Альтовая флейта музыкальный инструмент

Альтовая флейта

Альтовая флейта (итал. flauto contralto ; фр. flûte alto ; нем. Altflöte ) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, сконструированная Теобальдом Бёмом около 1854 года.

По строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.

Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа), то есть звучит на чистую кварту или квинту ниже написанных нот. Диапазон ― от g (соль малой октавы) до d³ (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются. Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр ― гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний ― резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано.

Альтовая флейта применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких звуков особого тембра, но во второй половине XX века также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент. Одним из первых её использование предписал Римский-Корсаков в опере-балете «Млада» (1890). В дальнейшем партия альтовой флейты появлялась в сочинениях А. К. Глазунова (Восьмая симфония), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), И. Ф. Стравинского («Весна священная»), Г. Холста («Планеты»), Д. Д. Шостаковича (Седьмая симфония) и других композиторов. Альтовая флейта введена в ансамбль сочинения Пьера Булеза «Молоток без мастера». Сольные сочинения для альтовой флейты написаны Мати Куулбергом, Эгилем Ховланном, Леонидом Башмаковым, Аулисом Саллиненом.

Партия альтовой флейты используется в песне группы «The Mamas & the Papas» «California Dreamin’» (1965).

Литература

  • Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. — СПб.: Композитор, 2005
Инструментысимфонического оркестра
Основной состав
Деревянные духовые Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот
Медные духовые Валторна • Труба • Тромбон • Туба
Ударные Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан
Щипковые струнные Арфа
Смычковые струнные Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас
Расширенный состав
Деревянные духовые Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон
Медные духовые Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум
Ударные Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок
Клавишные Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Альтобелли, Алессандро
  • Альтомонте

Полезное

Смотреть что такое «Альтовая флейта» в других словарях:

Флейта пикколо — Классификация * Духовой инструмент Деревянный духовой инструмент Лабиальный инструмент Диапазон … Википедия

Флейта-пикколо — Классификация Духовой инструмент … Википедия

ФЛЕЙТА — (немецкое Flote), духовой музыкальный инструмент. Известна с древности. Распространившаяся в Европе 17 в. продольная флейта (так называемая блокфлейта) была вытеснена в 18 в. поперечной (вдувное отверстие сбоку; держат почти горизонтально).… … Современная энциклопедия

ФЛЕЙТА — ФЛЕЙТА, флейты, жен. (итал. flauto). Деревянный духовой инструмент высокого тембра, имеющий форму цилиндрической трубки, с отверстиями и с клапанами. Играть на флейте. Альтовая флейта. «То флейта слышится, то будто фортепьяно.» Грибоедов.… … Толковый словарь Ушакова

ФЛЕЙТА — общее название духовых музыкальных инструментов, в которых воздушный столб начинает колебаться под воздействием вдуваемой струи воздуха, рассекаемой об острый край стенки ствола; в узком смысле наиболее распространенный в современной западной… … Энциклопедия Кольера

флейта — I. ФЛЕЙТА I ы, ж. ст. фр. fläute, фр. flûte, пол. flet, нем. flüte <ит. flauto. Духовой музыкальный инструмент в виде деревянной или металлической трубки с цилиндрическим или коническим каналом. Малая флейта. Альтовая флейта. БАС 1. Чертог… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФЛЕЙТА — (от нем. Flote) деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 в. продольная флейта (т.н. блокфлейта) была вытеснена… … Большой Энциклопедический словарь

флейта — ы; ж. [итал. flauto] Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде цилиндрической или слегка конической трубки с отверстиями и клапанами. Соло для флейты. ◁ Флейтовый, ая, ое. Ф. звук. * * * флейта (от нем. FlÖte), духовой… … Энциклопедический словарь

Флейта — (нем. Flote, итал. flauto, франц. flыte, англ. flute; первоисточник прованс. flaьto). 1) Духовой лабиальный муз. инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрич. или слегка конич. каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по … Музыкальная энциклопедия

Флейта — (нем. Flote) духовой музыкальный инструмент. Ф. различаются по способу держания инструмента при игре. Существуют продольная Ф. (держат в вертикальном положении, как Гобой, Кларнет) и поперечная (держат горизонтально). Известна с древности … Большая советская энциклопедия

Альтовая флейта (альт-флейта)

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. На протяжении всей истории появлялись и совершенствовались ее новые виды. Популярная современная вариация — поперечная флейта. Поперечная включает в себя несколько других разновидностей, одна из которых именуется альтовой.

Что такое альтовая флейта

Альтовая флейта — это духовой музыкальный инструмент. Входит в семейство современной флейты. Инструмент сделан из дерева. Альт-флейта характеризуется длинной и широкой трубкой. Клапаны имеют особую конструкцию. При игре на альтовой флейте музыкант использует более интенсивное дыхание, чем на обычной.

Изобретателем и конструктором инструмента стал Теобальд Бём — немецкий композитор. В 1860 году в возрасте 66 лет Бём создал его по собственной системе. В XX веке система получила название «Механика Бёма». В 1910 году итальянский композитор модифицировал инструмент, обеспечив звучание низких октав.

Форма флейты имеет 2 разновидности — «изогнутая» и «прямая». Изогнутую форму предпочитают маленькие исполнители. Нестандартная форма требует меньшей растяжки рук, создавая ощущение легкости благодаря смещению центра тяжести ближе к исполнителю. Прямое строение используется чаще, поскольку обладает ярким звучанием.

Звучание

Обычно инструмент звучит в строе G и F — на четверть ниже написанных нот. Можно извлечь ноты выше, но композиторы редко к этому прибегают. Наиболее сочное звучание находится в нижнем регистре. Верхний регистр звучит резко, с минимальными колебаниями тембра.

Из-за низкого диапазона британские музыканты называют этот инструмент басовой флейтой. Британское наименование вносит путаницу — существует всемирно известный инструмент с таким же названием. Путаница с названием возникла из-за схожести с тенор-флейтой эпохи Возрождения. Они одинаково звучат в C. Соответственно, более низкое звучание должно называться басом.

Применение

Область основного применения альт-флейты — оркестр. До конца XIX века использовалась для извлечения низкого звука в качестве аккомпанемента к остальной композиции. С развитием поп-музыки стала использоваться сольно. Партию можно услышать в «Восьмой симфонии» Глазунова, «Весне священной» Стравинского, «Молотке без мастера» Булеза.

Одно из самых известных применений альт-флейты в популярной музыке — песня «California Dreamin» группы «The Mamas & the Papas». Сингл с песней вышел в 1965 году, став международным хитом. Умиротворяющую духовую партию исполнил Бад Шанк — американский саксофонист и флейтист.

При записи саундтреков для фильмов альтовую флейту использует Джон Дебни. Оскароносный композитор написал музыку для более чем 150 фильмов. Среди работ Дебни «Страсти Христовы», «Человек-паук 2» и «Железный человек 2».

Читайте также  Изготовление музыкальных инструментов

Изобретенная менее 200 лет назад, альт-флейта быстро набрала популярность и используется поныне. Доказательство — многочисленное использование в оркестрах и при записи поп-хитов.

Альтовая флейта

  • Альтовая флейта (итал. flauto contralto; фр. flûte alto; нем. Altflöte) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность современной флейты, сконструированная Теобальдом Бёмом около 1854 года.

По строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов. Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее.

Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа), то есть звучит на чистую кварту или квинту ниже написанных нот. Диапазон ― от g (соль малой октавы) до d³ (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются. Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее mezzo-forte. Средний регистр ― гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний ― резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на piano.

Альтовая флейта применяется, как правило, в оркестре, для получения специфических низких звуков особого тембра, но во второй половине XX века также начала использоваться как ансамблевый и сольный инструмент. Одним из первых её использование предписал Римский-Корсаков в опере-балете «Млада» (1890). В дальнейшем партия альтовой флейты появлялась в сочинениях А. К. Глазунова (Восьмая симфония), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), И. Ф. Стравинского («Весна священная»), Г. Холста («Планеты»), Д. Д. Шостаковича (Седьмая симфония) и других композиторов. Альтовая флейта введена в ансамбль сочинения Пьера Булеза «Молоток без мастера». Сольные сочинения для альтовой флейты написаны Мати Куулбергом, Эгилем Ховланном, Леонидом Башмаковым, Аулисом Саллиненом.

Партия альтовой флейты используется в песне группы «The Mamas & the Papas» «California Dreamin’» (1965).

Связанные понятия

Альтовый саксофон — духовой музыкальный инструмент, являющийся одной из разновидностей саксофона. Своим появлением в 1842 году он обязан Адольфу Саксу, музыкальных дел мастеру из Бельгии. Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.

Изучаем разновидности флейт.

Историки музыки относят флейту к древнейшим духовым инструментам, созданным человеком. Появление поперечной модификации связывают с периодом заката античности. Впервые такая конструкция была применена в IX столетии до нашей эры. В минувшие времена для изготовления флейт чаще всего использовали дерево. Эта традиция сохранилась и поныне.

Многие мастера по-прежнему предпочитают самшитовую или кленовую древесину. Несколько реже применяются дорогие сорта красного дерева.

Для массового изготовления инструментов используют более практичные материалы: металл нескольких видов и прочный пластик. Изредка можно встретить стеклянные или костяные экземпляры.

Как устроена флейта

Сначала немного истории. Изначально существовало два типа концертных флейт: прямая и косая. До XVII века музыканты предпочитали широко распространенную прямую или продольную модель с верхним наконечником. При игре ее держали вертикально. Поперечная или косая флейта, оснащенная боковым амбушюром, использовалась в горизонтальном положении. В 1832 г. ее механика была усовершенствована Теобальдом Бемом.

Он изменил систему клапанов и улучшил резонанс. С той поры поперечная флейта завоевала множество поклонников и получила мировое признание. В память о немецком мастере ее часто называют флейтой Бема. Прямая модель постепенно утратила былую популярность. В наши дни используется преимущественно блокфлейта для исполнения старинной музыки.

Многие музыканты считают поперечную флейту самым виртуозным инструментом сопранового регистра. Она обладает четырьмя октавами (1─4) и способна издавать разнообразные звуки: чистые и прозрачные в piano высокого регистра, свистящие и пронзительные в forte. Тембр низкого регистра может быть холодным, суровым, глуховатым. В средней тональности инструмент звучит светло, мелодично и нежно.

Основные части конструкции

Флейта состоит из 3 частей: головки, тела и колена.

Строение головки

Эта верхняя часть инструмента иначе называется мундштук. С боковой стороны она оснащена губным отверстием или дульцем, через него вдувают воздух. Сверху головку закрывает коронка или венец. Дульце имеет специальную накладку или губки. Важная деталь помогает плотно и правильно приложить инструмент ко рту, уменьшает потерю воздуха.

Настроечную пробку с винтом на верхушке головки задвигают внутрь до оптимального положения. С этой целью используют насаженный деревянный колпачок. Правильно установленная пробка обеспечит максимально точное звучание каждой из октав. Крутить ее для подстройки какой-либо ноты ни в коем случае нельзя. Это неизбежно приведет к потере всего строя.

Корпус или тело

Так принято называть среднюю, самую длинную часть флейты. На ней располагаются «дырочки» и система связанных друг с другом клапанов. Их предназначение – закрывать и открывать звуковые отверстия. От настройки клапанного механизма зависит звучание инструмента. Обращаться с ним нужно с предельной осторожностью.

Существуют 2 типа конструкции. Первая из них линейная, с клапанами, расположенными в один ряд, что выглядит более эстетично, но создает некоторое неудобство при игре. У второй 2 клапана ноты «соль» немного выдвинуты вперед, безымянному пальцу легче до них дотянуться. Выбор конструкции зависит от личных предпочтений исполнителя, на акустику это не влияет.

Что такое «колено»

Третья часть поперечной флейты или колено выглядит, как цилиндрическая трубка либо стержень. На нем расположены отверстия, рычажки и клапаны. От особенностей этой детали зависит самая нижняя нота инструмента.

Выделяют две разновидности колена: «си» и «до». В первом варианте нижней будет нота «си» (малая октава), во втором «до» (первая октава). У модели с коленом «си» есть специальный рычаг «гизмо», он помогает извлекать «до» в третьей октаве. Для нажатия на клапаны используют мизинец.

Ученические и детские флейты

Для учебных целей предпочтительны инструменты с закрытыми клапанами, на них легче играть. Специально для детей и людей небольшого роста были разработаны модели с изогнутой головкой. Такой тип конструкции нужен для того, чтобы небольшие руки и пальчики могли дотянуться до нужного клапана. Экземпляры стандартных размеров могут вызвать затруднения и, как следствие, утрату энтузиазма.

Подросшим детям и взрослым, научившимся играть на «облегченном» инструменте, можно осваивать флейту с резонаторами. Модели с открытыми клапанами предоставляют исполнителям гораздо больше возможностей, поэтому их предпочитают профессионалы. Улучшается звучание флейты, расширяется диапазон использования музыкальных эффектов.

Для производства детских и ученических инструментов часто применяют металлический сплав, включающий никель с серебром. Такой материал стоит дешевле, но в отличие от серебра, гораздо прочнее. Кроме того, внешний вид флейты ничем не уступает серебряным моделям. Людям с аллергией на никель следует обратить внимание на состав материала.

Инструменты для продвинутых исполнителей

Прежде всего, это будут флейты с резонаторами. Как уже говорилось выше, к открытым клапанам нужно приспособиться. Для того, чтобы быстрее привыкнуть к новой механике, лучше начинать с моделей с временными заглушками. Когда отпадет необходимость, их можно легко убрать. Нужно иметь в виду, что использование заглушек отражается на резонансе и звучании инструмента, но это временное решение.

Читайте также  Музыкальный стиль glam rock яркое и возмутительное явление рок-сцены

Следующий отличительный признак флейт профи-уровня связан с конструкцией колена. В частности, речь идет о третьем дополнительном клапане для извлечения ноты «си» в малой октаве. Добавление рычага «гизмо» обеспечивает чистоту выдуваемых звуков, включая третью октаву.

В отличие от ученических флейт, инструменты для профессиональной игры делают из более качественных и дорогих материалов. Кроме того, их можно узнать по клапанам, имеющим специальную напайку. Их в музыкальных кругах называют французскими. Такая особенность служит дополнительной опорой и помогает плотному контакту с пальцами исполнителя. Безупречность механики гарантирует высокую скорость отклика, легкость и мягкость движений.

Разновидности поперечных флейт

Оркестровые флейты подразделяются на несколько основных видов: большая, малая, басовая, альтовая. Другие разновидности инструмента, такие как окто- и гипербасовая флейта или большая ми-бемоль используются редко, в рамках отдельных музыкальных направлений.

Большая флейта или флейта-сопрано

Инструмент принадлежит к категории концертных флейт сопранового регистра и входит в постоянный состав оркестра. Большой флейтой музыкант должен владеть в совершенстве, поскольку она всегда востребована. Остальные разновидности инструмента он изучает позднее и использует по необходимости.

Малая флейта-пикколо

Возможно, кто-то посчитает пикколо маленьким аналогом большой флейты, к тому же у обеих одинаковый строй «до». В действительности между этими инструментами имеется несколько существенных отличий. Это не только размер флейты-пикколо – миниатюрного представителя семейства. Инструменты различаются высотой звучания (у большой флейты она на октаву ниже) и тембром, у пикколо он более резкий.

Начинающий музыкант может столкнуться с определенными трудностями. При игре на малой флейте требуется форсированное вдувание воздуха. Клапаны на укороченном корпусе расположены плотнее обычного, к этому нужно будет приспособиться.

Есть несколько нюансов, которые полезно учесть при выборе малой флейты из разных материалов:

1. Инструмент с головкой и телом из пластика отличается прочностью, что немаловажно для процесса обучения. Внешние факторы – погода и климат не влияют на звучание.

2. Пикколо с металлической головкой и деревянным корпусом станет оптимальным вариантом для начинающего. Благодаря удобной форме губок и головке из металла, упрощается управление воздушным потоком, легче извлекать звуки.

3. Металлический корпус с такой же головкой способствует яркому, выразительному звучанию. Отлично подходит для игры в уличном оркестре. Не боится осадков и влажности.

4. Корпус с головкой, сделанные из древесины, способствуют большей мелодичности инструмента. Такой вариант часто предпочитают профессионалы для исполнения соло в духовом ансамбле. Плохо переносит влажность.

Альтовая флейта

Эта разновидность флейты характеризуется своеобразным густым тембром. Часто входит в постоянный состав духовых ансамблей. Начиная с конца XX столетия, активно используется для исполнения сольных партий в сопровождении оркестра. От сопрановой флейты отличается шириной и длиной тела, а также более низким звучанием (преимущественно, строй «соль»). Верхний регистр несколько резкий, пронзительный, средний – приятный для слуха и полнозвучный, с гибкими, красивыми нюансировками.

Басовая флейта

Инструмент приобрел популярность у продвинутых исполнителей, играющих в составе флейтовых квартетов и квинтетов. Чтобы добиться чистого звучания басовой флейты, от музыкантов требуется высокий уровень мастерства. Подобная особенность связана с немалым размером инструмента. По этой причине в оркестрах он встречается нечасто.

То же самое относится к субконтрабасовой и контрабасовой флейтам с более низким тембром. Эти разновидности духового инструмента используются только в ансамблях флейтистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: