Агого музыкальный инструмент

Агого (музыкальный инструмент)

Агого (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент, имеющий африканское происхождение. Исполняет ведущую роль в создании ритмической полифонии в кандомбле, капоэйре, макулеле и карнавальной самбе.

Конструкция

Представляет собой два, три или четыре колокольчика без языков, соединенных металлической изогнутой ручкой. Колокольчики имеют разные размеры, поэтому издают звуки разной высоты. Звук извлекается ударами деревянной или металлической палочкой по колокольчикам. Иногда изготавливался из надпиленной скорлупы кокосовых орехов, посаженных на деревянную рукоять.

Этимология

Слово «agogô» на африканском языке йоруба обозначает колокол. На языке народа наго (Nagô), относящегося к племенам йоруба и попавшего в Бразилию из африканского королевства Кету (современный Бенин), слово «akokô» значит часы или время, а также звук, издаваемый любым металлическим музыкальным инструментом.

Распространение и названия в Африке

Итальянский капуцин Кавацци первым из европейцев описал такой инструмент в отчётах о своей миссии в Анголе в XVI веке. Этот инструмент, по-английски называемый double-bell, а по-французски cloches, широко распространён в Африке среди многих народностей семьи банту. Народы лунда и чокве называют его «рубэмбе» (Rubembe), а в провинции Кабинда он известен как «чингонго» (Chingongo). У других народов банту носит название «нгонжé» (Ngongê) или «нгонго» (Ngongo). В Дагомее, Нигерии и Судане двойной колокольчик называется «нгомбе» (Ngombe).

В Бразилии

В Бразилию агого был завезён рабами из Анголы, Конго и Мозамбика. Изначально в Бразилии агого использовался в культах кандомбле в Баие и Шанго в Пернамбуку. Позже стал употребляться в афро-бразильских ритмах «маракату» (порт. Maracatu) в Пернамбуку, где носил название «гонгé» (gonguê), «ган» (gan, ) или «шерэ» (xeré).

В афро-бразильских религиозных культах кандомбле агого принадлежит Ориша Огум (Orixá Ogum) и может называться «ган» (). Является сакральным предметом и перед применением должен пройти ритуал очищения, который состоит из омовений листьями, травой, подношений растений, животных и минералов для обретения «жизненной силы» (axé), необходимой для её обмена с духами при трансе инициированных.

В Баие агого был введён народностью йоруба. Позже агого стал использоваться в макумбах Рио-де-Жанейро, в игре капоэйры в Баие и Рио-де-Жанейро, в макулеле. Кроме этого агого применяется афро-блоками «афошэ» (afoxé), а также в ритмах «ижеша» (ijexá) и «агерé» (aguerê).

Роль ритма агого

В кандомбле агого ведёт главные линии ритма, ориентирует атабаке (а их в ритуалах используется три) в музыкальном пространстве и обладает статусом «маэстро» в перкуссионном ансамбле. Однако, до настоящего времени ни в одном исследовании о музыке кандомбле не встречается точная классификация руководящего ритма агого в организации музыкального сопровождения и его связь с ритуалами.

Ритмический рисунок, исполняемый агого, является основой полиритмичной структуры бразильской карнавальной самбы в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу и незаменим в игре капоэйры и макулеле.

Агого не входит в состав аккомпанемента самбы де рода, в которой основную линию ритма выполняют пандейру и тарелка-нож.

В современной рок-музыке

Дэвид Бирн, основатель группы Talking Heads, использовал агого при записях альбомов и на концертах.

Агого выполняет важную роль в барабанных соло Нила Пирта на концертах группы Rush. Ещё один пример употребления этого инструмента — композиция «Addicted To Drugs» группы Kaiser Chiefs. Соло агого можно также услышать в песне «Daft Punk Is Playing at My House» LCD Soundsystem.

Агого

Каждому континенту присуща собственная музыка и инструменты, помогающие звучать мелодии так, как нужно. Уху европейца привычны виолончели, арфы, скрипки, флейты. На другом конце земли, в Южной Америке, люди привыкли к иным звукам, их музыкальные инструменты разительно отличаются по конструкции, звучанию, внешнему виду. Примером может служить агого – изобретение африканцев, сумевшее прочно обосноваться в знойной Бразилии.

Что такое агого

Агого – национальный бразильский музыкальный инструмент, относящийся к категории ударных. Представляет несколько колокольчиков конической формы, разной массы, размера, соединенных между собой. Чем меньше колокольчик, тем выше звучание. В процессе игры конструкцию держат, чтобы самый маленький бубенец находился сверху.

Основные материалы, используемые в процессе изготовления – дерево, металл.

Музыкальный инструмент неизменно принимает участие в бразильских карнавалах – на нем отбивают такт самбы. Традиционные бразильские бои капоэйра, религиозные обряды, танцы маракату сопровождаются звуками агого.

Звучание бразильских бубенцов резкое, металлическое. Сравнить звуки можно со звуками, издаваемыми ковбеллом.

Конструкция музыкального инструмента

Колокольчиков, составляющих конструкцию, может быть разное количество. В зависимости от их числа, инструмент называют двойным или тройным. Встречаются устройства, состоящие из четырех колокольчиков.

Между собой колокола соединены изогнутым металлическим стержнем. Отличительная особенность – внутри отсутствует язычок, извлекающий звук. Чтобы инструмент подал «голос», по поверхности бубенцов ударяют деревянной или металлической палочкой.

История агого

Колокольчики агого, ставшие визитной карточкой Бразилии, родились на африканском континенте. В Америку завезены рабами, считающими связку бубенцов сакральным предметом. Перед тем, как приступить к игре на них, необходимо было пройти специальный обряд очищения.

В Африке агого связывали с верховным богом Ориша Огуну, покровителем войны, охоты, железа. В Бразилии подобным богам не поклонялись, поэтому постепенно связка колокольчиков перестала ассоциироваться с религией, и превратилась в веселую забаву, идеально подходящую для отбивания ритмов самбы, капоэйры, маракаты. Знаменитый бразильский карнавал сегодня немыслим без ритмов агого.

Интересные факты

Музыкальный предмет, имеющий экзотическую историю, не мог обойтись без интересных фактов, связанных с его происхождением, странствиями, современным применением:

  • Этимология названия связана с языком африканского племени йоруба, в переводе «agogo» значит колокол.
  • Первым европейцем, описавшим старинный африканский инструмент, стал итальянец Кавацци, прибывший в Анголу с христианской миссией.
  • Звуки агого, согласно верованиям племени йоруба, помогали богу Ориша вселиться в человека.
  • Существуют специальные виды, способные крепиться на стойку: их используют в составе барабанных установок.
  • Деревянные версии инструмента звучанием значительно отличаются от металлических конструкций – их мелодия суше, плотнее.
  • Африканские колокольчики используют для создания современных ритмов – обычно, их можно услышать на концертах рок-музыкантов.
  • Первые экземпляры африканские племена изготовляли из больших орехов.

Нехитрая африканская конструкция, состоящая из бубенцов различного размера, пришлась по вкусу бразильцам, с их легкой руки распространившись по планете. Сегодня агого – не только профессиональный музыкальный инструмент. Это популярный сувенир, который охотно приобретают путешественники по Южной Америке в качестве подарка близким.

CapoBlog

О БРАЗИЛИИ, КАПОЭЙРЕ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Музыка в капоэйре

Музыка является неразрывной частью афро-бразильского боевого искусства капоэйра. В африканской культуре музыка часто ассоциируется с религиозными верованиями, традициями, таинством обрядов. Музыка капоэйры, как и любого другого искусства с африканскими корнями, впитала в себя все то естественное и магическое, с помощью чего предки могли общаться с духами и богами, совершали ритуалы, управляли энергией и природной силой. В начале 20 века капоэйра развивалась без музыки. На бразильских улицах можно было встретить отдельных музыкантов, как правило с беримбау в руках. Затем произошло естественное объединение музыкантов и капоэристов, зародился сплав музыкальных и боевых традиций. Появление музыки смягчило жесткость прикладного характера капоэйры и развило игровую составляющую. Музыка привносит в капоэйру энергию, так называемое аше (порт. axe). Игрок в состоянии аше, воодушевленный с помощью музыки, порой способен превзойти себя, найти красивые тактические решения при взаимодействии с другим капоэристами, совершить невероятные движения и перемещения. Музыка объединяет тело и душу, развивает слух и чувство ритма. Капоэристы, находящиеся в кругу, внимательно слушают играющих на инструментах, подпевают им, хлопают в ладоши. Игра на инструментах сопровождается песнями на португальском языке, которые очень напоминают русские частушки.

Читайте также  Балабан музыкальный инструмент

Капоэристы, играющие на музыкальных инструментах, образуют так называемую батерию (порт. bateria). Батерия с португальского переводится как совокупность ударных. Это слово также используют в своем лексиконе представители школ бразильской самбы и перкуссии. Набор и расположение музыкальных инструментов может различаться у школ, придерживающихся определенных стилей капоэйры. Иногда в группе, занимающейся капоэйрой, может не хватать учеников для игры на традиционном наборе инструментов или просто требуемых инструментов может не быть в наличии. Батерия – сердце роды, она задает ритм и пульс всего происходящего в кругу. С помощью музыки и инструментов мастер капоэйры поддерживает связь с игроками, таким способом он может передать энергетику всем участникам в кругу. Капоэристы, играющие на музыкальных инструментах, могут исполнять более быстрый ритм и тогда игрокам придется совершать более быстрые движения и перемещения и, наоборот, с помощью музыки можно успокоить разгоряченных игроков, сбить накал борьбы и заставить капоэристов играть в более медленном ритме. Смена играющих на инструментах тоже происходит по определенным правилам и традициям. Капоэрист, уступивший право игры на инструменте, имеет право встать в начале круга и первым войти в игру. (В капоэйре принято говорить закупить игру).

Традиционно музыкальные инструменты, на которых играют капоэристы, представляют собой набор уникальных афро-бразильских этнических инструментов. Это является изюминкой капоэйры – самого веселого и музыкального боевого искусства. Можно смело утверждать, что в таком сочетании как в капоэйре, эти музыкальные инструменты нигде не используются. Так что же они из себя представляют и в чем их уникальность.

Центральным иснтрументом, несомненно, является беримбау (порт. berimbau). Каждый капоэрист, занимающийся капоэйрой хотя бы около года сможет напеть песню, посвященную беримбау. «O que e berimbau — Uma cabaca, um arame, um pedaco de pau» — так звучит одна из строк этой песни на португальском. «Что же такое беримбау – тыква, проволока и кусочек дерева» — а так можно перевести на русский язык. Внешне беримбау представляет из себя лук с приделанной к нему тыквой (кабасой), выступающей в роли резонатора. Основу составляет палка, называемая вeрга (порт. verga), выполненная из дерева бериба. Два конца верги связаны натянутой между ними стальной проволокой араме (порт. arame). Играющий на инструменте ударяет тоненькой палочкой бакетой (порт. baqueta, vaqueta, vareta) по струне. Тональность звука меняется с помощью добрао (порт. dobrao) — небольшого камешка или монеты, который прижимается или удаляется от струны. Колорит звучанию добавляют кашиши (порт. caxixi), которые представляют из себя плетеную корзинку с камешками внутри. Кашиши держат той же рукой в которой находится бакета. Беримбау в первую очередь воздействует на поведение игроков в роде, меняя ритм игры. Как говорят некоторые мастера, беримбау учит.

Атабаке или атабак (порт. atabaque) — продолговатый барабан, обтянутый сверху кожей. Натяжение верхней поверхности производится с помощью системы распорок и веревок. Прародителем атабаке принято считать барабаны, которые изготовляли представители африканского племени банту. Атабаке занимает особое место в кандомбле, религии, пришедшей из афро-бразильской культуры. Согласно верованиям банту голос атабаке способен добраться до земли богов и предков и воссоединиться с оришами (порт. orixas – божества, духи природы). Вытянутая форма данного музыкального инструмента символизировала тело человека. Слово атабаке имеет арабское происхождение (аt tabaq – по арабски означает «музыкальная тарелка»), оно осело в португальском языке в период арабской колонизации. А затем в процессе африканской ассимиляции, сложные названия древних африканских барабанов были заменены собирательным названием атабаке (порт. atabaque – барабан). Играют на атабаке руками, ударяя по центру и по краям кожаной поверхности. Глухой раскатистый бас атабаке задает ритм, но не должен заглушать беримбау. В умелых руках опытного мастера, использующего различные вариации игры, данный инструмент способен наполнить роду потрясающим звучанием.

Пандейру (порт. pandeiro) внешне напоминает бубен или тамбурин. На деревянную рамочную основу натягивается кожа, имеется возможность регулировки силы натяжения. В настоящее время выпускаются пандейру с пластиковой основой или полностью пластмассовые. В корпус этого инструмента встраиваются большие металлические кольца, которые дают глухой звук, и звонкие тарелочки, дающие дребезжащий звук. Помимо капоэйры пандейру широко применяется для исполнения ритмов самбы (порт. samba) и босса новы (порт. bossa nova). Пандейру держат одной рукой, для удобства в корпусе проделано отверстие за которой можно ухватиться большим пальцем. Играющий бьет рукой по плоской поверхности. Тон и звучание звука зависят от того как выполняются удары по верхней мембране. Это могут быть удары большим пальцем, ладонью, ладонью в форме «лодочки», боковой поверхностью руки, локтем. Пандейру можно встряхивать и проводить пальцем по краю мембраны, издавая дребезжащий звук. Считается, что пандейру был завезен в Бразилию из Африки, хотя он имеет индусское происхождение и принадлежит к древнейшим инструментам «Старой Индии».
К необязательным, но в то же время часто применяемым в капоэйре музыкальным инструментам можно отнести агого и рeку-рeку.

Агого (порт. agogo) – инструмент, состоящий из двух кокосовых или ореховых скорлупок, прикрепленных к деревянной основе. Ударяя по ним капоэрист извлекает два звука: один звонкий, другой более глухой. Чередуя эти два звука можно поддерживать общий ритм игры батерии, превнося исключительные, немного озорные нотки. Также этот инструмент может быть полностью металлическим, при этом тональность звуков будет немного другая, но принцип игры остается неизменным. Хотя агого, сделанный из кокосовых скорлупок, выглядит более эффектно, необычно и запомнится человеку близко не знакомому с капоэйрой.

Реку-реку (порт. reco-reco) – по происхождению является африканским культовым инструментом. По древним приданиям кандомбле с помощью этого инструмента шаман входил в транс и призывал духа воды Йеманжу или Йемаю (порт. Iemanjá, Yemoja, Yemaja). Она так же известна как богиня-мать, покровительница женщин. Реку-реку представляет из себя полую бамбуковую трубку с поперечными ребристыми насечками по которой проводят палочкой и тем самым извлекают звуки. Раньше очень часто реку-реку изготовляли из рогов животных. Инструмент издает звуки, напоминающие треск сухих веток и очень гармонично вписывается в общее звучание. Реку-реку популярен не только в Бразилии, но и в странах Карибского бассейна, его используют школы самбы.

Агого

109386 , Россия , Москва , ул. Новороссийская , 19

7 дней в неделю с 10 до 22 часов

ИП Волович Денис Игоревич
ИНН: 505020000770
ОГРНИП: 319505000023961

  • ГИТАРЫ
  • КЛАВИШНЫЕ
  • ДУХОВЫЕ
  • СМЫЧКОВЫЕ
  • ГАРМОНИ
  • НАРОДНЫЕ
  • УДАРНЫЕ
  • ЗВУК
  • СВЕТ
  • КНИГИ
  • АКСЕССУАРЫ
  • ЭФФЕКТЫ
  • СУВЕНИРЫ
  • УСЛУГИ
  • АРФЫ
  • ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • РАЗНОЕ
  • Политика конфиденциальности и оферта
  • Пользовательское соглашение
  • Условия обмена и возврата
  • Блог
  • Обратная связь
  • Доставка
  • Оплата
  • Кредит
  • Отзывы
  • Контакты
  • Каталог
  • Скидки и бонусы
  • Юр. Лицам

Музыкальный магазин «Muz Sound» – лучшие товары по низким ценам!

  • Низкие цены от производителей
  • Доставка в течение 2-3 часов
  • Бесплатная консультация
  • Бесплатная настройка и диагностика
  • Доставка заказов Почтой по всей Стране за 5-15 дней
  • Только оригинальная и сертифицированная продукция
  • Гарантия на все товары – 5 лет!
  • Не понравился товар? Вернем или обменяем в течение 14-ти дней без оформления лишних бумаг!
  • Бонусы и скидки для постоянных покупателей

Вы можете найти нас по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, дом 19

Всем зарегистрированным покупателям начисляются бонусы при каждой покупке.

Читайте также  Изготовление музыкальных инструментов

1 бонус = 1 рублю

Укажите ваше имя и контактный телефон. В самое ближайшее время наш оператор вам перезвонит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: