Биография Роберта Фриппа

Фрипп Роберт (Robert Fripp).

Фрипп Роберт.

16 мая 1946 ( 1946-05-16 ) (69 лет)

Уимборн Минстер (англ.), Англия

гитара и скрипка

Giles, Giles and Fripp
King Crimson
The League of Gentlemen

Роберт Фрипп (англ. Robert Fripp ; 16 мая 1946, Уимборн Минстер (англ.), Англия) — британский рок-музыкант, гитарист, композитор, музыкальный деятель, педагог. Один из основателей и постоянный участник рок-группы «King Crimson», автор оригинального гитарного строя и собственной техники игры медиатором на гитаре. Его творчество, охватывающее четыре с лишним десятка лет, относится к различным музыкальным стилям и жанрам. Один из наиболее уважаемых и влиятельных гитаристов в мире. Включен журналом Classic Rock в список величайших гитаристов всех времен. Женат на Тойе Уиллкокс.

  • Биография и творчество
    • Детские годы и ранняя юность
    • Начало профессиональной карьеры (1967-74 годы) и основание «King Crimson»
    • Перерыв в карьере (1974-77 годы)
    • Возвращение к музыкальной карьере (1976-81 годы)
    • «King Crimson» «волнового» периода (1981-84 годы)
    • «Гитарное мастерство» (с 1985 года)
    • Сотрудничество с Дэвидом Силвианом (с 1985 года) и «Саундшафты» (с 1994 года)
    • Возвращение «King Crimson» (с 1994 года)
  • Дискография
  • Примечания
  • Ссылки

Фрипп родился 16 мая 1946 года в г. Уимборн Минстер (графство Дорсит, юго-запад Англии) в семье торговца недвижимостью. В 1957 г. Фрипп с матерью, совершая предрождественские прогулки, купили по случаю подержанную гитару. Роберт в течение трех месяцев пытался научиться играть сам, затем познакомился с пианисткой и учительницей музыки из Армии спасения Кэтлин Гартелл (Kathleen Gartell), которая за несколько недель объяснила ему азы музыкальной грамоты и порекомендовала в качестве учителя Дона Страйка (Don Strike), с которым он занимался три года. С 13 лет Фрипп играет в группе («Ravens»), а в 14 — сам начинает давать уроки игры на гитаре в школе Гартелл, а затем и на курсах при музыкальном магазине. По настоянию родителей с 16 лет Фрипп помогает отцу в делах фирмы и поступает в Борнмутский Колледж, где изучает экономику, экономическую историю и историю. Однако, проучившись полтора года с отличными оценками (и параллельно играя в ансамбле танцевальной музыки), Фрипп принимает решение о карьере профессионального музыканта.

Начало профессиональной карьеры (1967-74 годы) и основание «King Crimson»

В 1967 году Фрипп, откликнувшись на газетное объявление, знакомится с братьями Майклом и Питером Джайлзами, с которыми образует рок-фьюжн-группу «Giles, Giles and Fripp», не слишком успешную на концертах, но выпустившую в 1967-68 годах два сингла и альбом. После роспуска «Giles, Giles and Fripp» Фрипп и Майкл Джайлз формируют «King Crimson», состав которой в первый период существования (1969-74 годы) непрерывно менялся. «King Crimson» этого периода считается одним из основоположников жанра прогрессивного рока (хотя Фрипп неоднократно высказывал свой скепсис как по отношению к жанровому определению, так и по отношению к самому жанру). Параллельно с работой в «King Crimson» Фрипп участвует в ряде сторонних проектов. С Китом Типпетом (и другими участниками записей «King Crimson») он работает над проектами, далекими от рок-музыки, выпуская альбомы «Septober Energy» (1971 год) и «Ovary Lodge» (1973 год). В это же время он сотрудничает с группой «Van Der Graaf Generator», а также записывается на альбоме её лидера Питера Хэммилла (Peter Hammill). Совместно с Брайаном Ино Фрипп выпускает альбомы «No Pussyfooting» (1972 г.) и «Evening Star» (1974 год), на которых представлены результаты экспериментирования с новыми технологиями извлечения, генерации и преобразования звука. Ино познакомил Фриппа с системой задержки звука, которая используется последним до сего дня (под названием «фриппертроника»).

Перерыв в карьере (1974-77 годы)

В 1974 году, после роспуска «King Crimson» образца семидесятых и завершения работы над вторым альбомом с Ино, Фрипп прерывает свою профессиональную карьеру в музыке. Он увлекается учением Георгия Гурджиева в интерпретации его ученика Джона Беннета, проводит некоторое время на семинарах Американского общества непрерывного образования (ASCE), основанного последним, и даже выполняет для Общества организационную работу. (Фрипп признает влияние учения и организационных практик, разработанных в Обществе, на свою деятельность (в частности, на школу «Гитарного мастерства»), однако в позднейшие годы старается дистанцироваться от учения и организационных структур последователей Гурджиева).

Возвращение к музыкальной карьере (1976-81 годы)

В 1976 году Фрипп возвращается к профессиональной работе в качестве студийного гитариста при записи первого студийного альбома Питера Гэбриэла, а затем участвует в гастролях в поддержку этого альбома (под псевдонимом Дасти Родс). В 1977 году по приглашению Ино Фрипп участвует в записи альбома Дэвида Боуи «Heroes». Затем он принимает участие в записи второго сольного альбома Гэбриэла и альбома Дэрила Холла «Sacred Songs». В этот же период Фрипп начинает записывать материал для своего собственного первого сольного альбома («Exposure», 1979 год), привлекая Ино, Гэбриэла, Холла, а также Питера Хэммила, Джерри Маротту, Фила Коллинза, Тони Левина (впоследствии — участника «King Crimson») и Терр Роше. После записи альбома он проводит малобюджетные «гастроли», выступая в американских клубах, музыкальных магазинах и на открытых площадках с «фриппертроникой». В это же время Фрипп участвует в записях и выступлениях групп «Blondie» и «Talking Heads» и продюсирует первый альбом трио «The Roches». Затем, в сотрудничестве с Бастером Джонсом, Полом Даскином и Дэвидом Бирном Фрипп выпускает второй сольный альбом «God Save the Queen/Under Heavy Manners» (1981 год). Параллельно он организует коллектив, который характеризует как «нововолновую гастрольную инструментальную танцевальную группу второго эшелона» под названием The League of Gentlemen, включающей Сару Ли, Барри Эндрюза и Джонни Тубада, просуществовавший в течение 1980-84 годов.

«King Crimson» «волнового» периода (1981-84 годы)

В 1981 году Фрипп и участник «King Crimson» образца семидесятых барабанщик Билл Бруфорд приглашают гитариста, вокалиста и поэта Адриана Белью и басиста Тони Левина и формируют в таком составе возрождённую «King Crimson», просуществовавшую по 1984 год и записавшую три альбома. Параллельно Фрипп записывает два альбома со своим старым другом Энди Саммерсом из группы «The Police». На альбоме «I Advance Masked» (1982 год) оба соисполнителя выступают в качестве композиторов, аранжировщиков и мультиинструменталистов; альбом «Bewitched» в большей степени представляет собой работу Саммерса с участием Фриппа и других привлеченных музыкантов.

«Гитарное мастерство» (с 1985 года)

После роспуска «King Crimson» образца восьмидесятых, Фрипп принимает приглашение Американского общества непрерывного образования в Клеймонт-Корте (шт. Западная Виргиния, США) провести семинар гитарного мастерства. «Гитарное мастерство» в последующие годы приобретает характер самостоятельной организационной структуры, через семинары которой прошли сотни участников. Из выпускников семинара образован коллектив «The League of Crafty Guitarists», выпустивший в разном составе (от 7 до 33 участников) несколько альбомов и породивший, в свою очередь, коллективы «California Guitar Trio» и «Gitbox». «Гитарное мастерство» включает обучение техникам собственно гитарной игры с использованием «нового стандартного строя» шестиструнной гитары, предложенного Фриппом (C-G-D-A-E-G, то есть по квинтам), физические и ментальные упражнения, образ жизни, сложившийся на семинарах, проводимых в разных странах.

Сотрудничество с Дэвидом Силвианом (с 1985 года) и «Саундшафты» (с 1994 года)

В середине восьмидесятых Фрипп участвовал в записи двух альбомов Дэвида Силвиана, бывшего солиста весьма своеобразной глэм-рок-группы «Japan». В 1992 году они провели совместные гастроли в Японии и Италии, а в последующие два года записали пять альбомов, партии Фриппа на которых относятся к самым виртуозным и ярким его работам. К сотрудничеству с дуэтом были привлечены также басист Трей Ганн и ударник Пат Мастелотто, впоследствии вошедшие в состав возрождённой группы «King Crimson». В 1994 году Фрипп возобновил сольные записи с использованием усовершенствованного варианта «фриппертроники» (применяя цифровую вместо аналоговой задержки). В этой технике им записаны альбомы «1999 Soundscapes», «Radiophonics», «A Blessing of Tears», «That Which Passes», «November Suite» и «The Gates of Paradise».

Возвращение «King Crimson» (с 1994 года)

В конце 1994 года группа «King Crimson» начала выступления и записи в новом составе, включавшем Фриппа, Белью, Бруфорда, Левина, Ганна и Мастелотто. На протяжении следующих десяти лет группа выступала и записывалась в составе «двойного трио», сокращенных составах (известных как «ПроеКкты») и, наконец, в качестве квартета Фрипп-Белью-Тони Левин -Мастелотто. В 2003-м году Фрипп в составе «King Crimson» (Фрипп-Белью-Ганн-Мастелотто) в первый раз посетил с гастролями Россию. Помимо участия в «King Crimson» Фрипп в девяностых годах-начале XXI века продолжает выпускать сольные альбомы и сотрудничать с другими исполнителями и коллективами.

Читайте также  Биография Clan of Xymox популярная голландская группа из 80-х

(См. также дискографии к статьям «King Crimson» и «Giles, Giles and Fripp».)

  • 1973 No Pussyfooting (с Брайаном Ино)
  • 1975 Evening Star (с Брайаном Ино)
  • 1975 Air Structures (с Брайаном Ино)
  • 1979 Exposure
  • 1981 God Save the Queen/Under Heavy Manners
  • 1981 The League of Gentlemen (с группой «The League of Gentlemen»)
  • 1981 Let the Power Fall: An Album of Frippertronics
  • 1982 I Advance Masked (с Энди Саммерсом)
  • 1984 Bewitched (с Энди Саммерсом)
  • 1985 Network
  • 1985 God Save the King (с группой «The League of Gentlemen»)
  • 1986 The League of Crafty Guitarists Live
  • 1986 The Lady or the Tiger (с Тойей Уиллкокс)
  • 1991 Intergalactic Boogie Express (с группой «The League Of Crafty Guitarists»)
  • 1993 The First Day (с Дэвидом Силвианом)
  • 1993 Darshan (с Дэвидом Силвианом)
  • 1993 Kings (с Дэвидом Силвианом)
  • 1994 The Bridge Between (с группой «California Guitar Trio»)
  • 1994 1999 Soundscapes: Live in Argentina
  • 1994 Damage (с Дэвидом Силвианом)
  • 1994 Redemption-Approaching Silence (с Дэвидом Силвианом)
  • 1994 FFWD (с группой «The Orb»)
  • 1995 Intergalactic Boogie Express: Live in Europe…
  • 1995 A Blessing of Tears: 1995 Soundscapes, Vol. 2 (концертный)
  • 1995 Radiophonics: 1995 Soundscapes, Vol. 1 (концертный)
  • 1996 That Which Passes: 1995 Soundscapes, Vol. 3 (концертный)
  • 1996 Thrang Thrang Gozinbulx (с группой «The League of Gentlemen»)
  • 1997 November Suite: 1996 Soundscapes — Live at Green Park Station
  • 1997 Pie Jesu
  • 1997 The Gates of Paradise
  • 1998 Lightness: for the Marble Palace
  • 1999 The Repercussions of Angelic Behavior (с Биллом Рифлином и Треем Ганном)
  • 2004 The Equatorial Stars (с Брайаном Ино)
  • 2005 Love Cannot Bear (Soundscapes — Live In The USA)
  • 2006 At The End of Time (Churchscapes — Live in London & Estonia)
  • 2007 Beyond Even (1992-2006) (with Brian Eno)

ROBERT FRIPP

Профессор гитары и бессменный лидер легендарных «King Crimson», он на протяжении всей своей карьеры усиленно раздвигал границы поп-музыки, исследуя разные авангардные идеи и занимаясь всевозможными экспериментальными проектами. Роберт Фрипп родился в Дорсете 16 мая 1946 года. Свой профессиональный путь он начал в 1967-м, присоединившись к братьям Джайлсам в ансамбле «Giles, Giles And Fripp». Группа-неудачница успела выпустить один альбом да пару синглов и развалилась, но на ее обломках и возникли «King Crimson». Новая команда тоже распадалась (и неоднократно), но ее музыкальное наследство было гораздо более впечатляющим чем у «Giles, Giles And Fripp». Когда же в коллективе выдавалась свободная минутка, Роберт с удовольствием отвлекался на сайд-проекты, и среди его первых сторонних дел значились сотрудничество с джазовым пианистом Китом Типпеттом, участие в записи дисков «Van Der Graaf Generator» и продюсирование альбома «Matching Mole».

Также в начале 70-х Фрипп кооперировался с Брайаном Ино и записал с ним пару пластинок, «(No Pussyfooting)» и «Evening Star». Обе работы носили экспериментально-эмбиентный характер и в них применялась новаторская техника задержки звука с использованием ленточных петель. Роберт впоследствии усовершенствовал этот метод на свой лад и даже придумал для него специальный термин «фриппертроника». В 1974-м гитарист распустил «King Crimson» и увлеченный учением Георгия Гурджиева временно отошел от дел, но спустя пару лет вернулся в шоу-бизнес и помог записать альбомы Питеру Гэйбриелу, Дэвиду Боуи и Дэрилу Холлу.

Кроме того, Фрипп начал готовить сольник и в 1979-м выпустил свою первую пластинку «Exposure». Сделанный с участием множества именитых гостей (Холл, Гэйбриел, Ино, Хэммилл, Тони Левин, Фил Коллинз и т.д.) диск содержал абсолютно разноплановый материал, и на нем можно было встретить что угодно от заводного рок-н-ролла до дебрей фриппертроники и от угловато-искривленных композиций в духе «King Crimson» до соул-баллад. Так или иначе, публика приняла альбом неплохо, и «Exposure» поднялся на 79-ю ступеньку «Billboard». Между тем Роберт вовсе и не гнался за коммерческим успехом и на двух следующих сольников погрузился в царство фриппертроники. Такой авангард подходил уже далеко не для каждого слушателя, и лишь вторая половина «God Save The Queen — Under Heavy Manners», которую Фрипп снабдил драм-битом, походила на танцевалку и потому была названа термином «дискотроника». В начале 80-х гитарист возродил «King Crimson», а также вернул к жизни имя «League Of Gentlemen» (так назывался один из его первых любительских ансамблей, с которым он в 60-х работал на сопровождении у заезжих американских артистов).

Новая команда была больше нацелена на коммерцию и работала на стыке пост-панка и нью-вэйва, однако все равно в ее саунде было достаточно экспериментальности. В первой половине декады музыкант также объединялся с «полисменом» Энди Саммерсом и выпустил с ним пару инструментальных пластинок. Оба альбома имели синтетический привкус, но если «I Advance Masked» звучал поавангарднее, то «Bewitched» был более прямолинейным опусом.

После очередного роспуска «King Crimson» и записи семейного диска «The Lady Or The Tiger?» с женой Тойей Фрипп занялся преподавательской деятельностью. Его курсы привели к созданию коллектива «The League Of Crafty Guitarists», который гастролировал, выпускал собственные альбомы и породил побочные проекты вроде «California Guitar Trio» и «Gitbox». Начало 90-х ознаменовалось возобновлением сотрудничества с Дэвидом Сильвианом (у которого Роберт гостил несколькими годами ранее), новым созывом «King Crimson», созданием одноразового полусемейного проекта (с Тойей на вокале) «Sunday All Over The World», чей альбом «Kneeling At The Shrine» напоминал феминизированный вариант «Discipline», а также другой недолговечной формации «The Robert Fripp String Quintet», которая исполняла современную камерную музыку и помимо Фриппа состояла из Трея Ганна и участников «California Guitar Trio».

В середине декады музыкант вернулся к сольному творчеству и, проапгрейдив свою фриппертронику с помощью цифровых технологий, записал несколько близких к эмбиенту пластинок, составивших серию «soundscapes». Когда же трудиться в одиночку над «звукошафтами» ему поднадоело, Роберт опять пустился в коллаборационные проекты. Так, под конец века она записывался с Биллом Рифлином и Треем Ганном, в 2000-м сделал одну программу с Джеффри Фэйманом, а в нулевых его основными партнерами стали Брайан Ино и Тео Трэвис. В 2010 году Фрипп вошел в один из многочисленных «проеКтов» пост-кримсоновской фраКтализации (альбом «A Scarcity Of Miracles»), а в 2015-м вместе с экс-скрипачом «King Crimson» Дэвидом Кроссом записал диск «Starless Starlight».

Биографии

Кто такой Роберт Фрипп? Основатель и единственный постоянный участник группы «Кинг Кримсон». Верно. Но, в первую очередь, это гитарист, в корне изменивший статус рок-культуры. Если для большинства рок-гитаристов игра — это в первую очередь развлечение (например, на концерте можно пожертвовать качеством музыки ради эффектного прыжка, курения во время игры, и т.д.), то для Фриппа это совершенно серьезное занятие — он даже на концертах играет сидя, чтобы ни в коем случае не повредить исполняемой им музыке. Вся его деятельность была направлена на то, чтобы поднять композиторское и исполнительское мастерство в рок-музыке до качества, присущего музыке академической, а также максимально расширить диапазон выразительных средств современного гитариста, используя существующие технические средства.

В возрасте 21 года, окончательно решив заниматься музыкой профессионально, Роберт неуклонно совершенствует свою гитарную технику и композиторский талант, играя в своей первой профессиональной группе «Кинг Кримсон», которую он создал вместе со своим лучшим другом — вокалистом Грегом Лэйком. Несмотря на то, что Роберт — левша, играющий на гитаре «праворуким» способом, немногие гитаристы могли с ним сравниться в течение всей его профессиональной карьеры. Ни один из участников «Кинг Кримсон» (в разных его составах), умеющих играть на гитаре, даже не пытался играть вместе с Фриппом. Впервые второй гитарист появился только в четвертом составе «Кинг Кримсон». Это был легендарный «электронный гитарист» Эдриан Бэлью, извлекавший из гитары совершенно немыслимые для музыкального инструмента звуки, в том числе крики чаек в песне «Matte Kudasai» («Пожалуйста, подожди», яп.) или трубный голос слона в песне «Elephant Talk», а также игравший на безладовой гитаре (!) в песне «Man With An Open Heart».

Однако, вернемся к 1969 году. В первом составе группа записывает два альбома: «In The Court Of The Crimson King» (1969) и «In The Wake Of Poseidon» (1970). В 70-м году Грег Лэйк уходит в группу «Emerson Lake & Palmer», а «Кинг Кримсон» в новом составе записывает альбом «Lizard», причем заглавную песню исполняет вокалист группы «Yes» Йон Андерсон. Затем выходит альбом «Islands», где Фрипп выступает в основном как композитор — гитарных партий там немного. В 1973 году состав вновь меняется. В группу приходят: вокалист/басист Джон Веттон, бывший ударник «Yes» Билл Брафорд и скрипач Дэвид Кросс. Группа записывает великолепный альбом «Larks’ Tongues In Aspic», а на следующий год — «Starless & Bible Black». В 1974-м выходит легендарный «Red». В 1975-м группа распадается на 6 лет, однако Роберт не теряет времени даром.

Читайте также  Биография Blurt необычная группа пост-панк эпохи

В начале 70-х Фрипп осваивает придуманный Брайаном Ино аппарат, состоящий из двух магнитофонов с зацикленными лентами и функционирующий таким образом, что на одну ленту записывается смешанный звук гитары и другой ленты. По окончании цикла, записанная лента начинает проигрываться, а другая — записываться, и так до бесконечности. В честь первого пользователя аппарат был назван Фриппертроникой (Frippertronic). Позднее подобные, только уже цифровые устройства, Роберт начал использовать для создания своих саундскейпов (soundscapes) — «звуковых пейзажей». Это основанная на циклах амбиентная импровизируемая музыка.

В 1979-м году выходит легендарный сольный альбом Фриппа «Exposure», в записи которого принимали участие Питер Хэмилл («Van Der Graaf Generator») и Питер Гэбриэл («Genesis»). Этот альбом звучит очень современно даже сейчас, в конце 90-х.

К 1981 году собрался четвертый состав «Кинг Кримсон», в котором впервые появился еще один гитарист (он же вокалист и автор текстов) — Эдриан Бэлью. По-прежнему остался ударник Билл Брафорд. В качестве басиста был приглашен легендарный Тони Левин, который играл еще на «Double Fantasy» у Джона Леннона. Тони играл также на 10-струнной тач-гитаре «Стик». Группа выпустила замечательный альбом «Discipline», а затем, в 1982-м году — «Beat». В 1984-м вышел «Three Of A Perfect Pair». Вскоре группа вновь распалась, уже на 7 лет.

С 1983 года Фрипп использует только свою собственную настройку для гитары (снизу вверх: CGDAEG), ныне известную как «New Standard Tuning (NST)» или «Crafty Tuning». Если обычно гитара настраивается преимущественно по квартам, то NST — это преимущественно квинтовый строй, как у струнных инструментов, причем четыре средние струны настроены аналогично скрипке. Он расширяет диапазон инструмента, упрощает взятие аккордов, состоящих из больших интервалов, а также «принуждает отказаться от привычных клише». Сам Роберт говорит: «Для меня NST имеет определенный смысл. А стандартная настройка? Она возникла случайно. Кто придумал настраивать гитару так? И почему? Скорее всего, лишь потому, что от большего натяжения струны, которые изготавливали в те времена из кишок, могли лопнуть».

Тогда же, в 80-х Фрипп создает свою гитарную школу «Guitar Craft» («Гитарное Искусство»). Обучение игре на гитаре начинается с выработки самодисциплины у музыканта. Каждая нота должна быть сыграна с определенным смыслом, случайностей или типичных «фишек» в игре быть не должно. «Для хорошего музыканта игра, состоящая из «фишек», работа на автомате — это не музыка. Это только подобие музыки. В ней отсутствует качество. Это механическая игра». Довольно быстро школа становится популярной, ее выпускники становятся действительно хорошими музыкантами. Роберт дает с ними совместные концерты и записывает несколько инструментальных альбомов под маркой «Лига Искусных Гитаристов» («League Of Crafty Guitarists»). Со временем появляется несколько отделений этой школы в разных концах света. Один из ее выпускников, Трей Ганн, становится участником пятого состава «Кинг Кримсон», играет на тач-гитарах «Стик» («Stick») и «Ворр Гитар» («Warr Guitar»).

В 1982-84 годах Фрипп выпускает несколько альбомов совместно с гитаристом «Police» Энди Саммерсом.

В 1984 году Роберт знакомится со своей будущей женой Тойей Вилкокс (Toyah Wilcox) и практически сразу делает ей предложение: «Почему? Я понял, что это моя жена. Как я мог этого не понять?». 16 мая 1986 года, в свой 40-й день рождения, Роберт женится на Тойе.

С 1986 по 1995 Фрипп записывается со своими учениками — «Лигой Искусных Гитаристов».

В 1993-95 Фрипп записывает несколько альбомов в сотрудничестве с вокалистом Дэвидом Сильвианом (из группы «Japan»).

Примерно в то же время Фрипп организует собственную независимую мобильную студию звукозаписи «Discipline Global Mobile (DGM)», цели которой он определил как:
— помогать издавать музыку, которая иначе не могла бы быть издана вовсе, или была бы издана на условиях, от которых пострадала бы либо музыка, либо музыканты;
— действовать в условиях рынка, будучи свободными от ценностей рынка;
— помогать музыкантам и сотрудникам DGM добиваться своих личных целей;
— находить свою публику;
— быть моделью этичного бизнеса в мире индустрии, основанной на эксплуатации, мошенничестве, воровстве и алчности.

В 1992 Фрипп «совершенно непреднамеренно» придумал новый способ организации группы — двойное трио (double trio): два гитариста, два басиста, два ударника. Примерно тогда же Фрипп решил, что он уже знает, какой будет музыка нового «Кинг Кримсон». И вот в 1995-м году выходит сингл «VROOOM». К прежнему составу добавились: ученик Фриппа тач-гитарист Трей Ганн и ударник Пат Мастеллотто. Вслед за ним, в том же году вышел и великолепный альбом «THRAK».

Затем, как сказал Роберт, произошла «фрактализация» группы: каждый из участников организовал свой проект, в основном с бывшими коллегами по «Кинг Кримсон», в одном из которых Эдриан Бэлью выступает в качестве ударника. Сам же Фрипп сосредоточился, в основном, на саундскейпах.

Ныне «Кинг Кримсон» не существует, а его участники выступают с новой музыкой под названиями «ProjeKCt 1», «ProjeKCt 2» (KC — аббревиатура от «King Crimson»)… Одному Фриппу извесно, когда будет готова новая порция музыки, которую можно издать под маркой «Кинг Кримсон». Интересно, в каком составе Роберт соберет свою легендарную группу, умирающую и возрождающуюся вновь вот уже почти 30 лет, чтобы показать миру свою новую, исключительную «кримсоновскую» музыку?

Роберт Фрипп и школа гитарного мастерства…

Если море может «смеяться», а человек «каменеть», то ничто, похоже, не мешает уподобить людей ландшафтам. Имея в виду, что это уподобление имеет отношение к таким понятиям, как «цельность», «разбросанность», «противоречивость», «масштаб личности». Вернее, к представлению об этих понятиях.

Скажем, есть люди-ямки — и только, люди-холмики — и только. Или горы, пропасти, равнины — опять же «и только». А есть те, рельеф которых многоразличен — и горы, и реки, и пещеры, и поля, и овраги, и пустыни и т.д.; соответственно, и метеорологическая обстановка там тоже разная; соответственно, судить о цельности этих людей и понимать ее несколько труднее, чем цельность «холмиков» и «ямок». Плюс чем разнообразнее элементы их ландшафта, тем таких людей меньше.

Типичный пример нетипичного человека в пейзаже — Лев Толстой, обвинения которого в разного рода «несоответствиях» обычны и постоянны. В частности, потому, что некоторым людям трудно осознавать эволюцию не как количественное накопление, а как качественное изменение.

Подобное свойственно не только миру людей, но и миру явлений. В том числе явлению рок-н-ролла, который свел воедино ландшафты джунглей и плантаций с ландшафтами хайвеев и фабрик. И дошел до того, что запросто мог сочетать интерьер буддийского или протестантского храма с экстерьером подлодки или звездолета.

Не все могут находится одновременно в разных местах, и психологически это очень понятно. Понятна, стало быть, и агрессия, которую встретила рок-музыка у ее недоброжелателей. Самые замшелые из них пугали тем, что от нее вянут фикусы, а более, так сказать, гуманные — рассуждали о дурном влиянии, которое она оказывает на детишек. Рок-музыканты между тем продолжали возделывать свой садик, он же огородик, он же пустошь, преисподняя, эдем и т.д. Некоторые при этом ломались и уходили в обслугу, некоторые — исключительно наоборот.

А теперь совсем немного истории.

В 1969 г. в контексте рок-музыки, понимаемой именно как очень широкий контекст, появляется ансамбль, музыка и само существование которого оказываются тесно зависимы от одного человека: название этого ансамбля King Crimson, а имя человека — Роберт Фрипп. К настоящему времени, помимо активного концертирования и выпуска пластинок, совокупное число которых давно зашкалило за сотню, Фриппу удалось добиться как минимум двух вещей: 1) создать компанию звукозаписи, где пишутся он сам и близкие ему по духу музыканты, т.е. прийти к серьезной коммерческой независимости и возможности распространить ее благо на других; 2) организовать построенные на собственных принципах курсы Гитарного Ремесла (Guitar Craft course), т.е. создать традицию.

Эти курсы существуют с 1985 г., и существуют не только в Штатах, где начались, но и в Англии, Франции, Германии, Новой Зеландии, Аргентине и других странах, их прошли уже более тысячи человек, и на их базе собирается ансамбль The League of Crafty Guitarists, выпустивший уже несколько пластинок, а один из выпускников Guitar Craft даже закрепился в составе King Crimson.

Читайте также  Биография Мэттью Эшмана

Все прочее — в тексте введения к курсу самого Роберта Фриппа, имеющего столь же общечеловеческий, сколь и прикладной характер, поскольку является результатом осмысления им как своей жизненной и музыкальной практики, так и практики преподавания в Guitar Craft.

Гитарное Ремесло — это три вещи:

Способ совершенствования своих отношений с гитарой.
Способ совершенствования своих отношений с музыкой.
Способ совершенствования своих отношений с самим собой.
Конкретные детали каждого курса Гитарного Ремесла, как правило, не уточняются, с тем чтобы можно было индивидуально определять уровень и характер занятий. В целом же мы работаем и на индивидуальной основе, и в группах каждый день, а также проводим личные встречи, на которых сосредоточиваем внимание прежде всего на индивидуальных потребностях. Нашим намерением является передача основ умения игры на гитаре с помощью медиатора, а не обсуждение музыкальной теории.

Занятия при этом могут быть интенсивными настолько, насколько это соответствует желаниям и возможностям студента.

Мой личный опыт говорит мне, что музыка всегда готова обнаружить свое благотворное присутствие, будучи постоянно доступной для нас, но мы сами в целом не всегда открыты для этого благотворного присутствия. При определенной интенсивности занятий наше состояние способно измениться, и в точке этого изменения мы можем обнаружить, что музыка ждет нас. Так как же достичь этой точки? Основополагающее значение здесь имеет направленность внимания. Если мы не умеем управлять нашим вниманием, мы ничего не достигнем. Способность расслабляться — не менее фундаментальное условие. Мало что по-настоящему возможно, когда мы напряжены. В расслабленном состоянии, при условии, что все наше внимание сконцентрировано, мы становимся особенно восприимчивы к требованиям момента.

«Историческая перспектива», которую поминает Фрипп, это, безусловно, традиция. И здесь это не столько традиция дзэн-буддизма вообще, сколько традиция воинских искусств, которые питались не только от буддизма, но и от конфуцианства с даосизмом, а в японской версии — еще и от синтоизма. Там — Путь лука, Путь меча, тут — Путь гитары. Соответственно, под слиянием сосредоточенности и расслабленности имеется в виду такое приблизительно состояние: «Когда я стою с мечом в руках против своего противника, я забываю обо всем, даже о противнике. Все мое существо смыкается с окружающим миром» (Миямото Мусаси). Не так называемая «свобода»(всегда — анклав) дает чувство уверенного покоя, а тотальная детерминированность, когда в тебе сошлись все пароли и все отзывы.

Вводный курс Гитарного Ремесла, или Первый Уровень, открыт для студентов любой степени подготовки — и даже для тех, у кого никакого предварительного опыта нет вообще: единственным условием является наличие желания заниматься. Акцент при этом делается на том, как играть, а не на том, что играется. Мы делимся теми принципами, которыми руководствуемся сами. Эти принципы применимы во всех сферах жизни.

Интересы студентов, которые посещают курсы Гитарного Ремесла, различны. Одни хотят стать профессиональными музыкантами. Другие посвятили себя тому, чтобы найти и утвердить принципы своего поведения в повседневной жизни. Для этих студентов гитара и игра на ней — вещи второстепенные. Некоторые студенты — музыканты со значительным стажем, у которых иссяк первоначальный порыв, приведший их к инструменту. Они приходят, чтобы заново открыть свою любовь и к гитаре, и к музыке. Друзья и знакомые вышепомянутых студентов также поступают на курсы, видя воздействие, которое оказывает Гитарное Ремесло, и желая испытать на себе введение в дисциплину ремесла.

Упражнения из серии Первичных и Вторичных упражнений, которые предлагаются на ранних курсах, специально подобраны. Первичные — обманчиво просты. Принципы, на которых они базируются, могут служить основанием для Правильной Практики, если разобраны и умно приложены студентом, пусть он даже опытный музыкант. Вспомогательные упражнения, относящиеся к обеим этим сериям, доступны и, как правило, приноровлены к индивидуальным потребностям студента, как часть развития его личной программы. Очень немногие студенты из тех, что посещают вводные курсы, готовы ко всем этим упражнениям, и ни одно из них по сей день не исчерпало своего потенциала.

Порядок и состав введения варьируются в зависимости от каждого студента, курса и страны, в которой проводится курс. Упражнения ни постоянны, ни единообразны. В этом смысле они не являются методом обучения игре на гитаре как таковым. По мере того, как наш опыт растет — и в том, что касается практикования упражнений, и в том, что касается отдачи им от студентов — упражнения видоизменяются, приспосабливаются, отбрасываются и, значит, совершенствуются. Упражнение не является самоценным, но служит проводником для принципа.

Имеется семь основных гитарных упражнений, используемых на Первом Уровне. Они называются Семь Первичных Ступеней.

Лишь немногие из студентов на вводном курсе готовы ко всем этим упражнениям, и хотя некоторые из упражнений для левой руки используются и в других школах, я не слышал о какой-либо другой школе, которая специализировалась бы на альтернативной технике перекрестного (cross-picking) щипка, практикуемой в школе Гитарного Ремесла. Ввиду важности, придаваемой развитию центра тяжести для обеих рук, мы называем этот подход Срединным Путем.

Существуют вспомогательные упражнения, которые берут свое начало в Семи Первичных Ступенях и связаны с ними, но используются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента как часть работы по индивидуальной программе. Существуют и другие упражнения для первого курса — к ним прибегают в тех случаях, когда в этом возникает потребность; таково упражнение на внимательность, оно же введение в практику координации. Более сложные и тонкие техники, такие, как упражнение на передачу свойств и достижение совершенства, могут эффективно использоваться только при индивидуальной работе.

Что касается занятий, направленных на расслабление и обострение чувства присутствия, то они связаны с нашей работой по развитию внимания, которая, в свою очередь, связана с культивированием способности вызывать это расслабленное и одновременно предельно чуткое состояние. Студенту не только не говорят, что ему надо делать, но ставят в провокационные ситуации, где ему предстоит найти достойный выход из них, сообразуясь с личными возможностями и талантом.

«Постичь себя — значит забыть себя. Забыть себя — это значит быть пробужденным всем множеством вещей» (Догэн). Провокация здесь — это проверка на «пробужденность», в общем — коан. Предполагается, что для человека, полностью забывшего себя, никаких дурацких неожиданностей быть не может. Отсюда задача учителя — показывать, а ученика — убирать препятствия на пути самозабвения, т.е. слияния с объектом (в том числе с гитарой).

Музыкальный репертуар Гитарного Ремесла для ансамблей любого размера велик и постоянно растет. В основном он создается студентами Гитарного Ремесла, отчасти — в результате совместной работы. Групповая работа и взаимопомощь — отличительные черты курсов Гитарного Ремесла. Групповая работа помогла многим студентам приблизиться к собственному голосу и индивидуальности и осознать свои собственные потребности.

Если музыка является творчеством (an art), а музыкант — творцом (an artist), то каков должен быть наш подход к этому в практическом плане? Курс Гитарного Ремесла, что явствует уже из названия, и есть ремесло, т.е. развитие определенных навыков игры на инструменте, которые могут использоваться в качестве прямой реакции на творческий музыкальный импульс. Проще говоря, музыкант становится хорошо подготовленным инструментом, на котором играет музыка. Мы достигаем осязаемых результатов, работая над неосязаемым. На определенной стадии сконцентированного усилия ремесло становится искусством. Это очень просто, но невероятно трудно.

Итого: еще два отрывка из Фриппа, один из которых имеет педагогическое, а другой — поэтическое (что в сущности одно и то же) значение: 1) Я и книга — праздник. Я, книга и чашка кофе — уже оргия. 2) Музыка — это чаша, в которой содержится вино тишины. Звук — это та же чаша, но пустая. Шум — та же чаша, но разбитая.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: