанатскую аудиторию.

Причина 1 – Patreon. Знаете группу Alai Oli? А о том, что уже год они ведут страницу на Patreon? Сейчас группа получает около 2 000 долларов пожертвований фанатов ежемесячно. В сложный период это огромная помощь для музыкантов.

Если вы не знакомы с платформой – рассказываем. Patreon – это сервис, где слушатели могут поддержать любимую группу ежемесячными пожертвованиями от 1$. Каждый месяц со счета патрона списывается сумма, равная цене лота, на который он подписан. Лоты устанавливают сами музыканты, каждый уровень вознаграждения (пожертвований) предполагает свои бонусы, которые слушатель не найдет вне платформы: спеццены на билеты, подарочный мерч, возможность попасть в гримерку до/после концерта, закрытые концерты для подписчиков и другие плюшки.

Причем здесь соцсети? У Patreon нет удобной системы поиска, сюда приходят, чтобы поддержать уже знакомый любимый коллектив. Сначала развиваете соцсети – потом приглашаете поддержать вас на Patreon. По-другому не работает.

Причина 2 – PLANETA.RU. Команда группы Lumen, с которой мы работаем по Digital, запустила проект на Планете по сбору средств для записи домашнего альбома в условиях самоизоляции. Проект стартовал 30 апреля. К 15 мая удалось собрать 841 700 рублей. Вывод тот же: любите своего слушателя, выстраивайте с ним тёплые искренние отношения и позвольте поучаствовать в вашем творчестве.

За время самоизоляции, кажется, мы видели онлайн всё: домашние и студийные концерты, фан-встречи, фестивали, конференции и мастер-классы стали частью нашей жизни.

Всё это отлично работало в начале самоизоляции, но сейчас пользователи пресытились и немного устали.

Теперь недостаточно быть просто классным, чтобы привлечь аудиторию. Разворачивается настоящая борьба за внимание пользователей. Каждый старается выдумать какие-то фишки, которые подтолкнут аудиторию выбрать именно этот эфир из 4–5, что идут в это же время. Поэтому ищите новые решения, которые привлекут внимание к вашей трансляции.

Например, «АлоэВера» устроили «Тусовочку без риска» – онлайн-концерт с качественным звуком, изображением в ZOOM, где слушатели могли общаться с музыкантами и задавать вопросы. А ещё в процессе выступления на экране появлялись домашние танцы участников конференции.

А Lumen объявили о создании фан-клипа. Ребята опубликовали фрагмент новой песни и предложили слушателям прислать короткое видео на неё: «Танцуйте, стойте на голове, разыграйте сценки, устройте батл – никаких ограничений! Только эмоции, которым вы даёте волю под эту песню, где бы вы ни находились сейчас в самоизоляции!».

При проведении онлайн-трансляций, выступлений в Зуме и т п. используйте систему донатов (добровольных поощрений) вместо фиксированной оплаты за билет на онлайн-событие. Это позволит избежать негативной реакции аудитории.

Если ещё полтора месяца назад зритель был готов платить за онлайн-выступления, то сейчас он избалован большими спонсорскими концертами и бесплатными трансляциями и недоумевает, почему за онлайн-просмотр нужно платить. Поэтому важно придумывать новые решения для привлечения внимания к вашей трансляции среди всех, что идут в это же время.

Читайте также  BrainStorm: музыкальное путешествие длиною в 30 лет

При этом стоит объяснять, почему вам важна такая денежная благодарность: рассказывать о текущих расходах, убытках из-за отмены концертов и т. п.

Отличный пример онлайн-выступления за донаты – группа «Порнофильмы». Ребята делали стрим в YouTube с телефона и прикрутили к трансляции ссылку на сайт Фонда борьбы с лейкемией. Своим выступлением музыканты хотели привлечь внимание к тому, что кому-то сейчас сложнее, чем всем нам. И у них получилось: за время трансляции удалось собрать 854 762 рубля.

Если вы хотите настроить прием донатов для своих трансляций, можно воспользоваться приложением Open Broadcaster Software (OBS). Программа доступна для всех ОС и понятна в настройке и использовании. Но перед началом работы подробно изучить инструкцию все-таки придётся. Делимся пошаговым руководством по настройке приложения для ВКонтакте.

Ещё вам потребуется дополнительная регистрация на платформе по типу Donation Alerts (самая популярная платформа среди российских пользователей) для вывода средств.

Любимчик SoldoutMafia и неоспоримый карантинный лидер – ZOOM

Во время карантина Zoom буквально взорвал интернет. На данный момент это самый удобный сервис, который позволяет проводить онлайн-конференции до 1 000 участников (в зависимости от выбранного тарифа).

Здесь проходят рабочие встречи, дистанционное обучение, вебинары, домашние вечеринки и многое другое. Мы проводим здесь еженедельные конференции «Музыкальный рынок на самоизоляции или в *опе?» (пример выпуска)

А здесь можно найти инструкцию по настройке конференции в Zoom с трансляцией на YouTube.

Где ещё можно проводить трансляции?

И напоследок делимся еще несколькими онлайн-решениями для проведения ваших виртуальных мероприятий.

Платформа для взаимодействия зрителей с онлайн-конференциями MeYou

MeYou — команда с 5-летним опытом активного использования двух важнейших компонентов для рынка в нынешних условиях: SecondScreen + коммуникации зрителей со сценой. Опыт работы на 1300+ форумов.

Доступные инструменты:

  • Взаимодействие с аудиторией.
  • Можно включить трансляцию во весь экран и продолжить знакомиться, голосовать и задавать вопросы в телефоне (технология Second Screen).
  • Можно свернуть конференцию и слушать ее фоном, продолжая работать. А в это время в телефоне будет идти текстовый репортаж с самыми важными цитатами спикеров, там же будут писать другие зрители, и можно будет голосовать по ходу конференции.
  • Знакомства зрителей между собой.
  • Нетворкинг прямо на сайте и параллельно в телефоне. Это не просто немодерируемый общий чат, а чаты ТЕТ-А-ТЕТ.
  • Спонсорские чаты.
  • Конференция у вас на сайте, а не на внешней платформе.
  • PayWall — часть контента может быть платной.
  • Авторизация через соцсети.

Площадка для онлайн-мероприятий от Livesignal

Съёмочный павильон Livesignal расположен на Арме и включает в себя:

  • 300 м2 пространства;
  • 24/7, с парковкой без заявок;
  • жирный (с резервом) интернет-канал;
  • аппаратный комплекс в Full HD и 4K;
  • гримёрка с кухней и зоной отдыха;
  • съёмочная зона с готовыми фонами, а также возможность построить любые декорации или завесить все чёрной тканью;
  • потолочные фермы для световых приборов.

Сервис для проведения онлайн-мероприятий от «АСТ Телеком»

Для тех, кто хочет провести мероприятие в онлайн-формате на телевизионном уровне. В распоряжении «АСТ Телеком» собственная съёмочная студия, новейшее оборудование, модератор конференции, профессиональный ведущий, техническая поддержка 24/7.

Платформа для онлайн мероприятий DEEP Platform

DEEP Platform — это интерактивная среда для онлайн-мероприятий от EventPlatform.

Особенности платформы:

  • «Живое расписание»: каждый элемент программы может «взаимодействовать» с участниками до, во время и после сессии. Вовлечение, опросы, контроль присутствия.
  • Мегачат: адаптивная лента новостей, отзывающаяся на то, что говорят докладчики, несущая разные формы контента, в том числе интерактивные.
  • Трансляция без ограничения количества участников.
  • Виртуальный ведущий, LIVE-комментатор и онлайн-монтаж (склеивание и показ слайдов и видеороликов «на ходу», титры и инфографика).
  • Синхронный перевод.
  • Видеовстречи, интервью, групповые упражнения – любая модель, любая механика панельной дискуссии, учебной сессии, бизнес-игры или даже тимбилдинга теперь реализуется в онлайн.

Онлайн-трансляции и телемосты от Comdi

Comdi — агентство по организации онлайн-трансляций и телемостов любого масштаба и большая оборудованная студия телевизионного уровня в Москве. На рынке уже более 10 лет.

Eсть всё, что необходимо для организации идеального освещения события в онлайн-среде:

  • Телевизионное качество онлайн-трансляции физических мероприятий: мастер-классов, международных форумов, концертов, модных показов, спортивных мероприятий.
  • Онлайн-конференции из нашей студии или с вашей площадки – на выбор, доступная миллионам зрителей через плеер Comdi, YouTube, Facebook и другие сервисы.
  • Творческая и техническая поддержка на всех этапах трансляции: от подготовки сценария до организации многокамерной съёмки и телемостов.

Как видите, возможностей для проведения онлайн-событий любого (или почти любого) формата сегодня действительно много. Но есть и совсем нерешённые вопросы: например, пока нет сервиса, который позволял бы музыкантам из разных мест (что в период строгой самоизоляции особенно актуально) делать совместные выступления в режиме реального времени без задержки звука. Вполне возможно, благодаря кризису скоро мы получим решение этой проблемы. А пока – очень ждём и ищем.

И последний, но очень важный совет. Не нужно пытаться делать что-то, что вам неприятно. Есть артисты, которые хотят быть подписчикам настоящими друзьями и вместе воплощать любые творческие идеи. Есть артисты, которые держат дистанцию и общаются со слушателями более сдержанно. И те, и другие прекрасны. И у первых, и у вторых есть своя аудитория, которой нравится именно этот тон общения. Оставайтесь собой!

На этом всё. Пусть мы все будем здоровы и как можно скорее вернемся к живым концертам, которые, конечно, не заменит ни одна трансляция!

Музыкальный рынок

Поговорим о том, как работает музыкальный рынок, прежде чем мы услышим песню по радио или в приложении.

Музыкальный рынок – огромное количество людей, которые делают свою работу и следят за тем, кто нарушает их права. Так сложилось, что музыкальная сфера в России самая развитая в сфере защиты авторского права. Скандалов с плагиатом достаточно.

Что за люди находятся на рынке: авторы тесты, композиторы, смежники – кому принадлежать смежные права, например исполнитель или изготовитель фонограммы и отдельный вид – правообладатель. Это тот, кто использует готовые материалы, потому что покупает на них права.

Но не всегда люди, которые пользуются готовыми результатами – правообладатели. Есть продюсеры, лейблы, музыкальные центры, продюсерские компании, которые распоряжаются абсолютно всеми правами, потому что получили их от всех работников, кто создал песню.

Вспомните хотя бы случаи ухода артистов из лейбла Black Star, где компанию вовсю цеплялась за свои права.

Для чего компания заполучает исключительные права? Чтобы на этом зарабатывать, то есть после получения исключительных прав, она может заниматься цифровой дистрибуцией, продавать лицензии, делать клипы и забирать вознаграждение.

Только получение на все это прав дает право компании зарабатывать на чужом творчестве. Но некоторые авторы не передают свои права полностью. Что делает компания – использует роялти и вознаграждения за передачу определенного объема прав.

В основном это договор лицензии, где определяется территория, сроки, вознаграждение и объем исключительных прав, которые может использовать вторая сторона. Это выгодно как для автора, так и для компании. Cтороны получают что хотели, но отчуждение исключительных прав для компании естественно лучше. Шаблоны обоих договоров вы можете получить на сайте регистрации авторских прав iReg.pro

Вернемся к музыкальному рынку. Сейчас есть рынок цифровой дистрибуции, которые представляют собой цифровые площадки для прослушивания и покупки музыки, например стриминговые сервисы по типу Spotifay, Apple Music. Есть рынок производных произведений.

Мы можем продать музыкальное произведение для того, чтобы из него сделали рекламу или для публичного исполнения на радио. Это случаи, когда люди слушают, но не платят. Платит площадка, которая проигрывает. Она платит отчисления в ВОИС, ВОИС платит РАО, а РАО распределяет вознаграждение среди авторов. А ВОИС распределяет его среди исполнителей и изготовителей фонограмм, а те отдают часть своего заработка лейблам и компаниям, которые их продвигают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: