Что такое темп в музыке

Что такое темп в музыке

  • В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 24

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ТЕМП в му­зы­ке [итал. tempo, от лат. tempus (букв. – вре­мя) – на­зва­ние од­ной из мен­зур в мен­зу­раль­ной но­та­ции], в клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ке ско­рость дви­же­ния, оп­ре­де­ляе­мая чис­лом мет­рич. до­лей в еди­ни­цу вре­ме­ни. В так­то­вой но­тации, где дли­тель­но­сти от­но­си­тель­ны, тре­бу­ют­ся спец. ука­за­ния ско­ро­сти. К ско­рым Т. от­но­сят allegro (см. Ал­лег­ро ), presto (бы­ст­ро), vivo, vivace (жи­во) и др., к мед­лен­ным – adagio (см. Ада­жио ), lento (мед­лен­но), largo (ши­ро­ко) и др., к сред­ним – moderato (уме­рен­но или раз­ме­рен­но), andante («идя ша­гом»). К осн. тем­по­вым тер­ми­нам при­мы­ка­ют тер­ми­ны с уточ­няю­щи­ми сло­ва­ми (mol­to, assai – очень, poco – не­мно­го и т. п.) и суф­фик­са­ми (уси­лит. -issimo и умень­шит. -etto, -ino). Т.-ско­рость до­пус­ка­ет вы­ра­зит. от­кло­не­ния от ме­ха­нич. рав­но­мер­но­сти (см. Аго­ги­ка ). Для ко­ли­че­ст­вен­но­го оп­ре­де­ле­ния Т. М. Мер­сенн пред­ла­гал ис­поль­зо­вать ма­ят­ник, Ж. Со­вёр изо­брёл эхо­метр (из­ме­рит. ли­ней­ку). И. И. Кванц (1752) со­от­но­сил тем­по­вые тер­ми­ны с «нор­маль­ным пуль­сом» 80 уда­ров в ми­ну­ту. Изо­бре­те­ние мет­ро­но­ма (1815) по­зво­ли­ло бо­лее точ­но ука­зы­вать ско­рость, чем поль­зо­ва­лись ком­по­зи­то­ры на­чи­ная с Л. ван Бет­хо­ве­на . Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки (кро­ме Г. Бер­лио­за , Р. Шу­ма­на и П. И. Чай­ков­ско­го в позд­них со­чи­не­ни­ях) пред­по­чи­та­ли сло­вес­ные ука­за­ния Т., по­ми­мо италь­ян­ских при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность нем. (Р. Ваг­нер , А. фон Ве­берн ) и франц. (К. Де­бюс­ си, А. Н. Скря­бин ) тем­по­вые ре­мар­ки. С кон. 19 в. ча­ще ста­ли при­ме­нять­ся мет­ро­но­мич. ука­за­ния. Сло­ва­ми ука­зы­ва­ют­ся ус­ко­ре­ние (accelerando, strin­gendo и др.) и за­мед­ле­ние (rite­nu­to, ritardando, ral­len­tando, allargando), др. тем­по­вые сдви­ги. Несмотря на ком­по­зиторские уточнения (см., напр., у И. Ф. Стравинского ), воп­рос о «пра­виль­ности» Т. того или иного муз. про­из­ве­де­ния остаётся предметом об­суж­де­ния для исполнителей, слу­ша­те­лей, критиков.

    Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

    Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

    Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

    Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

    Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

    Какие бывают темпы в музыке?

    Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

    Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

    К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

    Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

    Как установить точный темп?

    Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

    Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

    Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

    В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

    Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

    Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

    Таблица темпов, их обозначений и значений

    В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

    Темп Транскрипция Перевод Метроном
    Медленные темпы
    Largo лярго широко ок. 45
    Lento ленто протяжно ок. 52
    Adagio адажио медленно ок. 60
    Grave граве важно ок. 40
    Умеренные темпы
    Andante анданте не спеша ок. 65
    Andantino андантино неторопливо ок. 70
    Sostenuto состэнуто сдержанно ок. 75
    Moderato модерато умеренно ок. 80
    Allegretto аллегретто подвижно ок. 100
    Быстрые темпы
    Allegro аллегро скоро ок. 132
    Vivo виво живо ок. 140
    Vivace виваче живо ок. 160
    Presto престо быстро ок. 180
    Prestissimo престиссимо очень быстро ок. 208

    Замедление и ускорение темпа произведения

    Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

    Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

    Уточнение музыкальных темпов

    Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

    Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

    Читайте также  Топ-10 инструментов для продвижения молодых музыкантов

    Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

    ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

    Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

    Темп (музыка)

    Темп в музыке — скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, ададжо, ленто (низкие темпы); анданте, модерато (средние темпы); анимато, аллегро, виво, престо (высокие темпы). Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

    Содержание

    Темповые обозначения

    Итальянский Немецкий Французский Английский Русский Метроном
    по Мальтеру [1]
    grave schwer,
    ernst, langsam und schleppend
    gravement heavy, seriously гра́вэ — очень медленно,
    значительно, торжественно, тяжело
    = 40-48
    largo breit large broadly ла́рго — широко,
    очень медленно
    = 44-52
    largamente weit,
    in weiten Abständen
    largement broadly ларгамэ́нтэ —
    протяжно
    = 46-54
    adagio gemächlich à l’aise («at ease») easily,
    unhurried
    ада́жио — медленно,
    спокойно
    = 48-56
    lento langsam lent slowly ле́нто — медленно,
    слабо, тихо, скорее, чем largo
    = 50-58
    lentamente langsam lent slowly лентамэ́нтэ — медленно,
    слабо, тихо, скорее, чем lento
    = 52-60
    larghetto mäßig langsam un peu lent somewhat faster
    than largo
    ларгэ́тто — довольно широко = 54-63
    andante assai sehr gehend un peu lent somewhat slower
    than andante
    анда́нтэ асса́и —
    очень спокойным шагом
    = 56-66
    adagietto mäßig gemächlich un peu à l’aise somewhat faster
    than adagio
    адажиэ́тто — довольно медленно,
    но подвижнее, чем adagio
    = 58-72
    andante gehend, fließend allant («walking») flowing анда́нтэ — умеренный темп,
    в характере шага (букв. «идя»)
    = 58-72
    andante maestoso gehend,
    fließend erhaben
    allant in a majestic
    and stately manner
    анда́нтэ маэсто́зо —
    торжественным шагом
    = 60-69
    andante mosso gehend,
    fließend bewegt
    allant with motion
    or animation.
    анда́нтэ мо́ссо —
    оживлённым шагом
    = 63-76
    comodo,
    comodamente
    bequem,
    gemählich, gemütlich
    commode convenient (pace) комо́до, комодамэ́нтэ — удобно,
    непринуждённо, неспеша
    = 63-80
    andante non troppo bequem,
    gemählich, gemütlich
    pa trop d’allant andante,
    but not too much
    анда́нтэ нон тро́ппо —
    небыстрым шагом
    = 66-80
    andante con moto bequem,
    gemählich, gemütlich
    allant mouvementé andante,
    but with motion
    анда́нтэ кон мо́то — удобно,
    непринуждённо, неспеша
    = 69-84
    andantino etwas gehend,
    etwas fließend
    un peu allant somewhat close to andante
    (somewhat faster or slower)
    анданти́но — скорее, чем andante,
    но медленнее, чем allegretto
    = 72-88
    moderato assai sehr mäßig un peu modéré somewhat slower
    than moderato
    модера́то асса́и —
    очень умеренно
    = 76-92
    moderato mäßig modéré moderately,
    neither slow nor fast
    модера́то — умеренно, сдержанно,
    средний темп между andante и allegro
    = 80-96
    con moto bewegnung mouvementé with motion кон мо́то —
    с движением
    = 84-100
    allegretto moderato mäßig bewegt,
    mäßig lustig
    un peu animé somewhat slower
    than allegretto
    аллегрэ́тто модера́то —
    умеренно оживлённо
    = 88-104
    allegretto mäßig bewegt,
    mäßig lustig
    un peu animé somewhat slower
    than allegro
    аллегрэ́тто — медленнее,
    чем allegro, но скорее, чем andante
    = 92-108
    allegretto mosso mäßig bewegt,
    mäßig lustig
    un peu animé somewhat faster
    than allegretto
    аллегрэ́тто мо́ссо —
    быстрее, чем allegretto
    = 96-112
    animato bewegt,
    lustig
    animé animated;
    lively.
    анима́то —
    оживлённо
    = 100-116
    animato assai bewegt,
    lustig
    animé very much animated;
    quite lively.
    анима́то асса́и —
    очень оживлённо
    = 104-120
    allegro moderato bewegt,
    lustig
    animé quite lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро модера́то —
    умеренно быстро
    = 108-126
    tempo di marcia marschieren marcher au pas marching тэмпо ди ма́рча —
    в темпе марша
    = 112-126
    allegro non troppo bewegt, lustig pa trop d’animé lively, cheerful and quickly,
    but not too much
    алле́гро нон тро́ппо —
    быстро, но не слишком
    = 116-132
    allegro tranquillo bewegt, lustig animé tranquille lively,
    cheerful and quickly, but calm
    алле́гро транкуи́лло —
    быстро, но спокойно
    = 116-132
    allegro bewegt,
    lustig
    animé lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро — скорый темп
    (буквально: «весело»)
    = 120-144
    allegro molto sehr bewegt,
    sehr lustig
    très animé lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро мо́льто —
    весьма быстро
    = 138-160
    allegro assai sehr bewegt,
    sehr lustig
    très animé lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро асса́и —
    весьма быстро
    = 144-168
    allegro agitato,
    allegro animato
    sehr bewegt,
    sehr lustig
    très animé lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро аджита́то —
    весьма быстро, взволнованно
    = 152-176
    allegro vivace sehr bewegt,
    sehr lustig
    très animé lively,
    cheerful and quickly
    алле́гро вива́че —
    значительно быстро
    = 160-184
    vivo,
    vivace
    lebhaft vif lively and fast ви́во, вива́че — быстро, живо,
    быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto
    = 168-192
    presto schnell vite fast прэ́сто —
    быстро
    = 184-200
    prestissimo ganz schnell très vite very fast прэсти́ссимо —
    в высшей степени быстро
    = 192-208

    Примечания

    1. Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.

    См. также

    • Список музыкальных обозначений
    • Каталог тематический музыкальных обозначений

    Литература

    • Herrmann-Bengen I. Tempobezeichnungen. Tutzing, 1959.

    Ссылки

    Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Куроки, Тамэмото
    • Ильинское

    Полезное

    Смотреть что такое «Темп (музыка)» в других словарях:

    МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь

    Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия

    МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь

    Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Читайте также  Варя Демидова и альбом Ашагета: чудеса женской музыкальности

    Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии

    Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    Музыка Кореи — Исполнение чхвитха (кор. 취타). Музыка Кореи это традиционная корейская музыка, которая включает в себ … Википедия

    Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    Таблица темпов метронома в музыке: медленные, умеренные и быстрые

    Метроном является универсальным устройством для задания ритма и чаще всего используется в музыке – при игре на гитаре, фортепиано, скрипке и других инструментах. Число ударов в минуту – это темп, которым характеризуется каждое музыкальное произведение. Представьте, начинающий исполнитель не знает, как играть венский вальс – он видит ноты, но не понимает, с какой скоростью должна звучать музыка. Музыкант решает «угадать» и выбирает ритм около 90 тактов в минуту – как итог, мы услышим совершенно другую мелодию, а выполнять бальный танец под такую композицию будет очень трудно. Чтобы не попасть впросак, и существуют темпы метронома, эта теория обязательно изучается в музыкальной школе.

    Что такое темп метронома?

    Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

    Чтобы облегчить работу музыкантов, был создан метроном – в нем можно задать нужный темп и не сбиваться. Темп метронома – это число ударов в минуту, которое воспроизводит устройство. Композиторы при написании произведений указывают или приблизительный темп, или точный – как раз по метроному, для этого изображают четверную ноту, ставят знак равенства и прописывают темп.

    История темпов метронома

    Метроном был создан Иоганном Мельцелем – этот композитор и механик не понаслышке знал о музыке. Названия же темпов пришли к нам из Италии и обозначаются словами из этого языка, поэтому при изучении польза будет двойной – и запомните темпы, и выучите пару десятков красивых иностранных слов. При этом в зависимости от выбранного для измерения метронома темпы будут различаться:

    • Maezel – он задает только основные ритмы, считается классическим;
    • 1950 года – темпы схожи с устройством Maezel, но могут быть ниже на 10-15 шагов;
    • современный – электронные или онлайн измерители, темп у них несколько живее, чем у аналогов.

    Если вы – начинающий музыкант, можно использовать стандартные значения – усредненные показатели темпов, приведенные в табличке. Разница в 5-10 ударов в минуту не будет критичной.

    Таблица темпов метронома

    Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: