Может ли музыка свести вас с ума: почему музыканты страдают депрессией?

Депрессия от музыки?

У молодых людей, много времени тратящих на прослушивание музыки, чаще наблюдаются проявления клинической депрессии, чем у тех, кто отдает предпочтение книгам.

Исследование, проведенное Школой медицины Университета Питтсбурга, устанавливает взаимосвязь между эмоциональным здоровьем человека и влиянием СМИ. Влияние медиа изучали с помощью методологии экологической оценки момента (ecological momentary assessment), при которой поведение подопечных изучается непосредственно на месте, а не в лаборатории, т.е. в режиме реального времени и без предварительной подготовки участников.

В течение двух месяцев 106 подростков, из которых у 46 диагностирована клиническая депрессия, через определенные промежутки времени опрашивали, какими из 6 типов коммуникаций они пользовались — сидели в интернете, смотрели телепередачи или кино, читали журналы или газеты, книги, слушали музыку, играли в компьютерные игры. Оказалось, что у тех, кто больше слушал музыку, в 8.3 раза чаще наблюдались симптомы депрессии по сравнению с теми, кто слушал реже. Чтение же, наоборот, шло на пользу испытуемым: те, кто много читал, в 10 раз меньше страдали от проявлений депрессии, в отличие от товарищей, уделяющих мало внимания книгам. Влияние остальных типов медиакоммуникаций на психоэмоциональное состояние участников не было значительным.

На данном этапе, однако, не понятно, действительно ли чрезмерное прослушивание музыки ведет к депрессии, или же подростки в подавленном состоянии слушают музыку, чтобы уйти от реальности. Не исключено, что депрессия и склонность к музыкальному досугу взаимосвязаны и усиливают друг друга. Однако практическая ценность полученных данных уже в том, что врачам и родителям будет легче отследить связь между состоянием ребенка и преобладанием в его повседневной жизни того или иного типа медиакоммуникаций. В любом случае, любовь к чтению специалисты теперь все реже считают причиной замкнутости подростка и его ухода в себя.

Согласно данным Национального Института Ментального Здоровья (США), депрессивные расстройства наблюдаются в среднем у 1 из 12 американских подростков.

Музыка

«В промежутках между припадками страдания становились тусклее;

я садился за фортепиано и невольно извлекал фантастические звуки,

в коих отражались фантастические, тревожащие меня ощущения.

Но это чрезвычайное раздражение нервной системы подействовало

не одно только воображение; из неопределенного и сиповатого

голоса образовался у меня вдруг сильный,

звонкий высокий тенор, которым я потешал публику.»

В состоянии депрессии композиторы создают свои произведения преимущественно в малых формах. Так, русский композитор, пианист, дирижер А. Аренский, вероятно страдавший в начале двадцатого века депрессией, чувствовал себя в этот период наиболее свободно в области малой формы. На его творчестве, по словам П. Чайковского, отразились такие черты характера как известная нервность, болезненность, надломленность и неустойчивость. Многие композиторы в состоянии депрессии не могли себя заставить работать. Немецкий композитор, основоположник немецкой романтической оперы, К. Вебер в 1817 году по временам находился в состоянии глубокой депрессии и по его словам был неспособен сочинять музыку вообще.

Обращение к религии достаточно типично для музыканта подверженного депрессии. Стремление к религии, вероятно, в данном случае облегчало страдание. М. Балакирев, часто помышлявший об уходе из жизни, искал духовную опору в религии, думал об уходе в монастырь. В период ухудшения своего психического состояния прекращал заниматься музыкой и обращался к литературе («Заметки о пустыннической жизни»). Автрийский композитор и прославленный органист-импровизатор А. Брукнер страдавший депрессией и часто высказывавший мысли о самоубийстве, также был крайне религиозен. В его музыке доминировала удручающая театральность, благочестие, вспыхивали искры безграничного экстаза.

Следует отметить, что во время депрессии композитор способен создать прекрасное произведение. В самое трудное время русского композитора ХVIII века М. Березовского, когда в его жизни было беспросветное одиночество и горькое разочарование, родилось лучшее произведение этого музыканта — хоровой концерт на текст псалма: «Не отвержи мене во время старости».

Итальянский музыкант, представитель романтического направления (бельканто) В. Беллини уже в юности пережил состояние тяжелой меланхолии. Плохое настроение композитора особенно было заметно в предсмертных произведениях этого мастера. В его творчестве господствовало проникновение в страсти. Представляет интерес тот прием, который использовал Беллини для того, чтобы избавиться от страданий. Он представлял себя на месте героев своих произведений, стараясь в максимальной степени выразить их волнение. Музыкальные мотивы искал в преувеличенной экспрессии своих вымышленных героев. Добившись подобного гротеска, он сразу же набрасывал это на бумагу, проигрывал на рояле и если испытывал при этом сильное волнение, то считал свою работу законченной.

Реформатор оперного искусства Р. Вагнер в возрасте тридцати лет, пережил тяжелое состояние меланхолии, в котором мучился бессонницей, различными немощами и запорами. Во время сочинения музыки он раскладывал на стульях яркие куски шелковой материи, которую часто ощупывал. Таким образом, на свет появилась его прелюдия к «Rhiengold». В процессе сочинения этого произведения ему казалось, что он внезапно погружается в воду с быстрым течением, а шум этого течения предстает в музыкальных сочетаниях и аккордах, которые беспрерывно нарастают волнообразно во всех своих фигуральных преломлениях. Эти преломления вырисовывались мелодическими фигурациями, которые наступательно двигались вперед, но никогда при этом не изменялось чистое тройное созвучие Es-Dur (Сегалин Г.В., 1926).

Узнайте больше: Мифы о депрессии

Французский композитор Г.Берлиоз, неоднократно предпринимавший суицидальные попытки, всю жизнь считал себя глубоко несчастным человеком. В своей «Фантастической симфонии» выразил свою безнадежную любовь к женщине. О восприятии музыки он оставил интересные заметки, в которых описал особое чувство «расширение души», возникающее у него при звуках некоторых музыкальных произведений. Это чувство порождало, по его словам, странное волнение в крови и слезы. В груди появлялось пустота, кожа на теле начинала гореть, хотелось кричать и звать на помощь. Возникала интенсивная потребность в утешении, чтобы удержать убегающую жизнь. В это период мысль о самоубийстве становилась невыносимой, не хотелось умирать, а напротив, необходимо было жить, жить с удвоенной в тысячу раз энергией (Сегалин Г.В., 1926)

Глубокая духовная угнетенность Л. Бетховена, часто говорящего о самоубийстве, была отражением приступов тяжелой меланхолии. Во время работы он метался по комнате и выл как зверь. В произведениях своего самого трудного периода наметился переход к новому стилю этого композитора. В музыке появилась особая эмоциональная глубина. Многие из его произведений, особенно те, которые были посвящены отвергнувшим его женщинам, были для него, по словам современников, единственным спасением от терзавшей его печали.

Создатель русской классической симфонии А. Бородин во время депрессии (речь идет о двух эпизодах аффективного расстройства), когда по его словам он не мог делать ничего дельного, а в глазах «стояли слезы» и болела голова, у него возникало желание сочинять музыку (Бородин А.П., 1875). Эту музыку он писал карандашом, на чем придется, затем развешивал на веревке исписанные листки бумаги.

Читайте также  Экспериментальный рок музыкальный жанр

Для многих композиторов музыка была спасением от депрессии. Родоначальник русской классической музыки М. Глинка был подвержен припадкам хандры. Процесс творчества композитора, также как и механизм записи создавшегося для оперы материала был совершенно иной, чем у всех современных ему русских композиторов: музыка всегда опережала текст (Финдейзен Н.Ф., 1916). Чем мучительнее складывались обстоятельства его личной судьбы, тем светлее и ярче становилось его искусство, тем сильнее искрился юмор, в некоторых кусках оперы (Успенский В.В., 1950).

Композитор и дирижер И. Брамс, видимо страдавший дистимией, постоянно был угрюм, раздражителен и резок (дистимия). Он отличался стремлением к свободе, однако в его музыке последнего периода жизни, сквозила чопорность и боязнь полного раскрытия. После смерти матери, находясь в состоянии тяжелой депрессии, он написал трио для валторн ми-мажор, в средней части которого он попытался выразить свою тоску и горечь утраты (Самин Д.К., 1999).

ЖизньМужская депрессия:
Почему 2017-й обернулся для музыкантов трагедией

Как 2017 год заставил нас посмотреть в лицо проблеме

  • 22 декабря 2017
  • 20886
  • 5

Утром 20 июля Честер Беннингтон был найден мёртвым у себя дома в Калифорнии. То, что вокалист Linkin Park и Stone Temple Pilots многие годы боролся с депрессией, помноженной на злоупотребление сильнодействующими веществами, не было секретом ни для его близких, ни для миллионов поклонников. И тем не менее за считанные часы до смерти мало что указывало на то, что он может просто пойти и покончить с собой. В видео, снятом за полтора дня до его самоубийства, музыкант смеётся. Меньше чем за неделю до того он снялся в юмористическом шоу Джеймса Кордена «Carpool Karaoke», участникам которого полагается излучать счастье. Вот только Честер не был счастлив. Он был давно и тяжело болен.

По одной из версий, к самоубийству Беннингтона могла подтолкнуть смерть его коллеги Криса Корнелла, случившаяся за два месяца до того. Лидер Soundgarden и Audioslave также страдал от депрессии, с которой пытался бороться медикаментозными средствами, а до того — тяжёлыми наркотиками; его нашли мёртвым в ванной комнате отеля. Версия не лишена здравого смысла: смерть своего кумира Честер действительно переживал, и в социальной психологии даже есть понятие «подражательных суицидов» (так называемый эффект Вертера). И всё же первопричиной обоих самоубийств скорее стоит считать затяжную депрессию — о ней оба музыканта неоднократно и подробно рассказывали и прямо — в интервью, — и иносказательно — в текстах песен.

О депрессии много и убедительно говорил и рэпер Lil Peep, умерший от передозировки в ноябре этого года. О депрессии же сообщал в своём предсмертном послании сестре вокалист K-pop-группы Ким Джон Хён, чьё недавнее самоубийство, увы, далеко не первое за историю корейского шоу-бизнеса, печально известного своими жестокими порядками. «Возможно, я не был предназначен для того, чтобы быть известным в этом мире. Именно это сломало мне жизнь», — писал Ким.

Эти смерти — микроскопическая часть той невидимой и пока проигрываемой войны, которую человечество ведёт с депрессией. 2017 год сделал её чуть более видимой, заодно напомнив нам, что у депрессии нет не только лица (как утверждал хештег памятного флешмоба, в котором участники публиковали свои фото, сделанные в периоды жесточайшей психологической подавленности), но и пола, возраста, статуса. Что это не «отговорка, придуманная нытиками, которые ничего не добились» — уж Корнелла с Беннингтоном точно не получится записать в разряд неудачников. И не приступ плохого настроения, преодолеть который можно, «просто встав с кровати и заставив себя радоваться новому дню!» (горькая ирония состоит в том, что поднять себя с кровати человек-то обычно и не может — в отсутствие других признаков это вернейший симптом депрессии).

Что важнее, 2017 год, с его многочисленными рассказами об опыте пережитой депрессии, предупредил нас о главной опасности болезни, которую очень трудно распознать как самому больному, так и окружающим. Депрессия — это тот слон в комнате, которого находящиеся в ней люди упорно стараются не замечать, надеясь, что слон как-нибудь сам уйдёт. И это только усугубляет ситуацию.

Не последнюю роль играют и гендерные предрассудки. Опубликованная в 2014 году статистика утверждает, что «главным убийцей» мужчин в возрасте от 20 до 49 лет в Британии оказывается суицид. Примерно три четверти покончивших с собой были мужчинами. Этот перекос говорит, разумеется, не о том, что женщины реже страдают от депрессии, а о том, что в современном обществе, где депрессия ещё не распознана как масштабная угроза (и это притом, что в той же Британии число самоубийств в 2012 году превысило число смертей в результате злокачественных опухолей или ишемической болезни сердца), мужчинам всё ещё запрещено «жаловаться на жизнь». И до тех пор, пока «сильный, молчаливый тип», который так любил Тони Сопрано, остаётся эталоном маскулинности, депрессия будет продолжать собирать жатву.

Романтический флёр «клуба 27», быстрого и яркого сгорания в атмосфере, давно изжил себя. Смерти Беннингтона или Lil Peep воспринимаются уже не как часть рок-н-ролльного образа жизни, а как истории несчастных людей, которым не удалось справиться с психологическим прессом. И они, конечно же, не были одиноки в своих проблемах: когда счёт таких смертей идёт на тысячи, становится особенно ясно, что в них нет ничего даже отдалённо героического. Нездоровая погоня за успехом, культ счастья напоказ наряду со страхом показаться уязвимым и слабым не просто разрушают современного человека — они в буквальном смысле убивают.

Старые стигмы уходят медленно. Человечеству понадобилось много лет и много произведений искусства, от «Филадельфии» до «Далласского клуба покупателей», прежде чем свыкнуться с мыслью, что ВИЧ — не эксклюзивная зараза, посланная маргиналам в наказание за грехи. Что вирус не превращает человека в монстра, к которому нельзя подходить на пушечный выстрел. Что первый шаг к решению проблемы — это её признание, причём публичное, многократное и настойчивое. Что о ВИЧ-положительном диагнозе лучше сказать, чем умолчать.

Депрессия понемногу проходит тот же путь — в том числе и в поп-культуре, которая с этой темой работает всё чаще. Хочется верить, что 2017 год немного приблизил к пониманию того, что от депрессии не нужно отмахиваться как от приступов плохого настроения. Как не нужно шарахаться от тех, кто оказался в крайне подавленном состоянии, или пытаться лечить их кухонными советами вместо полноценной терапии. Что это и вправду проблема, которая может прямо или опосредованно коснуться каждого (только в России, по оценке генетиков, к депрессии предрасположены около 30 % жителей) — а значит, это наша общая беда.

Музыканты подвержены депрессии в три раза больше своих слушателей

Музыканты и профессиональные работники музыкальной индустрии могут быть подвержены депрессии более чем в три раза сильней, чем другие люди. Об этом говорится в новом исследовании под названием «Может ли музыка свести вас с ума», опубликованном благотворительной организацией Help Musicians UK.

Читайте также  Музыкальный стиль new romantic особенности движения и британской культуры

Исследование проводилось университетом Вестминстера. Были опрошены 2,211 человек, основную часть которых составляли музыканты, музыкальные менеджеры и сотрудники аудиопродакшна. 71% респондентов сообщили, что подвержены тревожности и паническим атакам, а 65% из всего числа страдают от депрессии. Для сравнения приводятся последние официальные данные по британским гражданам старше 16 лет: из них вышеперечисленные недуги присущи лишь 19%, сообщает Pitchfork.

Исследователи предполагают, что «работа в музыкальной индустрии действительно может свести с ума». Причиной этому, в том числе, плохие условия: неурочные рабочие часы, изнуряющие обязанности и невозможность планировать собственное будущее. Кроме того, респонденты пожаловались на «незаметность» своей работы и на то, что для публики их личность сливается с музыкой.

Среди физических недугов, которые развиваются вследствие работы в музыкальной индустрии, оказались патологии опорно-двигательного аппарата. Женщины также отметили, что им сложно поддерживать баланс работы и семьи, они часто подвергаются домогательствам и сексистским замечаниям. Один из опрошенных написал, что попытки существования как музыканта лишь усугубляют его депрессивное состояние и что дело тут не в творческой составляющей — которая всегда оказывала на него благотворное влияние — а в самой индустрии и социоэкономическом давлении, в котором приходится как-то выживать.

Исследование будет продолжено и рассмотрит проблемы музыкантов более тщательно. В 2017 году Help Musicians UK собирается запустить услугу оказания помощи работникам музыкальной индустрии с ментальными проблемами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: