Балабан музыкальный инструмент

Балабан

Строй инструмента: » in C «

(азерб — Balaban, лезг. — Кфил,
тур. —
Balaban или Mey)

Балабан – древний народный музыкальный инструмент Азербайджана. Его относят к разряду духовых. Конструкция балабана представляет из себя длинную трубку, которая имеет девять отверстий, позволяющих менять высоту звука. Исторически сложилось так, что схожие инструменты используются у азербайджанским народом, узбеками и другими народами. К примеру, используемые в Грузии, а также Армении дудуки очень напоминают балабан своим звучанием.

Из сохранившихся письменных источников мы узнаем, что на современной территории государства Азербайджан существовали более двадцати музыкальных инструментов, имеющих конструкционные отличия. Кроме того, различались они техниками игры на них, извлечения звука и характерным звучанием.

К сожалению, многие вышеуказанные инструменты фактически не используются, но распространенными все еще остаются: тулум, ней, тутек, зурна и, в первую очередь — балабан. Почему именно балабан завоевал такое массовое признание? Все дело в мягком, обволакивающем, лиричном, непревзойденно певучем звучании этого древнего инструмента. Примечательно, что из-за трости, имеющей сплющенную форму, его порой называют “ясты-балабан”.

История возниконовения

Балабан является одним из старейших и культовых народных инструментов в Азербайджане. После активных археологических раскопок на месте расположения древнего города Мингечаура были обнаружены музыкальные инструменты, выполненные из костей. Датируются они I веком до н.э. Именно этот инструмент считается прототипом привычного нам балабана. Впервые мы встречаем упоминания о нем в эпическом сказании “Китаби-Деде Горкуд”. После сталкиваемся с таким наименованием в поэмах азербайджанских классиков.

Имя инструмента произошло вследствие объединения двух слов турецкого происхождения: «бан», что означает «звук», и «бала», что значит «маленький». Такое название продиктовано низким тембром инструмента, издающим особый лирично-печальный звук. Эти слова все еще используются в современном азербайджанском языке. К примеру, фраза “петух пропел” переводится как “хороз банланды”. Не стоит забывать, что балабан — это, в первую очередь, духовный инструмент. Мы сталкиваемся с его названием также в трудах тюркских авторов эпохи раннего Средневековья. Но самым важным упоминанием является книга С. Абдулселимова. В качестве источника были использовано нотное произведение выдающегося азербайджанского композитора Узеира Хаджибекова. А в 1931 г. был основан Азербайджанский Оркестр Народных Инструментов. Он существует и в наше время.

Балабан распространялся и активно эксплуатировался в различных культурах, видоизменялся и превращался в новые инструменты, при этом базирующиеся на конструкции классического балабана. Вот лишь малая часть государств и используемых там видоизменений балабана:

  • китайский гуанзи
  • грузинский дудук
  • армянский дудук
  • корейский хуанпири
  • турецкий мей
  • узбекский буламон
  • японский хичирики
  • киргизский камыш сирнай

Конструкция

Конструкция балабана была создана более двух тысяч лет назад и с того времени не изменилась: верхнее окончание ствола (в разных пособиях имеет различное название: «баш» или «кюп») имеет форму шара, а вот нижней части, «аяку», специально придается острота. Именно такая конструкция обеспечивает тот неповторимый бархатный звук. Специальный канал для звука, общим диаметром в 10 мм, просверливают дрелью, с лицевой стороны балабана также оставляют восемь сквозных отверстий. При этом более старые экземпляры балабанов, которые сейчас хранятся в музейных архивах, имеют максимум семь отверстий.

Со стороны тыла, в особой точке изготавливается дополнительное отверстие. Кроме того, некоторые мастера просверливают с обратной стороны еще одно, скрытое отверстие — так называемое “низам пэрдэси”. Оно обеспечивает дополнительные регулировки, значительно улучшая тембр звучания и точность попадания в ноты балабана.

При изготовлении балабана используется древесина различных сортов: орех, абрикос, груша и тутовое дерево. Для изготовления используется специальный станок, на котором инструмент вытачивается, а затем выдалбливается лишняя древесина внутри. После этого прототип обрабатывается растительным маслом, оливковым или льняным, и помещают в условия, обеспечивающие постоянную температуру. Для изготовления мундштука используется камыш, которому придают приплюснутую форму с внешней стороны.

Звучание

Что касается диапазона инструмента, то он включает полторы октавы – от ноты «соль» малой до ноты «до» второй октавы. Особенно опытные и виртуозные музыканты с помощью специальной техники напряжения губных мышц (в профессиональной среде называемой “додаг сыхма”) извлекают даже звуки до “ми бемоль” второй октавы. Существует множество техник игры на балабане, некоторые из них пришли к нам из древних традиций, некоторые были созданы нашими современниками. Одна из них – «богаз вурма». Это особая, сложнейшая игровая манера, которая используется для воспроизведения прерывистых пассажей. В нижнем из доступных регистров, «бэм», инструмент приобретает тусклое и звонкое звучание, в среднем диапозоне «орта» — звучание имеет лирический, бархатный, мягкий характер, при воспроизведении высоких нот, «зил», балабан приобретает ясное и нежное звучание.

Звукоряд инструмента диатонический. Для воспроизведения тех или иных хроматических гамм исполнитель прикрывает необходимые отверстия, подбирая таким образом оптимальную силу и динамику вдувания. Примечательно, что вибрато балабана (характерное прерывистое, вибрирующее звучание) чем-то напоминает то, как звучит в нижнем регистре кларнет.

Исполнение

Исполнение произведений на балабане происходит как сольно, так и в составе дуэта. Кроме того, его часто используют для придания большего колорита ансамблям, фольклорным группам и даже оркестрам. При игре на балабане исполнитель использует технику одновременного и поочередного открытия и закрытия 9 доступных отверстий, наподобие блок-флейты и других духовых. При помощи пальцев и отверстий музыкант определяет необходимую тональность и высоту звука, а при помощи силы поступающего воздуха – динамику и интенсивность. Для регулировки строя инструмента используется специальный хомут, который предварительно одевается на мундштук.

Традиционное исполнения подразумевает использование двух инструментов, при этом один из балабанов ведет мелодичную часть, а второй – воспроизводит органную или басовую партию. Примой здесь выступает мастер, называемый также «уста». Именно он ведет основную мелодию. Подмастерье, играющий вторую роль, носит различные наименования, например, «демкеш» либо «зуйчу». Он выспроизводит постоянный низкий звук. В таком составе исполняются народные произведения и инструментальные пьесы. Традиция подразумевает также сопровождение игры такого дуэта музыкантами, играющими на нагаре, а также гавале. Такой ансамбль носит название «балабанчылар дэстэси».

Разновидности балабана в зависимости от регистра и диапозона носят профессиональные названия: альт, тенор и бас. В академической музыке балабан используется не так активно, но все же есть известные примеры. К ним можно отнести произведения У. Гаджибекова, Х. Джафарова, М.Магомаева.

Балабан (инструмент)

Музыкальный отрывок

Балабан (азерб. Balaban , лезг. кфил , перс. دودوک или بالابان; Narmeh-ney ‎, тур. Balaban или Mey , узб. Balaban [1] ), или иногда баламан [2] [3] — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев [4] [1] [5] [6] [7] , узбеков [1] и некоторых народов Северного Кавказа [1] . В Азербайджане балабан также называют дюдюк (азерб. düdük ) [8] . Разновидностью балабана является дудук (Армения, в Грузии — дудуки) [4] .

Для извлечения хроматических звуков прибегают к частичному прикрыванию отверстий, подбирая необходимую силу вдувания. Звук балабана мягкий, слегка вибрирующий, выразительного тембра. Обычно используют 2 балабана — на одном играют мелодию, на другом — выдержанный органный пункт. Иногда ко второму присоединяются ударные инструменты (деф или нагару). На балабане исполняют мелодии песен, танцы, пьесы. Балабан включается в оркестры и ансамбли народных инструментов.
На территории Мингечаура был обнаружен духовой музыкальный инструмент, сделанный на кости, относящийся к I веку до н. э., который является прототипом современного балабана [5] .

Читайте также  Blues Shouter жанр музыки

Содержание

Этимология

Название инструмента происходит от слов «бала», то есть меньший и «бан», то есть петушиный крик, что связывается с характером тембра инструмента [2] .

Изготовление

Балабан изготавливают в основном из абрикосового, орехового, тутового или грушевого дерева. При этом дерево вытачивается на специальном станке и выдалбливается изнутри. После его промазывают льняным или оливковым маслом и просушивают при определенной температуре в течение длительного времени. В готовом корпусе балабана просверливают 8 отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной. Мундштук изготавливается из камыша в определенных размерах. Он сплющен с одной стороны, благодаря чему балабан иногда называют «ясты балабан» (азерб. yastı balaban—плоский балабан ) [2] .

Звучание

Диапазон азербайджанского балабана охватывает звуки от «соль» малой октавы до «до» второй октавы. Возможности же увеличения этого диапазона ещё на несколько звуков зависят исключительно от мастерства исполнения [2] . Звукоряд балабана диатонический в диапазоне ундецимы. Для извлечения хроматических звуков исполнитель прибегает к частичному прикрыванию отверстий, подбирая необходимую силу вдувания. Звук балабана мягкий, слегка вибрирующий, выразительного тембра, напоминающий звучание кларнета в нижнем регистре. Обычно используют два балабана — на одном играют мелодию, на другом — выдержанный органный пункт [4] . В отличие от зурны, который из-за резкости издаваемого звука употребляется на воздухе, на балабане часто играют в помещении [5] .

«Cен гелмез олдун»

Исполнение

Азербайджанский балабан широко используется в составе оркестров, ансамблей, а также ашугских и прочих фольклорных исполнительских групп. При игре на балабане исполнитель пальцами обеих рук то открывает, то закрывает отверстия. Для извлечения звука из балабана исполнитель набирает в полость рта воздух и с большим мастерством направляет его внутрь мундштука, находящегося между его губами. Движением пальцев по отверстиям музыкант добивается желаемой высоты звука. Музыкальный строй инструмента и высота звука регулируется при помощи хомута, надеваемого на мундштук. [2] . Саз с балабаном и ударным инструментом составляет ашугский ансамбль, духовым же народным ансамблем можно считать гоша зурна (две зурны) в сопровождении балабана [5] .

См. также

  • Азербайджанская музыка
  • Азербайджанская народная музыка
  • Азербайджанские музыкальные инструменты

Ссылки

  • Əlixan Səmədov на YouTube
  • мелодия Алихана Самедова на YouTube
  • Balaban-Azerbaijan National musical instrument на YouTube
  • The Azerbaijan musical instruments — Balaban на YouTube
  • Azerbaijan Balaban Axsham mahnisi на YouTube
  • Azerbaijan National musical instrument Balaban-Geceler на YouTube
  • Balaban. Azeri mugam from Tabriz на YouTube
  • Azerbaijan «Sarı Gəlin» Balaban Nadir на YouTube
  • Sən gəlməz oldun. Balaban (Azerbaijan) Şirzad Fətəliyev на YouTube

Примечания

  1. 1234Толковый словарь русского языка Кузнецова. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 … БАЛАБА́Н -а; м. У азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа: народный духовой язычковый инструмент.
  2. 12345Меджнун Керимов. Атлас традиционной азербайджанской музыки. Бабалан
  3. Музыкальная энциклопедия. Азербайджанская музыка. Под ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. А — М.: Советская энциклопедия, 1973.

Широко распространены духовые — тутэк, баламан, или балабан, зурна

Азербайджанские духовые народные инструменты двух типов — флейтового и гобойного. Н числу первых относится тутек —— пастушеская сгвирель простейшей конструкции, к числу вторых — балабан(26), разновидность цилиндрического гобоя. Оба инструмента имеют двойной тростниковый мундштук и одинаковое количество пальцевых отверстий. Разницу в звуке создает различное устройство звуковых каналов. К числу гобойных инструментов относится и зурна, коничесая форма канала которой сообщает её звуку резкость. Поэтому балабан чаще употребляется в помещении, зурна — на воздухе. Своеобразный и сильный звук зтих инструментов делает их любимыми народными инструментами. Саз с балабаном и ударным инструментом составляли ашугский ансамбль, а тар с кеманчей и бубном сопровождали исполнение певцов мугамов — ханенде, духовым же народным ансамблем можно считать гоша зурна (две зурны) в сопровождении балабана.

26. На территории древнего поселения Мингечаур обнаружен духовой музыкальный инструмент, сделанный на кости, относящийся к I в. до н. э., который является прототипом современного балабана.

Из других духовых инструментов у армян был парканзук (волынка), его предпочитали гусаны. У грузин — саламури (свирель), соинари (флейта), гудаствири (волынка), у азербайджанцев — тутек (свирель), балабан (гобой).

Балабан (балабан) — духовой музыкальный инструмент типа гобоя…

Gedichtsammlung mit Miniaturen B 23 cm, H 15cm, 198 Blatt Staatsbibliothek Berlin, Ms. Diez A. Duodez 4, Blatt 97a Miniatur: Sitzender Prinz unter einem Baum. Eine Junge Frau bietet ihm eine Schale Wein an. Zwei Muzikanten spielen Flöte (bzw. Balaman) Tamburin. B 5,2cm, H 7cm

Балабан (баламан)

Балабан – один из древнейших народных инструментов, относящихся к азербайджанской культуре. Встречается он и в других странах, преимущественно, принадлежащих Северо-Кавказскому региону.

Что такое балабан

Балабан (баламан) – музыкальный инструмент, изготовленный из дерева. Принадлежит семейству духовых. Внешне напоминает слегка сплющенную трость. Оснащен девятью отверстиями.

Тембр – выразительный, звук мягкий, с присутствием вибраций. Подходит для сольной игры, дуэтов, включен в состав оркестра народных инструментов. Распространен среди узбеков, азербайджанцев, таджиков. Похожие конструкции, но с другим названием, имеют турки, грузины, киргизы, китайцы, японцы.

Устройство

Устройство довольно простое: деревянная трубка с просверленным изнутри каналом для звука. Со стороны музыканта трубка снабжена шаровидным элементом, слегка сплющенным мундштуком. Лицевая сторона имеет восемь отверстий, девятое находится на обратной стороне.

Материал изготовления – древесина ореха, грушевого, абрикосового деревьев. Средняя длина баламана – 30-35 см.

История

Старейший прототип балабана обнаружили на территории современного Азербайджана. Он изготовлен из кости, датирован 1 веком нашей эры.

Современное название произошло из турецкого языка, означает «маленький звук». Вероятно, это связано с особенностями звучания – низким тембром, печальным напевом.

Конструкция трости с отверстиями встречается во многих древних культурах, преимущественно, у народов Азии. Различается количество этих отверстий. У баламана, эксплуатируемого еще пару веков назад, их было только семь.

Название «балабан» встречается в древних тюркских текстах эпохи Средневековья. Инструмент в тот период был не светским, а духовным.

В первой половине XX века балабан стал частью оркестра народных азербайджанских инструментов.

Звучание

Диапазон баламана – примерно 1,5 октавы. Мастерски владея техникой игры, можно увеличить возможности звучания. В нижнем регистре инструмент звучит несколько тускло, в среднем – мягко, лирически, в верхнем – ясно, нежно.

Техника игры

Распространенный прием игры на баламане – «легато». Песни, танцевальные мелодии звучат нараспев. Благодаря узкому внутреннему проходу, воздуха исполнителю хватает надолго, есть возможность продолжительно тянуть один звук, исполнять последовательные трели.

Баламану часто доверяют сольные номера, он прочно закрепился в ансамблях, оркестрах, исполняющих народную музыку.

История азербайджанского балабана (ФОТО)

БАКУ /Trend Life/ — Азербайджанский исполнитель на балабане Рафаэль Аскерзаде с 4 по 8 января проведет мастер-класс в Тегеране и Тебризе, сообщает Trend Life. Визит организован по приглашению известного иранского музыканта Парваза Хумайа.

Во время мастер-класса Рафаэль Аскерзаде также расскажет историю балабана — одного из древних духовых инструментов азербайджанского народа.

Читайте также  Качества хорошего музыканта

Во время археологических раскопок на месте расположения древнего города Мингячевира были обнаружены музыкальные инструменты, выполненные из костей. Датируются они I веком до н.э. Именно этот инструмент считается прототипом привычного нам балабана. Впервые мы встречаем упоминания о нем в эпическом сказании “Китаби-Деде Горкуд”. После сталкиваемся с таким наименованием в поэмах азербайджанских классиков. Имя инструмента произошло вследствие объединения двух слов — «бан», что означает звук, и «бала» — маленький. Такое название продиктовано низким тембром инструмента, издающим особый лирично-печальный звук.

Балабан изготавливают (процесс называется «балабан чэкмэк») на специальном станке из абрикосового, орехового, тутового, грушевого самшитового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби. После этого его смазывают особыми растительными маслами и сушат при определенной температуре в течение длительного времениБалабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка. Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм. В нем 8 отверстий на лицевой стороне, и одно на тыльной. Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие — низам пэрдэси (регулирующее отверстие). Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ — 1-е, шах пэрдэ — 4-е, ачыг пэрдэ — 6-е, аяг пэрдэ — 8-е, арха пэрдэ — тыльное), ладовоин-тонационные (сегях пэрдэси — 2-е и 5-е, махур пэрдэси — 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента.

В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Существуют также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.

Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса. Поэтому этот музыкальный инструмент — один из самых любимых у азербайджанского народа. На балабане исполняют мелодии песен, танцы, пьесы. Балабан включается в оркестры и ансамбли народных инструментов. Исполнение балабана ярко отражено в произведениях: «Вторая фантазия» Узеира Гаджибейли, «Азербайджан чёллеринде» (На полях Азербайджана) Муслима Магомаева, «Регс сюитасы» (Танцевальная сюита) Халила Джафарова, «Хаяла даларкан» ( В мечтах) Сулеймана Алескерова, «Пьесе для четырех балабанов» Назима Азимова, «Памяти неизвестного солдата» Огтая Зульфигарова и т.д.
В пятидесятые годы игра на балабане была включена в систему профессионального музыкального образования, изучаемой по учебно-методическим пособиям. На нем обучаются в Национальной консерватории. Играю на свадьбах и различных праздничных мероприятиях, как правило, в дуэте с исполнителями на нагаре или мембранном гавале, используется в ашугских ансамблях и оркестре народных инструментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: