Что такое транспонирование в музыке

Транспозиция

Транспозицией называется точный перенос произведения или его части в другую тональность.
Она применяется в различных случаях:

1. Для сочинения секвенций.
2. Для переноса из одной тональности в другую более крупных музыкальных фрагментов, как непосредственно (сопоставление), так и «на расстоянии».
3. При игре партий некоторых духовых инструментов (валторна, труба, кларнет, английский рожок) на фортепиано или, наоборот, при записи партии одного из этих инструментов, необходима транспозиция. (Партией называются ноты, которые исполняют один или группа инструментов, играющих одно и то же).
4. Вокальные сочинения (песни, романсы) пишутся для определенного по высоте голоса. В случае их исполнения другим, более низким или более высоким голосом, необходима соответствующая транспозиция в удобную тональность.
5. То же иногда делают в случае переложения музыки (фортепианной — для оркестра или ансамбля, или написанной для одного инструмента — для исполнения на другом). Первоначальная тональность в этом случае часто становится неудобной для исполнителя на другом инструменте.
6. Для переложения для фортепиано партий инструментов, играющих в других ключах, кроме басового и скрипичного.

Существуют три способа транспозиции:

1. «Ступеневый» способ.
Определяется тональность данного произведения. Каждый звук в ней рассматривается как определенная ступень. В новой тональности выставляются ключевые знаки. Затем, при сохранении той же последовательности, ступени записываются нотами уже в новой тональности. При этом случайные знаки остаются на тех же местах, что и в первом варианте. Они должны сохранять свое понижающее или повышающее значение, но при этом могут меняться (диез на бекар и т.д.).

2. «Интервальный» способ.
Определяется первоначальная тональность и тональность, в которую нужно транспонировать произведение; выставляются ключевые знаки новой тональности. Затем нужно найти интервал между тониками тональностей. Каждый звук произведения нужно перенести на этот интервал. При этом достаточно соблюсти количественную (ступеневую) величину интервала. Случайные знаки определяются также, как и при первом способе.

3. «Горизонтальный интервальный» способ.
Первый звук находится путем построения интервала между тониками первоначальной и новой тональностей. А затем интервалы между соседними звуками мелодии переносятся в новую тональность (и здесь можно сосчитать только количественную величину интервала). Этот способ особенно удобен при преобладающем поступенном движении мелодии.

статьи

19.05.2020 Транспонирование.

В музыкальной практике часто возникает необходимость повысить или понизить все звуки музыкального произведения на определенный интервал, т.е. перенести его в другую тональность. Такое перенесение музыкального произведения или оркестровой партии на другую высоту (из одной тональности в другую) называется транспонированием или транспозицией. (Глава 8. Методика обучения игре на духовых инструментах. В. Н. Гержев)

Транспонирование применяется при необходимости:

1. Переменить регистр, чтобы дать возможность высокому голосу исполнять пьесу, написанную для низкого или наоборот;

2. Переменить тональность на более удобную для исполнения пьесы на инструменте определенного строя. При транспонировании на какой-либо интервал (кроме октавы) тональность произведения меняется, но всегда сохраняются интервальные соотношения в мелодии. При любом способе транспонирования каждый звук должен переноситься на один и тот же интервал, что и все остальные звуки.

Большинство духовых инструментов относятся к транспонирующим музыкальным инструментам, т.е. таким, звучание которых как бы смещено вниз или вверх по сравнению с нотной записью; партия инструмента в зависимости от его строя нотируется на определенный интервал выше или ниже подлинного звучания.

Транспонирующие инструменты имеют возможность исполнять музыкальные произведения в любой тональности, не меняя при этом техники звукоизвлечения и сохраняя общепринятую аппликатуру; при транспонировании имеется возможность значительного упрощения нотной записи, т.е. сокращение ключевых знаков, количества добавочных линий и т.д.

Навыки быстрого транспонирования.

К изучению способов транспонирования необходимо приступать в первые годы обучения игре на инструменте, организуя практические занятия в классе по специальности и рекомендуя упражняться в транспонировании дома. Начать упражнения следует на легком, знакомом, пройденном материале, хорошо усвоенном и закрепленном в слуховой памяти. Практиковаться в транспонировании можно несколькими вспомогательными способами, пока не будет приобретен навык быстрого транспонирования в любые тональности:

1. Читать ноты в слух (как книгу), транспонируя на заданный интервал, называя или напевая звуки новой тональности; материалом для этой цели может служить любой нотный текст — этюды, пьесы, вокальные или инструментальные произведения.

2. Сольфеджировать нотный текст, транспонируя на заданный интервал (вверх или вниз), произнося при этом звуки новой тональности и одновременно применяя соответствующую аппликатуру, т.е. читать нотный текст вслух с инструментом в руках.

3. Упражняться в транспонировании нотного текста на инструменте, взяв за основу выученные ранее этюды, пьесы.

Транспозиция (в музыке)

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

ТРАНСПОЗИЦИЯ — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона … Современная энциклопедия

Транспозиция — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Транспозиция — (транспонирование, транспонировка; от лат. trānspositiō «перекладывание») многозначный термин. Транспозиция в комбинаторике перестановка, которая меняет местами только два элемента. Транспозиция в генетике перемещение… … Википедия

ТРАНСПОЗИЦИЯ — (лат.). 1) в математике: перенесение членов отношения с одной стороны знака равенства на другую. 2) в музыке: переложение пьесы, т. е. написание её в другом тоне, нежели в каком она была написана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

ТРАНСПОЗИЦИЯ — (транспонировка) в музыке перенос всех звуков музыкального произведение на определенный интервал вверх или вниз, приводящий к изменению его тональности. Применяется главным образом для исполнения более высоким или низким голосом или на… … Большой Энциклопедический словарь

Транспозиция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Транспозиция. Транспозиция (от позднелат. transpositio «перемещение») в музыке композиционный приём, суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по… … Википедия

транспозиция — и; ж. [лат. transpositio перестановка] 1. Матем. Перестановка элементов в пределах заданного числа. 2. Муз. Перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз. ◁ Транспозиционный, ая, ое. Т. перенос. Т ая замена … Энциклопедический словарь

Транспозиция — I Транспозиция (от позднелат. transpositio перестановка) (транспонировка) в музыке, перенос всех звуков музыкального произведения на определённый интервал вверх или вниз. Т. на любой интервал, кроме октавы, меняет тональность. Цель Т.… … Большая советская энциклопедия

Транспозиция — (от позднелат. transpositio перестановка) перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца… … Музыкальная энциклопедия

Что такое транспонирование в музыке

  • Поддержите наш сайт →
Читайте также  Джон Дикон: тишайший музыкант и гений элекроники

Транспозиция (от позднелат. transpositio — перестановка) — перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца тесситуре. Применяется также при переложении муз. произв. для к.-л. инструмента в том случае, если диапазон произв. не соответствует возможностям данного инструмента. В процессе Т. все звуки переносятся вверх или вниз на интервал, соответствующий высотному отношению первоначальной и новой тональности. При Т. на полутон вверх или вниз иногда могут изменяться лишь ключевые и случайные знаки, а ноты оставаться теми же (напр., Т. из C-dur в Cis-dur или Ces-dur). T. может осуществляться и с помощью замены ключа и знаков альтерации при нём; ноты при этом сохраняются на тех же местах, напр. от замены ключа соль басовым ключом образуется Т. на малую сексту вниз через октаву. Опытные концертмейстеры могут транспонировать сопровождение, пользуясь нотами произв. в оригинальной тональности. Нек-рые исполнители-инструменталисты способны транспонировать выученную пьесу по слуху. В оперных произв. применяется Т. отд. арий или целых партий в удобную для певца тональность, напр. П. И. Чайковский транспонировал для певицы М. Д. Каменской (меццо-сопрано) сопрановую партию Иоанны в опоре «Орлеанская дева». Вок. произв. (романсы, песни) обычно издаются не только в тональности оригинала, но и в Т. для др. голосов.

Т. — важное средство формообразования, развития в музыке (напр., Т. тем побочной и заключит. партий в репризе сонатной формы). В экспозиции фуги реальный ответ (см. Фуга) представляет собой Т. темы в др. тональность; в разработке фуги тема транспонируется в разные тональности. Т. применяется и в пьесах малых форм (повторение темы в др. тональности, напр. в прелюдии Скрябина ор. 2 No 2).

В сольмизационной системе Гвидо д’Ареццо образование «мягкого» гексахордного звукоряда от f считалось Т. «натурального» гексахорда (от С) на кварту вверх путём понижения си — b quadratum (h) на b rotundum (b). Таких гексахордов в системе было два: «мягкий» гексахорд primum (4-й) и «мягкий» гексахорд secundum (6-й). С 16 в. Т. обучали исполнителей на клавишных инструментах; так, напр., от органиста требовалось умение подстраиваться в процессе церк. пения к интонации служащего и к хору. В додекафонии Т. используется при переносе модуса на любую из 12 ступеней темперирован. строя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: