Альт музыкальный инструмент

Музыкальная энциклопедия от А до Я | Альт

Альт очень припоминает скрипку, но он малость больше. Альт производит теплый, ласковый тон и является принципиальным инвентарем в оркестре либо струнном квартете. Соло на альте, но, встречается довольно изредка.

Тональный

спектр

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте малость отличаются от приёмов игры на скрипке методом звукоизвлечения и техникой, но сама техника игры малость более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― наименее броский, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Таковой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при хорошей длине 46―47 см (такие альты изготовлялись старенькыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 см. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к традиционным, играют в главном сольные исполнители, владеющие более сильными руками и разработанной техникой.

Произведения для альта

В музыкантском фольклоре альтисты (вместе с исполнителями на духовых инструментах и вокалистами) ― одни из самых фаворитных персонажей проф шуток и анекдотов, в каких высмеивается их часто встречающийся непрофессионализм, замедленная реакция и др.
Произведения для альта
С оркестром
• В. А. Моцарт. Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром
• Соната для огромного альта Никколо Паганини
• Г. Берлиоз. Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии»
• Концерт для альта с оркестром Б. Бартока

История и происхождение Альта

Альт (итальянское Viola, германское Bratsche, французское Alto), как и другие инструменты скрипичного семейства, зародился примерно в конце XV — начале XVI века. Русский исследователь Б. А. Струве считает, что альт явился родоначальником всего скрипичного семейства и первым вошел в состав оркестра во 2-ой половине XVI века. Когда альт появился в оркестре, ведущее положение мелодических голосов было еще преимуществом больших виол.
Из всего скрипичного семейства альт был более близок к виолам по размерам и по звучанию, потому он стремительно вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонически влился в него. Таким макаром, альт явился собственного рода мостом меж уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.
Посреди XVI века виольное семейство и скрипичное составили две группы смычковых инструментов, значительно отличавшиеся друг от друга. Для виол свойственны покатые плечи, плоская нижняя дека, широкий гриф, снабженный ладами, высочайшие обечайки, резонаторные отверстия в виде скобок и шесть-семь струн с квартово-терцовым строем. Достаточно плоская подставка существенно затрудняет игру на одной струне, не задевая других. На виоле комфортно играть аккордами и арпеджио. Звук у виолы мягенький, слабенький и лишенный динамичности.

Альт

На вопрос, что такое альт, чуть не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».

Таковой ответ верен, если подразумевать только форму инструмента, его внешний облик. Но альт имеет собственный соответствующий тембр, не схожий на звучание никакого другого инструмента, потому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.

История альта драматична. Ему не везло, ну и на данный момент не очень везет.
Дело в том, что корпус альта’, если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть достаточно огромным — около 46 см в длину. Возрастает, конечно, и длина грифа. И чтоб играть на таком инструменте, музыкант обязан иметь длинноватые и сильные пальцы. А это бывает изредка.
Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем паче на контрабасе — ведь эти инструменты намного больше альта?

Достойные внимания факты

Альт — струнный смычковый музыкальный инструмент чуток больше скрипки. (Энциклопедический словарь, 1995 г.)
Есть таковой смешной рассказ. Идет по пустыне дирижер и вдруг лицезреет: в песках стоит альтист и божественно играет. Дирижер ужаснулся. А позже задумывается: «Ну нет, такового быть не может. Слава Богу, это просто мираж».
Еще каких-либо 30 годов назад альтист для хоть какого скрипача был кое-чем вроде недочеловека. Приблизительно так глядит обладатель роскошной иномарки на водителя «Запорожца». Альтистов, что именуется по убеждению, можно было перечесть по пальцам. В главном, на альте игрались те музыканты, которые не дотягивали до скрипача, проще говоря, были наименее способными либо более ленивыми. Так как сольных произведений для альта композиторы фактически не писали, занятия на этом незаслуженно обиженном Богом инструменте отымали у учеников еще меньше времени, чем занятия на скрипке.

Альт – это инструмент-философ

Альт – это инструмент-философ, малость грустный и негромкий. Альт всегда готов придти на помощь другим инструментам, но никогда не пробует привлечь внимание к себе. Альбер Лавиньяк (1846-1916)
Можно сказать, что самым незадачливым инвентарем современного оркестра был длительное время, непременно, альт. Альт – это струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, он по своим размерам несколько превосходит скрипку. Самые ранешние эталоны этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке лучшей конструкции альта гигантскую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля. Сначала все струны на альте делали из жил, но в наше время их сердечник делают как из жил, так и из стали, которую сверху покрывают железной оплеткой. В сопоставлении со скрипкой альт – инструмент наименее подвижный, имеет глуховатый, мерклый, но мягенький и выразительный тембр. Издавна альт употреблялся в струнном квартете и симфоническом оркестре для наполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии и поэтому удерживался обычно на уровне менее развитого инструмента. Предпосылкой такового необычного явления послужило то событие, что с одной стороны — сами композиторы не стремились к развитию средних голосов, а с другой,— они в упор не желали замечать тех природных свойств альта, какими он обладал.

Альт (струнный инструмент)

Альт (англ. и итал. viola , фр. alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Содержание

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков.

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров [источник не указан 854 дня] . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

Читайте также  New wave жанр музыки

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Интересные факты

В музыкантском фольклоре альтисты (наряду с исполнителями на духовых инструментах и вокалистами) ― одни из самых популярных персонажей профессиональных шуток и анекдотов, в которых высмеивается их нередко встречающийся непрофессионализм, замедленная реакция и др. [1] .

Чем отличается альт от скрипки?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Основные различия
  2. Разница в звучании
  3. Что лучше?

Любой человек – от первоклассника до пенсионера – прекрасно знает, как выглядит и звучит скрипка. А вот что представляет собой, не говоря уже о звуке, инструмент под коротким названием «альт», думается, правильно ответят совсем немногие. Однако этот струнно-смычковый музыкальный инструмент присутствует практически во всех оркестрах, где есть те же скрипки. Рассмотрим, в чем заключаются различия альта и скрипки.

Основные различия

По большому счёту альт и скрипка – во многом идентичные музыкальные инструменты, как, например, обычная гитара и баритон гитара, саксофон баритон и саксофон альт. Все инструменты в указанных парах схожи между собой, но имеют разную настройку звуков.

Кроме того, к основным отличиям этих инструментов относится ещё ряд факторов.

  • По размеру корпус альта немного больше скрипки. Обычному человеку трудно по отдельности определить, что за инструмент перед ним: альт или скрипка. Внешне они одинаковые по цвету, конструкции, форме корпуса и грифа. Из аксессуаров – одинаковое количество струн (4), смычок, подбородник с мостиком. Но если инструменты поставить рядом, то сразу бросается в глаза разница в размерах. Размер корпуса полной скрипки составляет 356 мм, когда как альтовый резонаторный ящик может быть длиной от 380 до 445 мм.

  • Грифы инструментов также имеют разную длину. У скрипки длина грифа меньше, что подтверждается данными о мензурах альта и скрипки. Мензура – это расстояние от точек фиксации струн, за пределами которых они уже не имеют колебаний от воздействия на них щипком или смычком в игровой зоне. У рассматриваемых инструментов этими точками являются верхний порожек и подставка. Мензура полноразмерной скрипки составляет 325 мм, а альта – от 335 до 370 мм, что зависит от размера инструмента.
  • Струны альта толще. Это объясняется разным строем этих «родственников». Так как альт настраивается на более низкий регистр, то у него отсутствует самая тонкая скрипичная струна – «ми» второй октавы, но добавлена «до» малой октавы, являющейся самой низкой по звуку и толстой по внешнему виду струной у альта. Первая, вторая и третья струны альта соответствуют по настройке и толщине второй, третьей и четвёртой струнам скрипки.
  • Смычки практически одинаковые по конструкции. Разницу можно заметить только в формах колодки (место, где смычок удерживается пальцами музыканта). У скрипичного аксессуара колодка либо заострённая, либо прямоугольная. Альтовый смычок всегда имеет колодку с закруглённым углом. Чаще всего смычок для альта слегка подлиннее и тяжелее скрипичного, так как выполняется аксессуаром к более крупному виду скрипки, который одно время назывался просто «большой скрипкой».

Можно назвать ещё два различия, но иного характера, не относящегося ни к внешнему виду, ни к звуку, ни к аксессуарам. Эти различия касаются учебного процесса:

  • игре на альте в большинстве своём не обучают с раннего детства из-за его массивности, на альт переходят обычно скрипачи в более взрослом возрасте;
  • нужно понимать, что оба сравниваемых инструмента являются самостоятельными видами смычковых музыкальных инструментов, поэтому у каждого из них имеются свои технические возможности и нюансы игры, осваивать которые приходится по отдельности, затрачивая немалые усилия и часы тренировок.

Даже профессиональным скрипачам нелегко даётся переход на альт, учитывая размеры инструмента, толщину струн и увеличенную мензуру. Что тогда говорить о тех, кто выбирает его для дальнейшей музыкальной карьеры ещё в музыкальном колледже. Именно поэтому, скорее всего, ощущается нехватка альтистов во многих оркестровых коллективах, в которых участвуют группы струнно-смычковых инструментов.

Разница в звучании

Что касается звучания инструментов, то диапазон звуков альта простирается от ноты «до» малой октавы» до ноты «ми» третьей октавы (C3 – E6), а полноразмерной скрипки – от «соль» малой октавы до «ля» четвёртой октавы (G3 – A7). Выходит, что звуковой диапазон альта на квинту ниже скрипки в нижнем регистре и на кварту через октаву (ундециму) – в верхнем.

То есть альт – гибрид скрипки и виолончели, так как занимает по высоте звука промежуточное между ними положение.

Трио скрипки, альта и виолончели расширяет диапазон исполняемых произведений. Виолончельный строй ниже альтового на целую октаву.

Из-за более низкого звука партия альта часто пишется в альтовом ключе «до», имеющего следующий вид:

Две завитушки ключа своим «мостиком», соединяющим их в средней части, указывают на третью (среднюю) линейку нотного стана. Это означает расположение ноты «до» первой октавы в этом ключе именно на средней линейке.

Иногда ноты для альта пишут и в скрипичном ключе «соль», который всем известен с детских лет:

Имеются отличия и по тембру между альтом и скрипкой. Причём даже в звучании тех нот, что являются по высоте общими, то есть находящимися в зоне пересечения диапазонов двух инструментов. В стандартных строях это будут звуки в интервале от «соль» малой октавы до «ми» третьей октавы (G3 – E6). У альтового инструмента тембр не так ярко выражен, как у скрипки, но зато он гуще, полнее, какой-то матовый и более бархатный, особенно на низких тонах. А вот в верхнем регистре альтовые звуки отдают некоторой гнусавостью.

Всё это объясняется тремя основными факторами:

  1. более крупными размерами корпуса альта по сравнению со скрипичным (у первого резонанс звука происходит в большем объёме, поэтому он мощнее и плотнее скрипичного);
  2. разницей длин мензур;
  3. разницей в толщине струн.

Последний фактор справедлив лишь для звуков, которые хотя и являются «общими» в звуковых диапазонах инструментов, но исполняются на разных по толщине струнах.

Например, ноту «соль» малой октавы можно сыграть только на открытой четвёртой струне скрипки, а на альте её можно воспроизвести в двух местах:

  • на третьей открытой струне, соответствующей по толщине и настройке, как указывалось выше, струне №4 скрипки;
  • на четвёртой зажатой струне, отличающейся от третьей большей толщиной и, разумеется, настройкой.
Читайте также  Лучшие программы для создания музыки

Сыграв даже на одном и том же альте любые ноты одинаковой высоты на разных струнах, можно убедиться в их отличии по тембру. Звучать они будут в унисон, но тембры получатся с разными красками.

Что лучше?

Если возникнет пользовательский вопрос о выборе вида инструмента для обучения, то взрослому человеку правильней будет начинать играть на альте. На нём, как считают многие музыканты-скрипачи, научиться играть проще и перспективней в плане востребования в оркестрах и других подобных коллективах. А для ребёнка, возраст которого позволяет полноценно пройти начальный и средний курс музыкального образования, в любом случае необходимо выбирать скрипичный вариант.

Конечно, в настоящее время существуют музыкальные классы, где закладываются основы альтового исполнительского искусства с ранних детских лет, но таковых пока что недостаточно даже в рамках густонаселённых областных городов, не говоря о провинции.

Однако перед этим следует послушать звучание обоих инструментов в руках профессиональных музыкантов, подержать их в собственных руках, а потом уже принимать окончательное решение.

Немаловажное значение имеет при выборе вида инструмента для обучения телосложение будущего музыканта: если оно крепкое, руки сильные, а пальцы длинные, выбрать можно как альт, так и скрипку. Люди хрупкого развития обычно выбирают скрипку, так как она легче и более комфортна для них.

И последнее, что может повлиять на выбор, — музыкальные предпочтения пользователя, репертуар. Низкий тон альта или высокие звуки скрипки не всем музыкантам нравятся одинаково, поэтому стоит ещё раз напомнить о том, чтобы некоторое время послушать оба инструмента. Какой инструмент покажется ближе собственным чувствам и переживаниям, тот и будет спутником жизни.

Что такое альт?

«Орган средневековья»

Альт – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент, появившийся чуть раньше средневековой эпохи барокко — на рубеже XV — нач. XVI веков. Этот инструмент явился прародителем всех струнных смычковых музыкальных инструментов, это легко прослеживается в зарубежных названиях струнных смычковых инструментов, особенно в итальянском языке, так как сам инструмент родом из солнечной Италии.

Развитием испанской Виуэлы стал Альт (на итальянском «Viola»), получивший своё русское название благодаря французскому языку (фр. «Alto»), который долгое время был широко известным в России. Самым близким родственником альту является Виоль д’амур (ит. «Viola d’amore» — виола любви). Затем, на базе альта появились новые инструменты – маленький альт – скрипка (ит. «Violino»), большой альт – виолончель (ит. «violoncello»), контрабас (ит. «cello»), виола да гамба (ит. «viola da gamba» — ножная виола), виола да браччо (ит. «viola da braccio» — ручная виола).

Сам по себе альт имеет трёх близких родственников – скрипку, которая позаимствовала у него положение при игре (т.е. «ручной» инструмент) и виолончель, которая позаимствовала у него строй (разница только в том, что у виолончели строй ниже на октаву, тогда как у скрипки он отличается на квинту).

Строй альта, как и скрипки и виолончели, строится по квинтам. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных – с, g, d 1 , a 1 . ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Вопреки общественному мнению, техника игры на альте существенно отличается от скрипичной. Например, для альта свойственно исполнение флажолета pizzicato (звук флажолета арфы), игра pizzicato с прижиманием струны ногтём второго пальца (звук малого барабана), аккорд с насыщенным басом и многое другое. Однако большой размер альта затрудняет быстрое исполнение сложных пассажей. Но этот маленький недостаток меркнет перед морем возможностей открывающихся перед исполнителем.

«Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный» — читаем мы в известной энциклопедии, но с этим легко поспорить, так как хороший альтист играет намного ярче, чем даже пять скрипачей. Тембр альта – яркий, насыщенный, колоритный, бархатистый (особенно в нижних регистрах) и немного гнусавый, рождающийся из глубины древесины, клеевых швов, лака… дерева, которое много столетий простояло под ливнями, переживало засуху, зиму, весну, лето, осень…

«Особенностью тембра альта является большее разнообразие звучания отдельных струн, чем на других струнных инструментах, например на скрипке» — пишет Е. Ю. Стоклицкая. Относительно яркости, насыщенности, и, даже, грандиозности тембра альта, знаменитый педагог И. Д. Лабинская любит повторять: «Это не какая-нибудь «скрипулька», это – альт». Недаром во многих альтовых произведениях пишут: «risoluto» (ит. – решительно). Нельзя не отметить исполнение piano на альте. В. В. Борисовский подчёркивал, что «piano – не бесцветный, безликий нюанс. Самое тихое piano должно быть чётким и ясным, как поставленный голос певца…» (Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В. В. Борисовского», 2007).

С тембром альта может сравниться только тембр органа – оба эти инструмента могут с точностью воспроизводить другие инструменты. Только тембр органа ограничен количеством регистров, а тембр альта не имеет ограничений.

Такой тембр – следствие несоответствия строя инструмента. При оптимальной длине 48о – 490 мм (только деки), размеры современных инструментов колеблются от 350 до 420 (крайне редко, 430).

На альте не обучаются с детства, а переходят скрипачи с развитым телосложением и крупной вибрацией в более зрелом возрасте. Многие выдающиеся исполнители, такие как, Никколо Паганини и Давид Ойстрах, прекрасно совмещали игру на альте с игрой на скрипке.

Долгое время «царствовав во дворцах», альт, как и альтовое искусство (исполнение на альте – подлинное искусство), пришли в упадок, пошли грязные слухи, что «альтисты – неудавшиеся скрипачи», которые в последствии стали основой для многих, зачастую оскорбительных, анекдотов. Например: «Что одинакового между гранатой и пальцами альтиста? Два раза в одно место не падают», «Альтист и священник умерли в один день и одновременно оказались у ворот рая. Святой Апостол Петр с радостью пропускает альтиста в Рай, а вот священника просит подождать. Священник возмущён:

— Я всю жизнь молился, а этот тип всю жизнь играл на своём альте! Почему же ты пропускаешь его вперёд?!

— Когда ты молился, — отвечает Пётр, — все засыпали. А когда он начинал играть, все начинали молиться…», «Программа международного конкурса альтистов: 1 тур – настройка инструмента, 2 тур – вождение смычка по открытым (оригинал: пустым) струнам. Программа 3 тура не объявляется – всё равно до него никто не доходит», «Было в семье три сына: два умных, а третий – альтист…» и многие другие. Как Вы видите, эти анекдоты не только не соответствуют действительности, а являются оскорбительными (не только для альтистов), унизительными и содержат большое количество грубых ошибок.

Альт уступил своё место. Замолчал старинный инструмент. Забылись великие альтовые произведения Баха, Моцарта, Паганини, Берлиоза и других. Конечно, в период забвения некоторые композиторы продолжали сочинять музыку для альта – Б. Барток, У. Уолсон, М. И. Глинка, И. Брамс, Р. Шуман, Н. Рославец, А. Адан, Л. Делиб, Р. Штраус, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский, М. Регер – знаменитый органист и др. Находились и исполнители этих произведений, но, увы, их было мало.

Читайте также  Музыкальный стиль new romantic особенности движения и британской культуры

Возрождение альтового искусства произошло только в конце ХIХ века и проходило весь ХХ век. Отцом русской альтовой школы стал В. В. Борисовский. Его учитель В. Р. Бакалейников хоть и был альтистом, но в 1927 году эмигрировал в США, где по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его ассистента и первого альта в Симфоническом оркестре Цинциннати.

Сам Борисовский «увлёкся» альтом, можно сказать чисто случайно. Однажды, он слышал выступление оркестра, где солировал альт. Закрыв глаза и не слушая низких нот, альт звучал, как скрипка.

В. В. Борисовский – в прошлом знаменитый скрипач, концертмейстер первых скрипок МГК им. П. И. Чайковского, но почувствовав всю полноту звучания альта – стал альтистом.

Вадим Васильевич буквально везде «пропагандировал» альт, заражая всех его волшебным звучанием. «Мысль об уравнении альта в правах сольного инструмента со скрипкой и виолончелью, провозглашённая Борисовским в начале его творческой деятельности, в те годы казалась… не только смелой, но даже дерзкой. Уровень альтового исполнительства был чрезвычайно низким, и создание школы пришлось начинать чуть ли не с нуля» (Юзефович В. «В. В. Борисовский – основатель советской альтовой школы, 1977»).

Основывая альтовую школу, Вадим Васильевич изучил технику игры на Виоль д’амур, которая больше всех близка к технике альта.

«На моих глазах и ушах зарождался класс специального альта. Давно уже, но сегодня особенно, убеждаюсь в том, что исторически, практически и всячески оправдалось создание и последующее безостановочное весьма успешное развитие его. Много, очень много сделано Вами для процветания своего детища», — писал Борисовскому профессор МГК К. Г. Мострас в 1956 году. Многие известные композиторы, такие как Д. Д. Шостакович, Б. Астафьев, Э. Денисов, зачастую друзья великого альтиста, писали для альта, а Вадим Васильевич являлся первым исполнителем этих произведений.

Огромную часть произведений для альта составляют переложения и обработки Борисовского. Среди них – «Неоконченная соната» М. И. Глинки, «Павана на смерть инфанты» М. Равеля.

Число поклонников альта увеличивалось. Профессиональными альтистам стали – Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Е. Ю. Стоклицкая, И. И. Богуславский, А. Коваль,А. В. Багринцев, И. Д. Лабинская, Л. Н. Гущина, Е. Страхов, Р. Сеид-Заде и другие.

В наше время, это явление приобрело глобальный характер и получило название – мировой альтизм. Всё большей популярностью стали пользоваться сайты, посвящённые альту. Нипример, сайт альтистов «Violamusic», основных пользователей которого уже более1800 человек, не говоря о тех, кто просто заглядывает.

В 2010 году всё мировое альтовое сообщество отмечало замечательное событие: исполнилось 110 лет со дня рождения В. В. Борисовского. Также, в 2010 году отметила свой 80-летний юбилей преподаватель скрипки и альта – И. Д. Лабинская. Инесса Джамильевна посвятила большую часть своей жизни, подготовке и воспитанию будущих музыкантов. Она и сейчас работает в ДМШ им М. М. Иполлитова – Иванова. Я счастлив, что имел возможность учиться у неё. А сейчас имею возможность просто с ней общаться. То, с какой любовью и профессионализмом она учит маленьких детей извлекать из маленьких скрипочек звук, похоже на чудо (будущие альтисты, в начальных классах занимаются по классу скрипки, и лишь в более старшем возрасте переходят на альт). Она, тот добрый учитель, который живёт учениками: их успехами и неудачами, уча любить музыку и понимать. Хоть она и не хотела быть упомянутой в данной статье – это всего лишь небольшая благодарность за её огромные труды. Хочется пожелать Инессе Джамильевне крепкого здоровья, сил и многих лет жизни.

В заключение нужно отметить, что альт уже не выходит на музыкальную «арену», а стремительно обходит другие инструменты, всё больше утверждаясь, как король музыкальных инструментов, имеющий богатую историю, полную взлётов и падений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: