Африканский блюз жанр музыки

Африка дает второй шанс: как музыка дважды рождалась на Черном континенте и почему мы узнаем об этом только сейчас

Стилевое разнообразие и взаимные влияния в музыке ХХ века напрямую связаны с культурным подъемом Африки. Западная цивилизация теряет лидирующие позиции, а открытия этномузыкологов меняют взгляд на историю искусства в целом. Почему же так произошло, что мы ничего не знаем о настоящих корнях музыки и современная культурная ситуация порождает больше вопросов, чем дает ответов? Евроцентризм спутал карты, и теперь, чтобы понять, куда движется музыка, стоит отбросить стереотипы и взглянуть на первоисточник.

В начале XX века элитисты от музыковедения придумали разделить музыку на art (академическую) и vernacular (народную и популярную). Для понимания общих процессов такая «классификация» не дала примерно ничего, и в наше время ее всё чаще подвергают критике. Несмотря на несостоятельность этого противопоставления, широкие круги остаются в плену стереотипов и продолжают делить музыку на «высокую» и «низкую», а менеджеры «от классики» не спешат никого разубеждать, руководствуясь идеологическими или коммерческими соображениями. В итоге современный культурный человек знает с десяток академических композиторов, но почти не ориентируется в огромном пласте так называемой vernacular music. Чтобы устранить это недоразумение, следует отправиться на Черный континент — родину всей современной популярной музыки.

Хотя в последние годы гипотеза об африканском происхождении человека оспаривалась не один раз, своими корнями многие культурные явления уходят именно в эти жаркие края. То же самое случилось и с музыкой, причем дважды.

В начале XXI века несколько исследователей, в их числе Стивен Митен и Стивен Браун, пришли к выводу, что предшественником нашей речи стал так называемый музиланг — элементарная сигнальная система, в которой значение определяется высотой тона. Она похожа на язык птиц, где мелодические формулы являются также и семантическими. Отечественный африканист Александр Казанков считает, что ко времени распространения протоязыка (примерно 45 000 лет до н. э.) музилангом владели сапиенсы, населившие к тому моменту все континенты, кроме Америки и Антарктиды.

Что это за язык? Более всего он похож на протяжные крики шимпанзе (pant-hooting), в которых уже прослеживается структура музыкальной фразы.

Несколько примеров вокализации шимпанзе

Ассистент крупнейшего этномузыколога XX века Алана Ломакса предпринял попытку заглянуть еще дальше за завесу тысячелетий. Теория Виктора Грауэра сводится к тому, что не позднее 74 000 лет назад человечество (а точнее, народы, не пострадавшие от вулкана Тоба) имело общий музыкальный язык. Лингвист сравнил пигмейский и бушменский вокальные стили и нашел в них много общих черт, в частности йодли — большие скачки в мелодии. Неудобные в исполнении, они тем не менее играли важную роль в коммуникации, поскольку выполняли сигнальную функцию: чтобы не возникало путаницы (омофонии), разница между ними должна быть легко ощутимой на слух. Вокализации шимпанзе дают примерное представление о том, насколько широкий диапазон звуковых эффектов может использоваться в такой речи.

Бушмено-пигмейское пение в основном бессодержательно-слоговое и имеет прямые параллели с шаманским камланием. Опираясь на теорию Грауэра, Казанков предлагает свою версию происхождения языка: йодли технически сложно исполнять на одном звуке, фальцетные скачки вынуждают речевой аппарат менять гласные — так появляются первые различающиеся фонемы.

Намибийские бушмены поют у костра. Источник

Проводя параллель с бушмено-пигмейским вокальным стилем, в основе которого лежит именно женское пение, Казанков и некоторые другие исследователи склоняются к тому, что главная заслуга в создании протоязыка принадлежит женщине.

Йодлированное пение пигмеек ака

В науке и искусстве периодически поднимается проблема музыкальных универсалий — общечеловеческих законов восприятия и воспроизведения музыки, которые не подвластны никаким изменениям. Однако дискуссии такого рода обычно лежат в узких областях эстетики и ведутся в русле старомодного западоцентристского глобализма. Этномузыкологи — специалисты в области музыки разных народов — смотрят на проблему шире.

Иосиф Жордания выводит такие универсалии из бушмено-пигмейского вокального стиля и ставит во главу угла хоровое пение, которое лежит у истоков музыкального искусства каждого народа, населяющего нашу планету. В его теории «боевого транса» оно рассматривается как часть ритуала, помогающего небольшим группам людей выжить среди хищников.

Консолидируясь, члены коллектива теряют ощущение индивидуальности и в состоянии измененного сознания могут напугать даже крупное животное.

С этой точки зрения уход современных культур от полифонического пения к одноголосному считается музыкальной деградацией. Нужно ли ее преодолевать или это естественный процесс, связанный с техническим прогрессом? Ответ уже есть: спиральная динамика прослеживается и в музыкальном искусстве, когда лучшие достижения культуры прошлого возвращаются и используются на более высоком уровне.

Одним из факторов, обусловивших новый музыкальной виток, стала трансатлантическая работорговля. Историческая травма африканских народов в некотором роде явилась жертвой на алтаре мирового искусства.

Что предшествовало триумфальному возвращению африканской музыки и почему оно было так необходимо европейской культуре?

Поворот от универсального стиля к национальному произошел только в XIX веке: эпоха романтизма открывает миру славянскую музыку через Листа и Шопена, испанскую — через русского композитора Михаила Глинку. Однако «аутентичные» мелодии подвергаются выхолащиванию и модифицируются в рамках музыкального языка, доступного европейскому уху. Интерес к соседним народам обусловил появление национальных школ и подготовил сообщество к восприятию африканской музыки.

На протяжении веков колонизаторы жестоко пресекали любые проявления культурного своеобразия народов, обращенных в рабство. Причиной таких гонений и нетерпимости к африканским традициям можно было бы назвать христианский догматизм, отвергающий языческое наследие. Однако переход в «европейскую» веру карался не меньше, ведь раб в этом случае перестает быть животным и приобретает статус человека, эксплуатировать которого с точки зрения христианства уже непозволительно.

Почему африканцы покидали своих богов?

Лерой Джонс объяснял это тем, что боги завоевателей казались африканцам более могущественными. Тем не менее христианские ритуалы, так же как и местные, приходилось проводить скрытно. Возможно, поэтому традиционная африканская культура долгое время не привлекала внимания широкой общественности.

К концу XIX века формально освобожденные афроамериканцы имели несколько сословий, где высшие круги, например представители «черного конгресса», уже не воспринимали сельский техасский блюз, а деревенские работяги ничего не знали о европеизированных стилях своей родной музыки.

Таким классическим для XIX века гибридом культур стал регтайм — танец, основанный на африканских ритмах, исполняемый обычно на фортепиано в развлекательных заведениях хонки-тонк. Лерой Джонс утверждал, что корни регтайма, а также фокстрота и чарльстона следует искать в танцах народа ашанти.

Племенные африканские танцы. Источник

Однако, если сравнить их с афроамериканскими, очевидно, что последние по внутренней сложности значительно уступают традиционному прототипу.

От туарегского блюза до ботсванского блэк-метала: африканская музыка, которую мы любим

Сегодня празднуется День освобождения Африки — 50 лет назад десятки африканских стран получили независимость от колониальных империй. Лучший способ отметить этот международный праздник — послушать невероятно богатую и разнообразную африканскую музыку. Тут есть все: от этники и очень американского стонера до пустынного блюза и экспериментальной электроники.

Читайте также  Наш мозг кодирует музыкальные предсказания, даже когда музыка не звучит

Kokoko
Простая и позитивная афродискотека

Kokoko — это коллектив музыкантов, художников и просто творческих раздолбаев родом из города Нгвака в Демократической Республике Конго. Они дружат с детства и еще в подростковом возрасте начали экспериментировать с музыкой. Правда, денег на инструменты у них не было, так что они начали делать собственные, буквально из мусора. В ход шли доски, бутылки, электроника, вытащенная из машины, и все в таком духе. Со временем парни поняли, что их «мусорные» инструменты — это не постыдная вещь, а оригинальная фишка. С какого-то момента к ним присоединился французский диджей и продюсер Débruit и группа обрела свое законченное полукустарное-полуэлектронное звучание.

Tshegue
Дичайший драйв из Киншасы

Tshegue — коллектив из Киншасы, столицы Демократической Республики Конго. Ядро группы — чернокожая женщина по имени Фати Си Саванет и белый мужчина по имени Николас Дакунья. Несмотря на то, что Дакунья — француз и родился в Париже, оба они выросли в Киншасе, где еще в молодости начали лабать гаражный панк и пробовать себя в электронике. На местном сленге tshegue означает «пацан» или «чувак» — это прозвище Фати Си Саванет, которое настолько к ней прилипло, что когда пришла пора придумать название группы, долго не раздумывали.

Amadou & Mariam
Слепые классики из Бамако

Амаду и Мариам — это слепые супруги родом из Бамако, Мали. Они выглядят словно боги-близнецы Ибеджи из мифологии йоруба и играют завораживающий и, по большей части, меланхоличный африканский блюз. В свое время пару помотало по миру: Амаду и Мариам стали супер-популярны в Мали, потом переехали в Кот-д’Ивуар, а затем в Париж и снова вернулись в Африку. Слепые блюзмены — что может быть печальнее?

Fatoumata Diawara
Прекрасная блюзовая женщина

Фатумама Диавара — актриса и музыкант малийского происхождения из Кот-д’Ивуара. В свое время она снялась (осторожно, слегка NSFW!) в нескольких относительно известных французских фильмах. Но душа тянулась к блюзу, так что Фатумама выучилась играть на электрогитаре и начала играть в собственном уникальном стиле. Ее музыка — это смесь блюза и южномалийского музыкального жанра уасулу. При этом на западе она довольно известна — несколько раз номинировалась на Грэмми.

Tinariwen
Туарегский блюз прямиком из Сахары

Группа Tinariwen зародилась в 80-е в военных лагерях мятежных туарегов Южной Сахары, которые сражались с регулярными частями малийских и алжирских войск. Судьба этого народа всегда была тяжелой, а в XX веке они и вовсе превратились в изгнанников. Так что тексты Tinariwen изначально весьма политизированы, если не сказать воинственны и посвящены борьбе туарегов за независимость. На их музыку явно оказал влияние блюз (не зря же тут во главе угла электрогитара), но в основе все же лежит народная музыка сахарских кочевников — ишумар. Просто сама по себе она настолько напоминает блюз, что для туарегов не составило труда органично их скрестить.

Mulatu Astatke
Эфиопский джаз, который вы слышали в фильмах Джармуша

Мулату Астатке — «отец эфиопского джаза», который долгое время был забыт даже на родине, но обрел мировую известность в 2005 году, когда вышел фильм «Сломанные цветы» Джима Джармуша с Биллом Мюрреем в главной роли. Астатке происходит из обеспеченной эфиопской семьи. Родители отправили его в Англию учиться на инженера, но вместо этого он поступил на музыкальный, после чего доучивался в США, став первым африканским студентом в университете Беркли. Судьба его, несмотря на родительские капиталы, сложилась довольно тяжело — в Эфиопии грянула социалистическая революция, и из страны пришлось бежать. Если бы не Джармуш, основателя эфио-джаза ждало бы забвение.

Singeli
Танзанийский габбер

Сингели — не один конкретный исполнитель, а целое направление, зародившееся в Танзании в начале двухтысячных. Это совершенно безумная смесь габбы — то есть, очень-очень быстрого электронного хардкора, южно-африканского хауса куайто и старинного занзибарского направления тараб (taarab). Бешеный темп, до 300 ударов в минуту, вкупе с танзанийскими воплями, создают совершенно гипнотический эффект. Наиболее характерные представители — Duke и Bambaa Paana, оба выпускаются на угандийском лейбле Nyege Nyege Tapes.

Не могу сказать, что слушаю такую музыку регулярно, но определенно был бы не прочь побывать на такой вечеринке — один раз живем!

Mamman Sani
Волшебные мелодии из Нигера

Мамман Сани — один из старейших, если не самый старый представитель африканской электронной сцены. В 60-е отец Сани работал библиотекарем в американском культурном центре, и устроил сына в Юнеско. На одной из встреч он увидел у представителя делегации из Руанды итальянский электроорган Orlo и уговорил владельца продать ему инструмент. Дома Сани начал писать музыку, пытаясь переложить на допотопный синтезатор народные мелодии. В 78-м Сани записал первый и последний альбом, а позже даже выступал не местном телевидении со своей передачей, где играл на Orlo. Музыка Сани — совершенно чарующие мелодии, со временем ставшие только лучше за счет лоу-файного звучания «Орло». Отрадно, что творчество его не кануло в лету и в полном объеме доступно на bandcamp, а на ютюбе можно найти и его живые выступления. Мой абсолютный фаворит среди всех африканских музыкантов.

WITCH
Самый живучий замбийский рок

Замбию можно назвать родиной африканского рока. В 70-х годах в стране было много очень своеобразных групп, играющих дикую смесь традиционной замбийской музыки, психоделики и рок-н-ролла в духе 60-х. Это все даже в отдельный жанр оформилось — замрок. Во многом своим рождением замрок обязан государственному указу, согласно которому ротация радиостанций на 95% должна состоять из местных артистов. Его выпустили вскоре после объявления независимости Замбии в 1964 году. Но в конце 70-х экономика страны окончательно рухнула, а с ней не стало и рок-сцены.

К счастью, тот культурный пласт не растворился в истории. Песни, альбомы, имена — все спокойно можно найти сегодня. Одной из самых ярких групп того периода была банда WITCH, собранная в 1973 году. Во-первых, это просто отличная группа. Во-вторых, она самая живучая. С развалом замбийской экономики группа забуксовала и ее покинул лидирующий вокалист, но оставшиеся участники нашли новых фронтменов и продолжили выступать. Творчество WITCH двигалось сначала в сторону диско, а потом все ближе подходило к традиционной замбийской музыке. Группа была активна до середины восьмидесятых и выпустила семь альбомов. А в 2012 году оригинальный вокалист банды вновь собрал ее с новым составом.

Goat Throne
Жирный стонер из ЮАР

Почти вся тяжелая музыка Африки сосредоточена в ЮАР и это понятно. ЮАР — одна из самых благополучных стран континента, культура здесь богатая и близкая к западу. Но что еще важнее — в ЮАР все относительно неплохо с урбанизацией. Тяжелой музыке это необходимо, потому что в деревнях метал особо не полабаешь и уж точно ничего на нем не заработаешь. В общем, накидать сюда групп из ЮАР было бы читерством, поэтому обойдусь только одной.

Читайте также  Все жанры музыки

Goat Throne — это свежий (полноценный дебютник банды вышел в 2019 году), качающий, медленный, жирнейший стонер из Йоханнесбурга, написанный по всем канонам и обогащенный утробным вокалом в духе Рэнди Блайта из Lamb of God. Да, национального колорита не слышно, но музыка все равно отличная. И пусть светлый цвет кожи участников вас не смущает — в ЮАР белых все-таки почти десять процентов.

Skinflint
Лучшая метал-группа Ботсваны

За пределами ЮАР заметная метал-сцена еще с девяностых существует в Ботсване. Причем особенно популярен здесь хардкорный, по-гаражному сырой дэт-метал с оккультной лирикой, опирающейся на местные верования. На них же основаны тексты трио Skinflint, только играют они совсем не гаражный, а профессиональный, качественно сведенный музон. Но не растерявший присущей ботсванским группам пыльности и олдовости!

По звуку это старомодная (в лучшем смысле!) смесь классического метала из начала 80-х, грязного блюз-рока, дума в духе первых альбомов Black Sabbath и раннего блэк-метала. Такая африканская версия Ghost, первобытная, в чем-то даже более жуткая. На самом деле приятно, что группа смогла достигнуть такого качества и интересна не местом своего рождения, а именно свежей музыкой.

музыка African blues

Ali Farka Touré

225 635 слушателей

Али Ибрагим «Фарка» Туре (род. 1939 — ум. 7 марта 2006г.) малийский гитарист и исполнитель, один из самых известных в мире музыкантов…

Tinariwen

260 823 слушателя

Все участники «Tinariwen» принадлежат к этнической группе туарегов, по вероисповеданию являются мусульманами-суннитами — родиться, жить,…

Amadou & Mariam

342 559 слушателей

Amadou and Mariam музыкальная пара из Мали, в состав которой входит Мариам Доумбия (Mariam Doumbia) (вокал, родилась 15 апреля 1958 года, в…

Ali Farka Touré and Ry Cooder

88 233 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Boubacar Traoré

93 005 слушателей

Бубакар Траори (Boubacar Traoré) — известный африканский певец, музыкант и гитарист. Родился в 1942 году в Мали.
Траори, по прозвищу “Kar…

Ali Farka Touré & Toumani Diabaté

66 671 слушатель

Африканский континент невероятно богат на музыку – но отчего-то именно страна Мали стала практически главной музыкальной кладовой чёрного…

Bassekou Kouyate & Ngoni ba

34 660 слушателей

Бассеку Куяте родился в 1966 году в небольшом африканском городке Гарана, находящемся в 60 километрах от административного региона Сегу в…

Idrissa Soumaoro

26 600 слушателей

Идрисса Сумаоро – легендарный малийский певец и музыкант, безупречно владеющий гитарой, нгони, губной гармошкой. Идрисса сотрудничал с Les…

Vieux Farka Touré

75 681 слушатель

Вьё Фарка Туре (род. в 1981 году в Ниафунке, Мали) – малийский вокалист и гитарист, которого часто называют «Хендриксом из Сахары». Он – сын…

Vieux Farka Touré

75 681 слушатель

Вьё Фарка Туре (род. в 1981 году в Ниафунке, Мали) – малийский вокалист и гитарист, которого часто называют «Хендриксом из Сахары». Он – сын…

Majid Bekkas

12 898 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Baaba Maal & Mansour Seck

19 274 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Ry Cooder And Ali Farka Toure with Clarence Gatemouth Brown

Вики-статьи пока нет.

Afel Bocoum

47 666 слушателей

Афэль Бокум – популярный музыкант из Мали, певец и гитарист. Он родился в 1955 году небольшом малийском городке Ньяфунке (Niafunké),…

Malouma

13 024 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Ali Farka Touré & Toumani Diabaté

66 671 слушатель

Африканский континент невероятно богат на музыку – но отчего-то именно страна Мали стала практически главной музыкальной кладовой чёрного…

Ali Farka Touré

225 635 слушателей

Али Ибрагим «Фарка» Туре (род. 1939 — ум. 7 марта 2006г.) малийский гитарист и исполнитель, один из самых известных в мире музыкантов…

Afrissippi

Вики-статьи пока нет.

Super Boiro Band

2 683 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Ali Farka Touré & Toumani Diabaté

66 671 слушатель

Африканский континент невероятно богат на музыку – но отчего-то именно страна Мали стала практически главной музыкальной кладовой чёрного…

Копилка блюза и джаза

Хорошая музыка для разных людей

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

Блюз и его стили

Блюз и его стили

Сообщение gruz62 » 23 мар 2016, 13:01

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
  • Моя коллекция альбомов
  • ↳ Блюз
  • ↳ Джаз
  • ↳ Сборники
  • ↳ Разное
  • Биографии музыкантов
  • ↳ Биографии Блюз
  • ↳ Блюз — A
  • ↳ Блюз — B
  • ↳ Блюз — C
  • ↳ Блюз — D
  • ↳ Блюз — E
  • ↳ Блюз — F
  • ↳ Блюз — G
  • ↳ Блюз — H
  • ↳ Блюз — I
  • ↳ Блюз — J
  • ↳ Блюз — K
  • ↳ Блюз — L
  • ↳ Блюз — M
  • ↳ Блюз — N
  • ↳ Блюз — O
  • ↳ Блюз — P
  • ↳ Блюз — Q
  • ↳ Блюз — R
  • ↳ Блюз — S
  • ↳ Блюз — T
  • ↳ Блюз — U
  • ↳ Блюз — V
  • ↳ Блюз — W
  • ↳ Блюз — X
  • ↳ Блюз — Y
  • ↳ Блюз — Z
  • ↳ Биографии Джаз
  • ↳ Джаз — A
  • ↳ Джаз — B
  • ↳ Джаз — C
  • ↳ Джаз — D
  • ↳ Джаз — E
  • ↳ Джаз — F
  • ↳ Джаз — G
  • ↳ Джаз — H
  • ↳ Джаз — I
  • ↳ Джаз — J
  • ↳ Джаз — K
  • ↳ Джаз — L
  • ↳ Джаз — M
  • ↳ Джаз — N
  • ↳ Джаз — O
  • ↳ Джаз — P
  • ↳ Джаз — Q
  • ↳ Джаз — R
  • ↳ Джаз — S
  • ↳ Джаз — T
  • ↳ Джаз — U
  • ↳ Джаз — V
  • ↳ Джаз — W
  • ↳ Джаз — X
  • ↳ Джаз — Y
  • ↳ Джаз — Z
  • Статьи о музыке
  • ↳ Чтиво о блюзе
  • ↳ Чтиво о джазе
  • Шара
  • ↳ Делимся Блюзом
  • ↳ Делимся джазом
  • ↳ Делимся Hi-Res
  • ↳ Делимся другой музыкой
  • ↳ Музыка он-лайн (Listen to music online)
  • ↳ Поиск, запросы
  • Новости
  • ↳ Новости форума
  • ↳ Новости о музыке
  • ↳ Новости оф-лайн
  • Софт
  • ↳ Интернет
  • ↳ Аудио
  • ↳ Разное
  • Каталог ссылок
  • ↳ Сайты, блоги музыкальной тематики
  • ↳ Файловые хранилища
  • Список форумов
  • Часовой пояс: UTC+03:00
  • Удалить cookies
  • Связаться с администрацией

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: