Биография Yachts малоизвестная группа новой волны

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем»: разоблачаем 8 мифов о Джоанне Стингрей и «Красной волне»

35 лет назад, летом 1986 года, в США и Канаде вышла двойная пластинка Red Wave («Красная волна») с песнями четырех ленинградских рок-групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». С тех пор этот сборник стал символом прорыва советского рока на Западе и одним из свидетельств повальной моды на СССР в конце 1980-х. За релизом стояла Джоанна Стингрей, туристка из Америки и будущая жена гитариста Юрия Каспаряна, а ныне — автор книги «Подлинная история русского рока». Несмотря на самое нежное наше отношение к несостоявшейся американской актрисе с прической маллет и зачатками вокальных данных, «Нож» решил, что пришла пора назвать вещи своими именами: по нашей просьбе журналист и ведущий телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин развенчивает основные мифы, раздутые вокруг стингреевской «Красной волны».

1. Западные медиа начали рассказывать о советском роке без помощи Стингрей

С подачи Джоанны Стингрей принято считать, что сборник Red Wave вызвал огромный интерес к советскому року (прежде всего в СМИ). «Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные, — рассказывала Стингрей в интервью. — Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире». Но это не совсем так.

Американские издания неоднократно публиковали материалы о советских рок-музыкантах еще с середины 1970-х.

Например, о «Машине времени», позже об «Автографе». В 1982 году в Washington Post вышел лонгрид «Русские рок-звезды беспокоят чиновников». Заголовки вроде Soviets Are Rockin’ Like the West или Rock band unnerves Kremlin были обычным делом за несколько лет до «Красной волны». Песни советского рок-подполья передавали на радио «Свобода» и «Би-би-си».

Слова Стингрей об «огромном интересе» на поверку оказываются огромным преувеличением. Крупные музыкальные медиа, включая журнал Rolling Stone, в массе своей проигнорировали релиз. Из новостных изданий о пластинке писали максимум в The Daily News или Chicago Tribune, в основном же — отнюдь не центральные газеты. Плюс состоялось ровно одно интервью Стингрей в утреннем телешоу.

2. Это был не первый зарубежный релиз советского рока

За год до выхода Red Wave записи четырех советских групп («Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Центр») вышли на английском лейбле Recommended Records. Это был сборник «Совет поп», изданный тиражом 100 кассет: буквально смотрины горби-рока в одной из музыкальных столиц мира.

В 1982 году фирма Kismet Records распространила в США пластинку «Охотники за удачей» с хитами «Машины времени».

Перед Олимпиадой-80, в самый разгар холодной войны, в Америке вышел альбом трио Black Russian — недавних эмигрантов из Москвы, которых подписал флагман черной музыки Motown Records. Годом позже в Англии разошлась пластинка ленинградского авангардиста и участника «Аквариума» Сергея Курехина. Не говоря уже о десятках релизов в Америке групп из Восточной Европы, например, Lady Pank из Польши.

3. Советские рок-музыканты сами выходили на контакт с иностранцами

Стингрей утверждает, что в период промо Red Wave выступала в роли «музыкального дипломата», связав мир ленинградского андеграунда с американской рок-элитой — но в лучшем случае она лишь укрепила существующую связь и зафиксировала ее на фотопленку.

БГ переписывался с Боуи за год до знакомства со Стингрей.

«Дорогой Борис! Мне очень понравилось то, что я услышал [речь об альбоме „Аквариума“ „Радио Африка“. — Прим. авт.], это весьма разнообразный материал. Вместе со мной записи прослушали несколько моих друзей, включая Игги Попа, и он тоже был в восторге», — писал Боуи Гребенщикову весной 1983 года.

Собственные рок-мосты наводил и экс-лидер «Цветов» Стас Намин. В качестве участника международного музыкального проекта Peace Child он выступал в клубах и аренах по всей Америке, а затем в Японии, где пел в один микрофон с Питером Гэбриелом. Пресса подавала его как «самого популярного рокера Советского Союза» и писала о его планах на Стинга и Фила Коллинза. В то же время в шоу «Поп-механики» в Ленинграде участвовал басист британской группы Ultravox Крис Кросс.

4. Аналогии в духе «русский Дилан» начались не с рокеров, а с бардов

Рассказывая о русских рокерах на MTV, Стингрей подбирала каждому артисту западный аналог, чтобы локализовать его таким образом на местном рынке. Гребенщиков, по ее словам, занимал в СССР то же место, что Дилан в Америке. Кинчев находится «между Билли Айдолом и Ниной Хаген», «Странные игры» продолжают дело Madness. Стингрей пишет, что принялась доносить эти параллели до западных продюсеров, и те наконец разглядели потенциал «красных» подпольщиков.

Однако ярлыки типа «советский Дилан» или «русский Спрингстин» были в ходу у иностранных критиков с середины 1970-х, только тогда под ними подразумевались Галич и Высоцкий.

Точно так же «Машину времени» называли «красными The Beatles», в «Автографе» находили черты Genesis, а фронтмена «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса назначали «эстонским Джаггером» — и всё это до «Красной волны».

В тех случаях, когда совместные фото Стингрей с участниками «Кино» или «Новых художников» действительно вызывали ассоциации с постерами западных звезд, это сходство зачастую было сфабрикованным: Стингрей делала всё, чтобы ее окружение было похоже, например, на британскую группу новой волны Thompson Twins.

5. Четыре ленинградские группы — еще не весь советский рок

Полуторачасовой сборник Стингрей, обещавший слушателям знакомство с современной советской гитарной музыкой, выдавал желаемое за действительное. Red Wave не был слепком мейнстрима, как не был и знаменем маргиналов. В итоге за бортом осталась дюжина команд, чей потенциал и популярность были ничуть не меньше, чем у условных «Странных игр».

«Красная волна» отражала лишь круг общения Стингрей: в обойму фаворитов попали те, с кем она чаще тусовалась и кому больше симпатизировала.

По слухам, на пластинке могли оказаться песни Майка Науменко, но этого не случилось. С тех пор вопрос, насколько справедливым был отбор групп для первого экспорта советского рока, остается открытым. Недавно патриарх подпольной звукорежиссуры Андрей Тропилло, записавший почти все треки для Red Wave, объявил, что готов выпустить собственную — вдвое большую — версию сборника. Кроме старожилов в него попадут «АукцЫон», «Облачный край», «Ноль» и «Зоопарк».

6. Клипы и обложка Red Wave вводили в заблуждение и морочили людям головы

Для промо «Красной волны» в Америке Стингрей принесла в часовой блок MTV нарезку с хоум-видео ленинградского арт-подполья: репетиции, интервью, тусовки, мастерские. И, конечно, клипы: очень сырые, без продакшена и сценариев.

Главный герой клипов «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы» — Сергей Курехин. Видео «Кино» про летнюю ночную прогулку снимали зимним днем.

Из VHS-гэгов Стингрей складывалось впечатление, что «Аквариум» — это дуэт, «Кино» — трио, а распавшиеся «Странные игры» всё еще вместе, причем все музыканты играют в каком-то одном огромном коллективе. Впрочем, так и было: этот монстр-бэнд назывался «Поп-механика», но ему не нашлось места на Red Wave.

Читайте также  Биография Future Islands творчество американской синтипоп коллектива

Представление о том, что Стингрей впервые дала широкой западной аудитории возможность увидеть советских рокеров, не выдерживает критики: фестиваль «Тбилиси-80» с «Аквариумом» и «Машиной времени» показывали по финскому ТВ, выступление «Автографа» на Live Aid видели десятки миллионов телезрителей, «Динамик» и «Воскресение» играли в эфире первого советско-американского телемоста. За три месяца до выпуска Red Wave европейские каналы транслировали благотворительный концерт в помощь жертвам взрыва на Чернобыльской АЭС с участием «Браво» и «Круиза».

На обложке пластинки — странный коллаж. Позади рок-идолов Петербурга — Собор Василия Блаженного, очереди в мавзолей Ленина и окна Белого дома в Москве. С тем же успехом на конверт можно было поместить картину «Четыре святых Аляски» Байрона Бердсолла.

7. Экспорт советского рока не ускорил его легализацию на родине

По словам Джоанны Стингрей, после релиза Red Wave в Америке министерство культуры СССР попыталось нейтрализовать репутационный ущерб, нанесенный властям опальной пластинкой: записи неофициальных групп экстренно получили зеленый свет на «Мелодии», чтобы рок-музыканты лишились ореола мучеников — хотя бы в глазах иностранных наблюдателей.

«Красная волна» могла ускорить выход ленинградского рока из тени, но сначала «Мелодия» взялась за релизы москвичей: первые рок-пластинки в СССР были на счету «Черного кофе», «Круиза» и других героев советского метала.

За ними последовали новички «Секрет» и «Браво». Если, конечно, не считать полуофициальный поп-рок «Группы Стаса Намина» и «Машины времени» — их пластинки появились еще до Red Wave.

«Когда я пришла к Борису [Гребенщикову], он подарил мне вышедшую на „Мелодии“ пластинку. До Red Wave ничего подобного быть не могло, и я понимала, как много это для него значит», — уверяет в мемуарах Стингрей. Судя по статье в ежеквартальном бюллетене «Мелодии» о первой официальной пластинке «Аквариума», релиз давно напрашивался. О группе действительно писала пресса, ее звали на «Музыкальный ринг».

Легализация вчерашних бунтарей стала возможной не благодаря усилиям 25-летней артистки из Беверли-Хиллз, а из-за прихода к власти Михаила Горбачева и объявленной им гласности. Хиты БГ и Цоя всплывали на Западе и раньше, но никакой тамиздат не был аргументом в пользу их выпуска в СССР, пока не грянула перестройка.

8. Стингрей не сделала знаменитыми своих подопечных, но прославилась сама

За Стингрей закрепилось реноме «главного пропагандиста советского рока на Западе». На федеральных телеканалах ее называют «человеком, который открыл миру русский рок».

Пиар горби-рока в Америке с помощью Red Wave не увенчался триумфом, зато Стингрей заявила о себе как о почти всемогущем продюсере, способном обставить КГБ, переправить запрещенку через океан и договориться с MTV.

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем», — говорит сейчас Стингрей. Только за последние два года она выпустила пять книг о своих приключениях между Нью-Йорком и Ленинградом, причем четыре из них вышли в России и на русском языке — в Америке мемуары Стингрей востребованы намного меньше. То же касается и ее официального сайта с внушительным фотоархивом: подавляющее большинство его посетителей живут в России и странах СНГ.

GRINKEVICH

Биография

Уральская группа GRINKEVICH — новое имя на российской поп-сцене, однако ее участники имеют большой опыт в музыкальной сфере. Коллектив, который начинает восхождение на музыкальный олимп, уже успел заявить о себе на международной площадке «Новой волны». Сильный голос с хрипотцой и простые, но запоминающиеся тексты стали визитной карточкой GRINKEVICH.

История создания и состав

Уроженка города Режи Елизавета Сергеева, фронтвумен и единственная девушка в коллективе, с детства мечтала петь на сцене, музыкой начала заниматься в 6 лет. Однако после окончания школы Лиза стала сомневаться в выбранном пути и даже хотела поступать на физический факультет. Правда, любовь к музыке в итоге пересилила, и девушка отнесла документы в Уральский государственный педагогический университет на факультет музыкального образования. В стенах вуза состоялось судьбоносное знакомство Лизы Сергеевой с будущим мужем Львом Гринкевичем. Парень, как и она, рос в творческой семье — отец играл на гитаре, мама была ярой поклонницей рок-музыки.

Творческий союз родился не сразу — поначалу супруги работали по отдельности. Первым совместным проектом четы Гринкевич стала кавер-группа «Деффки». Идея и создание женского квартета принадлежали Льву, а место одной из участниц заняла Елизавета. Музыкальный коллектив, который выступал на различных мероприятиях и концертах, вскоре стал довольно популярным в Екатеринбурге.

Группа GRINKEVICH родилась случайно и своим появлением обязана карантину по коронавирусу. Супруги, которые на тот момент переживали трудный период в жизни, ушли с головой в творчество и практически поселились в студии звукозаписи. Вскоре сформировался окончательный состав группы: к проекту присоединились барабанщик Дмитрий Даринский и гитарист Николай Овчинников, а Лев Гринкевич занял место бас-гитариста и менеджера.

Музыка

За написание текстов в коллективе отвечает Елизавета Гринкевич. Дебютная композиция группы, «Тайна», родилась в 2019 году. Интересна история ее создания: вдохновение посетило певицу в парикмахерском кресле. Елизавета попросила срочно выключить фены и продиктовала на диктофон припев, который раз за разом повторялся в голове.

GRINKEVICH — Песня «Тайна»

На следующий день супруги отправились в студию, где записали первый черновик песни. К слову, музыканты не сразу решились показать творение широкой публике — переживали, что простой текст песни не оценят по достоинству. Поэтому первое время они слушали «Тайну» в машине и вносили последние штрихи.

Когда Елизавета наконец решилась выложить кусочек песни в инстаграм-аккаунте, то получила десятки восторженных откликов. Несмотря на положительную реакцию слушателей, музыканты не торопились выкладывать песню целиком. Вернулись к ней уже во время карантина, тогда же сняли клип. В дебютном видеоролике фронтвумен предстала в запоминающемся образе: на голове Лиза сплела рога из волос, которые стали ее отличительной особенностью.

В феврале 2021 года вышел сингл «Три звонка».

Группа GRINKEVICH сейчас

Попытать удачу на «Новой волне» музыканты решили еще в 2020 году, отправив черновой вариант «Тайны». Однако по причине коронавирусных ограничений международный конкурс был отменен. За год GRINKEVICH доработали песню и даже успели выпустить на нее клип. В результате музыканты обошли тысячи конкурентов и попали в финал «Новой волны — 2021».

GRINKEVICH — Песня «Три звонка»

На конкурсе, который проходил в Сочи с 19 по 25 августа 2021 года, ансамбль представил на суд жюри и слушателей три композиции — зарубежный и российский хиты и авторскую песню. Участникам коллектива удалось пройти в финал.

Информацией о предстоящих релизах, фото с выступлений Елизавета Гринкевич делится на странице во «ВКонтакте».

Памяти NRKTK: как жила и почему закончилась самая громкая молодая группа страны

Плохие новости: группа NRKTK прекращает свое существование — 24 апреля они сыграют свой последний концерт. По такому случаю «Волна» составила хронику важнейших событий в истории главных хитмейкеров новой русской музыки — а сами музыканты и участники событий вспомнили, как все было.

Читайте также  Биография Siouxsie and the Banshees смелый пост-панк из Англии

Участники Narkotiki — Андрей Касай, Ждан Филиппов и Евгений Горбунов — в Москве, 2007 год

Фотография: предоставлена группой

Первые шаги. Пьянство. «Новая волна»

В начале 2007 года участники Narkotiki переезжают с Дальнего Востока в Москву, чтобы покорить ее музыкой собственного сочинения. С наскоку добиться успеха не получается — музыканты ютятся в съемной квартире на окраине, заводят первые знакомства, много выпивают. Среди этих самых знакомств — Диана Новичихина, в тот момент работающая в «Студии Лебедева» (Горбунов подвизался там же курьером), помещение которой надолго становится для группы и ее друзей местом регулярных алкогольных встреч. Narkotiki записывают демо и пытаются заинтересовать им лейблы — безуспешно; на определенном этапе группа даже умудряется принять участие в фестивале молодых эстрадных групп «Новая волна» — впрочем, и от него остается только эффектная комическая история.

«Мы с Андрюхой (Касаем, вокалистом и басистом NRKTK. — Прим. ред.) учились вместе в техническом университете, у нас была группа «Контуженный рассол». Потом появился Женька (Горбунов, гитарист, вокалист и продюсер группы. — Прим. ред.). Он был музыкант, а мы так просто. У нас были какие-то песни, он превратил их музыку. В Москву мы переезжали по очереди: сначала я, потом Андрюха, потом приехал Женька. Когда мы с Андрюхой уже жили в Москве, мы стали ходить по лейблам с дисками «Наркотиков» — это даже не демо было, а какие-то первые наброски, которые Женя посылал по интернету. Ходили во всякие мутные и непонятные места. Один раз позвонили с лейбла «АРС» и позвали играть на конкурс «Новая волна». Мы тут же сообщили Женьку в Хабаровск: «Женька, представляешь, нас позвали играть на «Новой волне», это прорыв, это карьера!» Он приехал на Курский вокзал, вывалился, как бочка, из поезда, у него с собой было две гитары и синтезатор. Мы его взяли, посадили в такси, едем: «Ну чего, Женька, как тебе Москва? Смотри, большой город! А, нравится?» Повезли его на квартиру на Водный стадион, где тогда жили. На конкурс мы поехали втроем и еще позвали с собой Сережу Подледнева (ныне Олег Легкий. — Прим. ред.) имитировать барабанщика. Помню, когда мы выступали, в зале сидел Киркоров, Николаев. Это было чудо какое-то. Фестиваль проходил два дня. В первый мы вышли и постарались сыграть что-то — но инструменты были не подключены, только Андрей пел, а мы изображали, как будто играем. Проиграли секунд пятнадцать, нам сказали: «Достаточно». Нам отказали в первый раз, мы поняли, что, в принципе, все понятно, поэтому на второй день решили чудить. Женька взял синтезатор, примотал его на какую-то бечевку и играл на нем, как на гитаре в 80-х, вышел босиком, в каком-то дранье. Это было действительно весело, нас выгнали еще быстрее, секунд за пять. В Москве мы жили на Водном стадионе, а потом на Нахимовском проспекте. Все время была кромешная пьянка, невероятная просто, поэтому все это сейчас как в тумане. Как демку записывали, я уже не помню, честно скажу. Я там уже не участвовал почти. Приходил, мы веселились, маялись дурью, и, как обычно, за пять минут что-то рождалось самое веселое».

Биография Yachts: малоизвестная группа новой волны

Yachts − это британская группа новой волны, которая прославилась единственным синглом Suffice To Say. Коллектив появился в 1977 году, но не продержался долго на сцене. Среди интересных композиций выделяются Love You, Love You и Do The Chud.

Страна Великобритания
Жанры New wave
Время существования 1977-1981
  • Боб Белис (Bob Bellis);
  • Джон Кэмпбелл (J.J. Campbell);
  • Мартин Демпси (Martin Dempsey);
  • Генри Пристман (Henry Priestman);
  • Мартин Уотсон (Martin J. Watson).

Формирование Yachts

Группа появилась в апреле 1977 года в Ливерпуле. Ребята кафедры искусствоведения решили попробовать собственные силы на развивающейся сцене панк-рока и новой волны. Первоначальное название оказалось далеко от Yachts, часто импровизированное. В первые месяцы ребята поддерживали Sex Pistols, но это оказался печальным опытом.

Более устоявшийся состав включал Боба Беллиса, Джона Кэмпбелла, Генри Пристман, Мартин Уотсон и Мартин Демпси. Последнего с течением времени заменили на Чо Купера, после на Мика Шинера и Глина Ховарда.

Победы и поражения группы

Первое выступление состоялось в Ливерпуле в клубе Эрика. Коллектив поддерживал Элвиса Костелло (Elvis Costello). Ребята понравились продюсерам из Stiff Records, что стало первым шагом к обретению местной славы. Дебютный сингл Suffice To Say появился практически сразу после подписания контракта. Далее, еще несколько композиций, включая Do The Chud.

Несмотря на успешность песен, им пришлось сменить лейбл. Уже 9 октября 1978 году выходит песня Look Back in Love (Not Anger), записанная в студии Radar. Коллектив все чаще выступает с другими исполнителями, в том числе со старыми друзьями и коллегами. В этот период группа попадает на первую из двух сессий на BBC Radio 1 с Джоном Пилом. Вторая состоялась в 1979.

Дебютный альбом и гастроли Yachts

После появления на ведущем радио Британии, коллектив отправляется в Нью-Йорк. Здесь ведется плотная работа с Ричардом Готтерером, который помогает издать дебютный альбом. Отличное сочетание звуков, неплохая сыгранность и забавная лирика привнесла быстрый рост популярности за границей.

Среди ярких композиций выделяется Yachting Type и Hits Mantovani’s. Начинаются гастроли по США в поддержку сборника. Позже ребята отправляются обратно в Европе совместно с Джо Джексону и с его группой The Who. Их совместная поездка преобразилась во второй альбом, который издали на Polydor.

Распад коллектива

Постоянные изменения в составе группы приводили к ухудшению звучания. Кэмпбелл покинул коллектив в 1978, а Демпси в 1980, перейдя в Pink Military. Полный распад случился уже в 1981, приход Пристмана оказался роковым для существования. Некоторые песни не соответствовали стандартному звучанию стилистики, что придавало необычность. Лирика в большинстве случаев писалась на материалах рок-композиций 60-х годов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: