Биография Translator популярная рок-группа новой волны

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем»: разоблачаем 8 мифов о Джоанне Стингрей и «Красной волне»

35 лет назад, летом 1986 года, в США и Канаде вышла двойная пластинка Red Wave («Красная волна») с песнями четырех ленинградских рок-групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». С тех пор этот сборник стал символом прорыва советского рока на Западе и одним из свидетельств повальной моды на СССР в конце 1980-х. За релизом стояла Джоанна Стингрей, туристка из Америки и будущая жена гитариста Юрия Каспаряна, а ныне — автор книги «Подлинная история русского рока». Несмотря на самое нежное наше отношение к несостоявшейся американской актрисе с прической маллет и зачатками вокальных данных, «Нож» решил, что пришла пора назвать вещи своими именами: по нашей просьбе журналист и ведущий телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин развенчивает основные мифы, раздутые вокруг стингреевской «Красной волны».

1. Западные медиа начали рассказывать о советском роке без помощи Стингрей

С подачи Джоанны Стингрей принято считать, что сборник Red Wave вызвал огромный интерес к советскому року (прежде всего в СМИ). «Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные, — рассказывала Стингрей в интервью. — Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире». Но это не совсем так.

Американские издания неоднократно публиковали материалы о советских рок-музыкантах еще с середины 1970-х.

Например, о «Машине времени», позже об «Автографе». В 1982 году в Washington Post вышел лонгрид «Русские рок-звезды беспокоят чиновников». Заголовки вроде Soviets Are Rockin’ Like the West или Rock band unnerves Kremlin были обычным делом за несколько лет до «Красной волны». Песни советского рок-подполья передавали на радио «Свобода» и «Би-би-си».

Слова Стингрей об «огромном интересе» на поверку оказываются огромным преувеличением. Крупные музыкальные медиа, включая журнал Rolling Stone, в массе своей проигнорировали релиз. Из новостных изданий о пластинке писали максимум в The Daily News или Chicago Tribune, в основном же — отнюдь не центральные газеты. Плюс состоялось ровно одно интервью Стингрей в утреннем телешоу.

2. Это был не первый зарубежный релиз советского рока

За год до выхода Red Wave записи четырех советских групп («Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Центр») вышли на английском лейбле Recommended Records. Это был сборник «Совет поп», изданный тиражом 100 кассет: буквально смотрины горби-рока в одной из музыкальных столиц мира.

В 1982 году фирма Kismet Records распространила в США пластинку «Охотники за удачей» с хитами «Машины времени».

Перед Олимпиадой-80, в самый разгар холодной войны, в Америке вышел альбом трио Black Russian — недавних эмигрантов из Москвы, которых подписал флагман черной музыки Motown Records. Годом позже в Англии разошлась пластинка ленинградского авангардиста и участника «Аквариума» Сергея Курехина. Не говоря уже о десятках релизов в Америке групп из Восточной Европы, например, Lady Pank из Польши.

3. Советские рок-музыканты сами выходили на контакт с иностранцами

Стингрей утверждает, что в период промо Red Wave выступала в роли «музыкального дипломата», связав мир ленинградского андеграунда с американской рок-элитой — но в лучшем случае она лишь укрепила существующую связь и зафиксировала ее на фотопленку.

БГ переписывался с Боуи за год до знакомства со Стингрей.

«Дорогой Борис! Мне очень понравилось то, что я услышал [речь об альбоме „Аквариума“ „Радио Африка“. — Прим. авт.], это весьма разнообразный материал. Вместе со мной записи прослушали несколько моих друзей, включая Игги Попа, и он тоже был в восторге», — писал Боуи Гребенщикову весной 1983 года.

Собственные рок-мосты наводил и экс-лидер «Цветов» Стас Намин. В качестве участника международного музыкального проекта Peace Child он выступал в клубах и аренах по всей Америке, а затем в Японии, где пел в один микрофон с Питером Гэбриелом. Пресса подавала его как «самого популярного рокера Советского Союза» и писала о его планах на Стинга и Фила Коллинза. В то же время в шоу «Поп-механики» в Ленинграде участвовал басист британской группы Ultravox Крис Кросс.

4. Аналогии в духе «русский Дилан» начались не с рокеров, а с бардов

Рассказывая о русских рокерах на MTV, Стингрей подбирала каждому артисту западный аналог, чтобы локализовать его таким образом на местном рынке. Гребенщиков, по ее словам, занимал в СССР то же место, что Дилан в Америке. Кинчев находится «между Билли Айдолом и Ниной Хаген», «Странные игры» продолжают дело Madness. Стингрей пишет, что принялась доносить эти параллели до западных продюсеров, и те наконец разглядели потенциал «красных» подпольщиков.

Однако ярлыки типа «советский Дилан» или «русский Спрингстин» были в ходу у иностранных критиков с середины 1970-х, только тогда под ними подразумевались Галич и Высоцкий.

Точно так же «Машину времени» называли «красными The Beatles», в «Автографе» находили черты Genesis, а фронтмена «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса назначали «эстонским Джаггером» — и всё это до «Красной волны».

В тех случаях, когда совместные фото Стингрей с участниками «Кино» или «Новых художников» действительно вызывали ассоциации с постерами западных звезд, это сходство зачастую было сфабрикованным: Стингрей делала всё, чтобы ее окружение было похоже, например, на британскую группу новой волны Thompson Twins.

5. Четыре ленинградские группы — еще не весь советский рок

Полуторачасовой сборник Стингрей, обещавший слушателям знакомство с современной советской гитарной музыкой, выдавал желаемое за действительное. Red Wave не был слепком мейнстрима, как не был и знаменем маргиналов. В итоге за бортом осталась дюжина команд, чей потенциал и популярность были ничуть не меньше, чем у условных «Странных игр».

«Красная волна» отражала лишь круг общения Стингрей: в обойму фаворитов попали те, с кем она чаще тусовалась и кому больше симпатизировала.

По слухам, на пластинке могли оказаться песни Майка Науменко, но этого не случилось. С тех пор вопрос, насколько справедливым был отбор групп для первого экспорта советского рока, остается открытым. Недавно патриарх подпольной звукорежиссуры Андрей Тропилло, записавший почти все треки для Red Wave, объявил, что готов выпустить собственную — вдвое большую — версию сборника. Кроме старожилов в него попадут «АукцЫон», «Облачный край», «Ноль» и «Зоопарк».

6. Клипы и обложка Red Wave вводили в заблуждение и морочили людям головы

Для промо «Красной волны» в Америке Стингрей принесла в часовой блок MTV нарезку с хоум-видео ленинградского арт-подполья: репетиции, интервью, тусовки, мастерские. И, конечно, клипы: очень сырые, без продакшена и сценариев.

Главный герой клипов «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы» — Сергей Курехин. Видео «Кино» про летнюю ночную прогулку снимали зимним днем.

Из VHS-гэгов Стингрей складывалось впечатление, что «Аквариум» — это дуэт, «Кино» — трио, а распавшиеся «Странные игры» всё еще вместе, причем все музыканты играют в каком-то одном огромном коллективе. Впрочем, так и было: этот монстр-бэнд назывался «Поп-механика», но ему не нашлось места на Red Wave.

Читайте также  Биография Siouxsie and the Banshees смелый пост-панк из Англии

Представление о том, что Стингрей впервые дала широкой западной аудитории возможность увидеть советских рокеров, не выдерживает критики: фестиваль «Тбилиси-80» с «Аквариумом» и «Машиной времени» показывали по финскому ТВ, выступление «Автографа» на Live Aid видели десятки миллионов телезрителей, «Динамик» и «Воскресение» играли в эфире первого советско-американского телемоста. За три месяца до выпуска Red Wave европейские каналы транслировали благотворительный концерт в помощь жертвам взрыва на Чернобыльской АЭС с участием «Браво» и «Круиза».

На обложке пластинки — странный коллаж. Позади рок-идолов Петербурга — Собор Василия Блаженного, очереди в мавзолей Ленина и окна Белого дома в Москве. С тем же успехом на конверт можно было поместить картину «Четыре святых Аляски» Байрона Бердсолла.

7. Экспорт советского рока не ускорил его легализацию на родине

По словам Джоанны Стингрей, после релиза Red Wave в Америке министерство культуры СССР попыталось нейтрализовать репутационный ущерб, нанесенный властям опальной пластинкой: записи неофициальных групп экстренно получили зеленый свет на «Мелодии», чтобы рок-музыканты лишились ореола мучеников — хотя бы в глазах иностранных наблюдателей.

«Красная волна» могла ускорить выход ленинградского рока из тени, но сначала «Мелодия» взялась за релизы москвичей: первые рок-пластинки в СССР были на счету «Черного кофе», «Круиза» и других героев советского метала.

За ними последовали новички «Секрет» и «Браво». Если, конечно, не считать полуофициальный поп-рок «Группы Стаса Намина» и «Машины времени» — их пластинки появились еще до Red Wave.

«Когда я пришла к Борису [Гребенщикову], он подарил мне вышедшую на „Мелодии“ пластинку. До Red Wave ничего подобного быть не могло, и я понимала, как много это для него значит», — уверяет в мемуарах Стингрей. Судя по статье в ежеквартальном бюллетене «Мелодии» о первой официальной пластинке «Аквариума», релиз давно напрашивался. О группе действительно писала пресса, ее звали на «Музыкальный ринг».

Легализация вчерашних бунтарей стала возможной не благодаря усилиям 25-летней артистки из Беверли-Хиллз, а из-за прихода к власти Михаила Горбачева и объявленной им гласности. Хиты БГ и Цоя всплывали на Западе и раньше, но никакой тамиздат не был аргументом в пользу их выпуска в СССР, пока не грянула перестройка.

8. Стингрей не сделала знаменитыми своих подопечных, но прославилась сама

За Стингрей закрепилось реноме «главного пропагандиста советского рока на Западе». На федеральных телеканалах ее называют «человеком, который открыл миру русский рок».

Пиар горби-рока в Америке с помощью Red Wave не увенчался триумфом, зато Стингрей заявила о себе как о почти всемогущем продюсере, способном обставить КГБ, переправить запрещенку через океан и договориться с MTV.

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем», — говорит сейчас Стингрей. Только за последние два года она выпустила пять книг о своих приключениях между Нью-Йорком и Ленинградом, причем четыре из них вышли в России и на русском языке — в Америке мемуары Стингрей востребованы намного меньше. То же касается и ее официального сайта с внушительным фотоархивом: подавляющее большинство его посетителей живут в России и странах СНГ.

Биография Translator: популярная рок-группа новой волны

Translator – американская рок-группа, которая появилась в Сан-Франциско в 1979 году. Появление ребят на музыкальной сцене соотносится с творениями The Beatles, The Byrds и The Cream. Некоторые критики связывают коллектив с зарождением альтернативного рока.

2012 – настоящие дни

  • Стив Бартон (Steve Barton);
  • Боб Дарлингтон (Bob Darlington);
  • Ларри Деккер (Larry Dekker);
  • Дейв Шефф (Dave Scheff).

Формирование Translator

Коллектив сформирован в 1979 в Лос-Анджелесе благодаря Стиву Бартону (Steve Barton), Ларри Деккеру (Larry Dekker) и Дейву Шеффу (Dave Scheff). Четвертым участником стал композитор и музыкант Боб Дарлингтон (Bob Darlington). Сочетание двух талантливых поэтом-песенников оказалось основой мощного и энергичного звучания.

К 1981 музыканты отправляются в Сан-Франциско, где подписывается договор с Howie Klein. Публикуется первая композиция, которая отправляется в ротацию радио-хитов. У коллектива появляется возможность сотрудничать с Columbia Records, где издается дебютный альбом.

Череда лонгплеев и рост успешности

С 1983 по 1986 год проект работает над тремя альбомами, который выходили на том же лейбле. Значительную трансляцию и популярность получил второй LP No Time Like Now. Третий и четвертый закрепили успех, а песни Gravity, Fall Forever и O Lazarus оказались в числе самых узнаваемых. После 1986 артисты ничего популярного не издали.

Последующий полноценный лонгплей издается в 2012 году под названием Big Green Lawn. До этого отдельные песни попадали на CD-сборники с песнями 80-х и 90-х годов. Такой расклад связывался с перерывом в работе коллектива, официальным распадом.

Длительный перерыв и появление в новом времени

Проект распался в 1986, но долгое время появлялась на различных телевизионных и радиопрограммах. Самый приятный комплимент произошел в 1996 от поклонников The Beatles, после 10 лет с момента распада. Воссоединение случилось в 2012, и сопровождалось изданием нового альбома. В 2015 появляется компиляция с лучшими композициями с 1979 по 1985 года.

В 2016 записываются четыре новых сингла, которые издавались в студии Abbey Road Stud Sean Magee. Некоторые участники ведут сольную карьеру. Ярким примером считается Стив Бартон (Steve Barton). Музыкант издал несколько полноценных альбомов, включая Before I Get Too Young, Flicker Of Time, Charm Offensive.

Дейв Шефф (Dave Scheff) участвовал в туре 2008 года с Dead Kennedys. В это путешествие взяли и Ларри Деккера (Larry Dekker). Питер долгое время работал с поп-группой Half True.

Клипы Translator

Новая волна

панк-рок
электронная музыка
глэм-рок
постпанк
диско
фанк

1976-77 годы, США и Великобритания

Neue Deutsche Welle

синтипанк
2 Tone
синти-поп
электроклэш
электропоп
евродиско

Новая пьеса в истлевшем переплете,
Новая музыка, новый стиль.
Идёт волна — прислушайтесь к звуку,
Пока не начался новый штиль.
Идёт волна.

Новая волна — (англ. New Wave ) — музыкальное направление; различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Музыкальное направление, начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры и течения: электропоп, синтипоп, новая романтика, панк-вейв, ту-тоун, европоп и др. Общим для большинства исполнителей «новой волны» было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий. Для «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма, зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов при сохранении жёсткого звучания гитар.

Происхождение [ ]

Музыкальный жанр, появившийся по аналогии «новой волны» в кино, призванный определить новое направление рок-музыки, начатое панк-роком, из которого быстро развились новые жанры: постпанк, синти-поп. до инди-рока и евро-попа. Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жёсткого звучания гитар. Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к инноваторству и развитию музыкальных технологий. Большое влияние на «новую волну» оказала ямайская музыка.

Читайте также  Биография Interpol американская рок-группа из Манхэттена

История [ ]

Сам термин появился в британской музыкальной прессе в 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино. В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения, и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющуюся «новой волной» в западном понимании этого термина, то, по крайней мере, очень насыщенную её элементами. Среди таких советских музыкальных коллективов были Кино, Центр, Телевизор, Алиса, а также композитор Юрий Чернавский. К концу 1980-х гг. большинство групп «новой волны» конца 70-х гг. либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из Континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны». На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 80-х гг., «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш. Новая волна фактически закончилась в середине 1980-х годов.

Группы [ ]

в общую категорию «новой волны» можно отнести совершенно не похожих друг на друга исполнителей:

  • Devo
  • The Police
  • Talking Heads
  • Duran Duran
  • Public Image Limited
  • Depeche Mode
  • The Cure
  • The Jam
  • Ultravox
  • Blondie
  • The Clash.

Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х гг., сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.

музыка New wave

The Cure

3 351 172 слушателя

The Cure — британская музыкальная группа, чей стиль звучания довольно трудно определить. Одни из пионеров альтернативного рока и …

Depeche Mode

2 966 857 слушателей

Depeche Mode (Депе́ш мо́д, в переводе с фр. «вестник моды», название взято от одноимённого французского журнала.) — британский музыкальный…

Joy Division

2 281 542 слушателя

История Joy Division началась в 1976 году с концерта Sex Pistols в Free Trade Hall в Манчестере, на котором присутствовали местные парни Питер…

New Order

2 103 295 слушателей

New Order — английская рок-группа, образованная в 1980 году Бернардом Самнером (вокал, гитара, синтезатор), Питером Хуком (баc-гитара,…

The Smiths

2 695 012 слушателей

The Smiths — британская рок-группа, образовавшаяся в Манчестере, Англия, в 1982 году и впоследствии признанная критиками одной из самых…

Talking Heads

1 937 378 слушателей

Talking Heads — американская рок-группа, образованная в 1975 году.

Опираясь на фанк, классический минимализм и африканский рок, Talking Heads…

Blondie

2 027 336 слушателей

Blondie — самый коммерчески успешный американский музыкальный коллектив «новой волны», который записывал электронную музыку c элементами…

Duran Duran

1 840 626 слушателей

Группа образовалась в 1978 году в городе Бирмингем (Великобритания). В состав коллектива, взявшего название одного из персонажей культового…

Siouxsie and the Banshees

1 020 745 слушателей

Siouxsie and the Banshees — английская группа, начинавшая в глубинах панк-андеграунда, но ставшая впоследствии одной из самых интеллигентных…

The Police

2 638 205 слушателей

The Police (читается «Поли́с») — британская рок-группа, сформированная в Лондоне в 1977 году. Трио состояло из Стинга (вокал, бас-гитара),…

Tears for Fears

1 846 945 слушателей

Tears for Fears (рус. Слёзы от страхов) — британская группа, играющая в стилях синтипоп, новая волна и альтернативный рок, созданная в…

1 925 243 слушателя

Норвежская группа a-ha – один из ведущих коллективов стиля синти-поп, появившегося на излете «новой волны». Музыке a-ha присущи графичный,…

Bauhaus

749 787 слушателей

Bauhaus (произносится ) — британский музыкальный коллектив, сформированный в 1978 году в Нортгемптоне и просуществовавший (с перерывами) до…

Echo & the Bunnymen

1 157 928 слушателей

«Echo & The Bunnymen» – ливерпульская рок-группа, в музыке которой соединились сумрачный постпанк и психоделические влияния а-ля «Doors».…

902 695 слушателей

Devo – американская группа новой волны, образованная в Акроне, Огайо, в 1972 году. Используя китчево-футуристический имидж и соответствующую…

Eurythmics

1 734 137 слушателей

Английский дуэт. Основан в 80-е годы гитаристом Дэйвом Стюартом (р. 9 сентября 1952, Сандерленд). Он представился миру рок-музыки в качестве…

The Human League

1 068 082 слушателя

История «Human League» – это история по существу двух радикально различающихся британских групп, одной прогрессивно-экспериментальной,…

Pet Shop Boys

1 416 397 слушателей

Pet Shop Boys — английский поп-дуэт. Образован в 1981 в Лондоне Нилом Теннантом и Крисом Лоу.

Нил Теннант (Neil Francis Tennant; р. 10 июля…

Gary Numan

713 515 слушателей

Гэри Ньюмэн (Gary Numan) по всеобщему признанию является одним из отцов синт-попа, влияние которого распространилось на современные…

Orchestral Manoeuvres in the Dark

863 378 слушателей

Лидеры ансамбля басист/вокалист Энди Маккласки (Andy McCluskey) и поющий клавишник Пол Хамфри (Paul Humphreys) родились и выросли в…

The B-52’s

908 908 слушателей

В начале 80-х в музыкальных кругах была чрезвычайно популярна «новая волна», и вскоре The B-52’s стали одними из лидеров данного движения…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: