Альтовый кларнет музыкальный инструмент

Кларнет

Нотация (запись): `

Строй инструмента: » in B «

Звучит на большую секунду вниз

Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:

1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб

Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.

Диапазон и регистры кларнета

Этот инструмент был создан в 1700 году. Его прародителем стал «Шалюмо» — старинный французский духовой инструмент. Создателем этого мелодичного инструмента был И. Х. Деннер. Он работал над тем, чтобы улучшить старинный инструмент и в результате получил кларнет. Существенным отличием кларнета от его прародителя стало наличие клапана на его обратной стороне, позволяющего переходить на вторую октаву. Постепенно к инструменту были добавлены еще 5 клапанов. Каждый клапан был поочередно добавлен сначала сыном создателя Якобом, потом австрийским мастером Пауэром. Четвертый клапан добавил бельгийский мастер Роттенбургом, пятый — английский подданный Д. Хэйл. Шестой клапан был добавлен Ж.-К. Лефевром, французским музыкантом и композитором. Такое превращение инструмента произошло всего за один век. Также в усовершенствовании кларнета принял участие Иван Мюллер. Он изменил конструкцию мундштука в результате чего улучшил тембр инструмента, упростил игру на нем и расширил диапазон игры этого инструмента. Однако это не было пределом совершенствования кларнета. На данный момент существует два системных вида кларнета: немецкий (похожий на него австрийский) и французский. Французский кларнет снабжен системой кольцевых клапанов, придуманной Теобальдом Бемом для флейты. Это усовершенствование внесли Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе. В дальнейшем его усовершенствованием занимались Адольф Сакс и Эжен Альбер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Бёма». Немецкий кларнет отличается от французского клапанной системой, а также конструкцией мундштука. Он не предназначен для беглой игры, но зато он издает более выразительные и сильные звуки. Его усовершенстованием занимались Иоганн Георг Оттенштайнер, Карл Берман и Оскар Элер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Элера». Также в разное время были выпущены кларнеты систем Альбера и Марки. Но они особо не прижились. Также имел место существовать четвертитоновый кларнет Шюллера. Современный кларнет обладает очень сложным механизмом. В зависимости от вида кларнета различается количество клапанов (их может быть около 20-ти), осей, тяг, рессор, винтов. До сей поры кларнеты беспрестанно совершенствуются разными производителями.

На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.

Послушайте как звучит Кларнет

Кларнет

Сосед из известной песенки Эдиты Пьехи, играя на кларнете и трубе, скорее всего, был настоящим мультиинструменталистом. Два музыкальных инструмента, хоть и относятся к духовой группе, абсолютно разные. Первый – язычковый деревянный с клапанами, второй – мундштуковый медный с вентилями. Но большинство учеников музыкальных школ, обучающихся играть на духовых, начинают с младшего «родственника».

Что такое кларнет

Элегантный представитель семейства духовых занимает особое место в симфоническом оркестре. Обширный диапазон звучания и мягкий, благородный тембр позволяет музыкантам применять его для создания различной музыки. Специально для кларнета писали музыку Моцарт, Гершвин, Гендель. Композитор Сергей Прокофьев отвел ему самостоятельную роль кошки в симфонической сказке «Петя и волк». А Н. Римский-Корсаков применил в пастушеских наигрышах Леля в опере «Снегурочка».

Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.

Читайте также  Горячий финский музыкальный фестиваль: Rockfest 2020

Устройство кларнета

Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:

  • мундштук;
  • трость;
  • верхнее колено;
  • нижнее колено;
  • бочонок;
  • раструб.

Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. Высоту звука определяет размер столба воздуха внутри устройства. Она регулируется сложным механизмом, оснащенным системой клапанов.

Кларнет – транспонирующий инструмент. Наиболее распространены экземпляры в строе «Си» и «Ля». Их еще называют «сопрано». Существуют и пользуются правом на звучание в оркестре другие разновидности, среди которых высоко и низко звучащие. Все вместе они составляют целое семейство.

Кларнеты высокого строя

С них начинают обучение начинающие кларнетисты. Самым первым в руках юных музыкантов оказывается инструмент в строе «До». Он звучит точно по нотам, поэтому облегчает освоение азов. Сопранино и пикколо редко доверяют сольные партии в оркестрах. В верхнем регистре они звучат вызывающе, резко с ярко выраженным визжанием. Экземпляры в строе «in C» почти не используются профессионалами.

Кларнеты низкого строя

Отличаются от перечисленных выше не только высотой звучания, но и строением, размером. Для их изготовления используются металлические детали. В отличие от альтовых, раструб и трубка у них изготавливается из металла. Она имеет изогнутую форму, как у саксофона, гнется для удобства игры. В оркестре басовый, контрабасовый и бассетгорн – самые низко звучащие виды.

Как звучит кларнет

Мягкое тембровое звучание – не единственное преимущество инструмента. Главная его особенность – доступность гибкого изменения динамической линии. Она варьируется от интенсивного, выразительного, до слабого, почти затухающего звука.

Диапазон обширный, он составляет почти четыре октавы. В нижнем регистре воспроизведение мрачноватое. Изменение звучания в сторону повышения раскрывает светлые, теплые тона. Верхний регистр дает возможность воспроизводить резкие, крикливые звуки.

Область выразительности настолько велика, что великий композитор В.А. Моцарт уверенно сравнивал инструмент с человеческим голосом. Драматизм, размеренное повествование, шутливое, кокетливое звучание – все подвластно этому представителю семейства духовых.

История кларнета

В XVII веке музыканты играли на шалюмо. Это национальный народный инструмент французов. Считается, что придумать кларнет мог баварец по происхождению И.К. Деннер. Он считал звучание шалюмо несовершенным, работал над улучшением его конструкции. В результате у деревянной трубки появился клапан на обратной стороне. Нажимая его большим пальцем правой руки, исполнитель переводил звучание во вторую октаву.

И.К. Деннер

Тембральные особенности были схожи с распространенной в то время клариной. Это труба обладала ясным звуком. Происхождение названия имеет южно-европейские корни. Новый инструмент назвали clarinetto – маленькая труба в переводе с итальянского. Популярностью во Франции пользовались и шалюмо, и кларина. Но более широкие возможности последней стали предпосылкой к устранению предшественника.

Сын И.К. Деннера Якоб продолжил дело отца. Он изобрел двухклапанный кларнет. Другим выдающимся мастерам второй половины XVIII века удалось усовершенствовать модели Якоба, добавив третий, четвертый и пятый клапан. Классической стала модель Ж-К. Лефевра с шестью клапанами.

На этом улучшение конструкции не окончилось. В XIX веке наметились две школы игры на clarinette. Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась расцветом инструмента, который назывался немецкий кларнет. Он был оснащен кольцевыми клапанами, которые решился применить флейтист мюнхенской придворной капеллы Теобальд Бём. Усовершенствовал эту модель берлинский кларнетист Оскар Элер. Кларнет немецкой системы долгое время использовался в Европе, пока не появилась другая – французская система. Отличие одной от другой заключается в степени выразительности звучания, технологии производства мундштуков, других деталях. Французский кларнет более подходил для виртуозной игры, но имел маленькую выразительность и силу звука. Разница была и в системе клапанов.

Современные фирмы-изготовители продолжают улучшать части кларнета, используя разные материалы, расширяя характеристики множеством рессор, тяг, винтов. В России, Германии, Австрии традиционно применяется традиционная модель, основанная на немецких стандартах.

Разновидности кларнетов

Классификация инструмента очень обширна. Она определяется тональностью и тембром. Малый кларнет (пикколо) почти не применяется. В ансамбле чаще всего используется «бассет» со специфическим «жалобным» тембром. В оркестрах применяются и другие разновидности:

  • бас – редко используется сольно, чаще применяется для усиления басовых голосов;
  • контральтовый – включается в состав духовых оркестров;
  • контрабас – позволяет извлекать самые низкие ноты, самый большой из всех видов.

В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.

Техника игры на кларнете

По мере появления новых типов, усовершенствования инструмента, менялась и техника владения им. Благодаря технической подвижности этого представителя семейства духовых, исполнитель может играть хроматические гаммы, экспрессивные мелодии, воспроизводить обертона, пассажи.

Диапазон границ от «Ми» малой октавы до «До» четвертой позволяет инструменту принимать участие в большинстве произведений. Музыкант играет, вдувая воздух в отверстие в мундштуке с тростью. Длина столба, тональность, тембр регулируются при помощи клапанов.

Выдающиеся кларнетисты

В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:

  • Г.Й. Берман – немецкий музыкант, пересмотревший множество ранних произведений Вебера и адаптировавший их под звучание инструмента;
  • А. Штадлер – его называют первым исполнителем сочинений Моцарта;
  • В. Соколов – в советские годы этого исполнителя принимали полные залы поклонников классического звучания в разных городах страны и за рубежом.

В джазе огромных высот добился Б. Гудмен. Его называют «королем свинга». С именем джазмена связан интересный факт – на одном из европейских аукционов его инструмент продали за 25 тысяч долларов. Русская исполнительская школа основывается на опыте и трудах С. Розанова. Из его этюдов состоят современные учебники. Будучи профессором Московской консерватории, он принимал участие в создании учебных программ, по которым музыканты обучаются и сегодня.

Кларнет

Кларнет — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых, подобно гобою, ведущий происхождение от пастушеской свирели. «Предками» кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых инструментов, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVIII века. Претерпев значительные изменения, он закрепился в музыкальной практике как сольный, ансамблевый инструмент и непременный участник симфонического оркестра.

Кларнет представляет собой деревянную трубку (длиной около 70 см) с небольшим раструбом. Воздух вдувается через специальный клювообразный мундштук, к которому крепится тонкая камышовая трость (в отличие от гобоя — одинарная). Инструмент снабжен сложной системой клапанов и отверстий. Диапазон кларнета охватывает больше трех октав: ми большой октавы — фа 3-й октавы.

Нижние звуки его несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, ясным, а в самом верхнем регистре — пронзительным. Показательно в этом смысле происхождение слова «кларнет»: итальянское clarinetto означает «маленькая кларина»; «клариной» в XVIII веке называли высокую трубу с ясным, чистым звуком (латинское clarus — ясный).

Кларнет — единственный представитель деревянной группы симфонического оркестра, которому доступны значительное усиление и ослабление силы звука. Исключительная техническая подвижность, сочный, красивый тембр, хорошо сочетающийся с тембрами других деревянных — флейтой, гобоем, фаготом, — сделали кларнет незаменимым инструментом в ансамблях и оркестрах разных типов.

Читайте также  Музыка Neuralink будет транслироваться сразу в мозг

В симфонической литературе можно найти многочисленные примеры сольных кларнетных эпизодов. К числу ярчайших образцов такого рода принадлежит проникновенный «рассказ» Франчески из симфонической фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини».

Известностью пользуются концерты для кларнета В. А. Моцарта, К. Вебера.

Кларнет относится к числу транспонирующих музыкальных инструментов. В оркестрах и ансамблях используются обычно кларнеты в строях in В и in А; партии их записываются соответственно на большую секунду и малую терцию выше реального звучания. Из разновидностей кларнета необходимо упомянуть малый кларнет и бас-кларнет.

История исполнительского искусства выдвинула ряд выдающихся кларнетистов. Из российских музыкантов следует назвать С. Розанова (1871-1937) и В. Генслера (1906-1963).

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Выбрать и купить кларнеты строя Си-бемоль (В), Ля (А) начинающим и профи от ведущих мировых производителей отличного качества по доступной цене в нашем магазине.

Виды кларнетов.

Среди большого семейства кларнетов в настоящее время самыми распространенными во всем мире являются два представителя этой группы: кларнет в строе Си-бемоль (В) и кларнет в строе Ля (А).

Внешне оба инструмента очень схожи, у них одинаковая длина, одни и те же мундштуки, различие только в строе и звучании: кларнет А (Ля) обладает более богатым и теплым тембром. Корпус инструментов традиционно изготовлен из дерева твердых пород: черного дерева или палисандра, хотя сегодня есть возможность купить кларнет с пластиковым и даже металлическим корпусом – но эти более дешевые инструменты встречаются гораздо реже.

Мундштуки для кларнетов В и А изготавливаются из различных материалов: дерева, эбонита, металла, стекла, пластика, слоновой кости. В зависимости от материала, из которого выполнен мундштук, а также от типа трости и вариантов ее крепления звучание инструмента может заметно меняться.

Какой кларнет лучше купить для начинающего?

Выбор музыкальных инструментов сегодня огромен. Понять какой марки, модели приобрести для начала занятий очень сложно. Многие выбирают самые недорогие модели маркок Brahner, J. Michael. Но чем дешевле инструмент, тем хуже качество материалов и звука. Это надо учитывать при выборе модели.

Из бюджетных отличного качества и недорогие модели марок: Mercury (USA), Grassi (Italia), Vibra (France). Так же многие выбирают модели брендов Roy Benson, Trevor James, Selmer (USA). Самые бюджетные модели производятся в Китае. По дороже и лучше по качеству в Тайване.

Музыкальные инструменты Yamaha профессиональные модели в Японии, бюджетные в Малайзии, Индонезии и Китае. Buffet во Франции профессиональные, начального уровня в Германии. В основном для начального обучения кларнеты изготовляют из пластика разного качества, композита и более дорогие из резонита.

Лучше модели начального уровня: Yamaha, Buffet (France) Но стоят они достаточно дорого, поэтмоу не всем по карману. Да, и неизвестно заранее будет ли ребенок заниматься и как долго. Кларнеты из пластика легче по весу, на продув и прощу управлять звуком. Ухаживать за ним проще, чем за кларнетом из дерева. Пластик не трескается от переизбытка влаги, не пересыхает. По строю современные кларнеты хорошего качества тоже очень хороши, что очень важно особенно для начала занятий.

Более дорогие варианты студенческого уровня пролупрофессиональной и профессиональной серии делают из дерева разного качества гренадила и палисандра (черное дерево). У инструментов из дерева более интересный тембр, плотный и насыщенный обертонами. У моделей по проще и звук более легкий.

У профессиональных моделей тембр густой и плотный во всех регистрах. Разброс цен очень большой. Зависит от марки и конкретной модели. Лучшие кларнеты на протяжении многих десятилетий марки Buffet (France). Кларнеты Yamaha не много уступают, но многим тоже нравятся за счет отличного качества и точной интонации. Но как у всех Японцев звук более легкий и не такой насыщенный.

Хорошие модели марок: Selmer (France), Noblet (France), Leblanc (France). Но стоят они тоже достаточно дорого, поэтому на студенческом уровне училища и консерватории в основном выбирают модели Buffet (France).

В нашем музыкальном магазине работают профессионалы, которые подскажут Вам оптимальный для вас вариант по цене и качеству. Проконсультируют по маркам и моделям, а так аксессуарам для кларнета.

Где купить кларнет недорого в Москве?

Профессиональным кларнетистам, участникам любительских коллективов и учащимся музыкальных школ интернет-магазин музыкальных инструментов Мьюзик-Стор предлагает достойный выбор наиболее востребованных кларнетов А (Ля) и В (Си-бемоль), цена которых доступна любому покупателю, а качество подтверждено сертификатами.

Поэтому если Вы ищете, где купить кларнет В (Си-бемоль) или кларнет А (Ля), приглашаем Вас в наш интернет-магазин!

Видео обзор и тест музыкальных инструментов от интернет магазина музыкальных инструментов и оборудования в Москве Musik-Store.ru Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе Видео обзоры .

Или на нашем канале Youtube

Не забудьте подписаться на нашем канале и Вы будете всегда в курсе новых видео с тестами и обзорами популярных марок и новых поступлений!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: