Как исторически и динамически развивалась классическая музыка?

История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм

Кузнецова Оксана
История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм

Несколько раз за последнее время мне встречались собеседники, которые интересовались вопросом, что такое классическая музыка? Из беседы я понимала, что собеседники называют классической музыкой всю музыкальную культуру до 19 века. Зная, что классическая музыка — это «красивая» музыка, многие не доумевали, почему музыку И. С. Баха очень трудно слушать! Тогда я старалась кратко, доступно объяснить, что существует несколько стилей в музыке. В этой публикации на основании книги Стефана Коллинза «Классическая музыка от и до» Москва «Гранд/ изд-торговый дом» 2001, хочу рассказать о стилях в музыке до первой половины 18 века. Многие фамилии композиторов нам знакомы (не обязательно их произведения, поэтому я привожу годы их жизни, чтобы сориентировать о времени, когда они сочиняли музыку.

Старинная музыка.

С момента зарождения музыки процесс её создания никогда не прерывался, но в силу определённых исторических причин этот огромный пласт музыки в наши дни практически не звучит. Одно из исключений – средневековое католическое песнопение «Диес ира», использовавшееся как тема в произведениях Берлиоза, Сен-Санса, Листа, поэтому область старинной музыки хронологически начинается сегодня для нас с эпохи Возрождения. Верхний предел – 1750 год, год смерти И. С. Баха, когда закончился период господства полифонии.

Барокко (итал. причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве 16-18 веков, для которого характерно сочетание значительности содержания с монументальностью формы, сложности, порой перенасыщенности музыкального языка. В этом стиле написаны многие произведения, относящиеся к старинной музыке. Наиболее явно черты барокко проявились в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими видами искусства – опера, оратория, пассионы, кантаты.

Эпоха барокко охватывает 1600-1750 гг, хотя, согласно некоторым историкам музыки, она началась в Италии в 1570 г, а закончилась в Англии и Испании во второй половине 18 века.

Виднейшие композиторы барокко:

Раннее барокко

Клаудио Монтеверди (Италия, 1567-1643)

Джованни Габриели (Италия, 1553/5-1612)

Генрих Шютц (Германия, 1585-1672)

Среднее барокко

Алессандро Скарлатти (Италия, 1660-1725)

Жан-Батист Люлли (Франция, уроженец Италии, 1632-1687)

Генри Перселл (Англия, 1659-1695)

Позднее барокко

Иоганн Себастьян Бах (Германия, 1685-1750)

Георг Фридрих Гендель (Германия/Англия, 1685-1759)

Антонио Вивальди (Италия, 1678-1741)

Доменико Скарлатти (Италия, сын А. Скарлатти, 1685-1757)

Луи Куперен (Франция, 1626-1661)

Галантный стиль (франц. учтивый, изысканный, французское название этого стиля – рококо, от раковинообразного орнамента, который был характерной деталью отделки мебели, одежды, а в музыке – это мелизмы) – стиль начала и середины 18 века, которому присущи изящество, лёгкость и выразительность музыкальной речи, где музыка должна доставлять слушателям приятное наслаждение. Для стиля характерен отказ от больших тем, от передачи в музыке сложных жизненных проблем.

Яркий представитель этого стиля – Жан-Филипп Рамо (Франция, 1683-1764)

Классицизм (лат. образцовый) – стиль 17-первой половины 18 века, в котором есть стремление передать актуальные проблемы современной жизни, в качестве образцов использовались шедевры античного искусства, его образы и сюжеты. Наиболее ярким проявлением раннего музыкального классицизма были лирические трагедии Ж. Б. Люлли (представитель барокко, который организовал оркестр «16 скрипок короля», оперы-сериа.

Поздняя разновидность – венская классическая школа второй половины 18 века и 19 век. В это время сформировались и достигли совершенства такие жанры, как соната, симфония, квартет, концерт.

Кристоф Глюк — основатель музыкальной трагедии (Германия,1714-1787, самая известная опера «Орфей и Эвридика», особенно известна мелодия из оперы «Жалоба Эвридики»

Йозеф Гайдн (Австрия,1732-1809, сочинил 104 симфонии, 36 концертов, 24 оперы

Вольфанг Амадей Моцарт (Австрия, 1756-1791, очень много сочинений, опер, известное, которое используем для оркестровки в детском саду «Турецкое рондо»

Людвиг ван Бетховен (Австрия,1770-1827, все знают «Героическую» симфонию, «Лунную сонату», «К Элизе».

Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.

Мастерская стилей взаимодействия воспитателя ДОУ с детьми Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского.

Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

Мастер-класс по рисованию в африканском стиле «Стиль Тингатинга» Тингатинга. Мастер-класс. Рисуем в африканском стиле Стиль Тингатинга. Цель: познакомить родителей и взрослых с направлением в искусстве.

Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Шерстякова Ольга Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Вид проекта: творческий Участники проекта:.

Разработка цикла музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Ноктюрн Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма, слушают его. М. р; Приходилось ли вам наблюдать как наступает вечер? Усталое солнышко.

Развлечение «Старинная пословица не мимо молвится» -1- В центре зала стоит русская изба, березки с 2-х сторон. Около нее посередине зала стол, накрытый скатертью. На нем хохломская посуда.

Спортивное мероприятие для начальных классов «Стиль жизни — здоровье!» МБОУ Дальненская СОШ Пролетарского района Ростовской области Сценарий спортивного праздника «Стиль жизни – здоровье!» для.

Всероссийская студенческая олимпиада по логопедии «Логопедия: стиль и совершенство профессионального триумфа» Не так давно ко мне обращались со словами: «Уважаемые студенты!», а теперь «Уважаемые коллеги!». Будучи студенткой, активисткой, отличницей.

Кто придумал классическую музыку. Объясняет музыкальный журналист Ляля Кандаурова

Продолжаем серию материалов, посвященных музыке. После интервью с музыкальным журналистом Алексеем Муниповым публикуем разговор с Лялей Кандауровой, ставшей одним из спикеров Зимнего книжного фестиваля. Она объясняет, как сложился классический музыкальный канон, почему Чайковский стал главным русским композитором и как в XIX веке все забыли про Баха.

Музыкант, журналист. Автор просветительских курсов о музыке для взрослых и детей, автор книги «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику».

Как появился канон классической музыки?

Музыкальный канон сформировался одновременно с понятием «классическая музыка» в первой трети ХХ века. Только тогда людям пришло в голову отделить работы великих мертвых композиторов прошлого с их прекрасным наследием от музыки, которая сочинялась «здесь и сейчас». Истоки этого процесса нужно искать в середине XIX века, когда зародился историзм и люди начали заинтересованно вглядываться в прошлое. Тем не менее тогда не было разделения на «классическую» и «актуальную» музыку, потому что вся музыка была актуальной. В XIX веке люди исполняли и слушали то, что было написано их современниками либо композиторами, которые умерли несколько десятилетий назад. Бетховен, к примеру, умер в 1827 году в статусе мэтра и признанного гения, и соответствующий статус сохранился и за его музыкой.

Читайте также  Музыкальная концепция Тилля Линдеманна: стиль Rammstein и Lindemann

Интересно, что 200 лет спустя мы разделяем представления людей XIX века о том, кто такие «великие композиторы». Для них (и во многом для нас) это будет тройка венских классиков — Гайдн, Моцарт и Бетховен, а также авторы XIX века вроде Верди и Чайковского. Важное исключение — Бах, которого в XIX столетии не очень знали и исполняли; он был переоткрыт в начале XX века. Композиторы домоцартовской эпохи к середине XIX века превратились в исторические памятники и энциклопедические статьи. Они ушли из музыкальной практики, их работы почти не исполняли, а манеру считали старомодной. Окончательно представление о славном прошлом и актуальном настоящем кристаллизуется в XX веке. В 1920-х годах появляются специальные фестивали современной музыки, где играют только сочинения современников.

С обособлением «современной музыки» в отдельную художественную область начался процесс осознания такого явления, как «старинная музыка». На сцену постепенно возвратились те самые авторы домоцартовских времен: уже упомянутый нами Иоганн Себастьян Бах или Антонио Вивальди. Последний сегодня, несомненно, один из самых узнаваемых классических композиторов, но поколение наших дедов и бабушек понятия не имело о том, что «Времена года» — шедевр на все времена. По состоянию на 1952 год в мире существовали всего две коммерческие записи этих вивальдиевских концертов — сейчас их тысячи. То же с Бахом. Впервые знаменитые ныне «Бранденбургские концерты» были (частично) сыграны и записаны только в 1929 году.

Вивальди хронологически старше Баха. Это отражает тенденцию работы с наследием. С каждым годом любопытство специалистов и публики устремляется вглубь веков. Сейчас, например, виден устойчивый интерес, можно сказать, мода на оперные работы XVII века; много и плодотворно работают с XVI веком — ансамбли старинной музыки возвращают нам имена, о которых ничего не знали наши родители: спросите их, кто такой Адриан Вилларт или Лука Маренцио. При этом мы видим, что основа канона, заложенная в XIX веке, остается актуальной: «классическая музыка» — это все равно классицизм и романтизм, и в расписании филармоний вы вряд ли найдете сочинения старше начала XVIII века.

Статья » История развития классической музыки»

Просмотр содержимого документа
«Статья » История развития классической музыки»»

История развития классической музыки.

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания.

В историческом плане к понятию «классической музыки» относят музыкальную традицию классицизма, а точнее 18 и 19 веков. Другая периодика, на которой мы и остановимся, ограничивает период классической музыки Средневековьем, когда она зародилась, и нынешним временем, когда она все еще существует.

В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития: ренессанс, барокко, класицизм, романтизм, классика XX века.

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира.

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера и стали популярными композиторы, которых слушают и наследуют по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена композиторов Венской школы – Моцарта, Гайдна, Бетховена.

Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:

Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVII- XIX века считаются расцветом классической музыки.

Классическая музыка является очень сложной по своему содержанию. Большинство известных нам композиторов- классиков в своей жизни претерпевали немало трудностей. Творчество многих при жизни не было признано и оценено по достоинству.

Ярким примером этого служит жизненный и творческий путь немецкого композитора XVIII века Иоганн Себастьяна Баха.

Именно в творчестве этого великого композитора появилось то, что стало характерным для искусства в последующие века: стремление к философскому обобщению и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.

«Не ручей, а море должно быть ему имя»- сказал о Бахе знаменитый Л.В. Бетховен (в переводе с немецкого языка Бах- ручей). И это правда, Бах был талантливейшим музыкантом, прекрасным композитором, превосходным певцом, но при жизни не получил заслуженного признания, потому, что боролся за идею новой музыки, более понятной и демократичной. Бах никогда не предавал того, что считал главным в жизни, — свои убеждения художника и творца.

Именно это позволяло композитору на протяжении всей своей жизни создавать музыкальные, поразительные по форме и грандиозные по внутреннему богатству. Наследие Баха является непревзойденным по признанию всех музыкантов мира.

Возникает вопрос: « А как сейчас воспринимается музыка Баха?

Достаточно ли она понятна и современна?». Несмотря на то, что прошло уже более двухсот лет со дня смерти гения интерес к его музыке все возрастает. В наше время полифонические произведения Баха: прелюдии, инвенции и сюиты стали обязательными произведениями в программах детских музыкальных школ, а прелюдии и фуги из знаменитого «хорошо темперированного клавира» — в училищах и консерваториях. Исполнение полифонического произведения Баха является обязательным условием большинства музыкальных конкурсов.

Примером может служить Всероссийский конкурс имени С.С. Бендицкого проводящийся в городе Саратове, обязательным правилом этого конкурса является исполнение классических произведений, в том числе и произведения Баха. (Я принимала участие в этом конкурсе).

Хотя мы не отдаем себе отчета музыкой Баха заполнено буквально все наше жизненное пространство, конечно не только в ее классическом исполнении, но и во многих современных интерпретациях.

И звучит она не только на земле, но и в далеком космосе. Эта вечно прекрасная музыка была выбрана учеными земли для представления земной цивилизации при встрече с инопланетными мирами. В миллионах километрах о нашей планеты летит космический корабль «Вояджер» и несет на своем борту диск с «Бранденбургским концертом №2» И.С.Баха.

Так почему же, именно, музыка Баха представляет все человечество? Почему цивилизацию не представляет какой-либо современный хит? Многие исследователи творчества и ученые неоднократно пытались проводить расшифровки баховских произведений, желая объяснить ее влияние на человека, и каждый находил что-то совершенно оригинальное. Математики утверждают: что, переложив музыку в математические символы можно получить известные формулы. Музыковеды находили в произведениях зашифрованные библейские темы и образы Иисуса Христа, Марии, их жизни, страданий и вознесения. Может именно это и объясняет высокую духовность и высоконравственное воздействие музыки Баха?

Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, сопровождая нас от младенческого возраста, ведь учеными доказано, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на развивающийся мозг детей. Даже в слышимых нами теле и радио роликах часто звучит классическая музыка, без которой представляемый образ не воспринимался бы нами с таким глубоким содержанием. На современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики.

Читайте также  Альтовая флейта музыкальный инструмент

Мы считаем, что очень важным является то, что в школах преподается предмет « музыка». Ведь на этом уроке очень часто звучит именно классическая музыка. Ведь это очень хорошо, когда у детей, начиная с маленького возраста, воспитывается музыкально-эстетический вкус. Классическая музыка учит ребенка не только слышать, но и представлять услышанное. Она развивает все виды восприятие и все виды памяти. По последним данным психологических исследований были опубликованы следующие выводы: что ученики, получающие помимо традиционного образования еще и музыкальное, имеют поведение и успеваемость выше, чем у других.

Еще Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. История знает многих выдающихся людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий дополняют способности к другому.

-Леонардо да Винчи был скульптором, художником и архитектором; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

— Александр Сергеевич Грибоедов был писателем и дипломатом, а также был композитором, пианистом и органистом.

-Михаил Иванович Глинка был прекрасным композитором и замечательно рисовал.

— Гениальный математик Эйнштейн играл на скрипке.

Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Это то, что никогда не будет забыто.

Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Ответ на поставленный мною ранее вопрос очевиден: классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.

Классическая музыка

История классической музыки
Средневековье (476—1400)
Ренессанс (1400—1600)
Барокко (1600—1750)
Классицизм (1750—1820)
Романтизм (1820—1900)
XX век (1901—2000)
Современная классическая музыка (с 1975 года)

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Содержание

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими. [1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ. classic music ) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical» [2] .

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем. klassischer Musik ), французском (фр. musique classique ), итальянском (итал. Musica classica ) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna ), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: