Адырна музыкальный инструмент

День музыкальных инструментов. Абхарца, Альбока, Авлос, Адырна

Абхарца (грузинское — აფხარცა) — старинный народный абхазский и грузинский двухструнный (смычковый) музыкальный инструмент.

Корпус инструмента имеет форму «лодки», вместе с грифом выполнен из цельного куска дерева, резонатор овальной формы с нижним острым концом.

Полная длина инструмента 4800 миллиметров. На инструменте крепятся две струны. Верхняя часть инструмента прикреплена к главной части. На верхней части инструмента добавлены две заклёпки, для настройки тембра.

Играют на абхарце лукообразным смычком.

Использовался в основном для аккомпанемента. В его сопровождении исполнялись сольные песни и стихи воспевающих героев.

Альбока

Альбока — традиционный духовой инструмент инструмент испанских басков из семейства язычковых. Состоит из пары язычковых флейт с тремя и пятью отверстиями. Трости выполнены из тростника, трубкииз дерева или бамбука. С одной стороны флейты объединенны в горловину для защиты хрупких тростей, с другой в рупор из рога животного. Все вместе крепится на деревянной подставке. По звуку и конструкции инструмент напоминает волынку или греческий авлос.

Авлос

Авлос — как правило, парный духовой инструмент (аэрофон) из семейства язычковых с двойной тростью, распространен в Европе, Азии и некоторых регионах Африки, но самое большое распространение приобрел в античной Греции.

Корпус — деревянная или костяная трубка с 3-5 высверленными в ней отверстиями. К трубке крепился мундштук с присоединённой к нему тростью. Технологию изготовления тростей для авлоса подробно описывает Теофраст. Поскольку игра на авлосе требовала изрядного напряжения лицевых мышц, некоторые авлеты использовали кожаные ремешки (др.-греч. φορβειά ), которые, охватывая шею, натягивались на щёки. Эти ремешки хорошо видны на сохранившихся древних изображениях авлетов.

Авлет, играющий на двуствольном авлосе. Деталь вазы, 40-30 гг. до н. э. Лувр (Париж)

Авлос, возможно, был заимствован греками из Малой Азии (сами греки считали, что этот инструмент пришёл из Фригии). В Древнем Риме авлос именовался словом «тибия» (лат. tibia ). Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины.

Согласно мифу, (двойной) авлос из костей оленя изготовила Афина и решила на пиру богов сыграть на нём. Она не могла понять, почему Гера и Афродита давились от смеха, глядя на неё. Бродя с авлосом возле ручья, Афина увидела в нём свое отражение. Тут ей стало понятно, как глупо она выглядела с напряжённым лицом и безобразно раздутыми щеками. Богиня в гневе отбросила авлос и наложила проклятье на каждого, кто осмелится его поднять. Фригийский пастух Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам заиграл прекрасные мелодии, которые прежде «выдувала» Афина. Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона-кифареда. Музы, приглашённые в качестве жюри, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, так как были очарованы звучанием обоих инструментов. Тогда в качестве дополнительного конкурсного условия Аполлон установил играть на инструменте и одновременно петь. Понятно, что на авлосе сделать это невозможно, так что Марсий потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан изысканным покровителем искусств: Аполлон содрал с пастуха кожу и прибил её к сосне.

Игра на авлосе применялась в античной трагедии, в культеДиониса (у римлян — Вакха) и Кибелы, в жертвенных возлияниях (спондеях), во время траурных церемоний, в военной музыке (в Спарте), наконец, для развлечения различных слоёв населения (равным образом во время пира-симпосия аристократии и в бродячих ансамблях менестрелей-бедняков). Соревнования авлетов входили в программу общегреческих и местных игр.

Сольное пение в сопровождении авлоса называлось авло́дией. Игра на авлосе называлась авле́тикой. Наряду с мужчинами (авлетами) на авлосе часто играли женщины (авлетки), о чем свидетельствует обильная античная иконография. В античной литературе сохранились свидетельства детальной жанровой классификации музыки, исполнявшейся на авлосе. Общетипологическое обозначение пьесы, исполняемой на авлосе — авле́ма(др.-греч. αὔλημα ).

Античные писатели традиционно связывали авлос с Фригией, а традиционные характеристики фригийского лада как «возбуждённого», «экстатичного» и т. п., по-видимому, в свою очередь объяснялись употреблением авлоса во фригийских культах (прежде всего, Диониса). Впрочем, этос авлической музыки не ограничивался только указанными характеристиками (как и функционирование авлоса не ограничивалось одним только культом).

Предания о знаменитых авлетах (как и о кифаредах) в художественной и историографической литературе передавались греками (и от них римлянами) из века в век. Легендарными родоначальниками авлетического искусства считались фригийцы Олимп и Гиагн (др.-греч. Ὑάγνις ). Среди исторических знаменитостей были Сакад Аргосский (1-я пол. VI в.), фиванцы Проном (ок. 440) и Антигенид (ок. 392-353) и др. Гетера Ламия Афинская (ок. 300 г.) скандально прославилась тем, что на Пифийских играх дерзнула состязаться в игре на авлосе с мужчинами.

Авлет и танцовщица с кроталами. Изображение на античном краснофигурном килике (ок. 500 г. до н. э.). Британский музей (Лондон)

Адырна

Адырна — древний многострунный щипковый музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кыпчаками. Корпус инструмента полый, лицевая сторона обшита выделанной грубой кожей. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. К рогам крепятся колышки, потом натягивают струны. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла).

Струны Адырны из верблюжьей или жильной нити. Длина инструмента 48—50 см, толщина 8—10 см, имеет от 7 до 13 струн. Несколько образцов Адырны, изготовленных Д. Шокпарулы, А. Кумаровым, хранятся в Музее музыкальных инструментов им. Ыкыласа.

Техника игры на инструменте — перебор струн пальцами.

Из Википедии и других источников

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Адырна

Адырна — древний многострунный музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кыпчаками. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла) [1]

Техника игры на инструменте — перебор струн пальцами.

  • В 1985 году при Алматинской областной филармонии им.Суюнбая был создан фольклорно-этнографический ансамбль, которому было присвоено название древнего музыкального инструмента «Адырна», который был найден при археологических раскопках иссыкских курганов из сакских эпох [2]
  • В 2004 году «Казпочта» совместно с почтой Таджикистана издала марки с изображением народных инструментов «Адырна» (казахский) и «Гиджак» (таджикский).
  • В 2005 году Нацбанк Республики Казахстан в серии «Прикладное искусство» выпустил серебряную монету номиналом 500 тенге с изображением этого древнего народного музыкального инструмента. [3][4]

Примечания

  1. Адырна — музыкальный инструмент • история, фото, видео • EOMI [энциклопедия музыкальных инструментов]
  2. http://solyarissystem.ru/_8/adyrna.html
  3. Показать аукцион — Молоток.Ру
  4. Монеты мира — 500 тенге — Адырна

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Болеслав IV Кудрявый
  • Внутренняя Монголия

Полезное

Смотреть что такое «Адырна» в других словарях:

адырна — зат. Қазақтың сыбызғы тәрізді көне үрлемелі музыкалық аспабы. Ұзындығы шамамен 60 70 см дей. Дыбыс шығаратын жалғыз тесігі болған, осыған қарамастан оның дыбыс күші зор екені байқалады. Ертеде жаугершілікте, аңшылықта қолданылған. Адырнамен… … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

Читайте также  Список жанров кантри-музыки

адырна — садақтың керме қайысы. Өгіздің жон терісінен жасалады да, садақ ағашының екі басын иіп ұстап тұрады. Осыдан садақ серіппелі болады. А. түркі, монғол тілдеріндегі адар сөзімен төркіндес … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

адырна — (Гур., Маңғ.) уықтың аяқ бауы. Оған а д ы р н а ету үшін, шуда жіп іздеп, үйге кірдім (Ө. Қан., Құд., 21) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

адырна — зат. 1. Садақтың дөңес болып иілген бөлігі. Садақтың дөңес болып иілген, негізгі ату жұмысын атқаратын бөлігінің аты – а д ы р н а (Ата салты., 47). А д ы р н а н ы ң иіні, екі басы, белі әр түрлі ағаштан жасалып, иіні серпімді болу үшін ол… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

кіріс — зат. көне. Адырнаны иіп тұру үшін оның екі басын керіп байлаған жіп. Ату үшін адырнаны кері қарай қайқайта иіп кереді. Оған қайыстан, тарамыстан немесе жібектен жасалған керме жіп к і р і с байланады (Қаз. этнография., 1, 65). Қазақ садағы екі… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

сақпан — I зат. муз. Жалпақ қайыстан жасалып, «сақ» еткен қатты дыбыс шығаруға арналған фольклорлық саз аспабы. Көбіне этнографиялық ортада кездесетін тұяқтас, керней, адырна, шартылдауық, с а қ п а н сияқты аспаптарды фольклорлық музыка аспаптары деп… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

Гиджак — (четырёхструнный) на почтовой марке Казахстана Гиджак (гижжак; узб. g ijjak, ғижжак) струнный смычковый инструмент народов Средней Азии (узбеков, уйгуров … Википедия

Казахские памятные монеты — Памятные монеты Казахстана Национальным банком Республики Казахстан выпускаются памятные, юбилейные и инвестиционные монеты, которые отражают быт, культуру, этнические особенности, рассказывающие о флоре и фауне страны. Памятные монеты… … Википедия

Памятные монеты 500 тенге — Памятные монеты номиналом 500 тенге чеканятся Национальным банком Казахстана из золота с 2000 года, когда была выпущена монета, посвящённая 1500 летию города Туркестана. Содержание 1 Золотые монеты 1.1 … Википедия

керуіш — зат. көне Екі басы бұрау ағашпен кере тартылған, түрі садаққа ұқсас байырғы музыкалық аспап; адырна … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

«Гордиться тем, что мы тоже великая культура»: в Казань приехали адырна и кыл-кубыз

Как звучат древние татарские инструменты — адырна и кыл-кубыз? Где их смогли сделать? Когда казанцы смогут их увидеть? Обо всем этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал обладатель уникальной коллекции тюркских музыкальных инструментов, председатель союза композиторов Татарстана Рашид Калимуллин.

Мы уже рассказывали об уникальной коллекции музыкальных инструментов Рашида Калимуллина. Недавно она пополнилась…

«СТОИТ ЗАДАЧА ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Мы уже рассказывали об уникальной коллекции музыкальных инструментов председателя правления союза композиторов России и председателя союза композиторов Татарстана Рашида Калимуллина. Недавно она пополнилась… На столе в кабинете Калимуллина — необычный музыкальный инструмент. По конструкции он отдаленно напоминает небольшую арфу или поставленную на бок цитру с утяжеленным основанием. Верхняя и нижняя часть с натянутыми между ними струнами сходятся в передней части, которая представляет собой голову косули или оленя. По словам хозяина кабинета, это адырна, один из древнейших тюркских инструментов, прообраз которого был обнаружен во время археологических раскопок. Калимуллин охотился за этим инструментом 10 лет, но купить его все не получалось, поэтому решено было заказать его у казахских мастеров.

«Это древнейший тюркский инструмент, — рассказывает Калимуллин. — Есть два типа адырны. Есть адырна в форме лука, когда струна натягивалась на лук, из которого стреляли стрелами, и вот это натяжение струны как раз и издавало эти звуки. А перед нами уже чуть-чуть другая адырна, она в форме арфы. Как было в те времена? Мастер увидел какой-то подходящий материал, кусок дерева. Взял его, обработал в какой-то степени, а люди любили в форме животных все это изображать. Видите, головки музыкальных инструментов в форме лошади, или в форме животных. И у этой адырны тоже очень необычный вид».

Калимуллин собирает коллекцию уже больше 35 лет, и сейчас в ней свыше 1,5 тыс. музыкальных инструментов из самых разных уголков планеты

В словах нашего собеседника чувствуется любовь к собираемой им коллекции. И ему есть чем гордиться — он собирает ее уже больше 35 лет, и сейчас в ней свыше 1,5 тыс. музыкальных инструментов из самых разных уголков планеты: из Европы, США, Китая, Индонезии, Японии, Турции. Но особая гордость — коллекция тюркских инструментов. Известный композитор давно хотел заполучить такие инструменты, но не было возможности. Но вот, наконец, появились чертежи, по которым и изготовили этот инструмент. Председатель республиканского союза композиторов рассказывает, что эту адырну изготовили его друзья, казахские мастера. Там, по его мнению, к национальным музыкальным инструментам относятся с большим пиететом, чем в Татарстане. «У нас большие проблемы в связи с тем, что национальные музыкальные инструменты татар канули в лету. Остался лишь один курай, который называют даже не курай, а свисток», — с горечью отмечает наш собеседник.

Из всего этого, по его мнению, можно сделать только один вывод — сейчас перед Татарстаном стоит большая задача по возрождению национальных музыкальных инструментов. Но для того, чтобы возродить, надо хотя бы знать, как они выглядели, знать — что было, а чего не было. Именно для этого Калимуллин, по его словам, и собирает свою коллекцию. На сегодняшний день в ней представлены практически все тюркские музыкальные инструменты. И недавно появившаяся в этой коллекции адырна — удачное дополнение. У казанской адырны есть только одна «сестричка» — в музее музыкальных искусств Казахстана, в Алма-Ате. Больше таких инструментов в мире нет.

Адырна, один из древнейших тюркских инструментов, прообраз которого был обнаружен во время археологических раскопок

На нижней части инструмента — кожаное навершие, сквозь которое проходят струны. На первый взгляд, оно играет только декоративную роль, выполняя роль орнамента. Но это не совсем так. Оказывается, это еще и резонатор, который очень хорошо усиливает звук. Калимуллин ударяет пальцами по натянутой коже, и она отзывается ему звонким откликом. У этого инструмента струны сделаны из своеобразной бечевки, но в настоящем инструменте на их месте стояли жилы. Рашид Фагимович особо отмечает, что, в принципе, на этом инструменте можно играть. «Сейчас он сделан в большей степени как музейный экспонат, чтобы знали предназначение этого инструмента. Но это образец, по которому можно изготавливать уже и другие инструменты. И тогда у него уже будут струны, профессиональные, как у арфы. Тогда можно будет уже использовать этот инструмент в национальной музыке татарских композиторов», — рассуждает наш собеседник.

По его мнению, найти людей, которые смогли бы играть на адырне, будет несложно. Ими, к примеру, могут стать арфистки, которые выступают в симфоническом оркестре. Но, в принципе, играть на адырне смогут даже те, кто играет на гуслях. «А исполнителей на гуслях гораздо больше, чем исполнителей на арфе», — наставительно говорит наш собеседник.

Читайте также  Музыкальный стиль gothic rock развитие пост-панк культуры

По словам Калимуллина, заказывая мастерам этот инструмент, он думал и о своих коллегах — композиторах, которые могли бы написать что-то новое для таких инструментах. «Это очень важно, чтобы мы создавали как бы старую новую историю. Но уже на другом уровне, на другом витке. На уровне профессиональной музыки. И чтобы мы гордились тем, что наша культура реально была богатой. На сегодня многое подзабыто», — отмечает он.

«Берется кусок дерева, вырезается углубление — резонатор, — потом сверху натягивается резонаторная кожа, потом делается гриф»

СЫГРАТЬ НА КЫЛ-КУБЫЗЕ СМОЖЕТ И ВИОЛОНЧЕЛИСТ

По словам нашего собеседника, ему по роду своей деятельности приходится много ездить, бывать в разных странах. Недавно Калимулллин был в киргизском Бишкеке, потом поедет в Ташкент, а затем полетит в Стамбул. Но отправится туда председатель союза композиторов РТ не просто «погреться». «Я встречаюсь там с учеными, с музыкантами, с композиторами. Интересуюсь, как и откуда появились те или иные музыкальные инструменты. И занимаюсь этим на профессиональном уровне», — рассказывает он.

В ходе таких исследований на свет появился еще один инструмент в коллекции композитора — татарский кыл-кубыз. С одной стороны, он есть у всех тюркских народов — и у казахов, и у башкир, и у киргизов. А у татар до последних дней его не было. Но ведь когда-то он существовал! «Когда-то он бытовал и у татар. Я не хочу углубляться в историю, но мы знаем, что после взятия Казани Иваном Грозным многие инструменты были просто сожжены, а татарам запрещалось играть на национальных инструментах. Поэтому, собственно, у татар в музыкальной культуре и развивался вокал, богатый всякими украшениями, мелизмами. Он богаче, изящнее, чем у других тюркских народов. Он имеет гораздо больше украшений в процессе исполнения», — отвлекается на своеобразную музыкальную лекцию наш собеседник, но потом все-таки возвращается к кыл-кубызу.

И хотя этот татарский инструмент по форме немного отличается и от казахского, и от киргизского, и от башкирского инструмента, структура у них одна. «Берется кусок дерева, вырезается углубление — резонатор, — потом сверху натягивается резонаторная кожа, потом делается гриф. Или же все это вместе с грифом может быть сделано из цельного дерева. А затем уже сверлятся дырки под колки, натягиваются струны… Здесь, как видите, струны из конского волоса. Смычок тоже делается из конского волоса, и с его помощью уже можно воспроизвести звук», — показывает Калимуллин.

Рашид Фагимович мечтает выставить всю свою коллекцию инструментов на всеобщее обозрение

Он аккуратно берет эту своеобразную «татарскую скрипку» в руки, проводит смычком по струнам, и в кабинете немедленно раздается очень необычный, но достаточно громкий и живой звук. По словам Рашида Фагимовича, еще до изготовления татарского кыл-кубыза казанский виолончелист Ильяс Камалов поехал в Уфу, и Калимуллин попросил его попробовать поиграть там на башкирском кыл-кубызе. Оказалось — ничего сложного. Для профессионального виолончелиста это оказалось вполне по силам. «Он очень быстро научился играть на этом инструменте, так что я думаю, что этот инструмент будет освоен и нашими музыкантами», — с надеждой говорит Калимуллин. Он обращает наше внимание на то, каким образом украшен татарский кыл-кубыз, что легло в основу его отделки. Казанские мастера посоветовали ему вспомнить самый узнаваемый орнамент, чтобы инструмент имел «национальную идентичность». Калимуллин сразу же решил, что в орнаменте обязательно должны присутствовать знаменитые татарские тюльпаны.

«Я вспомнил, что у нас очень часто украшают сапоги такими кожаными вставками — орнаментом из цветов тюльпана. У татар всегда любили такие украшения, орнамент. И вот по этому образцу постарались сделать первый инструмент. Он единственный, такой, какой он есть, он вообще один на Земле. И я надеюсь, что он станет прообразом татарского кыл-кубыза и на нем будут исполнять разные музыкальные произведения и обучаться в музыкальных школах, в консерватории. И он будет играть в ансамблях, в нашем госоркестре, я надеюсь, появится. Потому что это наша культура, это наша история, это наше духовное богатство. И мы должны возродить утерянное и передавать из поколения в поколение. И гордиться тем, что мы тоже великая культура, как и многие другие народы», — с воодушевлением говорит наш собеседник.

В перспективе все идет к тому, что у коллекции Калимуллина в Казани должен появиться собственный музей

Рашид Фагимович мечтает выставить всю свою коллекцию инструментов на всеобщее обозрение. Есть надежда, что уже в июне 2019 года эта экспозиция появится в казанском музее им. Горького и Шаляпина. Причем часть инструментов наш собеседник хочет выставить не за стеклом, а в открытом виде. Так, чтобы посетители выставки смогли потрогать их собственными руками. То есть не в переносном, а в прямом смысле прикоснуться к музыкальной истории Татарстана. Но в перспективе все идет к тому, что у коллекции Калимуллина в Казани должен появиться собственный музей. Предстоящая выставка как раз и даст ответы на вопросы — какова должна быть его площадь, какие нужны условия для размещения всей коллекции.

«Тогда уже наша республика будет думать о том, чтобы появилось такое помещение, где можно будет разместить соответствующую охрану, обеспечить температурный, световой режим, систему кондиционирования и климат-контроля. То есть нормальный современный музей. Но на сегодня аналогичные музеи у нас сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге. Если он появится у нас, Казань станет третьим городом с таким музеем. Как мы и позиционируем себя всегда — третья столица», — с оптимизмом глядит в будущее наш собеседник.

Казахские народные инструменты: названия

Казахские народные инструменты — сазсырнай и сыбызгы, домбра и кобыз, дангыра и конырау — способны передать шум степи и горного водопада, суровость снежных бурь и весенний щебет птиц. О том, насколько казахи певучи, всегда сообщали путешественники, которых восхищали музыкальные инструменты степного народа.

Казахские народные духовые инструменты

Без музыки и инструментов для ее исполнения невозможно представить культуру народа. Они демонстрируют развитие духовности этноса, передают своеобразие его мировосприятия, религиозные представления.

Казахские национальные инструменты являются историческим наследием, раскрывают духовное богатство народа — его эстетический вкус, умения и таланты в воссоздании музыкальной гармонии.

Музыкальные инструменты служили не только для развлечений:

  • Они были важной частью культа, ритуалов, обрядов шаманов и т. д.
  • Вся жизнь казаха была сопряжена с музыкой. С ее помощью поколения передавали знания о мире, исторические сведения, прививали нормы этики.

Согласно казахской легенде, однажды с небес лились божественные песни и спустились столь низко, что были услышаны казахами-кочевниками. Проникнув в их сердца, песни небес стали народными мотивами.

Музыкальное восприятие у казахов особенное. Возможно, действительно этот талант давным-давно даровали народу высшие силы. Реализовать его помогают музыкальные инструменты казахов, которые оживают в умелых пальцах музыкантов, открывают самое сокровенное, что таится в народной душе.

Читайте также  Delta Blues жанр музыки

Какие есть казахские народные духовые инструменты? Самые популярные из духовых такие: сазсырнай, сыбызгы, керней, бугышак.

Сазсырнай

Этот инструмент делали чабаны. Они смешивали глину с шерстью и придавали составу форму кулака или куриного яйца. Иногда музыкальный инструмент напоминал летящую птицу.

Чтобы извлекать мелодию, которая напоминала песню степного ветра, у основания вырезали до шести отверстий. Для декора использовали растительный орнамент.

Сыбызгы

Этот инструмент также использовали пастухи. О нем известно следующее:

  • Внешне сыбызгы похож на свирель.
  • Его длина достигала 65 см.
  • Чтобы сделать инструмент, использовали две полые трубочки, изготовленные из тростника или отлитые из серебра. Их связывали нитями.

В Казахстане было два вида данного инструмента — западный (длинный и тонкий) и восточный вариант (конусоподобный, меньше по диаметру и длине).

Керней

Без этого духового инструмента не проходил ни один военный поход казахов. Его изготовляли из металла и применяли для различных сигналов. Кроме того, керней поддерживал дух воинов и вдохновлял их на победы.

Бугышак

Этот инструмент также кроме развлекательной имел и практическую функцию. Охотники применяли его как сигнальное средство. В изготовлении использовали рога и кости животных.

Описанные духовые инструменты и сейчас пользуются спросом у фольклорно-этнографических ансамблей. Композиторы до сих пор пишут мелодии, которые на них играют.

Какие есть казахские струнные музыкальные инструменты?

Широко представлены в культуре казахов музыкальные устройства струнного типа. Среди этих следует особо отметить такие: домбра, адырна, кобыз, шертер, жетыген.

Домбра

Визиткой музыкальной культуры казахов стал именно этот инструмент щипкового типа. Домбра в давние времена была в каждой семье. Об этом инструменте знаем следующее:

  • Для изготовления использовали древесину сосны или ели, карагача или джиды.
  • Играют на домбре двумя способами: бьют по струнам или пощипывают их.

С помощью этой музыки можно передать самые разнообразные чувства и эмоции: радостью и любовными переживаниями, грустью и нежностью полны мелодии, исполняемые на домбре.

Адырна

Древнейший инструмент, форма которого отображает воинственный нрав кочевников: инструмент похож на изогнутый лук. Играют на адырне так же, как на арфе: музыкант перебирает струны и создает мелодию.

Интересно, что корпус у инструмента деревянный и очень легкий, так как внутри пустой. Вместо струн используют кусочки специально выделанных кож, сухожилий, нити из верблюжьей шерсти.

Кобыз

Для изготовления этого струнного музыкального инструмента смычкового типа использовали кусок дерева, который изгибали так, чтобы получился своеобразный ковш.

С кобызом связано немало легенд:

  • Его создателем считают известного сказителя Коркыт-ату.
  • Инструменту приписывают магические и даже мистические свойства.
  • Звучание напоминает голоса животных.

Казахи, веря в тотемы, считали, что через эту музыку с ними разговаривают духи предков.

Шертер

У этого музыкального инструмента тюркское и казахское происхождение. Внешне он схож с уменьшенной домброй. У шертера есть гриф, но нет ладов.

При изготовлении инструмента используют сырое дерево, которое изгибают, придают нужную форму и высушивают. Потом натягивают обработанную кожу. Струны делают из конских волос. Звучание у шертера сильное.

Жетыген

Современные народные оркестры любят и часто используют этот инструмент прямоугольной формы из дерева. Внешне он выглядит как гусли со струнами из конских волос.

Есть у казахов легенда, в которой раскрыта закономерность применения семи струн:

  • Отец потерял семерых сыновей.
  • Свое горе он выливал, исполняя поминальные песни.
  • Заводя кюи и вспоминая каждого, он натягивал одну струну.

Казахские струнные инструменты щипкового типа отображают лирическую душу народа. Они оригинальны по своему строению и способны издавать разнообразные звуков.

Какие есть казахские ударные народные инструменты?

Особой миссией в культуре казахов были наделены ударные инструменты. Их применяли, чтобы отгонять злых духов, привлекать удачу. Воины всегда брали их с собой в битвы и походы.

С этой миссией справлялись такие известные нам и сегодня инструменты: дангыра, дауылпаз, шындауыл.

Дангыра

Генетически ее можно связать с бубном. У инструмента простая конструкция: обтянутый специальной кожей ободок из металла или дерева.

Удары получались глухими, а дополняло их дребезжание цепочек, размещенных с внутренней стороны обода. Использовалась дангыра как обрядовый инструмент.

Дауылпаз

У этих казахских литавр было несколько функций:

  • Звучный инструмент применяли в военных походов, когда казахи шли в атаку, а также во время охоты и чтобы извещать соплеменников о перекочевке.
  • Ритуальное значение заключалось в использовании инструмента во время обрядов. Били по нему руками или нагайками.

Внешне это кольцо до 30 см в диаметре с ручкой, которое с двух сторон обтягивали кожей.

Шындауыл

Так у казахов назывался барабан. Он был главным оповестительным средством: его использовали для созыва на охоту, подачи сигнала о переезде на другие места.

В жизни казахов ударные инструменты играли важную роль. С помощью их громких звуков можно было организовывать и оповещать о важных событиях воинов и кочевников.

Какие есть язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов?

Этот вид инструментов отличается исключительными национальными чертами и свойствами. Их музыка как нельзя лучше передает все разнообразные звуков степи. Мелодичное звучание с легкостью сплетается в завершенные композиции.

Многие из этих инструментов казахи наделяли магическими качествами. С древних времен до нас дошли: асатаяк, конырау, или колокольчики, шанкобыз.

Асатаяк

Был ритуальным орудием шаманов. Это посох делали из крепких пород дерева. На верхушке располагали пластины и резьба для украшения. Во время встряхивания эти детали бряцали. Асатаяк звучал таинственно и завораживающе.

Конырау, или колокольчики

Чтобы усилить звук, асатаяк также украшали колокольчики. В ХІХ веке шаманские посохи потеряли свое ритуальное предназначение, и кольца с конырау стали применять женщины, чтобы убаюкивать младенцев и развлекать детей.

Шанкобыз

Этот язычковый инструмент делали из дерева или костей животных:

  • Внешне он выглядел как миниатюрная лира.
  • Чтобы извлечь из него звуки разной высоты, надо было приложить его ко рту и выдыхать воздух, меняя положение языка.
  • С его помощью имитировали человеческие голоса, пение птиц, бег лошадей, звуки природы.

Разнообразие музыкальных инструментов казахов — свидетельство своеобразия культуры народа, его духовных богатств. В них отражены религиозные взгляды, отношение кочевников к миром, который их окружал. Они показывают, насколько казахи были едины с природой, эмоциональны и чувствительны.

Сегодня казахские народные инструменты заняли почетные места в фольклорных ансамблях. Благодаря им рождаются уникальные композиции.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: