Группа Radiohead в Зале славы рок-н-ролла: музыканты против!

В Зале славы рок-н-ролла нашли «лишнего»

По какому принципу был составлен антирейтинг музыкантов

В музыкальном мире разгорелся скандал из-за рейтинга переоцененных групп. Журнал Vulture изучил список музыкантов, которые входят в Зал славы рок-н-ролла. Худшими коллективами признали Queen и Bon Jovi. Как автор рейтинга объяснил свой выбор и согласны ли с такой оценкой российские музыканты? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Denis Balibouse , Reuters

«Bon Jovi — это вообще не рок-группа, а люди, которые снялись в фильме про рок-группу. Как вообще эти студенты-переростки из Red Hot Chili Peppers смогли втереться в доверие к любителям рока? Эти супер-пупер звезды из Queen очень быстро стали неинтересны — как старая уродливая детская игрушка для тех, кто уже вырос», — журналист Билл Ваймэн безжалостно расправился с теми, кто попал в самый конец рейтинга. Судя по его предыдущим публикациям, это его любимый формат: он превращает в рейтинг все — от песен Майкла Джексона до композиций The Beatles, — расставляя их от лучших к худшим. И пусть его оценка вызывает в первую очередь возмущение, в чем-то он прав, признает музыкант Найк Борзов: «Мне кажется, все верно. Видимо, АВВА скорее внесла вклад в уничтожение рок-н-ролла как популярного стиля, потому что сейчас поп-музыка вся строится по песенному строению принципа АВВА. У Bon Jovi вначале были рок-альбомы, а поздние альбомы — это, в общем-то, такая поп-музыка. Песни для них начал писать тот же парень, что писал песни для Dr. Alban, причем с теми же словами».

ABBA возвращается с новой песней

Резкие оценки в адрес этих исполнителей звучали и раньше. Консервативно настроенные критики отмечали, что и Bon Jovi, и Queen, и ABBA слишком вольно обращаются с законами жанра. Это якобы вообще не рок — скорее, поп. А ABBA, например, не всегда качественно записывает аранжировки, отмечали скептики. В общем, критиковать было за что, но не так резко. Такого мнения придерживается и лидер группы «Тараканы» Дмитрий Спирин: «Сам факт того, что группа включена в Зал славы рок-н-ролла, мне кажется, уже делает им честь, а уж на каком там они оказываются месте среди прочих. По всей видимости, было очень сложно людям, составлявшим этот внутренний рейтинг, расставить их так, чтобы это было адекватно. Поэтому, понятно, пионеров жанра — Чака Берри, Ramones — вперед, а артистов, которые, возможно, не столь важную сыграли роль в формировании рок-музыки, в конец».

Впрочем, не ко всем популярным исполнителям Билл Ваймэн был неблагосклонен. Лидерами его рейтинга стали Чак Берри, The Beatles и лауреат нобелевской премии Боб Дилан. Их он описал как законодателей моды в рок-н-ролле — именно они, по мнению Ваймэна, создали дух рока как музыкального жанра. Но это касается и всех остальных артистов, оказавшихся в Зале славы рок-н-ролла, убежден певец Юрий Лоза: «Весь мир поет We Will Rock You, весь мир поет We Are The Champions, все напевают Bohemian rhapsody. Она просто выше, чем вся рок-музыка, вместе взятая, а они ее ставят на какие-то места. Ну чушь собачья! Те, кто пишут, они сделали хоть что-нибудь? Гоните их всех в шею, балбесов, не понимающих в жизни ничего».

Рейтинги худших групп в истории публиковали многие журналы. Это и британский The Word, и американский Blender. Каждый такой материал привлекал внимание читателей. Правда, впоследствии оба журнала закрылись. Любопытно, учтет ли Vulture этот опыт или опубликует новый рейтинг в следующем году.

Всего в Зале славы рок-н-ролла 214 исполнителей. Их отбирает жюри из 1000 журналистов, продюсеров, музыкальных критиков. Главное правило — попасть в Зал славы музыкант может только спустя 25 лет после выхода его первого сингла.

JUDAS PRIEST, RADIOHEAD и RATM в шаге от Зала славы рок-н-ролла

Коллегия кливлендского музея огласила 19 номинантов, среди которых также числятся DEPECHE MODE, BON JOVI и DIRE STRAITS

В начале следующего года Зал славы рок-н-ролла представит новых лауреатов — обычно это пять коллективов или отдельных исполнителей. В текущем сезоне их выберут из 19 претендентов, которых коллегия огласила утром 5 октября. Согласно регламенту, музыканты могут попасть в номинацию лишь спустя 25 лет после выпуска первого сингла или альбома. Сейчас пограничной датой является 1992 год, а это означает, что впервые право номинироваться в Зал славы рок-н-ролла получили RAGE AGAINST THE MACHINE и RADIOHEAD (несмотря на протесты последних). Однако это не единственные дебютанты в списке, который иной раз лишь косвенно охватывает понятие «рок-н-ролл».

Королева арт-попа Кейт Буш — одна из самых неожиданных претенденток года, которая формально могла номинироваться еще 14 лет назад. То же самое касается титана джаза и акционной деятельности Нины Симон, которую, несмотря на признание, никоим образом не связывали с рок-н-роллом при жизни. Синти-поп группа EURYTHMICS и пионер госпел-блюза Розетта Тарп, чья карьера началась в 30-х годах, еще до появления самого термина «рок-н-ролл», также номинированы впервые.

В этом году среди номинаций особый акцент сделан на женщин и темнокожих людей. Рок-группы тоже не обошли стороной. Полный список участников выглядит так:

BON JOVI
Кейт Буш
THE CARS
DEPECHE MODE
DIRE STRAITS
EURYTHMICS
J. GEILS BAND
JUDAS PRIEST
LL Cool J
MC5
THE METERS
MOODY BLUES
RADIOHEAD
RAGE AGAINST THE MACHINE
RUFUS FEATURING CHAKA KHAN
Нина Симон
Сестра Розетта Тарп
Линк Рэй
THE ZOMBIES

Отдельно стоит упомянуть группы, номинированные в предыдущие годы, но проигнорированные на этот раз: NINE INCH NAILS, SMITHS, JANET JACKSON, JANE’S ADDICTION, THE REPLACEMENTS и BAD BRAINS. Упрекнуть премию также можно за отсутствие MOTÖRHEAD, чей фронтмен скончался в декабре 2015 года; SLAYER, NICK CAVE, TELEVISION и SONIC YOUTH, достойные номинации не меньше, чем EURYTHMICS, также игнорируются.

Коллегия экспертов Зала славы рок-н-ролла выберет номинантов до конца декабря; голосование рядовых слушателей, действующее шестой год подряд, позволит выбрать одного из пяти лауреатов. Голоса принимаются на сайте Зала славы рок-н-ролла.

Что такое «Зал славы рок-н-ролла» и почему он не нужен в 2019 году

В ночь на понедельник состоялась очередная церемония принятия новых участников в «Зал славы рок-н-ролла». В официальный музыкальный пантеон, основанный 33 года назад, в 2019 году попали среди прочих The Cure, Radiohead и Джанет Джексон. Николай Овчинников рассказывает, чем подобные предприятия вредны для поп-музыки.

Вокалиста The Cure спросили, рад ли он быть на церемонии включения группы в «Зал славы рок-н-ролла». Он мрачно ответил: «Нет». Джанет Джексон отказалась выступать на этой же церемонии, возможно, из‑за появления фильма с обвинениями в адрес своего брата Майкла. Три из пятерых участников Radiohead на церемонию вообще не приехали: Тому Йорку сейчас интересно заниматься театральными делами в Париже, а Джонни Гринвуду вообще все равно. Roxy Music объединились для выступления на церемонии, но без Брайана Ино. Одно из двух главных музыкальных событий США, связанных не с фестивалями, а с раздачей заслуженных призов — праздник, на который всех очень звали, но никто особо не хочет идти.

Читайте также  Все существующие музыкальные инструменты

Что такое «Зал славы рок-н-ролла»? Придуманный основателем Atlantic Records Ахметом Этергюном музей и пантеон богов популярной музыки, пополняемый ежегодно с 1986 года, с несколькими дополнительными пантеончиками (отдельный зал славы для продюсеров, отдельный — за «музыкальное мастерство», отдельный — для исполнителей дорокнролльной эпохи и т. п.). Главное условие для фигурантов основного списка — с момента выхода первого сингла должно пройти 25 лет. Голосуют за списки эксперты из индустрии. Выбирают обычно от 5 до 7 музыкантов. Новые участники списка приходят в конце марта на церемонию (в этом году она была в Центре Barklayʼs в Бруклине — произносят дежурную благодарственную речь и выступают с несколькими песнями. Несколько раз включение в «Зал славы рок-н-ролла» становилось причиной для коротких реюнионов групп, которые по другим поводам не собрались бы. Например, Talking Heads. В общем, кажется, отличное шоу, не чета «Грэмми», которую вечно критикуют за однобокость.

На самом деле нет. На самом деле «Зал славы рок-н-ролла» — та же «Грэмми», а в чем‑то он даже хуже ее.

Это очень консервативная и американоцентричная (второе хотя бы можно понять) история. Награждается преимущественно рок, преимущественно американского происхождения — или ориентации на американский рынок — в основном чуждый прогрессу. Консерватизм жюри таков, что в 2007 году руководство зала немного скорректировало результаты голосования, чтобы в пантеоне главных музыкантов оказался Грандмастер Флэш. При этом финальный отбор — крайне непрозрачная процедура, на просьбы толп фанатов эксперты не обращают внимания, женщин среди членов «Зала славы» почти нет. В этом смысле «Зал славы рок-н-ролла» ничем не отличается от «Грэмми»: и там, и там предпочитают традиции, даже пытаясь как‑то оседлать прогрессивную повестку: на каждого Чайлдиша Гамбино найдется своя группа Greta Van Fleet.

В основе «Зала славы» лежит очень странный критерий отбора членов. В эпоху, когда большим музыкантом становятся за полгода, выпускают полтора альбома и погибают, оставив по итогам немаленькое наследие, до сих пор действует принцип «не раньше, чем через 25 лет». Это кажется таким же анахронизмом, как и необходимость держать слово «рок-н-ролл» в названии, когда у тебя среди членов есть Тупак Шакур.

Ну, и главное. Само существование «Зала славы рок-н-ролла» не только как премии, но и как музея — это то, что Саймон Рейнольдс называл «музеефикацией» рока. Это попытка зафиксировать историю поп-музыки, сделать ее статичной, обращенной исключительно к собственному прошлому. Попытка составить канон там, где его не может быть. Список членов «Зала славы» — энциклопедия артистов, лучшие альбомы которых вышли 10–20 лет назад или раньше. В ней нет сносок и не хватает страниц, но ее составители пытаются делать вид, что все нормально. «Зал славы рок-н-ролла» превращает поп-музыку в аттракцион ностальгии. К музыкальным реалиям он имеет такое же отношение, как костюмированные исторические шоу к реальным событиям. Исполнение может быть сколь угодно точным, но никакой рефлексии не предполагается .

Группа Radiohead в Зале славы рок-н-ролла: музыканты против!

Группа Radiohead в Зале славы рок-н-ролла − миф или реальность? Уже в следующем году первому альбому знаменитой британской команды «Pablo Honey» исполнится 25 лет, а это означает, что коллектив может претендовать на введение в Зал славы рок-н-ролла. Журналисты Billboard решили узнать у Radiohead, как они относятся к данной идее и получили исчерпывающий ответ от трех участников группы. Мнения музыкантов разнятся.

Так, единственным участником, положительно отозвавшимся о процедуре, стал бас-гитарист Коллин Гринвуд, который считает, что для Radiohead было бы почетным оказаться среди тех артистов, которые уже попали в Зал. Фронтмен группы Том Йорк и гитарист Эд О’Брайен наоборот негативно воспринимают церемонию и не видят в ней никакого смысла.

Эд О’Брайен заявил, что не считает себя частью шоу-бизнеса и, как англичанин, не видит смысла чествовать самого себя, как обычно это позволяют себе американцы. По мнению музыканта, церемонии награждения – это пустая трата времени, которое можно было бы провести в пользой: дома с семьей у камина или на собственном концерте. Также гитарист признался, что чувствует себя на медийных мероприятиях не в своей тарелке и не любит общение со СМИ.

Том Йорк и вовсе воздержался от развернутого комментария – во избежание сказать что-то не так. Но заметил, что Зал славы рок-н-ролла – не первое место в мире, куда бы он хотел попасть.

Конечно, все сказанное можно оценивать как один большой сарказм (ну кроме слов Коллина Гринвуда). С другой стороны, музыкантов можно понять. Будет ли группа Radiohead в Зале славы рок-н-ролла или нет, покажет время. Но приятно осознавать, что остаются музыканты, которые довольно равнодушно относятся к регалиям и просто хотят заниматься творчеством, как и раньше.

Слушать дебютный альбом Radiohead – Pablo Honey:

Слушайте Pablo Honey — Radiohead на Яндекс.Музыке

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: