Музыка приносит удовольствие как секс и наркотики

В мозге нашли связь между сексом, наркотиками и рок-н-роллом

Pulp Fiction / Miramax Films / 1994

Канадские ученые обнаружили, что за наслаждение музыкой в мозге отвечает та же система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Музыка представляет собой общечеловеческий феномен, присущий всем известным современным и прошлым культурам. Она становится одним из первых опытов восприятия внешнего мира, поскольку матери инстинктивно напевают, убаюкивая новорожденных. О важности музыки для людей говорит также то, что она — неотъемлемый компонент различных значимых событий, таких как праздники, религиозные церемонии, спортивные мероприятия и другие, кроме того, музыкальное произведение (гимн) служит одним из символов любого государства.

За последние 15 лет появилось множество исследований, посвященных различным аспектам восприятия музыки, как когнитивным, так и биохимическим. В частности, было показано, что ее прослушивание и исполнение влияет на уровни серотонина, адреналина, дофамина, окситоцина и пролактина. В ходе опросов люди систематически включают музыку в десятку вещей, приносящих наибольшее удовольствие, ставя ее выше денег, еды и изобразительного искусства. При этом то, какие нейрохимические процессы отвечают за удовольствие от музыки, детально изучено не было.

Физиологическое чувство удовлетворения, которое вызывают еда, секс и фармакологические препараты, воспринимается в две фазы. За первую — желания и ожидания, или аппетитивную («хочу получить») — отвечает широкая сеть дофаминергических нейронов в прилежащем ядре мозга. За вторую — завершающую, или консумматорную («нравится полученное») — анатомически связанные сети дофаминергических и опиоидных нейронов в ограниченной области того же ядра.

Дофаминовая и опиоидная системы взаимозависимы и физиологически. Так, блокирование мю-опиоидных рецепторов налтрексоном влияет не только на вторую, но и на первую фазу восприятия удовольствия. К примеру, введение этого препарата уменьшает и потребление любимой пищи, и наслаждение ей.

Чтобы выяснить, имеют ли чувства удовольствия от музыки и физиологических стимулов схожую природу, сотрудники Университета Макгила пригласили для участия в эксперименте 17 здоровых студентов-добровольцев. Всех их попросили принести с собой записи двух композиций, вызывающих интенсивное чувство удовольствия, включающее ощущение мурашек по коже. В течение двух дней эксперимента им случайным образом вводили 50 миллиграммов налтрексона или плацебо так, чтобы каждый участник в один из дней получил препарат, а в другой — «пустышку». При этом ни добровольцы, ни исследователи не знали, что именно было введено. После инъекций участникам давали прослушивать их любимую музыку и две композиции с экспериментально подтвержденной эмоциональной нейтральностью в качестве контроля.

Реакцию участников на прослушивание регистрировали психофизиологически (по электрической активности мышц, отвечающих за улыбку и нахмуривание) и субъективно (добровольцы оценивали интенсивность удовольствия от музыки в реальном времени, передвигая ползунок по 100-балльной шкале, а также делились ощущениями с экспериментаторами).

Субьективное ощущение удовольствия от приятной и нейтральной музыки после введения плацебо и налтрексона

Adiel Mallik, Mona Lisa Chanda & Daniel J. Levitin, Scientific Reports, 2017

Учёные выяснили, что музыка приносит столько же удовольствия, сколько секс и наркотики

Учёные обнаружили, что музыка действует на человеческий мозг так же, как секс и наркотики. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которые опубликованы журналом Scientific Reports.

Исследование проводили сотрудники канадского Университета Макгилла. Участникам эксперимента давали налтрексон — наркотик, который блокирует опиоидную систему мозга, одной из функций которой является реакция на удовольствие. Из-за того, что препарат препятствует получению удовольствия, его часто используют при лечении алкоголиков и наркозависимых.

Исследователи обратили внимание, что участники, принявшие налтрексон и слушавшие свою любимую музыку, не испытывали от этого привычной радости. При этом, когда им ставили песни, которые обычно их не сильно трогают, они совсем не заметили разницы в её восприятии.

— Это первое доказательство того, что собственные опиоиды мозга напрямую задействованы в удовольствии, получаемом от прослушивания музыки, — сказал о полученных результатах исследования один из его авторов, когнитивный психолог Дэниэл Левитин.

Он добавил, что выводы подтвердили прежние догадки учёных. Издание NME также отметило, что теперь расхожий слоган «секс, наркотики и рок-н-ролл» обрёл научную подоплёку.

Новости партнеров

Олег Газманов и Полина Гагарина названы лучшими эстрадными исполнителями года

Олег Газманов и Полина Гагарина стали лучшими эстрадными исполнителями 2021 года по данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы на сайте Центра 26 октября 2021 года. Газманов получил 19% голосов респондентов, а Гагарина — 17%.

Второе место среди певцов занял Баста (10%), третье место делят Григорий Лепс и Сергей Лазарев (по 9%), за ними следуют Леонид Агутин и Валерий Меладзе (по 8%).

На втором месте в рейтинге лучших певиц на российской эстраде 2021 года оказалась Пелагея (13%). По 7% опрошенных назвали лучшей певицей года Елену Ваенгу, Зиверт, Софию Ротару и Валерию.

— Вкусы наших сограждан существенно различаются в зависимости от возраста и места проживания, — отмечают составители рейтинга.

В частности, Полина Гагарина пользуется наибольшей популярностью у молодежи (26-34%) и среди жителей городов-миллионников (19%), Пелагея — среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (19%) и у старшего поколения (17%), а Зиверт — среди молодежи (11-15%) и жителей городов от 500 до 950 тыс. жителей (13%).

Лидер опроса Олег Газманов особенно популярен у граждан в возрасте 60+ (30%), среди жителей сел (24%) и городов с населением до 100 тыс. (22%), Баста — среди 25-34-летних (19%) и мужчин (13%), а Сергей Лазарев — среди женщин, 18-24-летних и в городах с населением до 100 тыс. (по 13%). Леонид Агутин лидирует в ответах жителей Москвы и Санкт-Петербурга (12%).

Удивительный феномен музыкального «кожного оргазма»

На некоторых людей музыка производит такое сильное впечатление, что их чувства можно сравнить с сексуальным удовольствием. Корреспондент BBC Future Дэвид Робсон пытается узнать, как мелодия влияет на тело и разум.

Иногда музыка поражает нас, как удар грома среди ясного неба. «Я была в комнате друга в общежитии на третьем курсе, — вспоминает Психея Луи. — Вдруг из радио раздался второй концерт для фортепиано Рахманинова, и музыка мгновенно захватила меня».

Девушка почувствовала, как холодок пробежал вниз по позвоночнику, в животе началась странная пульсация, а сердце пустилось вскачь. Музыкальные вибрации до сих пор вызывают у нее такую реакцию организма. «Эти небольшие мелодические повороты во второй части пьесы всегда захватывают меня!» — говорит она.

Психея Луи — по специальности пианистка и скрипачка, но вам не обязательно быть музыкальным экспертом, чтобы почувствовать, как музыка пронизывает все тело.

Это обострение чувств, вызванное мелодическими переливами, может поразить любого в любой момент — в соборе или в торговом центре, на свадьбе или в метро. Возможно, вам знакомо это чувство, когда вас знобит или покалывает тело, но некоторые люди испытывают их настолько сильно, что сравнивают свои ощущения с оргазмом — отсюда и название » кожный оргазм».

Читайте также  Blues Shouter жанр музыки

«Эстетическое переживание может быть настолько сильным, что человек перестает воспринимать все остальное вокруг себя», — говорит Психея Луи.

Обычно, мы имеем подобные физические ощущения только в моменты, которые обеспечивают наше выживание или, наоборот, угрожают ему — еда, размножение или страх (например, во время свободного падения на американских горках).

Автор фото, Thinkstock

Ощущение «музыкальной дрожи» вызывает привыкание, как наркотики

Но как может музыка — вряд ли это занятие на грани жизни и смерти — воздействовать на разум и тело так мощно, как секс? Прошло уже много лет после истории с концертом Рахманинова. Психея Луи сейчас работает психологом в Веслианском университете (США). Недавно вместе со своим студентом Люком Харрисоном она начала изучать факты и гипотезы, которые объясняют феномен музыкального «кожного оргазма».

Исследователи отмечают, что чувства могут быть значительно разнообразнее, чем дрожь, дрожь, о котором обычно говорят люди.

Одно исследование 1991 года, в котором принимали участие как профессиональные музыканты, так и обычные поклонники музыки, показало, что около половины респондентов, кроме распространенного чувства мурашек по спине, также ощущали дрожь, приливы жара, потливость и сексуальное возбуждение, когда слышали любимые части музыкальных произведений.

Такие разнообразные переживания объясняют происхождение термина «кожный оргазм», и, на самом деле, во многих культурах открыто признают его существование. Индийские и пакистанские адепты суфизма (мистико-аскетической течения в исламе. — Ред.) уже давно обсуждают эротический аспект глубокого прослушивания музыки.

Однако, исследователи Луи и Харрисон предпочитают термин «дрожь» (frisson — буквально «дрожь от предвкушения удовольствия». — Ред.). Это более «приличное» название позволяет избежать неудобных коннотаций для участников экспериментов, которые должны описывать свои ощущения.

Как заметила и сама доктор Луи во время прослушивания концерта Рахманинова, люди, как правило, в состоянии определить, какой именно музыкальный ход вызывает у них сильные эмоции.

Проанализировав анкеты участников, исследователи смогли точно установить, какие музыкальные особенности скорее всего вызывают ощущение «музыкального дрожьа».

Песня Wonderwall группы Oasis одна из тех, что вызывают сильный «кожный оргазм»

Самыми мощными из них являются внезапные изменения гармонии, динамические скачки от тихих звуков к громким и мелодичная орнаментика (неожиданные музыкальные вкрапления, диссонирующие с главной мелодией, как, например, в песне Адель Someone Like You).

«Музыкальный дрожь» вызывает физиологические реакции, связанные с конкретным отрывком мелодии», — говорит доктор Луи. Вот мелодии, которые вызвали сильнейший «кожный оргазм» у участников эксперимента.

1. Сергей Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром №2»

2. Адель «Someone Like You»

3. Руфус Уэйнрайт «Аллилуйя»

4. Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга для органа фа мажор BWV 540»

5. Селин Дион «My heart will go on»

6. Oasis «Wonderwall»

7. Орландо Гиббсон «Серебряный лебедь»

Во время исследования участники эксперимента прослушивали свои любимые треки, лежа под МРТ-сканером. Это позволило неврологам определить отделы мозга, которые реагировали на музыкальные переходы, и попытаться найти научное объяснение этим реакциям.

Сладкое ожидание

Одним из основных факторов феномена, кажется, есть способ, который наш мозг контролирует ожидания, говорит доктор Луи. С момента нашего рождения (а, возможно, и раньше), мы учимся распознавать определенные правила, по которым создаются песни.

Если мелодия следует этим общим правилам слишком точно, мы воспринимаем ее как невнятную и скучную, если она резко нарушает привычные схемы — она превращается в какофонию. Но когда композиторам удается балансировать на грани известного и нового, играя с нашими ожиданиями, используя неожиданные переходы (такие как пассажи, фигурации, колоратуры или резкие изменения гармонии), они попадают в сладкую середину, что приятно щекочет мозг и вызывает «дрожь».

Нарушение ожидания возбуждает автоматическую нервную систему в примитивной ее части — стволе головного мозга, вызывает учащение сердцебиения, нарушение ритма дыхания, жар, которые и сигнализируют о наступлении «дрожи».

Более того, осуществление или неосуществление наших ожиданий вызывает действие гормона дофамина в двух ключевых отделах мозга — хвостатом и прилегающем ядрах — незадолго до и сразу после ощущение «музыкальной дрожи».

Подобную реакцию можно наблюдать, когда люди принимают наркотики или занимаются сексом. Вот почему мы хотим снова и снова слышать мелодии, которые вызывают «музыкальную дрожь».

Автор фото, Thinkstock

Мурашки по телу — одна из самых распространенных реакций «кожного оргазма», но существует и много других

Другой эксперимент подтвердил эти выводы. Когда фармаколог Авраам Гольдштейн из Стэнфордского университета заблокировал опиатные рецепторы в головном мозге — систему, которая контролирует ощущения от получения награды и зависимости, — это значительно снизило способность респондентов ощутить «кожный оргазм».

Когда мелодия становится знакомой вам, эти чувства могут стать еще мощнее. Даже если вы утратили первоначальное ощущение неожиданного, «музыкальная дрожь» превращается в условный рефлекс, как в известном эксперименте Павлова с собаками. У животных начиналось слюноотделение после звонка, который предвещал еду.

Любимое музыкальное произведение вызывает у нас сильные эмоции сочувствия еще и потому, что мы пытаемся понять, что чувствовал композитор или исполнитель. Но другая мелодия также вызывает у нас очень личные воспоминания, потому что она связана с важными событиями нашей жизни.

В результате во время прослушивания любимого произведения возникает очень индивидуальный пьянящий коктейль эмоций. И это отчасти объясняет, почему наши музыкальные вкусы так сильно различаются, говорит доктор Луи. «Наши собственные жизненные переживания взаимодействуют с мелодиями, поэтому у каждого из нас есть своя музыка, которая приносит удовольствие».

Эти идеи особенно интересны, если задуматься над эволюцией музыки. Некоторые исследователи, например ученый-когнитивист Стивен Пинкер, утверждают, что музыка является частью наших познавательных механизмов, таких как склонность к распознаванию образов, которые развились в другие более важные функции.

По его словам, это своеобразный «слуховой деликатес». «Итак, музыка, действительно, вкусная, но не очень питательная», — объясняет свое сравнение доктор Луи. В этом смысле, «кожный оргазм» можно поставить в один ряд с наркотическим действием кокаина или мастурбацией — удовольствиями, которые имитируют реакции мозга на более основные потребности человеческого организма.

Доктор Луи, однако, не согласна с такой точкой зрения. Она, наоборот, считает, что музыка — это «преобразующий инструмент», который повлиял на развитие человеческого разума и общества.

Это своего рода игровая площадка, говорит она. После того как мы выполнили все важные функции для выживания, мы используем музыку как место для безопасной игры, которая учит наш разум и расширяет эмоциональные переживания.

PUBLIKA

В последние годы ученые обнаружили множество свидетельств того, что наркотики действуют на мозг человека и вызывают эйфорию и другие эффекты не уникальным путем, как считали медики раньше. Оказалось, что схожим образом на «центр удовольствия» действуют самые разные вещи — общение с друзьями, занятия сексом и даже религиозные чувства.

Многие нейрофизиологи предполагали, что аналогичным образом должна действовать на человека и музыка, при проигрывании которой включаются те же зоны коры и глубинных слоев мозга, что и при приеме психотропных препаратов. Несмотря на очевидность такого предположения, никто не воспринимал его всерьез и не пытался удостовериться, так ли это.

Читайте также  Балабан музыкальный инструмент

Ученые из Университета Макгилла в Монреале (Канада) проверили эту гипотезу крайне оригинальным способом — они предположили, что если сходства действительно есть, то удовольствие от музыки должно притупиться или вообще исчезнуть, если заблокировать те рецепторы, на которые обычно действуют молекулы наркотиков.

Взяв один из таких препаратов — налтрексон, — ученые предложили выпить его нескольким добровольцам, после чего прослушать две любимых аудиозаписи. Во время этой процедуры ученые следили за изменениями в мимике лица и в работе мозга участников опытов, а после него они опросили их на предмет того, поменялось ли их восприятие музыки. Для чистоты проведения опытов ни сами участники, ни ученые не знали, что принимал тот или иной доброволец — настоящий налтрексон или таблетку-пустышку.

Как оказалось, блокада опиоидных рецепторов в мозге добровольцев действительно сильно влияла на восприятие музыки — в среднем удовольствие от прослушивания любимых записей снизилось на 14 пунктов по 100-балльной шкале, а прослушивание нейтральной музыки, наоборот, стало чуть более приятным, передает Моя Планета.

«То, что участники опытов рассказывали нам после участия в них, было потрясающим. К примеру, один из них говорил: «Я знаю, что это моя любимая песня, но она звучала как-то не так, как обычно». Другой признался, что музыка на него почему-то не действовала», — рассказывает один из исследователей.

Схожая картина наблюдалась как в данных прямых наблюдений за мимикой лица, так и в рассказах участников опытов. Все это, как шутят ученые, доказывает справедливость утверждения о том, что секс, наркотики и рок-н-ролл имеют общую природу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: