Альпийский рог музыкальный инструмент

Альпийский рог

  • Альпийский рог (альпийский горн, нем. Alphorn) — деревянный духовой инструмент басово-тенорового регистра.

Инструмент, достигающий в длину 5 метров, способен издавать только звуки натурального звукоряда. Изготавливается из пихты. Дерево должно быть совершенно прямым, без сучьев, диаметром семь сантиметров с одного и три — с другого конца. По мере высыхания ствол начинают сверлить с комля, постепенно уменьшая диаметр отверстия. Раструб вырезается отдельно и приклеивается к верхней части. В прежние времена мундштук вместе с трубой составлял единое целое. На современных инструментах используются вставные мундштуки.

Звуковая гамма у рога примерно такая же, как у натуральной трубы. Звуки ясные и чистые, за исключением фа, которое звучит почти как фа-диез (11-я гармоника). Нота эта постоянно слышится в песнях йодлеров центральной Швейцарии. По мнению специалистов, именно от рога ведут своё начало знаменитое йодль-пение фальцетом и другие песни альпийских пастухов.

По большей части альпийские горны используются фольклорными коллективами, а также в различных шоу. Однако существует и небольшой репертуар академической музыки для альпийского горна — в частности, Пасторальная симфония для альпийского горна и струнных (1755) Леопольда Моцарта и Concertino rustico для альпийского горна и струнных (1977) Ференца Фаркаша, а также ряд сочинений швейцарских композиторов (в частности, Жана Детвилера и Карла Рютти), написанных для современных исполнителей — Йожефа Мольнара и Маттиаса Кофмеля.

Связанные понятия

Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).

Таре́лки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Армении (VII век до н. э.), Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

Альпийский рог

Альпийский рог (нем. Alphorn ) — деревянный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Инструмент, достигающий в длину 5 метров, способен издавать только звуки натурального звукоряда. Изготавливается из пихты. Дерево должно быть совершенно прямым, без сучьев, диаметром семь сантиметров с одного и три — с другого конца. По мере высыхания ствол начинают сверлить с комля, постепенно уменьшая диаметр отверстия. Раструб вырезается отдельно и приклеивается к верхней части. В прежние времена мундштук вместе с трубой составлял единое целое. На современных инструментах используются вставные мундштуки.

Звуковая гамма у рога примерно такая же, как у натуральной трубы. Звуки ясные и чистые, за исключением фа, которое звучит почти как фа-диез. Нота эта постоянно слышится в песнях йодлеров центральной Швейцарии. По мнению специалистов, именно от рога ведут своё начало знаменитое йодль-пение фальцетом и другие песни альпийских пастухов.

Как считают некоторые, альпийский рог отнюдь не «элемент шоу», а полноценный духовой инструмент, играющий как сольно, так и в симфоническом и духовом оркестрах.

История альпийского рога

История инструмента теряется в глубине веков. В давние времена его сильным звуком предупреждали жителей долин об опасности, о приближении врага; подтверждение тому — красивая и печальная легенда о пастухе с альпийского луга Флимзерштайн в кантоне Гризон, в Восточной Швейцарии. Горы в этом районе отличаются особой крутизной. На отвесных скалах там и тут видны красноватые следы выхода окисей железа. Пастух стоял на высоком уступе скалы, близ местной крепости Бельмонт, и вдруг заметил большой отряд вооруженных воинов: явился давний враг жителей долины — соседний властелин, граф де Монфон. Пастух трубил в альпийский рог до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул на скалу…

Протяжные мелодии альпийского рога милы и дороги жителям швейцарских гор. Под них играли свадьбы и веселились в праздники, сражались с врагами, хоронили близких.

Альпийский рог — концерты в Москве 2021-2022

Швейцарцы ласково называют этот духовой музыкальный инструмент «рожок», но уменьшительно-ласкательная форма по отношению к нему звучит странно.

Горн имеет длину 5 метров. Узкий у основания, он расширяется к концу, раструб при игре лежит на земле. Корпус не имеет никаких боковых отверстий, клапанов, поэтому его звуковая гамма натуральная, без смешанных, видоизмененных звуков. Отличительная особенность альпийского рога – звук ноты «фа». От натурального воспроизведения он отличается приближенностью к «фа диез», но воспроизвести его на других инструментах невозможно.

Афиша концертов альпийского рога

Устройство инструмента

Пятиметровая труба с расширенным раструбом изготавливается из пихты. Для этого издавна отбирались только ровные деревья без сучков с диаметром одного конца не менее 3 сантиметров, а с другого – не менее 7 сантиметров. Изначально рожок не имел мундштука, вернее, он был единым целым с основанием. Но со временем насадку стали изготавливать отдельно и заменять по мере изношенности, вставляя в основание трубы.

История

Альпийский горн завезли в Швейцарию азиатские кочевые племена. Когда точно инструмент появился на просторах высокогорных долин неизвестно, но есть данные об его использовании еще в 9 веке. С помощью рожка жители узнавали о приближении врага. Существует легенда, что однажды пастух, увидев отряд вооруженных воинов, начал трубить в горн. Он не прекращал играть, пока жители его города не услышали звук и не закрыли ворота крепости. Но от напряжения его легкие не выдержали и пастух погиб.

Документально подтвержденные данные об использовании инструмента появились в 18-19 веках. В 1805 году близ городка Интерлакен организовали фестиваль, призом за победу в котором была пара овец. Для участия в нем явились лишь два человека, которые разделили между собой животных. В середине 19 века в своей «Первой симфонии» партию альпенгорна использовал Иоганн Брамс. А немного позднее швейцарский композитор Жан Дэтвилер написал концерт для альпийского рога с оркестром.

Использование альпийского горна

В начале 19 века популярность игры на рожке стала угасать, терялись навыки владения инструментом. Популярностью стало пользоваться йодль-пение – фальцетное воспроизведение горловых звуков, присущее народному творчеству жителей Швейцарии. Внимание знаменитых композиторов к чистому звучанию и натуральной звуковой гамме воскресило альпийский рог. Ференц Фаркаш и Леопольд Моцарт создали свой небольшой репертуар академической музыки для альпенгорна.

Сегодня многие воспринимают инструмент как часть традиционных шоу швейцарских фольклорных коллективов. Но нельзя недооценивать возможности инструмента. Он может звучать как сольно, так и в оркестре. Как и прежде, его звуки рассказывают о радостных, тревожных, скорбных моментах в жизни людей.

Альпийский рог, незабываемый отдых в Швейцарии летом и ежегодно

Технология изготовления

Немецкий альпийский рог, или альпгорн, – музыкальный инструмент длиной около пяти метров. Его «ближайшими родственниками» являются флюгельгорн и валторна. Традиционно этот деревянный духовой инструмент изготавливается из ствола пихты. Дерево для изготовления альпийского рога требуется толщиной от трех до семи сантиметров, идеально ровное и без сучков. Сверлить бревно начинают лишь тогда, когда оно подсохнет. Раструб инструмента делается из отдельного куска дерева и приклеивается к широкому концу рога. В настоящее время для игры на альпийском роге используется вставной мундштук, чего не было ранее.

Читайте также  Выбор музыкантов: Alina Os о любимых поэтах

Уникальное звуковое оформления вашего отдыха в Швейцарии летом

Благодаря этой уникальной технологии изготовления, звуковая гамма инструмента приобретает совершенно особое звучание. На первый взгляд, звуковая гамма альпийского рога ничуть не отличается от обыкновенной трубы – звук чистый, ясный, однако вместо фа явно слышится фа-диез. Эта же нота является отличительной особенностью пения швейцарских йодлеров, то есть пения без слов. Специалисты предполагают, что именно альпийский рог обусловил подобную манеру пения – чередование грудных и фальцетных звуков. Первоначально йодль являлся особой манерой перекликания у пастухов в горах.

Возможно, приехав на отдых в Швейцарии летом, вы сможете насладиться этим своеобразным звуком. Чтобы сделать заказ авиабилетов дешево, не откладывайте его на последний момент.

Несмотря на свой необычный внешний вид, рог является полноценным музыкальным инструментом, способным выступать сольно, в духовом и даже симфоническом оркестрах.

История альпийского рога

Об истории этого инструмента мало что известно. Изначально он использовался для подачи сигнала опасности деревенским жителям. Его протяжный звук говорил о приближающемся к горной долине неприятеля.

Как свидетельство – легенда о пастухе из Восточной Швейцарии, который, стоя на вершине скалы, увидел надвигающееся на долину войско графа де Монфона. Он принялся трубить в свой рог, сообщая о грозящей опасности до тех пор, пока все жители не были в безопасности, а сам упал замертво.

На протяжении веков под звуки альпийского рога играли свадьбы, хоронили умерших, шли на врага и веселились в праздник.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы — воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
Отзывы наших клиентов приведены здесь

  • оперативно найти билет на самолет в Афины, в кратчайшие сроки;
  • оздорвление и полезный отдых в Австрии и Грецию, благодаря нашим турам;
  • быстрые и недорогие туры в Италию и Германию, для свей семьи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: