Как эмпаты воспринимают музыку?

Исследование: эмпаты воспринимают музыку как разговор с друзьями

Согласно исследованию, проведенному Южным методическим университетом и Калифорнийским университетом Лос-Анджелеса, люди, остро чувствующие боль и радость окружающих людей, иначе воспринимают музыку, чем их менее восприимчивые собратья.

Для исследования люди с разным уровнем эмпатии слушали музыку во время МРТ-сканирования. На снимках можно видеть, что в зависимости от уровня эмпатии на музыку реагировали различные участки мозга. Наиболее сочувствующие окружающим участники эксперимента задействовали при прослушивании музыки те участки мозга, которые обычно реагируют на социальное взаимодействие с живыми людьми. Вероятно, эти испытуемые воспринимали эмоции, передаваемые музыкой, как диалог с человеком.

В музыкальной психологии сейчас находят все больше подтверждений тому, что уровень эмпатии влияет на то, как индивид реагирует на музыку, какой стиль и какие жанры предпочитает. Например, среди эмпатов оказались популярны «красивые, но грустные» мелодии. Также выяснилось, что эмпаты в целом получают от музыки больше удовольствия.

Области мозга, которые активируются у людей с более высоким уровнем сочувствия, когда они слушают знакомую музыку

«Люди с высоким и низким уровнем эмпатии во многом похожи в своих реакциях на музыку, включая примерно одинаковые отклики в отделах мозга, отвечающих за аудиоинформацию, эмоции и распознавание движений», — объяснил Закари Уоллмарк (Zachary Wallmark), музыколог, заведующий лабораторией музыкальной науки в Школе искусств SMU Meadows.

Однако оказалось, что люди с более высоким уровнем эмпатии сильнее вовлекают отделы мозга, отвечающие за социальные взаимодействия, при прослушивании знакомой музыки, которая им нравится или не нравится. Такая реакция схожа с той, которую человек испытывает при общении со своим знакомым. Уоллмарк считает, что музыку можно назвать «виртуальным присутствием человека» для таких людей. Хотя многие и видят в музыке только искусство, Уоллмарк и его коллеги воспринимает ее как универсальный язык, помогающий людям взаимодействовать друг с другом, общаться и понимать своих собратьев.

Как эмпаты воспринимают музыку?

Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия

Эмпатия как принцип художественно-педагогического

общения в преподавании фортепиано

Ведущей функцией профессионального труда каждого педагога – музы­канта (и, в частности, педагога – пианиста) является общение, взаимодействие, коммуникации. (Остальные функции – гностическая, конструктивно-творческая и организационная – в данном случае рассматриваться не будут). О важной роли межличностного общения писали многие ученые, педа­гоги, музыковеды, композиторы. Но именно включение художественных парамет­ров личности педа­гога – музыканта в воспитательный процесс обеспечи­вает реальному обще­нию со студентами мощный творческий импульс, ярко освещает мир художест­венной действительности, мир музыки, мир Прекрас­ного.

Понимание художественного музыкального образа и любовь к нему воз­можны только благодаря психологическому механизму переноса обобщенного в интонациях содержания музыки в личностный план и его переживания как собст­венных художественных эмоций (чувств). «Понимать искусство – значит чувствовать его» – говорил К. Станислав­ский. Проблема сегодняшнего поколе­ния в том, что ему свойственна так называе­мая «эмоциональная глухость». Эта проблема и общей и музыкальной школы, и средне специальных и даже выс­ших учебных заведений. Развитие чувст­венного восприятия, способности к сопере­живанию воплощенных в му­зыке чувств, мыслей, эмоций, образно-эмоцио­нального, интонационного содержа­ния – важнейшая задача и музы­канта – исполнителя и педагога. Любой вид музыкально-творческой деятельно­сти (в частности, занятия по фортепиано) должны активизировать чувства и ра­зум, способствовать музыкальному, художест­венному развитию студентов на уровне переживания – понимания.

Эмпатия, как способность к сопереживанию, наилучшим и кратчайшим путем воспитывается именно через музыку, где последняя выступает как искус­ство общения. В этом плане у музыки нет конкурентов, она – модель человече­ского общения, модель всех вариантов отношений человека к окружающей дейст­вительности (от самого нежного до самого агрессивного). Общение с музы­кальными образами обогащает личность сублимированным эмоциональ­ным опытом человечества, образами чувств и состояний в их динамике, с их ампли­тудой, логикой и парадоксами развития. Это множество отношений раскрыва­ется во множестве интонаций, а иррациональное сопричастие к ним формирует духовный облик личности, особенно её сферу общения с другими людьми.

Здесь смыкаются уже три сферы знаний – музыкознание, музыкальная психо­логия и социальная психология. Если природа музыки интонационна, если интонация – это смысловая единица музыки, то основной «единицей» музы­кальности как системы общения с музыкой должно быть определенное интона­ционное чутье или способность улавливать содержательный смысл интона­ций, их художественно-образный обобщающий смысл. Музыкальность рождается именно тогда, когда слуховоразличительные ощущения пережива­ются как смысловое содержательное обобщение отдельных звуков в осмыслен­ную интонацию. Язык интонаций в их многослойности образует музыкально-интонационную систему или тот самый «интонационный словарь», о котором в свое время говорил В. Асафьев. Овладение художественным языком музыки озна­чает овладение её художественной сущностью, т.е. проникновение в содержа­тельность каждой значимой интонации и музыкальных образов. Если человек ощущает смысл интонаций, переживает и сопереживает этот смысл – он музыкален. А музыкальность как качество системы общения с музыкой раскры­вается прежде всего в способности сопереживания содержательности музы­кального образа, поэтому в музыкально-художественном сознании музыкаль­ную эмпа­тию можно считать также индикатором музыкальности.

В музыкальной эмпатии можно разграничить две фазы: фазу распознава­ния эмоциональной экспрессии в музыке и фазу сопереживания или эмоциональ­ной идентификации. Первая содержит «прочтение», распознание различных интонаций, образов чувств, а вторая – фаза сонастройки, соприча­стия и сопереживания, фаза определенного поведения (слушательского, исполни­тельского и т.д.). Ярким примером музыкальной эмпатии в жизни мо­жет служить поведение молодежи в дискотеке, на шоу – концерте, где происхо­дит свободная и активная эмоциональная идентификация с любимыми исполните­лями. Другим примером активного переживания музыки является поведе­ние дошкольников при встречах с музыкой – от слез горя до полного вос­торга и упоения. Таким образом, музыкальная эмпатия – это способность к прочувствованному восприятию музыки, сопереживанию ее образно-эмоциональ­ного содержания в разнообразии жизненных связей и опосредова­ний. Наличие музыкальной эмпатийности в профессиональной деятельности педагога – музыканта является индикатором профессионального уровня преподава­теля.

В отечественной педагогике разработаны ряд специфических принципов и методов, направленных на развитие эмпатии в контексте формирования куль­туры музыкального восприятия. Это принципы единства эмоционального и рацио­нального, художественного и технического, интонационного, культурологиче­ского, диалогического подходов; методы «осознания интонацион­ного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рожде­ния образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирования художественно – творче­ского процесса», «выхода за пределы музыки» (М.С. Красильникова) и др.

Необходимость применения принципа единства эмоционального и рациональ­ного обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Воспри­ятие музыки требует осознания вызываемых ею эмоций и сопутствующим им выразительных средств. Образно-эмоциональное содержание музыкальных произ­ведений, отражающих многогранность жизненных реалий, внутреннего мира человека – всегда «прочувствованная мысль», «осознанное чувство», един­ство эмоционального и сознательного.

В сочетании двух типов общительности и эмпатийности – музыкальной и че­ловеческой – находится ключ к музыкально-педагогическому мастерству, по­скольку они отвечают основной функции труда педагога – функции общения. Только в единстве педагогически целенаправленного общения со студентами и ху­дожественно-осмысленного и эмоционально-насыщенного общения с музы­кой возможен полноценный процесс музыкального воспитания.

Читайте также  Фотография Боба Дилана украсила Галерею Национального музея Смитсоновского института

Люди-эмпаты воспринимают музыку близко к сердцу

Люди с высоким уровнем эмпатии, обладающие способностью глубоко сопереживать радости и горю других, воспринимают музыку иначе, чем остальные, обнаружили американские ученые.

Дата публикации: 21.06.2018

Люди с высоким уровнем эмпатии, обладающие способностью глубоко сопереживать радости и горю других, воспринимают музыку иначе, чем остальные, обнаружили американские ученые.

Совместное исследование специалистов университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и Южного Методистского университета провели эксперимент на 20 здоровых студентах. Им проигрывали отрывки знакомых и незнакомых, любимых и нелюбимых музыкальных произведений, снимая в это время МРТ мозга. Отдельным опросником оценивался уровень эмпатии испытуемых (по оценкам ученых, эмпатами являются 20% всех людей). Исследователей интересовало, есть ли специфические области мозга, которые задействуются при прослушивании музыки именно у эмпатов.

Оказалось, что такие области действительно есть. При прослушивании знакомой музыки у людей, способных к искреннему сопереживанию, была замечена большая активность в области так называемого полосатого тела, являющегося частью мозговой системы вознаграждения. Эта система ответственна за ощущение удовольствия и другие позитивные эмоции. Кроме того, у эмпатов были более активны медиальная и латеральная области префронтальной коры, ответственные за социальные связи, а также район на стыке теменной области, важный для анализирования и понимания поведения окружающих.

Все эти области мозга, как правило, задействуются, когда мы взаимодействуем или думаем о других людях. Ученые сделали вывод, что у людей с высоким уровнем эмпатии музыка воспринимается в какой-то степени как разновидность личных отношений. Кроме того, исследование показало, что эмпаты вообще более глубоко и интенсивно воспринимают музыку, как знакомую, так и незнакомую.

Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис

Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно

Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.
статья по музыке на тему

Статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу.

Скачать:

Вложение Размер
статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу 19 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.

Эмпатия — способность к сопереживанию, адекватному пониманию движений души ребенка. Эту способность можно определить как социально-психологический феномен, обеспечивающий на всех этапах музыкально-педагогического общения высокую творческую мобильность и продуктивность. Х X век показал, что проблема эмпатии — способности к сопереживанию, сочувствию,- стала одной из центральных и в психологии, и в педагогике. Эмпатия является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души -может быть самым распространенным болезням нашего времени. Русская музыкальная культура во все свои времена отличалась ярко выраженной способностью к состраданию. «Я всеми силами души хотел бы, -признавался П.И. Чайковский,- чтобы моя музыка служила людям подпорой и утешением ».Это творческое и мировоззренческое кредо великого композитора может в полной мере стать эпиграфом деятельности и личности педагога — музыканта, ибо музыкальное искусство по своей природе призвано вызывать эмпатию и развивать ее.

Музыка способна раскрыть перед юным существом самые тончайшие чувства и образы, и искусство педагога состоит в том, чтобы помочь детям душевно откликнутся на них, вызвать желание быть причастным к миру Добра и Красоты. В музыкознании и музыкальной педагогике эмпатия рассматривается в форме эмоциональной отзывчивости на музыку. Это объясняется тем, что основные закономерности возникновения эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия в человеческом общении и в процессе художественного восприятия в целом совпадают.

Однако считается весьма поверхностным сведение эмпатии в восприятии и исполнении музыки к эмоциональному заражению или эмоциональному отклику. Уже само опосредование этого отклика личностным опытом индивида, подключенностью мыслительных операций, памяти, экспрессии, ассоциативного пространства свидетельствует о неоднозначности отклика на содержание музыки и не допускает выделения в нем какого-либо одного компонента в качестве главного. В работах Б.М. Теплова, И.А.Ветлугиной эмоциональная отзывчивость трактуется как общая музыкальная способность, как « центр музыкальности», «главнейший показатель музыкальности».Основу музыкальной отзывчивости, по Б.М.Теплову, составляют ладовое и музыкально-ритмическое чувства, имеющие эмоциональную природу и представляющие собой способность эмоционально откликаться на звуковысотные и ритмические движения в музыке. Поскольку эмоциональная отзывчивость есть лишь часть эмпатии, а часть никогда не больше целого, то и в ее основе лежит глубинная человеческая потребность участия в процессе жизни, ее осознания и созидания, потребность в добре-истине-красоте, вместилищем коих и является музыка. Откликаться на музыку, переживать и постигать ее, проявлять эмпатию в сфере музыкального — значит переживать и постигать миф, творимый музыкой, ее тайну. И миф и музыка не идеальные понятия, не абстракция и не формула. И миф и музыка-сама жизнь, реальная во всех своих гранях от повседневности до мечты, творимая и становящаяся, вещественная и телесная. И миф и музыка интуитивны во взаимоотношениях с миром выявляя и связывая дискретное и отъединенное в живое целое. И в мифе и в музыке отвлеченные понятия одухотворяются и проживаются, воспринимаются живыми, становятся личностной формой осознания бытия. Так, во время педагогической практики одна из студенток музыкально-педагогического факультета предложила учащимся исполнить их самую любимую песню. Каково же было ее удивление ,когда этой песней оказалась… «Священная война»А.Александрова. Но еще больше удивило исполнение восьмилетними детьми этой отнюдь не детской музыки: самозабвенно и отрешенно, с полной отдачей трагизму и высокому пафосу, в медленном темпе, стоя пели они о том, чего не было в их жизни, но что было жизнью для них в этой песне. Она послужила тем мифом, тем символом, который в образной форме обобщил их опыт(так как это были воспитанники интерната, и большинство из них счастливого детства не знали).И в тоже время музыка вывела их переживания на высокий уровень общечеловеческого смысла. И здесь уже не имело значения фактическое знание ужасов войны. Опознанный символ был прожит.Это был акт эмпатии в самом широком и глубоком понимании, где произошло воссоздание целостности и единства духовной реальности в субъективном и идеальном планах. Это воссоздание целостности способствовало обретению детьми их собственного»я».В акте эмпатии, как и в постижении музыки, задействовано все внутреннее богатство человека — его чувства, ум, ощущения, фантазия и память, интуиция. К ним же подключаются и экспрессивно-моторные реакции. Именно вся сложная система духовного мира человека переводит слышимое звучание в переживание и наделяет смыслом, и дальше -выводит изолированность индивидуального опыта в слияние с безмерной протяженностью жизни, простирая пережитое в музыкальном звучании за его временные рамки. В переживании музыки, в музыкальном бытии нет разделения на субъект и объект. Наше «я» выходит за свои пределы, и мы ощущаем, что мир и мы — одно целое, что нет ничего отъединенного от нас, и все предметы живут с нами одной жизнью. «Музыка делает человека другим, меняет его природу; человек выходит из себя, пьянеет. И в этом опьянении какая-то древняя и новая, вечная, трезвая мудрость, самое точное познание каких-то новых возможностей, как будто музыка под обыкновенное, ограниченное человеческое, настоящее «я» подставляет другое -чуждое, безграничное, нечеловеческое настоящее, но, может быть прошлое и будущее, вечное и истинное. Это вообще самое глубокое опьянение какое только есть у людей».(Д.С.Мережковский) Этот эффект «переноса доминанты»,проникновения в самую суть становления жизни-другой жизни — и отождествления с ней, и означает проявление эмпатии. Более того, без эмпатии музыка как феномен лишается смысла, дыхания. Эмпатия имманентна музыке, а музыкальность имманентна эмпатии.

1.КаганМ.С. Музыка в мире искусства-Сн-П,1996г

2. Петровский А.В.,ЯрошевскийН.Г. Психология-М.-2002г.

3. БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субьекта-М,1994г

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: