Английский рожок музыкальный инструмент

Английский рожок: описание и способы игры

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Устройство
  3. Звучание в оркестре
  4. Техника игры

В военных и симфонических оркестрах среди духовых музыкальных инструментов может присутствовать так называемый английский рожок (English horn). Этот инструмент вряд ли знаком людям, редко посещающих концерты классической музыки, оперные и балетные постановки. Думается, что далеко не каждый любитель высокой музыки, считающий себя завсегдатаем музыкальных постановок и концертов, тоже не сразу скажет, как выглядит английский рожок. Слушая музыку, не все интересуются самими инструментами, особенно теми, что редко бывают сольными.

Что это такое?

Интересен тот факт, что английский рожок по большому счёту назвать рожком довольно трудно непосвящённому человеку: выглядит он, скорее, как гобой. Недаром другое распространённое название этого духового музыкального инструмента — альтовый гобой. Правда, возник он на основе охотничьего рожка, но ничего общего с прародителем во внешнем виде не имеет.

Кроме того, этот инструмент вовсе не является английским — как нередко бывает, роль сыграло неверное толкование того или иного иностранного слова в переводе или звучании.

Есть 2 основные версии, как можно правильно называть этот инструмент:

  • «ангельский» (от немецкого engellisch);
  • «изогнутый углом» (от французского anglais).

Поначалу этот инструмент имел изогнутую форму, однако сейчас у него изогнутой является лишь одна деталь — бокал, соединяющий корпус с тростью.

За счёт изогнутости бокала имеется возможность держать рожок под любым удобным для музыканта углом. Корпус инструмента — абсолютно прямая расширяющаяся труба, имеющая на конце раструб в форме груши с очень узким отверстием. На теле корпуса расположены игровые клапаны и системы рычагов и клавиш для управления ими. Общая длина инструмента – 810 мм.

Устройство

Устроен английский рожок по тому же принципу, что и консерваторский гобой, но по размеру немного длиннее и имеет 16 отверстий, когда как у стандартной модели гобоя их насчитывается 23. Кроме того, его отличительной чертой, не позволяющей спутать с каким-либо другим инструментом, является наличие грушевидного раструба.

То же самое можно сказать и про изогнутую форму трубки (бокала), к которой крепится двойная трость инструмента — далеко не у каждого духового инструмента имеется такая деталь.

Корпус инструмента изготовляется из таких пород древесины, у которых волокна прямые, позволяющие звуку равномерно распределяться во внутренней полости трубки. Это могут быть, например, бук, самшит или палисандр. Язычки гобоя в основном выполняются из чёрного дерева, произрастающего на Мадагаскаре и в некоторых районах Африки, а иногда — из лиственницы. Изогнутая трубка выполняется из металла.

Рожок состоит из нескольких частей, на которые его можно разобрать и почистить:

  1. бокал с тростью;
  2. верхнее колено с системами клапанов и клавиш;
  3. среднее колено клапанами и клавишами;
  4. раструб.

Внутри корпуса имеются под особым углом устроены перегородки-язычки, за счёт которых и возникает звук инструмента. По причине увеличенной длины корпуса (если сравнивать с консерваторским гобоем) звучание английского рожка заметно гуще, плотнее, мягче.

Звучание в оркестре

В оркестровых партитурах редко значится присутствие двух английских рожков. В основном одного инструмента достаточно даже для большого симфонического оркестра. В случаях отсутствия альтового гобоя в инструментальном составе оркестра его партию играет стандартный инструмент. Но такая замена не годится для тех моментов в музыкальных композициях, которые писались композиторами именно для английского рожка, учитывая «восточный» колорит его тембра. Например, вряд ли целесообразно заменять альтовый гобой другим инструментом в следующих постановках и отдельных сочинениях:

  • опера Глюка «Орфей и Эвридика»;
  • опера Россини «Вильгельм Телль»;
  • оперы Вагнера «Лоэнгрина», «Тангейзер» и «Тристан и Изольда»;
  • Опера Сен-Санса «Самсон и Далила»;
  • симфоническая легенда Сибелиуса «Туонельский лебедь»;
  • «Трио» Бетховена, op. 87;
  • «Адажио Фа мажор» Моцарта;
  • симфоническая картина Бородина «В Средней Азии»;
  • опера и балет Глинки «Руслан и Людмила»;
  • «Аранхуэсский концерт» Родриго;
  • поэма «Колокола» Рахманинова;
  • сочинения, написанные специально для английского рожка композиторами Йозефом Штарцером и Михаэлем Гайдном, а также самими исполнителями – Й. Фиалой, И. Мальцатом и другими.

Почти во всех указанных выше произведениях имеются сцены восточного мотива, который описываемый музыкальный инструмент передаёт очень натурально. Этому способствует его тембр звучания.

Музыкантам, играющим на альтовом гобое, иногда приходится исполнять партии 3-го гобоя в оркестровой партитуре. Это обозначается так:

  • «Согпо inglese muta in Oboe»;
  • «Oboe 111° muta in Согпо inglese» – так обозначено, если нужно возвратиться к игре на альтовом инструменте.

Звучание альтового гобоя по причине увеличенной длины корпуса при схожей аппликатуре с обычным гобоем на чистую квинту ниже последнего. Звуковой диапазон рожка равен двум с половиной октав, что в действительном звучании начинается от ноты «ми» малой, а заканчивается нотой «си-бемоль» второй октавы. Партия этого инструмента записывается в скрипичном ключе, где первым — самым низким звуком — является нота «си» малой октавы. То есть — как раз на чистую квинту выше реального звучания:

Звуки коротких длительностей воспроизводить на рожке труднее, нежели на стандартном гобое, поэтому его партии отличаются протяжёнными звуками легированного (связанного) вида. Даже в сольном исполнении преобладают тягучие, романтические длительности. При этом диапазон высокого регистра (вторая октава) встречается очень редко.

Техника игры

По технике игры и аппликатуре английский рожок и стандартный гобой полностью совпадают, но только первый звучит, как указывалось ранее, на чистую квинту (3,5 тона) ниже написанного.

Тембр рожка, как и классического гобоя, богат дополнительными призвуками (обертонами). Музыкант, держа в губах тонкую трость, может в любой момент изменить звучание, добиваясь тем самым нужных ему эффектов и звуков. Правда, возникновение новых звуков на этом инструменте имеет несколько затянутый процесс. Недаром о нём отзываются, как о «лениво-романтичном» музыкальном инструменте, звуки которого немного запаздывают от момента подачи струи воздуха в трость.

Эта медлительность не позволяет выполнять отчётливое стаккато на звуках низкого (малая октава) и высокого (вторая октава) регистров. Но в диапазоне первой октавы стаккато звучит ничуть не хуже, чем у «шустрых» духовых инструментов наподобие флейты. Это всё, конечно, следует учитывать при обучении и игре на английском варианте гобоя.

А также следует избегать воспроизведения самого высокого звука «си-бемоль» второй октавы («фа» третьей октавы по нотной записи) из-за сложности его получения исполнителями, не имеющего большого опыта. Им лучше всего ограничиться пока что максимально высокой нотой «соль» второй октавы («ре» третьей октавы в нотной записи).

Зато в технике легато можно играть практически без ограничений, если только она не перемешивается с очень короткими длительностями и продолжительными стаккатными отрезками.

Удобнее всего играть на любом из разновидностей гобоя в позиции стоя, держа инструмент под углом в 45 градусов относительно плоскости пола. При этом вес тела следует равномерно распределить между обеими ногами. Гобой своим раструбом должен находиться прямо перед музыкантом, напротив его выпрямленного корпуса.

Читайте также  20 лучших музыкальных продюсеров всех времен

Трость инструмента следует достаточно глубоко погрузить в полость рта, чтобы не получить на выходе разрозненный звук. Не нужно дуть в трость слишком сильно, иначе звук исказится, станет неприятным.

Английский рожок музыкальный инструмент

Английский рожок — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой.

Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» — по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок).

Устройство

По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Диапазон английского рожка — от e (ми малой октавы) до b2 (си-бемоль второй октавы).

При одинаковой аппликатуре с гобоем английский рожок звучит на квинту ниже его, то есть принадлежит к числу транспонирующих инструментов in F.

Ноты для английского рожка пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания.

Тембр английского рожка по сравнению с гобоем более густой, полный и мягкий.

В симфоническом оркестре применяется обычно один английский рожок, в партитуре его партия пишется под партиями гобоев.

Применение в музыке

В симфоническом оркестре английский рожок появился в середине XVIII века, в сочинениях Гайдна и Глюка, в дальнейшем стал почти постоянным инструментом оркестра.

Сольная литература для этого инструмента немногочисленна (концерты Фиалы, Вольфа-Феррари, фантазия Паскулли, Песня и Дивертисмент для английского рожка и фортепиано Эжена Боззы, соната Пауля Хиндемита), зато ему часто поручаются сольные эпизоды (в основном певучего, лирического характера) в оркестровых сочинениях:

  • Вторая часть Девятой симфонии Антонина Дворжака;
  • Вторая часть Симфонии Сезара Франка;
  • Опера «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера;
  • Симфоническая картина «Туонельский лебедь» Яна Сибелиуса;
  • и др.

Видео: Английский рожок на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Английский рожок (альтовый гобой)

Певучесть, напоминающая пастушьи наигрыши, характерна для деревянного духового инструмента английский рожок, с происхождением которого до сих пор связано множество загадок. В симфоническом оркестре его участие невелико. Но именно посредством звучания этого музыкального инструмента композиторы добиваются ярких красок, романтических акцентов, красивых вариаций.

Что такое английский рожок

Этот духовой инструмент – усовершенствованный вариант гобоя. О своем знаменитом сородиче английский рожок напоминает полностью идентичной аппликатурой. Главные отличия – больший размер и звучание. Удлиненный корпус позволяет альтовому гобою звучать на квинту ниже. Звук получается мягкий, густой с полным тембром.

Инструмент транспонирующий. При игре высота его реальных звуков не совпадает с нотированной. Для большинства людей такая особенность ничего не говорит. Но слушатели с абсолютным слухом без труда распознают участие альтового гобоя в симфоническом оркестре. Транспозиция – отличительная черта не только английского рожка, такой же особенностью обладают альтовая флейта, кларнет, мюзетт.

Устройство

Трубку инструмента изготавливают из древесины. От своего «родственника» она отличается округленным грушевидным раструбом. Извлечение звука происходит за счет выдувания воздуха через металлический «эс», который удерживает трость. На корпусе находится определенное количество отверстий и крепится система клапанов.

Строй на квинту ниже, чем у гобоя. Диапазон звучания незначительный – от ноты «ми» малой октавы до ноты «си-бемоль» второй. В партитурах музыка для альтового гобоя пишется в скрипичном ключе. Для инструмента характерна малая техническая подвижность, которая компенсируется кантиленностью, протяжностью, бархатистостью звуков.

История альтового гобоя

Английский рожок был создан в начале XVIII века на территории современной Польши или Германии, ранее эти земли назывались Силезия. Источники указывают на разные версии его происхождения. По одним его создал силезский мастер Вайгель и альтовый гобой был выполнен в форме дуги. Другие источники заявляют, что творение принадлежит немецкому инструментальному изобретателю Айхентопфу. За основу он взял гобой, усовершенствовав его звучание при помощи округлого раструба и удлинения канала. Мастер был удивлен приятным, мягким звуком, который издавал инструмент. Он решил, что такая музыка достойна ангелов и назвал его Engels Horn. Созвучность со словом «английский» дало название рожку, который не имеет никакого отношения к Англии.

Применение в музыке

Альтовый гобой – один из немногих транспонирующих инструментов, которым доверена сольная партия в музыкальных произведениях. Но такого авторитета он добился не сразу. В первые годы на нем играли по партитурам для других схожих с ним духовых. Новаторами в продвижении английского рожка стали Глюк и Гайдн, за ними последовали другие композиторы восемнадцатого столетия. В XIX веке он стал пользоваться большой популярностью у итальянских оперных композиторов.

В симфонической музыке альтовый гобой применяется не только для создания специальных эффектов, лирических партий, пасторальных или меланхолических отступлений, но и как самостоятельный участник оркестра. Соло для рожка написаны Рахманиновым, Яначеком, Родриго.

Несмотря на то, что исключительно сольная литература для этого инструмента немногочисленна, а услышать концертное индивидуальное исполнение на альтовом гобое можно очень редко, он стал настоящим украшением симфонической музыки, достойным представителем семейства деревянных духовых язычковых инструментов, способным донести яркие, характерные интонации, задуманные композитором.

Английский рожок

Последняя бука буква «й»

Ответ на вопрос «Английский рожок «, 5 (пять) букв:
гобой

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гобой

Определение слова гобой в словарях

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист м. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГОБОЙ (от франц. hautbois, букв. — высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон.

Примеры употребления слова гобой в литературе.

Марчелло — Концерт для гобоя, струнного оркестра и клавесина МЗК К 70-летию со дня рождения Вечер памяти Народного артиста СССР, профессора Льва Николаевича Власенко РЗК Факультет исторического и современного искусства Концертный зал им.

А за солдатами шагали сейчас люди служивые — лекаря с аптеками, профосы с кнутами, трубачи с дудками, попы с кадилами, аудиторы с законами, гобоисты с гобоями, писаря с чернильницами, кузнецы с молотами, цирюльники с ножницами, седельники с шилами, коновалы с резаками, плотники с топорами, извозчики с вожжами, землекопы с лопатами, каптенармусы с ведомостями.

Знамена развеялись, гобои, трубы, литавры и фаготы зазычали, и песни, без которых русский нейдет на веселье и на горе, на торжество и на смерть, раздались по полкам.

Читайте также  Панк рок жанр музыки

Как велит типаж, Там раньше под гобой прошелся паж, По стишьи — в двери выскользнув нежданно, Потом как бы наметилась павана, В которой коломбину вел апаш, Но так неясно, словно метранпаж Еще втирал селянку и пейзана.

Сжимая теплый деревянный посох, Весь в муравьиных тонких письменах, Ищу взахлеб следочки ножек босых В песках солонки, в синих пламенах Цветка — напоминанья, в кислых росах, Тоскующих на козьих выменах, В удодовых эстрадовых гобоях, В разломе ситника, в златых обоях, В цветистом ухарстве, в сквозной беде Ищу мое, как ищут день вчерашний, И в нежности — о, в медвяной воде Людских сношений!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: