Что делает музыка для мозга

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Читайте также  20 способов привести свою музыкальную жизнь в порядок

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Как музыка влияет на чувства и способности человека

Качества слушателя

Дети, которые учились музыке, лучше остальных выполняют различные задания, связанные с прослушиванием аудио. Потому говорят, что они лучше умеют слушать. Так как такие дети хорошо умеют сосредотачиваться на звуках, которые слышат, возможно, они лучше и точнее обрабатывают звуки языка и голоса. Например, тоньше чувствуют малейшие колебания высоты тона. Им легче различать звуки речи, узнавать голоса и выражаемые ими эмоции, да и в целом им легче отделить речь от шума — работает так называемый эффект коктейльной вечеринки. Способность выделить в сложном мире звуков отдельные объекты или источники звука вовлекает в работу не только слуховые системы мозга, но также моторные и визуальные сигналы. Они важны для того, чтобы отличить нужный голос (тот, который нам интересен) от фонового шума. Благодаря множеству очевидных причин у музыкантов это получается лучше. Их слуховой аппарат лучше натренирован и тоньше настроен, кроме того, им проще фокусироваться на отдельных звуках и отфильтровывать лишний шум. Неудивительно, что особенно хорошо это удается дирижерам. Ведь они обычно занимаются тем, что сосредоточенно слушают и выверяют игру отдельных музыкантов — и это при невероятной сложности звуковой картины, которую создает большой оркестр. Такая работа, мягко говоря, требует больших усилий. Кроме того, доказано, что с возрастом музыканты не теряют потрясающую способность слышать отдельные голоса в шумной обстановке.

Исследовательская группа под руководством Крауса (2014) приобщила к занятиям в музыкальной школе детей из бедных районов Лос-Анджелеса, выбранных случайным образом. Через год исследователи измерили положительный нейрофизиологический эффект, оказанный занятиями на способность этих детей узнавать взрывные согласные звуки, и сравнили результаты с данными контрольной группы. Взрывными называют звуки, при произнесении которых воздушный поток полностью останавливается либо между голосовыми связками, либо в ротовой полости (например, [к], [т], [д]). Они помогают услышать, где заканчивается одно слово и начинается другое: например, в предложении «Ты должен позаниматься на пианино» [т], [д], [п] — взрывные согласные. Способность распознавать их тесно связана с чтением и вообще с речевой функцией. Она пригодится и при изучении нового языка. Слова на неизвестном языке кажутся нам длинной цепочкой звуков, и мы не можем понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Изучая язык, мы постепенно начинаем отчетливо слышать взрывные согласные. Это сугубо индивидуальная способность, не зависящая от того, в каком возрасте мы начали заниматься музыкой. Исследования показали, что музыка влияет на способность распознавать взрывные согласные, даже если испытуемый не учился музыке до 14‒15 лет.

Издательство: Альпина Паблишер

Как уже было сказано, язык и музыка имеют много общего и во многом дополняют друг друга. Язык точнее передает данные об окружающем мире, а музыка — эмоциональную информацию. Музыка также способна объединить людей и пробудить в них какие-то чувства. Не важно, слышим мы речь или музыку, — мозг по большей части обрабатывает звуковую картину одинаково. Структуру, или форму и музыки, и речи обрабатывает один и тот же отдел мозга — зона Брока в левой лобной доле.

И у языка, и у музыки есть мелодия. Существует понятие речевой мелодии (просодии), и иногда она может рассказать больше, чем слова и предложения. На этом строит свою игру ирония: слова сами по себе означают одно, а речевая мелодия указывает совсем на другое. Ряд исследований доказал, что музыканты в целом лучше распознают подтекст речевой мелодии, а потому точнее распознают эмоциональное состояние собеседника. Например, исследовательская группа под руководством Стрейта (2009) изучала, как люди с музыкальным образованием и без анализируют аудиозаписи плача младенцев. Испытуемые должны были прослушать их и догадаться, голоден младенец, нужно ему сменить памперс или же у него возникли другие потребности. По результатам музыканты давали верные ответы чаще, чем немузыканты. Эту информацию подтверждают зафиксированные нейрофизиологические ответы от ствола головного мозга музыкантов. Эти люди больше, чем другие испытуемые, реагируют на «содержательную» (спектрально более сложную) составляющую плача. В результате музыканты лучше распознают мелодию детского плача и имеющуюся в нем информацию.

Читайте также  Музыка Eurobeat танцевальный вариант Eurodisco с британскими корнями

А что насчет самих детей? Возможно ли измерить языковые способности и в конце концов выяснить, что более способными окажутся дети с музыкальным образованием? Этот вопрос рассматривался в целом ряде исследований. Во время одного из первых (Хасслер, 1985) детей в возрасте от 9 до 14 лет разделили на три группы, исходя из их музыкальных способностей. Первая группа состояла из детей, обучающихся музыке и умеющих сочинять ее и импровизировать. Во второй были дети, которые учились музыке, но не умели ни сочинять, ни импровизировать. Дети из третьей группы совсем не занимались музыкой. В самом начале и во время контрольных тестов два года спустя группа детей, обладающих композиторскими и импровизационными навыками, выполняла языковые задания лучше, чем остальные две группы.

Другие исследования показали, что занимающиеся музыкой дети активнее в социальном плане и более способны к эмпатии — однако по прошествии лет теряют это преимущество. Сложно сделать вывод, что именно вызывает данный эффект — личные качества самих детей (тех, кто начинает заниматься музыкой), свойства программы (например, педагогические) или же сама музыка. Эффект, касающийся языковых навыков, напротив, сохраняется. В исследовании команды ученых под руководством Уайта и Швоха (2013) принимали участие люди, игравшие на музыкальном инструменте только в детстве. На момент проведения исследования в среднем прошло 40 лет с тех пор, когда они играли в последний раз, — однако им было по-прежнему проще понимать речь в шумной обстановке, чем тем, кто никогда не играл на музыкальном инструменте!

Нейропсихолог профессор Анируддх Патель высказал гипотезу, согласно которой занятия музыкой способствуют улучшению языковых способностей. Он назвал ее OPERA — по первым буквам следующих слов. Overlap (совпадение) — совпадают отделы мозга, участвующие в анализе музыки и речи. Precision (точность) — музыка предъявляет более высокие требования к точности анализа, чем речь. Emotion (эмоция) — музыка вызывает яркие эмоции. Repetition (повторение) — активность регулярно повторяется. И наконец, attention (внимание) — музыка предполагает высокую степень сосредоточенности. По мнению Пателя, языковые способности музыкантов улучшает целый ряд различных механизмов. Он акцентирует внимание на том, что нейронные сети мозга, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. И музыка прекрасно их тренирует, поскольку предъявляет к точности более высокие требования, чем речь. К тому же музыка в значительной степени увеличивает активность эмоциональных центров и стимулирует их работу. По мнению Пателя, это объясняет, почему у музыкантов в целом лучше вербальные способности, шире словарный запас, лучше развиты вербальный интеллект и вербальная память, а также почему детям и взрослым, имеющим музыкальное образование, легче учить иностранный язык — и слова, и их произношение. Переходите на сайт https://casinobazaar.com.ua/ и подберите лучшее онлайн казино для игры в Украине

Многие музыканты и композиторы имели очень хорошие языковые способности. Гейр Твейт (1908–1981), например, много путешествовал и за время путешествий выучил целый ряд языков. Одному из авторов книги (Гейру Ульве) дедушка рассказывал такую историю: во время Второй мировой войны Твейт помог своим землякам выставить из пивной группу немецких солдат — притворившись офицером, он накричал на них на прусском (на этом диалекте обычно разговаривали немецкие офицеры).

Музыка и мозг человека

Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка растущему ребенку, побуждают также думать о ней прагматически, измерять ее мерой утилитарности, а не только высокой духовности. Исследования человеческого мозга и его взаимодействия с музыкой находятся на самом передовом крае науки!

§ 1 Музыка и мозг

Музыка продлевает молодость мозга! Ученые-нейрофизиологи удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только превосходит мозг их ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, которые только начинают заниматься музыкой.

Музыка может спасти жизнь! Уникальная история юного пианиста-виртуоза Николая Мирошниченко, родившегося с двумя инсультами, чтобы умереть — фантастический тому пример. Мальчик не мог поднять даже один палец, когда начинал заниматься музыкой. Сейчас он — виртуоз, играющий с оркестром, при этом не может запомнить таблицу умножения! Это резервы мозга и музыки, о которых мы даже не догадывались.

Изучение нейрологического воздействия музыкальных тонов созвучий показало, что мозг способен изменять длину и активность мозговых волн, реагируя на темп и характер музыки. Например, при прослушивании музыки в медленном темпе мозг переходит к функционированию в режиме альфа-волн (состояние легкого расслабления).

Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытывавших блаженство и удовольствия от прослушивания музыки. При этом было выявлено, что музыка активизирует те же центры удовольствия, которые задействованы при переживании эмоционального и духовного подъема, радостного энтузиазма, любви.

Давно доказано, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных; систем, ответственных за движение, память. Например, музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.

В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависит от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный, речевой опыт человека!

Современные ученые в области нейробиологии высказали предположение, что каждый ребенок на Земле рождается с предустановленными программами для восприятия речи и языков, что позволяет любому здоровому ребенку с легкостью освоить родной язык. Похоже, и для восприятия музыки такая «предустановленная» программа тоже есть! Возможность увидеть внутриутробное развитие человека подтвердила, что еще до появления на свет младенец реагирует на музыку, особенно на пение матери. Груднички 2-3 месяцев узнают знакомую мелодию, они реагируют на музыку всем телом, «ловят» ее даже ртом. При этом счастливо улыбаются или плачут, подтверждая способность понимать музыку без всякого научения и слов!

Наблюдательным музыкальным руководителям известно из собственной практики, что маленькие дети легко различают контрастные выразительные средства, такие как «громко-тихо», «весело-грустно», «высоко-низко», «быстро-медленно», могут на них избирательно реагировать. Конечно, это понимание во многом основывается на имеющемся речевом и бытовом опыте ребенка, но синестезия всех видов опытов в музыкальном восприятии поражает воображение педагогов.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую основу и опосредовано функциональной организацией мозга.

«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит, активен весь человек» (Weinberger 1998, p. 38). Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.

Читайте также  Балет на музыку The Rolling Stones могут поставить в Мариинском театре

В завершении статьи этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. (Weinberger 1998, p. 41).

Так для чего же все-таки мозг человека так великолепно приспособлен к восприятию музыки? Разве могла природа создать Музыку (сложнейший метаязык), дать людям всей Земли универсальные способности для ее понимания – и все только для того, чтобы неграмотные педагоги и несведущие управленцы использовали музыкальное воспитание для украшательства и достижения своих амбиций?!

Когда-то К. Орф сказал, что ежедневные музыкальные занятия необходимы для развития хорошего человека. Надо навсегда оставить украшательские представления о роли музыки и музыкального воспитания. Музыкальные способности – часть биологического наследия человека, и они должны быть использованы в системе образования по прямому назначению: служить развитию ребенка.

Музыка для работы мозга

Музыка сопровождает нас везде. Мы слушаем музыку, когда нам грустно или весело, когда танцуем или расслабляемся. Но она может не только нести развлекательный характер, а и повысить нашу продуктивность. Главное — правильно ею воспользоваться.

Содержание:

Эффект Моцарта

Ученые исследуют множество явлений, и влияние музыки на работу — не исключение. В одном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки приняли участие 79 студентов. Их разделили на три группы:

      • первая группа сдавала тест, слушая музыку Моцарта;
      • второй группе включили песни разных стилей музыки, в том числе классическую;
      • третья группа писала тест в тишине.

После проверки тестов выяснилось, что лучший результат показала первая группа. Хороший результат также имела группа, которая сдавала в тишине. Группа, которая слушала подборку разных песен сдала тест хуже остальных.

Кроме того, эффект Моцарта наблюдали во время исследований с животными, микробами и растениями: когда на фоне играли мелодичные композиции, коровы давали больше молока, растения разворачивались к динамику, а деятельность микробов была более активной.

То, что композиции Моцарта — это музыка для улучшения работы мозга показали эксперименты с крысами. Крысы, которые слушали инструментальные композици после рождения, быстрее находили выход из лабиринта, чем их братья, которые росли в тишине или под другие звуки.

Какая музыка оказывает наибольшее влияние на улучшение продуктивности?

По запросу «приятная музыка для работы» поисковая система предложит Вам десяток готовых плей-листов музыки для работы за компьютером. Но нужно сначала разобраться, какие именно песни помогут улучшить Вашу продуктивность за день.

Основные критерии для выбора музыки для улучшения работы:

      • музыка со словами мешает сконцентрироваться также, как и разговоры сотрудников, поэтому лучше выбирать инструментальные композиции;
      • умеренная громкость лучше влияет на продуктивность, чем низкая. Высокий уровень шума, наоборот, мешает человеку воспринимать входящую информацию и обрабатывать её;
      • нужно слушать нейтральную музыку, потому что любимые песни Вы будете подпевать, а нелюбимые будете слушать с плохим настроением — в обоих случаях это не поможет сосредоточиться;
      • нейропсихологи рекомендуют слушать музыку за 10-15 минут до начала работы. Возможно даже подстроить прослушивание музыки под конкретные самые продуктивные часы работы мозга. В таком случае при прослушивании мозг выделит дозу дофамина и человек получит чувство удовлетворения. У Вас поднимется настроение и Вы будете хотеть работать продуктивно в тишине, не отвлекаясь от работы;
      • альтернатива песням — звуки природы и белый шум. Они маскируют окружающие звуки и повышают когнитивные способности, желание концентрироваться на работе и общую удовлетворенность окружающими условиями. Можно попробовать, например, послушать звук горного ручья — он не имеет случайных резких звуков и успокаивает нервную систему;
      • лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко и композиции со скоростью 60 bpm (ударов в минуту).

По данным разных исследований:

      • большинство хирургов слушают музыку во время операций;
      • программисты быстрее выполняют задание, если слушают музыку для работы;
      • фоновая музыка для работы значительно повышает производительность сотрудников и благоприятно влияет на их настроение и самочувствие;
      • средняя громкость музыки подходит для творческой работы и улучшает память.

Почему нужно всегда иметь наушники под рукой?

Музыка для работы в офисе — это спасение от шумных коллег. Если Вы постоянно отвлекаетесь на разговоры не по теме, то наушники помогут Вам сосредоточится на выполнении своих задач.

Во время монотонной работы Вы даже можете захотеть спать. Оказывается, это случается со всеми! Поэтому, рекомендуется слушать ритмичную музыку, которая поможет взбодриться при монотонной деятельности.

Приятная музыка во время работы в офисе поднимет Вам настроение и выполнение задания покажется не таким скучным, ведь когда мы слушаем любимую музыку, в нашем мозгу вырабатывается дофамин — гормон удовольствия.

Во время решения сложных задач, ритмическая музыка улучшает работу головного мозга. Мы ловим темп и стараемся следовать ему. Соответственно решение приходит к нам быстрее.

Представители творческих профессий также черпают вдохновение из мелодий. Иногда для написания новой статьи журналист не знает, с чего начать. Его давит тишина и он включает музыку. Песни со словами могут в дальнейшем сбивать написание очередного предложения, но вот классическая музыка может даже помочь вспомнить такие нужные слова.

Если Вам нужно избавиться от стресса, то бинауральные ритмы — это то, что Вам поможет. Нужно всего лишь надеть наушники и настроить их так, чтобы на разные уши подавалась слегка разная частота. После 7 минут такого прослушивания мозг синхронизирует два потока. Как результат, Вы расслабляетесь и успокаиваетесь. Еще одна особенность бинауральных ритмов в том, что они помогают мозгу синхронизировать работу обеих полушарии — Ваша память и умственные способности улучшаются и Вам легче станет решать любые задачи.

Нужно ли каждому слушать музыку во время работы?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Потому что все разные, и сколько бы исследований не проводили учёные, если музыка мешает Вам сосредоточится на задании, то Вы не сможете слушать ни поп, ни рок, ни классические композиции. Однако проверить свою продуктивность при прослушивании разных видов музыки определённо стоит, и в этом Вам поможет наш тайм-трекер Checkiant.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: