Энди Уорхол и музыка: томатный суп под гитару

Энди Уорхол и музыка: томатный суп под гитару

Недооценить наследие великой иконы поп-арта Энди Уорхола сегодня просто невозможно: как минимум, ему мы обязаны появлением журнала Interview и общей концепции «глянца». Сейчас сложно представить себе, чтобы какой-нибудь Леонардо Ди Каприо появился бы на обложке модного журнала с прыщиком, внезапно выскочившим у него на лбу из-за вспышки, а до Уорхола подобное было в порядке вещей. Знаменитый художник не просто икона стиля – он породил то, что мы сейчас зовём стилем. Но почему так часто говорят про сотрудничество Энди с Сальвадором Дали, Труменом Капоте – и так редко упоминают его работу с музыкантами?

Обычно при словосочетании «Энди Уорхол и музыка» сразу вспоминают легендарную и первую в своём роде альтернативную рок-группу The Velvet Underground, а Лу Рид вместе с Джоном Кейлом записали альбом «Songs For Drella», который целиком посвятили Уорхолу (Дрелла – псевдоним художника, образованный от Dracula и Cinderella).

Слушайте Songs For Drella — Lou Reed на Яндекс.Музыке

Большое уважение Уорхолу всегда выражал Дэвид Боуи: одну из своих песен на альбоме «Hunky Dory» он назвал его именем и всегда говорил о том, что Уорхол является для него иконой стиля. В итоге, в биографическом фильме «Баскиа», посвященном другу и коллеге художника Жану-Мишелю Баскии, «человек, который упал на Землю» сыграл самого Уорхола, это было нечто вроде дани уважения.

Слушайте Andy Warhol — David Bowie на Яндекс.Музыке

Самая успешная и известная обложка в истории – это созданная Уорхолом обложка альбома The Rolling Stones «Sticky Fingers» 1971-го года, на которой были изображены джинсы с «интерактивным» ремешком: его можно было расстегнуть, и тогда под ним показывалось нижнее белье (а Уорхол, как известно, был фанатом мужского нижнего белья и любил хаотично скупать его во время походов по магазинам). А обложка дебютного альбома «The Velvet Underground & Nico», на которой был придуманный Уорхолом ярко-желтый банан, моментально стала классикой.

В своих портретах Уорхол рисовал самых различных знаменитостей, но особенно он любил, конечно, музыкантов: его руке принадлежат известные портреты Джона Леннона, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли. Последний был продан за 82 миллиона долларов в 2007-м году и отличается достаточно нетипичным, почти пессимистичным образом певца: на нём Элвис, в типичной «уорхоловской» кричащей цветовой гамме, направляет пистолет на зрителя, а взгляд напряжен, словно перед лицом опасности. Уорхол также написал предисловие к автобиографии Игги Попа. А ещё, по слухам, именно он послужил причиной разрыва своей музы Эди Седжвик и Боба Дилана, сообщив первой о помолвке второго с Сарой Лоундс.

Певица и актриса Грейс Джонс глазами Уорхола

Уорхол славился своими странностями. Однажды он подарил Джиму Моррисону телефон из чистого золота и слоновой кости со словами: «По этому телефону ты можешь связаться напрямую с Господом Богом». Впрочем, дорогая безделушка тут же была выкинута на помойку. К слову, именно Моррисон чуть было не стал главным героем порнографического авангардистского фильма Уорхола «Я, мужчина» (в итоге им стал Том Бэйкер).

Как банка супа сделала Энди Уорхола знаменитым?

Энди Уорхол всегда был востребованным художником. Его коллажи, созданные в детстве, уже тогда умиляли всех вокруг. А повзрослев, Энди стал зарабатывать хорошие деньги в коммерческой рекламе.

Но он был слишком амбициозен, слишком ярок для того, чтобы остаться обычным ремесленником, пусть и отлично зарабатывающим. Уорхол хотел сказать новое слово в искусстве, стать «отцом» целого движения, ввести в моду то и сказать о том, чего никто до него не замечал. И ему это удалось — благодаря тому, что он был настоящим новатором.

Как вам привычка собирать весь мелкий мусор, который вы производите в жизни? Наклейки, бутылки, пачки сигарет, банки супа… А ведь именно этим хламом Энди вдохновлялся, создавая из обычных повседневных предметов произведения искусства.

В июле 1962 года свет увидели 32 картины Уорхола «Банки супа Кэмпбелл». Работы были размещены в горизонтальную линию так, словно изображенные на картинах банки стоят в продовольственном магазине. Критики были в возмущении: что этот Уорхол возомнил о себе? Картины изначально планировалось продавать поодиночке, но к концу выставки покупателей было всего пятеро. Зрители тоже еще не распробовали творчество смелого рекламщика, чего нельзя сказать о хозяине галереи Ирвинге Блуме.
Энди Уорхол, «Банка с супом Кэмпбелл (томатный)», 1961 г.
Фото: artchive.ru

Блум достаточно пообщался с Уорхолом для того, чтобы понять: этот парень не просто делает поп-арт, он делает историю. Ирвинг уговорил Энди представить 32 картины как одно произведение. Проданные пять полотен пришлось выкупать обратно. Это было не так-то просто, но дело того стоило: за рекордный срок банки супа Уорхола стали символом поп-арта и культуры потребления в целом. Этот суперпопулярный образ, рождающий огромный спрос, Уорхол представлял и как клише, и как классику.

Искушенные зрители интерпретировали произведение Уорхола в духе времени: повторяющийся мотив банки супа символизировал навязчивую рекламу, их распространенность бросала вызов искусству в целом — впервые объектом стало не что-то редкое или уникальное, а то, что каждая американская хозяйка могла найти на своей кухне. Энди Уорхол словно говорил: художник — не обязательно всевидящий гений, вдохновение можно черпать и в самом простом.

Все 32 банки казались одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле они отличались, и это был символ рабочего общества, тоже серого и штампованного только на первый взгляд. Ведь одинаковые робы рабочих не значили, что у них одинаковые мысли, стремления и желания. Колонны Королевской Шотландской академии, украшенные в стиле банок
Фото: SixSigma, ru.wikipedia.org

Банки с супом быстрого приготовления продолжали вдохновлять Энди Уорхола долгие годы. Он создал еще несколько произведений, в которых были представлены эти банки, и все они имели невероятный успех. В настоящее время они оцениваются на аукционах в десятки миллионов долларов, а сам Энди остался в истории как культовая личность, «отец поп-арта» и один из самых известных и высокооплачиваемых художников современности.

А чем вы считаете «32 банки супа Кэмпбелл» — произведением искусства или проделкой ловкого мошенника?

«Фабричные» песни. Артемий Троицкий величает Энди Уорхола

Хедлайнеры сто семьдесят второго выпуска подкаста и радиопрограммы «Музыка на Свободе»​ – исполнители, работавшие в знаменитой «Фабрике» американского художника и поп-персоналити Энди Уорхола. Рок-критик Артемий Троицкий особо отмечает: это тот редкий случай, когда на заглавную тему музыкального рассказа его навела находка в магазине грампластинок.

Копаясь на полке новых поступлений, я обнаружил свежий двойной альбом-сборник под академичным названием «Энди Уорхол и музыка». Как и следовало ожидать, подборка была навеяна и продиктована артистическим наполнением и звуковым сопровождением легендарной уорхоловской «Фабрики». Отец-сооснователь поп-арта построил свою «Фабрику» в 1962 году на Манхэттене и дважды переносил её в другие районы Нью-Йорка, то в Челси, то в Мидтаун. Это было, как сейчас говорят, «пространство», или «хаб», служившее одновременно мастерской художника, концертной и танцевальной площадкой, дефиле показов мод, киностудией – короче, центром всей нью-йоркской авангардной тусовки. Закрылась «Фабрика» в 1984 году, так что мне там побывать не посчастливилось.

Читайте также  Delta Blues жанр музыки

Альбом «Энди Уорхол и музыка» разделён на две части – «Друзья Фабрики» и «Плейлист Фабрики». Плейлист предельно эклектичен: от классики (Моцарт, Верди) до китчевого рок-н-ролла 1950-х и от соул-хитов 1960-х до Стравинского и Мессиана. Вся эта музыка прекрасно передаёт звуковую атмосферу творческого вертепа. Раздел «Друзья» более интересен и представляет важные страницы истории поп-музыки. Разумеется, начинается он с Velvet Underground, которых Уорхол в 1965–68 пестовал, продюсировал, фактически держал на своей «Фабрике» в качестве «домашней» рок-группы и возил в гастрольные туры со своим видеошоу.

Легендарный дебютный альбом VU (1967) представлен на компиляции песней Лу Рида «Венера в мехах» – это, кстати, и моя любимая песня в репертуаре знаменитого квартета.

The Velvet Underground с композицией Venus in Fur

Именно Энди Уорхол «одолжил» Риду и Джону Кейлу немецкую красавицу-модель Нико (настоящее имя Криста Паффген), спевшую с группой несколько песен. В дальнейшем Нико выпустила полдюжины сольных пластинок, в том числе «Девушки из Челси» (1968), во многом навеянный съёмками на «Фабрике».

Nico с композицией These Days

Конечно, 1960-е годы были пиковыми в карьере Уорхола и всего поп-арта. В отличие от большинства художников, чётко привязанных к одному периоду и направлению, Уорхол распространил своё влияние и на последующие десятилетия – в этом смысле его можно сравнить с Уильямом Берроузом и Дэвидом Боуи. Если в 1960-е друзьями «Фабрики» были тогдашние столпы контркультуры Боб Дилан и Rolling Stones (с ними Уорхол работал, как дизайнер), то в 1970-е диско, панк-рок и «новая волна» не обошли великого арт-тусовщика стороной. Звёздами «Фабрики» были диско-дива Грейс Джонс, трансгендерный панк Джейн Каунти, певицы Черри Ванилла и солистка группы Blondie Дебби Харри. Их на «фабричном» альбоме представляет один из главных американских хитов конца 1970-х, «Стеклянное сердце». Пожалуй, эпатажный, нигилистичный и откровенно постмодерновый вызов «новой волны» был даже ближе по характеру Уорхолу, чем идеалистичный хиппизм.

Blondie с композицией Heart of Glass

К середине 1980-х работа на «Фабрике» завершилась; последними молодыми суперзвёздами этого поп-арт-конвейера стали культовый художник Баскиа и певица Мадонна. Из этого периода я выбрал красивейшую песню «Драйв» (1984), хит группы The Cars, где главную роль в видео сыграла любимица Уорхола, чешская модель Павлина Поржизкова (в скобках можно заметить, что у самого Энди-Анджея словацкие, точнее, русинские корни и в Братиславе ему поставили памятник).

The Cars с композицией Drive

Можно горячо спорить о качестве художественного наследия Энди Уорхола, но никто не возьмётся отрицать, что он был одним из самых влиятельных художников ХХ века. Причём не только как идеолог поп-арта, но – и, возможно, это даже важнее! – как мощнейший катализатор творческой активности, связавшей визуальное искусство, кино, музыку, моду и стиль жизни. А «Фабрика» стала прообразом и (боюсь, недостижимым) идеалом сотен и тысяч креативных центров, клубов и «коворкингов» по всему миру.

Студия подкастов Свободы

Завершу это посвящение невероятному Энди самой редкой записью альбома «Уорхол и музыка». Ультрафиолет (Ultra Violet) – это псевдоним французской актрисы и художницы Изабель Дюфрен, которая в 16 лет стала моделью и музой Сальвадора Дали, а затем перебралась через океан на «Фабрику». В 1973 году она записала свой единственный музыкальный альбом, в работе над которым помогал Уорхол.

Ultra Violet с композицией Cool MacDaddy

С тех пор пластинка не переиздавалась, Ультра умерла 6 лет назад, оригинальный винил на аукционе стоит $1000+. Всем (Энди, Лу Рид, Нико, Изабель, Фабрика) – заслуженный R.I.P.

Плей-лист 172-го выпуска «Музыки на Свободе»:

1. Xiu Xiu (USA). The Wrong Thing, LP Girl with Basket of Fruit

2. Gauche (USA). Running, LP A People’s History of Gauche

3. Jack (UK). That’s the Way We Make It, LP The End of the Way It’s Always Been

4. Calibro 35 (Italy). Faster Faster, LP Decade

5. Calibro 35 (Italy). Death of Storytelling, LP Momentum

6. The Velvet Underground (USA). Venus in Furs, LP Andy Warhol and Music

7. Nico (USA/Germany). These Days, LP Andy Warhol and Music

8. Blondie (USA). Heart of Glass, LP Andy Warhol and Music

9. The Cars (USA). Drive, LP Andy Warhol and Music

10. Ultra Violet (USA/France). Cool MacDaddy, LP Andy Warhol and Music

11. Villagers (Ireland). A Trick of the Light, LP The Art of Pretending to Swim

12. Reverend Beat-Man & Izobel Garcia (Switzerland/Mexico). Pero te amo, LP Bajle bruja muerte

13. Bell Monks (USA). Breathing Fog, LP The Sun Will Find You

Подписывайтесь на подкаст «Музыка на Свободе» на сайте Радио Свобода

Артемий Троицкий

Музыкальный критик, автор и ведущий подкаста и радиопрограммы «Музыка на «Свободе».

«32 банки супа Кэмпбелл» Уорхола

Энди Уорхол – человек, который привел рекламу в галереи. Сегодня он один из самых узнаваемых, популярных и дорогих художников.

Сюжет

Говоришь Уорхол — подразумеваешь бесконечный репринт. История с упаковкой супа Кэмпбелл началась в 1960-м с изображения одной банки и закончилась через два года двумя сотнями картинок. В промежутке был вариант из 32 копий.

Первая работа была посвящена рисово-томатному супу — самому популярному — и выполнена в технике живописи. Все последующие вариации созданы в технике, которая сделала Уорхолу имя, — шелкография. Именно она позволяла ему штамповать за день десятки копий одного сюжета.

Когда Уорхол впервые представил картину, каждое из изображений лежало на полке, как если бы это были настоящие банки в супермаркете. Их количество соответствовало числу вкусов, которые тогда могла предложить компания Кэмпбелл. И каждая картинка обладала своим запахом, который подтверждал название — что на коробке, то и в коробке.

Контекст

Современники назвали работу с упаковкой супов отражением пошлости и бездуховности культуры массового потребления. В это охотно верится, если не знать, что сам Уорхол был фанатом потребления. И его творчество — гимн потребительской эпохе. Селебрити, политики, деньги, товары — все лишь объекты потребления.

Уорхол сам выбирал объекты для тиражирования. Суп Кэмпбелл был дешевым и популярным, особенно в среде бедных людей, откуда вышел и художник. Человек, воспитанный на супах быстрого приготовления, либо сдается, либо протестует. Уорхол дошел до того, что превратил идолов в своего рода суп: многократно повторенный, разжеванный образ быстро готовится, легко продается, с удовольствием потребляется и вызывает привыкание.

Энди создал Джоконду XX века — изображение Мэрилин Монро. Первую работу он выполнил вскоре после ее смерти, а затем сделал многочисленные репринты. Это одновременно возносило ее фото до уровня иконы и низвергало до уровня листовок. Очень дорогих листовок. И так Уорхол поступал со всеми.

Судьба художника

Ненасытная жажда потребления — это отчасти следствие нищего детства. Энди родился в многодетной семье иммигрантов, жизнь была непростой. Ребенком он перенес несколько серьезных болезней, из-за которых был вынужден много времени провести в постели. В результате Уорхол вырос мнительным, закомплексованным, боящимся врачей. В юности он перекрасил волосы в седой: он хотел выглядеть, как старик, думать, как старик, и жить, как старик. Но все вышло с точностью до наоборот.

Читайте также  Топ-10 инструментов для продвижения молодых музыкантов

Отучившись на графического дизайнера, он отправился в Нью-Йорк, где занялся рекламой: рисовал иллюстрации, плакаты, оформлял витрины. Предлагаемые им образы были дерзкими, провокационными и … работающими. Его реклама продвигала товары. Вскоре Уорхол смог от ремесла перейти к творчеству.

Он смог соединить индустрию рекламы и искусство. Шелкография, которую Уорхол стал использовать для создания арт-объектов, позволила реализовать его идею: искусство надо производить массово. Понятия высокого и низкого были нивелированы.

Свою мастерскую он организовал по принципу Содома и Гоморры. Вечеринки с алкоголем, наркотиками, оргиями не прекращались. Контора работал под вывеской «Фабрика» и занимала особняк на Манхэттене. Почти все, кто так или иначе сотрудничали с Уорхолом, подсаживались на наркотики разной степени тяжести. Художник делал это специально: низводил людей до уровня животных, наблюдал за ними и в очередной раз демонстрировал, что те, кто считают себя людьми, личностями, таковыми не являются.

Параллельно с вечным «праздником» «Фабрика» производила искусство. Это была и реализация Уорхола, и его пощечина общественному вкусу, которому привычны уникальные арт-произведения, создаваемые долго и мучительно. Уорхол своим тиражированием запустил новый тренд: искусство всегда должно быть на полке, уникальность больше не интересует, даже упаковка может быть шедевром, стоящим тысячи и даже миллионы долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: