Биография The Sinceros очередной коллектив новой волны из Англии

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем»: разоблачаем 8 мифов о Джоанне Стингрей и «Красной волне»

35 лет назад, летом 1986 года, в США и Канаде вышла двойная пластинка Red Wave («Красная волна») с песнями четырех ленинградских рок-групп: «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». С тех пор этот сборник стал символом прорыва советского рока на Западе и одним из свидетельств повальной моды на СССР в конце 1980-х. За релизом стояла Джоанна Стингрей, туристка из Америки и будущая жена гитариста Юрия Каспаряна, а ныне — автор книги «Подлинная история русского рока». Несмотря на самое нежное наше отношение к несостоявшейся американской актрисе с прической маллет и зачатками вокальных данных, «Нож» решил, что пришла пора назвать вещи своими именами: по нашей просьбе журналист и ведущий телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин развенчивает основные мифы, раздутые вокруг стингреевской «Красной волны».

1. Западные медиа начали рассказывать о советском роке без помощи Стингрей

С подачи Джоанны Стингрей принято считать, что сборник Red Wave вызвал огромный интерес к советскому року (прежде всего в СМИ). «Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные, — рассказывала Стингрей в интервью. — Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире». Но это не совсем так.

Американские издания неоднократно публиковали материалы о советских рок-музыкантах еще с середины 1970-х.

Например, о «Машине времени», позже об «Автографе». В 1982 году в Washington Post вышел лонгрид «Русские рок-звезды беспокоят чиновников». Заголовки вроде Soviets Are Rockin’ Like the West или Rock band unnerves Kremlin были обычным делом за несколько лет до «Красной волны». Песни советского рок-подполья передавали на радио «Свобода» и «Би-би-си».

Слова Стингрей об «огромном интересе» на поверку оказываются огромным преувеличением. Крупные музыкальные медиа, включая журнал Rolling Stone, в массе своей проигнорировали релиз. Из новостных изданий о пластинке писали максимум в The Daily News или Chicago Tribune, в основном же — отнюдь не центральные газеты. Плюс состоялось ровно одно интервью Стингрей в утреннем телешоу.

2. Это был не первый зарубежный релиз советского рока

За год до выхода Red Wave записи четырех советских групп («Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Центр») вышли на английском лейбле Recommended Records. Это был сборник «Совет поп», изданный тиражом 100 кассет: буквально смотрины горби-рока в одной из музыкальных столиц мира.

В 1982 году фирма Kismet Records распространила в США пластинку «Охотники за удачей» с хитами «Машины времени».

Перед Олимпиадой-80, в самый разгар холодной войны, в Америке вышел альбом трио Black Russian — недавних эмигрантов из Москвы, которых подписал флагман черной музыки Motown Records. Годом позже в Англии разошлась пластинка ленинградского авангардиста и участника «Аквариума» Сергея Курехина. Не говоря уже о десятках релизов в Америке групп из Восточной Европы, например, Lady Pank из Польши.

3. Советские рок-музыканты сами выходили на контакт с иностранцами

Стингрей утверждает, что в период промо Red Wave выступала в роли «музыкального дипломата», связав мир ленинградского андеграунда с американской рок-элитой — но в лучшем случае она лишь укрепила существующую связь и зафиксировала ее на фотопленку.

БГ переписывался с Боуи за год до знакомства со Стингрей.

«Дорогой Борис! Мне очень понравилось то, что я услышал [речь об альбоме „Аквариума“ „Радио Африка“. — Прим. авт.], это весьма разнообразный материал. Вместе со мной записи прослушали несколько моих друзей, включая Игги Попа, и он тоже был в восторге», — писал Боуи Гребенщикову весной 1983 года.

Собственные рок-мосты наводил и экс-лидер «Цветов» Стас Намин. В качестве участника международного музыкального проекта Peace Child он выступал в клубах и аренах по всей Америке, а затем в Японии, где пел в один микрофон с Питером Гэбриелом. Пресса подавала его как «самого популярного рокера Советского Союза» и писала о его планах на Стинга и Фила Коллинза. В то же время в шоу «Поп-механики» в Ленинграде участвовал басист британской группы Ultravox Крис Кросс.

4. Аналогии в духе «русский Дилан» начались не с рокеров, а с бардов

Рассказывая о русских рокерах на MTV, Стингрей подбирала каждому артисту западный аналог, чтобы локализовать его таким образом на местном рынке. Гребенщиков, по ее словам, занимал в СССР то же место, что Дилан в Америке. Кинчев находится «между Билли Айдолом и Ниной Хаген», «Странные игры» продолжают дело Madness. Стингрей пишет, что принялась доносить эти параллели до западных продюсеров, и те наконец разглядели потенциал «красных» подпольщиков.

Однако ярлыки типа «советский Дилан» или «русский Спрингстин» были в ходу у иностранных критиков с середины 1970-х, только тогда под ними подразумевались Галич и Высоцкий.

Точно так же «Машину времени» называли «красными The Beatles», в «Автографе» находили черты Genesis, а фронтмена «Магнетик бэнд» Гуннара Грапса назначали «эстонским Джаггером» — и всё это до «Красной волны».

В тех случаях, когда совместные фото Стингрей с участниками «Кино» или «Новых художников» действительно вызывали ассоциации с постерами западных звезд, это сходство зачастую было сфабрикованным: Стингрей делала всё, чтобы ее окружение было похоже, например, на британскую группу новой волны Thompson Twins.

5. Четыре ленинградские группы — еще не весь советский рок

Полуторачасовой сборник Стингрей, обещавший слушателям знакомство с современной советской гитарной музыкой, выдавал желаемое за действительное. Red Wave не был слепком мейнстрима, как не был и знаменем маргиналов. В итоге за бортом осталась дюжина команд, чей потенциал и популярность были ничуть не меньше, чем у условных «Странных игр».

«Красная волна» отражала лишь круг общения Стингрей: в обойму фаворитов попали те, с кем она чаще тусовалась и кому больше симпатизировала.

По слухам, на пластинке могли оказаться песни Майка Науменко, но этого не случилось. С тех пор вопрос, насколько справедливым был отбор групп для первого экспорта советского рока, остается открытым. Недавно патриарх подпольной звукорежиссуры Андрей Тропилло, записавший почти все треки для Red Wave, объявил, что готов выпустить собственную — вдвое большую — версию сборника. Кроме старожилов в него попадут «АукцЫон», «Облачный край», «Ноль» и «Зоопарк».

6. Клипы и обложка Red Wave вводили в заблуждение и морочили людям головы

Для промо «Красной волны» в Америке Стингрей принесла в часовой блок MTV нарезку с хоум-видео ленинградского арт-подполья: репетиции, интервью, тусовки, мастерские. И, конечно, клипы: очень сырые, без продакшена и сценариев.

Читайте также  Биография Ladyhawke новозеландская певица Филиппа Маргарет Браун

Главный герой клипов «Аквариума», «Странных игр» и «Алисы» — Сергей Курехин. Видео «Кино» про летнюю ночную прогулку снимали зимним днем.

Из VHS-гэгов Стингрей складывалось впечатление, что «Аквариум» — это дуэт, «Кино» — трио, а распавшиеся «Странные игры» всё еще вместе, причем все музыканты играют в каком-то одном огромном коллективе. Впрочем, так и было: этот монстр-бэнд назывался «Поп-механика», но ему не нашлось места на Red Wave.

Представление о том, что Стингрей впервые дала широкой западной аудитории возможность увидеть советских рокеров, не выдерживает критики: фестиваль «Тбилиси-80» с «Аквариумом» и «Машиной времени» показывали по финскому ТВ, выступление «Автографа» на Live Aid видели десятки миллионов телезрителей, «Динамик» и «Воскресение» играли в эфире первого советско-американского телемоста. За три месяца до выпуска Red Wave европейские каналы транслировали благотворительный концерт в помощь жертвам взрыва на Чернобыльской АЭС с участием «Браво» и «Круиза».

На обложке пластинки — странный коллаж. Позади рок-идолов Петербурга — Собор Василия Блаженного, очереди в мавзолей Ленина и окна Белого дома в Москве. С тем же успехом на конверт можно было поместить картину «Четыре святых Аляски» Байрона Бердсолла.

7. Экспорт советского рока не ускорил его легализацию на родине

По словам Джоанны Стингрей, после релиза Red Wave в Америке министерство культуры СССР попыталось нейтрализовать репутационный ущерб, нанесенный властям опальной пластинкой: записи неофициальных групп экстренно получили зеленый свет на «Мелодии», чтобы рок-музыканты лишились ореола мучеников — хотя бы в глазах иностранных наблюдателей.

«Красная волна» могла ускорить выход ленинградского рока из тени, но сначала «Мелодия» взялась за релизы москвичей: первые рок-пластинки в СССР были на счету «Черного кофе», «Круиза» и других героев советского метала.

За ними последовали новички «Секрет» и «Браво». Если, конечно, не считать полуофициальный поп-рок «Группы Стаса Намина» и «Машины времени» — их пластинки появились еще до Red Wave.

«Когда я пришла к Борису [Гребенщикову], он подарил мне вышедшую на „Мелодии“ пластинку. До Red Wave ничего подобного быть не могло, и я понимала, как много это для него значит», — уверяет в мемуарах Стингрей. Судя по статье в ежеквартальном бюллетене «Мелодии» о первой официальной пластинке «Аквариума», релиз давно напрашивался. О группе действительно писала пресса, ее звали на «Музыкальный ринг».

Легализация вчерашних бунтарей стала возможной не благодаря усилиям 25-летней артистки из Беверли-Хиллз, а из-за прихода к власти Михаила Горбачева и объявленной им гласности. Хиты БГ и Цоя всплывали на Западе и раньше, но никакой тамиздат не был аргументом в пользу их выпуска в СССР, пока не грянула перестройка.

8. Стингрей не сделала знаменитыми своих подопечных, но прославилась сама

За Стингрей закрепилось реноме «главного пропагандиста советского рока на Западе». На федеральных телеканалах ее называют «человеком, который открыл миру русский рок».

Пиар горби-рока в Америке с помощью Red Wave не увенчался триумфом, зато Стингрей заявила о себе как о почти всемогущем продюсере, способном обставить КГБ, переправить запрещенку через океан и договориться с MTV.

«Кем я была до встречи с этими русскими? Да никем», — говорит сейчас Стингрей. Только за последние два года она выпустила пять книг о своих приключениях между Нью-Йорком и Ленинградом, причем четыре из них вышли в России и на русском языке — в Америке мемуары Стингрей востребованы намного меньше. То же касается и ее официального сайта с внушительным фотоархивом: подавляющее большинство его посетителей живут в России и странах СНГ.

Благодаря своей тайне «Grinkevich» оказались на гребне музыкальной «Волны»

Солистка «Grinkevich» — Елизавета Гринкевич . Скриншот трансляции концерта

Вчера в Сочи состоялась торжественная церемония закрытия международного музыкального конкурса молодых исполнителей «Новая волна». В шестёрку лучших по итогам фестиваля вошла яркая группа из Екатеринбурга – «Grinkevich». Также уральский коллектив получил приз зрительских симпатий, а в качестве награды – ротацию клипа в эфире канала «Муз ТВ».

Название проекта «Grinkevich» происходит от фамилий двух её участников – вокалистки Елизаветы Гринкевич и её супруга – басиста Льва Гринкевича . Также в команде – Дмитрий Даринский (ударные) и Николай Овчинников (гитара). Те, кто внимательно следил за свердловчанами на «Новой волне», помнят, что Лев и Дмитрий уже принимали участие в конкурсе – это было в 2018 году в составе коллектива « Пиджаков Live». Тогда музыканты из Екатеринбурга заняли четвёртое место и тоже выиграли ротацию клипа на «Муз ТВ». Однако группа со временем разделилась – вокалист Игорь Пиджаков и гитарист Александр Клементьев продолжают работать вместе, их теперь, кстати, продюсирует Сергей Жуков . А Лев и Дмитрий создали новую команду.

– Мы все знакомы очень давно, с 2006 года примерно, – рассказывает о новой группе Лев Гринкевич . – Играли то в одном коллективе, то в другом. Пацаны – Коля , Дима и я – вообще практически с одной улицы. И вот сейчас наши вектора сошлись вместе. Лиза же всегда, я бы сказал, была козырным тузом в рукаве. Я знал, что настанет время, и дальше в творческом плане мы будем двигаться вместе.

Действительно последние полгода группа «Grinkevich» начала заявлять о себе. У них появился хит «Тайна», с которым они выступают на самых разных площадках Екатеринбурга , с ним же они прошли кастинг на «Новую волну».

– Да, мы с Димой уже проходили эту дорогу, и для нас «Новая волна» – лучший опыт в жизни в плане знаний, которые здесь дают, – поясняет Лев . – Кажется, в прошлый раз я год после фестиваля не мог прийти в себя, ходил на концерты, смотрел на артистов – кто как работает. И когда с предыдущим коллективом пошло в распад, понимал, что с новой командой обязательно надо заявляться на «Волну», и если нас возьмут – это будет большое счастье. Даже если бы мы не прошли кастинг, всё равно приехали бы гостями, где-то в стороночке сидели и слушали, учились.

«Сидеть в стороночке» уральцам не пришлось – сначала они прошли видеокастинг, а потом стали финалистами «Новой волны», после чего их пригласили в Сочи . Россию на нынешнем конкурсе также представляли Севиль и Максим Субачев , всего в финал прошли 11 сольных исполнителей и групп.

В первый конкурсный день молодым артистам нужно было спеть мировой хит. Екатеринбуржцы выбрали крайне непростую композицию – «Bad Romance» от Lady Gaga . И чтобы браться за такой материал, конечно, нужно обладать огромной харизмой и соответствующей энергетикой. У нашей группы всего этого оказалось в достатке, а Лиза Гринкевич благодаря своему яркому, даже эпатажному образу, мгновенно запомнилась и полюбилась публике. Однако судьи были строги и, несмотря на бурные аплодисменты зала, оставили уральцев замыкать конкурсную таблицу. Во второй день участники выступали с российскими хитами, «Grinkevich» исполняли песню группы Artik & Asti «Под гипнозом». Получилось убедительно, после чего они уже переместились в середину рейтинга «Новой волны».

Читайте также  Биография Washed Out история Эрнеста Грини

И в третий, финальный день, участники фестиваля должны были представить свой авторский материал. Вот тут-то и выстрелила «Тайна», за которую жюри поставили музыкантам «Grinkevich» самый большой среди всех конкурсантов балл. Это ли не успех, особенно для группы, которая планирует развиваться именно со своим материалом?

Неудивительно, что один из самых полезных призов – ротация клипа на свою песню в эфире «Муз ТВ» – досталась как раз «Grinkevich». Как рассказали «Облгазете» ребята, сейчас они вернутся в Екатеринбург , немного придут в себя, а затем будут думать о создании клипа.

Также у «Grinkevich» практически готовы ещё шесть треков, которые они усовершенствуют уже с учётом советов, полученных на «Новой волне», а затем представят эти песни аудитории. Автором слов, как правило, является Елизавета , музыку ребята пишут совместно, если нужно, к работе подключаются аранжировщики. Фрагменты выступлений группы можно посмотреть и послушать на нашем сайте.

Итоги «Новой волны»

1-е место Саро Геворгян ( Армения )

2-е место Деница Караславова ( Болгария )

3-е место Хорхе Гонсалес ( Испания )

4-е место группа Mezzo ( Казахстан )

5-е место Алфи Аркури ( Австралия )

6-е место «Grinkevich» ( Россия )

6-е место Максим Субачев ( Россия )

Прослушка новой волны

Михаил Трофименков об «Опасной роли Джин Сиберг»

В прокат выходит байопик Джин Сиберг, звезды фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, ставшей символом французской новой волны. Перебирая и местами присочиняя детали ее биографии, режиссер Бенедикт Эндрюс и исполнительница главной роли Кристен Стюарт так и не нашли ключ к образу настоящей Джин Сиберг, чья жизнь была полна ужаса и чудес

Фото: Russian World Vision

Фото: Russian World Vision

За сорок лет никто из тех, кто воздавал долг памяти Джин Сиберг (1938–1979), не избежал ловушки эффектных параллелей между ослепительным дебютом девочки из Айовы в роли Жанны д’Арк («Святая Иоанна», Отто Преминджер, 1957) и страшным финалом. Завернутое в одеяло обнаженное тело актрисы, десять дней как пропавшей без вести, нашли на заднем сиденье белого «рено», припаркованного в 16-м округе Парижа: адская доза алкоголя в крови, прощальная записка. Дескать, взойдя в 17 лет на костер, она в конце концов сгорела на костре, хворост в который подбрасывали как ее ненавистники, так и она сама. Метафора тем более убедительная и ничтожная, что на съемках «Иоанны» — этот момент сохранился на пленке — Сиберг получила ожоги, оставившие на теле шрамы на всю ее короткую вечность.

От Бенедикта Эндрюса смешно было бы ожидать иного зачина: фильм, само собой, начинается с Жанны на костре, а происхождение шрама под грудью сама Сиберг (Кристен Стюарт) объяснит зрителям и своему любовнику, чернокожему радикалу Хакиму Джемалю (Энтони Маки).

Обвинять сценаристов в банальной и пошлой эффектности язык не повернется: как еще говорить о Сиберг? Нет в мире актрисы с более ирреальной судьбой, раскачивавшейся между волшебным сном и ледяным кошмаром. Провал «Иоанны» в США — и тут же триумф во Франции. В Сиберг буквально влюбляется поколение новой волны. Сняв ее в роли любовницы-предательницы героя Бельмондо («На последнем дыхании», 1960), Жан-Люк Годар превращает ее сразу в икону молодого кино, современного «гения чистой красоты» и символ смертельной опасности, которую несут в себе молодость и красота.

С тех пор ее карьера металась между быстро забытыми голливудскими постановками и фильмами на грани и за гранью «подпольного кино». Творческую нереализованность компенсировала огнеопасная личная жизнь. Четыре брака, включая страстный союз с удивительным писателем и рыцарем Роменом Гари. Множество связей — и с великими людьми вроде мексиканского романиста Карлоса Фуэнтеса, и с революционными мальчишками, и черт знает с кем.

Эрнест Хемингуэй, Элвис Пресли, Марлен Дитрих и другие глазами ФБР

Фильм Эндрюса — конспект двух роковых для Сиберг лет, с 1968-го по 1970-й. Прилетев в Калифорнию на съемки вестерна «Раскрась свой вагон», она спутывается с Джемалем. Именно роман девушки-янки из образцовой протестантской семьи с «ниггером» — а вовсе не то, что Сиберг финансировала «Черных пантер», — вызвал лютую ненависть у «американского Берии» Джона Эдгара Гувера. Никто не подвергался такой грязной и неотступной — даже после смерти Гувера — травле, как Сиберг. Гари, остававшийся ее лучшим другом после развода, был прав, обвинив ФБР в ее убийстве. Возможно, даже не «косвенном», но буквальном, исполненном руками ее последнего мужа, юного подонка Ахмеда Хасни, бесследно исчезнувшего после гибели Сиберг. На протяжении двух часов экранного времени ФБР методично доводит Сиберг до первой из многих попыток самоубийства: агенты проникают к ней в дом, убивают любимую собачку, прослушивают всю ее жизнь, вплоть до постельного трепа. И — главное — полощут в продажной прессе, сообщают о ее «позорной» беременности от Джемаля (на самом деле от какого-то юного мексиканца) — доводят до выкидыша и, чего на экране нет, страшных похорон ребенка в стеклянном гробу.

Биография The Sinceros: очередной коллектив новой волны из Англии

Страна Великобритания
Жанры New wave — Power pop
Время существования 1978-1981

Формирование The Sinceros

Марк, Бобби и Рон долгое время играли в совместной R&B The Strutters. Выступления проходили в барах и ресторанах, что говорит об отсутствии шансов вырваться из этой колеи. В один из дней Кьельдсен решил прервать порочный круг и погрузиться в иное музыкальное направление. Это стало причиной поиска уникального звучания, которое тесно соотносилось с новой волной и панк-роком.

В 1978 году ребята приглашают четвертого участника для совместной поездки в турне Be Stiff. Заключение договора с Epic Records случилось за несколько месяцев до изменения в составе. Работа The Sound of Sunbathing вышла под управлением Джо Виссерта в студии Wessex. Песни группы часто крутили по радио.

Гастроли и дальнейшие записи The Sinceros

Рост популярности, постоянная ротация на радиостанциях Британии, а также разъезды по гастрольным турам стало причиной обретения популярности. Тем не менее имелись проблемы, которые просматривались в нежелании массового продвижения коллектива менеджерами.

Группа продолжала работать в студии, издается второй полноценный альбом на Epic Records. Издание было отложено на длительный срок из-за продвижения прочих проектов. Работа обрела среднюю успешность и стала причиной расформирования коллектива.

Ребята разошлись в 1981 году. Солист выступал с Band Danny Adler, где выпустил полноценный альбом. После начал сольную карьеру. В 1992 Кьелдсен умер от СПИДа. Сноу присоединился к Squeeze вместо Пола Каррака. Франсуа отправился в The Teardrop Explodes, музыкант в последующем перебрался в Австралию, где участвовал в коллективе Eurogliders. Ирвин восстановил работу с Ником Лоу, исполнителя не стало в 2015 году.

Переиздания и оцифровка

За не длительное время существования ребята всего 2 полноценных альбома, которые признала публика. В современности, в начале 2000-х сборники переиздали на CD. Кроме этого, появилось множество компиляций, которые включали ранее неизданные синглы. Ярким примером последнего стала песня Take Me to Your Leader.

Читайте также  Биография New Musik группа из Англии с короткой историей

К 2010 году переиздается альбом Pet Rock, который включает еще три уникальных композиций. Как отмечают эксперты, многие песни должны были оказаться в следующем полноценном сборнике Sunbathing. Синглы дублируют, но обладают альтернативной обработкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: