Музыка в стиле инди-рок: история

Инди-рок (Indie-rock)

Опубликовано в Ср, 08/08/2012 — 13:28

Прежде чем начать писать эту статью, я прочитала много умных ресурсов, чтобы выяснить, что же такое indie-rock. Так и не выяснила. Придется начинать с начала. Итак, indie-rock – это такой себе независимый рок (independent). Однако это не конкретный стиль, а вся альтернативная музыкальная сцена, засевшая в андеграунде. Это некоммерческая музыка, в большинстве случаев интересная самим музыкантам. С чего начался инди-рок? Как и положено, он появился в США и Великобритании в 1980-х годах. Тогда панк вышел из моды, его место занял пост-панк, который не завоевал массовую аудиторию. Звукозаписывающие лейблы, издававшие панк десятилетием ранее, также оказались неактуальными, и ушли в подполье. Вот такие вот лейблы стал называться независимыми, то есть, indie. Однако большая часть рынка принадлежала major-лейблам, которые записывали и издавали исполнителей, представлявших коммерческую ценность. Со временем indie-лейблы стали расти, как грибы, и у молодых исполнителей практически не возникало проблем с тем, где бы издать свой альбом, поскольку можно было обратиться на один из indie-лейблов. Однако был один существенный недостаток – indie-лейблы не гнались за коммерческим успехом своих питомцев. Все, чем могла довольствоваться группа, — это пару десятков дисков, записанных и растиражированных за средства самих исполнителей.

Но вернемся непосредственно к музыке. В то время, как монстры металлической сцены AC/DC, Iron Maiden, Motorhead и Manowar сотрясали стадионы, образовалась целая плеяда молодых музыкантов, чью музыку красноречиво называют колледж-роком. Эти ребята играли пост-панк, дженгл-поп, нойз-рок, шугейзинг и прочие андеграундные направления с непроизносимыми названиями. Из таких коллективов позже выросли и весьма популярные команды R.E.M., The Smiths, Pixies, My Bloody Valentine и New Order. Музыка этих ребят транслировалась на малобюджетных студенческих радиостанциях, а основную массу слушателей составляли однокурсники и однокашники.

Однако время шло, и то, что считалось уделом подполья, вышло в мейнстрим. Невиданного коммерческого успеха достигли гранжевые Nirvana и Pearl Jam, поп-панковые Green Day и The Offspring стали олицетворением новой волны панка на западных телеканалах, а Oasis вообще перешли в разряд культовой британской группы. В общем, всё, что еще пять лет назад имело малочисленную аудиторию преданных фанатов, теперь вдруг перестало быть indie. Эти ребята мелькали на MTV, а их альбомы продавались миллионными тиражами. И если ранее вся альтернативная музыка считалась андеграундом и причислялась к indie-року, то в 1990-х ситуация резко изменилась. Инди-исполнителями стали считаться только те, кто не желал сотрудничества с крупным лейблом и трансляции клипов на MTV. Тогда инди-команды отошли от гранжа и панка, и переключились на более олдскульную тему – блюз, рок-н-рол, кантри, рокабилли и свинг. Помимо этого, в среде инди-рока возникли новые стили: эмо, нойз-поп, lo-fi, sadcore, post-rock, space rock и math rock. Останавливаться на каждом их этих направление нет смысла. Стоит лишь отметить, что в большинстве это экспериментальные направления с элементами электроники, джаза, фолка и поп-музыки. Со временем эмо, пост-рок и мат-рок перешли в разряд популярных стилей, как это в свое время произошло с гранжем и панком.

Что же сейчас следует относить к инди-року? Это отдельные команды, которые подчеркивают свою независимость от обстоятельств. Это некоторые коллективы, которые просто играют музыку, которая им интересна. Некоторые издания называют The Gossip, The White Stripes, The Strokes, The Black Keys и Arctic Monkeys инди-группами. Однако число реализованных альбомов, число посетителей на их концертах и регулярные упоминания о них в музыкальных изданиях опровергают данное утверждение.

Тогда что стоит называть инди-роком? Малоизвестные коллективы, которые не гонятся за славой и гастрольными турами. Такие группы, которые довольствуются редкими выступлениями в барах и полуподвальных клубах. Это такие исполнители, которые делают музыку ради музыки и своего удовольствия. Правда, большинство из них лишь прикрывает определением indie отсутствие амбиций или возможностей для продвижения своей музыки в массы.
Более того, на мой взгляд, в наши дни термин indie rock неактуален. Он имел смысл в те времена, когда звукозаписывающие лейблы еще имели серьезный вес. Тогда, в 1980-х и даже в 1990-х, если ты играешь неинтересную и коммерчески бесперспективную музыку, то за твою команду вряд ли возьмется серьезный лейбл. Сейчас же, когда каждый музыкант сам себе звукорежиссер, продюсер и оператор, можно добиться известности без помощи рекординговых компаний. Не нужно покорять вершины радиочартов и пробиваться на телевидение. Достаточно просто залить концертный клип или репетиционную демо-запись в Интернет, и если тебе повезет, то на следующее утро ты проснешься знаменитым.

Музыкальный жанр indie rock: нестандартные мелодии рок-музыки

Indie rock – поджанр альтернативного рока, возникший в 80-х. Первоначально термин использовался для обозначения стилистики отдельных исполнителей, которые отказались от коммерческого звучания, лирики. Исполнители и студии звукозаписи попадали в категорию независимых. В музыкальном мире тяжело провести четкую границу между инди-роком, поп-роком и панк-роком.

Общее представление об инди-рок

Термин indie rock полностью соотносится со словом независимость от коммерции. Из-за низкого бюджета треки часто отличались слабым звуком. Не меньшие сомнения возникали относительно талантов музыкантов. Но такой подход позволил сохранить возможность реализации творческой подачи, прославиться через собственные наработки.

Стилистика и манера исполнения разнообразна, в мелодиях используются элементы панка, психоделии, поп-рока. Поэтому разграничивать и разделять жанры проблемно. Понятие альтернативного рока и инди-рока взаимосвязано, а движение началось с момента появления группы Nirvana.

Большинство проектов не достигало узнаваемости, единицы запомнились широкой аудитории. Ещё одной особенностью музыки в стиле indie rock является постоянное экспериментирование с музыкальным сопровождением, использование нестандартной или эмоциональной лирикой. Музыку часто исполняют женщины, среди которых Bikini Kill, Huggy Bear. Последние боролись за равноправие полов через песни и постоянные выступления на сцене.

Упоминания и развитие жанра в 80-х

Первыми музыкантами в числе инди-рок исполнителей стали Buzzcocks. Ребята из Великобритании записали пластинку Spiral Scratch на независимом лейбле. Неплохие результаты и освещение жанра в СМИ стало причиной развития. Но не все эксперты относят коллектив к indie rock, оставляя их первенство в punk.

В США в этот период появляется инди-рок сцена, не связанная с Великобританией. Возникает множество коллективов в колледжах, отдельные из них дошли до профессионального уровня. Ключевыми группами считаются R.E.M., Husker Du. В 1986 появляется интерес к жанру и большого количества лейблов.

Видными студиями звукозаписи стали Dischord Records, Matador Records, Touch Records. В конце 1980 пользовался популярностью панк-рок с громкими и искаженными звуками электрической гитары с сильным доминированием барабанов и абразивным вокалом. В начале 1990 подход к созданию инди-рок музыки преобразился.

Альтернативный рок преображается: вхождение в 90-е

В 90-х альтернативная сцена пережила значительные изменения. Повальное использование гранжа, смягчение мелодий и более яркая лирика. Отражение этому наблюдается в росте популярности Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana, Soundgarden. Ребята добились успеха с записью композиций.

Читайте также  Топ-10 инструментов для продвижения молодых музыкантов

Альтернативные проекты оказались мейнстримом, а термин «альтернатива» утратил первоначальное значение. В творчестве больше проявляется коммерческая сторона, привлекшая внимание крупных студий. Композиции выстраиваются вокруг синтезаторов, драм-машин, компьютерной обработки звука.

Инди-рок после придания нового значения разбили на поджанры, где выделяется lo-fi, noise pop. Музыка отличалась использование различной лирики, вокала и инструмента. Космический рок наполнен минималистическими актами из музыкальных вставок, а пост-панк – эмоциональными переживаниями ставшие причиной появления emo-культуры.

Современная музыка в стиле indie rock

В 2000-х жанр выходит на следующий уровень развития, что стало возможным благодаря использованию новых технологий, появление интернета. Молодые исполнители продвигали собственные творения в сети, добиваясь успеха. Коммерческая составляющая возрастала, что приобретало угрозу и причину снижения значимости инди-рока.

Исполнители пытались возрождать забытые стили, использовали гранж, рок-н-ролл, панк и паб-рок. На рок сцене среди популярных исполнителей выделяются Electric Six, Detroit Cobras, The Buff Medways. Часть поджанров развивались собственным путем, оставляя эмоциональность.

Среди прародителей эмо-культуры находятся коллектив Weezer, Sunny Day Real Estate, Panic!, My Chemical Romance. Музыка выходила за пределы панк-рока и раскрывала позиции индивидуальности и нестандартности людей.

Музыка в стиле инди-рок: история

Журнал Eatmusic всегда любил и уважал инди-музыку. Музыка в стиле инди-рок – один из столпов сегодняшней качественной музыки, а большинство новых групп и исполнителей начинают именно с этого жанра. Поэтому было бы вполне логично рассказать читателям о том, что такое инди-рок, и как зарождался жанр.

Музыка в стиле инди-рок: история

Происхождение понятия

Сам термин “инди” происходит от английского independent – независимый. Формально он предполагает независимость от коммерческих интересов, модных тенденций и самостоятельную работу над собственным проектом (не только музыкальным). Проще говоря, следует идеологии DIY – Do It Yourself. В музыкальном контексте это означает, что группа, лейбл, или исполнитель самостоятельно пишут, записывают и выпускают новую музыку в противовес мейджорам – гигантам индустрии. Часто это не приносит прибыли, либо гонорары весьма скромные, записи выкладываются в свободный доступ, а многие группы тонут в бездне себе подобных. Но инди-музыка оказала колоссальное влияние на всю музыкальную индустрию, заставив крупных игроков начать бороться за многие из групп-представителей жанра.

При этом стоит оговориться, что далеко не вся независимая деятельность – это инди, и не вся музыка в стиле инди-рок независима. Но к этому мы вернемся.

Инди-музыка существовала всегда

Следуя концепции независимости от больших лейблов, можно сказать, что инди-музыка появилась в тот день, когда появился первый музыкальный лейбл. Но, по правде говоря, никто не знает, когда именно это произошло. Еще в 1950-х появились первые независимые лейблы. В США это были Sun Records, King Records и Stax. В Великобритании создание независимых лейблов тормозилось. Многие художники, артисты и музыканты открывали собственные инди-лейблы (хотя тогда термин еще отсутствовал) в виде магазинчиков для продажи собственной продукции, но их быстро закрывали или поглощали мейджоры.

Для противостояния крупным игрокам рынка многие предприятия объединялись. Так, например, в США образовалась Национальная академия искусства и науки звукозаписи (NARAS), которая сейчас вручает Грэмми – самую авторитетную награду в мире музыки. Туда вошли 25 организаций. Среди них такие лейблы, как Herald, Ember и Atlantic Records, которые сейчас являются мейджорами. Это наглядный пример парадокса инди, когда независимый лейбл или коллектив становится настолько популярен, что больше не может приписывать себя к инди-культуре, хоть и делает качественный продукт, принесший ему эту популярность.

В 1970-х в тех же штатах появилась еще одна организация: National Association of Independent Record Distributors (NAIRD), которая в 2004 году стала A2IM – одной из крупнейших организаций, представляющих интересы независимых лейблов. Существовали корпорации и поменьше. Например, основанная в конце 1980-х Independent Music Association (IMA), достигшая численности в 1000 лейблов в 1990-е – лучшие свои годы. Или Affiliated Independent Record Companies (AIRCO), главным участником которого был панк-трэш-рок лейбл Mystic Records.

Всех компаний не перечесть, но из этого количества можно сделать три вывода. Во-первых, людям нужна альтернатива мейджорам. Во-вторых, музыка в стиле инди-рок – это целый пласт индустрии, который в значительной степени на эту индустрию влияет. И в-третьих, инди-музыка сформировала свой собственный музыкальный мир.

Эти три вывода привели к тому, что в 1980 году был сформирован первый Британский Инди-чарт (UK Indie Chart). Тогда же стало понятно, что индустрия нуждается в лучшей организации, а лейблы решили заняться самоидентификацией – находить фирменные черты своей организации и подбирать группы согласно собственным вкусам и интересам. Именно в это время термин “Indie” плотно засел не только в головах музыкантов и около музыкальных людей, но и у огромной армии поклонников независимой музыки.

Становление жанра в 1980-х

Несмотря на гигантское жанровое разнообразие, главным направлением инди-музыки является рок. Музыка в стиле инди-рок – это не поджанр. Это целая история, в которой есть победы, поражения, драмы, периоды расцвета, упадка, негатива и оптимизма, распады культовых групп, грандиозные воссоединения и даже кровная вражда.

Есть две главных территории развития инди-рока: Великобритания и США. И здесь надо отметить, что оба этих полюса сыграли огромную роль в популяризации жанра. Разница лишь в культурных и временных особенностях. Если в Великобритании условно создали инди-рок, то в США тенденцию подхватили и раскрутили. Так было до 2006 года, когда Arctic Monkeys показали, что такое Интернет, и открыли путь глобализации. А до этого…

Случай с The Smiths

Начнем с Великобритании 1980-х, когда название лейбла начало уступать место названию группы, которая на нем пишется. The Smiths – культовая инди-рок группа, образовавшаяся в 1982 году в Манчестере. Джонни Мар, гитарист и один из основателей, рассказывал, как круто было найти группу и записать с ней диск: “Там, где я родился, невероятно престижно самому записать диск. Если ты попал в группу, которая на это способна, и у тебя есть единомышленник, который мечтает о том же – это уже полдела”. К сожалению, не всем удавалось себя найти. Для многих слова “инди-рок” и “независимая музыка” стали визитной карточкой группы-неудачника, которую гоняли, и которая огрызалась на эти гонения, упорствуя в своей музыке. Никто не знает, сколько талантов мы потеряли в тот момент. Впрочем, наверняка многие группы тогда представляли собой действительно мусор. Однако вскоре всё изменилось. Виной этому – брит-поп. Именно брит-поп вывел независимую музыку из тесных андеграундных клубов на гигантские площади.

В 1980-х The Smiths были самой популярной инди-рок группой Великобритании. Парни любили выступать в небольших клубах, где можно было видеть глаза каждого поклонника, они не создавали ограждений между сценой и танцполом, они были на равных со зрителями. К 1986 году The Smiths собирали огромные концертные площадки даже в США, а новый лейбл твердил, что через пару выступления они станут вторыми U2. Но, как сказал Джонни Марр, не всем нужны вторые U2. Появилась неуверенность, и в 1987 году Марр покинул группу. Тогда эстафету перехватили The Stone Roses, вдохнувшие свежий, танцевальный воздух в брит-поп.

Читайте также  20 лучших музыкальных продюсеров всех времен

Одним из главных событий тех лет, показавших, как музыка в стиле инди-рок повлияла на массовую культуру и заставила обратить на себя внимание, стало выступление The Smiths на британском “голубом огоньке” Top Of The Pops в 1983 году. Джонни Марр рассказывал, что тот день был самым напряженным в их жизни, и что группа чувствовала себя совсем не в своей тарелке. Организаторы недоумевали, что The Smiths не будут переодеваться перед эфиром, а Моррисси захотел выйти на сцену с букетом гладиолусов вместо микрофона, чтобы люди видели, насколько это шоу неестественно. Хоть группа была из Манчестера, в контексте Top Of The Pops музыканты были инопланетянами.

Брит-поп 1990-х

Это шоу видел Ноэл Галлахер. В начале 1990-х он с братом Лиамом организовал другую культовую группу, ставшую самой популярной британской рок-группой в мире – Oasis. В 1993 году Oasis заключили контракт с известным инди-лейблом Creation Records и после нескольких туров стали одной из самых знаменитых групп Великобритании, собравших в 1996 году 250 тысяч человек на двухдневном фестивале в Небуорт. В тот день брит-поп достиг своего апогея. Жанр перестал быть народным.

Oasis

Недавно песню Oasis – Wonderwall – один из главных гимнов второго альбома (What’s the Story) Morning Glory? – признали самой британской песней в истории. Это неудивительно, ведь уже первый альбом Definitely Maybe носил в себе дух Британии с песнями Live Forever и Cigarettes & Alcohol. Музыкальный журналист Джон Робб назвал песни Oasis концентрацией всех лучших звуков брит-попа.

Но брит-поп не был бы брит-попом без главных популяризаторов направления и главных соперников Oasis – Blur. Дэймон Албарн и компания создали то, что стало новым молодежным гимном 1990-х – альбом Parklife (1994) и сингл Girls and Boys с диско-ударными, басами Duran Duran, грязными гитарами и текстом о сексе. Басист Алекс Джеймс заявил, что Girls and Boys отлично слушается, когда ты пьян, поэтому она так популярна у молодых людей. Группа победила в четырех из пяти номинаций на BRIT Awards 1995 года.

Нельзя обойти стороной и новаторов Suede, отыгравших жесткую Animal Nitrate перед тётями и дядями во фраках на светском конкурсе NME. Эффект брит-попа был настолько сильным, что на некоторое время инди-жанр встал в оцепенении, не зная, что делать дальше. Инди-рок перестал быть борьбой с мейнстримом, он сам стал мейнстримом. Все поняли, что альтернативная музыка, которую все считали вторым, а то и третьим сортом, вышла в топ с мультиплатиновыми пластинками и стадионами поклонников. Это то, что люди хотят слушать и покупать. Казалось, музыка в стиле инди-рок в тупике.

Выход из тупика

В этот момент появились The Libertines с Питом Доэрти и Карлом Баратом. Они демонстративно нарушали все правила, показав, что значит снова и снова пытаться пробиться из низов со своей музыкой, и вернули инди-музыку с высоты сцены стадиона на небольшую местную площадку. Доэрти дал весьма наглядную оценку того, кем были The Libertines: “Если Oasis – это голос кварталов муниципальной застройки, то The Libertines – голос того, кого спустили по водостоку в этих кварталах, и по пути он пытается вычислить, какой сегодня день”. Это парни без тормозов, дебоширы и бунтари, которые играли так, словно это последнее их выступление в жизни. Они, подобно The Smiths, рушили все барьеры между собой и фанатами.

К сожалению, группа распалась в 2004 (снова воссоединившись в 2015), но успела показать путь новым молодым группам. По этому пути пошли Kasabian (самые яркие представители брит-попа 2000-х), The Arctic Monkeys, которые до сих пор развиваются и исследуют новые территории, The Kooks – самый каноничный инди-бэнд, Franz Ferdinand – парни, которые не боятся дурачиться и выглядеть придурками, а также группы из США: The Killers, родившие целую эпоху американского инди-рока, Yeah Yeah Yeahs – иконы нью-йоркского андеграунда, The Strokes, чья простота и драйв позволили им стать лучшей рок-группой 2000-х, Interpol с их фирменным пост-панковским отчаянием и еще много десятков коллективов, у каждого из которых есть свой узнаваемый стиль и звук. Если в 1990-х было несколько условных лидеров в мире инди-рока, то к середине 2000-х их стало в разы больше по обе стороны океана.

Направления рока: Indie Rock

Опубликовано: 2015-07-13 / Автор: Сергей Хмарук

Здравствуйте, дорогие друзья! Очередная информационно-ознакомительная статья из рубрики «Направления рока», в которой вы познакомитесь с еще одним стилем под названием Indie Rock, узнаете его особенности и тонкости, а также самый ярких представителей этого жанра.

Indie Rock (инди-рок) – это довольно обширный термин, который обозначает очень широкий диапазон стилей и подпольных музыкантов, которые объединены между собой причастностью к контркультуре и рок-музыке. Поначалу термин «инди» означал независимые лейблы, однако в последнее время его стали применять непосредственно по отношению к музыке, которая и выпускалась на этих лейблах.

В восьмидесятых термин «инди-рок» означал тоже самое, что и «альтернативный рок» и применялся с целью разделить рок-исполнителей по географическому принципу. Так, альтернативный рок был прерогативой американцев, а инди-рок – для британцев. После того, как представители гранжа и пост-панка пробились в мейнстрим, в девяностых термин стал обозначать андеграундных исполнителей, играющих альтернативный рок. В двухтысячных, в результате метаморфоз в музыкальной индустрии и увеличения доли интернета в продажах пластинок, инди-рок становится коммерчески рентабельным мероприятием, что привело к тому, что термин прочно закрепляется за соответствующей нишей музыкантов.

К настоящему моменту под понятием «инди-рок» понимается изящная, ретроспективная, мягкая музыка без агрессии и дисторшна. Кроме того, сюда причисляются также и не-роковые исполнители грустных и меланхолических баллад.

С первой половины восьмидесятых понятие «инди» стало использоваться по отношению к саунду, который выпускался на независимых лейблах пост-панковской музыки. Прообразом движения инди на территории Соединенных Штатов стала колледж-сцена, яркие представители которой пользовались неизменной популярностью на различных студенческих и аматорских радиостанциях. Главными группами данного течения стали R.E.M. и The Smiths. Играя в стилях джангл-поп, они составили серьезную и мощную конкуренцию популярному в то время синти-попу.

В то время, как джангл-поп был присущ исключительно Британской сцене, в Соединенных Штатах предпочитали куда более жесткую альтернативу и панк-музыку. Так, нойз-рок – это еще более хаотичное и резкое течение в панк-роке, в котором определенно подчеркивается громкий и искаженный звук электрогитары, а также мощные барабаны.

Зарождение британского инди-рок движения было ознаменовано работой таких групп, как The Wedding Present, в том числе Primal Scream и других. Они оказали мощное влияние на развитие более поздних поколений музыкантов альтернативной сцены и дали название обширной музыкальной нише.

В девяностых сцена альтернативного рока стала преобразовываться. Такие представители гранжа, как Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam завоевали мейнстрим и стали коммерчески успешными проектами. Панк-движение вновь зарождается в лице таких банд, как The Offspring и Green Day. Они получили очень широкую популярность и причислялись журналистами к классической альтернативе. Параллельно с этим в Великобритании набрал мощных оборотов брит-поп. Он унаследовал много чего из инди-рока восьмидесятых и был представлен такими не менее известными коллективами, как Blur и Oasis. В результате всех вышеописанных метаморфоз понятие альтернативного рока потеряло свое исконного значение и наряду с инди стало обозначать легкие формы коммерчески прибыльной музыки.

Читайте также  Музыкальная концепция Тилля Линдеманна: стиль Rammstein и Lindemann

Уже к концу девяностых в пределах indie rock стал выделяться перечень новых поджанров и сцен. В след за инди-попом возникли лоу-фай, нойз, эмо, пост-рок, а также мат-рок, спейс-рок и многие другие.

В нулевых в результате снижения продаж физических носителей и значительного увеличения значения интернета в продвижении музыки, конечно же, привело к тому, что целая плеяда инди-рок-групп добилась неимоверного успеха. В связи с этим обозначение «инди» стало применяться и ко всем другим формам популярной рок-музыки. В итоге современные музыкальные критики пришли к выводу, что к настоящему моменту термин «инди» утратил свое первоначальное значение.

Успех многих банд в начале двухтысячных неимоверно вдохновил многих молодых исполнителей, которые продолжили формировать современные веяния в рок-культуре. Некоторые из них копировали эстетику пост-панка, другие – гаражного рока. В конце десятилетия процесс генерации новых инди-групп стали называть довольно уничижительным описательным термином «лэндфил-инди». Данное понятие ввел некий Эндрю Харрисон в журнале о рок-музыке под названием The Word.

Сейчас большая часть инди-рок культуры России находится в андеграунде. Впрочем, некоторые из них участвуют в масштабных мероприятиях и даже известны на международной сцене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: