Биография The Suburbs альтернативный рок и new wave из США

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем»: разоблачаем 8 мифов о Джоанне Стингрей и «Красной волне»

35 лет назад, летом 1986 года, в США и Канаде вышла двойная пластинка Red Wave («Красная волна») с песнями четырех ленинградских рок-групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». С тех пор этот сборник стал символом прорыва советского рока на Западе и одним из свидетельств повальной моды на СССР в конце 1980-х. За релизом стояла Джоанна Стингрей, туристка из Америки и будущая жена гитариста Юрия Каспаряна, а ныне — автор книги «Подлинная история русского рока». Несмотря на самое нежное наше отношение к несостоявшейся американской актрисе с прической маллет и зачатками вокальных данных, «Нож» решил, что пришла пора назвать вещи своими именами: по нашей просьбе журналист и ведущий телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин развенчивает основные мифы, раздутые вокруг стингреевской «Красной волны».

1. Западные медиа начали рассказывать о советском роке без помощи Стингрей

С подачи Джоанны Стингрей принято считать, что сборник Red Wave вызвал огромный интерес к советскому року (прежде всего в СМИ). «Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные, — рассказывала Стингрей в интервью. — Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире». Но это не совсем так.

Американские издания неоднократно публиковали материалы о советских рок-музыкантах еще с середины 1970-х.

Например, о «Машине времени», позже об «Автографе». В 1982 году в Washington Post вышел лонгрид «Русские рок-звезды беспокоят чиновников». Заголовки вроде Soviets Are Rockin’ Like the West или Rock band unnerves Kremlin были обычным делом за несколько лет до «Красной волны». Песни советского рок-подполья передавали на радио «Свобода» и «Би-би-си».

Слова Стингрей об «огромном интересе» на поверку оказываются огромным преувеличением. Крупные музыкальные медиа, включая журнал Rolling Stone, в массе своей проигнорировали релиз. Из новостных изданий о пластинке писали максимум в The Daily News или Chicago Tribune, в основном же — отнюдь не центральные газеты. Плюс состоялось ровно одно интервью Стингрей в утреннем телешоу.

2. Это был не первый зарубежный релиз советского рока

За год до выхода Red Wave записи четырех советских групп («Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Центр») вышли на английском лейбле Recommended Records. Это был сборник «Совет поп», изданный тиражом 100 кассет: буквально смотрины горби-рока в одной из музыкальных столиц мира.

В 1982 году фирма Kismet Records распространила в США пластинку «Охотники за удачей» с хитами «Машины времени».

Перед Олимпиадой-80, в самый разгар холодной войны, в Америке вышел альбом трио Black Russian — недавних эмигрантов из Москвы, которых подписал флагман черной музыки Motown Records. Годом позже в Англии разошлась пластинка ленинградского авангардиста и участника «Аквариума» Сергея Курехина. Не говоря уже о десятках релизов в Америке групп из Восточной Европы, например, Lady Pank из Польши.

3. Советские рок-музыканты сами выходили на контакт с иностранцами

Стингрей утверждает, что в период промо Red Wave выступала в роли «музыкального дипломата», связав мир ленинградского андеграунда с американской рок-элитой — но в лучшем случае она лишь укрепила существующую связь и зафиксировала ее на фотопленку.

БГ переписывался с Боуи за год до знакомства со Стингрей.

«Дорогой Борис! Мне очень понравилось то, что я услышал [речь об альбоме „Аквариума“ „Радио Африка“. — Прим. авт.], это весьма разнообразный материал. Вместе со мной записи прослушали несколько моих друзей, включая Игги Попа, и он тоже был в восторге», — писал Боуи Гребенщикову весной 1983 года.

Собственные рок-мосты наводил и экс-лидер «Цветов» Стас Намин. В качестве участника международного музыкального проекта Peace Child он выступал в клубах и аренах по всей Америке, а затем в Японии, где пел в один микрофон с Питером Гэбриелом. Пресса подавала его как «самого популярного рокера Советского Союза» и писала о его планах на Стинга и Фила Коллинза. В то же время в шоу «Поп-механики» в Ленинграде участвовал басист британской группы Ultravox Крис Кросс.

4. Аналогии в духе «русский Дилан» начались не с рокеров, а с бардов

Рассказывая о русских рокерах на MTV, Стингрей подбирала каждому артисту западный аналог, чтобы локализовать его таким образом на местном рынке. Гребенщиков, по ее словам, занимал в СССР то же место, что Дилан в Америке. Кинчев находится «между Билли Айдолом и Ниной Хаген», «Странные игры» продолжают дело Madness. Стингрей пишет, что принялась доносить эти параллели до западных продюсеров, и те наконец разглядели потенциал «красных» подпольщиков.

Однако ярлыки типа «советский Дилан» или «русский Спрингстин» были в ходу у иностранных критиков с середины 1970-х, только тогда под ними подразумевались Галич и Высоцкий.

Точно так же «Машину времени» называли «красными The Beatles», в «Автографе» находили черты Genesis, а фронтмена «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса назначали «эстонским Джаггером» — и всё это до «Красной волны».

В тех случаях, когда совместные фото Стингрей с участниками «Кино» или «Новых художников» действительно вызывали ассоциации с постерами западных звезд, это сходство зачастую было сфабрикованным: Стингрей делала всё, чтобы ее окружение было похоже, например, на британскую группу новой волны Thompson Twins.

5. Четыре ленинградские группы — еще не весь советский рок

Полуторачасовой сборник Стингрей, обещавший слушателям знакомство с современной советской гитарной музыкой, выдавал желаемое за действительное. Red Wave не был слепком мейнстрима, как не был и знаменем маргиналов. В итоге за бортом осталась дюжина команд, чей потенциал и популярность были ничуть не меньше, чем у условных «Странных игр».

«Красная волна» отражала лишь круг общения Стингрей: в обойму фаворитов попали те, с кем она чаще тусовалась и кому больше симпатизировала.

По слухам, на пластинке могли оказаться песни Майка Науменко, но этого не случилось. С тех пор вопрос, насколько справедливым был отбор групп для первого экспорта советского рока, остается открытым. Недавно патриарх подпольной звукорежиссуры Андрей Тропилло, записавший почти все треки для Red Wave, объявил, что готов выпустить собственную — вдвое большую — версию сборника. Кроме старожилов в него попадут «АукцЫон», «Облачный край», «Ноль» и «Зоопарк».

6. Клипы и обложка Red Wave вводили в заблуждение и морочили людям головы

Для промо «Красной волны» в Америке Стингрей принесла в часовой блок MTV нарезку с хоум-видео ленинградского арт-подполья: репетиции, интервью, тусовки, мастерские. И, конечно, клипы: очень сырые, без продакшена и сценариев.

Читайте также  Биография The Blow Monkeys британский коллектив новой волны

Главный герой клипов «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы» — Сергей Курехин. Видео «Кино» про летнюю ночную прогулку снимали зимним днем.

Из VHS-гэгов Стингрей складывалось впечатление, что «Аквариум» — это дуэт, «Кино» — трио, а распавшиеся «Странные игры» всё еще вместе, причем все музыканты играют в каком-то одном огромном коллективе. Впрочем, так и было: этот монстр-бэнд назывался «Поп-механика», но ему не нашлось места на Red Wave.

Представление о том, что Стингрей впервые дала широкой западной аудитории возможность увидеть советских рокеров, не выдерживает критики: фестиваль «Тбилиси-80» с «Аквариумом» и «Машиной времени» показывали по финскому ТВ, выступление «Автографа» на Live Aid видели десятки миллионов телезрителей, «Динамик» и «Воскресение» играли в эфире первого советско-американского телемоста. За три месяца до выпуска Red Wave европейские каналы транслировали благотворительный концерт в помощь жертвам взрыва на Чернобыльской АЭС с участием «Браво» и «Круиза».

На обложке пластинки — странный коллаж. Позади рок-идолов Петербурга — Собор Василия Блаженного, очереди в мавзолей Ленина и окна Белого дома в Москве. С тем же успехом на конверт можно было поместить картину «Четыре святых Аляски» Байрона Бердсолла.

7. Экспорт советского рока не ускорил его легализацию на родине

По словам Джоанны Стингрей, после релиза Red Wave в Америке министерство культуры СССР попыталось нейтрализовать репутационный ущерб, нанесенный властям опальной пластинкой: записи неофициальных групп экстренно получили зеленый свет на «Мелодии», чтобы рок-музыканты лишились ореола мучеников — хотя бы в глазах иностранных наблюдателей.

«Красная волна» могла ускорить выход ленинградского рока из тени, но сначала «Мелодия» взялась за релизы москвичей: первые рок-пластинки в СССР были на счету «Черного кофе», «Круиза» и других героев советского метала.

За ними последовали новички «Секрет» и «Браво». Если, конечно, не считать полуофициальный поп-рок «Группы Стаса Намина» и «Машины времени» — их пластинки появились еще до Red Wave.

«Когда я пришла к Борису [Гребенщикову], он подарил мне вышедшую на „Мелодии“ пластинку. До Red Wave ничего подобного быть не могло, и я понимала, как много это для него значит», — уверяет в мемуарах Стингрей. Судя по статье в ежеквартальном бюллетене «Мелодии» о первой официальной пластинке «Аквариума», релиз давно напрашивался. О группе действительно писала пресса, ее звали на «Музыкальный ринг».

Легализация вчерашних бунтарей стала возможной не благодаря усилиям 25-летней артистки из Беверли-Хиллз, а из-за прихода к власти Михаила Горбачева и объявленной им гласности. Хиты БГ и Цоя всплывали на Западе и раньше, но никакой тамиздат не был аргументом в пользу их выпуска в СССР, пока не грянула перестройка.

8. Стингрей не сделала знаменитыми своих подопечных, но прославилась сама

За Стингрей закрепилось реноме «главного пропагандиста советского рока на Западе». На федеральных телеканалах ее называют «человеком, который открыл миру русский рок».

Пиар горби-рока в Америке с помощью Red Wave не увенчался триумфом, зато Стингрей заявила о себе как о почти всемогущем продюсере, способном обставить КГБ, переправить запрещенку через океан и договориться с MTV.

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем», — говорит сейчас Стингрей. Только за последние два года она выпустила пять книг о своих приключениях между Нью-Йорком и Ленинградом, причем четыре из них вышли в России и на русском языке — в Америке мемуары Стингрей востребованы намного меньше. То же касается и ее официального сайта с внушительным фотоархивом: подавляющее большинство его посетителей живут в России и странах СНГ.

Самый американский метал: пятерка отличных групп, играющих «южный рок»

Не будь рок-н-ролла, не было бы и метала — а рок зарождался как раз на юге США. Так что метал изначально несет в себе частичку американского юга. Впрочем, есть и такое направление рок-музыки, в котором эта частичка становится центром всего звука. Сатерн-рок смешивает в себе блюз-рок, кантри и хэви-метал. Звучит при этом как саундтрек для поездки на байке через пустыню или идеальная музыка для посиделок в ободранном баре с дешевым виски без льда. Сегодня в США отмечают день метала — это лучший повод вспомнить несколько отличных сатерн-метал групп.

Южный рок — явление не новое. Настолько не новое, что пик популярности жанра пришелся на семидесятые. Поэтому не будем лезть глубоко в историю и пытаться охватить сразу весь этот пласт. О ваших любимых южных бандах, как обычно, рассказывайте в комментариях.

Texas Hippie Coalition

Довольно известная банда из Техаса, рубящая южный метал с 2004 года. Сильнее всего выделяется своим вокалистом — толстенным бородатым мужиком с мощным прозвищем Big Dad Ritch. Он и на сцене смотрится внушительно и звучит как пропитанный виски ангел. Одинаково хорошо умеет и в баллады, и в блюз-рок, и во что-то более агрессивное. Свободно плавает между низким баритоном и высоким расщеплением — действительно крутой вокалист с очень приятным голосом.

Песни у THC, как и положено, в основном про пьянки, пушки (для защиты своей собственности!), бары и стрипклубы. Звук по канонам жанра, но чуть попсовее обычного. Музыка у группы вообще довольно мелодичная, запросто может зайти даже фанатам постгранжа. Идеальная точка входа в мир южного метала.

THC представляют еще и поджанр red dirt, названный по цвету грунта в Оклахоме и на севере Техаса. В подробности лезть не будем, но если кратко — red dirt сильно привязан именно к географическому происхождению музыкантов и на метал опирается меньше, чем на кантри и классический рок-н-ролл. В качестве наглядного примера, кроме самих THC, можно привезти Whiskey Myers.

Lamb of God

Легендарная банда Рэнди Блайта играет метал с 1994 года, а вот что за метал — вопрос сложный. Lamb ofGod традиционно считаются одними из лидеров новой волны американского хэви-метала, но их музыку причисляют и к трэш-металу, и к груву, и к металкору, и к грайндкору. При этом сам Рэнди вообще не считает себя металхэдом и утверждает, что рубит панк. Что же там на самом деле? Да все сразу и много чего еще. С заметной примесью южного звука, само собой, группа ведь родом из Вирджинии.

Первые два альбома, по признанию Блайта, записывались в атмосфере пьянства и отчаянной нищеты. Видимо поэтому диски выстрелили и получились такими искренними. Дебютник New American Gospelвообще частенько попадает в списки лучших метал-альбомов всех времен. Этот же период, вероятно, и насытили звук банды блюзовым вайбом.

Тематика песен у Lamb of God посложнее, чем у THC. Рэнди частенько высказывается на тему политики и вообще любит остросоциальные темы. Но менее пивной и пыльной музыка группы от этого не становится.

Читайте также  Биография PPK российский проект из Ростова в жанре Trance

Black Label Society

Группа была основана в 1998 году гитаристом-виртуозом Закком Уайлдом, который ранее прославился работой с Оззи Осборном. По сути, Black Label Society — сольный проект Закка. Даже дебютный альбом группы задумывался как второй сольник Уайлда. В итоге получилась культовая метал-группа, которую многие в один ряд с хэви-классиками ставят, а уж на саутерн-сцене Black Label Society — икона.

Black Label Society — это настоящий южняк, сыгранный бородатыми мужиками в банданах и байкерских кожаных жилетках. Но в то же время в музыке группы слышны отзвуки классиков жанра, времен его зарождения — вроде Lynyrd Skynyrd, авторов Sweet Home Alabama. Соло-партии, само собой, отдельная фишка банды — исполнены и написаны они на уровне лучших групп классического метала. Не зря же Закка в Guns’n’Roses звали. Забавно, что своим вокалом Уайлд частенько напоминает самого Оззи.

В южном роке есть три особенно заметные иконы: Pantera, Crowbar и Corrosion of Conformity. Все очень крутые, слушать их нужно обязательно. Группа Down основана музыкантами этих банд, так что это самый читерский пункт подборки, закрывающий сразу четыре важнейшие для жанра банды! Но что еще важнее, поет в Down сам Фил Ансельмо из «Пантеры».

Эту супергруппу Ансельмо основал в 1991 году в Новом Орлеане — еще до распада Pantera. Выпустив довольно успешный дебютник, банда фактически была заморожена до начала нулевых. Ну а там «Пантеры» не стало и Down стала главной группой для Ансельмо. В плане звука у банды много общего с Lamb of God, даже голоса у Ансельмо и Блайта похожи.

Juggernaught

Настало время двинуть еще дальше на юг. Так далеко, что мы покидаем США и добираемся аж до Южно-Африканской Республики. Да, сатерн-рок успешно играют по всему миру, даже в России, самый известный пример — Grizzly Knows No Remorse. Африканцы Juggernaught выглядят как типичные рэднеки из Алабамы, рубят такой мощный южняк, какой и иным американцам не снился, и экспериментируют, уводя свой южный звук то в джаз, то в психоделику.

Группа существует с 2007 года, но их известность в мире преступно низка — даже информацию про банду найти непросто. Это, конечно же, нужно исправлять.

Биография The Suburbs: альтернативный рок и new wave из США

1992 – настоящие дни

Формирование The Suburbs

Группа появилась в 1977 году благодаря Крису Осугду. У музыканта присутствовал опыт работы на сцене, что позволило быстро развить карьеру коллектива. Практически в начале пути подписывается контракт с Twin/Tone, где издается первый EP и несколько синглов, включая Ailerons O.K. и Urban Guerrillas.

В большинстве случаев активность группы сопровождалась подвальными вечеринками в пригороде Нью-Йорка, которые вдохновляли на дальнейшее творчество. Подобные вечеринки часто посещали другие выдающиеся личности, в том числе Брюс Спрингстин.

Продолжение творческой активности

Коллектив не останавливался, записывал новые песни и полноценные альбомы. В середине 80-х ребята начались поиски иного звучания, что вылилось в ряд композиций new wave. Первый полноформатный LP вышел под названием In Combo, а самым ярким синглом оказался World War III.

Спустя год, появляется двойной сборник под названием Credit In Heaven. Песни записывались в смешанных жанрах, здесь присутствовали элементы фанка, джаза и даже диско. Наибольшей популярностью пользовался хит Music for Boys. К 1982 издается сингл Waiting, который также попал на диаграмму хит-парадов. В это время за ребят берется продюсер Гринберг.

С этого момента услуги маленького лейбла были не востребованы, требовалось углубление в мир шоу-бизнеса. Так, совершается переход на Polygram. Коллектив привлекал внимания, поэтому их приглашали на выступления в поддержку хедлайнеров The B-52, Iggy Pop и других.

В 1983 выходит рок-альбом Love the the Law, что стало единственной работой с этим лейблом. В 1986 The Suburbs заключили контракт с A & M Records, где также издается один альбом, после чего группа распадается.

После 90-х и по сегодняшний день

К 1992 году ребята восстановили активность и принялись за создание новых записей. Было решено вернуться к первому и основному лейблу, с которым начиналась творческая карьера. В этот же год издается компиляция Ladies and Gentlemen, а 1994 живой альбом Viva! The Suburbs! В большинстве случаев работа предполагала выступления на сцене, а не запись новинок.

Летом 2002 года переиздаются альбомы на CD, а также выходит компакт-диск с лучшими хитами с 1977 по 1987 год. Компиляция получила несколько бонусных треков. В 2013, после 27 лет перерыва издается полноценный студийный альбом Si Sauvage. Для записи привлекались сессионные музыканты.

Это связывалось с рядом причин, одной из которых смерть Брюса Алена в декабре 2009 года. В течение 2018 ребята дали несколько концертов в различных уголках США, что стало знаменательным событием.

Клипы The Suburbs

музыка New wave

The Cure

3 351 172 слушателя

The Cure — британская музыкальная группа, чей стиль звучания довольно трудно определить. Одни из пионеров альтернативного рока и …

Depeche Mode

2 966 857 слушателей

Depeche Mode (Депе́ш мо́д, в переводе с фр. «вестник моды», название взято от одноимённого французского журнала.) — британский музыкальный…

Joy Division

2 281 542 слушателя

История Joy Division началась в 1976 году с концерта Sex Pistols в Free Trade Hall в Манчестере, на котором присутствовали местные парни Питер…

New Order

2 103 295 слушателей

New Order — английская рок-группа, образованная в 1980 году Бернардом Самнером (вокал, гитара, синтезатор), Питером Хуком (баc-гитара,…

The Smiths

2 695 012 слушателей

The Smiths — британская рок-группа, образовавшаяся в Манчестере, Англия, в 1982 году и впоследствии признанная критиками одной из самых…

Talking Heads

1 937 378 слушателей

Talking Heads — американская рок-группа, образованная в 1975 году.

Опираясь на фанк, классический минимализм и африканский рок, Talking Heads…

Blondie

2 027 336 слушателей

Blondie — самый коммерчески успешный американский музыкальный коллектив «новой волны», который записывал электронную музыку c элементами…

Duran Duran

1 840 626 слушателей

Группа образовалась в 1978 году в городе Бирмингем (Великобритания). В состав коллектива, взявшего название одного из персонажей культового…

Siouxsie and the Banshees

1 020 745 слушателей

Siouxsie and the Banshees — английская группа, начинавшая в глубинах панк-андеграунда, но ставшая впоследствии одной из самых интеллигентных…

The Police

2 638 205 слушателей

The Police (читается «Поли́с») — британская рок-группа, сформированная в Лондоне в 1977 году. Трио состояло из Стинга (вокал, бас-гитара),…

Tears for Fears

1 846 945 слушателей

Tears for Fears (рус. Слёзы от страхов) — британская группа, играющая в стилях синтипоп, новая волна и альтернативный рок, созданная в…

1 925 243 слушателя

Норвежская группа a-ha – один из ведущих коллективов стиля синти-поп, появившегося на излете «новой волны». Музыке a-ha присущи графичный,…

Читайте также  Биография Dragonette канадская электронно-танцевальная группа

Bauhaus

749 787 слушателей

Bauhaus (произносится ) — британский музыкальный коллектив, сформированный в 1978 году в Нортгемптоне и просуществовавший (с перерывами) до…

Echo & the Bunnymen

1 157 928 слушателей

«Echo & The Bunnymen» – ливерпульская рок-группа, в музыке которой соединились сумрачный постпанк и психоделические влияния а-ля «Doors».…

902 695 слушателей

Devo – американская группа новой волны, образованная в Акроне, Огайо, в 1972 году. Используя китчево-футуристический имидж и соответствующую…

Eurythmics

1 734 137 слушателей

Английский дуэт. Основан в 80-е годы гитаристом Дэйвом Стюартом (р. 9 сентября 1952, Сандерленд). Он представился миру рок-музыки в качестве…

The Human League

1 068 082 слушателя

История «Human League» – это история по существу двух радикально различающихся британских групп, одной прогрессивно-экспериментальной,…

Pet Shop Boys

1 416 397 слушателей

Pet Shop Boys — английский поп-дуэт. Образован в 1981 в Лондоне Нилом Теннантом и Крисом Лоу.

Нил Теннант (Neil Francis Tennant; р. 10 июля…

Gary Numan

713 515 слушателей

Гэри Ньюмэн (Gary Numan) по всеобщему признанию является одним из отцов синт-попа, влияние которого распространилось на современные…

Orchestral Manoeuvres in the Dark

863 378 слушателей

Лидеры ансамбля басист/вокалист Энди Маккласки (Andy McCluskey) и поющий клавишник Пол Хамфри (Paul Humphreys) родились и выросли в…

The B-52’s

908 908 слушателей

В начале 80-х в музыкальных кругах была чрезвычайно популярна «новая волна», и вскоре The B-52’s стали одними из лидеров данного движения…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: